Самара, улица Пушкина: урбанистический очерк

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматриваются градостроительное и урбанистическое значения улицы Пушкина в Самаре, анализируются результаты ее реконструкции и обновления.

Полный текст

Основной целью устойчивого развития исторического поселения Самары можно определить сохранение его как исторически аутентичного городского района с богатым архитектурным наследием. Должны ли мы также сохранять урбанистическое наследие ее территории? Является ли оно значимым для Самары в целом или это местечковые интересы, мешающие современному развитию городского центра одного из самых урбанизированных городов-миллионников Поволжья, задача которого – меняться с ходом времени? Важна ли социокультурная надстройка, которую приобретает городская ткань в процессе урбанизации: территориальное поведение, топонимика, образ жизни, досуга, портреты местных жителей, традиции, городские мифы и истории?
Отечественная история градостроительства имеет множество примеров реконструкции исторических районов, кварталов, улиц, когда, несмотря на несомненный талант архитекторов, приложенные усилия и средовые подходы, вслед за замещением исторической архитектуры неуклонно уходило в прошлое и урбанистическое наследие. Александр Андреевич Скокан, руководитель архитектурного бюро «Остоженка», отмечал, что несмотря на высокие средовые и архитектурные качества новой застройки при реконструкции района Остоженки Москвы, проходившей в 1990-х и первой половине 2000-х, урбанистически историческая среда была полностью замещена на новую [1]. Булат Окуджава после реконструкции Арбата в 1980-е гг. и превращения его в главную пешеходную улицу Москвы, предлагал неравнодушным к Старому Арбату «скинуться и вернуть все обратно», настолько изменился урбанистический контекст улицы, разрушилось «арбатство» 1950-1960-х гг. как культурное явление [2].
Самарские примеры джентрификации исторического центра могут продемонстрировать нам куда ещё более неказистые примеры тотального замещения урбанистического контекста. Наиболее радикальные примеры – когда на периферии исторического центра на место исторически сложившихся дробной парцелляции кварталов, небольших домовладений-двориков, сформированных многоквартирным малоэтажным жилищем, приходит многоквартирная жилая застройка повышенной этажности секционного типа, с нежилыми первыми этажами, подземными (полуподземными, обвалованными, наземными) паркингами под зданиями или придомовой территорией. Она не только перекраивает исторические кварталы, укрупняя их сложившиеся исторически пространственно-планировочные характеристики: длину и высоту фасада по уличному фронту, процентное соотношение сплошного фронта застройки, расстояния между зданиями, конфигурацию и размеры придомовых территорий, но также увеличивает транспортную нагрузку, что определяет перепланировку кварталов и улиц в сторону уменьшения пешеходных и увеличения транспортных пространств: проездов, стоянок, парковочных полос и карманов. 
Улица Пушкина – жилая улица местного значения, небольшая, практически переулок, протяженностью около 850 метров, на нее выходит застройка шести исторических кварталов (по три с каждой стороны улицы), не включена в транспортно-урбанистический каркас центральных территорий, практически не имеет в застройке общественно значимых объектов, центров притяжения, объектов социального обслуживания. Историко-культурное наследие улицы – только два ОКН регионального значения и четыре ЦГФО (ценных градоформирующих объекта), транспортное значение также невелико - маршрутные сети общественного городского транспорта проходят мимо, транзитного транспортного значения улица не имеет.
Первыми радикальному обновлению подверглись два исторических квартала между улицей местного значения Чкалова и улицей Полевой, благодаря чему они уже не входят в границы исторического поселения, так как историческое наследие на них утрачено.  На линию застройки улицы Пушкина вместо малоэтажных многоквартирных зданий вокруг небольших двориков, с двух сторон вышли новые жилые многоквартирные здания: два трех-секционных 9-этажных дома с обвалованными паркингами, четырех-секционный 8-этажный дом с подземным паркингом, четырех-секционный 10-этажный дом, трех-секционный дом переменной этажности от 25 до 14 этажей без паркинга. Первые этажи зданий занимают офисы, магазины, предприятия обслуживания.
Транспортные объекты и пространства, появившиеся в результате обновления: парковочные карманы вдоль улицы Пушкина, приобъектная стоянка вдоль уличного фасада дома, стоянка внутри квартала, парковочные полосы с двух сторон улицы, один подземный, два обвалованных паркинга и практически полностью заставленные автотранспортом придомовые территории. Чтобы вместить парковочные пространства, улица на этом участке получила одностороннее движение в две полосы. Пешеходная среда рассматриваемых кварталов деградировала. Внутри дворов жильцы большей частью ходят по большой парковке, между припаркованными автомобилями. Улица Пушкина также формирует пешеходное движение в окружении машин: ей удалось сохранить неширокую пешеходную часть тротуара и газоны с высокоствольным озеленением вдоль проезжей части улицы с четной стороны, а по нечетной стороне пешеходные пространства не развиты - тротуар шириной около 2 м обрывается и предлагает пешеходам идти по парковке, а далее по протоптанной тропинке. Рекреационных островков, уличных террас, летних веранд при нежилых объектах в этой части улицы Пушкина не появилось, пространство негуманно, некомфортно для пешеходов, его хочется быстрее пройти, для уличных прогулок оно не подходит.
В четырех кварталах, выходящих на улицу Пушкина в границах улиц Чкалова и Ярмарочной историческая застройка пока не подверглась обновлению в таких масштабах, но уже возведенная новая застройка повторяет ранее описанные примеры. На красной линии построен 10-этажный двухсекционный жилой дом, за которым встал 16-этажный дом-башня, без подземного паркинга. В квартале напротив построен самый масштабный в округе, занимающий 2/3 исторического квартала, девяти-секционный 16-ти этажный жилой комплекс «120 квартал», имеющий подземный паркинг под придомовой территорией. По его периметру, по трем историческим улицам устроены уличные парковочные карманы, благодаря которым по Пушкина, широкие уличные газоны ликвидированы, высокоствольное озеленение утрачено, оставшиеся небольшие газоны во избежание устройства на них парковок огорожены решетками. Первый этаж застройки улицы Пушкина банально копирует решение фасадов верхних этажей, что делает его недостаточно остекленным, монотонным, лишенным акцентов, недружелюбным по отношению к прохожим. На двух протяженных участках улица Пушкина огорожена металлическими заборами – готовятся к строительству новые объекты. 
На тех скромных участках улицы Пушкина, где историческое землепользование, застройка и планировка кварталов пока ещё сохранились, средовая картина совершенно иная. Историческая застройка преимущественно деревянная или каменно-деревянная, ветхая, нуждается в капитальном ремонте и реконструкции, имеет внутренние дворы, чаще закрытые заборами от уличных прохожих. Улица весьма тихая, малолюдная, жителей на ней проживает немного, общественные объекты также немногочисленны. Проезжая часть улицы в две полосы успешно справляется со слабой транспортной нагрузкой, а тротуары и озеленение улицы достаточно широкие. Между уличными палисадниками, утопающими в цветах, выращенных собственными руками, местные жители имеют комфортные пространства для досуга – три бабушки поставили уличные кресла и ведут неторопливую беседу, маленькие дети катаются на самокатах, нередко выезжая на проезжую часть улицы – машины здесь ездят нечасто. Улица тенистая, комфортная для прогулок, особенно с четной стороны, где сохранилась великолепная аллея. Здесь чувствуется образ провинциального города с историей, особый тип территориального поведения, городского уклада, основанного на какой-то далекой, в большинстве современных городских районов ушедшей в прошлое традиции.
Скромная историческая улица Пушкина – важное урбанистическое наследие или результат градостроительной недоработки, недостаточной плотности центральных территорий? Нужно ли ее сохранять, следуя постулатам пешеходного урбанизма, а не закону джентрификации центральных земельных территорий? Следует предположить, что к тому времени, когда Самара после долгих размышлений решит, что она может дать утвердительный ответ на этот вопрос, улица Пушкина в ее историческом урбанистическом значении перестанет существовать.

×

Об авторах

Анна Владимировна Жоголева

Самарский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: filippov.vd@samgtu.ru
Россия

Список литературы

  1. Скокан, А.А. Проблемы средового подхода к современной московской архитектуре //Архитектура и строительство Москвы –2001. – № 2/3.– С.26–32.
  2. Арбат. Шестнадцать ракурсов одной улицы // Архитектура СССР. – 1986. – №4. – С. 32–47.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Жоголева А.В., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.