MEDIA TECHNOLOGIES IN A MODERN CITY

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

This article describes introduction and role of modern media technology in architectural urban space of the world’s greatest cities. The authors have analyzed architectural objects with «digital signature», media facades and LED screens. Spaces’ emergence and development sated with various digital resources help for creation of important transformations which influence social production of the modern world’s city space. Introduction of media technologies into architectural and spatial environment of the world’s largest cities is important for the formation of the latest elaborated spaces which influence the city’s social production.

Full Text

В XXI в. жизнь человека прочно связана с современными технологиями. Ритм жизни очень сильно отличается на сегодняшний день от классических теорий урбанизма. С учетом того, как в XX в. развивалось городское пространство, параллельно стали развиваться и такие медиаплатформы, как фотография, кинематограф и в современном мире XXI в. - электронные и цифровые медиаресурсы. Скотт Маккуайер в своей книге «Медийный город» говорит о том, что разделение на подобного рода вехи помогает в определении важнейших преобразований, влияющих на социальное производство городского пространства [1]. Медиа- и цифровые технологии становятся неотъемлемой частью развивающегося городского пространства, поэтому представляют собой не отдельный элемент современной жизни, а целую социальную среду города XXI в. Насыщение городской среды медиафасадами и разного рода светодиодными экранами дает возможность городу стать более информативным и привлекательным, формируя медиаархитектуру или медиатектуру [2]. Медиатехнологии оказывают давление на архитектурную среду, усиливающееся с течением времени, поэтому в процессе разработки градостроительных и световых объектов это должно учитываться в полной мере [3]. Дорожные знаки, светодиодные экраны являются источниками света. Архитектура модернизма и рекламные баннеры отражают свет. Интенсивность свечения создана для того, чтобы повлиять как можно энергичнее на пространство и воздействовать на него с учетом развития современных технологий [4]. По словам Роберта Вентури и Скотт Браун в одном из интервью, город будущего нуждается в строительстве нейтральных индустриальных, ничего не выражающих сараев (складов, ангаров), которые могут быть «украшены» надписями, электронными табло, рекламой, информационными бюллетенями. Моделью же города будущего считается Таймс-сквер в Нью-Йорке [5]. Понятие цифровой вывески (Digital signage) уже достаточно долгое время знакомо миру как связь аппаратного и программного обеспечения, которая позволяет отображать информацию на устройствах, что обеспечивает возможность контакта с аудиторией. В качестве промежуточного звена, коммуникатора между общением людей и распространением информации, выступают медиа. Появление этого термина повлекло за собой формирование новой медиареальности и современной медиасреды [6]. Использование медиафасада в структуре здания изменяет подход архитектора к проектированию. Компания AG4 (Германия) занимается разработкой светодиодных полотен, в частности «Mediamesh» и «Illumesh». Полотно «Mediamesh» (рис. 1, а) представляет собой сетку из нержавеющей стали с вплетенными светодиодами и является инструментом, который идеально подходит для медиализации архитектуры. Mediamesh может иметь форму любого размера в зависимости от того, что требуется в проекте. Инновационное полотно может показывать информацию в любое время суток: от простой графики и видеоизображения до телевизионного сигнала. Если питание отключено, mediamesh будет выглядеть как декоративная оболочка из нержавеющей стали, которая окутала здание. Легкая конструкция сохраняет прозрачность тканой структуры и преобразует ее в интеллектуальную платформу для любого визуального содержания. «Illumesh» (рис. 1, б) - это следующий тип полотна, которое выполнено из нержавеющей стали. Для создания световых эффектов на фасаде в вечернее и ночное время используются светодиодные трубки [7]. Примером медиафасадов нашего времени является «Башня Ветров» архитектора Тойо Ито, которая построена в 1986 г. в Камогаве (Япония) (рис. 1, в). Башня в форме цилиндра отделана светоотражающими панелями. В конструкции расположено 12 неоновых колец, 30 фонарей и 1300 электрических ламп. Фасады башни меняют интенсивность подсветки и цветовую гамму в зависимости от силы ветра и уровня шума. Начиная с первых экспериментов в таких городах, как Токио и Нью-Йорк, внедрение электронных экранов в городской пейзаж стало одной из самых заметных тенденций современного урбанизма [1]. Нью-Йорк Идея использовать фасад здания для трансляции изображения возникла в 1898 г. Компания Dewar’s создала первую видеорекламу алкогольного напитка, которую спроецировали на здание на площади Херальд в Нью-Йорке. Это привлекло внимание жителей города и прессы (рис. 1, г). Для 1898 г. это был настоящий технологический прогресс. В наше время Рис. 1. Технологии и история использования медиатехнологий: а - технология «Mediamesh» AG4; б - технология «Illumesh» AG4, в - «Башня Ветров» Тойо Ито; г - первая реклама Dewar’s на здании на площади Херальд, Нью-Йорк а в б г Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура | 2016 | № 3 (24) 46 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ в Нью-Йорке работают очень строгие ограничения на размещение наружной рекламы на опорах и зданиях в любом месте, но несмотря на это на площади Таймс-сквер, наверное, самая большая плотность светодиодных экранов на квадратный метр - 17 (рис. 2, а). Таймс-сквер, можно сказать, является главной площадью Нью-Йорка: здесь стартует всеамериканское празднование Нового года, здесь же, на информационном табло, в 1945 г. появилось первое сообщение об окончании второй мировой войны. Создание так называемого «Великого белого пути» в Нью-Йорке - Бродвея - стало олицетворением мерцающего мира, который поражает огромным количеством рекламы, театральных афиш и не спящей и не замирающей ни на минуту улицы (рис. 2, б) [8]. В 1920-х гг. в городах по примеру Нью-Йорка пытаются создать подобие «Великого белого пути», чтобы не отставать от Бродвея. В 1980-х в городских пространствах начали зарождаться подобия телеэкранов. Мониторы стандартного размера устанавливались в качестве информационных табло. С 1990-х экраны стали использоваться во всем мире, для того чтобы оживить общественное пространство [9]. Гигантский изогнутый светодиодный экран был установлен на здании биржи Nasdaq - иконы Таймс-сквер в Нью-Йорке в 1996 г. Медиаэкран, который покрывает 13 этажей (рис. 2, в), был спроектирован в начале развития светодиодных технологий. Медиафасад с течением времени претерпевал изменения. Последняя замена его была проведена в 2013 г. фирмой Panasonic, и сейчас его разрешение по вертикали достигает стандарта 4K Ultra High Definition. Здание Port Authority Bus Terminal (PABT) также является примером использования медиафасада. Медиаэкран, расположенный на здании, состоит из 1 млн 325 тыс. светодиодных модулей с разрешением в 265 тыс. пикселей. На экране транслируются изображения с высоким качеством. Благодаря новому креплению светодиодов к фасадной системе исключены проблемы с вентиляцией. По установленному медиафасаду транслируется реклама и важная информация (рис. 2, г) [10]. Одним из самых ярких проектов цифровых видеоэкранов является 7 World Trade Center в нижней части Манхеттена. Художница Jenny Holzer представила цифровой дисплей 1,5х19,5 м в холле 7 WTC для популяризации произведений современных писателей и поэтов, живущих в Нью-Йорке. Текст, выведенный на дисплей, отлично видно не только внутри здания, но и снаружи, из парка вокруг здания (рис. 2, д). Токио Демонстрация телеэкранов в городских пространствах Токио стала актуальной с 1980 г. Телеэкран «Джамботрон» фирмы Sony был представлен на «Экспо-85» близ Токио. По словам художника Питера Калласа, мониторы ставились один за другим. Например, у штаб-квартиры потребительского отдела Sony в Гинзе, построенной в начале 1980-х, мониторами была покрыта целая стена высотой в семь-восемь этажей (рис. 3, б) [11]. Район Гинза (Ginza) является урбанистическим миром высотных конструкций из стекла и бетона. Вечерняя иллюминация медиарайона поражает огромным количеством уличной рекламы. Здесь расположено боль- Рис. 2. Нью-Йорк: а - Таймс-сквер; б - Бродвей; в - фасад здания биржи Nasdaq; г - здание автовокзала PABT; д - World Trade Center а в б г д 47 Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура | 2016 | № 3 (24) Е.А. Ахмедова, А.Д. Кандалова шинство офисных зданий. В районе Гинза находится один из самых огромных бутиков в мире - магазин Шанель (рис. 3, а), в медиафасад которого встроено около 700 тыс. светодиодов, которые имеют разнообразную палитру цветовой гаммы, для полноценного показа коллекций Шанель. Магазин существует в Токио с 1920 г. Проект медиафасада в 2004 г. разработал американский архитектор Питер Марино. Вена В Вене здание музея современного искусства MUMOK, архитектурного бюро «Ortner&Ortner», обладает лаконичной формой. Прямоугольная глыба здания из серой базальтовой лавы с выгнутой крышей аккуратно поставлена между бывшими конюшнями. Гладкая поверхность фасадов является внешним выставочным пространством, на них то проецируются изображения, например, бегающих мышей (выставка Питера Коглера), что является примером использования архитектурного видеомэппинга, то располагаются объекты (например, был прикреплен перевернутый дом на фасад музея - выставка Эрвина Вурма) [12]. Москва В Москве с помощью электронных панно с рекламой, картинками на различную тематику, старыми видами города планируется оформить некоторые дома на Волхонке, в Лебяжьем переулке, на Варварке, Никитском, Сретенском и Гоголевском бульварах, на Земляном Валу. Планируется разместить рекламные экраны на фасадах зданий Нового Арбата. Реклама превращается в неотъемлемую часть городского ландшафта и одну из местных достопримечательностей. Первыми зданиями в Москве с медиафасадами стали два корпуса гостиницы «Белград» (рис. 4, а), отель «Золотое кольцо» на Смоленской площади и дома-«книжки» на Новом Арбате (рис. 4, б). На месте Черемушкинского рынка планируется осуществить проект торгово-развлекательного комплекса архитекторов Асадовых. Комплекс будет представлять собой скругленный корпус с офисами и гостиницей, а также панорамным рестораном на верхнем уровне. Гостиничный фасад предполагается превратить в огромный экран, состоящий из led-светильников (рис. 3, в). Рис. 3. Токио, район Гинза: а - магазин «Chanel»; б - здание фирмы «Sony» Рис. 4. Москва: а - дома-«книжки» на Новом Арбате; б - гостиница «Белград»; в - многофункциональный торгово-развлекательный комплекс (на месте Черемушкинского рынка) а б а в б Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура | 2016 | № 3 (24) 48 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Объем мирового рынка медиавывесок в 2010 г. составлял 3,1 млрд долл., в 2016 г. - 4.5 млрд долл. Тренд на использование цифровых технологий растет. С учетом нереализованного потенциала рынка медиатехнологий, новизны и притягательности сопутствующего визуального эффекта для различных аудиторий можно с уверенностью говорить о цифровых вывесках и медиафасадах как о реальности завтрашнего дня [13]. Выводы. 1. Выделение этапов развития городских медиатехнологий определяет важнейшие преобразования, которые влияют на социальное производство города. Цифровые и медиатехнологии с течением времени становятся целой социальной средой XXI в. 2. Насыщение городской среды медиафасадами и разного рода светодиодными экранами дает возможность городу стать более открытым, информативным и привлекательным, формируя медиатектуру. 3. Внедрение современных технологий, в частности медиатехнологий, в архитектурно-пространственную среду крупнейших городов мира является необходимостью для формирования новейших сложноорганизованных городских пространств. 4. Реклама в XXI в. превратилась в неотъемлемую часть светового городского ландшафта и местную достопримечательность.
×

About the authors

Elena A. AKHMEDOVA

Samara State University of Architecture and Civil Engineering

Email: vestniksgasu@yandex.ru

Alla D. KANDALOVA

Samara State University of Architecture and Civil Engineering

Email: vestniksgasu@yandex.ru

References

  1. Маккуайр Скотт. Медийный город: медиа, архитектура и городское пространство // STRELKA PRESS. 2014. С. 388.
  2. Ахмедова Л. С. Особенности трансформации визуального информационно-коммуникативного поля города: дис. … канд. арх. Нижний Новгород, 2009. 172 с.
  3. Щепетков Н. И. Световой дизайн города: учеб. пособие. М.: Архитектура-С, 2006. 320 с.
  4. Роберт Вентури. Уроки Лас-Вегаса. Забытый символизм архитектурной формы. // STRELKA PRESS. 2015. 211 с.
  5. Паперный В. Textura / Fuck context?//TATLIN. 2011. С. 120.
  6. Любимова А. А. Образование в сфере медиатехнологий в архитектурном пространстве // Приволжский научный журнал. 2014. № 3 (31). С. 146-152.
  7. Медиасетка [Электронный ресурс]: Реж. доступа: Интернет: http://www.gkd-mesh.ru/mediasetka.shtml (дата обращения: 20.02.2016).
  8. A new form of art in architecture [Электронный ресурс]: Реж. доступа: Интернет: http://www.architonic. com/ntsht/media-facade/7000408 (дата обращения: 25.02.2016).
  9. Медиафасады и медиаархитектурные конструкции [Электронный ресурс]: Реж. доступа: Интернет: http://www.etoday.ru/2009/02/media-facades.php (дата обращения: 15.02.2016).
  10. Новое лицо автовокзала в Нью-Йорке [Электронный ресурс]: Реж. доступа: Интернет: https://ais. by/news/13024 (дата обращения: 20.02.2016).
  11. Районы Токио. Гинза [Электронный ресурс]: Реж. доступа: Интернет: http://www.edemvtokyo. ru/japanstory/tokyo/ginza.html (дата обращения: 10.02.2016).
  12. Музей современного искусства - фонд Людвига (MUMOK), Вена [Электронный ресурс]: Реж. доступа: Интернет: http://www.fondartproject. ru/tags/muzei-sovremennogo-iskusstva-fond-ljudvigamumokvena/(дата обращения: 10.03.2016).
  13. Медиафасады: технология будущего [Электронный ресурс]: Реж. доступа: Интернет: http://outdoor. ru/formats/mediafasady-tekhnologiya-budushchego/(дата обращения: 10.03.2016).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 AKHMEDOVA E.A., KANDALOVA A.D.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies