ПРИНЦИПЫ КОНТЕКСТУАЛЬНОГО ПОДХОДА И КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ В ИСТОРИЧЕСКИХ КВАРТАЛАХ ГОРОДА
- Авторы: ВОЛОГДИНА Н.Н.1, ЯРУКОВ В.Н.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 8, № 2 (2018)
- Страницы: 95-101
- Раздел: АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. ТВОРЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- URL: https://journals.eco-vector.com/2542-0151/article/view/51271
- DOI: https://doi.org/10.17673/Vestnik.2018.02.16
- ID: 51271
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматриваются проблемы проектирования жилой застройки в исторических кварталах города. Дается суждение об истоках происхождения контекстуализма. Обращается внимание на различные позиции в создании полноценной среды, учитывающие широкий спектр вопросов ее осмысления и освоения. На основе принятой концепции контекстуального подхода формулируются принципы, продемонстрированные с помощью трехмерных моделей. В качестве территории исследования и первоочередного вмешательства выбран конкретный участок городской ткани с регулярной планировкой. Предлагаются приемы контекстуального проектирования, которые могут использоваться как инструмент в профессиональной деятельности. Акцентируется значимость и ценность подхода, возвращающего городу его историческую память.
Полный текст
Историческая территория с ее морфоструктурной неоднородностью, «духом места», аутентичной эстетикой, гуманностью среды признана наиболее привлекательной для жизнедеятельности человека [1, 2]. Однако искажение планировочной структуры, обветшание, износ и старение традиционной застройки, а также её намеренное уничтожение заставляют задаться вопросами - какие у города перспективы сохранения исторических объектов, адаптации новых, и как должна развиваться наука? Много проблем возникает в проектировании и строительстве современного жилья с эффективным использованием ресурсов [3]. Как показывает российская действительность, архитектура последних лет часто не имеет ничего общего с конкретным местом проектирования, она индифферентна к своему окружению и, в лучшем случае, транслирует амбиции автора. Такой диссонанс проявляется из-за ряда факторов: федеральные и региональные градорегулирующие документы не учитывают структуру территории, их действия носят фрагментарный характер в отношении сохранения и реконструкции; наблюдается DOI: 10.17673/Vestnik.2018.02.16 Н.Н. ВОЛОГДИНА В.Н. ЯРУКОВ Градостроительство и архитектура | 2018 | Т. 8, № 2 96 АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. ТВОРЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ неправомерная спекулятивная деятельность девелоперов, диктующих свои требования к новой застройке, ее этажности, количеству приносящей прибыль полезной площади, эстетическим качествам и стилю; горожане на этапах проектирования практически не включены в систему принятия и согласования архитектурных решений, что, в частности, способствует появлению сомнительных неоднозначных объектов [4]. Однако мы только приходим к пониманию того, что реставрация и модернизация традиционной застройки, замена утраченной в современном профессиональном исполнении без нарушения контекста будут полезны всему обществу. Жители города получат комфортное благоустроенное пространство, обеспечивающее большинство социальных потребностей, а предприниматели - среду для коммерческой деятельности и предоставления услуг в результате повышения востребованности территории. Зарубежный опыт с очевидностью показывает это. Город Саванна в США после его бережного восстановления получил статус туристической Мекки. Этому во многом способствовала жесткая система охраны традиционной застройки и культурной среды. Новая архитектура там чувствительна к историческому контексту, скромна и не довлеет своей исключительной формой, поддерживая особую атмосферу и демонстрируя преемственность [5]. Что касается нашей страны, примеры профессионального решения вопросов адаптации скорее эпизоды, чем развернутая программа. Один из удачных примеров - комплексная реконструкция 130-го квартала в Иркутске, которая вернула историческую значимость месту, ставшему особенно популярным у горожан и актуальным с точки зрения её использования [6]. Чтобы не допустить потери идентичности города на этапе массированного «административного» давления, необходимо рассматривать территорию как специфический объект, выделяя и переосмысляя исторические предпосылки ее развития, артефакты, locus, идейные составляющие среды, а также анализировать материалы, технологии, формы, композиционные приемы - все то, что составляет его уникальность и ценность [7, 8]. Отечественная архитектурно-градостроительная наука и практика, имея огромный опыт и исследовательский материал в отношении преобразования традиционной застройки, в советское время была сосредоточена в основном на сохранении исторических памятников. Главной задачей было решение вопросов реконструкции, модернизации и реставрации старых зданий и, в меньшей степени, адаптации новой застройки к сложившейся среде [9]. Урбанизация в стране, которой нужны огромные объемы жилищного строительства, многократно усложнила условия для архитектурной интеллектуальной деятельности. В то же время западная теория и практика свидетельствовали о формировании контекстуализма - направления, отрицающего «стертый» универсальный модернизм в пользу традиционных приемов сохранения типологии и морфологии города, местных ремесел, технологий и материалов [10, 11]. Принимая различные формы и выражения, включая часто противоречивые концептуальные модели и предпочтения, западная версия закрепила за архитектором более свободное владение «тонкой материей». Трансферт идей контекстуализма на отечественное научное поле произошел с первыми публикациями известных критиков и теоретиков нового направления (Росси, Грасси, Аймонино, Греготти, Тафури, Сколари, Унгерс, Крие, Ботта, Роу, Коллинз, Вентури и Браун, Грэхем Шэйн, Эрскин, Кролл, Дженкс и др.) [12-14]. Контекстуализм как творческий метод и способ освоения действительности дает возможность достичь результата путем максимально полного учета факторов [15]. Фундаментальные исследования, мировой опыт проектирования за последние полвека позволяют авторам статьи выделить общие и локальные принципы контекстуального подхода. К первым относятся топографический, морфоструктурный, технологической согласованности, цветофактурного соответствия, партисипации; ко вторым - реминисценции, историко-идентификационный. Принципы включают в себя ряд приемов: топографические: • преемственность градостроительной структуры. При внедрении новых объектов в сложившуюся ткань города учитывается историческая сеть улиц, построение кварталов и других элементов. Современные архитектурные образования, поддерживая пространственный факт прошлого, используют технологии и включают потребности настоящего. • Gestalt-организация. Новый объект является только звеном специфической целостности, не сводимой к сумме частей. Формируя некую совокупность исторической застройки и современных структур, архитектором определяется отношение «фигуры и фона»; морфоструктурные: • фасадное соотнесение. Фронтальные плоскости новых объектов решаются в соответствии с исторической трактовкой. Выделяются и фиксируются пропорции, размеры, метрические и ритмические зависимости, горизонтальные и вертикальные членения, расположение оконных, дверных проемов и других элементов фасада; • объемно-пространственная гармонизация. Новые образования создаются на основе модульных сеток, габаритных размеров, масштабного соотнесения отдельных частей и целого, формы и композиции, выявленных в исторической среде; • анализ фрагмента и детали в форме. Пластические архитектурные решения исторических зданий конкретного места используются как артефакт для создания новой структуры; • графическое соответствие. Включение нового объекта осуществляется на основе определения Н.Н. Вологдина, В.Н. Яруков 97 Градостроительство и архитектура | 2018 | Т. 8, № 2 характерной графики, контура исторического ансамбля, считываемых с уровня наблюдателя; технологической согласованности: • следование строительным традициям. Новые объекты возводятся в соответствии с методами строительства исторических зданий с применением оригинальных или аналогичных конструктивных элементов, материалов и технологий; • преобразование вернакулярных структур. На основе региональных строительных особенностей разрабатывается технологическая программа, характеризующаяся актуальной целесообразностью, внедрением инноваций, в которой аллюзия становится фактом; цвето-фактурного соответствия: • нюансная эквивалентность. В решениях фасадов новых объектов применяются материалы, визуальные и эстетические свойства которых близки или полностью соответствуют контексту; • контрастное выделение. Историческая среда подчеркивается контрастным решением новых объектов. Таким образом намеренно выявляется принадлежность определенной эпохе и создается гармоничное целое; • нейтральное соотнесение. В новых объектах используются материалы, отражающие поверхности которых не вносят новых цветовых и фактурно-текстурных изменений в рассматриваемую среду; реминисценции: • цитирование исторического стиля. Элементы рассматриваемой традиционной застройки интерпретируются и используются как артефакт. Они служат интеллектуальной эмоциональной и визуальной ссылкой к стилю объектов прошлых эпох; • транспозиция структуры. Новые объекты проектируются на основе исследования и изучения структурных стилистических особенностей исторических зданий с использованием способа перестановки, перенесения в новое качественное состояние смысловых элементов; историко-идентификационные: • обращение к «genius loci». Новые объекты проектируются с передачей узнаваемых черт исторической среды, обладающей особой идентификацией, считываемой ассоциативно по символам, знакам, семантическим конструкциям; • воспроизведение форм, закрепленных в коллективном бессознательном. Новые объекты представляют собой архетип традиционной архитектуры, распознаваемый по общей массе и структуре; • указание на историческое событие. Если территория является «lieu de mémoire» (фр. место памяти ), новые объекты транслируют определенные образы, воспринимаемые на ментальном уровне. Принцип партисипации основан на включении пользователей в процесс создания объекта. Это выражается во всех формах соучастия: публичных слушаниях, анкетировании, обсуждении проектных решений и пр. В итоге получается архитектура ad hoc (от англ. для конкретного случая), учитывающая большинство характеристик среды и реальные потребности пользователей. Выявленные приемы послужили основой для осуществления профессионального поиска градостроительных и архитектурных решений в исторической среде крупнейшего города. Структура города Самары включает в себя «следы» различных периодов: древнего, дорегулярного, уездного, губернского, советского и современного [16]. Первый и второй отражены в планировке компактного поселения-крепости, расположенного у слиянии двух рек Волги и Самары. Однако сейчас практически утрачено значение места, с которого город начал свое развитие. Последующие два периода характеризуются регулярной планировкой с прямоугольными кварталами 60×120 саженей (130×260 м). Они были разделены на 24-28 дворовых мест, с размерами 5×30, 10×30, 20×30 саженей (10×64, 21,3×64, 64,43×64), являвшихся частной собственностью, обязывавшей владельца участка нести юридическую ответственность за соблюдение законов Российской Империи. Деревянная застройка в рассматриваемые периоды занимала около 80 % территории [17]. Со временем из-за большого количества пожаров были внесены изменения, ограничивающие строительство таких зданий. Архитектура города стала каменной и каменно-деревянной, однако на периферии она оставалась прежней. В период с 20-х по 90-е гг. XX в. дворовые места перестали быть частной собственностью. Это привело к тому, что градорегулирующие документы сегодня не выделяют отдельные земельные участки по границам домовладений и историческая парцелляция не является объектом охраны. В результате при проведении реконструкции в кварталах уничтожаются важнейшие структурообразующие элементы. Традиционно эволюционирующие дворовые места с лимитом территории и ограничением высот замещаются точечной многоэтажной застройкой, уничтожающей генетическое соответствие градостроительной структуры. Подобное явление проявляется в кварталах с деревянной и каменно-деревянной архитектурой на периферии исторической части города. Участков, представляющих целостные образования, там практически не осталось. Чтобы не допустить их полного исчезновения, для исследования была выбрана именно такая территория в границах улиц Ленинской, Чкалова, Буянова, Ульяновской, Ярмарочной. Она обладает большим потенциалом и резервом для строительства жилья. Улицы на данном участке не имеют интенсивного движения, доступность общественного транспорта и объектов сферы услуг соответствует нормативным требованиям, а традиционная застройка находится в ветхом и аварийном состоянии. В соответствии с генеральным планом часть красных линий перенесена вглубь кварталов, что позволяет рационально использовать Градостроительство и архитектура | 2018 | Т. 8, № 2 98 АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. ТВОРЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ освободившуюся территорию. В формате магистерской диссертации для выполнения проекта застройки шести кварталов города проведен анализ объекта и на основе принятой концепции контекстуального подхода разработаны модели, адекватно отражающие суть проблемы. Подчинение (рис. 1). Преемственность градостроительной структуры обеспечивается ассоциативным отношением к исторической парцелляции. Новые жилые дома расположены в квартале периметрально. В том месте, где проходят границы выявленных домовладений, блоки секций смещаются или в сторону улицы, или вглубь квартала. Морфология новых образований использует ступенчатый прием блокировки секций, для того чтобы визуально ограничить этажность, которая определена существующими высотными зданиями и малоэтажными историческими. Благоустройство территории подчинено структуре дворовых мест и дореволюционной застройке: утраченные дома и хозяйственные постройки выделены по контуру мощением с традиционным колоритом; участки, принадлежавшие разным владельцам, отличаются контрастным решением зеленых насаждений, малых форм, современных покрытий площадок. Предлагается сохранить памятники архитектуры, восстановив их первоначальный вид. Ветхая застройка, не соответствующая условиям современной модернизации, подлежит сносу и замене. Новое решение красных линий дает возможность на освободившихся территориях организовать открытые парковки, спортивные и детские площадки, общественные пространства для жителей домов. В данной версии фасады и их структура антропоморфны. Атмосферу культурной среды подчеркивают морфология зданий, их пластика, решение декоративных элементов и деталей. Принятая модель демонстрирует подход к реконструкции исторических кварталов, продиктованный сложившейся в строительном бизнесе политикой, искажающей смысл и содержание профессиональной архитектурной деятельности. Противостояние (рис. 2). Модель отражает структуру естественного развития традиционного квартала: учитывается парцелляция, укрупнение жилых домов, выраженное в увеличении объемов, высот и форм зданий. Домовладения объединяются в общие небольшие дворы с целью рационального использования участка (размещение временных автостоянок, создание необходимой разворотной площадки для пожарной техники, устройство подземных паркингов). По красной линии располагается двух- и трехэтажная застройка с общественными функциями в первых и цокольных этажах подобно традиции купеческого города. В глубине дворов находятся четырех- и пятиэтажные дома, к которым примыкают хозяйственные модули по длинным Рис. 1. Модель «Подчинение» Н.Н. Вологдина, В.Н. Яруков 99 Градостроительство и архитектура | 2018 | Т. 8, № 2 межам домовладений. Застройка первой линии, обращенная главными фасадами в сторону городских улиц, выполнена с использованием скатных кровель в современном исполнении, чтобы не нарушать общей перспективы и создать единый законченный гармоничный фронт. Дома в глубине кварталов имеют совмещенные эксплуатируемые кровли, используемые для нужд жителей. Территории, освободившиеся в результате изменения красных линий, увеличивают площадь дворов и символически создают альтернативу частным владениям. Многоэтажная точечная застройка воспринимается как инородный элемент с неясной историей возникновения. Жителям таких домов представлена уникальная среда обитания в небольших дворах с антропоморфными параметрами жилищ. Модель демонстрирует сопротивление натиску строительного и административного лобби, тенденций, уничтожающих квартал как исторический факт и способствующих стиранию генетической памяти города. Компромисс (рис. 3). Для наиболее рационального использования исторических территорий и передачи градостроительной преемственности применяются две основные системы: уплотнение по периметру квартала и застройка дворовых мест протяженными секционными домами внутри. Домовладения группируются в общие участки, образуя небольшие дворы с комфортным благоустройством. Основная идея заключалась в создании застройки из типовых модулей, представляющих собой аллюзию дореволюционных образцовых домов. Периметр квартала состоит из двух-трехэтажных блоков, внутриквартальная территория - из четырех-, пяти-, шестиэтажных. Образ участка формируется отрытыми террасами, нерасчлененными поверхностями стен, деталировкой фасадов, различной конфигурацией скатных крыш. Решения новых зданий по красным линиям более сложные в пластическом отношении, чем во дворах, что соответствует традиции самарской архитектурной эклектики. Вся композиция квартала построена на использовании переменной этажности от существующих (многоэтажных зданий) до традиционной застройки. В данной версии используется золотое сечение, чем достигается сбалансированное решение: происходит диалог между старым и новым. Конфигурация красных линий помогает сформировать общественное пространство бульваров, подобно Cardo и Decumanus. Таким образом компенсируется отсутствие озеленения и мест отдыха в исторической части города. Одна из пешеходных улиц завершается вновь воссозданной Петро-Павловской площадью, при этом восстанавливается значение церкви как высотного ограничения для новых зданий. Модель показывает возможность достижения высокой плотности застройки без снижения гуманистических и эстетических качеств среды. Рис. 2. Модель «Противостояние» Градостроительство и архитектура | 2018 | Т. 8, № 2 100 АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. ТВОРЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В результате теоретического и практического исследования, опираясь на мировой опыт контекстуального проектирования в условиях тотальной урбанизации и потери культурной самобытности, мы приходим к тому, что в любых условиях необходимо предпринимать даже небольшие попытки возвращения памяти места, поддерживая профессиональный дискурс о роли архитектора как хранителя культуры и создателя новой парадигмы. Выводы. 1. Контекстуализм как творческий метод наиболее продуктивен с точки зрения преобразования и сохранения исторической среды и дает возможность достичь результата путем максимально полного учета факторов. 2. Предлагаются принципы проектирования жилой застройки в исторической среде: топографический, морфоструктурный, технологической согласованности, цвето-фактурного соответствия, партисипации, реминисценции, историко-идентификационный. 3. Выявлены приемы проектирования в исторической среде: топографические (преемственность градостроительной структуры, gestalt-организация), морфоструктурные (фасадное соотнесение, объемнопространственная гармонизация, анализ фрагмента и детали в форме, графическое соответствие), технологической согласованности (следование строительным традициям, преобразование вернакулярных структур), цвето-фактурного соответствия (нюансная эквивалентность, контрастное выделение, нейтральное соотнесение), реминисценции (цитирование исторического стиля, транспозиция структуры), историко-идентификационные (обращение к «genius loci», воспроизведение форм, закрепленных в коллективном бессознательном, указание на историческое событие). 4. Концепция контекстуального подхода и принципы проектирования жилой застройки в исторических кварталах города отражены в моделях: «Подчинение», «Противостояние», «Компромисс». Они показывают возможные решения в ситуации давления тенденций, уничтожающих квартал как исторический факт и способствующих стиранию генетической памяти путем внедрения многоэтажной точечной застройки. 5. Приемы контекстуального проектирования могут использоваться как инструмент при разработке проекта застройки кварталов в исторической части города.×
Об авторах
Наталия Николаевна ВОЛОГДИНА
Самарский государственный технический университет
Email: vestniksgasu@yandex.ru
Виктор Николаевич ЯРУКОВ
Самарский государственный технический университет
Email: vestniksgasu@yandex.ru
Список литературы
- Ученые впервые доказали, что архитектура и природа действительно влияют на наше настроение [Электронный ресурс] // Электронный журнал Strelka magazine / Strelka.com [Сайт]. URL: http://strelka.com/ru/ magazine/2017/11/08/place (дата обращения: 01.02.2018). Рис. 3. Модель «Компромисс» Н.Н. Вологдина, В.Н. Яруков
- Градостроительство и архитектура | 2018 | Т. 8, № 2
- Филин В.А. «Видеоэкология» - наука о красоте и визуальной среде [Электронный ресурс] // Videoecology. com [Сайт]. URL: http:// www.videoecology. com/book1. html (дата обращения: 01.02.2018).
- Развенчание мифов: точечная застройка [Электронный ресурс] // Электронный журнал Strelka magazine / Strelka.com [Сайт]. URL: http://strelka.com/ ru/ magazine/2017/07/12/infill-development?utm_source=vk. com&utm_medium=strelka_ magazine_social&utm_ campaign=tochechnaya-zastroyka-v-rossii---eto-kogda&utm_ content=9234928 (дата обращения: 01.02.2018).
- Самогоров В.А., Рыбачева О.С. Новое строительство в условиях исторически сложившейся застройки Самары с учетом границ дворовладений // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2011. №3. С. 70-72. doi: 10.17673/Vestnik.2011.03.16.
- Как сохраняют архитектурное наследие в США [Электронный ресурс] // Электронный журнал Strelka magazine // Strelka [Сайт]. URL: http://strelka.com/ru/ magazine/2016/05/06/projective-preservation-a-manifestoforsavannah (дата обращения: 01.02.2018).
- Меерович М.Г. Комплексная регенерация квартала средовой исторической застройки в Иркутске // Журнал ACADEMIA. Архитектура и строительство / ИНИ- ТУ. Иркутск, 2016. С. 72-77.
- Росси А. Архитектура города / пер. Анастасии Голубцовой. М.: STRELKA PRESS, 2015. 16 с.
- Аракелян Р.Г. Выявление требований к гуманной жилой среде // Архитектура и современные информационные технологии (AMIT) [Электронный ресурс] Электронный журнал 2011. С. 5. URL: http://www.marhi. ru/AMIT/2011/ 2kvart11/arakelyan/abstract.php.
- Вологдина Н.Н. Реконструкция исторически сложившихся территорий центра крупнейшего города / СГАСУ. Самара. 2012. 50 с.
- Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма / пер. с англ. д. арх. А. В. Рябушина, М. В. Уваровой. М.: Стройиздат, 1985. 102 с.
- Вологдина Н.Н. Феномен универсализации и тенденции развития региональных школ // Актуальные проблемы в строительстве и архитектуре. Образование. Наука. Практика: материалы региональной 59-й научно-технической конференции (апрель 2002 г.) / под ред. Н.Г Чумаченко / СамГАСА. Самара, 2002. С. 980.
- Quaderni del Dipartimento di Progettazione dell’Architettura del Politecnico di Milano Politecnico per Milano. CittaStudiEdizioni.1995. Volume I. 195 c.
- QAestratti 13e 16 Quaderni del Dipartimento di Progettazione dell’Architettura del Politecnico di Milano. CittaStudiEdizioni.1995. Volume II. 207 c.
- Вологдина Н. Н. Неорационализм Альдо Росси - «..между описью и памятью // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и дизайн. СГАСУ. Самара, 2016. С. 217-219.
- Заварихин С.П. Контекстуализм как понятие и категория архитектуроведения // Вестник гражданских инженеров / CПбГАСУ. 2012. №1. С. 20.
- Синельник А. К. История градостроительства и заселения Самарского края. Самара: Агни, 2003. 100 с.
- Самогоров В.А., Рыбачева О.С. Реконструкция исторической части Самары с учетом сложившихся границ участков землепользования (дворовых пространств) // Вестник ВолгГАСУ. Сер.: Строительство и архитектура. 2013. №31 (50). С. 300.