ARTISTIC FEATURES OF PLANNING OF DWELLING INTERIOR

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In the article the specifi c of decision of artistic problems of planning of dwelling interior opens up within the framework of opposition or adequacy of relations between an order and project; the ground of necessity of the stylistic program is given as one of factors of determination of algorithms of planning of dwelling interior taking into account mental fi lters and cultural potentials of customer and performer. Determination of term “ of контрастильность” is given as it applies to the choice of receptions of harmonization of dwelling environment. The choice of project strategy and methods of implementation of the stylistic program is off ered depending on qualifi catory the program of descriptions, spatial potential of initial situation and dualism of the put tasks

Full Text

Интерьер как среда, кроме утилитарных назначений, призван и способен отражать ментальность владельца и его эстетические предпочтения. Утилитарные назначения интерьера реализуются через соблюдение функциональных требований в соответствии с эргономическими и рядом других нормативов. Это обстоятельство делает возможным комфорт пребывания, но недостаточно для того, чтобы человек идентифицировал помещение как «свое» личное пространство, которое для остальных будет выглядеть отражением характера его владельца. Для этого необходимо обживание, в процессе которого возникают качества, связанные с индивидуальными представлениями о функционировании отдельных зон. Эти индивидуальные представления определяются типом личности владельца, его образом жизни и наличием комплекса претензий и ожиданий, совокупность которых образует своеобразный ментальный фильтр. Образ жилища может соответствовать различным программам: «репрезентативность» - представительность, характерность, показательность [1], «уют как удобный порядок, приятная устроенность быта, обстановки» [2], «функциональность» и т.д. Однако индивидуальность образа зависит от эстетических предпочтений конкретного человека, поэтому один и тот же интерьер не может рассчитывать на одинаковое восприятие многими, тем более всеми. Другими словами, несовпадение ментальных фильтров в оценке объекта представляет проблему. Разрешимость этой проблемы - в компетенции архитектора. Процесс обживания, когда объект поручается проектировщикам - архитектору, дизайнеру и декоратору, заменяется сложным процессом создания интерьера на основе функциональной и стилистической программ. Чем гармоничнее и адекватнее стилистический ответ на совокупность требований, ограничений и потенциалов конкретного пространства, тем более результат проектирования 85 Градостроительство и архитектура | 2017 | Т. 7, № 4 Т.Г. Артемьева может претендовать на объективно положительную оценку заказчика. Психология восприятия определенных культурных ценностей, к коим правомерно причислить внутреннее пространство, организованное и представляющее собой целостную композицию, включающую различные элементы и качества наполнения - предметы, колористику, световой дизайн, базируется на многих факторах, к основным из которых можно причислить культурный потенциал - «сформированная во взаимодействии с социально-культурной средой потребность и способность индивида взаимодействовать с миром материальных и духовных ценностей, способность понимать и критически оценивать типы и формы культуры, способность быть в мире культуры в течение всей жизни, а также создавать культурные ценности» [3] и предшествующий жизненный опыт, сформировавший личность в процессе становления. Очень огрубляя, все-таки возможно условно разделить потребителей и создателей на две большие группы: «консерваторов» и «прогрессивных». Для первых характерно ассоциировать ценности с устойчивыми историческими образцами, для вторых - ценность ассоциируется с непрерывным прогрессом и чувством времени. В подавляющем большинстве ситуаций создатели и потребители находят друг друга и коммуницируют по принципу сходной модели восприятия. И здесь, в первую очередь, речь заходит о стилистической программе интерьера [4]. Учитывая статистику архитектурно-декораторских решений в сфере интерьера как комплекса объемно-пространственной композиции, можно выделить три основных направления в формировании и реализации стилистической программы: моностильные - решенные в рамках единого конкретного художественного стиля (рис. 1); контрастильные - опирающиеся на контрастные признаки двух или более художественных стилей, позволяющие подчеркнуть эстетику каждого из них, несколько стертую в моностильных решениях (рис. 2); эклектичные - когда стилевые признаки не являются решающим фактором композиционного решения и определяющими являются (вступают в силу) приемы гармонизации по различным признакам, имеющим общестилевое значение, как, например, структура формы, колористическая концепция, выбор единых материалов исполнения, приемы тематических сценариев и др. (рис. 3). Здесь надо отметить некоторые трудности, с которыми зачастую сталкивается архитектор. Главная из них - несовпадение пространственного потенциала, исходного ситуации с композиционными принципами избранной стилистической программы. Здесь уместен выбор из контрастильной либо эклектичной программ. Поскольку художественные стили, кроме классических определений - «Стиль в эстетическом смысле то же, что эстетический «характер» художественного произведения» [5]; «совокупность художественных средств, характерных для Рис. 1. Пример моностильной стилистической программы Атрибутика и композиционные принципы организации пространства соответствуют единому стилю ампир. Рис. 2. Пример контрастильной стилистической программы Контрастные черты стилей предметного ряда - минимализм и фона - ренессанс доведены до гротекса с предельным выявлением их характерных черт в отношениях типа «исторические ценности» и «современный комфорт», «патина времени» и «свежие краски» и т.д. Градостроительство и архитектура | 2017 | Т. 7, № 4 86 АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. ТВОРЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рис. 3. Пример эклектичной стилистической программы В качестве приема гармонизации разностильных предметов мебели, декора и фона выступает объединяющее их в единую композицию колористическое решение Рис. 4. Пример стилизации в мавританском стиле Формы мебели и артобъектов носят трансформированные черты исходного стиля. Приемы оформления интерьера - крашеное дерево и многослойные покрытия пола также относятся к признакам мавританского стиля произведений искусства какого-нибудь художника, эпохи или нации» [6] характеризуются такими отличительными признаками, как композиционные принципы построения пространства и атрибутика, то акцент переносится на признаки, нейтральные к потенциалу пространства. Решение задач гармонизации может лежать в плоскости создания визуальных иллюзий. Либо физического «исправления» пространства с изменением его параметров в рамках здравого смысла и границах функциональной программы и, в конечном счете, - трансформацией его потенциала. Совпадение предполагает преимущество выбора за моностильной программой, но не исключает вариантов двух других. Следует отметить своеобразие и дуализм сторон процесса - создателей и потребителей - в приоритетах выбора. Архитектор исходит из глубинных, органических качеств конкретного художественного стиля - принципов построения пространства, художественного осмысления конструктивной системы; потребителя больше интересует внешнее сходство, передаваемое посредством атрибутики. Проблема видится на первый взгляд маломасштабной и несущественной. Более того, сомнительной, так как речь заходит о культурных ценностях, имеющих временный, преходящий характер. Интерьер как заказ - имеет своего конкретного потребителя, и сервильный характер роли архитектора превалирует над ролью художника, отражающего свое время через создание этих самых культурных ценностей, а это серьезное противоречие. В то время как с прогрессивными предпочтениями, оформленными в задании, все обстоит более или менее адекватно, то архитектор, имеющий дело с консервативными вкусами потребителя, находится в затруднительном положении и в смысле передачи идентичности и, одновременно, - соответствия своему времени. Поэтому в оперативный инструментарий создателя интерьера входят понятия аутентичности, идентичности, имитации и стилизации. Аутентичность - (достоверность, подлинность, действительность, равнозначность, доподлинность [1]) достигается в рамках работы в реальном историческом пространстве либо формированием среды посредством включения реальных исторических предметов быта и искусства. Сложнее дело обстоит с понятиями идентичность (идентичный [ср.-лат. Identicus] - тождественный, одинаковый, сходный, равнозначный [8]) и имитация (от лат. imitatio - подражание кому-, чему-л., воспроизведение [9]). Если аутентичность и идентичность предполагают максимально точное воспроизведение образцов атрибутики стиля, то имитация, как правило, оперирует подручными пластичными материалами, позволяющими воспроизвести форму, копируя образцы на уровне простого сходства. Наиболее часто для решения стилистической программы прибегают к стилизации - подражанию внешним формам какого-либо стиля [8] (рис.4). 87 Градостроительство и архитектура | 2017 | Т. 7, № 4 Т.Г. Артемьева Стилизация позволяет большую свободу в выборе приемов гармонизации среды, нежели аутентичность, идентичность и имитация, позволяя интерпретировать атрибутику художественных стилей, опираясь, в целом, на композиционные принципы организации пространства, характерные для интерпретируемых стилей, что в конечном счете определяет свободу самовыражения художника в рамках заданной стилистической программы [4, 10-12].
×

About the authors

Tatyana G. ARTEMEVA

Samara State Technical University

Email: vestniksgasu@yandex.ru

References

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник. М.: Русский язык-Медиа, 2005. 600 с.
  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992. 994 с.
  3. Терминологический ювенологический словарь 2005 - hsyoffict/ru
  4. Артемьева Т.Г. К вопросу о границах допустимого в проектировании частного интерьера // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и дизайн: сб. статей / под ред. М.И. Бальзанникова, К.С. Галицкова, Е.А. Ахмедовой; СамГАСУ. Самара, 2016. С. 236-238.
  5. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М.: Мысль, 1996. 940 с.
  6. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Изд. Центр «Терра», 1996. 2808 с.
  7. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. М., 2006. 669 с.
  8. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
  9. Соколова М.А. и др. Взгляд изнутри. Проектирование архитектурного пространства: интерьер. М.: БуксМАрт, 2016. 176 с.: ил.
  10. Соловьев Н.К. История современного интерьера. М.: «Сварог и К», 2004. 399 с.
  11. Соловьев Н.К.,Майстровская М.Т., Турчин В.С., Дажина В.Д. Всеобщая история интерьера. М.: Эксмо, 2013. 784 с.: ил.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 ARTEMEVA T.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies