THE IMPACT OF ARCHITECTURAL AND HISTORICAL ENVIRONMENT ON RELIGIOUS OBJECTS OF SAMARA

Cover Page

Abstract


The purpose of the article is to identify the impact of the system of identifi ers of the architectural and historical environment on the religious architecture of Samara on the considered and identifi ed historical stages of the development of the city. It is shown that due to the particularly rapidly developing cities of our time, including historical ones, the historical heritage is the fi rst to be in danger of complete or partial extinction. From here it becomes apparent the preservation of the heritage of cities and the preservation of the identity of the historical city. As a result, a typical image of the Samara religious architecture was determined throughout its development, characteristic types, styles, infl uences of external and internal ethnos were established, and productive forces were identifi ed, which are the basis for the development of the city of Samara at each historical period.

Full Text

Города - это особые системы, стремительно развивающиеся. Ни один исторический город не сохранил полностью свой первоначальный облик. Подобно живому организму, город постоянно растет и формируется вслед за развитием общества. Исторический город отражает ценности, которые общество стремится сохранить, поскольку они хранят коллективное сознание, «устанавливают связь времен и оберегают традиции» [1]. Сохранение архитектурно-исторической среды важно по ряду показателей: сохранение коллективной памяти городских жителей, охрана художественных и эстетических, архитектурных достоинств, охрана местных достопримечательностей и значимых мест. Кроме того, подобная «охрана памятников одновременно обращена как в прошлое, так и в будущее» [2]. Современная система охраны исторических памятников не всегда способна выполнить свою функцию в полной степени. Однако несвоевременное выполнение мер по защите и охране наследия нарушает целостность и может привести к утрате исторической, социальной, архитектурно-художественной ценности городов. В Самаре, как и в любом другом городе России, на архитектурно-историческое наследие влияет культурное разнообразие, а также существующая связь между природными и культурными особенностями. Самара может и должна повысить свой статус и роль исторического города как центра художественного и творческого совершенства. Для выявления уникальных качеств городской среды было проведено исследование самарских культовых объектов. Факторы, повлиявшие на создание архитектурно-исторической среды города, можно отразить в системе следующих идентификаторов [3] (см.рисунок): архитектурно-историческом, этнографическом, ментальном. Архитектурно-исторический идентификатор. Образ города формируют в первую очередь усадьбы и жилые дома как преобладающие в ряду застройки. Затем наиболее выразительными являются храмы и монастыри. Архитектурно-исторический идентификатор определяется узнаваемостью и своеобразием застройки города. Рассмотрим некоторые из культовых зданий. Наиболее характерными храмами на каждом историческом этапе для Самары являются следующие объекты. На первом периоде «Древняя Самара (1586-1705 гг.) - это старейшая Спасо-Преоб- Градостроительство и архитектура | 2018 | Т. 8, № 3 94 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ раженская церковь (1685 г.), которая до настоящего времени не сохранилась, но известна по описаниям и архивным данным. Это была каменная однокупольная церковь с колокольней. Располагалась она на территории Спасо-Преображенского женского монастыря. В 1952-1953 гг., во время строительства завода клапанов, старейшая самарская церковь была утрачена. Рассматриваемый объект относится к архитектурно-историческому идентификатору [4]. Во второй период исторического развития «Дорегулярная Самара» (1706-1780 гг.) основным культовым объектом стал Собор Казанской иконы Божией Матери (1744 г.). Исследуемый Казанский собор представляет собой кирпичный храм типа восьмерик на четверике с северным Никольским приделом. В третьей четверти XIX в. его перестроили в духе позднего классицизма с чертами эклектики, а также соорудили колокольню (1859-1860 гг.) и южный Сретенский придел (1864-1867 гг.). В 1920-х гг. собор был закрыт, снова перестроен и окончательно снесен в 1950-х гг. На сегодняшний день на месте разрушенного собора находился завод клапанов. Собор Казанской иконы Божией Матери - главный культовый объект города XVII - первой половины XIX вв. Данный объект относится к архитектурно-историческому идентификатору [5]. Третий период исторического развития «Уездная (регулярная) Самара» (1781-1850 гг.). К объектам архитектурно-исторического идентификатора данного этапа относятся Церковь Троицы и Спасо-Вознесенский Собор. Церковь Троицы (1840-1844 гг.) - однокупольный храм с колокольней в классицистическом стиле [6, с. 121]. Изначально церковь располагалась на Татарской (Троицкой) улице, ныне современной улице Галактионовской. Но в 1930 г. Троицкая церковь была разрушена, и теперь на ее месте находится сквер Высоцкого [7]. Спасо-Вознесенский Собор (1841-1848 гг.) - кирпичный однокупольный четырехстолпный храм с колокольней в стиле позднего классицизма. Боковые приделы Алексия Митрополита (до революции - Михаила Архангела) и великомученика Пантелеймона и Павла Комельского. Адрес расположения собора - ул. Степана Разина, 78. В 1930 г. Спасо-Вознесенский Собор был закрыт, а его здание использовалось в складских целях. В 1993 г. здание культового назначения XIX в. было возвращено церкви и впоследствии отреставрировано [6, с. 50-56]. Четвертый период исторического развития «Губернская (регулярная) Самара» (1851-1917 гг.). Данный этап «Губернской Самары» является особо ярким. К архитектурно-историческому идентификатору, как к самому образному и выразительному, относится Иверский женский монастырь (1850-1880 гг.). Покровский собор (1861 г.) спроектирован Эрнестом Ивановичем Жибером, выполнен в стиле московского храмового зодчества XVII в. Он имеет традиционное русское пятиглавие с шатровой колокольней над входом, и его вместимость составляет до 2000 человек. В архивных документах начала XX столетия указано, что храм был покрыт белой английской жестью, а его наружные стены украшала живописная роспись. Уникальный факт существования данного храма заключается в том, что Покровский собор - это единственный культовый объект из 55 самарских соборов, выполняющий свою функцию как в 20-30-е гг. XX в., так и в период с 1938 по 1946 гг. [8, 9]. Церковь Мариинского детского приюта для девочек-сирот (Марфо-Мариинская обитель), архитектором которой является А.А. Щербачев, возводилась с 1896 по 1898 гг. и была освящена 15 ноября 1898 г. в честь великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, а также в честь Святого Николая Мирликийского. В советское время в 1929 г. приют был закрыт и претерпел изменения как во внешнем облике, так и в архитектурно-планировочной структуре. Купол и колокольня храма подверглись разрушению. Внутреннее пространство было разделено перекрытием. Впоследствии внутри этого объекта была размещена экспозиция музея Революции. Согласно постановлению Администрации Самарской области от 22 ноября 1991 г., здание церкви было вновь передано Самарской Епархии. В настоящее время здание церкви Мариинского приюта является памятником архитектуры регионального значения [10]. Этнографический идентификатор является отражением многонациональности городской застройки. Этнос - определяющий фактор в сознании человека и в его восприятии окружающего пространства и среды. Архитектурные объекты города несут в себе черты русской, малоросской, татарской, мордовской, чувашской, немецкой культур. Подобным примером может служить церковь Успения Богородицы (1913 г.) архитектора А.А. Волошина, которая на данный этап времени не сохранилась [11, с. 22]. Это двухэтажная деревянная церковь с небольшой колокольней, на первом этаже которой размещалась богадельня. Четверик и притвор завершались бочками с небольшими луковичными главками с крестами. В 1929 г. церковь Успения Богородицы была закрыта, а в ее здании стали размещаться механические мастерские. В конце 1960-х гг. здание деревянной церкви было снесено. На сегодняшний день на ее месте на пересечении улиц Молодогвардейской и Маяковского возвышается многоэтажный жилой дом [12]. Евангелическо-лютеранский храм Святого Георга (1863 г.) - старейшая кирха в Поволжье, которая была построена на средства самарского купца первой гильдии Егора Никитича Аннаева, по своему исповеданию являющегося католиком. После Октябрьской Революции 1917 г. кирха продолжала работать вплоть до 5 января 1930 г., когда по постановлению горисполкома храм закрыли, а некоторых прихожан арестовали. После этого здание использовали для собраний «Союза безбожников», а в дальнейшем Н. А. Косенкова, А. А. Серова 95 Градостроительство и архитектура | 2018 | Т. 8, № 3 помещения кирхи эксплуатировались в складских целях. В 1991 г. Евангелическо-лютеранский храм Святого Георга снова возвращен верующим [13]. Храм Пресвятого Сердца Иисуса (1903 г.) - это уникальный культовый объект, спроектированный Ф.О. Богдановичем и выполненный в стиле неоготической архитектуры. Храм трехнефный, имеет форму креста, с поперечным трансептом. Фасад украшен пинаклями. Высота башен составляет 47 м. В первоначальном виде католический костел был богато украшен, а до 1913 г. внутри здания располагался орган. Освящение храма состоялось 12 февраля 1906 г. Храм Пресвятого Сердца Иисуса действовал до 20-х гг. XX в. В 30-х гг. храм был закрыт и разграблен. В военное время в рассматриваемом объекте этнографического характера размещался Самарский краеведческий музей. И уже в 1991 г. храм снова возвращен верующим [14]. Хоральная синагога (1908 г.) построена и спроектирована архитектором Губернского Правления З.В. Клейнерманом в псевдомавританском стиле. Здание в плане имеет прямоугольник, имитирует ковчег и расчленено на три нефа - центральный выше боковых. На центральном нефе - купол и изображение шестиконечной звезды. На здании находилась памятная доска с именами тех, кто помог в строительстве синагоги: архитектор Зельман Клейнерман, его помощник студент института Путей Сообщения Р. Маргулис и те, кто профинансировал строительство. Финансовую поддержку оказали и русские купцы и ремесленники, что говорит о благоприятном национальном климате в городе во времена советской власти. В 1929 г. синагога была закрыта, сначала в ней размещался Дворец культуры, а затем - хлебозавод [15]. Ментальный идентификатор отражает купеческий менталитет города Самары, сформировавшийся в регионе к XIX в. Основу населения составляла купеческая гильдия, занятая в торговле. К ментальному идентификатору четвертого исторического периода относится: Церковь Святых апостолов Петра и Павла (1865 г.), ныне существующая. Сначала была заложена в феврале 1863 г. однопрестольная приходская церковь на окраине Самары. Купец Андрей Наумович Головачев являлся благотворителем. В 1866 г. при храме была открыта церковно-приходская школа на 60 мальчиков. Через 20 лет, в 1882-1884 гг., церковь была перестроена на средства купца Василия Андреевича Головачева, сына первого благотворителя храма - А.Н. Головачева. К храму достроили боковые приделы, которые располагались возле колокольни и трапезной симметрично друг другу. В 30-х гг. XX в. во время кампании по ликвидации культовых построек несколько раз ставился вопрос о закрытии Петропавловской церкви. В 1939 г. церковь Петра и Павла все же была закрыта. Здание сначала использовали под военный склад, а затем под конюшни. Но уже в конце Великой Отечественной войны храм был возвращен верующим. Его капитально отремонтировали, заново расписали внутри и оборудовали той утварью, что уцелела от других разрушенных храмов. В конце XIX в. Петропавловскую церковь перестроил архитектор А.А. Щербачев в неорусском стиле. Две шатровые главки увенчивали объем церкви и колокольни. Фасады церкви были оштукатурены и побелены. Первоначальные размеры составляли 9 х 17 м [16]. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери (1899 г.) построен в честь Казанской иконы Божией Матери при богадельне им. Александра Третьего. В советское время храм был закрыт, и впоследствии в нем размещались разные объекты [17]. Церковь Михаила Архангела (1915 г.). Для строительства молельного дома в 1908 г. самарский купец В. М. Сурошников купил участок земли у главной площади поселка Шмидта (ранее поселок Новый Оренбург). 15 января 1909 г. состоялось открытие деревянного на каменном фундаменте молельного дома на 500 человек, который был освящен во имя Архангела Михаила. Эта маленькая деревянная церковь не могла вместить всех желающих. Поэтому местные жители решили построить каменный храм. Церковный староста обратился за помощью к Василию Федоровичу Пустошкину (благодетелю и известному строителю храмов), и он пожертвовал на постройку храма 30 тыс. рублей. Для внутреннего убранства храма Екатерина Ивановна Иванова пожертвовала 40 тыс. рублей. 13 ноября 1915 г. храм был торжественно освящен во имя Рождества Пресвятой Богородицы. На это событие собралось множество народа. Освящение произвел Экзарх Грузии архиепископ Питирим, прибывший накануне в Самару, в сослужении с Михаилом, епископом Самарским и Ставропольским. Чуть позже торжественно освятили архиерейскими служениями предельные алтари храма: левый - во имя святого Василия Исповедника, правый - во имя Архистратига Божия Михаила. Эта церковь стала последней, построенной в Самаре и ее окрестностях до Октябрьской революции 1917 г. 17 сентября 1929 г. по решению Президиума Самарского Горсовета церковь Рождества Пресвятой Богородицы была закрыта и передана ГорОНО для эксплуатации школой. С этого периода вплоть до 1991 г. в храме Михаила Архангела функционировали разные организации: сначала клуб железнодорожников, во время Великой Отечественной войны эвакогоспиталь, в 1947 г. - эпидемиологическая больница дорсанотдела. Затем в здании находился спортивный зал, во времена перестройки - кооператив «Эврика» по изготовлению памятников. 7 марта 1991 г. было принято решение о передаче «в безвозмездное пользование здания бывшей церкви (ул. Новогородская, 1) религиозному обществу Русской православной церкви в поселке Шмидта города Самары…» [18]. Пятый период исторического развития «Самара эпохи конструктивизма» (1917-1930 гг.) и ше- Градостроительство и архитектура | 2018 | Т. 8, № 3 96 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Н. А. Косенкова, А. А. Серова 97 Градостроительство и архитектура | 2018 | Т. 8, № 3 стой - «Самара сталинской эпохи» (1930-1950 гг.) находились под знаком повсеместного отказа советской власти от религиозного прошлого. Появился лозунг «Религия - опиум для народа». Происходит повсеместная ликвидация культовых объектов на территории города Самары и области (в то время города Куйбышева и Куйбышевской области). Именно в годы Великой Отечественной войны город получил высокое политическое и стратегическое значение. Поэтому новых храмов не было построено, старые же практически все были закрыты. Седьмой этап исторического развития - «Современная Самара» (с 1951 г. до настоящего времени). Иллюстрацией архитектурно-исторического идентификатора данного периода служит Собор Святых Кирилла и Мефодия (1994 - 2004 гг.), спроектированный архитекторами В.А Самогоровым, В.А. Пастушенко. Стиль здания можно назвать неоклассическим. Высота собора с крестом 57 м, колокольня высотой более 70 м. Вместимость храма до 3000 человек. Храм построен по типичной схеме - четырехстолпный пятикупольный с полукруглым алтарем, боковыми четырехколонными портиками и четырехъярусной колокольней с шатром [19]. Храм Святого Георгия (2002 г.). Архитектор Ю.И. Харитонов. Храм выполнен в неовизантийском стиле - симметричный, пятиглавый, высота колокольни 30 м [20]. Храм Рождества Пресвятой Богородицы (2002 г.), расположен по адресу: ул. Мичурина, 98-А. Архитектор Е.Ю Астахов. Храм построен самарским заводом авиационных подшипников (директор В. К. Ершов). Представляет собой пятишатровый храм в русско-византийском стиле со звонницей [21]. Этнографический идентификатор седьмого исторического периода характеризуется Соборной мечетью города Самары (1999 г.), расположена на пересечении ул. Стара-Загора и 22-го Партсъезда. Архитектор Р. М. Вальшин. Мечеть представляет собой типичный объем - параллелепипед 21,6×57,60 м с минаретом высотой 67 м, диаметр купола 13,5 м. Площадь постройки 1200 кв. м. Общая площадь комплекса 4800 кв. м, мечеть рассчитана на 5000 человек [21]. Этнографический идентификатор представлен также армянской церковью - Армянская Апостольская церковь (2003 г.), архитектор В. Мкртчан. Расположена по адресу: ул. Ново-Садовая, 154Б. Средства на возведение храма были получены от администрации Самарской области, предпринимателя Артура Мартиросяна. Храм содержит символ армянской религии - каменные кресты-хачкары, символизирующие крест и древо жизни. Рядом установлен Памятник жертвам геноцида армян 1915 г. и землетрясения в Армении 1988 г. [22]. Ментальный идентификатор седьмого исторического периода представлен храмом Святой мученицы Татианы (2004 - 2010 гг.), расположен по адресу: ул. Академика Павлова, 1. Архитекторы А. И. Баранников, Т.И. Рычкова. Применен неорусский стиль. На звоннице поставлены одиннадцать колоколов, отлитых на Самарском колокололитейном заводе. Высота храма - около 30 м [23]. Церковь в честь иконы «Державная» (2009 г.) расположена по адресу: ул. Фрунзе, 15. Проект выполнен архитектором Ю.Е. Астаховым. Это однопрестольный кирпичный храм, стиль русско-византийский, план имеет крестообразную форму [24]. К седьмому историческому периоду ментального идентификатора относится Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (2012 - 2014 гг.). Проект выполнен архитекторами А.И. Баранниковым, В.В. Святкиным. Церковь расположена по адресу: Московское шоссе, 272. Представляет собой четырехстолпный пятикупольный объем; притвор со стороны запада, полукруглая апсида. Выполнен храм в неорусском стиле [25]. Вывод. Таким образом, можно на конкретных примерах рассмотреть формирование культовых сооружений города Самары в зависимости от воздействия типичных идентификаторов архитектурно-исторической среды. Выявленные исторические периоды развития Самары также являются необходимыми факторами, воздействующими на культовое зодчество города. Храмы, сложившиеся в результате взаимодействия идентификаторов и исторических периодов развития Самары, являются важнейшими определяющими символами города. Выявленные особенности культовых зданий могут быть полезны при новом проектировании зданий с религиозной функцией. Данные идентификаторы позволяют улучшить понимание и значение исторического наследия Самары. Для применения в научно-проектной деятельности также могут быть использованы идентификаторы архитектурно-исторического наследия.

About the authors

Natalya A. KOSENKOVA

Samara State Technical University

Email: vestniksgasu@yandex.ru

Alina A. SEROVA

Samara State Technical University

Email: vestniksgasu@yandex.ru

References

  1. Бандарин Ф, Рон Ван Оерс. Исторический городской ландшафт: Управление наследием в эпоху урбанизма. Казань: Отечество, 2013. 256 с.
  2. Вавилонская Т.В. Эволюция парадигмы международной охраны наследия // Материалы V Международной научно-практ. конф. «Культурное наследие в XXI веке: сохранение, использование, популяризация». Казань: КГАСУ, 2017. С. 94-100.
  3. Косенкова Н.А., Серова А.А. Теоретические аспекты городской идентичности // Материалы V Международной научно-практ. конф. «Культурное наследие в XXI веке: сохранение, использование, популяризация». Казань: КГАСУ, 2017. С. 162-167.
  4. Пять самарских церквей, которые мы никогда не увидим [Электронный ресурс] // СамКульт. Область культуры: сайт. URL: http://samcult.ru/heritage/1580 (дата обращения: 07.03.2018).
  5. Собор Иконы Божией Матери Казанская в Самаре [Электронный ресурс] // Храмы России: сайт. URL: http://temples.ru/card.php?ID=13756 (дата обращения: 07.03.2018).
  6. Зубова О.В., Мельникова Н.В., Радченко О.И., Бочков В.А., Подмарицын А.Г. Православные святыни Самарского края: историко-церковная энциклопедия. Самара, 2001. 207 с.
  7. Троицкая церковь в Самаре [Электронный ресурс] // История России в фотографиях: сайт. URL: http://russiainphoto.ru (дата обращения: 07.03.2018).
  8. Описание Покровского собора в Самаре [Электронный ресурс] // Palomniki.su: сайт. URL: http:// palomniki.su/countries/ru/g19/samara/pokrovsky-sobor. htm (дата обращения: 07.03.2018).
  9. Кафедральный собор в честь Покрова Божией Матери [Электронный ресурс] // Официальный сайт Самарской Епархии: сайт. URL: http://samepar.ru/hramy/ khramy/khram-kafedralnyy-sobor-v-chest-pokrovabozhieymateri/ (дата обращения: 09.03.2018).
  10. Самогоров В.А., Иванов М.О. Архитектура Александра и Петра Щербачевых в Самаре. Книга I. Архитектор Александр Щербачев. Т. 1: монография. Самара: СГАСУ, 2014. 400 с.
  11. Половинкин П.В., Кожевникова М.В. Старообрядчество Самарского края. История и культура. Самара: Агни, 2007. 32 с.
  12. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Самаре [Электронный ресурс] // Храмы России: сайт. URL: http:// temples.ru/card.php?ID=24116 (дата обращения: 09.03.2018).
  13. Каркарьян В.Г. По улицам старой Самары. Куйбышев: Кн. изд-во, 1988. 80 с.
  14. Самара губернская. 160 лет в зеркале архитектуры. Самара: Книга, 2011. 208 с.
  15. Храм во имя апостолов Петра и Павла [Электронный ресурс] // Официальный сайт Самарской Епархии: Храмы России: сайт. URL: http:// samepar.ru/ hramy/khramy/khram-vo-imya-apostolov-petra-i-pavla/ (дата обращения: 09.03.2018).
  16. Храм в честь Казанской иконы Божией матери [Электронный ресурс] // Официальный сайт Самарской Епархии: Храмы России: сайт. URL: http:// samepar.ru/ hramy/khramy/khram-v-chest-kazanskoy-ikony/ (дата обращения: 09.03.2018).
  17. Храм в честь Архангела Михаила [Электронный ресурс] // Официальный сайт Самарской Епархии: Храмы России: сайт. URL: http://samara-arhmihail.cerkov.ru/ (дата обращения: 09.03.2018).
  18. Жоголев А. Е., Горбачева Т., Круглова О. Самарское Безымянское благочиние. Самара, 2010. 67 с.
  19. Центральное духовное управление мусульман России [Электронный ресурс] // Соборная мечеть г. Самары. сайт. URL: http://www.cdum.ru/rdum/ mufti/d/3322/ (дата обращения: 09.03.2018).
  20. Клуб «Мои путешествия» [Электронный ресурс] Армянская апостольская церковь Сурб Хач // сайт URL: http://my-travels.club/places/rossiya/samarskayaoblast/ samara/armyanskaya-apostolskaya-tserkov-surbhach. html/ (дата обращения: 09.03.2018).
  21. Жоголев А. Е., Горбачева Т., Круглова О. Самарское Безымянское благочиние. Самара, 2010. 67 с.
  22. Клуб «Мои путешествия» [Электронный ресурс] Храм в честь иконы Божьей Матери «Державная» // сайт URL: https://www.rutraveller.ru/place/61772/ (дата обращения: 09.03.2018).
  23. Храмы России [Электронный ресурс] Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы // сайт URL: http://temples.ru/card.php?ID=21386 (дата обращения: 09.03.2018).
  24. Вавилонская Т.В., Косенкова Н. Городская идентичность архитектурно-исторической среды Самарского Поволжья // Материалы IV Международной научно-практ. конф. «Культурное наследие в XXI веке: сохранение, использование, популяризация». Казань: КазГАСУ, 2016. С. 49-55.
  25. Вавилонская Т.В. Стратегия обновления архитектурно-исторической среды: монография/ СГАСУ. Самара. 2008. 368 с.

Statistics

Views

Abstract - 61

PDF (Russian) - 22

Cited-By


Article Metrics

Metrics Loading ...

PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2018 KOSENKOVA N.A., SEROVA A.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies