Истоки праздничной культуры Луганщины

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается история становления праздничной культуры Луганщины, дается их краткая характеристика. Автор рассматривает различные обряды, традиции и массовые гуляния, которые формировали праздничную культуру данного края и приходит к выводу, что праздничная культура нынешней Луганской Народной Республики – это результат уникального накопленного социумом культурного и исторического опыта и имеет глубокое духовное, культурное и патриотическое значение. На Луганщине представлено множество культур и традиций в связи с исторически сложившимися обстоятельствами: сравнительно позднее заселение края; совместное проживание разных национальностей на одной территории – русских, украинцев, сербов, поляков, греков, евреев и многих других; хозяйственно-экономические, культурные, бытовые связи, которые привели к значительному этнокультурному сближению народов. Приведены примеры слияния братской сербской культуры с традициями и праздниками донских казаков: и сербский Божич (коляда под Рождество), и общий обычай первого гостя Рождественского утра, и Пасха, и трансформирующиеся языческие праздники, обряды, такие как Ивана Купала, Масленица; и множество других общих праздников и традиций. Подчеркнуто, что для множества наций устное и нематериальное культурное наследие составляет главный источник идентификации. Одним из основных видов нематериального наследия является культура праздников.

Полный текст

Введение. Интерес к прошлому, закономерно возникший на определённом этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа – есть общемировая тенденция. Праздничная культура является важной частью образа и духа определенного периода времени, отражает политический строй государства, имеет основу в традиционной, народной культуре и часто связана с конфессиональными установками государства [4, с. 496].

По мнению А.И. Мазаева, праздник – это «древний и постоянно воспроизводимый элемент культуры, который в отдельные периоды истории способен переживать упадок, но не может исчезнуть совсем» [5, с. 9].

Праздник как явление жизни духовной, как фактор семейной, профессиональной, религиозной и социальной интеграции, как форма выражения национально-культурных традиций, всегда привлекал внимание исследователей в области истории, этнографии, философии, религиоведения, культурологии, социальной психологии, искусствознания, режиссуры, педагогики и других направлений гуманитарного знания. Праздники всегда играли большую роль в жизни общества, отвлекая от повседневности посредством общения и развлечения, способствуя формированию и укреплению общности людей.

В Толковом словаре В.И. Даля объяснение празднику дается на основе понятия «праздность» [3]. Я.П. Белоусов тоже определяет понятие «праздник», беря за основу древнеславянское «праздь» – отдых, безделье, лень [2].

С помощью праздника происходит вовлечение человека в жизнь социума, освоение общественного опыта, знаний, ценностей, норм поведения, морали и пр.

Праздничная культура является связующим фактором между поколениями, формирует историческую память народа. Участие в праздничном действии формирует чувство принадлежности к народу, его культуре. При различных формах проведения праздника идёт передача от поколения к поколению представлений о картине мира, передача опыта, навыков труда, семейно-бытовых традициях, проходит усвоение нравственных норм младшими его участниками и развитие их эстетических вкусов.

М.Е. Сидорова считает, что «праздничная культура сопровождает человеческое общество с самых ранних стадий развития и является неотъемлемой составляющей культуры в целом» [7, с. 680].

Народная праздничная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, который материализован в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

Одними из главных составляющих духовной жизни народа являются праздники и обряды, которые отражают не только этническое своеобразие, но и моральные ценности, ментальность, историю. Принципиальной особенностью праздников является идея неразрывного единства всех сторон культуры – норм поведения, искусства, культурных и духовных традиций.

Методы исследования. Основным методом исследования является анализ научной литературы, опубликованной в период 1974-2020 гг. Протяженный по времени ряд идей и размышлений позволил составить общую картину развития темы, которой посвящена статья.

История вопроса. Луганщина является уникальной территорией в плане культуры. В статье рассматриваются особенности развития фольклора Луганского края, связанная с исторически сложившимися обстоятельствами: позднее заселение края; многонациональность; экономические, культурно-бытовые связи, которые привели к значительному этнокультурному сближению народов.

Как рассказывает в своей работе об истории луганского края М.В. Орешкин, с 3 в. до н. э. и до середины 3 в. н. э. на территории области жили сарматские племена. Позднее – печенеги и половцы. Эти земли, получившие название «Дикое поле», отделяли Русское государство от Крымского ханства. После монголо-татарского нашествия Луганская степь опустела. Во второй половине XVI в. Русское государство для охраны своих южных границ развернуло в южных степях пограничную сторожевую службу. Сюда приходят Донские и Запорожские казаки. С их приходом начинается строительство укрепленных городов, сторожевых постов, зимовников [6].

Однако этот первоначальный этап заселения оказался мало перспективным. Казачьих поселений было мало. Дальнейшее решение данной проблемы было найдено в религиозной плоскости.

Еще Петру Великому пришла идея привлечения патриотов православного вероисповедания для заселения данных территорий, но воплотить ее он не успел.

Данную идею начала воплощать императрица Елизавета Петровна, которая обратилась к царствовавшей в Австро-Венгрии Марии-Терезии с просьбой не препятствовать сербским офицерам и офицерам других национальностей перейти на службу в Россию. За счет расселения офицеров православного вероисповедания – бывших поданных Австрийской империи. Так началось заселение территорий, расположенных между Северским Донцом, Бахмутом и Луганью. Так, в 1752 г. прибыли первые военные переселенцы, принявшие военное подданство и присягу в составе двух конных гусарских полков под командованием Райко Прерадовича (Родиона Депрерадовича) и Ивана Шевича. При заселении переселенцам предоставлялись земельные наделы. Размер надела зависел от ранга: чем выше ранг, тем больше земельный надел при условии заселения его в установленный срок семейным и оседлым народом. Земля, отведенная для поселений рот Шевича и Прерадовича, получила название Славяносербии.

В конце XVIII в. Россия удачно завершила ряд военных компаний, в ходе которых получила выход к Черному морю. Для дальнейшего завоевания Крыма требовалось укрепление южных рубежей государства. Для этого использовались как старые турецкие крепости, так и строящиеся новые. Для их вооружения, а также для ведения военной компании по завоеванию Крыма, требовались пушки, орудия и т.д., что было затруднительно приобрести в связи с большой удаленностью от Урала: требовалась новая металлургическая база. Выбор месторасположения нового чугунолитейного завода был предоставлен шотландцу Карлу Гайскойну. После изучения полезных ископаемых им было предложено лить пушки из чугуна, а также разместить завод у слияния рек Ольговой и Лугани. Так и был основан рабочий поселок Каменный брод. Уже в 1800 г. была выпущена первая продукция завода. Вскоре он был закрыт и перепрофилирован в патронный завод [6].

Следующей ветвью развития Луганска послужило открытие ряда промышленных предприятий за счет иностранного капитала в конце XIX – начале XX вв.

Несомненно, в указанные периоды заселения и развития региона укреплялось и сельское хозяйство – земледелие, садоводство, скотоводство и пр.

Результаты исследования. На Луганщине представлено множество культур и традиций в связи с исторически сложившимися обстоятельствами: сравнительно позднее заселение края; совместное проживание разных национальностей на одной территории – русских, украинцев, сербов, поляков, греков, евреев и многих других; хозяйственно-экономические, культурные, бытовые связи, которые привели к значительному этнокультурному сближению народов. Поэтому важно сохранить традицию каждой народности региона. Каждая из культур ассимилировалась с другими. Именно это является отличительной чертой нашей территории. Например, слияние братской сербской культуры с традициями и праздниками донских казаков: и сербский Божич (коляда под Рождество), и общий обычай первого гостя Рождественского утра, и Пасха, и трансформирующиеся языческие праздники, обряды, такие как Ивана Купала, Масленица; и множество других общих праздников и традиций.

Этнограф и фольклорист К.В. Чистов отмечает, что «традиция есть (система) связей настоящего с прошлым, причем при помощи этой сети совершается определенный отбор стереотипов, которые затем опять воспроизводятся. Общество без традиций так же невозможно, как общество без культуры» [8, с. 47].

Множество народных праздников уходит своими корнями в язычество. Некоторые из древних обрядов и ритуалов сохранились в народных традициях и по сей день. Часть таких обрядов церковь умело приспособила к своим праздникам, а некоторые народные праздники стали частью или продолжением церковных. М.М. Бахтин считает праздник «первичной формой человеческой культуры» [1].

Рождество Христово – праздник, отмечаемый в самый короткий день в году. Праздник начинался 6 января, в Святой вечер. В этот день люди создавали в своих домах образы богатства, счастья, мира и спокойствия. Дома красили в белый цвет, увешивали рушниками и сухоцветами. Столы накрывали тонким слоем душистого сена и белоснежными скатертями. На «покуте» (угол под образами) ставили высокий пучок ржи и делали гнездо из сена, в которое клали кутью и узвар (кутья – поминальное блюдо, узвар – обрядовое питье, которое давали матери в первый день жизни ребенка). По народным поверьям, в канун Рождества начинают хозяйничать злые силы. В связи с этим использовались всевозможные обереги, в том числе магические заклинания и лекарственные травы. В первый день Рождества Христова после торжественной литургии в церкви на улицах появлялись колядовщики. Колядовщики поздравляли всех знакомых с Рождеством и Новым годом, желали здоровья, счастья и хорошего урожая.

Праздник Крещения Господня завершал Святки. Так же, как и в наше время, отмечался в память крещения Иисуса Христа Иоанном Предтечей в водах реки Иордан. Этот праздник называют еще Богоявлением, потому что во время крещения Иисуса Христа слетел с небес голубь – это был Святой Дух – и раздался голос Бога, сказавшего, что Иисус Христос – Его возлюбленный Сын. На Крещение в церквах освящают воду. У православных христиан до сих пор существует обычай приносить домой святую воду и бережно хранить ее. Эту воду пьют, умываются ею, считая ее целебной, окропляют ею дом.

Масленица – праздник, знаменующий начало хозяйственного изобилия и прощание с зимой. Ритуалы масленичной недели были призваны помочь солнцу двигаться по кругу и ускорить окончание зимы. Поэтому на Масленицу объезжали деревню на лошадях, сжигали колесо (символ солнца) на шесте, а на стол подавали блины в виде солнечного диска. На масленичных кострах сжигали соломенных кукол Масленицы. Проводы зимы сопровождались пением, ритуальным смехом и шутовским действием. Смех был утверждением жизни, весны и тепла. Существовала традиция печь круглые, желтые, похожие на солнце блины. Традиционными были катания на конных упряжках и санях с ледяных гор, кулачные бои, «тещины посиделки». Масленичные обряды очень необычны и интересны, он служит одновременно завершением зимнего праздничного ритуального периода и началом нового весеннего периода праздников и обрядов, которые должны способствовать обильному урожаю.

Пасха – самый большой, радостный и в тоже время самый древний христианский праздник, отмечающий воскресение Христа, отмечался с особой торжественностью. Пасха отмечалась верующими в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния (с 22 марта по 25 апреля по старому стилю). Накануне Пасхи во всех храмах проводились всенощные богослужения, вокруг храма проходили крестные ходы. В это время в каждом доме уже пекутся традиционные куличи. Утром верующие отправляются по домам с угощением, даря другу крашеные яйца, приговаривая при этом: «Христос воскрес!» – «Воистину воскрес!». Этот обычай приветствия-поздравления, получил название «христосование». Христианская Пасха длится семь дней и называется Страстной неделей или Седьмицей.

Праздник Ивана Купалы. По поверьям, в этот день солнце купалось в воде, освящая ее и придавая ей очищающие и целебные свойства. Люди верили, что в этот день растения разговаривают друг с другом и переходят с места на место. Даже папоротники, которые не цветут, распускаются в эту ночь. Поскольку лекарственные травы в это время года обладают целебными свойствами, люди еще до восхода солнца отправлялись в лес, чтобы собрать сырье для лекарственных трав. В ночь с 23 на 24 июня люди отмечали этот таинственный и загадочный, но в то же время живой и радостный праздник. Он полон обрядовых действий, правил и запретов, песен, всевозможных примет, гаданий, легенд и поверий.

В этот день люди надевали цветочный поясок и возлагали на голову венки из трав, водили хороводы, пели песни, разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом – символом солнца.

В песнях, которые пели в деревнях, Купала назывался любящим, чистым и веселым. В день Ивана Купалы девушки делали венки из трав и цветов, а вечером пускали их по воде и наблюдали, куда и как они плывут. Если чей-то венок тонет, значит, его обладательницу суженый разлюбил и замуж за него ей не выйти.

Праздничная культура луганского края XVIII-XIX вв. была достаточно разнообразна. Зимние праздники – Рождество, Новый год, Крещение, Масленица – всегда сопровождались забавами ряженых; в эти дни пели, плясали, водили хороводы. Было также принято делать визиты соседям и знакомым, приглашать гостей и устраивать смотрины невест.

Несмотря на ассимиляцию культур, собственно европейские праздники на луганской земле не закрепились.

В конце XIX в. на Луганщине в Лозовой Павловке возникли такие очаги культуры, как народные аудитории. В то же время народная аудитория была создана в Луганске. Она имела библиотеку – читальню, зал для театральных представлений, где выступали приезжие артисты и художественная самодеятельность. Один из местных любителей театра – И.А. Боголюбов – стал впоследствии актером МХАТа. В театрах Петрограда и Москвы работал другой выходец из Луганска – А.М. Дорошенко (настоящая фамилия Дорошевич), начинавший свои выступления в гастролировавших здесь театральных труппах М. Кропивницкого, М. Старицкого и Г. Деркача.

В 1893 г. в Луганске начал действовать театр владельца пекарни купца Блинова. В городе был создан горно-коммерческий клуб, на сцене которого шли оперетты «Веселая вдова», «Граф Люксембург», «Жрица» и др. В Луганске на гастролях бывали украинские артисты, в том числе и всемирно известная актриса Мария Александровна Калина. Они поставили «Наталку-Полтавку» И. Котляревского. Приезжал сюда и широко известный в то время трагик М.Т. Иванов-Козельский. С его участием жители города увидели «Гамлета» и «Короля Лира» У. Шекспира, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера.

Выводы. Для множества наций устное и нематериальное культурное наследие составляет главный источник идентификации. Одним из основных видов нематериального наследия является культура праздников.

Культура праздников обладает важным свойством – способностью воспроизводиться через социализацию и инкультурацию молодого поколения, позволяя ему освоить общий социальный опыт, связанный с праздничными ритуалами, их традициями и коммуникационными средствами, специфичными для конкретного сообщества. Этот процесс является неотъемлемой частью воспроизводства общества, делая его целостным и устойчивым.

Само общество представляет собой разнообразную коллективность, объединенную и в то же время разделенную специфической системой свойств праздничной культуры. Нельзя достичь воспроизведения этой коллективности в следующем поколении, не передав ему общие элементы праздничной культуры, которые сближали их предков.

×

Об авторах

Маргарита Викторовна Олейникова

Луганская государственная академия культуры и искусств имени Михаила Матусовского

Автор, ответственный за переписку.
Email: lgaki_olejnikova@mail.ru

преподаватель кафедры театрального искусства

Россия, Луганск

Список литературы

  1. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.: Худож. лит., 1990. – 541 с.
  2. Белоусов, Я. П. Праздники старые и новые (некоторые философские аспекты проблемы празднования). –Алма-Ата : Казахстан, 1974. – 84 c.
  3. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 3. – М.: Рус. яз., 1980.
  4. Забылин, М. А. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия. – М.: Русская книга,1996. – 625 с.
  5. Мазаев, А. И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического наследования / А.И. Мазаев. – М.: Наука, 1978. – 393 с.
  6. Орешкин, М. В., Орешкина, М. А., Теплицкий, Ю. М. Луганщина: славный путь через века и тысячелетия: (ис-тория Земли и людей с традициями, достижениями и мощью цивилизации): учебное пособие / М.В. Орешкин, М.А. Орешкина, Ю.М. Теплицкий. – Луганск: [б. и.], 2017. – 159 с.
  7. Сидорова, М. Е. Праздники на основе вековых традиций как основа российской современной культуры / М.Е. Сидорова // Молодой ученый. – 2020. – №23 (313). – С. 680-682 [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/archive/313/71051/ (дата обращения: 19.10.2023).
  8. Чистов, К. В. Традиция, “традиционное общество” и проблема варьирования // Советская этнография. – 1981. – № 2. – С. 105-107.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Олейникова М.В., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах