Феномен успеха в контексте российского медиадискурса (на примере глянцевых журналов)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящее время в гуманитарном знании (философии, культурологии, психологии, социологии, лингвистики и др.) особую актуальность приобретает исследование феномена успеха, имеющего сложную, многогранную структуру и представляющего интерес с точки зрения раскрытия ценностных оснований как отдельной личности, так и общества в целом. В сфере современной массовой культуры, в частности в медиапространстве, происходит активное формирование и трансляция символов успеха, что, по сути, является навязыванием определенных, часто ментально чуждых для русского сознания и культуры, ценностных ориентиров. Раскрытие данных механизмов на примере анализа текстов из российских глянцевых журналов – предмет представленного исследования. В статье рассматриваются современные отечественные социокультурологические и психологических подходы к пониманию феномена успеха; выявляются особенности дискурсивных практик в российском медиапространстве; исследуется роль лексических единиц, используемых для конструирования образа успешного человека в российском медиадискурсе, представлены подходы к классификации лексики, ее количественный и качественный анализ через выявление «внутренних» и «внешних» категорий успеха. В качестве эмпирического материала используется корпус текстов из наиболее популярных отечественных глянцевых журналов: GQ, Menslife, Elle, Cosmopolitan.

Полный текст

Введение. Исследование феномена успеха носит междисциплинарный характер, являясь объектом изучения различных гуманитарных наук, в частности философии, социологии, культурологии, психологии. Следует отметить, что социокультурное и психологическое понимание понятия «успех» имеет сложную и многогранную структуру. «С одной стороны, успех рассматривается как индикатор переживания индивидом результата собственных действий и усилий, а с другой как показатель своеобразия его положения среди других людей и, следовательно, специфики его социальных связей и отношений» [1, с. 3]. В настоящее время исследование успеха приобретает особую актуальность, представляя интерес с точки зрения раскрытия ценностных оснований как отдельной личности, так и общества в целом.

Методы исследования. В ходе работы применялись общегуманитарные и специализированные методы исследования, в частности интегративный метод, позволяющий применить научные знания в областях психологии, социологии, культурологии и лингвистики для достижения цели исследования, культурно-исторический анализ, необходимый для выявления специфики ценностных ориентацией человека в современных социокультурных и экономических условиях, а также статистический анализ корпуса текстов, который был осуществлен с помощью специализированного программного обеспечения обработки естественных языков WordSmith 8.0.

История вопроса. В психологии понятие «успех» определяется двояко. С одной стороны, оно рассматривается как достижение признания личности со стороны социума и значимых для нее людей, что составляет внешнее проявление успеха. С другой стороны, эта категория представляется результатом действия индивида по пути реализации его собственных возможностей и способностей, что отражает внутреннее понимание и проявление успеха.

В отечественных социокультурных исследованиях можно встретить несколько подходов к пониманию успеха. Как правило, он рассматривается с позиций соотношения культуры личности с ее самочувствием в процессе социализации. Н.В. Розенберг подразумевает, что успех – это личностная активность, направленная на достижение, социальная оценка деятельности, «включение значимой деятельности в нормативную средовую плоскость, что приводит к изменению социокультурной реальности» [2, c. 7].

Другой возможной интерпретацией категории «успех» является его восприятие как двойственного явления, с одной стороны, как широкое социальное признание и, с другой, как признание для «значимых других». Первый вид успеха характеризуется стремлением к популярности и соответствию «внешним и внеличностным требованиям окружения» [3, с. 477]. Второй вид «успеха» описывается как признание достижений конкретным человеком, к примеру, учителем, родителями, друзьями и т. д. Но если исходить из данных установок, достичь успеха представляется очень проблематичным. Е.В. Караханян отмечает: «Человек действует в рамках социальной системы, где понимание успеха или его ценностная значимость будут противоречить его личностному пониманию и значимости» [4, с. 363].

Достижение успеха связано с системой ценностей как отдельного человека, так и социума в целом, что становится основанием для возникновения противоречий между пониманием личностным и общественным. Таким образом, в современных социокультурологических и психологических исследованиях отмечается дихотомия феномена успеха. Уделяется особое внимание экономическим, культурным, социальным факторам в динамике представлений об успехе в конкретном социокультурном контексте.

Аксиологические трансформации человека связаны с изменениями информационной и коммуникативной среды, коммерциализацией и комодификацией культуры, развитием средств массовой коммуникации. Медиа как форма нового социокультурного пространства, в котором материалы и их содержание создаются и распространяются массовой аудитории посредством цифровых технологий, становятся источником «поведенческих моделей, социальных ролей и важнейшим инструментом формирования идеологий, смыслов, ценностей, идентичности» [5, с. 5]. Медиапространство влияет на человека через вербальные и невербальные коды, таким образом, формируя и преобразуя его ценностные ориентиры, в том числе восприятие успеха.

Развитие дискурсивных практик в российском медиапространстве во многом способствовали формированию смыслосодержания понятия «успех» и его активной трансляции как модели социального поведения в российском обществе тенденции.

В данном контексте особый интерес, на наш взгляд, представляет установление «репертуара» лексических средств, используемых для вербализации категории «успеха» в отечественном медиапространстве, описание данных единиц, их качественные и количественные характеристики, репрезентирующие образ успеха, соответствующий современной социокультурной реальности.

Российское медиапространство – яркий пример социокультурных трансформаций. Е.Л. Вартанова выделяет в российском медиадискурсе следующие тенденции: «дерегулирование экономики и изменение политической системы в 1990-х гг.; быстрый рост рекламного рынка; расширение медиаиндустрии за счет количественного роста медиакампаний и появление новых типов предприятий в конце 1990- начале 2000 гг.; цифровизация медиа и рост цифровой аудитории в 2010 гг.» (8, с. 6).

Таким образом, с 1991 г. в российском обществе произошли значимые изменения в экономическом базисе, профессиональных практиках, деятельности СМИ и транслируемых ими ценностях. Медиасистема в постсоветский период трансформировалась ввиду комплексного воздействия многих факторов, которые во многом зависили от факторов экономического экономического характера. Общественные изменения привели к значительному увеличению потребления, что стало причиной активного роста рекламного рынка, коммерциализации медиаиндустрии, в том числе полиграфической продукции (газетная, журнальная периодика), нишевые телеканалы и т.д. [6]. Массовая культура поддалась коммерциализации, приобрела новые, наиболее эффективные для оказания глубокого влияние на личность, когда социализация граждан начинает все в большей степени реализовываться через культуру потребления. [7, с. 18].

Посредством рекламы и маркетинговых технологий «успешный человек» стал актуальным образом идеального представителя культуры потребления; образ успешности стал активно конструироваться и тиражироваться СМИ, которые все больше приобретают манипулятивную функцию, нежели информативную [8]. Транслируемые культурой символы успешности задают направление вектора самореализации личности [10], в связи с чем лингвистический анализ существующих практик в отечественном медиапространстве представляет определенный интерес для исследования феномена успешности.

Результаты исследования. В связи с этим научный интерес представляет исследование некоторых языковедческих особенностей глянцевых журналов, которые используют определенные стереотипы (идеологические, культурные, гендерные и др.), ориентируясь на массового читателя. Глянцевые журналы, используя рекламу как инструмент маркетинговых коммуникаций, стали транслировать массовой аудитории информацию о товарах и услугах, подкрепляя рекламные сообщения визуальными материалами и вербально-текстовым контентом. Особенностью глянцевых журналов является трансляция образа успешного человека. Более того, в подобного рода изданиях конструируется картина мира, которая становится основой для ценностных ориентиров человека, воплощающихся в образе успешности с помощью языковых средств.

В ходе проведенного анализа статей из наиболее популярных российских журналов: GQ, Menslife, Elle, Cosmopolitan были выделены две лексикосемантические группы, отражающие дихотомию понимания образа успешности – «внешний» успех, отражающий внешнюю проявленность успеха, и успех «внутренний», относящийся к субъективно-личностным детерминантам данного феномена. График (рисунок 1) показывает преобладание лексических единиц, репрезентирующих успех как внешнюю его составляющую. Это говорит о том, что транслируемый глянцевыми журналами образ успеха и успешности связан скорее с его внешними проявлениями. Меньшее значение уделяется внутренним, субъектно-личностным детерминантам успешности.

 

Рис. 1. Процентное соотношение частотности упоминания лексики в пределах «внутренней» и «внешней» составляющих успеха

 

Первая группа, отражающая «внешнюю» ориентированность успеха, составила три категории наиболее высокочастотных лексических средств:

  1. Карьера, предпринимательская деятельность, материальный достаток. Высокочастотные лексические единицы: бизнес, работа, бизнесмен, богатство, траты, деньги, средства, зарабатывать, дело, инвестировать, предприниматели, миллиардер.
  2. Власть, статус, известность. Высокочастотные лексические единицы: стильный, обладать, звезды, соответствовать, управлять, победить, известный, популярность, шоу.
  3. Социокультурные, семейные ценности. Высокочастотные лексические единицы: помогать, ценности, знания, спорт, друзья, здоровье, поддержка, благотворительность, семья.

Отдельно стоит отметить лексические единицы, вербализирующие ценность удачи и везения: удача, удачный, риск, рисковать, неудачи, провал, судьба, случайность.

Процентное соотношение частотности упоминания лексики в данных категориях представлено на рисунке 2. График показывает, что среди категорий внешнего проявления успеха самую большую долю среди занимает группа «Карьера, бизнес, материальный достаток». Остальные категории в процентном отношении приблизительно одинаковы.

 

Рис. 2. Процентное соотношение частотности упоминания лексики в пределах «внешней» категории успеха

 

Обращаясь к «внутренней» категории успеха, стоит отметить, что в результате анализа составлены определенные категории, относящиеся к субъективно-личностным характеристикам человека. Определенное значение в дискурсе глянцевых журналов придается таким выделенным категориям:

  1. Достижение целей, процесс и результат деятельности. Высокочастотная лексика: добиться, цель, целеустремленность, стремление, справиться, стараться, реализация, достичь, достижение, результат, развитие, эффективность, эффективный.
  2. Качества характера, личностные характеристики. Высокочастотные лексические единицы: Смелость, решимость, уверенность, умный, навыки, творческий, талантливый, ответственный.
  3. Чувства эмоции. Высокочастотные лексические единицы: чувства, чувствовать, эмоции, страх, стресс, счастье, удовольствие, наслаждаться, мечтать, любовь.

Диаграмма соотношения используемой лексики в наиболее высокочастотных категориях «внутреннего» успеха представлена на рисунке 3. На графике видно, что успех в подавляющем большинстве отражает такие качества, как целеустремленность, мотивацию на достижение результатов, эффективное выполнение задач. Это коррелирует с определением содержания «внутреннего успеха» в современных исследованиях в области психологии, как достижения значимых для человека целей.

 

Рис. 3. Процентное соотношение частотности упоминания лексики в пределах «внутренней» категории успеха

 

Выводы. Таким образом, можно заключить, что в современной России социокультурные аспекты психологии успеха связаны с возникновением социальных стереотипов, связанных с успешностью, которые получили развитие после разрушения советской идеологии. В рассматриваемом контексте роль культуры, в особенности массовой, можно представить как механизм формирования, трансляции и трансформации символов успеха, навязывания новых ценностных ориентиров, часто ментально чуждых для русского сознания и культуры, ценностных ориентиров. СМИ в данном случае являются источником «формирования общественного мнения, создания определенного идеологического фона, пропаганды той или иной системы ценностей, движения языковой нормы, состояния национальной культуры» [9, с. 19].

Представляется, что лексический анализ текстов из российских глянцевых журналов, направленных на конструирование образа успешного человека как идеального представителя культуры потребления, позволяет выявить механизмы манипулирования массовым сознанием с целью навязывания ложных западных ценностей, что, на наш взгляд, мало отвечает интересам культурной самоидентификации российского общества на современном этапе.

×

Об авторах

Юлия Викторовна Кузнецова

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва

Автор, ответственный за переписку.
Email: kuv@bk.ru

кандидат философских наук, доцент кафедры дизайна и рекламы

Россия, Cаранск

Анна Сергеевна Кузнецова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Email: catann06@mail.ru

магистрант 2 курса направления подготовки «Нейропсихолингвистика»

Россия, Москва

Список литературы

  1. Нефедова, Н. И. Социальные представления об успехе: дис. ... канд. психол. наук. – Ярославль, 2004. – 186 c.
  2. Розенберг, Н. В. Архитектоника успеха в культуре: дис. … канд. филос. наук. – Тамбов, 2001. – 176 с.
  3. Тульчинский, Г. Л. Философия поступка: самоопределение личности в современном обществе [Текст]: монография / Л. Г. Тульчинский. – СПб.: Алетейя, 2020. – 826 с.
  4. Караханян, Е. В. Понятие успеха в Российской культуре // Вестник Башкирского университета. – 2018. – № 2. –С. 362–365.
  5. Вартанова, Е. Л. Теория медиа: отечественный дискурс. [Текст]: монография / Е. Л. Вартанова. – М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2019. – 224 с.
  6. Трубина, Е. Г., Розенхольм, А., Норденстренгом, К. Российские масс-медиа и меняющиеся ценности. [Текст]: моногра-фия / Е. Г. Трубина, А. Розенхольм, К. Норденстренгом. – Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 2020. 240 с.
  7. Николаев, М. С. Метаморфозы социализации в обществе потребления // Вестн. Казан. гос. ун-та культуры и искусств. – 2011. – №3. –С. 17–21.
  8. Васильев, А. Д. Приемы реализации манипулятивной функции в российских СМИ: порождение мифов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2019. – № 1 (23). – С. 58–64.
  9. Добросклонская, Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов: (опыт исследования современной английской медиаречи). [Текст]: монография / Т. Г. Добросклонская. – М., 2005. –288 с.
  10. Бакуменко, Г.В. Социокультурный процесс символизации успеха как предмет исследования // Человек и культура. – 2015. – № 3. – С. 41–55.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Процентное соотношение частотности упоминания лексики в пределах «внутренней» и «внешней» составляющих успеха

Скачать (74KB)
3. Рис. 2. Процентное соотношение частотности упоминания лексики в пределах «внешней» категории успеха

Скачать (114KB)
4. Рис. 3. Процентное соотношение частотности упоминания лексики в пределах «внутренней» категории успеха

Скачать (99KB)

© Кузнецова Ю.В., Кузнецова А.С., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах