Aesthetic principles of expressionism in modern architecture

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The purpose of the article is to study the aesthetic principles of expressionism that influenced the development of modern architecture. An analysis of the concepts and means of artistic expression of the direction under study is proposed. The conditions for the emergence and formation of expressionism, its artistic methods of expression from conventionally realistic to abstract, as well as the manifestation of this direction of art in architectural design are considered. A brief analysis of the connection between expressionism and other parallel trends or movements of art of the twentieth century is given. Variations of expressionism from the standpoint of abstract art are identified, where the search for interactivity between the artist and the viewer in the process of visual perception of the painting is indicated. It is concluded that imagination is one of the main ways of artistic thinking in the process of author’s artistic design. The manifestation of the aesthetic principles of expressionism in the architecture of individual countries is considered. It has been revealed that expressionism in architecture is characterized by a departure from traditional forms in order to achieve the maximum emotional impact on the recipient. The study of the stated topic allows us to draw a conclusion about the relevance of expressionism at the beginning of the 21st century, which, with its traditions, continues the achievements of expressionism of the 20th century. and at the same time gives a new impetus to artistic expressions of the personal views of artists and architects on the ongoing processes in society. Parallels of the beginning of the 20th – beginning of the 21st centuries. revealed similarities in the aesthetic principles of the formation of the subject-spatial architectural environment. Expressionist techniques, means and methods of working on a painting or object are most accurately able to express the feelings of artists and architects, their psychological stress, the conviction that the viewer must go through a new experience while looking at an architectural or artistic work.

Full Text

Введение

Смена одного стиля в искусстве другим обуславливается общественным и культурным развитием общества. Экономические, политические и социальные события неизменно влияют на мировоззрение человека, на формирование его эстетических принципов, которые так или иначе согласуются с искусством определенного периода времени. В статье рассмотрено влияние экспрессионизма в живописи на проявление сходных эстетических принципов в современной архитектуре. Экспрессионизм в искусстве прошел несколько этапов своего развития, и его основные узнаваемые характеристики проявились в искусстве творцов конца ХХ – начала XXI в. Затронув довольно подробно ретроспективу развития живописных приемов исследуемого направления, авторы статьи обращаются к экспрессионизму в архитектуре. Находят общее и частное в особенностях разных видов искусства, использующих эстетические принципы исследуемого направления.

История вопроса

Обращаясь к истории экспрессионизма в живописи, можно определить, что на рубеже XIX-XX столетий в обществе в целом сложилась ситуация бунтарства. Отвергалось «прошлое» во всех смыслах и провозглашалось «новое» – новые философия и форма искусства. Это был период появления модернизма, который длился до середины XX столетия. В некоторых источниках рамки модернизма расширяют с 1860-х гг. XIX в. до 1970-х гг. ХХ в. В это время художники вели активный поиск новых направлений в искусстве, отвергающих все прежние способы художественного выражения.

Фигуративные и нефигуративные изображения находили воплощение в экспериментальных методах, рождая необычные приемы творчества художников. Две основные ветви – реализма и условности – давали свои направления и течения в искусстве, которые развивались с поразительной скоростью, стремительно сменяли друг друга, наслаивались и пересекались в самых неожиданных вариациях.

Начало ХХ столетия ознаменовалось появлением кубизма, футуризма, кубофутуризма, конструктивизма, дадаизма. Это далеко не полный перечень множества направлений, будоражущих искусство того времени. Они имели особенность сливаться друг с другом и рождать новое искусство. Так, например, дадаизм во Франции плавно перетек в сюрреализм, а в Германии – в экспрессионизм.

Экспрессионизм, что означает «выражение», позволяет художникам тонко передавать происходящее на эмоциональном, «открытом» уровне и ретранслировать мировосприятие современников в произведения искусства. Пользуясь теми же приемами и средствами созданий авторских работ, что и другие направления, экспрессионисты отличались своими целями и задачами искусства. Цель определялась как передача средствами изобразительного искусства внутреннего мира художника в соотношении с «миром космоса». Так, например, чувствуя сложные конкретные социально-политические условия, созданные в Германии, и погружаясь в философские теории XIX – начала ХХ в., художники не могли не отразить видения мира в своих полотнах. Впервые термин «экспрессионизм» обозначился в журнале «Буря» в 1911 г. Немецкий философ В. Воррингер употребил этот термин, описывая творчество Ван Гога, Матисса и Сезанна.

Имея общие принципы выразительности, цветовое напряжение, резкость мазка и трансформацию формы, немецкий экспрессионизм был глубоко содержателен, во многом трагичен и психологически глубок. «Экспрессионисты отчасти близкими к фовистам, теми же средствами достигали реализации страсти, страдания. Деформация материи становилась синонимом душевного спазма, в какой-то мере продолжая тенденцию Ван Гога и Мунка» [1, с. 153]. К протоэкспрессионизму можно отнести работу норвежца Эдварда Мунка «Крик», написанную еще 1893 г. Мунк очень ярко и выразительно отразил чувство человека, сумевшего обобщить состояние как будто бы «кричащего» мира вокруг себя. Уже в этой картине прозвучали ключевые для экспрессионистов темы одиночества, отчаяния и отчуждения.

Философская концепция экспрессионизма сводилась к трансляции «глубинных эмоций», выраженных «вольно изменяемыми антропоморфными формами» [1, с.155]. В 1905 г. художники организовали объединение «Мост» в Дрездене (Л. Кирхнер, Ф. Блейль, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуфф, Нольде, Ван Доген). В 1911 г. учредили объединение «Синий всадник» в Мюнхене (В. Кандинский, Ф. Марк). Просуществовали эти союзы достаточно недолго, одно – 8 лет, другое – 3 года. Экспрессионизм, будучи национальной школой, так или иначе со временем становился в ХХ в. интернациональным.

Во второй волне экспрессионизма появляются работы под впечатлением мировой войны и разрухи в Германии. С особой пластической выразительностью написаны живописные полотна Отто Дикса и Георга Гросса, которые подчеркивают социальную трагедию происходящего. Работы Хаима Сутина представляют интерес для ценителей искусства своей особой пластикой, деформацией натуры и энергией мазка.

В дальнейшем своем развитии экспрессионизм, чувствуя острейшие социально-политические конфликты, потрясшие Германию в первой четверти ХХ в., распадается на две ветви. Одни художники представляли действительность в изломанной, искаженной форме, передавая напряжение времени композицией и цветом, а другие – видели действительность в мистической, воображаемой, абстрактной форме.

В Германии этого периода широко распространялась теория «вчувствования» [2, c. 12]. Эстетические позиции строились на учениях философов того времени, которые рассматривали вопросы о месте и роли человека в жизни. «Методом исследования человеческой жизни стала интроспекция (рефлексия, самоанализ), вчувствование («внесение» мыслей человека в предметы) и интерпретация личных чувств художника [2, c. 87]. Философско-идеалистические учения Эдмунда Гуссерля (1859–1938) уводили художников в «трансцендентально-интернациональную жизнь сознания». Позже экспрессионистов стали интересовать разные формы экзистенциализма, которые продвигал немецкий философ Карл Ясперс (1883 – 1969). Экзистенция, по Ясперсу, – это «то, что относится к самой себе и в этом отношении к своей трансценденции» [2, c. 94]. Художник же способен к обобщению картины мира и созданию «общей картины» представления происходящего.

Первая мировая война особенно отразилась на экспрессионистах. «Выработанные экспрессионистами острые и впечатляющие художественные приемы получили широкое распространение далеко за пределами Германии, оказали ощутимое влияние на творчество крупных художников и писателей Европы и Америки» [2, c. 13]. Экспрессионизм в других странах шел своим путем, отстаивал свои интересы и свое миропонимание общественного развития.

Господствующим направлением философии первой четверти ХХ в. во Франции стал интуитивизм, который способствовал развитию искусства в направлении «внутреннего восприятия» действительности. Отсюда активней шло изменение формального искусства.

Абстрактный экспрессионизм зародился в 40-х гг. ХХ в. и к 50-м приобрел широкое распространение в Соединенных Штатах Америки [3]. Самые известные художники этого направления – Джексон Поллок, Виллем де Кунинг, Марк Ротко. Их работы несколько отличаются друг от друга, но все они абстрактны и интуитивны. Одни создавались методом спонтанной работы красками, стараясь передать эмоциональное состояние автора, другие писались по технологии наложения одного красочного слоя на другой с визуальным эффектом прозрачности и «глубинности» цвета. Но общим началом служил отказ от условной закономерной структурности отдельных элементов и всей композиции в целом. Например, у Марка Ротко в этом смысле работы смотрелись как единое цветовое поле с эффектом вибрирующего воздушного пространства.

В целом, философская концепция абстрактного экспрессионизма сводилась к объединяющему монументальному началу, выражающему личные аспекты мироощущения и свободные способы передачи на картинной плоскости. Предшественники абстрактного экспрессионизма, сюрреалисты, помогли художникам соединить в этом новом направлении интерес к единству хаоса бессознательного и возможности его спонтанного выражения. Экспрессионисты считали, что искусство должно быть основано на личном опыте, эмоциональных переживаниях, интуитивных перфектах. Изобретая свои способы передачи художественных образов, создавая живопись «действия», они утверждали прямоту и непосредственность авторского выражения. Экспрессия подчеркивала живой процесс творчества. В работах абстрактного экспрессионизма мы видим особую смелость в обобщении явлений и сущности вещей.

Термин «неоэкспрессионизм» прозвучал в 70-х гг. прошлого столетия. Вернулись принципы экспрессионизма в ответ на концептуальное и минималистическое искусство. Образность, выразительность, активная манера исполнения, насыщенные цвета вернули в искусство живую непосредственность изображения видения художника. В этот период художники сочетали условно-реалистическое изображение с абстрактными фрагментами. Такой формально-эстетический компонент являлся средством раскрытия образа. Известные художники этого периода – Георг Базелиц (Германия), Жан-Мишель Баския (Америка), Франческо Клементе (Италия), Девид Хокни (Англия). Их творчество отличается друг от друга, но экспрессия выражения «внутренненого я» объединяет их всех. Неоэкспрессионизм появился в контексте процесса эволюции экспрессионизма. Учитывая его значимость для развития современного искусства, авторы статьи приходят к выводу, что понимание современного неоэкспрессионизма требует художественной подготовки. На этапе, когда искусство в своей ретроспективе развития прошло огромный путь спирального вхождения в социокультурный аспект понимания актуальности происходящего, живопись сегодняшняя еще более интерактивна и, как всегда, воспринимается реципиентом через призму его миропонимания и рефлексии. В картинах абстрактного неоэкспрессионизма особенно видна вибрация образов, направления мысли художников. Процесс понимания живописи приводит нас к осознанию того, что мысль появляется и исчезает, переходит, образно говоря, с одной орбиты понимания на другую. Организованное живописью пространство трактуется как многомерное в пространстве измерений, появляющееся и растворяющееся на границе понимания. Во многом это созвучно нашему динамичному времени.

Стремительное время начала XXI столетия с его технологическими возможностями, мерцающим мышлением, потоком информации, мелькающими картинками, от которых в сознании остается только эфемерный вибрирующий смысл, не может не отразиться на современном искусстве. По мнению авторов, именно выражение, экспрессия чувств поддаются новым художественным принципам и технологиям в искусстве. Условность и образность воплощения концепций неоэкспрессионистов отражается в композиции и цвете работ таких художников, как К.Бусуттил, П. Сливинский, А.Хемера, Дж. Савиль, Л. Боннет, Г.Ходжкина и других современных художников.

Абстрактность как наивысшая степень обобщения позволяет увидеть суть явления в многообразии вариантов, а с помощью колористической структуры – раскрыть смысл глобального всеобщего энергетического пространства, осмысленно или интуитивно художественно выразить в произведении искусства.

В неоэкспрессионизме восприятие пространства и времени становится особыми характеристиками, позволяющими размышлять об относительности этих понятий и в то же время об их взаимосвязи и влиянии друг на друга. В художественном смысле это решается композиционными средствами, цветовой гармонией, знаковостью художественного образа.

Миссия художника – подать сигнал зрителю через искусство быть более внимательным в отношении к происходящему. Истинный художник всегда опережает свое время [4]. Именно экспрессионизм силами своего творчества, по мнению Г. Гроссе, «выражает то, что думает большинство…» Экспрессионизм в живописи начала ХХ в. был неспокоен и трагичен. Позже он стал приобретать черты монументальности и активного поиска нового разными способами и приемами, рождая эстетику симультанности мира, ее связи прошлого с настоящим.

От экспрессионизма в живописи перейдем к экспрессионизму в архитектуре, найдем общие точки пересечения в приемах подхода к созданию объектов проектирования и рассмотрим частности.

Экспрессионизм в истории архитектуры появился еще в период готики, выражаясь в преувеличенном «стремлении ввысь», фантазийном оформлении фасадов, особенностях восприятия внутреннего пространства в соизмерении с человеком. Позже стиль барокко поразил особенностями экзальтации, патетикой образов, преувеличением всего и вся. Экспрессионизм как средство выразительности явился антитезой Возрождению и классицизму своей свободой в трактовке архитектурных форм.

Переходя к экспрессионизму ХХ в., можно отметить его формирование на авангардных модернистских течениях 20–30-х гг. этого столетия. Экспрессионизм в архитектуре ХХ в. проявлялся эпизодически как бунтарский протест передовых представителей Германии и других европейских стран. В целом, экспрессионизм в этой области не сформировал творческой программы и конкретной концептуальной структуры. Если обобщить архитектурный тезис этого направления, то он сводился бы к разрушению сложившихся художественно-архитектурных форм. Экспрессионизм как направление стремился выразить эмоциональные характеристики образа. Признаками стиля можно считать искажение природных форм – пещер, гор, растений, кристаллов для придания более эмоционального эффекта. Архитекторы-экспрессионисты сочетали ортогональные построения форм с криволинейными, включали динамическую асимметрию, контрастную цветовую гамму фасадов, импользовали сочетания различных фактур. В архитектуре экспрессионизм можно узнать по эмоциональности и выразительности за счет метафоричности, гротескности, деформации и по динамике пластики форм.

Архитектура экспрессионизма, как и живопись экспрессионизма, особенно проявилась в Германии начала ХХ столетия. Ведущие архитекторы – Эрих Мендельсон, Ганс Шарун, Ганс Пельциг, Хуго Хэринг. Астрофизическая лаборатория в Потсдаме «Башня Эйнштейна» архитектора Эриха Мендельсона стала символом архитектуры экспрессионизма (1920-1921 гг.) (рис. 1). Она сочетает функционализм и особую скульптурную выразительность формы в целом. Органическая архитектура Френка Ллойда и Ренни Макинтоша перекликается с живописью лирической абстракции в конце XIX – начале XX в.

 

Рис.1. Астрофизическая лаборатория в Потсдаме «Башня Эйнштейна» арх. Эриха Мендельсона стала символом архитектуры экспрессионизма (1920–1021 гг.)

Fig. 1. The astrophysical laboratory in Potsdam “Einstein Tower” by Archpriest Erich Mendelssohn became a symbol of the architecture of expressionism (1920-1021)

 

Рудольф Штайнер создал здание (1925–1928 гг.) «Гетениум» в Дарнахе, штаб-квартира антропософии в Европе. Это архитектурное сооружение не имеет острых углов, отделано натуральными материалами. Предпочтение отдано плавности форм (рис. 2).

 

Рис. 2. Здание «Гетениум» в Дарнахе, штаб-квартира антропософии в Европе. Арх. Р. Штайнер. Строительство в 1925–1928 гг.

Fig. 2. The Hetenium building in Darnach, the headquarters of anthroposophy in Europe. Arch. R. Steiner. Construction in 1925-1928

 

Передовые архитекторы начала ХХ в., такие как В. Гропиус и Л. Мис ван дер Роэ, поэкспериментировав в этом направлении, возвратились на путь рационалистических поисков пространственных решений. В 1923–1924 гг. экспрессионизм как течение в архитектуре приостанавливает свое проявление, и его последователи часто вставали на радикально-противоположный путь архитектурных решений.

Следующий этап экспрессионизма в архитектуре проявился в 1930-1960-х гг. Творческие концепции перекидывали мостик к революционным движениям начала века. Экспрессионисты видели в архитектуре возможность преобразования общества в целом, тогда как сторонники неоклассицизма стремились закрепить сложившийся порядок.

Архитектура постмодернизма явила несколько стилистических решений, и одним из них было применение метафоры в проектировании архитектурных объектов. Причудливые формы архитектурных сооружений создавались в Соединенных Штатах Америки во второй половине ХХ в. Брюс Гофф нестандартно подходил к форме жилых домов, использовал необычные строительные материалы. Одно из известных его сооружений – Бэвиджер хаус в Оклахоме (1957 г.). В Венгрии в 1989 г. была возведена Римско-католическая церковь в Пакш. В Голландии Эрик ван Эгераат предлагал свои биоморфные здания, соединяя традиции и новые тенденции. В 1991 г. в Швеции архитектор Ральф Эскин построил здание в виде корабля, где метафора выступила художественным приемом, стремящимся к свободе формообразования. Новый этап развития экспрессионизма проявился во многих странах мира [5–7].

Архитекторы начала XXI в. осуществляют свои самые смелые замыслы, используя цифровые технологии. Так, музей истории Эмиратов (архитектурное бюро Нормана Фостера, начало строительства 2010 г.) представляет собой пять ажурных металлических башен. Конструкция башен символизирует перья экзотических птиц, которыми очень увлечен шейх Зайду бин Султан аль Найян, основатель ОАЭ. Образ перьев послужил метафорой в создании художественного концептуального образа новой архитектуры, где воображение проектировщиков адаптируется под требования конструктивных решений предметно-пространственного объекта. Самый крупный из пяти атриумов имеет высоту 125 м, комплекс располагает шестью просторными галереями, объединен ландшафтным садом и представляет собой современное достижение в области организации объемного пространства. Строительство комплекса планируется закончить в 2025 г.

 

Рис. 3. Национальный музей Заеда, музей истории Эмиратов (архитектурное бюро Нормана Фостера, начало строительства 2010 г.)

Fig. 3. Zayed National Museum, Emirati History Museum (Norman Foster Architectural Office, Construction Commencing 2010)

 

Выводы.

Эстетические принципы экспрессионизма определяют систему, управляющую процессом создания произведений живописи и архитектуры, на протяжении нескольких столетий то проявляясь, то исчезая в определенные периоды времени. Исследование вопроса показало, что характерные черты экспрессионизма особенно востребованы в переломные периоды формирования социокультурной среды общества, когда чувствуются перемены, отвержение старого и рождение нового во всех проявлениях человеческого существования.

Главным отличием живописи от архитектуры является фронтальность изображения в первом виде искусства и объемная «пространственность» во втором. Экспрессионизм объединяет эти два вида искусства поиском выразительности художественного языка. Можно сделать вывод о том, что приемы экспрессионизма способствуют передаче образа неустойчивости, состояния напряжения, отхода от устоявшихся норм живописных решений и формообразования в архитектуре. В живописи используется форма пятна, контрастность цветового сочетания и особая манера мазка. В архитектуре экспрессия выражается в деформации формы, в отказе от геометрии планов и в целом, в нарушении устоявшихся ортогональных построений объектов. Современный экспрессионизм не обходится без новых технологий творчества, без новых способов художественного решения, формируя эстетические оценки действительности. Стилистика экспрессионизма позволяет художникам и архитекторам создавать новые цветовые гаммы и формы, будоража зрителей и побуждая их к интерактивному общению с творцом, воздействовать на чувства зрителей и вызывать у них восторг. Эстетика экспрессионизма динамична, активна, жива и тем самым особенно актуальна в наше время.

×

About the authors

Elena G. Stolyarova

Samara State Technical University

Author for correspondence.
Email: st998707@mail.ru

PhD in Art History, Professor, Associate Professor of the Architectural and Construction Graphics and Fine Arts Chair

Russian Federation, Samara, Molodogvardeyskaya str., 244, 443100

Andrey Ev. Berezin

Samara State Technical University

Email: end_b@mail.ru

Associate Professor of the Architectural and Construction Graphics and Fine Arts Chair

Russian Federation, Samara, Molodogvardeyskaya str., 244, 443100

References

  1. Herman M. Modernism. Modernizm. Iskusstvo pervoj poloviny HH veka. 2-e izd., ispr. [Art of the first half of the twentieth century. 2nd ed., Ref.]. St. Peterburg, Azbuka-classic, 2005. 480 p.
  2. Kulikova I.S. Jekspressionizm v iskusstve [Expressionism in Art]. Moscow, Nauka, 1978. 184 p.
  3. Andreeva E.Yu. Postmodernizm. Iskusstvo vtoroj poloviny XX – nachala XXI veka [Postmodernism. Art of the second half of the XX – early XXI centuries]. St. Peterburg, Azbuka-classic, 2007. 496 p.
  4. Kandinsky V. O duhovnom v iskusstve [On spiritual in art]. Moscow, Exmo-Press, 2020. 160 p.
  5. Mankovskaya N. Jestetika postmodernizma [Aesthetics of postmodernism]. St. Peterburg, Aletheia, 2000. 347 p.
  6. Sazanova R.S. Jekspressionizm v sovremennoj zarubezhnoj arhitekture HH – nachala XXI vv. Cand, Diss. [Expressionism in modern foreign architecture of the 20th - early 21st centuries. Cand. Diss.]. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, 2018. 224 p.
  7. Sazanova R.S. (Karavaeva R.S.). Compositional ways of expressing expression in architecture. Great Rivers: Mezhdunar. scientific-industrial. forum: tr. Congress [Velikie reki: Mezhdunar. nauch.-prom. forum: tr. kongressa]. Nizhny Novgorod, 2014, V. 3, pp. 153–155. (In Russian).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. The astrophysical laboratory in Potsdam “Einstein Tower” by Archpriest Erich Mendelssohn became a symbol of the architecture of expressionism (1920-1021)

Download (522KB)
3. Fig. 2. The Hetenium building in Darnach, the headquarters of anthroposophy in Europe. Arch. R. Steiner. Construction in 1925-1928

Download (924KB)
4. Fig. 3. Zayed National Museum, Emirati History Museum (Norman Foster Architectural Office, Construction Commencing 2010)

Download (1MB)

Copyright (c) 2024 Stolyarova E.G., Berezin A.E.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies