URBOTROPY

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The hypothesis of phenotypological causes of city formation is considered. It is proposed to look at the "city" as the most convenient model for the survival of modern man. In parallel, the author explains the reason for the emergence of this model, perceiving man himself as a representative of one of the biological species of our planet. The topic of professional ethics in the work of modern architects and city planners regarding the historical and architectural environment of the city is raised. The author introduces a number of terms to describe the observed phenomena. The study topic is supported by illustrative material. The arguments set forth in the article formulate a general thesis about the need to integrate related disciplines of a wide range into the professional fi eld of architects solving modern urban planning tasks.

Full Text

Изучая организмы, населяющие нашу планету, мы можем понять и самих себя как часть этого живого мира. Архитектура как дисциплина, в своей специфике решающая самые разные задачи, находится на пересечении научных областей, попеременно обращаясь как к гуманитарным, так и к техническим наукам. Анализируя процессы градообразования, автору данной статьи хотелось взглянуть на параллели, которые встречаются в животном мире, соответственно полагая, что человек является частью этого мира. Согласно исследованиям известного датского генетика Вильгельма Иогансена, фенотип является совокупностью внешних и внутренних признаков организма, приобретенных в результате онтогенеза [1, 2]. Фенотип формируется на основе генотипа, опосредованного рядом внешнесредовых факторов. Фенотип можно определить как «вынос» генетической информации вовне навстречу факторам среды. Примерами фенотипических «выносов» могут служить плотины у бобров, муравейники у муравьев, дупла и гнезда у птиц, норы у грызунов, раковины у моллюсков и т. д. Удивительной особенностью является то, что фенотипический «вынос», как правило, улучшает или структуризирует коммуникацию среди представителей вида либо представляет собой «конструкцию», защищающую живой организм от внешних неблагоприятных факторов. Анализируя исследования Вильгельма Иогансена, автору данной статьи хотелось бы выдвинуть гипотезу, что человек как составная часть живого мира тоже имеет свой фенотипологический «вынос», но он более сложноорганизован и имеет более сложную структурную составляющую. В частности, фенотипом человека можно считать «город» как модель, которая обеспечивает набор опций и услуг, которые необходимы человеку для его функционирования и развития. Любопытно отметить, что из всех живых организмов, населяющих нашу планету, только человек имеет наиболее долгий путь становления к самостоятельности с последующей интеграцией в общество, к примеру, детеныши антилопы после рождения могут самостоятельно передвигаться уже спустя 20 минут и присоединяются к общему стаду. В случае человека, путь, который он проходит с момента рождения до обретения независимости и самостоятельности, может занимать десятилетия. Безопасность и защита от неблагоприятных факторов подталкивает его к строительству поселений и городов, если рассматривать «город» как эволюционирующее «поселение». Далее автор хотел бы ввести ряд терминов, описывающих изучаемые явления. Урботропия - процесс наполнения структуры города индивидуальными фентопиологическими моделями и проекциями, которые определяют дизайн города и его характер (рис. 1). Урбокинетика - движение и распространение архитектурных моделей в пространственной ткани города в рамках реакции приживаемости и востребованности. Урбанистическая трасса (тропа) - индивидуальный след, который оставляет после себя человек в модели города за период цикла своей жизни (рис. 2). Индекс урбокинетики - частота появления и повторяемости в структуре города архитектурных моделей. Реконструктропия - процесс реконструкции урботропических трасс (троп). Рассматривая принципы формирования урботропической трассы (тропы), нужно отметить, что на индивидуальность данной тропы [3] влияют ордерные принадлежности жителя города. Под «ордером» подразумевается совокупность импортируемых и самостоятельно созданных образцов, которые определяют «дизайн» индивидуума [4]. Кроме того, влияние оказывает среда, в которой житель города развивался [1, 2, 4-6], а также многие незначительные ситуативные факторы, которые корректируют вышеописанные направления. Воспринимая «город» в том числе и как совокупность урботропических трасс, оставленных человеком, мы можем увидеть более детализированную картину, занимаясь реконструкцией, (контекстным) проектированием и обновлением городских объектов [6]. Любопытно отметить, что в некоторых аспектах деятельности человека (к примеру, автомобилестроение) заложен в какой-то мере подсознательно, а в какой-то мере намеренно путь антропогенной проекции. Иными словами, человек, обладая парным набором сенсорных органов, наделяет по вполне понятным причинам парными деталями и свои «проекты». Автор статьи считает, что возможное трактование явления как парейдолия (разновидность зрительных иллюзий) в техническом аспекте может быть связана с тем, что человек подсознательно «выносит» свою антропоморфную модель в конструкции различных изделий, которыми насыщает свою фенотипическую среду обитания (рис. 3). Рассматривая по аналогии понятия доминантных и рецессивных признаков, которые «борются» между собой за право существовать, мы можем видеть, как фенотипические модели жителей города также проявляют признаки такой борьбы. Они выражаются в превалировании ордерных и полиэтнических течений внутри городской структуры, отстаивающих свое право на существование в долгосрочной проекции города [1, 2, 4, 6]. Задача архитектора в области реконструкции и реставрации историко-архитектурного наследия заключается в поддержании баланса этих признаков, ограждении от исчезновения более неустойчивых и рецессивных течений, для поддержания многообразия городской модели. Борьба за сохранение той или иной «исторической постройки» в действительности выглядит как борьба представителей определенного биологического вида за право отстоять свою внешнюю фенотипическую проекцию, отражающую аутентичную морфологию индивидуума в соответствии с его ордером [4, 6]. На фоне негласной борьбы и конкуренции за «ресурсы» стоит отметить те эпизоды, когда индивидуумы объединяются для того, чтобы усилить жизнеспособность своих фенотипических моделей. В истории современной России образование синтезов фенотипов можно сопоставить с качеством жизни. Чем выше качество жизни, тем меньше встречаются коллаборации. Это обусловлено стремлением индивидуума к самостоятельности и независимости. Данное явление, охватывающее временной период становления Российской Федерации, более детально рассмотрено в статье «Архитектурный ордер и люди. Трайболизм и средовая замкнутость жителей России», в которой описываются случаи трансформаций городского пространства, Д. А. Колеватых 87 Градостроительство и архитектура | 2019 | Т. 9, № 1 Рис. 1. Урботропия и человек Градостроительство и архитектура | 2019 | Т. 9, № 1 88 ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, ПЛАНИРОВКА СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ Рис. 2. Урбанистические трассы в модели города (коллаж) Д. А. Колеватых 89 Градостроительство и архитектура | 2019 | Т. 9, № 1 переформатирования и объединения городских объектов на фоне прочих факторов влияния. Однако несмотря на то, что более детальный анализ данного явления выполнен в вышеупомянутой статье, в рамках представленной работы автор хотел бы привести несколько характерных примеров распространенных в то время [4] фенотипологических синтезов (рис. 4). Нужно отметить, что данные примеры синтезированных фенотипов можно встретить и в наше время внутри городского пространства. Одним из таких примеров может послужить стихийный рынок. Как явление, стихийные рынки возникают, как правило, в непредусмотренных для этого локациях. Понимание неправомерно занимаемого пространства городской модели подталкивает индивидуумов объединяться и создавать локальные союзы внутри торговой площадки, систематизируя и организуя ее. Тем самым эти действия направлены на желание обрести уверенную поддержку, образуя многочисленную группу, и легитимизироваться в рамках городского пространства. Так как любая индивидуальная фенотипическая «акция» отдельного человека может восприниматься в роли «погрешности» и нивелироваться в рамках городской организации, явление, имеющее массовый характер, будет всегда Рис. 3. Антропоморфная проекция Градостроительство и архитектура | 2019 | Т. 9, № 1 90 ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, ПЛАНИРОВКА СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ более убедительно и шансов игнорирования у него меньше. Любопытным наблюдением может послужить то, что с точки зрения городского дизайна подобные фенотипологические синтезы (стихийные рынки, гаражные и дачные массивы и прочие образования) имеют гомогенное проявление в рамках своей формы. Иными словами, они одинаково разные. Анализируя описанное явление в рамках тематики данной статьи, мы можем пронаблюдать что похожее поведение присутствует и среди представителей других биологических видов фауны. Данное поведение описано в «эффекте путаницы» или «predator confusion effect», который подразумевает, что любой член стаи, который выделяется своим внешним видом, станет преимущественной мишенью хищников. Это объясняет, почему рыбы, к примеру, предпочитают стаи похожих на себя особей. Этот эффект также объясняет, почему стая является гомогенной формой с точки зрения её дизайна. Подобные механизмы защиты и сосуществования можно встретить и у других живых существ: как мы можем наблюдать, человек в рамках организации городского пространства, а точнее выражая свои фенотипические проекции, проявляет идентичное поведение. Выводы. 1. Автор статьи предлагает воспринимать процесс градообразования и его развития с точки зрения биологии как науки, объясняющей взаимодействие живых существ с органической и неорганической средой. Подразумевая, что поиск ответов на механизмы развития города стоит искать в сопоставлениях живых видов, населяющих нашу планету, с видом человека. 2. В статье сформулирован и предложен ряд новых терминов, которые позволят автору и его коллегам систематизировать процесс изучения градообразования. 3. Автором предложено объяснение явления гомогенного дизайна в рамках городского пространства. 4. На основе выдвинутой гипотезы автор планирует развить исследование, которое будет отражено в диссертационной работе. Выполняя более детальный анализ, включающий лабораторные изыскания с привлечением специалистов из смежных областей, мы сможем критически взглянуть на наблюдаемые явления и получить объективные данные. 5. По мнению автора, данный подход даст возможность связать многие явления, происходящие на нашей планете, в рамках объяснения вопросов жизнеформирования, что прогнозируемо качественным образом скажется на всей дисциплине архитектуры в целом, сделав ее методы работы более профессиональными, а механизмы изученными. В попытке увидеть и проанализировать жизненный цикл человека и механизмы его работы мы понимаем, насколько тождественен и связан он с внешним миром и существами, населяющими его. Едва ли будет корректно отделить человека от всех живых организмов, обитающих на нашей планете, и рассматривать его как нечто обособленное. Современная архитектура как научная дисциплина, всё чаще решая актуальные проблемы жизнеобеспечения людей, использует «инструменты» смежных дисциплин, таких как физика, биология, химия. И только пересекая области наук, мы сможем открывать новые горизонты понимания нашего мира. Рис. 4. Фенотипологические синтезы: а - дачный массив; б - барахолка а б
×

About the authors

Dmitry A. KOLEVATYKH

Samara State Technical University

Email: vestniksgasu@yandex.ru

References

  1. Winge Ø. Wilhelm Johannsen: The creator of the terms gene, genotype, phenotype and pure line // Journal of Heredity. 1958. Т. 49. №. 2. С. 83-88.
  2. Dawkins R. The extended phenotype: The long reach of the gene. Oxford University Press, 2016.
  3. Ахмедова Е. А. Эстетика архитектуры и дизайна / СГАСУ. Самара, 2007. 65 с.
  4. Колеватых Д. А. Архитектурный ордер и люди. Трайболизм и средовая замкнутость жителей России // Градостроительство и архитектура. 2017. Т. 7, №. 2. С. 76-84.
  5. Schneekloth L. H., Shibley R. G. Placemaking: The art and practice of building communities. New York : Wiley, 1995.
  6. Kolevatykh D. Городской синтаксис // Academia. Архитектура и строительство. 2018. № 3. С 66-70. https://doi.org/10.22337/2077-9038-2018-3-66-70.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 KOLEVATYKH D.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies