КОЛОМЕНГРАД. ПОСЛЕВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассмотрены причины возникновения типологии малоэтажного многоквартирного жилищного строительства в первые годы после окончания Великой Отечественной войны. На примере одной из наиболее удачных серий жилых домов (серия 201) выявлены принципы, лежавшие в основе ее проектирования. Показано совпадение этих принципов с основными идеями конструктивизма. Прослежена послевоенная история дальнейшего строительства Коломенского поселка им. И.В. Сталина ЗиС, приведена планировка поселка, показаны достоинства и недостатки домов, а также история последующего развития этого района Москвы.

Полный текст

Причины возникновения типологии послевоенного жилищного строительства Начиная со второй половины Великой Отечественной войны опыт предвоенного проектирования и строительства массового жилья, которое велось практически автономно, объективно оказался востребован. «К концу 1933 г. в Советском Союзе окончательно оформляется такая структура общегосударственной системы массового архитектурно-градостроительного проектирования, в которой уже фактически обособленно функционируют две подсистемы - «ведомственная» и «местная» [1]) и по существу без оглядки на установку «демонстрации достижений социализма», из-за своей экономичности, вызванной отсутствием нужды что-то демонстрировать, при значительном объеме разрушений, вызванных войной. Этому способствовало и сформировавшееся общее восприятие сложившейся ситуации архитекторами и градостроителями: «С одной стороны, мощные программирующие импульсы, пришедшие из довоенного времени и настраивавшие всю архитектурно-градостроительную деятельность на предельную идеологизацию задач, с другой стороны - беспощадная реальность войны, вернувшая в какой-то степени почти утраченное ощущение самоценности обычной, естественной человеческой жизни. На какой-то краткий миг произошло ослабление гипнотизирующего воздействия идеологем, появилось желание посмотреть другими глазами на то, что происходит в градостроительстве» [2]. К примеру, на XI пленуме правления Союза Советских Архитекторов в августе 1943 г. Андрей Буров (когда-то конструктивист и на общественных началах переводчик у Ле Корбюзье (рис. 1), а перед войной уже один из передовиков в освоении классического наследия) сказал следующее: «Количество разрушенных зданий в десятки и сотни раз превосходит технические возможности и навыки, выработанные десятилетиями для удовлетворения нормальных потребностей в жилище. Для возникшей невиданной задачи эти методы совершенно непригодны. Основным мероприятием первого периода разрешения этой проблемы должно быть изучение опыта США и приобретение в США ряда заводов по производству сборных малоэтажных домов из заранее изготовленных деталей, комплексы заводов, производящих все необходимое - от опор, фундамента до дверных ручек» [3]. Судя по выступлению, сам Буров участвовать в этом не планировал, однако идея массового строительства типовых сборных жилых домов была вполне конструктивистской, хотя и силами американских архитекторов, и с оговоркой, что при этом «нам нужно не строить ничего капитального» [3]. Собственно, ничего нового сказано не было - в СССР в 1920-е гг. в АО Стандарт [4, 5] (рис. 2), а затем в 1930-е в Наркомтяжпроме [6] заводы по строительству жилья для нужд индустриализации были построены и работали. Речь могла идти лишь о другом масштабе и о другом уровне качества продукции таких заводов. Однако у государства в то время были иные приори- теты по приобретению чего-либо в США, поэтому в таком виде его предложение принято быть не могло. В результате здравая, оттого что во всем рациональная и конструктивистская, идея Бурова в итоге материализовалась, но исключительно с учетом опоры на собственные силы, в виде Постановления ГКО № 5948 от 23 мая 1944 г. «О создании индустриальной базы для массового жилищного строительства». Согласно постановлению, следовало построить 20 домостроительных комбинатов по производству сборных домов и «обязать Комитет по делам архитектуры при СНК СССР разработать типовые проекты одноэтажных и двухэтажных сборных деревянных, а также одноэтажных и двухэтажных гипсовых и шлакобетонных жилых домов». Затем это постановление было конкретизировано в Приказе Народного Комиссара жилищно-гражданского строительства РСФСР № 180 от 8 июля 1944 г., в котором только на территории РСФСР предписывалось создать мощности для производства жилых домов в год жилой площадью: из дерева (400 тыс. м2), из гипса (60 тыс. м2) и из шлакобетона (50 тыс. м2) [3]. Ещё во время войны и сразу после ее окончания было разработано множество проектов для подобного строительства. При этом «особенностью новых типовых проектов являлась их привязка к определенному, сравнительно небольшому географическому району» [7], т.е. для комплексной застройки городов они оказались непригодны, поэтому массового строительства таких «местных», хоть и типовых, малоэтажных жилых зданий не произошло. Однако «практика показала, что серии с наиболее простыми по конструкции и экономичными по планировке квартирами получили более широкое применение. Например, проекты серии 201 (разработанные мастерской Министерства нефтяной промышленности …), были использованы при строительстве в Коломенском жилом поселке Московского автомобильного завода имени Лихачева, поселка завода имени Петрова в Сталинграде» [8]. «Значительное распространение получили типовые проекты серии 201 (они применялись при строительстве поселка ЗИС в Коломенском под Москвой, в Запорожье, Сызрани, Октябрьске, Черняховске и др.)» [9]. Все это не в последнюю очередь было связано с тем, что вместе с «простотой конструкции и экономичностью планировки», данные дома представляли собой комплексы зданий для квартальной застройки и обладали художественной выразительностью. Сегодня это мало кому известно, но архитектурно-проектную мастерскую № 1 Министерства нефтяной промышленности в то время возглавлял Александр Веснин (рис. 3). В бригаду главного Рис. 1. Ле Корбюзье, Андрей Буров и Александр Веснин (фото 1929 г., thecharnelhouse.org) Рис. 2. Дом в Первом рабочем поселке в Иваново-Вознесенске (АО «Стандарт», арх.: Леонид Веснин, Пантелеймон Голосов и др., 1924-1928 гг.) [7] Рис. 3. Александр Веснин, фото начала 1950-х гг. [14] В. Д. Филиппов 111 Градостроительство и архитектура | 2019 | Т. 9, № 1 Рис. 4. Проект комплексной застройки домами серии 201 (1947 г.) [10] архитектора проекта серии 201 Сергея Маслиха входили О.А. Яфа, Н.В. Никифорова и М.Н. Слотинцева [10]. Первые четыре дома серии были построены Министерством нефтяной промышленности в г. Похвистнево Куйбышевской (ныне Самарской) области [11]. А комплексная застройка домами серии, учитывая привязанность Александра Веснина к этим местам [4, 6], впервые была осуществлена в Коломенграде, или, официальным языком, в Коломенском поселке имени Сталина ЗиС. Новые дома и принципы конструктивизма Следует рассказать об особенностях домов 201-й серии, в дополнение к единственной посвященной им работе [11]. Самое пристальное внимание при проектировании этих домов уделялось экономичности их строительства. Проектом было предусмотрено почти полное «индустриальное заводское изготовление конструктивных элементов и архитектурных деталей, поэтому заготовительные чертежи в проектах выделены отдельно и сгруппированы по цехам» [10]. Это в дальнейшем сыграло важную роль в широком распространении серии, в чем заслуга главного архитектора проекта Сергея Маслиха. Материалом для строительства был обозначен кирпич, но из-за его дефицита, как правило, практически везде использовали более доступные шлакобетонные блоки, что в обоих случаях означало «капитальность» (в отличие от предложения Бурова «не строить ничего капитального») домов и обусловило их дальнейшую долговечность. Но было и нечто иное, что также в значительной степени привело к успеху серии 201. Несмотря на простоту формы домов и их конструкции, дешевизну используемых материалов, комплексная застройка такими домами несомненно обладала архитектурной выразительностью. Попробуем выявить ее составные части. Здания 201-й серии, похожие друг на друга лишь повторяющимися деталями заводского изготовления, при застройке хорошо друг друга дополняли и составляли «удачный ансамбль». При этом никто не представлял, как в статическом и неизменном ансамбле (как правило, это центральная улица города) потом жить в изменившихся условиях, лет через десять или двадцать после того, как «памятник победам социализма» будет наконец сооружен. Видимо, для рядового жилья правильнее употребить, как это не зря сделано и в проекте, слова «комплексная застройка», имея в виду не только чистый функционал, но еще и эстетическое воздействие. А воздействие это, согласно рекомендованной в проекте схеме застройки (рис. 4), должно было не напрямую, но, видимо, подсознательно напо- Градостроительство и архитектура | 2019 | Т. 9, № 1 112 ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, ПЛАНИРОВКА СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ минать эстетическое воздействие классической дворянской усадьбы с главным зданием дворца в центре и двумя флигелями по краям - глядя на чертеж, иногда представляется, что у центрального дома серии (проект № 12, арх. Ольга Яфа, рис. 5) есть колонны, хотя их там на самом деле нет и никогда не было. Так что же, мастерская Александра Веснина забыла про конструктивизм (который, как принято сегодня думать, закончился к середине 1930-х)? Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить основные принципы конструктивизма - в том виде, в каком их изложил Александр Веснин. «Каждая данная вещь, созданная современным художником, должна войти в жизнь как активная сила, организующая сознание человека, действующая на него психофизиологически, вызывая в нем подъем к энергичной активности» [15]. «Вещи, создаваемые современным художником, должны быть чистыми конструкциями без балласта изобразительности, построенными по принципу прямой и геометрической кривой и по принципу экономии при максимуме действия» [15]. «Подобно тому, как каждая часть машины есть материализованная в соответствующую форму и материал сила, действующая и необходимая в данной системе, и форма ее и мате- Рис. 5. Проект № 12 серии 201, варианты 1947 г. [12] и 1950 г. [13] риал не могут быть произвольно изменены без ущерба для действия всей системы, так и в вещи, построенной художником, каждый элемент есть материализованная сила и не может быть произвольно откинут, изменен, не нарушив целесообразного действия данной системы» [15]. «Мы привыкли не членить искусственно работу по проектированию и совмещать одновременно процессы анализа и синтеза. Параллельно идет обдумывание и планового решения, и фасадного, аксонометрии и перспективы, т. е. происходит единый процесс создания архитектурного образа. Связь между решением внутреннего пространства и внешним оформлением сооружения в подлинной архитектуре всегда являлась самой неразрывной и органической. В Пантеоне, например, круглая форма внутреннего пространства составляет единое целое с внешней круглой формой храма. Внутреннее пространство представляет собой, таким образом, единое целое с внешней композицией архитектурного сооружения … Наша практика убедила в том, что органически целостный синтетический метод проектирования - от первоначальных плановых наметок до ансамблевой перспективы - наиболее рационален, экономичен и художественно плодотворен» [16]. В. Д. Филиппов 113 Градостроительство и архитектура | 2019 | Т. 9, № 1 «Нельзя до бесчувствия пренебрегать функциональным назначением сооружений, так как они воздвигаются для живых людей, с конкретными, хотя и чрезвычайно сложными бытовыми, интеллектуальными и социальными запросами. … Подлинный функционализм означает возрождение извечно существовавшего в архитектуре примата функции (включая сюда не только утилитарное, но и художественное и социальное назначение здания) над схоластическим декоративным академизмом [16]. «Разрешить архитектурно функцию - значит построить здание не только без ущерба для его функционального содержания, но и с использованием его в качестве существенной основы для архитектурной композиции. При таком подходе к архитектуре здание строится из функционально необходимых частей, связанных между собой функциональной целесообразностью. Каждая часть его будет нужна, а сочетание частей будет внутренне обоснованным» [19]. «Простота - это большое достижение, наш идеал. Но мы должны стремиться к мудрой простоте как к определенному синтезу, который включал бы в себя все богатство мыслей, сведенное к самым простым сжатым формам» [17]. «Мы должны знать архитектуру прошлого не для того, чтобы переносить её формы в наши проекты и постройки, а для того, чтобы, переработав её, на основании точных знаний создать новую советскую архитектуру, созвучную нашей эпохе [18]. Со старой архитектурой неразрывно связаны те или иные исторические ассоциации. Ассоциации в архитектуре - весьма важная сторона художественного образа. Ассоциации, которые связываются у нас с конкретными архитектурными формами различных исторических стилей, не случайны: конкретные архитектурные формы выражают и конкретное содержание, относящееся к определенной эпохе» [19]. Вспомнив эти принципы и сопоставив с ними дома, построенные в Коломенском поселке (рис. 6), полностью лишенные каких-либо не обоснованных функцией элементов, можно сделать вывод: ничего в мастерской Александра Веснина не забыли и ничего к новой жизни не приспосабливали. А вызванные намеком на композицию классической усадьбы ассоциации могли быть о том, что ощутить свое достоинство (после пережитой страшной войны) можно не только по праздникам в великолепных советских дворцах, но и каждый день у себя дома. Архитекторы-современники этого не поняли. При общей благожелательной оценке серии 201, один из главных элементов формирования ассоциации и эстетического восприятия застройки ее домами был подвергнут критике: «К недостаткам типового проекта № 12 следует отнести недоброкачественную в деталях центральную часть главного корпуса, приподнятый фронтон которого композиционно не оправдан» [10]. Вероятно, без материализованных в виде гипсового изображения (другого в силу экономии быть не могло - а у гипса свойство со временем осыпаться) колонн, приподнятый классический фронтон современникам оказался непонятен. Как не понята ими была и основная идея Ольги Яфы: не воспроизвести классику, а дать в современной форме, притом без единой классической детали, полностью функционально обоснованной - оттого экономной и предельно практичной, - подсознательное ощущение классики, вызвать ассоциации с ней. Здания серии 201 других проектов, при внешнем и внутреннем их единстве со зданием проекта № 12, вызывают иные ощущения и ассоциации, и некоторые - уже напрямую с конструктивизмом, тогда порицаемым и осуждаемым. На угловых зданиях проектов № 13 (12 квартир, арх. Ольга Яфа) и № 18 (18 квартир, арх. Мария Слотинцева) есть конструктивистские ленточные угловые балконы (рис. 7). Это уже не ощущение основательности и достоинства, а, в дополнение к нему, - ощущение света и воздуха. И здесь все функционально Рис. 6. Коломенский поселок ЗиС. Перспективы застройки [10] Градостроительство и архитектура | 2019 | Т. 9, № 1 114 ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, ПЛАНИРОВКА СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ обосновано - балкон уже не один на всех, как в домах-коммунах, а один на трехкомнатную квартиру (все балконы расположены в угловых секциях зданий проектов № 13 и № 18) и проживающую в этой квартире семью. Насколько эти здания соответствуют принципам конструктивизма, описано выше. Чтобы понять, какое они имеют отношение к неоклассицизму, вспомним его точное определение: «Для архитектуры неоклассицизма характерно использование форм и принципов классических ордеров, четкой, как правило, симметричной композиции, ясно читаемого силуэта и пространства, использование античных декоративных форм, а также стремление к созданию градостроительных ансамблей» [20]. Кроме четкой, да и то не всегда симметричной композиции (о ней ниже), совпадений нет, а вместо величественного ансамбля - комплексная застройка. Тем не менее ощущение классического возникает. И ощущение вызвано тем, что классическая дворянская усадьба, очевидно, была прототипом в самом начале проектирования этой серии домов. Прототипы, «с одной стороны, обеспечивают своеобразный «контроль» общества над проектированием, с другой -коммуникацию, взаимопонимание и взаимодействие проектировщиков, исследователей, строителей и заказчиков» [21]. Контроль несомненно был, и иной прототип (из другой архитектуры) при идеологических установках того времени был просто невозможен. А на стадии проектирования, вероятно, произошло следующее: «Признанный прототип не только не принимается безоговорочно в системе предписанных значений и копируется, а рассматривается в традиции пристального прочтения («close reading») с целью обнаружения интеллектуальных инструментов, примененных автором для решения опреде- Рис. 8. Коломенград. Пространство двора между домами [10] Рис. 7. Коломенград. Ленточный балкон на угловом здании проекта № 13 (арх. Ольга Яфа) [10] ленной задачи, но и сам становится инструментом производства нового проекта» [22]. Таким образом, был создан вполне конструктивистский проект серии жилых зданий, для которого классицизм явился не более чем инструментом его производства. Недостатки и достоинства домов серии 201, план застройки и новое строительство Из сказанного выше может показаться, что у домов серии 201 одни достоинства. Это не так, что вполне обоснованно было замечено современниками: «Существенный дефект типового проекта составляет отсутствие в домах ванных комнат» [10]. Это был не возврат к идее дома-коммуны, а вынужденная мера для обеспечения одного из достоинств этих домов: «Комнаты - непроходные. Планировка типовых квартир проста и удобна» [10]. В 1920-е гг. с этой проблемой столкнулся Леонид Веснин и вынужден был решить ее в небольших многоквартирных домах точно так же [23]. Заселение таких домов происходило покомнатно-посемейно, и о своей отдельной квартире можно было лишь мечтать [24] - а таким образом можно было избежать хотя бы невыносимых неудобств коммунального жилища в виде проходных комнат. Именно в Коломенском поселке у домов серии 201 было еще одно достоинство: «Все квартиры первых этажей, помимо парадного хода, имеют самостоятельные выходы на индивидуальные придомовые участки. При такой организации значительная часть внутриквартальной территории поступает в непосредственное ведение жильцов, обеспечивающих надлежащее содержание и благоустройство примыкающей к их квартирам части двора или сада» (рис. 8) [10]. Как тут не вспомнить о «защищаемом пространстве» [25], впервые обозначенном В. Д. Филиппов 115 Градостроительство и архитектура | 2019 | Т. 9, № 1 в 1930-1940 гг. в модернистских жилых домах времен Нового курса в США [26], смысл которого был осознан лишь несколькими десятилетиями спустя Оскаром Ньюманом [27]. Новое строительство в Коломенском поселке ЗиС было начато в 1947 г. По плану (рис. 9, 10) намечалось построить 29 домов разных проектов серии 201 в различных их сочетаниях с периметральной схемой застройки и качественным благоустройством. Строительство (рис. 11), как и во многих случаях в то время, вели заключенные исправительных лагерей. И к 1949 г. заключенные отдельного лагерного пункта 12 (ОЛП № 12) были заняты исключительно на строительстве жилых домов [29]. Судя по тому, что к концу 1950 г. ОЛП № 12 перестал существовать [29], тогда же и строительство новых домов в поселке было завершено. Точнее прекращено, так как на последней достоверной советской карте Москвы 1952 г. (рис. 12) видны не все дома, обозначенные в исходном плане застройки. Так завершилась первая попытка комплексной застройки домами серии 201 в Коломенском поселке ЗиС. Несмотря на широкое распространение домов этой серии, в конце 1940-х гг. в большинстве случаев застройка была эклектичной, включая и дома других серий, которые соответствовали неоклассицизму наличием так необходимых заказчику «украшений». Редкие случаи комплексной застройки впоследствии были (и это тема для дальнейших исследований), но даже в таких случаях застройку домами 201-й серии очень быстро (за несколько лет до начала хрущевских реформ) сменила застройка домами большей этажности, разработанными теми же архитекторами в той же мастерской. Новые дома поселка ЗиС в виде комплексной застройки простояли очень недолго. В 1952 г., когда Александр Веснин ушел из своей мастерской, начали проектирование, а в 1957 г., после множества изменений, связанных с хрущевской реформой по борьбе с излишествами, началось строительство нового района Волхонка-ЗиЛ, в который и вошел Коломенский поселок. Группу проектировщиков мастерской № 5 Моспроекта возглавлял академик архитектуры Зиновий Розенфельд. Также в разработке участвовали архитекторы В.А. Нестеров и А.В. Сотников [28, 30]. То, каким образом поселок вошел в состав нового жилого района, наглядно представлено на схемах красных линий Волхонка-ЗиЛ (рис. 13) К середине 1960-х гг. были снесены существовавшие с 1934 г. бараки, а до середины 1970-х - все довоенные жилые здания и большинство послевоенных двухэтажных домов се- Рис. 9. План 1947 г. застройки Коломенского поселка ЗиС [28] Рис. 10. Фрагмент плана 1947 г. застройки Коломенского поселка ЗиС [10] Рис. 11. Строительство новых домов в поселке ЗиС, 1948 г. [29] Градостроительство и архитектура | 2019 | Т. 9, № 1 116 ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, ПЛАНИРОВКА СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ Рис. 12. Коломенский поселок ЗиС на карте Москвы 1952 г., в квадрате - послевоенная жилая застройка Рис. 13. Схемы красных линий проекта нового района Волхонка-ЗиЛ. Варианты Института генплана Москвы (а) и мастерской № 5 Моспроекта (б) [30] а б В. Д. Филиппов 117 Градостроительство и архитектура | 2019 | Т. 9, № 1 рии 201. Застройка нового района велась в основном пятиэтажными домами серий 1-510 и 1-511 с небольшой частью восьмиэтажных II-18 [30]. Начиная с 1970-х гг. в районе Волхонка-ЗиЛ происходит постоянная реновация. После сноса довоенного и послевоенного жилья пришла очередь хрущевок. Начало было положено еще задолго до Ю.М. Лужкова, затем была реновация под его руководством, а сегодня реновация идет под руководством С.С. Собянина. Однако Южный округ, частью которого внутри Нагорного района стал квартал Волхонка-ЗиЛ, «не является популярным у застройщиков. Покупатели не спешат переселяться в этот район, поэтому и строительство домов идет средними темпами: на Юге в данный момент продается около 8 % всех московских новостроек (в ЗАО, например, в два раза больше)» [31]. Причина видится в истории: однажды потеряв свое лицо, район никак не может его найти.
×

Об авторах

Василий Дмитриевич ФИЛИППОВ

Самарский государственный технический университет

Email: vestniksgasu@yandex.ru

Список литературы

  1. Меерович М.Г. На острие схватки титанов // Архитектон: известия вузов. 2011. №1 (33). C. 9.
  2. Косенкова Ю.Л. Советский город 1940-х - первой половины 1950-х годов: От творческих поисков к практике строительства: дис.. д. арх.: 18.00.01. М., 2000. 379 с.
  3. Из истории советской архитектуры. 1941- 1945: материалы и документы / сост. Т.Г. Малинина. М.: Наука, 1978. 211 с.
  4. Филиппов В.Д. Братья Веснины и архитектура массового строительства // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и дизайн: сборник статей / СГАСУ. Самара, 2016. С. 244-251.
  5. Казусь И.А. Советская архитектура 1920-х годов: организация проектирования. М.: Прогресс-Традиция, 2009. 464 с.
  6. Филиппов В.Д. Веснины и «Коломенград» как прототип массовой жилой застройки // Innovative Project. 2016. Т. 1. № 1. С. 34-41.
  7. Pare Richard The lost vanguard: Russian modernist architecture 1922-1932 / Foreword by Phyllis Lambert; Essay by Jean-Louis Cohen. New York: The Monacelli Press, 2007. 348 pp.
  8. Тарасова Е.А. Архитектура жилых и массовых общественных зданий. Всеобщая история архитектуры: в 12 т. Т. 12. Кн. 1. Архитектура СССР. 1941-1954 / под ред. Н.В. Баранова. М.: Стройиздат, 1975.
  9. Косенкова Ю.Л., Волчок Ю.П. Хроника архитектурно-градостроительного процесса в СССР послевоенного периода (1945-1955)-1948 год / НИИТИАГ. 2013 URL: http://www.niitiag.ru/pub/ pub_cat/khronika_arkhitekturno_gradostroitelnogo_ protsessa_v_sssr_poslevoennogo_perioda (дата обращения: 05.08.2018).
  10. Шасс Ю.Е. Архитектура жилого дома: Ч. 1. Поселковое строительство 1918-1948 годов. М.: Госстройиздат, 1951. 200 с.
  11. Шпаков И.В. История советской серии типовых проектов малоэтажных жилых домов 1940-50 годов архитектора С. А. Маслиха // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2016. № 4 (21). С. 185-193.
  12. Каталог проектов двухэтажных секционных жилых домов и общежитий / рекоменд. Ком. по делам архитектуры при Совете министров СССР для строит-ва 1947 г. М.: Гос. арх. изд-во, 1947. 89 с.
  13. Каталог типовых проектов жилых домов и общежитий / Ком. по делам архитектуры при Совете министров СССР. Гл. упр. по проектированию жилых зданий. М.: Гос. архитектурное изд-во, 1950. 90 с.
  14. Елена Анцута Вопросы-ответы. URL: https:// ru.calameo.com/books/005336234550cbf333eac (дата обращения: 05.07.2018).
  15. Веснин А.А. Кредо (рукопись), апрель 1922 г.
  16. Веснин А.А. Проблема интерьера // Архитектура СССР. 1934. № 7. С. 3-4.
  17. Веснин А.А. Из выступления на общемосковском совещании архитекторов в феврале 1936 г. // Архитектурная газета, 3 марта 1936 г.
  18. Веснин А.А. Современность и наследство // Архитектура СССР. 1940. № 3. С. 37-39.
  19. Веснин А.А. О социалистическом реализме в архитектуре // Советская архитектура. 1957. №8. С. 69-80.
  20. Броновицкая А.Ю., Юрченко Т.Г. Неоклассицизм // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс] URL: https://bigenc.ru/fine_art/ text/2259688 (дата обращения: 05.07.2018).
  21. Раппапорт А.Г. Проектирование без прототипов // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология) / отв. ред. Б.В. Сазонов. М.: Стройиздат, 1975. С. 299-392.
  22. Малахов С.А., Репина Е.А. Композиция и исследование, концепция и контекст - основные методологические приоритеты кафедры инновационного проектирования Самарского государственного архитектурно-строительного университета // Градостроительство и архитектура. 2015. №4(21). С. 43-52.
  23. Меерович М.Г. Первые шаги на пути к индустриализации: советский опыт 1920-1930-х // Массовое домостроение в России: история, критика, перспективы. М. 2016. С. 26-41.
  24. Меерович М.Г. Наказание жилищем: жилищная политика в СССР как средство управления людьми. 1917-1937. М.: РОССПЭН, 2008. 304 с.
  25. Кияненко К.В. Архитектура и безопасность: «Защищающее пространство» Оскара Ньюмана // Архитектурный вестник. 2011. № 5 (122). С. 87-92.
  26. Филиппов В.Д. Сент-Луис и возрождение архитектуры модернизма // Innovative Project. 2017. Т.2. № 1 (5). С. 13-24.
  27. Newman Oscar, Defensible Space: Crime Prevention through Urban Design. New York: Macmillan, 1972. 264 рр.
  28. Ярославцева С.И. От Черёмушек до Зюзина. В долине Котла. Четыре московских района. М.: Центрполиграф, 2014. 608 с.
  29. Натаров Евгений. Лагеря ЗИС: Велозаводская улица и Васькино // Это прямо здесь. URL: https:// topos.memo.ru/article/703+300 (дата обращения: 05.07.2018).
  30. Стригалев А.А. Волхонка-ЗИЛ // Новые районы Москвы: сборник ст. М.: Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1960. С. 133-170.
  31. Новостройки Южного административного округа// Недвижимость & Цены. 29 сентября 2008. URL: http://www.prime-realty.ru/objects/prof/UAO_ avtoz.htm (дата обращения: 05.07.2018).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ФИЛИППОВ В.Д., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах