ART AND COMPOSITE ASPECTS OF CENTRAL AREAS OF THE CITY OF TOGLIATTI

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In the article the central urban areas are treated as centers of gravity of social activity of the urban population. The article deals with the problem of the lack of a unified artistic image of the central area planning Togliatti city. It is given a brief analysis of the currently existing works on the subject, stated the purpose, objectives and hypothesis of the research of the topic. The central area of the city are treated as special functional zones, places where social activities and public facilities, combined into a single plan's architecturally-spatial and compositional system, where the urban population can satisfy the diverse cultural and household needs. Besides, it is accentuated the areas, which are the most significant for the presentation of the city as a whole, which intended to clearly reflect and concentrate the city's main features Togliatti.

Full Text

Современный город складывается из множества составляющих компонентов: архитектуры, инженерных сооружений, общественных пространств, промышленных и рекреационных зон, различного вида коммуникаций, горожан и гостей города как основных потребителей информативной среды, озеленения и многого другого. Немаловажную роль в системе городских пространств играют центральные территории. На них сосредоточиваются различные функции, необходимые современному городскому жителю. В центрах городов происходит концентрация административных, торговых, культурных, бытовых учреждений. Каждый человек может составить своё представление о городе в целом на основе его представления о центре города. Для кого-то центр - это «сгусток» социальных функций, для других - помпезная архитектура и исторические памятники ушедшей эпохи, а для третьих центр ассоциируется с интенсивными пешеходными потоками и плотным дорожным трафиком [1-5]. DOI: 10.17673/Vestnik.2016.02.19 105 Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура | 2016 | № 2 (23) Д.Б. Веретенников, А.Е. Маслова В данной работе центральные территории города рассматриваются как особые функциональные зоны, места сосредоточения социальной активности и общественно значимых объектов, объединенных в единую планировочную, архитектурно-пространственную и композиционную систему, где городское население может удовлетворить многообразные культурные и бытовые потребности. Рассматриваются территории Тольятти, наиболее значимые для формирования представления о городе в целом, которые призваны ярко и концентрированно отражать основные отличительные городские черты. Города мира различны, как различен и их архитектурно-художественный облик. На протяжении многих веков существования городов их центральные территории претерпевали и претерпевают значительные структурно-функциональные и композиционно-художественные изменения. Происходит реорганизация городских пространств, интеграция новых элементов в ткань города, а в некоторых случаях имеет место полное изменение городской структуры [6-9]. В условиях непрерывного генезиса сохранение и совершенствование художественно-эстетического образа центральных территорий - необходимое условие для формирования архитектурной и градостроительной преемственности, поддержки архитектурнопространственной композиции города в целом. Ведь центральные территории - это лицо всего города, его главные репрезентативные пространства. На протяжении долгого времени существования городов мира совершенствование и художественное оформление их центров являлось первостепенной задачей для градостроителей и архитекторов всех времен (рис. 1). Данная тема особенно актуальна по отношению к городу Тольятти. Городу относительно молодому, который не несет в своей основе ни градостроительной, ни исторической преемственности. Городу, который задумывался своими создателями как город будущего. Сегодня, к сожалению, монотонность и однообразность среды городских пространств Тольятти является непривлекательной с художественно-эстетической точки зрения. Каждый район современного города проектировался и строился обособленно, решая в конкретный исторический промежуток времени какую-либо первостепенную социально-экономическую задачу, стоящую на тот момент перед градостроителями и проектировщиками Тольятти. Тем самым образовались три достаточно обособленных городских района, с различными планировочными структурами, связь между которыми осуществляется посредством протяженных отрезков городской улично-дорожной сети (УДС). Несвязаность в единую систему трёх основных районов города препятствует созданию единой выразительной городской среды с общим композиционным решением центральных территорий. Сложившаяся на сегодняшний день система центров является раздробленной и не располагает Рис. 1. Основные принципы совершенствования архитектурно-художественного облика городских центров Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура | 2016 | № 2 (23) 106 ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, ПЛАНИРОВКА СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ всем спектром предполагаемых общественных (социальных) функций. Исследовательская гипотеза данной работы строится на предположении, что индивидуальный, узнаваемый облик города Тольятти возможно создать при формировании единой системы художественно-композиционных приемов оформления его центральных территорий. Однотипную и непривлекательную городскую среду, которую легко спутать с любым спальным районом многих других крупных российских городов, необходимо преобразить с помощью выявления или создания неповторимых градостроительных, природно-ландшафтных, архитектурных особенностей Тольятти и акцентирования внимания на их уникальности. Заинтересованность в исследовании Тольятти в современной градостроительной науке проявлена не многими специалистами. Тем не менее, с историей города можно подробно ознакомиться в книге «Ставрополь - Тольятти: страницы истории», вышедшей в 1996 г., автором которой является российский учёный, историк, краевед, доктор исторических наук, профессор Валентин Александрович Овсянников [10]. Долгое время его книга являлась единственным материалом по истории города. Одним из наиболее ярких представителей, изучающих градостроительную историю города, является итальянский архитектор Фабьен Белла. Являясь визит-профессором Тольяттинского государственного университета (ТГУ), он неоднократно посещал город, внимательно изучал историю его основания и строительства. Фабьен Белла является автором книги «Тольятти. Рождение нового города», вышедшей в 2014 г. [11]. Помимо перечисленных трудов, изучением среды общественных городских пространств занимаются студенты ТГУ. На кафедре дизайна и инженерной графики архитектурно-строительного института ТГУ ежегодно разрабатываются десятки проектов трансформации городской планировки в целом или улучшения отдельно взятых элементов городской среды. Некоторые из разработанных проектов впоследствии реализовываются городскими властями. Однако комплексного решения по выявлению индивидуального архитектурно-художественного облика городской среды, с последующей разработкой элементов оформления городского интерьера, до сих пор предложено не было. На этом фоне можно сформулировать цель исследовательской и экспериментально-проектной работы авторов - выявление проблематики композиционно-художественного облика центральных территорий трёх районов города Тольятти; разработка принципов и приемов архитектурноградостроительного построения и художественнокомпозиционного оформления данных территорий. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Рис. 2. Схема границ исследуемой территории с выделением доминирующих центров притяжения населения 107 Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура | 2016 | № 2 (23) Д.Б. Веретенников, А.Е. Маслова 1. Проанализировать основные приемы формирования художественно-эстетического облика городов мира. 2. Изучить существующие приемы и средства композиционно-художественного формирования центральных городских территорий разных типов. 3. Проанализировать проектную и существующую планировочную структуру Тольятти. 4. Выявить существующие и потенциальновозможные центральные территории районов Тольятти, изучить динамику развития взаимосвязей между ними. 5. Выявить графическую идентификацию городских пространств с привязкой к районам Тольятти. 6. Создать концепцию архитектурного и художественно-эстетического преобразования центральных территорий города (единую либо по районам) и выполнить на ее основе экспериментальное проектирование. Объектом такого исследования являются центральные территории трёх основных районов Тольятти: Автозаводского, Центрального и Комсомольского (рис. 2). Предметом исследования является архитектурно-планировочная и художественно-композиционная структура рассматриваемых территорий. Здесь принимаются во внимание все элементы формирования художественного образа: цвето-колористические характеристики среды, архитектурно-пространственная структура городских ансамблей, городские доминанты, средства художественной выразительности, стилистика малых архитектурных форм, средства навигации и коммуникации, элементы городского дизайна, силуэт города и многие другие составляющие городской среды. Предварительный анализ различных информационных источников по данной тематике показал, что изучением принципов и приемов формирования структурно-планировочной и композиционнохудожественной среды городов человечество интересовалось с древнейших времен (рис. 3). Композиционным центром города, зачастую, служило градообразующее историческое ядро, например крепость, вокруг которой формировалось поселение. Во многих современных городах с многовековой историей тенденция сохранения главного городского центра на месте исторического центра сохранилась и поныне. Также на протяжении всей истории градостроительства архитекторы, философы и ученые занимались созданием структуры идеального города, Рис. 3. Основные схемы построения уличных сетей городов мира Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура | 2016 | № 2 (23) 108 ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, ПЛАНИРОВКА СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ городов-утопий - идеально организованного как в социальном, так и в архитектурном плане поселения человека, которое гармонично сочетается с окружающей средой. Некоторые из созданных проектов таких городов даже были реализованы в разных точках мира (например, город Чандигарх в Индии, Бразилиа в Бразилии и др.). Тольятти - плод градостроительных идей о новых городах в СССР в конце 1960-х - 1970-х гг., основанных на широкомасштабном строительстве центров энергетики, тяжелой индустрии, машиностроения, добывающей промышленности, научно-производственного профиля [12]. В ходе исследования авторами применяется следующий научный инструментарий, основанный на общей методологии: 1. Графоаналитический анализ генеральных планов различных городов мира (в том числе Тольятти). 2. Метод классификации и сравнительного анализа существующих аналогов организации центральных городских территорий, с точки зрения их художественно-эстетического оформления. 3. Междисциплинарный метод, включающий в себя исследования в области эргономики, историю дизайна городской среды, изучение социологии и психофизиологии человека. В процессе исследовательской работы изучаются научные труды в различных областях градостроительства и архитектурного проектирования, в том числе: - в области основ теории градостроительства: З.Н. Яргиной, Я.В. Косицкого, Д.Б. Веретенникова [13, 14], Л.Н. Авдотьина, И.Г. Лежавы и др.; - в области формирования центральных городских территорий: Ю.М. Моисеева, В.Т. Шимко [15], М.В. Посохина, И.М. Смоляра, Ю.П. Бочарова [16] и др.; - в области художественно-композиционных приемов формирования облика городских пространств: А.В. Ефимова [17], В.А. Бутягина [18], Н.Н. Баранова [19] и др.; - в области исследования истории и градостроительного развития г. Тольятти: В.А. Овсянникова, Ф. Беллы [11], М.В. Солодилова [20], Б.Р. Рубаненко и др. Вывод. Центральные территории районов Тольятти до сих по не стали объектами особой притягательности для жителей и гостей города. Монотонность и гомогенность окружающей среды способствуют исчезновению визуальной информативности и невозможности самоидентификации города. Исправить сложившуюся в Тольятти ситуацию возможно. На всех этапах развития и насыщения городского пространства современными функциями и объектами, наряду с их проектированием, строительством и вводом в эксплуатацию, необходимо предусматривать применение различных архитектурнопланировочных и художественно-композиционных приемов структурирования рассматриваемых территорий. Они должны быть основаны на географии города, ландшафте городских районов, фрагментах городской среды, её функциях и коммуникативных возможностях. Немаловажным является создание в Тольятти общей композиционно-эстетической и стилистической системы городских центров. Потому как на данный момент такая система отсутствует, а следовательно, отсутствуют инструменты идентификации принадлежности к стилю конкретного населенного пункта - города Тольятти.

×

About the authors

Dmitriy B. VERETENNIKOV

Samara State University of Architecture and Civil Engineering

Author for correspondence.
Email: vestniksgasu@yandex.ru

Angelina E. MASLOVA

Samara State University of Architecture and Civil Engineering

Email: vestniksgasu@yandex.ru

References

  1. Каракова Т.В., Ребайн Т.Я. Некоторые вопросы территориального развития городских центров // Вопросы формирования планировочной структуры расселения: Межвуз.сб. науч. тр. Куйбышев: Куйб. гос. ун-т, 1983. С. 142-147.
  2. Каракова Т.В. Графоаналитический подход к определению функциональной специализации объектов торговли в планировочной структуре города // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2015. № 1(18). С. 19-22. doi: 10.17673/Vestnik.2015.01.3
  3. Лекарева Н.А. Построение ландшафтно-экологического каркаса города как непрерывной системы открытых пространств // Проблемы и направления развития градостроительства: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / ЦНИИП градостроительства. М.: РААСН, 2013. С. 58-62.
  4. Посохин М.В. Город для человека. М.: Прогресс, 1980. 219 с.: ил.
  5. Синельник А.К. История градостроительства и заселения Самарского края / Администрация Самар. обл. Самар. губерн. фонд поддержки обществ. инициатив. Самара: Издат.дом «Агни», 2003. 226 с.
  6. Виноградов К.И. Особенности формирования территорий, прилегающих к элементам транспортной инфраструктуры в крупнейших городах // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре [Электронный ресурс]: материалы 71-й юбилейной Всероссийской научно-технической конференции по итогам / СГАСУ. Самара, 2014. С. 334-336.
  7. Гниломедов А.С. Эволюция плотности и функциональной насыщенности городской среды на примере центральной планировочной зоны города Самары // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2014. № 2(15). С. 16-20.
  8. Гниломедов А.С. Преобразование территорий массовой индустриальной жилой застройки в постсоветский период развития города Самары // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре [Электрон-
  9. Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура | 2016 | № 2 (23) Д.Б. Веретенников, А.Е. Маслова ный ресурс]: материалы 71-й юбилейной Всероссийской научно-технической конференции по итогам НИР / СГАСУ. Самара, 2014. С. 336-338.
  10. Давыдова Л.О. Современные подходы в проектировании городской застройки // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре [Электронный ресурс]: материалы 71-й юбилейной Всероссийской научнотехнической конференции по итогам НИР / СГАСУ. Самара, 2014. С. 338-340.
  11. Овсянников В.А. Ставрополь - Тольятти: страницы истории. Тольятти: Изд-во фонда «Развитие через образование», 1996. 364 с.: ил.
  12. Белла Ф. Тольятти. Рождение нового города. Екатеринбург: Изд-во TATLIN, 2014. 144 с.
  13. Генеральные планы новых городов: методическое пособие по проектированию / ред.-сост. И.М. Смоляр. М.: Стройиздат, 1973. 232 с.: ил.
  14. Веретенников Д.Б. Понятие планировочной структуры города. Структурные компоненты и их планировочное воплощение // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2014. № 3(16). С. 6-10. doi: 10.17673/Vestnik.2014.03.1
  15. Веретенников Д.Б. Преобразование планировочной структуры города на основе его генезиса. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. 288 с.: ил.
  16. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды: учебник. М.: «Архитектура-С». 2006. 384 с.: ил.
  17. Бочаров Ю.П., Кудрявцев О.К. Планировочная структура современного. М.: Стройиздат, 1972. 160 с.: ил.
  18. Ефимов А.В. Колористика города. М.: Стройиздат, 1990. 272 с.: ил.
  19. Бутягин В.А. Планировка и благоустройство городов. М.: Стройиздат, 1974. 381 с.: ил.
  20. Баранов Н.Н. Силуэт города. Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1980. 184 с.: ил.
  21. Солодилов М.В. Формирование системы достопримечательных мест на базе историко-архитектурного наследия г. Тольятти // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2012. №2. С. 30-36. DOI:10.17673/ Vestnik.2012.02.7

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 VERETENNIKOV D.B., MASLOVA A.E.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies