FEATURES OF THE ARCHITECTURAL AND TOWN PLANNING HERITAGE OF THE TOWN OF SOLVYCHEGODSK, ARKHANGELSK REGION

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The main stages of the formation of the town-planning structure of the city of Solvychegodsk in the 16th - early 20th century are analyzed. The monuments of religious and civil architecture are studied.. Brief information about the two main cathedrals of the city - Blagoveshchensky and Vvedensky of the Vvedensky Monastery, the last of which is an outstanding monument in the style of Stroganov’s Baroque, as well as about the two remaining churches - the Savior and Vladimir is cited. The most interesting monuments of stone and wooden civil architecture are listed, their regional features are revealed.

Full Text

Современный город Сольвычегодск Архангельской области расположен на правом берегу реки Вычегды, крупного притока главной реки края - Северной Двины, в 630 км от областного центра и в 90 км от Великого Устюга. Численность населения на 2017 г. составляла 2098 человек. Сведения об основании города весьма запутанны. Общепринятой на настоящий момент датой образования города Сольвычегодска считается 1492 г. в связи с упоминанием в Синодальной летописи [1]. Известно, что первыми здесь селились новгородцы, формируя пункты для торговых сношений и прокладывая путь в Сибирь. Первоначальное поселение согласно описаниям находилось выше нынешнего города, вверх по течению Вычегды, на месте погоста Городище, ныне смытого водами реки Вычегды, и называлось Черниговым [1]. Там же указано, что черниговцы со временем селились все ниже и ниже по реке и основали городок-крепость Выбор (о нем сведений не найдено). После того как эти городки сгорели в пожарах, жители переселились к Соленому озеру на место современного города. Город именовался Солью Вычегодской, Усольском, по-зырянски Солдором. Согласно материалам Вычегодско-Вымской (Мисаило-Евтихиевской) летописи, устюжане побили новгородцев под Черной рекой под Солдором в 1385 г. [2], т. е. город уже существовал в то время. По косвенным данным (житиям некоторых устюгских святых) древний город Чернигов среди глухих лесов на берегу реки Вычегды существовал в XIII столетии. По мнению Алексея Соскина, краеведа, составившего в 1789 г. «Историю города Соли Вычегодской», Солдор начал свое существование с переселения сюда «жителей древнего Чернигова... в XIV веке», а предшественник города Сольвычегодска, древний Чернигов, заканчивает свое существование в 1546 г. «по причине пожаров» [3]. В соответствии с гипотезой первоначально в самом Сольвычегодске в XIV - XV вв. были освоены территории вокруг существующего Благовещенского собора к западу от устья реки Солонихи, существовавшего в тот момент и ныне полностью засыпанного. Расположение на дороге в Сибирь, а также прибыльный соляной промысел способствовали быстрому росту города. Благодаря этому в конце XVII в. такие города, как Тотьма, Великий Устюг, Сольвычегодск по числу и богатству своих жителей занимали одно из первых мест среди городов России [4]. В XVI - XVII столетиях Сольвычегодск был вотчиной именитых людей Строгановых и являлся центром соледобычи. Будучи грамотным предпринимателем, Аника Строганов развил соледобычу в Сольвычегодске до государственных масштабов - торговля солью шла во всех русских городах, особенно в поволжских, и давала огромную прибыль. По сведениям краеведа А.И. Соскина, в одно время в Сольвычегодске насчитывалось 90 варниц [3], у самих Строгановых к середине XVI в. было 10 варниц DOI: 10.17673/Vestnik.2018.04.16 Градостроительство и архитектура | 2018 | Т. 8, № 4 94 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Рис. 1. Перспективный план города Сольвычегодска 1793 г., выполненный А. Чудиновым. Хранится в Сольвычегодском историко-художественном музее Рис. 2. Благовещенский собор. Фото автора, 2017 г. и почти половина посадской земли Сольвычегодска, это было большое промысловое хозяйство, поднявшееся над посадом, но на его плечах. Кроме того, Строгановы по разрешению Ивана Грозного наблюдали за торговлей английских купцов, одновременно совершая выгодные торговые операции. Значительные суммы из семейного состояния Строгановых тратились на постройку храмов и приобретение книг. Стиль в архитектуре, сложившийся в конце XVII - начале XVIII в., при покровительстве Строгановых получил название «строгановское» барокко. В XVII в. сложилась двухчастная структура города: Никольская сторона с Благовещенским собором и хоромами Строгановых (юго-западная часть, на берегу Вычегды) и Троицкая сторона с торгом, воеводским и казенным дворами и зелейным погребом, с избами таможенной и ссудной, дворами приказных людей (северо-восточная часть, с центром на пересечении современных улиц Советской и Ленина и городского парка). По переписной книге 1645 г. в Сольвычегодске насчитывалось 16 церквей: 15 деревянных и один каменный Благовещенский собор [5]. Соборы стали самыми ранними каменными сооружениями города, первый из них - Благовещенский собор на берегу Вычегды - построен в 1560-1584 гг. В конце XVI в. к северу от Троицкой стороны был основан Введенский мужской монастырь на берегу Соленого озера. Одной из древнейших церквей считалась и Троицкая «на торгу» (утрачена). В течение XVIII в. большинство деревянных храмов были заменены на каменные. Этот процесс иллюстрирует одно из древнейших изображений Сольвычегодска - перспективный план города 1793 г., выполненный Афанасием Чудиновым (рис. 1). На нем изображено 14 отдельно стоящих зданий храмов. В документах начала ХХ в. приведены сведения о 12 храмах. К настоящему моменту из всего существующего многообразия культовых построек сохранилось четыре храма - Благовещенский собор (1560- 1584 гг., колокольня 1819-1826 гг.), Введенский собор Введенского монастыря (1688-1712 гг.), Спасообыденная церковь (1691-1697 гг., 1730 г., 1890-е гг.), Владимирская церковь (сохранились только стены первого этажа, 1760-1788 гг.). Несмотря на многочисленные изменения и перестройки, в основном из-за пожаров, наиболее ранним является Благовещенский собор (рис. 2), и А. В. Сидорова 95 Градостроительство и архитектура | 2018 | Т. 8, № 4 Рис. 3. Введенский собор Введенского монастыря. Фото автора, 2018 г. Рис. 4. Спасообыденная церковь. Фото автора, 2018 г. в настоящий момент он тоже - основная доминанта города. Собор представляет собой монументальный тип трехапсидного городского храма XVI в. с пятью главами и подклетом. На стенах собора практически отсутствуют декоративные элементы. Мощные лопатки членят стены на прясла, завершающиеся большими полукружиями закомар. Первоначально собор имел позакомарное покрытие, замененное во время одной из перестроек скатной кровлей. Главы собора поставлены на перестроенные в XVIII в. граненые барабаны. Это один из ранних примеров двухстолпного храма с центральной главой между опорами, послужившего образцом для развития этой конструкции в церквях конца XVI и XVII вв. Северо-западный угол собора венчала характерная для архитектурной традиции XVI в. церковь-колокольня в виде граненого столпа с открытым ярусом звона и главкой. Новая колокольня собора была построена в 1819 - 1826 гг. в позднеклассическом стиле. Интерьер Благовещенского собора украшают фресковые росписи и пятиярусный иконостас XVII в. Второй сохранившийся и известный исследователям храм города Сольвычегодска - Введенский собор Введенского монастыря, 1688-1712 гг. Первоначально мужской монастырь был основан в 1565 г. Строгановыми. Ранние деревянные постройки монастыря были уничтожены в конце XVII в. большим пожаром, после чего в 1688 г. была заложена церковь Введения, строительство которой продолжалось 8 лет, освящение состоялось в 1712 г. Введенский собор является лучшим из оригинальных построек конца XVII - начала XVIII в., так называемого «строгановского» барокко. Храмы в этой стилистике отличаются пышным декором кирпичных фасадов. Декор включает резной белый камень и изразцы. По своей объемно-пространственной композиции собор характерен для русской архитектуры XVI-XVII вв., представляет собой тип монументального пятиглавого трехапсидного храма с подклетом и приделами. Уникальна примененная в соборе система сводчатого перекрытия четверика, представляющая собой развитие крещатого свода и во многом способствующая созданию неповторимого по конструкции и художественному эффекту интерьера, украшенного большим семиярусным иконостасом в стиле «нарышкинского» барокко. В настоящее время Введенский храм является действующим. В стиле строгановской школы выполнены также Казанская церковь в Устюжне, Рождества Богородицы в Нижнем Новгороде, Смоленская церковь в Гордеевке, построенные на средства Строгановых. Третий сохранившийся в городе храм - Спасообыденная церковь, 1691-1697 гг., 1730 г., 1890-е гг., расположена на берегу реки Вычегды к востоку от Благовещенского собора. Церковь представляет собой здание, состоящее из трех частей. Внешнее убранство Спасообыденного храма имеет черты «нарышкинского» барокко рубежа XVII-XVIII вв. Четвертый сохранившийся храм города - Владимирская церковь, находится на улице Пролетарской в аварийном состоянии (рис. 5). Как видно, практически все сохранившиеся храмы были построены в период расцвета города Сольвычегодска. В конце XVII - начале XVIII столетия в связи со строительством Санкт-Петербурга и освоением добычи соли на Урале Сольвычегодск теряет свое прежнее значение как по соледобыче, так и по торговле. Численность населения города падает более чем в два раза. При этом Сольвычегодск остается административным центром одноименного уезда. Развитие города в это время осуществлялось скорее за счет уплотнения застройки, нежели за счет расширения границ. Таким образом, к последней четверти XVIII в. сложилась ситуация скученности деревянной застройки, в которой любое незначительное возгорание грозило перерасти в пожар. В том числе и эту проблему должен был решить генеральный план уездного города Сольвычегодска, выполненный по ре- Градостроительство и архитектура | 2018 | Т. 8, № 4 96 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Рис. 5. Владимирская церковь. Фото автора, 2017 г. Рис. 6. Дом Пьянковых. XVIII в. Фото автора, 2017 г. зультатам топографической съемки 1781 г. и утвержденный Екатериной II 16 января 1784 г. [6]. На регулярном плане четко читаются здания 14 храмов, одного каменного дома, обозначены существовавшие на тот момент границы кварталов. Планировка города в соответствии с генеральным планом получала регулярную структуру, существовавшие на тот момент храмы оформлялись площадями. И с тех пор вплоть до советского периода город развивался в основном в рамках структуры, заложенной первоначальным регулярным генеральным планом. В XVIII в. шло активное храмовое строительство на месте прежних деревянных храмов, впоследствии многие из этих сооружений были утрачены. Среди наиболее значимых утраченных храмов города можно выделить Борисоглебскую церковь (1757 г.), Церковь Воздвижения Креста на Торговой площади (1770 г.), Церковь Воскресения (Троицы) на Торговой площади (1647 г., но, скорее, позднее), Церковь Знаменскую (Рождества Богородицы, 1773 г.) и другие [7]. Городские усадьбы Сольвычегодска долгое время были деревянными, а застройка часто страдала от пожаров. Каменное усадебное строительство стало распространяться на рубеже XVIII - XIX вв. Первые каменные усадьбы формируют Торговую площадь, что наглядно видно на плане 1819 г. Это городская усадьба Хаминовых, магистрат и богадельня (доходный дом купца Хаминова), дом Пьянковых, дом купца Инкина Н.А. (Боярынцева). Рис. 7. Дом жилой купца И.В. Хаминова. XIX в. Фото автора, 2017 г. Рис. 8. Дом Ионовых. XIX в. Фото автора, 2017 г. Среди городской застройки выделяется крупная усадьба - дом Пьянковых, строительство комплекса которого велось с XVIII в. по 1860 г. (рис. 6). Усадьба решена в стилистике позднего классицизма. Среди прочих каменных построек города можно выделить доходный и усадебные дома купца И.В. Хаминова XIX в. (один из наиболее интересных из них - так называемый дом воинского присутствия), здание богадельни 1878 г., здание начального училища XIX в., усыпальницу Строгановых 1826 г., здание мельницы начала XX в., здание ремесленной школы 1908 г. Как и раньше, большинство гражданских зданий в городе являются деревянными, типология их интересна и разнообразна. Среди деревянных зданий и сооружений наиболее выделяются дом жилой купца И.В. Хаминова XIX в. (рис. 7), дом жилой купчихи Циренниковой XIX в., Дом Ионовых XIX в. (рис. 8), усадьба Я.В. Хаминова начала XX в., Башня над источником Введенского монастыря 1932 г. Среди разнообразных типов жилой усадебной застройки можно выделить тип дома на высоком подклете либо в два этажа, имеющий минимальную протяженность по фасаду и значительно вытянутый вглубь участка. Такой тип дома известен нам по изображениям XVIII в. и по исследованиям Императорской археологической комиссии начала ХХ в. Подобные строения еще можно найти сегодня в Сольвычегодске, например, здание по ул. Пролетарской, д. 13 (рис. 9). А. В. Сидорова 97 Градостроительство и архитектура | 2018 | Т. 8, № 4 Также распространены типы домов-пятистенков в 5-6 окон с мезонином, с вальмовой кровлей, с оформлением фронтона балконом. Характерная особенность большинства жилых построек - высокий подклет. Один из наиболее интересных в части декоративного оформления домов представлен на рис. 10. Вывод. На основании проведенных историко-архивных, библиографических и натурных исследований можно заключить, что уникальная архитектурная среда города сохранилась в значительной мере до наших дней. Изменения ландшафтов связаны, в первую очередь, с гидрологическими процессами реки Вычегды. В основе городской планировки лежит регулярный план конца XVIII в., встречаются и фрагменты дорегулярной планировки (фрагмент улицы Пролетарской). Система доминант города, которыми являлись храмовые комплексы, значительно оскудела за ХХ в. Большая часть существующих памятников датируется концом XVIII-XIX - началом ХХ в., однако в городе есть соборы XVI, XVII вв. Для основных архитектурных комплексов можно говорить об удовлетворительной физической сохранности и о сохранении их градоформирующей роли. Рис. 9. Улица Пролетарская, д. 13. Фото автора, 2017 г. Рис. 10. Улица Пролетарская, д. 45. Фото автора, 2017 г.
×

About the authors

Alena V. SIDOROVA

Samara State Technical University

Email: vestniksgasu@yandex.ru

References

  1. Городские поселения в Российской империи. Санкт-Петербург: Тип. товарищества «Общественная польза», 1860-1865. Т.1. 342 с.
  2. Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись // Историко-филологический сборник Коми филиала АН СССР. Вып. 4. Сыктывкар, 1958. С. 257-277.
  3. Соскин Алексей. История города Соли Вычегодской / подгот. текста к изд. А. Н. Власова ; отв. ред. А. А. Амосов. Сыктывкар: Сыктывкар. ун-т, 1997. 189 с.
  4. Попов В. Т. Город Тотьма Вологодской губернии: исторический очерк. Вологда: Губернская типография, 1886. 127 с.
  5. Степановский И.К. Вологодская старина: ист.-археол. сб. / сост. И. К. Степановский. Вологда: Типография губернского правления, 1890. 591 с.
  6. Полное собрание законов Российской империи: собр. первое: книга чертежей и рисунков. (Планы городов). Санкт-Петербург: Тип. II отделения собств. Его Имп. Вел. канцелярии,1839. 1839. 416 с.
  7. Паспорта объектов культурного наследия. Архив ГАУ «Научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры» Архангельской области, г. Архангельск.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 SIDOROVA A.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies