PROJECT-DESIGN METHODS IN THE SYSTEM OF DESIGN EDUCATION AT EURASIAN NATIONAL UNIVERSITY NAMED AFTER L. GUMILYOV

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Designer’s creative imagination is considered as constructive purposeful process aimed at creating new mental objects. Creative imagination allows to make the recombination of already known principle concepts, combine new knowledge and to master methods of creative design activity.

Full Text

Методика дизайнерского проектирования в системе дизайнерского образования опирается на принципы научной организации учебного процесса, отражает содержание педагогической и учебной деятельности при подготовке высококвалифицированных специалистов дизайнеров. Задача научной организации обучения в дизайнерской школе Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева (ЕНУ) состоит в создании предпосылок для подготовки дизайнера широкого профиля, глубоко образованного и творчески мыслящего, способного быстро адаптироваться к условиям практической проектной деятельности. Дизайнер должен уметь ориентироваться в новых направлениях развития архитектуры, дизайна и строительства, быть подготовлен к самостоятельному пополнению своих знаний, к восприятию стремительного потока разнообразной информации. Высшая дизайнерская школа призвана сформировать дизайнера как творческую личность, органически сочетающую в себе черты художника, ученого, инженера, организатора процессов труда специалиста, понимающего перспективы развития общества, задачи оздоровления окружающей среды и способного решать проблемы, стоящие перед архитектурным дизайном. В связи с расширением сферы проектирования, переходом от проектирования отдельного объекта к проектированию среды жизнедеятельности в основу дизайнерского образования положена модель дизайнера широкого профиля. Высшая школа должна подготовить специалистов с широким кругозором, ясно представляющих задачи и перспективы своей будущей деятельности, обладающих высоким уровнем знаний и творческих умений, способных специализироваться в любой области дизайна. Формируя молодого дизайнера, высшая дизайнерская школа призвана создавать благоприятную обстановку для проектной и исследовательской деятельности, стимулировать успешное протекание творческого процесса, рационально использовать в дизайнерском проектировании новые методы обучения и творчества [1]. Дизайнерское проектирование осуществляется на стыке искусства, техники, науки, экономического и социального планирования. Объектом исследования методики является область учебного дизайнерского проектирования познавательная и творческая деятельность студента и преподавателя. Методика, принятая в ЕНУ, содержит теоретические обобщения наиболее эффективных методов обучения, отвечающих особенностям дизайнерского проектирования как учебной дисциплины и особенностям национального колорита. Предлагаемая методика является обобщением опыта дизайнерской школы советского периода, формируя в нем понимание сущности дизайна, ее связи с природой, с материальными и духовными потребностями человека и общества. С целью приближения подготовки дизайнера к потребностям народного хозяйства и в поисках форм сочетания художественного и технического обучения на общей гуманитарной основе складывается модель дизайнера широкого профиля. Для реализации этой модели коллективами педагогов дизайнерских и инженерных кафедр ЕНУ созданы учебные пособия по ведущим дисциплинам, разработаны методические планы и программы, заложены основы методики комплексного проектирования, рабочего макетирования, применения в учебном процессе электронно-вычислительной техники. Автор стремился синтезировать опыт учебного дизайнерского проектирования, собрать все целесообразное из многих вариантов методических приемов и организационных форм, а также национальных особенностей, предлагаемых ведущими педагогами советской школы. В работе использованы также результаты сравнительного анализа [2]. Вторая концепция состоит в необходимости формировать дизайнера в двух теснейшим образом связанных между собой планах в теоретическом и практическом. Необходимо добиться таких условий, при которых познание отдельных теоретических дисциплин и соединение частей целого осуществляется в творческом процессе комплексного дизайнерского проектирования. «Наиболее важным с самого начала является уяснение органической взаимной связи всех теоретических и практических дисциплин; лишь в этом случае их совокупность наполнится в сознании учащегося конкретным смыслом». В ходе дизайнерского проектирования происходит объединение теории и практики; научные и технические знания, приобретенные порознь, интегрируются в конструктивно-творческой деятельности, грани между раздельными областями знаний стираются, происходит их взаимное и комплексное проникновение [3]. Третья концепция состоит в рассмотрении обучения и воспитания как двух сторон единого процесса формирования гармонично развитого специалиста и личности. Дизайнерское образование строится на трех уровнях. Первый уровень первый и второй годы обучения этап адаптации, закладывает основы дизайнерской профессии и эстетического воспитания, содержит освоение художественно-изобразительных дисциплин (в том числе с учетом национальных самобытных особенностей), дизайнерской графики, теории дизайнерской композиции, основ дизайнерского проектирования. Включает цикл общественнополитических и историко-дизайнерских дисциплин, комплекс наук. Второй уровень третий и четвертый годы обучения этап стабилизации, дает фундаментальное широкое дизайнерское образование, включает освоение философии, диалектического метода, историко-теоретического цикла по дизайну, типологии здания, комплекса инженерно-конструктивных и экономических дисциплин, освоение в творческом процессе устойчивых умений дизайнерского проектирования различных видов сооружений и объектов строительства. Третий уровень образования пятый год и дипломный проект этап специализации в зависимости от потребностей региона по профилю ландшафтного дизайна, интерьера и оборудования зданий, теории дизайна и рекламы. В результате молодой дизайнер, получивший образование в ЕНУ, оказывается подготовленным к профессиональной практической деятельности как в своем регионе, так и за его пределами, к диалогу со специалистами смежных профессий, самостоятельному овладению актуальной информацией, необходимой для решения сложных дизайнерских задач. С целью совершенствования профессионального образования разработана модель специалиста, содержание которой исходит из решения ряда актуальных проблем. Цель дизайнерского образования в подготовке выпускника к активной творческой, познавательной, исследовательской и практической деятельности. Дизайнерское образование должно исходить из специфики профессии дизайнера и его творческого метода, который представляет собой синтез методов ученого, инженера, художника и организатора. Дизайнер отличается специфическим образным мышлением; инструмент деятельности дизайнера дизайнерское проектирование, сложный вид деятельности на стыке культуры, науки, техники и искусства. Дизайнер редко работает в том материале, в котором реализуется его произведение, он использует специальный язык проектных чертежей, схем, таблиц, макетов, предписаний; в рамках разделения труда продукт деятельности дизайнера проект принципиально ориентирован на его реализацию строительство объекта; дизайнер, выбирая темы для своих произведений, выполняет социальный заказ; функцию реализации проекта берет на себя общество. Ведущим принципом, который положен в основу стратегии в области образования и охватывает все уровни и формы обучения, является принцип непрерывного образования. Система дизайнерского образования в ЕНУ опирается на этот принцип на трех уровнях: довузовской подготовке, работе по накоплению дизайнерских и художественных впечатлений, направленной на расширение профессионального кругозора, и эрудиции. Этому способствует изучение специальной литературы, текстовых и иллюстративных материалов, а также национальных традиций. Для воспитания восприимчивости к пластическому и пространственному языку дизайна, приобретения профессионального взгляда на вещи (умения видеть) и опыта реального переживания дизайнерских композиций полезно ознакомление с архитектурными памятниками в натуре. Подлинные ценности дизайнерского опыта предшественников всегда могут стать источниками эстетического наслаждения. Но восприятие студентом одного и того же произведения зодчества варьируется в зависимости от задач, стоящих перед ним в данный момент. То, что казалось студенту привлекательным в некоторой дизайнерской композиции сегодня, может оставить его равнодушным завтра, и, наоборот, незамеченное прежде приобретает вдруг первостепенное значение. Некоторые ценности могут быть вообще чужды индивидуальности или ценностной установке студента. Каждый студент-дизайнер познает сложившийся общественно-исторический опыт и национальные традиции, представленные в виде дизайнерских идей и результатов практической деятельности. Решениям, извлеченным из общественного опыта, студент находит особый «поворот» в своем проектном предложении. Проблемы высшего образования, возникающие в условиях научно-технической революции, в модели специалиста-дизайнера получают специфические решения [4]. «Творчество» это основа человеческой культуры, источник всех материальных и духовных ценностей, созданных человеком на протяжении всей истории своего существования. Творчество это прирожденное стремление человека совершенствовать окружающий мир и самого себя, это открытие, создание нового, не существовавшего. Разработка нового замысла на первых этапах приводит к менее совершенному результату и сопряжена с преодолением больших трудностей и противоречий, чем при заимствовании известной схемы. Поэтому в дидактическом отношении поиск своеобразного решения повышает творческую активность студента. Творческое мышление дизайнера способно конструировать новые объекты, не имеющие своего конкретного прообраза. Новаторская сущность дизайнерского творчества может проявляться во многих направлениях: в идейной устремленности в будущее, своеобразном подходе к организации пространства, в пластической разработке и структурном построении, в использовании новой техники и материалов, в новом выражении тектонических закономерностей, художественно-образной трактовке темы. Специальная дизайнерская школа Московский технический университет в своей деятельности развивает тезис об укреплении дизайнерской школы художественно-технического типа, идеи ВХУТЕМАСа, организованного в 1920 г. Образование в университете строится на гармоничном сочетании и совместном использовании средств искусства, науки и техники. Вуз имеет хорошую материальную базу, специальные кафедры и лаборатории, обеспечивающие органическое соединение художественного и технического образования. В соответствии с запросами практики университет готовит дизайнеров по специальности 050421 со специализациями: архитектурный дизайн и графический дизайн. Специальностью определяются содержание теоретической и технической подготовки и проектирования. Каждая школа имеет свои особенности, отражающие потребности народного хозяйства республики, региона. Проблема творческого слияния технической и художественной подготовки решается в зависимости от методической системы, принятой данным учебным заведением в соответствии с местными условиями. Архитектура и дизайн, удовлетворяющие материальным и духовным потребностям общества, понимается как единство целесообразного и прекрасного. Идеологические и социальные воззрения дизайнера, его пространственные, конструктивные и эстетические представления находят свое выражение в художественном формообразовании и стилистическом характере архитектурно-дизайнерского произведения. «Дизайнер это тот, кто занимается делами человеческими ... . Он должен быть художником и поэтом и в то же время сведущим инженером». Новый социальный заказ, развитие науки и техники в области архитектуры и дизайна, изменение социально-культурного содержания этих сфер деятельности обусловливают изменения организации проектирования. Складываются новые формы творческой деятельности, получают опережающее развитие теория и методология дизайнерского проектирования, включающие все новое в техническом и культурном прогрессе. Наука и широкое гуманитарное образование становятся питательной средой для дизайнерского творчества. Этим определяются узловые задачи по обучению и воспитанию дизайнера. Творческий процесс при решении нетривиальных задач проектирования на первых стадиях ориентируется на поиск плодотворной оригинальной идеи. Для выработки идеи студент должен проявить заинтересованность, упорство, увлеченность проблематикой и творческое воображение. Укажем некоторые методы поиска новых идей. Метод ассоциаций. Одним из способов формирования идеи является поиск ассоциаций, имеющих отношение к теме. Ассоциации по смежности, сходству и контрасту, почерпнутые из ассоциативного фонда, хранящегося в памяти студента, связываются между собой в соответствии с логикой данной дизайнерской системы. Эта логика делает ассоциации опорой продуктивной преобразовательной деятельности, приводит к открытию новых отношений в проектируемой модели. «В формировании художника, говорил Гете, нельзя умалять значение культуры, традиций, изучения, воспитания художественной воли … Мы должны заимствовать и учиться у тех, которые жили до нас, так и у тех, которые живут с нами» [2]. Культурные традиции казахского народа играют не последнюю роль в ассоциативном творческом подходе. Метод преобразования. В проектном моделировании следует применять комбинаторные приемы преобразования решения. В качестве исходной позиции принимается выработанная студентом целевая установка представление о желаемой организации общественного процесса. Проследим для примера направления преобразований функционально планировочной структуры клуба как центра общения. Что нас не устраивает? Студенту предлагается указать недостатки традиционной структуры клуба, когда объем зала с эстрадой и фойе отделены вестибюлем от кружковой части. Недостатки такой планировочной схемы следующие: кружки изолированы друг от друга и плохо связаны с эстрадой и общими помещениями. Отсутствует пространство для нерегламентированного общения и непринужденного времяпрепровождения, слишком жесткий и однозначный график движения (недостаточная избыточность связей), функционализм в организации пространства, выраженный в пренебрежении к средовым факторам окружения, к созданию эмоционального климата, особой тональности пространственной среды интерьера. Модель специалиста-дизайнера выдвигает объем задач, которые ставятся наукой и практикой перед дизайнером; устанавливает распределение этих задач между специализациями; определяет комплексы знаний, умений и навыков, необходимых будущему специалисту; устанавливает структурно-логические взаимосвязи и последовательность изучения дисциплин; определяет планы и программы. Модель дизайнера как специалиста широкого профиля и сопутствующая ей «Квалификационная характеристика» учитывают принципиальные изменения, которые под влиянием общественного развития и научно-технических, экономических и социальных прогнозов происходят в характере деятельности дизайнера и его роли в создании материальной среды. БИБлИоГРАФИЧЕСКИЙ СПИСоК Клаус, Г. Кибернетика и философия [Текст] / Г. Клаус. – И.Л., 1993. – 21 с. Николаев, И.С. Архитектурное образование: Педагогическая энциклопедия. Т. 1 [Текст] / И.С. Николаев. – М.,1980. – 127 с. Рассел, Б. Человеческое познание [Текст] / Б. Рассел. – И.Л., 1959. – 142 с. Основы советского градостроительства. Т. 1 [Текст] / отв. ред. Н.В. Баранов. – М.: Стройиздат, 1967. – С. 54. © Утешева Г.Т., 2011

×

About the authors

G. T UTEShEVA

Евразийский Национальный университет им. Л.Н. Гумилева

Author for correspondence.
Email: vestniksgasu@yandex.ru

доцент кафедры дизайна, Почетный архитектор Республики Казахстан

References

  1. Основы советского градостроительства. Т. 1 [Текст] / отв. ред. Н.В. Баранов. – М.: Стройиздат, 1967. – С. 54
  2. Клаус, Г. Кибернетика и философия [Текст] / Г. Клаус. – И.Л., 1993. – 21 с
  3. Николаев, И.С. Архитектурное образование: Педагогическая энциклопедия. Т. 1 [Текст] / И.С. Николаев. – М.,1980. – 127 с
  4. Рассел, Б. Человеческое познание [Текст] / Б. Рас- сел. – И.Л., 1959. – 142 с

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2011 UTEShEVA G.T.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies