ARCHITECTURAL SPACES IN MODERN URBANIZED CITY SYSTEM

Cover Page

Abstract


The article deals with the basic problems of systemic organization of spatial structures in the urban environment. The examples of the environment organization in international practice are given. The indexes of space quality are described. The methods of organization and reorganization of public architectural spaces in the urban environment are suggested.


Full Text

Пространственная среда большинства современных урбанизированных городов не является благоприятной, и этот факт ни у кого не вызывает сомнений. Поэтому сегодня особенно остро встает вопрос о мерах восстановления средовой ситуации города. Городская среда является для современных горожан прежде всего средой их обитания. Именно в ней происходят все процессы их жизнедеятельности. И с этой точки зрения она должна отвечать их основным потребностям. Как бы мы далеко не удалялись от природы, создавая свою специфическую среду, для ощущения комфортности человеку необходимо наличие в городе пространств, соответствующих природным условиям. Выбирая место жительства, любой горожанин уделяет внимание непосредственной близости природных объектов. Но здесь возникает конфликтная ситуация между естественной (природной средой) и средой урбанизированной. Город не может быть насыщен пространствами неадаптированной среды. И именно эту задачу призваны решать градостроители, архитекторы, ландшафтные дизайнеры. О чем в данном аспекте может говорить архитектор-градостроитель, какими средствами влияния он обладает? Конечно, градостроитель, руководствуясь нормативной документацией, составляет правильный баланс территории, в котором строго соблюдается количество зеленых насаждений, устраивает зоны разрыва между жильем и промышленными предприятиями и так далее. Но это само собой разумеющиеся условия, многократно и четко регламентированные. Городская среда ‒ это не просто населенный пункт, в котором много деревьев между селитебной и промышленной территориями. Работа архитектора заключается в системной организации городской среды, насыщенной комфортными, со всех точек зрения, пространствами. Слияние природного и урбанизированного пространства и формирование на их основе комфортного городского пространства возможно только через фильтр профессиональной деятельности архитектора. Архитектурное пространство городской среды – это внешнее городское пространство, обладающее собственной композиционной структурой и композиционными элементами: акцентами или ориентирами, контуром или пространственными границами, осями композиции или линиями направления. Открытое архитектурное пространство системы городских пространств можно охарактеризовать как приобъектовое пространство, дворовое и междворовое пространство, пространство скверов и площадей, городских пешеходных зон, крытых пассажей, молов, плаз [2]. Архипространства могут иметь самостоятельную функцию – распределительную, рекреационную, коммуникативную. Значения и смыслы архитектурного пространства в современном урбанизированном процессе постепенно начинают менять направление. При проектировании архитектурных пространств все большое значение уделяется экоподходу. Образы природы присутствовали в деятельности зодчих с древнейших времен, однако в наши дни трансляция природных форм получает широкий экологический смысл. Это моделирование природных архетипов, прямая имитация природы при создании архитектурного пространства, конструктивное моделирование природных структур, модификация многообразных приемов ландшафтного дизайна [1]. Организация архипространств на новых участках не может решить проблему среды в целом, необходима реорганизация пространственных образований, которые находятся в критическом состоянии или требуют дополнительных мер по улучшению качественного эстетического состояния. Качества пространств определяются: • географическими и микроклиматическими характеристиками; • функциональным назначением, морфологией, количественными и качественными показателями элементов; • состоянием окружающего антропогенного ландшафта (застройки), ее плотностью, конфигурацией, перфорированностью; • степенью благоприятного воздействия на окружающую среду, средопродуцирующими и средозащитными качествами ландшафта; • культурологической и эстетико-психологической спецификой. За основу организации системы принят отказ от пассивного увеличения площади озелененных территорий с целью перехода к оптимальному структурированию городских пространств. Пространство в городской среде должно отличаться не только художественной выразительностью и гармонией форм, а также экологическим и эстетическим осмысления каждого фрагмента территории. В структуре города архипространства должны представлять собой систему пространств многофункционального назначения, которая будет служить для повышения комфортности жизненной среды города и обогащения его внешнего облика. Система пространств организуется в зависимости от комплекса сложившихся градостроительных и природных условий. На формирование системы опосредованно влияют форма городской структуры (линейная, компактно–радиальная, радиально-кольцевая, центрично–кольцевая, сетевая) и все ее элементы: архитектурно-планировочная структура города, система общественных центров города, транспортная система, система общественного обслуживания, система зеленых насаждений. Система пространств диктует относительно равномерное размещение своих элементов в общественном центре города на селитебной территории, в жилых районах, микрорайонах, жилых группах, формируя междомовые пространства, пространства перед общественными зданиями, пешеходные аллеи, бульвары, скверы, набережные. Мировой опыт трансформации среды с помощью моделирования архипространств имеет непосредственное значение для ее гармонизации. Это хорошо прослеживается в городах Японии, которые, в отличие от европейских, находятся в более урбанизированном состоянии. Но при этом поражает умение японских проектировщиков создавать комфортные для человека пространства. На улицах японских городов, даже рядом с небоскребами, не ощущается агрессивное поле города. Широко используются удобные для восприятия ступенчатые пространства. Первый уровень восприятия состоит из живописных сквериков и детских площадок, которым находится место при всей тесноте застройки. Японские садики поражают тонкостью дизайна и заботливостью в отношении зеленого мира. Газоны напоминают ботанический сад. Оригинальная скульптура придает ненавязчивый художественный шик. Волшебные уголки зелени с элементами традиционного сада органично вписываются в небольшие пространства между стеклянными кристаллами зданий. Второй уровень захватывает нижнюю часть домов и небольшую ширину улиц. Все достоинства и недостатки архитектуры здесь отступают на второй план перед обилием наружной рекламы особенно ночью, когда высотные здания становятся фоном для бегущих рекламных огней. Днем же можно продвигаться от витрины к витрине, как по выставочной галерее. Композиции некоторых витрин порвали с рекламой и перешли в область настоящего искусства. Третий уровень основан на использовании крыш домов средней этажности, где размещаются уютные садики, миниатюрный домик или живописная спортивная площадка с травяным покрытием, бассейн [3]. Использование третьего измерения-вертикали ‒ тенденция развития всех современных урбанизированных городов. Освоение крыш зданий и сооружений, балконов, террас и их озеленение способствуют стиранию границ между архитектурой и природой, что благотворно влияет на человеческую психику и восприятие окружающей действительности. Использование озеленения поверхностей стен и крыш зданий и сооружений в круп- ном городе обладает немалыми возможностями в плане оздоровления городской среды и улучшения многих микроклиматических показателей. В отечественной практике создание новой среды с помощью моделирования ее пространствами имеет несколько подходов. Наиболее известен сценарный подход в создании реконструкции исторических мест. В нашей стране создавалась новая пространственная «очеловеченная» среда, только как прецедент реставрации исторической среды. Создание общественных пространств в городе основывалось на их общественной и идеологической функции, чаще всего они были гипертрофированы и преувеличены в своих размерах. Проблема создания микроландшафтов как регулирующего элемента в построении комфортной городской среды оставалась за кадром. Такие пространства могли появиться лишь внутри созданного крупного образования, парка, курортного поселения, а выхода на улицы наших городов они практически не имели, что до сих пор сказывается на архитектурной среде города в целом. Рассмотрим основные приемы организации и гармонизации архипространств. Как любое архитектурное пространство, архипространство должно обладать структурой и основными присущими архитектурному пространству композиционными элементами границами, ориентирами, линиями направления. • Организация границы архипространства все границы пространства можно разделить на три образующих элемента: это границы, обозначенные на плоскости основания; границы, сформированные вертикальными элементами и элементами, ограничивающими верхнюю плоскость пространства. Наличие всех трех типов границ необязательно, пространство вполне может быть организовано только за счет плоскости основания или вертикальных плоскостей. 1. Элементы, формирующие границы плоскости основания, могут быть обозначены микропластикой рельефа, рисунком мощения, декоративным газоном, водной поверхностью. Плоскость основания открытого архитектурного пространства локальных или горизонтальных пространств чаще всего представлена поверхностью земли. Вертикальные пространства в качестве плоскости основания могут использовать крыши зданий и сооружений, а также дополнительные навесные конструкции. Плоскость основания-это плоскость, на которой и вокруг которой организуются все остальные элементы пространства. Именно эта плоскость играет основную роль при формировании главной идеи всего пространства. 2. Элементы, формирующие вертикальные границы открытого архитектурного пространства, могут быть представлены окружающей застройкой, живой изгородью, декоративными решетками, формами малой архитектуры – аркадами, колоннадами… Вертикальные элементы пространства играют большую роль при создании пространственного образа, это наиболее легко читаемые элементы. Они охватывают и подчеркивают пространственные зоны, формируя внутренние пространственные границы. Соотношение вертикальных элементов и плоскости основания задает масштабность пространства. 3. Элементы, формирующие верхние границы пространства фиксируются с помощью покрытий, тентов, пергол, навесов, раскидистых крон деревьев. Поверхностные элементы формируют верхнюю пространственную границу. Верхняя плоскость контролирует прохождение светового потока (как естественного, так и искусственного) в пространство, обеспечивая игру теней, создает ощущение уединенности и надежности. • Организация ориентиров и акцентирующих элементов в архипространстве ориентиры или акценты, расположенные в пространстве, вместе с другими элементами структуры задают его качественные характеристики: масштабность, степень узнаваемости – память места, эмоциональную окраску. Роль ориентиров могут выполнять такие элементы, как скульптура, объемно-пространственные композиции, инсталляции. Ориентиры могут быть выражены цветовыми композициями на плоскости основания с применением различных рисунков мощения и использованием различных фактурных поверхностей. Ориентировать или расставлять акценты можно путем использования зеленых насаждений и микропластики рельефа. Размещая индивидуализированные элементы на композиционных осях или линиях направления движения, мы закрепляем в сознании человека смену направлений движения, перекресток путей движения, смену функциональных зон (тихого и активного отдыха), выделяем привлекательные характеристики пространства. • Организация линий направления или движения в архипространстве хорошо обозначенные направления движения задают высокий качественный показатель комфортности пространства. Линии движения формируются по главным композиционным направлениям базовой структуры пространства. Это определяет еще один важный гармонизирующий момент, так как основа гармонии заложена изначально в структуре пространства. Линии движения задают систему восприятия видовых кадров в пространстве. Многоплановость восприятия, наличие большого количества видовых точек ‒ еще один критерий комфортности. Линии движения, используя элементы формирования пространства пластику рельефа, вертикальные ограждающие или, точнее сказать, препятствующие движению элементы, задают кинематику движения. Они являются тем главенствующим фактором, который создает модель восприятия пространства. Пространство не обладает объемными характеристиками здания в среде, оно не может восприниматься только с фасада, пространство воспринимается всегда в движении, человеку нужно посетить все уголки сада, двора или пространство сквера, чтобы составить о нем целостное представление. Быстрота и характер движения вызывают у движущегося человека эмоциональный отклик. Линии движения вместе с цветовой характеристикой задают эмоциональный настрой, программируют сценарий пространства. Композиционные оси или линии направления движения хорошо выраженные и являются качественным визуальным показателем. Побудительными факторами в направлении движения можно считать движение по легко доступным и прочитываемым направлениям, стремление двигаться к акцентам и ориентирам в пространстве, движение к функциональным зонам и движение для смены средового восприятия [4]. • Организация функциональных зон архипространства. Зонирование в структуре открытого архитектурного пространства подразделяется по двум видам: формирование активных мы и цвета, более интенсивной освещенностью, чем в седативной зоне, регулярными посадками зеленых насаждений. Для формирования активной зоны подходят такие принципиальные схемы организации пространства, в которых заложены динамика ритма и простота восприятия. Седативная зона организуется на основе следующих принципов: статичной композиции; закрытых изолированных границ; желательного размещения в пространстве личных экранированных зон; на использовании нюансных цветовых отношений; на применении мягкого, теплого, рассеянного освещения; изоляции пространств от попадания прямых солнечных лучей. Ландшафтная организация строится на характерных спокойных пейзажных композициях. Желательно наличие в седативной зоне водной поверхности и мягкой пластики рельефа. В заключение необходимо отметить значения организации архипространств в городской среде. Архипространство призвано обеспечивать благополучие человека на физическом, психологическом и социальном уровнях. Среда, сформированная на основе архипространств, вполне может отвечать требованиям комфортности современного горожанина.

About the authors

E. O SMOLENSKAYa

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Author for correspondence.
Email: vestniksgasu@yandex.ru

кандидат архитектуры, доцент кафедры градостроительства

References

  1. Бофилль, Р. Пространство для жизни [Текст] / Р.Бофилль. - М.: Стройиздат, 1993. – 134 с. : ил
  2. Дизайн архитектурной среды [Текст] : учеб. для вузов / Г.Б.Миневрин, А.П.Ермолаев, В.Т.Шимко [и др.]. – Самара : Архитектура, 2004. – 504 с. : ил
  3. Нефедов, В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды [Текст] / В.А.Нефедов. – СПб., 2002. – 294 с.: ил. и формирование седативных зон. Активные зоны в пространстве выделяются динамикой пространственной композиции, открытостью границ, контрастными приемами
  4. Саймондс, Дж. Ландшафт и архитектура [Текст] / Дж.Саймондс. - М. : Издательство литературы по строительству, 1965. – С. 99, 192

Statistics

Views

Abstract - 40

PDF (Russian) - 8

Cited-By


Article Metrics

Metrics Loading ...

PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2011 SMOLENSKAYa E.O.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies