ABOUT RECONSTRUCTION OF SMALL ARCHITECTURAL FORMS AND VISUAL COMMUNICATION ELEMENTS IN URBAN ENVIRONMENT

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The main drawbacks in the formation of small architectural forms and visual communication system in an urban environment are viewed. The principles of design and reconstruction of small architectural forms, their typology, examples, as well as guidelines for optimization of the visual communication system of the city are proposed. Design and reconstruction of small architectural forms and elements of visual communication of city parks, gardens, squares, embankments, avenues, their style and presentative specifi city are given particular emphasis.

Full Text

Элементы визуальной коммуникации и малые архитектурные формы украшают и существенно разнообразят городскую среду, оформляют как открытые, так и закрытые ландшафтные пространства. Они размещаются в различных экстерьерах и интерьерах, разнообразны по функциональному назначению и пространственным характеристикам. Как объекты вариабельного и типового проектирования, они обеспечивают разнообразие решений и выявляют наиболее ярко архитектурный облик городской среды, подчёркивая её индивидуальность [1, 2]. На улицах современных городов в настоящее время в связи с развитием малого бизнеса и предпринимательства появляется большое количество малых архитектурных форм: небольших кафе, киосков, транспортных остановок и т.п. Как правило, они имеют низкие эстетические характеристики, выполнены из самых разнообразных материалов и часто не учитывают характер окружения, создавая ощущение хаоса и нарушая целостность городской архитектурной среды. Подобных примеров довольно много на улицах Самары (рис. 1, 2). Для устранения этих недостатков необходима разработка целенаправленной программы на уровне города по ландшафтному формированию городской среды, а также методические разработки для практического использования по формированию системы визуальной коммуникации и малых архитектурных форм в городской среде. Малые архитектурные формы (МАФ) - небольшие по масштабу сооружения и устройства сезонного и круглогодичного использования, стационарные или трансформируемые, предназначенные для обслуживания человека в урбанизированной и природной среде. Они имеют как утилитарное, так и художественно-декоративное назначение, а некоторые только декоративное. К числу сооружений утилитарного характера можно отнести торговые и справочные киоски, телефонные и газетные автоматы, беседки, павильоны у остановок транспорта, затеняющие конструкции (перголы, навесы), скамьи (рис. 3-7). В ряде сооружений художественнодекоративного назначения следует назвать опоры для вьющихся растений, цветочницы, шпалеры, Номенклатура МАФ и рекреационного оборудования определяется с учётом функционального назначения городского участка или ландшафтного объекта, а размещение малых архитектурных форм должно быть непосредственно связано с функциональным зонированием и архитектурно-планировочным решением участка. При размещении МАФ в различных типах городской среды необходимо соблюдать требования стилевого единства, а также степень их композиционной активности. При создании МАФ основным требованием должно быть их комплексное проектирование, реконструкция и применение с использованием модульных элементов, достижение стилевой общности с помощью единых формообразующих элементов, минимальным количеством видов применяемых строительных материалов. В формировании ландшафтных объектов - садов, парков, скверов широко применяется садовая мебель для отдыха: различные типы скамеек, пергол, теневых навесов, беседок, урн (рис. 8, 9). Они имеют преимущественно функциональное назначение, но также оказывают существенное влияние на пространственную и эстетическую организацию любой территории. Садовый дизайн (мебель, формы малой архитектуры, мощение, освещение, скульптура) должен проектироваться вместе с растительностью одновременно и в зависимости от общей художественной идеи-темы ландшафтной композиции. Рисунок, цвет, размер и постановка стационарной и переносной садовой мебели зависят от принятого цветового и общекомпозиционного решения. В любом случае существуют два принципа проектирования: гармоничный _(в соответствии или близости к фону, на который она попадает) и контрастный. Освещение в парке, саду должно выполнять не только необходимую функциональную роль, но и быть органичной частью общего тематического замысла. Освещение подчеркивает характер общей композиции, выделяет наиболее значительные приемы и одновременно само является композицией. Искусственная подсветка в вечернее и ночное время по своему характеру близка к приёмам театрального освещения. В ночном освещении создаётся эффектное чередование света и тени, мозаики листьев, рисунка ветвей, преобразуется цвет листвы. Различные источники света дают подсветку различного цвета. Голубовато-зеленоватое освещение (ртутные светильники) наиболее благоприятно для подсветки хвойных пород. Золотисто-жёлтое освещение (натриевые светильники) отлично подходит для освещения осенней листвы. В зависимости от значимости элементов композиции их стоит освещать низкими и высокими светильниками. Мощение, декоративное и функциональное, следует проектировать в соответствии с принятой ландшафтной композицией. При этом необходимо учитывать, что крупный рисунок зрительно уменьшает пространство замощенной площади, а мелкий монохромный рисунок зрительно увеличивает это пространство. В случае применения различных декоративных материалов в садовой композиции нужно обращать внимание на сравнительно ограниченное их применение и подчинение их единому архитектурному образу. Скульптура тематическая и самостоятельная требует особенно продуманного положения, так как является наиболее выразительным средством при проектировании и реконструкции любого ландшафтного объекта. В случае необходимости ее кругового осмотра, скульптура должна занимать островное положение в композиции. Если скульптура фронтальная, необходимо создать ландшафтный фон, зависящий от темы скульптуры. В отдельных случаях (скульптурный сад) композиция должна подчиняться теме скульптур. При этом значительную роль играет подсветка, рассчитанная на эффект в вечернее время. При размещении МАФ на территории ландшафтного объекта следует помнить, что главная роль здесь принадлежит массивам зелени, отдельным декоративным группам деревьев и кустарников, водным поверхностям, геопластике рельефа. Малые архитектурные формы должны гармонично вписываться в садовую композицию и не быть разнохарактерными по стилю и форме. В формировании открытых городских пространств не последнюю роль играют элементы визуальной коммуникации. В современном городе поток информации, более 80 % которого человек воспринимает через органы зрения, значительно возрос. На человека ХХI в. обрушился визуальный хаос, ему всё сложней ориентироваться на улицах, в парках, в интерьерах крупных общественных зданий. Основой упорядоченности архитектурной среды может быть прежде всего создание чёткой системы визуальной коммуникации, помогающей человеку ориентироваться в незнакомом окружении. Пространство может быть хаотичным и организованным. Хаотичное пространство - результат спонтанного формирования и непрофессионального подхода (рис. 10). Средства визуальной коммуникации представляют собой чёткую систему преимущественно графических изображений, ориентирующих человека в архитектурной среде по заранее подготовленной программе. К ним относятся: указатели, вывески, пиктограммы, табло, плакаты, щиты, витрины, афишные тумбы, рекламно-осветительные установки и т.п. Номенклатура средств визуальной коммуникации достаточно разнообразна и должна продумываться на профессиональном уровне с соблюдением ряда принципов проектирования. Система визуальной коммуникации должна обладать стилевым единством и строиться на использовании определённых художественных приёмов. Чем строже ограничено количество используемых средств и приёмов, тем определённее стилевое единство системы. К числу признаков стилевого единства системы следует отнести: манеру исполнения элемента, художественное единство элементов, цвет, размер и форму, вариантность воспроизведения, технологию воспроизведения. При реконструкции ландшафтно-рекреационных территорий используются средства визуальной коммуникации в зависимости от функционального назначения каждой из зон ландшафтного объекта. В крупноразмерных парках со сложной сетью аллей, дорожек и площадок такие средства наиболее необ- ходимы. При входе в парк обычно размещаются на щитах схемы территории с чётким обозначением его структурных элементов, показом основных объектов парка с разъясняющими надписями и удобочитаемыми знаками. На обширной территории парка размещаются многочисленные указатели, образное и конструктивное решение которых гармонично увязывается с природной средой по масштабу, пропорциям, ритму и цвету [3, 4]. Размеры элементов визуальной коммуникации и малые архитектурные формы парка должны быть относительно небольшими, гармонично вписываясь в естественную природу, которая является главным компонентом ландшафтного объекта. В особенности это требование относится к таким сооружениям, как кафе, рестораны, киоски, которые должны являться частью парковой композиции. Немаловажную роль в организации пространства с использованием средств ландшафтного дизайна играют элементы монументально-декоративного искусства и скульптура. К ним относятся: крупные въездные знаки, монументы, памятники, объёмные скульптурные и декоративные композиции, декоративные живописные панно и рельефы, памятные доски, мемориальные надписи. Средствами монументальнодекоративного искусства могут решаться следующие задачи: выявление пространственных ориентиров, акцентирование наиболее важных планировочных элементов в городской среде, раскрытие своеобразия ландшафтных пространств и т.п. При включении элементов декоративного прикладного искусства в городскую среду необходимо выдерживать масштабные соотношения скульптуры и застройки, а также усиливать образные характеристики среды. Ни один объект архитектуры, градостроительства не существует вне природы и вне ландшафта. Следовательно, необходимо значительно повысить уровень ландшафтной подготовки каждого архитектора независимо от рода его будущей деятельности: проектной, научной, управленческой или педагогической. Средовой подход в архитектуре при широком её понимании как деятельности, направленной на пространственную организацию жизненной среды человека, её гуманизацию, предопределяет взаимосвязанное решение архитекторами таких важных проблем, как охрана и рациональное преобразование среды, гармоничное обустройство жилой, производственной, рекреационной среды, нейтрализация последствий урбанизации архитектурноландшафтными средствами и т.д. Основы ландшафтного проектирования излагаются с акцентом на традиционные функциональные и композиционные вопросы, однако при этом выявляется, в какой степени современному архитектору для работы с ландшафтом необходимы знания из области географического ландшафтоведения, экологии и других наук о природе. Ведь чем сложнее объект, тем многообразнее взаимосвязи природного и искусственного, тем более разносторонние знания необходимы для грамотного и дальновидного решения задач по архитектурно-пространственному преобразованию ландшафтов в интересах общества. Рассмотрение по единой схеме вопросов формирования архитектурно-ландшафтных объектов различных типов способствует выявлению специфики, эффективному сопоставительному анализу и более прочному усвоению методических основ архитектурного проектирования и реконструкции ландшафта.

×

About the authors

Ludmila Igorevna IVANOVA

Samara State University of Architecture and Civil Engineering

Author for correspondence.
Email: vestniksgasu@yandex.ru

References

  1. Вавилонская Т.В. Стратегия обновления архитектурно-исторической среды: монография / СГАСУ. Самара, 2008. 368 с.
  2. Демурина Ю.Л. Перспективы развития пешеходных систем в историческом центре крупного города // Научный журнал «Перспективы науки». 2013. №10(49). С. 93.
  3. Косенкова Н.А. Парк в условиях градостроительной реконструкции: методические указания для курсового и дипломного проектирования / СГАСУ. Самара, 2011. 38 с.
  4. Лекарева Н.А. Ландшафтная архитектура и дизайн. Традиции и современность / СГАСУ. Самара, 2005.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2014 IVANOVA L.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies