The urban-forming role of industry in Vladikavkaz in the 19th – beginning of the 20th century

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Urban development of cities is a complex process that includes many factors and takes a long time. What role does the historical development of industry play in this process and to what extent does it contribute to its economic growth, social security, the development of the planning structure, the appearance of the city and its ecological component? We will try to see the answers to these questions on the example of the historical city of Vladikavkaz.

Full Text

Введение. Зарождению Владикавказа, его градостроительному формированию способствовал ряд самобытных факторов, присущих исключительно особенностям данной местности и эпохи XIX – начала XX в. Это и политический фактор добровольного присоединения Осетии к Российской империи и расположение на рубеже Северного Кавказа и Закавказья на важнейшем торговом «шёлковом» пути, и, в связи с этим, военный фактор – основание крепости «Владикавказ». Природные условия, исторические события и этно-демографические факторы способствуют преобразованию крепости в город и его ускоренному развитию. Развитие капитализма в России после отмены крепостного права способствовало превращению города в административный центр Терской области и в целом росту городского населения. Улучшению естественного горного дорожного полотна Военно-Грузинского почтового тракта, интенсивному развитию Владикавказа и улучшению инфраструктуры Дарьяльского ущелья способствовала также прокладка железной дороги к городу Ростов-на-Дону. Все это оказывало преобразующее воздействие на сравнительно молодой город Владикавказ.

Развитие промышленности во Владикавказе как фактор его градостроительного формирования. В 1784 г. была заложена крепость «Владикавказ». Вокруг крепости и в ее окрестностях вскоре появился посад, где проживали и трудились мастеровые, занимающиеся всеми видами ремесла и хозяйственными промыслами.

Такого рода «промышленность» является прежде всего обеспечивающей функцией, необходимой для жизни и активной деятельности военного гарнизона крепости. И на этот период, вплоть до середины XIX в., крепость никак не принимает на себя градообразующие черты. Лишь в дальнейшем на основе всех существующих производственных мастерских здесь стала развиваться легкая промышленность.

К 1860 г. военная функция крепости «Владикавказ» отошла на второй план, крепость получила статус города. Развивается мелкая промышленность кустарного и полукустарного типа. Это повысило авторитет молодого города и существенно укрепило его возможности. Открывающиеся перспективы стимулировали повышение интереса предпринимателей к «освоению» городского рынка Владикавказа, развитию промышленности, строительству учреждений административного назначения, социально-культурной и коммунально-хозяйственной сферы. Здесь поселяется множество купцов и промышленников, развивающих торговлю на рынке и в магазинах, строятся цеха легкой и пищевой промышленности, заводы строительных изделий и отделочных материалов [1]. Политика городских властей была направлена на увеличение численности ремесленников и торговцев, т. е. на интенсивное торгово-экономическое развитие Владикавказа. Статус горожанина предоставлялся, прежде всего, лицам, владеющим каким-либо ремеслом или успешно занимающимся торговлей.

Все это привело к тому, что в конце XIX столетия во Владикавказе действовало 88 промышленных предприятий [2]: по переработке местного минерального и лесного сырья; мельницы; лесопилки; спиртоводочные, крахмальные, кирпично-черепичные, известковые, кожевенные, мыловаренные, пивоваренные, маслобойные, свечные заводы; развивалась сельскохозяйственная, металлургическая промышленность. Их совокупный годовой оборот составлял 1млн 330 тыс. руб. Кроме этого, имелось 898 торговых предприятий [3]. С развитием различных видов производств создавались контролирующие их общества. Немаловажную роль сыграло горнопромышленное общество «Алагир» на преобразование города.

К началу нового века Владикавказ стал самым крупным городом в Терской области. Здесь проживало свыше 50 тыс. человек, а уже в 1915 г. – свыше 75 тыс. [4]. К этому времени Владикавказ был уже вполне сложившимся городом, ведущим центром развития тяжелой и легкой промышленности и городского коммунального хозяйства, средоточием высокой культуры и подлинного просвещения многонационального населения Северного Кавказа. Постепенно и при соблюдении законов творческой преемственности сформировалось историческое архитектурно-планировочное ядро города Владикавказа.

Градостроительные особенности и закономерности размещения промышленных предприятий в планировочной структуре Владикавказа. На основе архивных данных и картографического анализа были выявлены объекты производств Владикавказа на 1911 г. (см. рисунок). Всего на территории города насчитывалось 33 объекта. Выявлено размещение этих объектов в планировочной структуре город

 

Карта размещения производственных объектов в планировочной структуре Владикавказа на 1911 г.

 

По планировочному принципу можно подразделить выявленные объекты на два типа: внутригородские (находящиеся непосредственно внутри городской застройки) и приграничные (находящиеся у границ городской застройки). Внутригородские составляют большинство производственных объектов города (32 объекта). Среди них: заводы, фабрики, конторы, типографии, мельницы, пекарни и пр. Все они были небольшие и находились в квартальной застройке города либо приквартальной (мельницы).

Владельцы предприятий в те времена не заботились о проблемах экологии и комфорта граждан. Напомним, что незадолго до появления этих предприятий еще существовал крепостной строй и цена рабочего к началу ХХ в. все еще стоила гроши. На заводах и фабриках были тяжелейшие условия труда. Работать приходилось с вредными для здоровья веществами при 12-часовом рабочем дне. При такой дешёвой рабочей силе технически совершенствовать предприятия было невыгодно, поэтому максимально использовался ручной труд.

Не существовало какой-либо планировочной системы (генеральный план), программы выделения участков под строительство объектов промышленности. Таким образом, владельцы размещали свои предприятия в экономически выгодных местах города, в основном посреди жилой застройки. Тем не менее при всей стихийности и точечности размещения предприятий установлено, что размещение внутригородских объектов промышленности все же происходило по планировочным закономерностям − линейным и узловым.

К линейному построению относятся промышленные объекты при набережной реки Терек и на центральных проспектах и улицах. К набережной выходило 6 мельниц, расположенных здесь с целью большей эффективности, так как стремительно несущимся водам Терека постоянно сопутствовал ветер, спускающийся со склонов горных хребтов. Расположение остальных предприятий, выходивших на набережную реки, было обусловлено необходимостью использования водных ресурсов в технологических целях, а также для утилизации промышленных отходов. Критерием доступности обусловлены те предприятия, которые выходили на центральные улицы и проспекты.

К узловому планировочному построению относятся промышленные объекты при мостах. Разделенные Тереком юго-восточная и северо-западная части изначально были объединены деревянными, а вскоре заменены капитальными металлическими и железобетонными мостами. Одним из первых в России железобетонных мостов является изящный трамвайный, а ныне пешеходный мост через реку Терек, возведенный в 1903 г. Объединяющий фактор двух берегов города способствовал быстрой доступности рабочего на предприятие в этих местах.

К приграничным предприятиям относилось только одно – Алагирский серебро-цинко-свинцо-химический завод. Располагался он у черты городской застройки, за недавно проложенными путями железнодорожного сообщения. Крайне важна история зарождения и развития этого крупнейшего предприятия для города, республики и России в целом. Для города − как его градообразующий фактор. Для республики − как важный экономический объект. Для России − как единственное предприятие, обеспечивающее Российскую империю ценнейшими цветными металлами.

Градообразующая роль Алагирского металлургического завода и его комплексное влияние на планировочную структуру и облик Владикавказа. Чтобы объективно оценить масштабы производственных мощностей Владикавказа, его градообразующие функции, формирование транспортно-планировочного каркаса, необходимо проследить историческое развитие крупнейшего завода Северной Осетии.

Алагирский серебро-цинко-свинцо-химический завод (ныне металлургический завод «Электроцинк») – старейшее предприятие республики. История этого завода тесно связана с зарождением свинцово-цинковой промышленности не только в Северной Осетии и на Кавказе, но и во всей Российской империи.

Геологоразведочные экспедиции, проведенные в 1768-1774 гг., открыли в Ходском ущелье крупные рудные выходы на поверхность. «Это были сплошные массы свинцового блеска, почти не имеющие пустой породы. Вверх по Ходскому ущелью открывалась величественная панорама, где лежали целые горы этого сказочного дара природы…» [5]. Важно понимать, какую роль сыграло это месторождение для будущего Владикавказа, региона и страны в целом. В дальнейшем мы увидим немало положительных сторон для города благодаря открытию месторождения, однако нельзя забывать и о серьезных последствиях. Разумеется, речь идет об экологической стороне вопроса, который серьезно будет поставлен лишь на рубеже XXI в.

Впервые в Садоне предпринимателями из найденного месторождения в 1839 г. была организована кустарная выплавка серебра и свинца. За шесть лет работы все выходы богатых руд были выбраны. Предприятие было закрыто [6].

В 1950 г. на базе Садонского месторождения началось строительство Алагирского серебро-свинцового металлургического завода. На работы были присланы крепостные люди из разных районов страны. Проектная мощность завода была небольшой, и потому предприятие приносило убытки на протяжении ряда лет, до тех пор, пока в 1895 г. бельгийские капиталисты не договорились с царским правительством об аренде Садонского рудника и Алагирского завода сроком на 60 лет.

Роль бельгийских предпринимателей тесно связана с ролью Алагирского завода в становлении Владикавказа. Они учреждают русско-бельгийское горнопромышленное и химическое акционерное общество «Алагир», и несмотря на то, что пришли сюда за получением прибыли, бельгийцы для устройства своего дела изменили облик Владикавказа до уровня европейского города.

Первым делом бельгийцы немедленно приступили к строительству нового серебро-свинцового и химического завода во Владикавказе на его северо-восточной окраине. В 1903 г. был полностью введен в эксплуатацию металлургический завод, что явилось новой ступенью в развитии промышленности в Северной Осетии [7] и одним из важнейших этапов в формировании города.

Эффективная добыча и переработка сырья требуют строгой соорганизации процесса и компонентов проекта. В случае с Владикавказом мы наблюдаем уникальный пример зарубежного опыта в российском городе. Поражает и вызывает восхищение современного градостроителя использованный бельгийцами еще до революции комплексный подход в строительстве.

Для обеспечения энергией Садонского рудника и обогатительной фабрики в Мизуре возводится одна из первых электростанций в России. Неподалеку в верхнем Згиде строится рабочий поселок, уникальный для России. По своим характеристикам можно определить его как «город-сад».

Для обеспечения транспортным сообщением нового завода строится одна из старейших трамвайных систем в России (1904 г.), а также трамвайно-пешеходный железобетонный мост. Таким образом, город получил свой первый общественный транспорт.

Технология переработки руды включает в себя необходимость большого количества водных ресурсов. Данный факт повлек за собой организацию известных прудов центрального городского парка. Вода из Терека поступала в пруды, отстаивалась и направлялась по коллекторам на завод. В зимнее время из замёрзших прудов вырезались кубы льда и направлялись уже наземным способом передвижения. Такая инженерная задумка не осталась лишь инженерной, она была обыграна ландшафтно-парковым путем. В прудах развели водоплавающую птицу, раков и рыбу. Появилась лодочная станция, велодром, места для оркестра и слушателей. Построили здание летнего театра, очень живописного, в духе мавританской архитектуры. Разбили зоопарк. Посадили редкие сорта деревьев. Аллеи парка были покрыты морским песком. Из вьющихся растений соорудили тенистую «Аллею вздохов». Авторы проекта добились максимальной художественной выразительности. Парк получил название «Александровский» и стал излюбленным местом отдыха горожан и гостей Владикавказа.

В тот же период в городе на склонах горы Иль был разбит большой лесопарк «Сапитская будка». Есть сведения, что его основанию способствовали все те же бельгийцы для уменьшения вредоносного влияния завода. Этот факт чрезвычайно удивителен, так как о проблемах экологии начали задумываться лишь в 70-х гг. ХХ в.

Кроме этого, общество имело право возводить на выделенных участках жилые помещения для служащих и рабочих, здания конторы и бани для своих рабочих. Город отводил обществу «Алагир» такое количество земли, какое понадобилось бы для устройства рва от правого берега реки Терек до завода барона Штейнгеля и под постройку здания для турбин и центральной электростанции.

Таким образом, горнопромышленное общество «Алагир» объединяло завод, электростанцию и трамвайное хозяйство во Владикавказе, рудник и электростанцию в Садоне, обогатительные фабрики в Мизуре и Фасанале, способствовало зарождению природного каркаса города в виде живописных парков и зеленых массивов.

Высшей точки своего развития в дореволюционный период Садонский рудник и металлургический завод «Алагир» достигли перед Первой мировой войной в 1912−1913 гг. К этому времени выплавлялось свыше 1,9 тыс. тонн свинца и около 3 тыс. тонн цинка, что составляло 100 % всего объема производства этих металлов в стране. На заводе и рудниках было занято более 1000 человек [8].

Выводы.

  1. «Промышленность» Владикавказа первой трети XIX в. носила прежде всего обеспечивающий характер, необходимый для жизни и активной деятельности военного гарнизона крепости. И на этот период, вплоть до середины XIX в., крепость никак не принимает на себя градообразующие черты. Лишь в дальнейшем на основе всех существующих производственных мастерских стала развиваться легкая промышленность.
  2. По планировочному принципу выявлены промышленные объекты двух типов: внутригородские (находящиеся непосредственно внутри городской застройки) и приграничные (находящиеся у границ городской застройки). Установлено, что размещение внутригородских объектов промышленности происходило, несмотря на стихийность размещения, по планировочным закономерностям − линейным и узловым.
  3. Промышленное развитие Владикавказа привело к тому, что город к началу XX в. стал самым крупным в Терской области. К этому времени Владикавказ был уже вполне сложившимся городом, ведущим центром развития тяжелой и легкой промышленности и городского коммунального хозяйства, средоточием высокой культуры и просвещения многонационального населения Северного Кавказа.
  4. Чрезвычайно важна роль крупного металлургического завода «Алагир» и комплексного подхода в организации промышленности в республике. Горнопромышленное общество «Алагир» объединяло завод, электростанцию и трамвайное хозяйство во Владикавказе, рудник и электростанцию в Садоне, обогатительные фабрики в Мизуре и Фасанале; способствовало зарождению природного каркаса города в виде живописных парков и зеленых массивов.

В заключение необходимо отметить, что во Владикавказе в XIX – начале XX в. промышленность сыграла значительную градообразующую роль и послужила экономическим каркасом для его дальнейшего градостроительного развития.

×

About the authors

David A. Sugarov

FGBU “TSNIIP Russian Ministry of Construction”

Author for correspondence.
Email: dsugarov@mail.ru

Postgraduate Student of the Urban Planning Chair

Russian Federation, Moscow

References

  1. Tautiev K.A. Vladikavkaz: Stranicy proshlogo i nastojashhego [Vladikavkaz: Pages of the past and present]. Vladikavkaz, Terek statements, 2020. 352 p.
  2. Spisok fabrik i zavodov Rossijskoj Imperii [List of factories and factories of the Russian Empire]. St. Petersburg, Kirshbaum Printing House, 1912.
  3. Bliev M.M. Prisoedinenie Severnoj Osetii k Rossii [Accession of North Ossetia to Russia]. Ordzhonikidze, 1959. 145 p.
  4. Pervaja vseobshhaja perepis’ naselenija Rossijskoj imperii v 1897 g. T. 68. Terskaja oblast’ [The first general census of the population of the Russian Empire in 1897, T. 68. Terek region], St. Petersburg, 1897. 145 p.
  5. Kajtukov B.N., Zikeev I.M., Muzal’kov M.I. Cvetnaja metallurgija Severnoj Osetii [Color metallurgy of North Ossetia]. Ordzhonikidze, Ir, 1972. 190 p.
  6. Birjukova L.D., Hestanova Z.T. Iz istorii zavoda «Jelektrocink» 1898−1972 gg. Dokumenty i materialy [From the history of the Electrozinc plant 1898 − 1972. Documents and materials]. Ordzhonikidze, Ir, 1980.
  7. Alihanov V.A., Balikoev V.T., Golik V.I. Prirodnye resursy respubliki Severnaja Osetija − Alanija. Proizvodstvennyj potencial [Natural resources of the Republic of North Ossetia − Alania. Production potential]. Vladikavkaz, “Project-Press”, 2005. 240 p.
  8. Istorija Vladikavkaza (1781−1990): sbornik dokumentov [History of Vladikavkaz (1781 − 1990): a collection of documents]. Vladikavkaz, 1991. 170 p.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Map of the location of production facilities in the planning structure of Vladikavkaz in 1911

Download (1MB)

Copyright (c) 2023 Sugarov D.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies