FORMING THE IDENTITY OF PUBLIC OBJECTS ON THE EXAMPLE OF SAMARA

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The purpose of the article is to identify the infl uence of the system of priority identifi ers on the architecture of public objects in Samara in the historical stages, from the time of the foundation of the city (1586) to the present time. On the example of some heritage objects the diff erence between the architectural and historical environment and its uniqueness is shown. The conclusion is made that the preservation of the identity of the place is the most important principle of sustainable development of the architectural and historical environment, since the historical and cultural heritage must be transferred to the future. As a result, the image of the Samara residential development along the whole path of its development was determined, the types, styles, impacts of the external and internal ethnos, as well as the productive forces that are the basis for the development of the city in each historical period.

Full Text

Историческое наследие, даже если оно не всегда уникально, раскрывает идентичность собственно того «места», где оно появилось [1]. Понятие идентичности представляет собой совокупность образов, возникающих в нашем сознании в отношении тех или иных регионов, городов, кварталов. Идентичность архитектурно-исторической среды на разных территориальных уровнях можно выразить следующей системой идентификаторов [2]: архитектурно-исторический, этнографический, ментальный. Архитектурно-исторический идентификатор определяется узнаваемостью и своеобразием застройки городов, её морфологией, плотностью и репрезентативностью [3]. В первую очередь рассматриваемый идентификатор выражается в архитектурных школах соответствующих исторических периодов. Как правило, это типовые и образцовые проекты. Согласно топографическому методу К. Линча, знаковые объекты относятся к точечным ориентирам, в которые житель не вступает. Но при этом именно за счет них формируется определенный образ города в сознании каждого горожанина [4]. Этнографический идентификатор выражает многонациональность города. Человек определяет себя через принадлежность к конкретному этносу, Градостроительство и архитектура | 2018 | Т. 8, № 1 110 ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, ПЛАНИРОВКА СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ что имеет отношение к психологии восприятия и влияет на ментальные представления о среде. Например, деревянная жилая архитектура, не представляющая объекты культурного наследия, несет черты русской, малоросской, татарской, мордовской, чувашской, немецкой культур, соседствовавших между собой [3]. Этнографическое наследие многонационального региона можно подразделить на внутреннее, связанное с теми этносами, формирование которых происходило на территории России, и внешнее, появление которого стало благодаря зарубежным переселенцам (колонии менонитов и данцигских немцев, англичан, поляков, болгарского народа) и предпринимателям. Архитектура этих объектов несет характерные черты родины их владельцев. Ментальный идентификатор обусловлен, прежде всего, купеческим менталитетом, сформированным в регионе к XIX в. В это время купеческая гильдия является основой организации населения, занятого в торговле [3]. В.Г. Каркарьян пишет: «Самара была ”богата богатыми людьми” - купцами». Градостроительное развитие города происходило в несколько этапов. Первый этап (с момента основания по 1705 г.) связан с наличием деревянной военно-сторожевой крепости. Второй этап, относящийся к XVIII в., отмечен возведением земляной крепости и дорегулярной слободской застройкой. На третьем этапе (конец XVIII-первая половина XIX в.) Самара развивается как уездный город на регулярной основе. Четвертый этап приходится на вторую половину XIX-начало ХХ в. и связан с расцветом Самары как губернского города, столицы Самарской губернии, а также крупного торгового и экономического центра. Пятый этап (20-30-е гг. ХХ в.) - период развития конструктивизма в архитектуре и градостроительстве. Шестой этап охватывает довоенную и послевоенную «сталинскую» архитектуру и характеризуется сменой эстетических установок, отразившихся в городской архитектуре [5]. В данный момент времени Самара находится на современном этапе развития, который начинается с 1951 г. В агломерационной связке с Самарой сложился крупный город Тольятти. Начиная с 1960-х гг. и вплоть до настоящего времени в городе и его пригородах ведется экстенсивное освоение зеленых зон, сельскохозяйственных и дачных территорий под многоэтажное жилое строительство, что сказывается на протяженности инфраструктуры и транспортных коммуникаций. Одновременно с этим исторический центр находится в состоянии упадка, даже несмотря на свои уникальные средовые и архитектурные качества. Каждый из рассмотренных периодов развития оставил богатое культурное наследие. Характерные исторические особенности в структуре города можно выявить при более детальном анализе каждого из этапов в сопоставлении с системой идентификаторов. Первый этап исторического развития - «Древняя Самара» (1586-1705 гг.) Дата основания города - 1586 г., когда по приказу царя Федора Иоанновича и под руководством князя Г.О. Засекина на стрелке рек Волги и Самары началось строительство крепости, расположившейся в стороне от разрушенного городка-пристани Samar. Основное назначение первой крепости состояло в обеспечении защиты Руси от набегов кочевых народов и формировании водного пути от Казани до Астрахани. В 1588 г. крепость была переименована в город, в котором преобладала не только военно-оборонительная функция, но и торговая. Через Самару проходил среднеазиатский торговый путь, связывавший яицкие степи со столицей государства [6]. В конце XVII в. городское поселение состояло из крепости, посада, нескольких монастырей и слобод (Рыбной, Болдырской и Вознесенской). В крепости находились церковь, приказная изба, дом городничего, уездное казначейство, присутственные места, тюрьма, военные и продовольственные склады. Рыночная площадь с торговыми лавками располагалась в остроге. Застройка Самары этого периода носила хаотичный характер. В дальнейшем первая деревянная крепость была полностью уничтожена в процессе крупного пожара. Второй этап исторического развития - «Дорегулярная Самара» (1706-1780 гг.) После пожара 1703 г. к северо-востоку от сгоревшего кремля была построена земляная крепость, ставшая основным узлом обороны. В 1736-1744 гг. в Самаре был размещен штаб Оренбургской экспедиции под руководством государственного деятеля и историка В.Н. Татищева. Цель экспедиции состояла в освоении территорий Заволжья и Южного Урала земледельческого, промышленного и военного характера, а также в развитии торговых и политических контактов с народами Средней Азии и Казахстана [6]. В.Н. Татищев начал строительство большого гостиного двора и четырех амбаров для хранения товаров. Вследствие утраты военной функции города и перевода Оренбургской экспедиции в г. Оренбург, в конце 30-х гг. XVIII в. наступает период спада городской жизни. С присвоением статуса города и утверждением в составе Симбирского наместничества, в 1781 г. в Самаре вновь были открыты «присутственные места» - государственные учреждения: нижний земский суд, городническое правление, уездное казначейство, уездный суд и дворянская опека [5]. В этот период времени еще не было необходимости в строительстве крупных общественных зданий, поэтому большинство купеческих домов были адаптированы для общественных функций. В основном в них размещались торговые и ремесленные лавки. Третий этап исторического развития - «Уездная (регулярная) Самара» (1781-1850 гг.) 111 Градостроительство и архитектура | 2018 | Т. 8, № 1 Н.А. Косенкова, А.А. Серова В начале этого этапа развития Самаре был возвращен статус города в составе Симбирского наместничества, что послужило основанием для разработки первого регулярного плана города в 1782 г. Согласно новому плану было предложено расширение границ города с привнесением жесткой сетки улиц, образующей прямоугольные кварталы размером 250х125 (150) м. Каждый квартал состоял из домовладений (дворов). Данный генеральный план претерпевал значительные изменения еще в 1804 и 1840 гг. Добавлялись кварталы с северо-восточной стороны города. Рост и развитие городской торговли и экономики повлекли за собой развитие новых общественных функций [5]. В «Уездной Самаре» появляются крупные и значимые общественные объекты: городническое правление, магистрат, казначейство, дворянская опека, уездный, земский и сиротские суды, коммерческий банк, первые образовательные учреждения, а также целый ряд торговых помещений и лавок (рис. 1). Открытие образовательных учреждений способствовало увеличению культурного уровня в городе. На протяжении XVIII-XIX вв. деревянная застройка Самары неоднократно уничтожалась опустошительными пожарами, поэтому на данном историческом этапе общественные здания начинают строить каменными. Четвертый этап исторического развития - «Губернская (регулярная) Самара» (1851-1917 гг.) Исторический этап «Губернской Самары» является самым ярким и многоплановым. В середине XIX в. в городе преобладала торговля пшеницей, мукой, продуктами животноводства и леса. Развитие железной дороги способствовало значительному увеличению темпов торговли. Исходя из этого Самара превращается в крупный торговый центр и носит название «Русский Чикаго». Большие объемы торговли в городе повлекли за собой достаточно масштабный прирост населения. «Русский Чикаго» привлекал внимание не только столичных, но и иностранных купцов. Внешний этнографический идентификатор оказал большое влияние на формирование архитектуры общественных объектов. В них отражаются черты немецкой, финской, датской и английской архитектуры. Облик Самары второй половины XIX - начала ХХ в. во многом определили постройки таких ведущих архитекторов, как А.А. Щербачева, З.Б. Клейнермана, В.В. Тепфера, Т.С. Хилинского, А.И. фон Гогена, Э.И. Жибера, Д.Н. Чичагова, Ф.О. Богдановича, В.А. Шретера, Ф.И. Лидваля, К.П. Головкина, В.П. Петрова, С.В. Смирнова, В.И. Якунина, П.И. Балинского и др. В Самаре в начале ХХ в. возводятся здания по проектам мастеров модерна Ф.О. Шехтеля, А.У. Зеленко, Д.А. Вернера, М.И. Квятковского, Ф.П. Засухина, Г.Н. Мошкова, П.В. Шаманского [7]. В губернской Самаре было реализовано большое количество зданий общественного назначения. Во второй половине XIX в. строятся и реконструируются крупные общественные административные здания Городской управы (арх. Ф.А. Черноморченко), Дом губернатора (арх. В.А. Шретер, Де-Рошфор), Окружного суда (Н.Ф. Теплов), Дом полицейского управления и пожарной части. Развитие общественно-культурной жизни в Самаре дало стимул к появлению новых для города типов зданий. В начале ХХ в. строятся многочисленные банки: Общества взаимного кредита (арх. З.Б. Клейнерман), здание Крестьянского и Дворянского банков (арх. А.И. Фон-Гоген), торгово-промышленного банка (арх. А.А. Щербачев). Среди торговых зданий можно назвать Новотроицкий торговый корпус (арх. Д.А. Вернер), а также здания торговых домов и торговых лавок. В начале ХХ в. строятся и реконструируются здания гостиниц. Пятиэтажная гостиница «Метрополь» (Националь) - одно из самых высоких зданий дореволюционной Самары. Большое значение для культурной жизни города имело строительство в 1887-1895 гг. здания городского драматического театра (арх. Д.Н. Чичагов). В начале ХХ столетия в Самаре появилось несколько клубных зданий: коммерческий клуб, первые кинотеатры. Наиболее интересным в архитектурном отношении является здание кинотеатра «Фурор» (арх. Г.И. Котов) - образец стиля модерн в архитектуре Самары (рис. 2). Во второй половине XIX - начале ХХ столетия в городе строятся многочисленные учебные здания: реального училища, женской и мужской гимназий, духовного училища и епархиальной женской гимназии [9]. Характерным для второй половины XIX - начала ХХ в. было строительство лечебных учреждений. В этот период реализуются: больница общества Красного Креста (арх. Т.С. Хилинский), первая в мире кумысолечебница, основанная Н.В. Постниковым. Архитектура общественных объектов исторического этапа «Губернская Самара» относится к таким стилям, как классицизм, русский стиль, модерн, мавританский стиль, неоренессанс, неоготика, неоклассицизм, эклектика. Пятый этап исторического развития - «Самара эпохи конструктивизма» (1917-1930 гг.) 20-30-е гг. ХХ в. - один из наиболее значимых этапов в становлении архитектуры, на протяжении которого произошло развитие конструктивизма. Этот период является исключительным в истории русской культуры, поскольку в указанное время отечественное искусство и архитектура были признаны во всем мире. В Самаре имеется многочисленное и уникальное наследие данного этапа. В исторической части города в период 1917-1930 гг. возводится более 50 отдельных зданий [10]. В эпоху конструктивизма в Самаре работают архитекторы: П.А. Щербачев, В.К. Сухов, Е.Н. Максимова, Л.А. Волков, Н.Г. Тели- Градостроительство и архитектура | 2018 | Т. 8, № 1 112 ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, ПЛАНИРОВКА СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ Рис.1. Формирование идентичности общественных объектов в период с 1586 по 1850 гг. 113 Градостроительство и архитектура | 2018 | Т. 8, № 1 Н.А. Косенкова, А.А. Серова цын, А.И. Полев, Н.В. Гофман-Пылаев, Д.Н. Чечулин, А.Л. Каневский, А.И. Ушаков, Н.А. Троцкий, Н.Д. Каценеленбоген. Главные отличительные особенности общественных объектов рассматриваемого исторического периода заключаются в следующем: 1) лаконичность форм; 2) монолитность внешнего облика; 3) наличие крупных объемов; 4) характер остекления проемов и их очертания, вытекающие из организации внутреннего пространства; 5) отражение внутреннего содержания на фасаде здания; 6) функциональное назначение - конструктивная основа здания. Иные функциональные потребности повлекли за собой образование новой архитектурной типологии: фабрика-кухня, дома культуры, объекты управления новой власти, крупные комплексы, совмещавшие в себе жилые и общественные функции. В этот период исторического развития в Самаре строятся знаковые монументальные комплексы (рис. 2): Дом промышленности (арх. В.К. Сухов), Клуб имени В.Э. Дзержинского с жилым домом комсостава ОГПУ (арх. Л.А. Волков, Н. Г. Телицын), Дом специалистов и Телеграф (арх. А.И. Полев), Клуб Красной Армии имени К.Е. Ворошилова (Штаб ПриВО) и Дом социалистического сельского хозяйства (арх. П.А. Щербачев). Наличие таких объектов в городе выдвинуло Самару центром регионального конструктивизма. Под воздействием появления большого количества общественных зданий различного функционального назначения Самара превратилась не только в экономический, но и в культурный центр. Пятый этап «Самара эпохи конструктивизма» оставил уникальный пласт архитектурно-исторического наследия. На данный момент времени объекты культурного наследия сохранились лишь в ряде кварталов. Однако самарский конструктивизм не уступает лучшим российским аналогам. Для большинства архитекторов конструктивизм стал предварительной, более простой формой реализации архитектурного объекта и его совершенствования к более сложной архитектуре на следующих исторических этапах. Шестой этап исторического развития - «Самара сталинской эпохи» (1930-1950 гг.) Именно в годы Великой Отечественной войны город получил высокое политическое и стратегическое значение. В период с 1935 по 1990 гг. Самара носила имя Куйбышева. 15 октября 1941 г. город Куйбышев стал запасной столицей, вследствие чего произошла массовая эвакуация правительственных органов, военных управлений, труппы большого театра, знаменитых деятелей культуры, ряда крупнейших заводов. Это дало мощный толчок для дальнейшего развития города. В 1935 г. кардинально изменилась обстановка в архитектуре СССР. Произошедшие перемены послужили вектором становления архитектуры и градостроительства в запасной столице. В первую очередь, согласно Постановлению ВЦИК и СНК РСФСР «Об устройстве населенных мест РСФСР» от 01.01.1932 г., изменения затрагивали архитектурно-художественный аспект. Теперь повышенные требования предъявлялись, в частности, к архитектурно-художественному оформлению комплексов кварталов, улиц и площадей, а не к архитектурному образу отдельных зданий, как это было ранее. Для строительства социалистического города архитектурная классика как нельзя лучше являлась исключительным методом регулирования идеологических задач. Город превратился в целостный архитектурно-художественный организм. Теперь его облик состоял из сочетания композиционных узлов (архитектурных ансамблей и площадей) и композиционных осей (бульваров и магистралей). Архитектурно-градостроительная система композиционных осей являлась основой образования единой городской среды [11]. В архитектуре общественных объектов достаточно четко отражен архитектурный код, служащий для воплощения социалистического Куйбышева. В этот период основным направлением в архитектурной стилистике стала советская классика. Дореволюционные здания, созданные в стиле самарской эклектики, имели следующие варианты дальнейшего развития: они либо сносились, либо преобразовывались согласно установленному архитектурному образу. С конца 1920-х гг. в городе было недостаточно площадей для строительства общественных зданий. Решение сложившейся проблемы заключалось в надстройке существующих капитальных зданий конца XIX - начала ХХ в. В довоенное время этажность зданий увеличилась от двух до четырех этажей. Большинство эскизных предложений исторического этапа «Самара сталинской эпохи» не было воплощено в жизнь и получило название «Бумажная архитектура». Но при этом все нереализованные идеи дали представление целой картины грядущих градостроительных перемен и способствовали разработке проектов отдельных общественных зданий. Предложения куйбышевских архитекторов 1930-х гг. были выполнены в соответствии с общей концепцией организации города. Но при этом архитектурные объекты имели отличительную особенность, состоящую в том, что в них все-таки отражались главные черты самарской архитектуры. В исторический период «Самара сталинской эпохи» в г. Куйбышеве работают архитекторы: П.А. Щербачев, А.Л. Каневский, Л.А. Волков, Д.М. Малахов, А.С. Фисенко, С.А. Трошин, И.Г. Салоникиди, И.Л. Шафран, Н.В. Подовинников, М.Г. Мошкова, В.А. Ларионов и другие. Градостроительство и архитектура | 2018 | Т. 8, № 1 114 ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, ПЛАНИРОВКА СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ Рис.2. Формирование идентичности общественных объектов в период с 1851 г. до настоящего времени 115 Градостроительство и архитектура | 2018 | Т. 8, № 1 Н.А. Косенкова, А.А. Серова В самарской архитектуре 30-50-х гг. ХХ в. можно выделить следующие знаковые объекты (см. рис. 2): 1. Театры: академический театр оперы и балета (арх. Н.А. Троцкий, Н.Д. Каценеленбоген), театр кукол. 2. Дом культуры имени С.М. Кирова (арх. А.В. Тарасов), дом культуры «Мир». 3. Здание управления Средневолжского речного пароходства (арх. А.И. Полев, А.И. Ушаков). 4. Здание промышленного банка (арх. С.А. Трошин). 5. Входная группа стадиона «Динамо» (арх. И.Г. Салоникиди). 6. Проектный институт «Гипровостокнефть» (арх. Н.А. Троцкий, И.Г. Салоникиди). 7. Городская клиническая больница №2 имени Н.А. Семашко. Дворец культуры имени В.В. Куйбышева (современный театр оперы и балета) построен по конкурсному проекту ленинградских архитекторов Н.А. Троцкого и Н.Д. Каценеленбогена в 1934 г. на месте взорванного Кафедрального собора. На конкурсе, проведенном Управлением по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР, застройка военных лет г. Самары была удостоена премии. Послевоенное развитие города сделало Самару крупнейшим промышленным, культурным, а также научным центром России. Шестой этап исторического развития оставил довольно значительный слой наследия. Объекты культурного наследия расположены как на территории центральной исторической планировочной зоны, так и за ее пределами. Архитектура данного периода характеризуется совокупностью застройки и возвратом определения «ансамбль» в архитектуру. Для творческих приемов, отражающих социалистический строй, характерно использование следующих элементов архитектурной классики: пилястр, парапетов и балюстрад, рустованных поверхностей, горизонтальных тяг, барельефов на советскую тематику, обрамления оконных и дверных проемов наличниками. Седьмой этап исторического развития - «Современная Самара» (с 1951 г. до настоящего времени) На сегодняшний день город Самара - крупнейший промышленный и культурный центр Поволжья, а также центр Самарской области. В начале 1991 г. городу было возвращено историческое имя Самара. В самарской архитектуре 1951-1990 гг. преобладало типовое строительство, распространенное по всей стране. Но даже несмотря на это советские архитекторы находили пути и способы для самовыражения посредством уникальных и знаковых объектов. Зачастую это происходило под видом строительства общественных зданий иной функции. В Самаре примером этому могут послужить дворец культуры «Звезда» (арх. Ю.В. Храмов), появившийся в процессе реконструкции старого объекта, а также дворец бракосочетаний «Теремок» (арх. В.Г. Каркарьян), официально заявленный в проектной документации как комбинат бытового обслуживания в комплексе с существующим свадебным магазином (см. рис. 2). Подобные меры были приняты во избежание долгих специальных согласований в столице, которые в большинстве случаев моментально отклоняли проекты, не соответствующие жилой функции. В начале XXI в. строительная отрасль начинает активно развиваться. Среди общественных функций преобладающими становятся торговая и офисная. Впоследствии наблюдается динамичный рост количества многофункциональных зданий, среди которых торгово-офисный центр «Вертикаль» (арх. бюро Studio Bartoli) и торгово-развлекательный комплекс «Амбар» (арх. бюро ESP). Мировые тенденции зарубежного высотного строительства оказали влияние на формирование самарской архитектуры современных общественных объектов. Исходя из системы идентификаторов, высотное строительство - проявление внешнего этнографического идентификатора. На данном этапе развития можно выделить следующие высотные объекты общественного назначения: 1. Офисное здание «Самаранефтегаз» (арх. А.Г. Головин). 2. Торгово-офисный центр «Вертикаль» (арх. бюро Studio Bartoli). 3. Бизнес-центр «Капитал» (арх. бюро Studio Bartoli). Главные характерные черты выделенных общественных объектов состоят в применении объемных площадей остекления и новейших материалов, а также неординарности принятых планировочных решений. Существенный недостаток высотного строительства заключается в том, что такие общественные объекты носят характер точечной застройки. В большинстве случаев подобные здания не имеют принадлежности к определенному стилистическому направлению и являются дисгармонирующими объектами в сложившейся архитектурно-исторический среде. На современном этапе развития города Самары четко выраженной основной проблемой является отсутствие общей стратегии развития городской застройки. Выводы. Проанализировав общественные объекты г. Самары по историческим этапам в соответствии с системой идентификаторов, можно наглядно проследить формирование образа общественной застройки с момента основания и до настоящего времени. Последовательно анализируя объекты в контексте одного исторического этапа, видно, как развивалась архитектурно-историческая среда под воздействием внешних и внутренних факторов.
×

About the authors

Natalya A. KOSENKOVA

Samara State Technical University

Email: vestniksgasu@yandex.ru

Alina A. SEROVA

Samara State Technical University

Email: vestniksgasu@yandex.ru

References

  1. Вавилонская Т.В. Стратегия обновления архитектурно-исторической среды: монография / СГАСУ. Самара, 2008. 368 с.
  2. Косенкова Н.А., Серова А.А. Теоретические аспекты городской идентичности // Материалы V Международной научно-практической конференции «Культурное наследие в XXI веке: сохранение, использование, популяризация». Казань: КГАСУ, 2017. С. 162-167.
  3. Вавилонская Т.В., Косенкова Н.А. Городская идентичность архитектурно-исторической среды Самарского Поволжья // Материалы III Международной научнопрактической конференции «Культурное наследие в XXI веке: сохранение, использование, популяризация». Казань: КазГАСУ, 2016. С. 49-55.
  4. Косенкова Н.А., Серова А.А. К вопросу об исследовании городской идентичности // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре: сб. ст. 74-й Международной научно-технической конференции. Градостроительство. Самара: АСИ СамГТУ, 2017. С. 226-229.
  5. Каркарьян В.Г. Река Волга - город Самара: Путешествие сквозь века. Самара: Агни, 2011. 304 с.
  6. Синельник А.К. Градостроительная история Самарского края / СГАСА. Самара, 2000. 192 с.
  7. Каркарьян В.Г. По улицам старой Самары. Куйбышев: Кн. изд-во, 1988. 80 с.
  8. Самогоров В.А., Иванов М.О. Архитектура Александра и Петра Щербачевых в Самаре. Кн. I. Архитектор Александр Щербачев. Т. 1 / СГАСУ. Самара, 2014. 400 с.
  9. Самара губернская. 160 лет в зеркале архитектуры. Самара: Книга, 2011. 208 с.
  10. Синельник А.К., Самогоров В.А. Архитектура и градостроительство Самары 1920-х - начала 1940-х годов / СГАСУ. Самара, 2010. 480 с.
  11. Самогоров А.В., Самогоров В.А. Образ города Куйбышева в проектах архитекторов второй половины 1930-х годов // Вестник ВРО РААСН. 2015. №18. С. 83-91.
  12. Серова А.А. Социальный аспект городской идентичности // Актуальные проблемы архитектуры и дизайна: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Екатеринбург: УрГА- ХУ, 2017. С. 364-369.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 KOSENKOVA N.A., SEROVA A.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies