FORMING A SYSTEM OF LANDMARKS BASED ON TOGLIATTI’s HISTORICAL AND CULTURAL LEGACY

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The article considers the problem of the integrated presentation of historical and cultural heritage of the town Togliatti, as well as the formation of the system of sites.

Full Text

В целях популяризации сложившегося историко-культурного потенциала городской территории актуализируется идея создания специализированной системы достопримечательных мест на базе архитектурного наследия г. Тольятти. Среднему обывателю это может показаться странным из-за сложившихся стереотипов. Бытует мнение, что в Тольятти архитектура не заслуживает особого внимания. За ощущением истории, за чувством “гения места”, за тенями прошлого местному населению приходится выезжать за пределы города. Складывается особый пренебрежительный тон суждения относительно эстетических качеств архитектуры. Вместо традиционных прогулок по достопримечательностям, которые так популярны в исторических городах, в Тольятти делается акцент на досуг, связанный со спортом, активным образом жизни и увеселительными заведениями. Однако в профессиональных кругах можно услышать факты, красноречиво говорящие о том, что городом интересуются урбанисты из разных частей света, которые рассматривают планировочное решение города как феномен, достойный стать объектом пристального изучения. В интересах города должна быть проделана переоценка значимости современной и исторической архитектуры Тольятти, а также приняты меры по сохранению и популяризации историко-культурного наследия. Задача архитекторов, краеведов, городских менеджеров сформировать подход в презентации модели “идеального города” Автозаводского района и наследия исторического периода с ансамблями и декоративными достоинствами, которые воплощены в градостроительных планировочных решениях и отдельных зданиях. Интрига заключается в факте небольшого количества объектов дореволюционного периода, которые разбросаны вдоль береговой линии Куйбышевского водохранилища, а также включены в городскую ткань после их переноса с затопляемого города Ставрополя. Существуют памятники архитектуры, находящиеся в ближайшем пригороде, включение их в возможный экскурсионный маршрут обогатит и расширит временные границы восприятия истории города. Для обогащения списка исторических объектов существует вариант, связанный с исторической реконструкцией, возможно воссоздание утраченных объектов затопленного Ставрополя, к примеру, часовни в стиле кирпичной эклектики, которая находилась на городском кладбище. Не стоит полагать, что для достижения цели достаточно обеспечить лишь транспортную связь. На всем протяжении экскурсионного маршрута должна быть проделана работа по обогащению инфографикой, по улучшению качества благоустройства, памятники должны быть приведены к первоначальному облику. Возможно создание смотровых площадок, памятных мест, установка городских скульптур и арт-объектов. В качестве метода исследования автор избрал метод натурного исследования и фотофиксацию (см. илл.). В весенне-летний период 2012 г. был совершен ряд выездов по адресам зданий, включенных в сводный список памятников архитектуры Самарской области, а также были выявлены и сфотографированы достойные образцы модернистской архитектуры 60-70-х гг. Во время мониторинга памятников архитектуры 50-х было уделено особое внимание стилистическим особенностям декоративного оформления. Для большинства объектов оказались характерны: венчающий треугольный фронтон с разорванным карнизом, центральная ось здания зачастую акцентирована полуциркульной нишей или оконным проемом с циркульной перемычкой, встречаются здания с первоначальной темно-малиновой окраской. В композиционном построении ансамблей доминирует центрально-осевая или осевая композиция. Развитие главной оси начинается с площади или благоустроенного парка и продолжается пешеходным бульваром, это относится к Центральному району и микрорайону Шлюзовой. Автор рассмотрел наиболее интересные здания, памятные места и архитектурные ансамбли, чтобы объединить их единой логичной экскурсионной транспортной связью. По выявленным объектам историкоархитектурного наследия были составлены краткие исторические справки. Первым зданием предполагаемого экскурсионного маршрута может послужить уцелевшее строение хутора Борковского, который находился в настоящем пос. Приморский. Здание расположено на обрывистом берегу с живописной панорамой, точных сведений о дате постройки и хозяине дома не обнаружено, здание предположительно датировано концом XIX в. Известно, что эти земли принадлежали графу Орлову-Давыдову. Сохранились сведения о буйном нраве жителей хутора: так, Н.Н. Сперанский, описывая нападение крестьян на Барковский хутор графа Орлова-Давыдова, отмечал: «...толпа шла на приступ экономии под импровизированный барабан, колотя в пустое ведро палкой и пела: «Поле чистое, когда мы тебя пройдем, Графский хутор разобьем И управляющего и приказчика Убьем-таки, убьем!» [1]. Следующую достопримечательность следует искать в окрестностях Портпоселка. Комплекс зданий земской больницы относится к объектам, история которых уходит далеко в прошлое. Уездные земские больницы были сооружены во всех уездах Самарской губернии после учреждения первого русского губернского земства в 1864 г. В Ставропольском уезде с 1868 г. земство начало создавать эффективную систему здравоохранения. В 1891 г. Ставропольским земством на медицинскую часть было выделено 33 % от общих средств – это больше, чем на что-либо другое. Но на этом земство не остановилось. В 1902 г. ввиду ветхости старой больницы на высоком берегу Волги была построена новая больница на 35 мест. На задуманное не хватало средств и появилось предложение сократить расходы за счёт уменьшения лечебных мест, до 25 или даже 15. Но такой вариант не прошёл. Построенная больница имела операционную, родильное отделение, квартиры для персонала. Только в 1908 г. в новой больнице была проведена 571 операция [2]. Это исключительной важности исторический памятник, о котором мало что известно широкой публике. Такие комплексы не случайно создавались на окраинах уездных городов на фоне прелестных и благотворных для здоровья людей ландшафтов. Это единственные здания старого Ставрополя, не подвергшиеся переносу и утратам. Они типичны для провинциальной городской архитектуры XIX в. Здания представляют интерес как памятники истории и архитектуры. В настоящее время комплекс реконструирован в мужской монастырь. В одном из зданий монастыря до сих пор можно наблюдать первоначальные потолочные тяги в виде пояса ионики. Следует упомянуть о малоизвестном факте: летом 1877 г. у сестры М.А. Ульяновой С.А. Лавровой отдыхала семья Ульяновых, в т.ч. В.И. Ленин, так что береговая линия Портпоселка помнит юные стопы будущего вождя мирового пролетариата. Своеобразна архитектура рабочих поселков, которые были основаны во время строительства самой крупной на тот момент гидроэлектростанции КуГЭС. Для вольнонаемных гидростроителей в 1950 г. начали возводиться рабочие городки – Портпоселок, Соцгород, Шлюзовой и Кунеевка. Самым большим из поселков строительства ГЭС была Кунеевка. Из деревни, где в 1950 г. стояло всего 28 изб, за несколько лет он превратился в самый большой населенный пункт начала 50-х гг. 24 февраля 1951 г. по согласованию со Ставропольским райисполкомом Кунеевский поселок был переименован в Комсомольский. Еще один поселок, возникший при строительстве ГЭС, носит название Шлюзовой. По первому генеральному плану (1951-1953 гг.) Ставрополь проектировался для населения, переселяемого из зоны затопления, и для рабочих будущего химического завода общей численностью 40 тысяч человек. Причем проектом охватывалась только территория нового Ставрополя, без учета целой сети рабочих поселков. Эти поселки не входили тогда в городскую черту Тольятти. Городская территория значительно расширяется с вступлением в строй целого ряда крупнейших предприятий — завода по производству синтетического каучука (1951), завода цементного машиностроения (1955), завода ртутных выпрямителей (1957), химзавода и др. [3, с. 107]. 15 марта 1951 г. техническим совещанием при начальнике Управления Куйбышевгидростроя И.В. Комзине. Был решен вопрос по объемам застройки Портового поселка: четырех кварталов двухэтажной застройки, трех кварталов одноэтажной индивидуальной застройки и двенадцати отдельно стоящих домов для руководящего состава строителей. В течение 1950-1951 гг. в двух километрах от Ставрополя, к северу от него, вдоль опушки Ставропольской лесной дачи на протяжении двух километров неширокой полосой раскинулся новый поселок Портовый. Автор проекта архитектор Н.В. Кашкадамова, работавшая в ленинградском отделении Государственного института проектирования городов, достойно справилась с поставленной градостроительной задачей, предложив сформировать центр поселка в месте пересечения Главной улицы поселка и транзитной дороги, соединявшей Ставрополь с населенными пунктами района1. Сжатые сроки строительства продиктовали конструктивное решение жилых зданий по стандартным решениям и типовым проектам с легкими сборно-разборными деревянными конструкциями. Из-за привилегированных руководителей, избравших местом своего проживания Портпоселок, ему умышленно были преданы черты города. Простыми, лаконичными средствами достигалась требуемая выразительность архитектурного образа жилого или общественного здания. Четкая планировка, удачные пропорции объемов и их членений, в меру примененные архитектурные детали, разнообразие форм в решении общего силуэта зданий и композиционных акцентов на плоскости стен главных фасадов — это черты, характеризующие архитектурный облик застройки Портового поселка в целом, что говорит о безусловном градостроительном ансамбле. Следующим пунктом на пути экскурсионного маршрута являются памятники и градостроительные ансамбли Центрального района современного Тольятти. Одновременно с возведением поселков для строителей КуГЭС шла застройка Нового города у плотины Куйбышевская ГЭС и подготовка к переносу города Ставрополя из зоны затопления. Для Нового города было выбрано возвышенное место, примерно в 10 км от Ставрополя. Возведением домов на новом месте занималась строительно-монтажная организация «Куйбышевгидрострой». В мае 1953 г. начался перенос жилых домов города Ставрополя. 1 Материалы на основе историко-архивных и библиографических исследований выполненных историком В.И. Гаврюшиной в 2001-2003 гг., а также на основе библиографических и биографических материалов по истории Портового поселка, подготовленных Н.В. Коноваловой, Е.А. Кедровой, М.А. Берлиной, С.В. Сабирзяновой. Первым домом стал дом Василия Константиновича Старикова. Всего в 1953 г. было перенесено 240 индивидуальных домов. В настоящее время организован городской музейный комплекс «Наследие», включающий первоначальные дома Ставрополя с пропильной резьбой и наличниками. В данном комплеске возможны реконструкции благоустройства исторических городов, вплоть до воссоздания мощения, вывесок и т. д, а также установка городских скульптур, демонстрирующая типажи горожан, населявших исторический Ставрополь. В феврале 1952 г. был рассмотрен и согласован Генеральный план застройки Нового Ставрополя, разработанный коллективом Ленинградского филиала института "Гипрогор". Руководителем проекта был архитектор Ю.М. Киловатов. В 1963 г. силами архитекторов города во главе с А. Эстуллиным был разработан новый проект восточной части Ставрополя. Это часть улицы Мира, Промышленная улица и Центральная площадь. Проект был почти полностью реализован. Следующим пунктом следуют ансамбли Центрального района. В центре города были спроектированы площадь и парк. От них тремя лучами шли главные улицы (Сталина, Ленина, Химиков). Их ширина с учетом численности населения, составляла всего 25 м. В 1954 г. начато строительство горисполкома и райисполкома. В 1954 г. была введена в строй летняя киноплощадка на 600 мест — кинотеатр «Буревестник». В Новом Ставрополе в 1957 г. были построены отдельно стоящие капитальные здания, и лишь в 1959 г. был построен комплекс жилых и общественных зданий в районе площади Свободы: здание горисполкома и Ставропольской администрации, гостиница по ул. Садовой на 54 места, жилые дома на Молодежном бульваре. Все здания вместе создают единый архитектурный ансамбль. Общественные здания выполнены в стиле «сталинский ампир». К сожалению, именно в это время началась борьба с излишествами в архитектуре, поэтому здания выглядят довольно сдержанно. После Центрального района мы попадаем в Комсомольский район с исторической застройкой поселка Комсомольский. К 1951 г. здесь были построены 25 жилых домов. В мае 1951 г. технический отдел КГС получил задание разработать план застройки поселка Комсомольский на 3 тысячи жителей. К 1 декабря 1951 г. здесь было построено 53 жилых дома, клуб на 450 мест, баня, школа-десятилетка. До 1951 г. поселок рассматривался как временный. В 1951 г., в связи с переносом строительства порта в Комсомольск, проектирование этого поселка передали «Ленгипргору». В 1952 г. проект застройки был готов. Он учитывал наличие уже возведенных «Куйбышевгидростроем» зданий в юго-западных кварталах. Главным инженером проекта стал И.Г. Ромм, главным архитектором – А.М. Суборов. Следующим пунктом экскурсии является ценная историческая застройки поселка Шлюзовой. На въезде в микрорайон можно увидеть здание первого железнодорожного вокзала. Здание построено как сооружение для обслуживания пассажиров в период 1952-1954 гг. Архитектор, строитель и заказчик неизвестны. В настоящее время используется как служебное помещение. 30 ноября 1951 г. пришел первый поезд из города Куйбышева на станцию Жигулевское море. В 1952 г. на станции началось строительство здания для обслуживания пассажиров. Оно является первым зданием вокзала, построенным в современном городе. Его первоначальная функция не сохранена. Основное здание одноэтажное, имеет зеркально-симметричную фронтальную композицию, в плане прямоугольное. В центральной части главного фасада – треугольный щипец, с горизонтально разорванным профилированным карнизом, под ним широкое окно арочного типа с архивольтой, оконный проем имеет первоначальную расстекловку. Боковые фасады завершены треугольными щипцами с горизонтально разорванными карнизами. Здание первого железнодорожного вокзала представляет интерес как памятник истории. Проект застройки поселка Шлюзовой разрабатывался институтом «Ленгипрогор» в несколько этапов. 5 июня 1951 г. была выбрана площадка для поселка. В 1951 г. был представлен первый проект, автором которого был И.Г. Ромм. Проект предусматривал 3-4-этажную застройку, две площади — с клубом и зданием управления шлюзов. Вдоль берега канала должна была проложена набережная с живописным видом с воды, перпендикулярно ей — главная улица. Ее начало обозначало высотное здание с башней, расположенное по ул. Никонова, 8. Архитектура здания типична для эпохи советского классицизма, у здания сложное архитектурное решение. С угла ул. Никонова и Крылова здание пятиэтажное, а с ул. Никонова — трехэтажное. За счет переменной этажности угловая часть здания имеет вид башни. Здание декорировано стилизованными колоннами (округлыми и плоскими), панелями с балясинами под окнами второго этажа. Главный фасад со стороны ул. Крылова формируют три ризалита. Центральный ризалит украшен треугольным фронтоном с разорванным карнизом. Со стороны ул. Носова расположена въездная арка ворот с парапетными столбами, круглыми оконными проемами и прямоугольными нишами. На въездах в поселок предусматривались здания с более сложным и богатым декоративным оформлением. Застройка поселка Шлюзовой представляет особую историко-культурную ценность такими характеристиками, как: гуманной средней этажностью, пропорциональностью и соразмерностью, колористическим решением фасадов, композиционным акцентированием, высокими эстетическими достоинствами декоративного оформления фасадов. Последним пунктом может послужить церковь во имя Святой Великомученицы Варвары в поселке Федоровка. Федоровка (Генеральшино) село Ставропольского района, основано в 30-е гг. XVIII в. Названо по имени помещика тайного советника (гражданский чин, соответствующий армейскому генерал-лейтенанту) Федора Васильевича Наумова. Неофициальное название связано с его женой, унаследовавшей имение (Генеральшино). В 30-е гг. XIX в. с.Федоровка перешло во владение помещика Николая Федоровича Бахметова. В конце 30-х гг. у Н.Ф. Бахметова при родах умерла жена Варвара. Безутешный в своем горе, муж решил в память о супруге построить храм. В 1846-1848 гг. каменная церковь в селе была сооружена, а ее престол освятили в честь святой великомученицы Варвары – небесной покровительнице почившей супруги помещика. Дома для причта (три человека: священник, дьякон и пономарь) были построены на средства Н.Ф. Бахметова. Другим известным уроженцем села Федоровка был художник Федор Емельянович Буров, сын управляющего имением Н.Ф. Бахметева. Он родился 16.05.1845 г., учился в Государственной Академии художеств. Его одноклассниками были известные художники Суриков и Савицкий. С 1872 по 1878 гг. Ф.Е. Буров служил учителем рисования при детях великого князя Михаила Николаевича. В 90-х гг. художник работал в Саратове, расписывал там собор. В конце 1891 г. переехал в Самару и открыл свою художественную мастерскую. Вскоре организовал открытие на свои собственные средства рисовальной школы с трехгодичным курсом преподавания по разработанной им самим программе. Первым его учеником стал знаменитый впоследствии художник Петров-Водкин. В Тольятти есть еще один интересный слой архитектурного наследия — градостроительство и архитектура модернизма, связанный с современной историей нового Автозаводского района, также достойный отдельного экскурсионного маршрута. Автоград — город-эксперимент, символ, зеркально отражающий «стандарты качества» жизни страны 60-80-х. Труд, отдых, образование — равно как и все другие жизненные процессы — здесь были спроектированы в типовом, замкнутом цикле. После решения о строительстве Волжского автомобильного завода коллективы ведущих институтов Госгражданстроя — ЦНИИЭП жилища и ЦНИИП градостроительства при участии 20 крупнейших проектных организвций страны в 1967-1968 гг. разработали генеральный план города Тольятти и проект застройки Завоского района (Б. Рубаненко и В. Шквариков — руководители, А. Базилевич, А. Белоконь, В. Блюменталь, Ю. Бочаров, О. Жагар, Е. Иохелес, Е. Кутырев, М. Липовецкая, А. Образцов, В. Плинер, М. Савельев, А. Агасьянц, А. Блинков, Н. Дыховичная). Градостроительная концепция индустриального Тольятти обеспечивает, с одной стороны, возможность последующего развития промышленности с одновременным ростом города, а с другой — законченность городского организма на каждом этапе его развития с учетом рациональной организации труда, быта и отдыха населения. При формировании генерального плана Тольятти использованы принципы решения гибкой планировочной структуры, обеспечивающей возможность развития основных функциональных зон с сохранением устойчивых связей между ними в процессе роста города. В планировочной структуре Тольятти была развита на новом, более высоком уровне идея линейного города, выдвинутая еще в 20-е гг. [4]. В Автозаводском районе можно встретить довольно много интересных зданий архитектуры модернизма. В новых промышленных «молодых городах», где средний возраст населения подчас не превышал 25 лет, интересы экономного расселения потребовали создания новых типов молодежных общежитий. Примером может служить молодежный комплекс общежитий по ул. Революционной (О. Жагар, А. Образцов), в котором помимо отдельного блока обслуживания, включающего библеотеку-читальню, аудиторию для лекций, почтовое отделение и сберкассу, буфет-доготовочную и другие помоещения обслуживания, в самих жилых ячейках предусматривалась возможность организации индивидуального питания. В каждой квартире встроено компактное оборудование-электроплита, рабочий столик и мойка. В настоящее время сделана крайне удачная попытка использования пространства столовой под нужды городского художественного музея. Интересна архитектура кинотеатра «Сатурн», который сиял когда-то во всем своем нарядном убранстве: мраморов полов и стен сюда пошел камень знаменитого Каелгинского месторождения на Урале, глянцем синтетики, никеля и хрома, теплотой ценных пород дерева, прозрачностью огромных стекол, витражей; в настоящее время кинотеатр закрыт. Смелые решения можно увидеть в медицинском комплексе «Медгородка», где оригинальная пластика достигается за счет архитектуры крылец, козырьков, всевозможных пристроев. Некоторые здания культурно-бытового обслуживания, комплекс медицинских учреждений «Медгородок», военное училище, Дворцы культуры и спорта дают нам живое представление о передовой советской архитектуре, в которой были воплощены последние эстетические достижения модернизма и функционализма. Некоторые элементы зданий и принципы размещения их в среде города напоминают авангардные супрематические композиции. Представляет интерес то, что не удалось воплотить. Пространство, где должны были возвышаться Дом Советов и памятник В. И. Ленину, и сегодня остается незаполненным, что создает незавершенный вид центрального комплекса. Брутальные объекты советского модернизма достойны изучения, сохранения и включения в систему достопримечательных мест города. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Сухова, О.А. Десять мифов крестьянского сознания: очерки истории социальной психологии и менталитета русского крестьянства (конец XIX-XX в.) по материалам Верхнего Поволжья [Текст] / [Ольга Александровна] Сухова. – М.: РОССПЭН, 2008. – 679 с. http://museum.samgd.ru/mo/tolytt/history/79265/ [Электронный ресурс]. Жилкин, С.Ф. Стратегическое городское планирование [Текст] / С.Ф. Жилкин, В.П. Андриевская, А.П. Эстрин, Е.А. Ахмедова, Т.В. Каракова, В.А. Шабанов. – Самара: ООО НВФ «СМС», Самарская государственная архитектурно-строительная академия, 2001. 264 с. Современная советская архитектура 19551980 гг.: учебник для вузов [Текст] / Н.П. Былинкин, А.М. Журавлев, И.В. Шишкина и др.; под ред. Н.П. Былинкина, А.В. Рябушина. М.: Стройиздат, 1985. 224 с. © Солодилов М.В., 2012

×

About the authors

M. V SOLODILOV

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Author for correspondence.
Email: vestniksgasu@yandex.ru

аспирант кафедры градостроительства

References

  1. Сухова, О.А. Десять мифов крестьянского сознания: очерки истории социальной психологии и менталитета русского крестьянства (конец XIX-XX в.) по материалам Верхнего Поволжья [Текст] / [Ольга Александровна] Сухова. – М.: РОССПЭН, 2008. – 679 с
  2. http://museum.samgd.ru/mo/tolytt/history/79265/ - [Электронный ресурс]
  3. Жилкин, С.Ф. Стратегическое городское планирование [Текст] / С.Ф. Жилкин, В.П. Андриевская, А.П. Эстрин, Е.А. Ахмедова, Т.В. Каракова, В.А. Шабанов. – Самара: ООО НВФ «СМС», Самарская государственная архитектурно-строительная академия, 2001. - 264 с
  4. Современная советская архитектура 1955-1980 гг.: учебник для вузов [Текст] / Н.П. Былинкин, А.М. Журавлев, И.В. Шишкина и др.; под ред. Н.П. Былинкина, А.В. Рябушина. - М.: Стройиздат, 1985. - 224 с

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2012 SOLODILOV M.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies