ARCHITECTURAL TOWN-PLANNING DEVELOPMENT OF COSSACK FORTRESS VERKHNEYAITSKAYA

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The peculiarities of the location of the sett lements of Cossacks. The work is devoted to the analysis of the occurrence and development of Cossack fortress Verkhneyaitskaya and sett lements Verkhneuralsk. Explores the formation of architectural Wednesday. Examines the mutual infl uence of cultures and traditions in the formation of architectural Wednesday. On the basis of the XIXth century eyewitnesses’ recollections, archive investigations and analysis of general sett lements planning schemes, the researcher discovers the peculiarities of planning and housing systems.

Full Text

В середине XV-XVI вв. по территории Среднего Поволжья проходил Волжский торговый путь, который был привлекательным объектом для разбоя вольных казаков. В XVII в. большое значение начинают приобретать казачьи линии крепостей. В этот период казаки решили стать подданными России [1, с.25]. Новый этап освоения края русскими начинается со строительством крупного опорного пункта - города Оренбурга в 1735 г. Затем создаются: Самарская линия, Оренбургская и многие другие [2, д.1891]. Верхояицкая крепость первоначально была основана как пристань. В 1734 г. году начали выбирать место для ее возведения, а в 1735 г. началось строительство. Первые временные постройки были выполнены из камыша и ивняка, которые переплетались и обмазывались с двух сторон глиной. Кровля покрывалась травой по веткам. Часто эти строения являлись землянками. Из этих же материалов были построенные первые оборонительные сооружения, которые представляли собой два ряда забора, между которыми была насыпана утрамбованная земля. Перед этими укреплениями находился ров. Более прочные постройки возводились из тонкого леса с тесовым покрытием. Выбор таких типов сооружений был вызван необходимостью быстрого строительства, поскольку в этот период существовало активное противостояние с башкирами. В середине 1735 г. первые постройки постепенно начали заменять деревянными, появились деревянные укрепления. Позднее появляются и саманные строения. Окончательно Верхояицкая крепость начала строиться в 1738 г. В.Н. Татищевым. Первоначально поселение состояло из крепости и казачьего форштадта. Крепость была расположена на высоком берегу реки, между ней и форштадтом существовали ров и вал. Процесс постепенного развития города, срастания его с этим пригородом шел на протяжении всей его истории, что отмечалось географами в описаниях Оренбургской губернии еще в начале XIX в. «Сначала он был известен как пристань, потом как крепость, построенная для сплава провианта из Сибири для Орской крепости. Перенесен на версту вверх по реке, но давно уже слился со старым местом нахождения» [3, с. 79]. Укрепления крепости имели квадратную форму со стороной 120 м. Они представляли собой оплот из заостренных бревен высотой 3,5 м с башнями по углам (рис.1). На плане Верхояицкой крепости 1742 г. сама крепость и небольшой посад обнесены внешними укреплениями. Они расположены вдоль прямого участка реки. Крепость квадратная с четырьмя бастионами, внутри расположена цер- Градостроительство и архитектура | 2017 | Т. 7, № 3 88 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ковь [4, д. 566]. Посад состоял из одинаковых прямоугольных кварталов. Планировка посада отличалась живописностью, несмотря на регулярность. Это можно проследить по плану 1781-1790 гг., который подписан землемером Тимофеем Афанасьевым [5, д.37-А]. Прямоугольные кварталы города расположены под углом к реке, не все одинаковы по форме и размерам. Первыми строениями на противоположной стороне реки Яик было здание почты с конюшнями. Постепенно формировалась система композиционных осей плана. Главная ось ярко выражена, перспектива обеих ее ветвей замыкалась главным высотным ориентиром города - крепостью. На пересечении главной и менее значительной перпендикулярной ей оси, идущей от юго-восточных ворот, находилась торговая площадь. Перспектива третьей значительной улицы города замыкалась деревянной церковью, вокруг которой также формируется площадь, удачно расположенная на излучине реки. Третья площадь (наиболее крупных размеров) менее интересно увязана с планировкой поселения (рис. 2). Особенностью застройки Верхояицкой крепости было использование непрочной древесины тополя, поскольку вдоль реки Яик находилось значительное количество тополиных рощ. Типичным примером такой застройки является здание солдатских казарм. Планировка жилых зданий этого периода соответствовала этническим традициям населения крепости. В начальный период существования крепости там преобладало русское население. Деревянная жилая застройка была преимущественно одноэтажной. Традиционный дом состоял из черной и чистой избы, разделенных перегородкой, которую можно было разбирать и переносить. Поселение имело равнинное положение, поэтому наиболее значительными высотными ориентирами объемно-пространственной композиции города являлись крепость и церкви. Первая церковь, построенная в стенах Верхояицкой крепости в 1742 г., называлась Благовещенской. В 1756 г. была возведена Богоявленская церковь на берегу реки Урал. Сохранилось изображение деревянной Богоявленской церкви. Здание развивалось в глубину по оси, но имело четыре значительных боковых пристроя с отдельными крышами в уровне трапезной и основного объема. Они придавали храму сложную форму, которая образовалась за счет перемещения и перестроек церкви. Основной объем здания имел небольшой купол луковичной формы на высоком двухъярусном барабане. Этот барабан венчал высокую двухъярусную вальмовую кровлю. Высотным акцентом церкви являлась массивная пристроенная колокольня со сложным шатровым завершением с луковкой на высокой шее. Колокольня имела два яруса, разделенных карнизом и двумя широкими горизонтальными поясами. Нижний был ярус квадратный с массивным крыльцом. Верхний ярус звона являлся восьмигранным в плане. Он имел проемы, чередовавшиеся с глухими гранями. В боковых пристроях было расположено еще два крыльца с такими же декоративными навесами, как и у основного входа. Стены здания были покрыты тесом и имели относительно скромный декор. В целом храм отличался громоздкостью и непропорциональностью (рис. 3). В 1775 г. поселение получило название Верхнеуральск, поскольку изменилось название реки. Через шесть лет поселение получило статус города. В 1810 г. внутри старой крепости еще сохранялось здание первой церкви. Склады и цейхгаузы были превращены в лавки. Территория поселения разрослась на запад и восток. Вокруг крепости были построены здания уездной управы и коменданта, казначейства, почтовой службы. В восточной части города находились мастерские, дома казарменного типа и жилая застройка. Моста через реку Урал долгое время не было. В ранний период за рекой находились только конюшни почтовой экспедиции. Затем там появляются кузни, мастерские и сенной базар. Другой базар располагался на окраине города (рис. 4). Развитие Верхнеуральска в XIX в. хорошо читается на его плане с окрестностями 1834 г. Заметно значи- Рис. 1. План Верхояицкой крепости 1742 г. Рис. 2. План Верхнеуральска 1781-1790 гг. 89 Градостроительство и архитектура | 2017 | Т. 7, № 3 Е.В. Пономаренко тельное расширение города на север, вновь образованные кварталы - небольшие, квадратные (как в военных поселениях) в отличие от старого города [6, д. 21804]. Новый план Верхнеуральска 1838 г. был попыткой упорядочить планировку [7, д. 5, л. 1]. Этот план не учитывал уже сложившуюся застройку поселения. Старое кладбище и казармы механически вписаны в строгую сетку селитьбы. Это типичные недостатки генеральных планов южноуральских городов, присланных из столицы. Несмотря на некоторую схематичность проекта, реальная планировка города достаточно живописна. В целом развивается ранее заложенная композиционная схема. Значительно расширена главная площадь города, ее высотная доминанта (каменная церковь) замыкает одну из композиционных осей. Застройка центральной площади остается хаотичной, здания не организованы в единый ансамбль (рис. 5). В начале XIX века в Верхнеуральске значительно увеличилось население за счет переселенцев. Поэтому жилая застройка, хотя и оставалась деревянной, начала перестраиваться из более прочных сосновых бревен. В середине века город еще значительнее разрастается. С 1830 г. желающим строиться за рекой Уралом выделяли место в новом форштадте. Трудность развития заречной части города состояла в постоянных наводнениях, которые случались через каждые 5-6 лет. Первый форштадт на другой стороне реки появился еще в 1806 г. Казачий поселок Зауральский строился по рекомендациям войсковой строительной экспедиции в соответствии с утвержденным планом. Поселок имел прямые улицы и одинаковые кварталы. В 1852 г. в поселке насчитывалось около 60 домов, имелись плац и защитный вал. В этот период Верхнеуральск «огражден дере- Рис. 3. Богоявленская церковь вянным заплотом и двумя земляными рвами, кои Рис. 4. План Верхнеуральска с окрестностями 1834 г. Градостроительство и архитектура | 2017 | Т. 7, № 3 90 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Рис. 5. План Верхнеуральска 1838 г. от давнего построения пришли уже в ветхость.... В городе находится земляная фортеция в длину и ширину по шестидесяти, а в высоту 4 аршина с четырьмя угловыми ветхими бастионами. В которой находится церковь, соляные провиантские магазины, гауптвахты, выход и арсенал артиллерийский. Около оной фортеции лежит 206 дворов разного звания людей. Комендантская канцелярия и при ней уездное казначейство, батальонная канцелярия, комендантский дом... Домов обывательских 316, лавок 8, да на реке Урале за городом обывательская мушная мельница. Купцов же имеется мало, притом и торг их весьма неустойчив. Церковь деревянная во имя Богоявления, церковь деревянная Благовещения пресвятой Богородицы, церковь загородная Успения пресвятой Богородицы» [2, д.21804]. В первой половине XIX в. губернатор П.П. Сухтелен потребовал, чтобы в относительно крупные поселения были разосланы разработанные в Оренбурге примерные фасады для обывательских построек в пять и три окна. К сожалению, в губернской канцелярии того периода было недостаточно работников, чтобы осуществлять архитектурный контроль выполнения этого требования на отдаленных территориях. Поэтому основную часть жилой застройки Верхнеуральска составляли деревянные дома и деревянные с нижним каменным этажом. Например, деревянное здание старинной казармы представляло собой длинный одноэтажный корпус. О строительстве зданий в стилистике барокко и классицизма в Верхнеуральске ничего не известно, что объясняется отсутствием архитекторов в городе и его удаленностью от центра губернии. Рост и благоустройство Верхнеуральска в конце XIX - начале XX в. несколько замедлились. Это также объяснялось удаленностью города на 180 верст от ближайшей железнодорожной станции Миасс. Город производил на путешественников впечатление захолустья: «Верхнеуральск стоит на левом берегу Урала. Городок, насчитывающий десять тысяч жителей, никакого вида не имеет; однообразные, низкие долины тонут в потоках осеннего дождя, на улицах непролазная грязь» [8, с.306]. Самая большая в Верхнеуральске церковь, сохранившаяся и поныне, была построена в 1875 г. на деньги купца Н.И. Рытова. Она была названа в честь Николая Чудотворца. Церковь строилась по проекту из альбома типовых проектов. Кроме Никольской в Верхнеуральске действовали Богоявленская церковь и три кладбищенские церкви, имевшие одинаковое название - Успения Богородицы. Монастырь находился за городской чертой в Поповском хуторе. Там была своя церковь. Мечетей в городе было три: старая соборная мечеть, вторая соборная мечеть на Старокладбищенской (Октябрьской) улице и мечеть в северо-восточном районе города, называемом «Слатинка». Вторая соборная мечеть была построена в 1902 г. Она была двухзальной с балконами вдоль боковых стен для женщин. Третья мечеть тоже была построена в начале ХХ в. Все мечети были разрушены. Значительная часть застройки Верхнеуральска конца XIX - начала ХХ в. оставалась деревянной, выполненной в традиционной стилистике. Как и в других казачьих поселениях, это были городские усадьбы [9]. Например, интересное сочетание русских и мусульманских традиций в планировке и декоре здания демонстрирует дом золотопромышленника З. Рамеева на Большой Благовещенской улице (ул. Советская в настоящее время). Деревянное здание на высоком кирпичном цоколе с вальмовой крышей представляет собой традиционный русский сруб «в обло». Фасады украшены резными наличниками и подзором. В то же время цоколь из побеленного кирпича декорирован лентой мусульманского орнамента. Такое же смешение традиций наблюдается в планировке здания. С одной стороны в плане есть несколько анфилад. С другой стороны дом имеет два холодных пристроя, что характерно для татарской архитектуры (рис. 6). В рассматриваемый период в Верхнеуральске строится большое количество промышленных и торговых зданий, а также купеческих особняков. Характерным примером неорусского стиля является кошмоваляльный завод (рис. 7). Это одноэтажное кирпичное здание с вальмовой крышей, которое выходит на улицу торцевым фасадом. В плане оно прямоугольное. Фасады, выходящие во двор, не имеют декора. Они представляют собой стену из побеленного кирпича, прорезанную 91 Градостроительство и архитектура | 2017 | Т. 7, № 3 Е.В. Пономаренко Рис. 6. Дом З. Рамеева на Большой Благовещенской улице в Верхнеуральске Рис. 7. Кошмоваляльный завод Градостроительство и архитектура | 2017 | Т. 7, № 3 92 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ высокими окнами с лучковым завершением без наличников. Фасад, выходящий на улицу, тоже из побеленного кирпича, но декорирован очень пышно. Углы фасада акцентированы лопатками с декоративными нишами. В уровне крыши лопатки поддерживаются пинаклями. Центральная ось фасада выделена фигурным аттиком. Здание имеет очень высокий цоколь, который отделен от основного этажа широкой декоративной тягой с орнаментом из зубчиков. Под карнизом проходит широкая лента сложного орнамента со ступенчатыми сосульками. Окна разделены спаренными лопатками сложного профиля, на которые опирается еще одна лента орнамента и килевидные кокошники с геометрическим орнаментом. В Верхнеуральске сохранилось значительное количество зданий краснокирпичной стилистики. Наиболее интересным примером является паровая мельница купца В.Е. Гогина, построенная в начале ХХ в. (рис. 8). Здание включает в себя крупный пятиэтажный объем (пятый этаж мансардный) и одноэтажный пристрой к нему. Крыша пристроя находится на уровне третьего этажа основного объема, уклон покрытия в обеих частях одинаков. Это делает композицию здания гармоничной. Использование мансардного этажа в производственных зданиях в рассматриваемый период было большой редкостью. По всей видимости, В.Е. Гогин позаимствовал это архитектурное новшество в Германии, где он покупал оборудование. Планировка всех этажей одинакова, за исключением уровней, где нет пристроя. Крыша имеет сложную конструкцию с треугольными фронтонами. Мансарда освещается большими прямоугольными люкарнами. Фасады основного корпуса членятся широкими рустованными лопатками, на которые опирается профилированный карниз с широкой лентой орнамента из ступенчатых сосулек. Такой же орнамент, очень характерный для промышленных сооружений Урала, украшает треугольный фронтон мансарды. Большинство памятников Верхнеуральска расположено в центральной части города на главной площади казачьего круга, площади Никольского собора и соединяющих их двух парадных улицах. На этой территории находятся наиболее интересные здания стиля модерн. Площадь казачьего круга обстроена по периметру так, что застройка закрывает спуск к реке Урал. В застройке площади нет ярко выраженного центра. Одним из самых выразительных зданий является магазин купца Устинова, выполненный в стилистике модерна. Фасад декорирован пилястрами, которые разбиты филенками и ширинками. Здание венчает профилированный карниз с кронштейнами, под которым расположена лента орнамента (рис. 9). Наиболее интересный памятник Верхнеуральска в стиле безордерного модерна находится на противоположной стороне площади казачьего круга. Это торговый дом купца Терентьева (рис. 10). Здание имеет необычную для того времени планировку с внутренним двором, в который можно заехать. Композиционное решение магазина тоже необычно. Корпуса здания, выходящие на площадь и на улицу, имеют два этажа. Остальные части здания одноэтажные. В первом этаже располагались торговые помещения, а во втором - жилые комнаты. Это определило появление в первом этаже больших окон-витрин, а во втором - небольших вертикальных окон и балконов. Стилистика неоклассицизма в чистом виде в Верхнеуральске не представлена, но существуют интересные здания с ордерными элементами. Часто это здания несколько раз перестраивались, что определило их несколько эклектичный облик. Например, второй Рис. 8. Мельница Гогина Рис. 9. Магазин Устинова 93 Градостроительство и архитектура | 2017 | Т. 7, № 3 Е.В. Пономаренко дом золотопромышленника З. Рамеева (ул. Ленина, 38), построенный во второй половине XIX в. (рис. 11). Первоначально здание представляло собой прямоугольный объем, который занимал на плане площадь от угла до парадного крыльца. Впоследствии дом был расширен, а крыльцо стало центром фасада. Здание кирпичное на высоком цоколе. Главный вход декорирован пилястрами с брильянтовым рустом. Вход оформлен деревянным крыльцом с двускатным навесом на колоннах. Такое необычное использование ордерных элементов в сочетании с безордерной стилистикой, как отмечают исследователи, характерно для большого количества казачьих поселений [10]. В деревянном зодчестве Верхнеуральска этого периода встречаются очень необычные произведения. Например, дом Емельяновых. Он был построен в начале ХХ в. по проекту студента архитектурного факультета Алексея Емельянова (рис. 12). Рис. 10. Магазин Терентьева Рис. 11. Второй дом золотопромышленника З. Рамеева Рис. 12. Дом Емельяновых Градостроительство и архитектура | 2017 | Т. 7, № 3 94 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Планировка и конструкция здания вполне традиционны, но решение фасада представляет собой полное смешение стилей. Дом представляет собой сруб, декорированный традиционными наличниками и пропильной подкарнизной резьбой. Наличники подчеркнуты ярким цветом на фоне естественного оттенка дерева стены. Карниз сильно вынесен, но в средней части фасада его вынос уменьшается. Над этим углублением находится треугольный фронтон, декорированный цветными (ярко голубыми с белым обрамлением) накладными элементами треугольной и трапециевидной формы, составляющими единую композицию. Выводы. Архитектурно-градостроительная среда крепости - это одна из составляющих быта, культуры и жизни данного поселения. В настоящее время в регионе постоянно растет осознание ценности наследия различных этнических групп населения. В архитектуре Верхнеуральска сохранилось значительное количество памятников модерна. Но в большинстве случаев стилистика конца XIX начала ХХ в. несколько перемешивалась. Значительно перемешивались между собой планировочные и декоративные традиции зодчества разных этнических групп. Причем русские даже чаще перенимали мусульманские традиции, чем наоборот. Возрождение традиций определяет существование архитектурно-градостроительного наследия как живого явления современности. Существует потребность компенсировать насильственное прерывание культурных традиций этнических групп в советский период. Архитектурно-градостроительное наследие сохранилось на территории крепости в значительном количестве. Характерно, что в большей части поселения присутствуют не только древние строения, но и планировка казачьей станицы с плацем для джигитовки, который занимает в настоящее время городской сад. Особое значение имеет и то, что архитектурно-градостроительное наследие, в отличие от других видов искусств, воздействует на личность постоянно в ходе ее жизнедеятельности. Современная картина мира характерна множественностью взглядов, мозаичностью и динамичностью. Именно эти черты осознаются в настоящее время как ценность.
×

About the authors

Elena V. PONOMARENKO

Samara State Technical University

Email: vestniksgasu@yandex.ru

References

  1. Стариков Ф.М. Откуда взялись казаки (исторический очерк). Оренбург: Типография Ефимовского-Мировицкого, 1881. 264 с.
  2. Российский государственный архив древних актов, ф.1356, оп.160.
  3. Дебу И. Топографическое и статистическое описание Оренбургской губернии в нынешнем ее состоянии. М.: Университетская типография, 1836. 230 с.
  4. Российский государственный исторический архив, ф.1399 оп.1.
  5. Объединенный государственный архив Челябинской области, ф.87, оп.1.
  6. Российский государственный военно-исторический архив, ф.846, оп.16.
  7. Российский государственный исторический архив, ф.1293, оп.167.
  8. Круковский М.А. Южный Урал. Путевые очерки. М.: Изд-во К.И.Тихомирова, 1909. 312 с.
  9. Вавилонская Т.В., Карасёв Ф.В. Типология исторической городской усадьбы на примере города Самары // Градостроительство и архитектура. 2014. № 1 (14). С. 24-30. doi: 10.17673/Vestnik.2014.01.4
  10. Котенко И.А., Сержантова А.В. Реконструкция дома Субботина-Шихобалова // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Градостроительство: сборник статей / под ред. М.И. Бальзанникова, К.С. Галицкова, Е.А. Ахмедовой; СГАСУ. Самара, 2015. С.279-282.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 PONOMARENKO E.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies