INTERACTION OF INTERIOR SPACE AND NATURAL LANDSCAPE

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In modern design, nature dictates the forms, designs, textures, textures, colors, materials of products of modern design solutions. Realizing one of the main goals - the reconstruction of the natural environment in the spatial area of a person, the architect and designer apply the aesthetics of images suggested by nature itself. The article presents the term “natural landscape” identified by the authors from the point of view of the interior space, and highlights the factors identified by the author, through which the interaction between the interior and the natural landscape takes place. Examples of practical solutions confirming this interaction are considered

Full Text

Сегодня в мировой архитектурной практике активно применяется принцип формирования объема здания или сооружения как образа, отражающего природный ландшафт, через элементы конструкции, фактуры, текстуры, колористические ряды, природные материалы, технологии, объекты [1]. В данной работе термин «природный ландшафт» рассматривается как компоненты природы, проникающие внутрь пространства интерьера в виде различных элементов. В ходе исследования были выявлены факторы, которые определяют взаимодействие интерьерного пространства и природного ландшафта. Рассмотрим их подробнее. Природные формы Форма - это внешний вид предмета [2]. По мнению ученого Д.С. Табышалиевой, процесс слияния природных и архитектурных форм может происходить на нескольких уровнях: • Интерпретация масштабом - принцип «отражения» большего в малом - интерпретация «естественной» природы на различных масштабных уровнях - от растения до пейзажного парка. • Интерпретация формы в интерьере природным материалом - вертикальное озеленение, фактура здания. • Интерпретация архитектурной формы искусственным материалом - «компенсация» Градостроительство и архитектура | 2019 | Т. 9, № 2 166 НОВЫЕ ОБРАЗЫ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ РОССИЙСКИХ МЕГАПОЛИСОВ... отсутствия природной формы созданием «неживой» природы: пластмассовые деревья, растительный орнамент, волнообразные 3D панели. Интерпретация формы может быть: • физическая - конкретная реализация объекта или создание природоэквивалентного образа, ее обуславливают: материал, степень условности изображения и приближения узнаваемости; • значимая или абстрактная - отвлеченная форма, ее обуславливают: первоисточник интерпретируемой природной и архитектурной формы, смысловая значимость [3]. Рассмотрим один из ярких примеров обращения к природе при создании архитектурных форм - дизайн в Скандинавских странах. На формирование скандинавского дизайна и архитектуры большое влияние оказали географические факторы, реки и озера, особенности рельефа, климат и большая площадь естественного не урбанизированного ландшафта. Представители скандинавского стиля создали множество уникальных объектов дизайна, обладающих не только выразительным обликом, но и эргономичностью. Форма должна обладать уникальными эстетическими свойствами и одновременно быть функциональной - считали скандинавские архитекторы и дизайнеры. Одним из ярких представителей скандинавского дизайна, активно работающим с природными формами, является Алвар Аалто. Библиотека в Выборге - знаковый объект мастера. Здесь дизайнер спроектировал множество объектов и элементов природной формы. Так, волнообразная форма потолка напоминает плавные линии берегов рек и озер Скандинавских стран, а круглая форма световых фонарей на потолке создает эффект присутствия нависающих облаков в интерьерном пространстве билиотеки. Архитектор разработал стулья, банкетки, поручни, вдохновляясь природными формами: округлые подлокотники стульев плавно переходят в ножки, знаменитый штабелируемый табурет имеет сидение круглой формы и плавные изгибы форм ножек [4]. Алвар Аалто так коментировал свою концепцию: «Изгибающаяся, живая, непредсказуемая линия, которая идет в направлении, неизвестном математикам, для меня является воплощением всего того, что образует контраст между брутальной механичностью и религиозной красотой в жизни» [5] (рис. 1). Рис. 1. Элементы интерьера, выполненые на основе природных форм. Библиотека в Выборге. Архитектор Алвар Аалто, Выборг, Россия 1933-1935 гг. С. А. Колесников, А. В. Нуждина 167 Градостроительство и архитектура | 2019 | Т. 9, № 2 Природные фактуры и текстуры Фактура - характер поверхности объекта, его рельефность [2]. Текстура - изображение, воспроизводящее визуальные свойства поверхностей объектов. Американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт ценил в отделочных материалах и конструкциях зданий естественные природные качества: «Выявляйте в своих проектах природу дерева, гипса, кирпича или камня. Только в естественном виде эти материалы красивы и приятны. Никакая отделка не улучшит их, если нарушена их натуральная фактура…» [6]. Райт отдавал предпочтение натуральным природным материалам: необработанным каменным блокам, конструкциям из дерева сохраняющим неотесанный естественный вид. Одной из наиболее знаменитых построек Фрэнка Ллойда Райта стал «Дом над водопадом» в Пенсильвании. Дом представляет собой живописное сочетание природных текстур и фактур натурального камня, дерева, как внутри, так и снаружи объема здания. Центральным элементом интерьера в вилле стал камин, сложенный из природного камня. Очаг окружала глыба скалы, выступающая прямо из-под пола, на которой стоял дом. Это яркий пример единения внутреннего и внешнего пространства [7] (рис. 2). Швейцарскому архитектору Петеру Цумтору важно максимальное использование свойств тактильности природных материалов, поэтому он подчеркивает сенсорные аспекты отделочных материалов в своих проектах. В проекте «Термы в Вальсе» в Граубюндене, Швейцария, он воплотил идею СПА комплекса как структуры, где вдохновением для проекта стали плиты серого кварца, добытого в местном карьере (рис. 3). Здание построено на склоне горы, часть конструкции крыши с озеленением встроена в рельеф. Целью архитектора было установить связь между бассейнами с термальной водой и окружающей панорамой альпийских гор, выраженной естественными фактурами и текстурами кварца. Рис. 2. Пример активного применения выразительности фактуры природных материалов. «Дом над водопадом». Архитектор Фрэнк Ллойд Райт, Пенсильвания, 1935 г. Рис. 3. Пример максимального выявления текстуры природного материала, применённого в отделке экстерьера и интерьера здания. «Термы в Вальсе». Питер Цумтор, Граубюнден, Швейцария, 1996 г. Градостроительство и архитектура | 2019 | Т. 9, № 2 168 XXI век характеризуется большими экологическими проблемами, связанными с жизнедеятельностью человека. Именно поэтому доступность естественных материалов снижается, нас все больше окружают материалы, которые имитируют натуральные, но обладают природной фактурой и текстурой, часто это синтетические материалы. Сегодня дизайнер может создавать великолепные вещи на уровне Райта, но применять более экономичные искусственные материалы без использования дорогих природных. Материалы, имитирующие фактуры и текстуры, - современная палитра для дизайнера, позволяющая использовать яркие краски при декорировании разнообразных поверхностей. На рынке отделочных строительных материалов производители стремятся воссоздать природные фактуры в своей продукции, существует множество плитки, пленок, декоративных штукатурок, панелей с фактурой дерева, камня и других естественных материалов. Фактуры и текстуры открывают много возможностей и вариантов для их применения в креативном дизайне, объект может быть интегрирован в природу, а может быть противопоставлен ей. Так, архитектор Стивен Холл утверждает, что применение натуральных материалов и их свойств может быть дополнено специальными эффектами, если они не уменьшают, а усиливают его природные свойства. Например, в своих проектах Холл изменяет светопропускание стекла пескоструйной обработкой. Архитектор считает, что любые искусственно созданные конструкции не смогут заменить качества природных материалов, однако развитие современных технологий создает условия для развития качественной имитации, позволяющей обогатить наполнение экстерьера и интерьера здания. Природные колористические ряды Поверхность планеты Земля от морских пейзажей до горных ландшафтов - это все, что включает в себя палитра естественных цветов. Естественные цвета - это цвета нашей планеты. Колористические ряды в интерьере формируются в зависимости от проектных задач. В данной работе рассмотрены следующие варианты отражения природного цвета в интерьере: 1) от региона, страны, ландшафта; 2) от цветов, характерных для определенного сезона в году; 3) от стиля интерьера. Интересен пример интерьеров домов в Скандинавских странах, где выбор цвета определяется климатическими особенностями региона: так как световой день в северных странах довольно короткий, то в оформлении помещений используется очень много белого, бежевого цвета, бледно-голубой, светло-серые оттенки, светлые натуральные оттенки дерева (рис. 4). Швейцарский художник И. Иттен разработал «сезонную теорию цвета», согласно которой были сформированы цветовые группы с привязкой к временам года: Весна, Лето, Осень, Зима. Основу теории составляет разделение цветов на два основных блока - теплые оттенки и холодные оттенки. Каждому времени года должна была соответствовать своя уникальная гамма цветов и их оттенков, обладающих ассоциативными характеристиками. Стиль, в котором напрямую отражена природная составляющая, называется природным стилем или экостилем. Отражая этот стиль в пространстве интерьера, можно выбрать тему одного из ландшафтов и следовать ей. Устойчивые цвета, которые чаще всего встречаются в природе, подчеркивают этот стиль - зеленый, коричневый, желтый, голубой и их оттенки. В проекте студии Substance в Рипалс-бей в Гонконге в цветовой гамме обыграна тема морского берега - воды и песка. Оттенки синего, желтого и коричневого составляют главную цветовую палитру обшивки стен, отделки пола, мебели, декоративных элементов наполнения интерьерного пространства [7] (рис. 5). Использование природных и экологических строительных и отделочных материалов Для того чтобы подчеркнуть взаимосвязь интерьерного пространства и природного ландшафта, дизайнеры и архитекторы используют в отделке интерьера естественные материалы или искусственные, имитирующие природные. Ярким примером использования природных материалов в архитектурных проектах могут быть работы американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта. Одним из основных качеств архитектурного сооружения должно было стать выявление декоративных качеств природных материалов - дерево, камень, керамика. Райт считал, что использование естественных природных материалов в отделке фасадов и в отделке интерьеров создает возможность создания ощущения максимальной интеграции здания с окружающей средой [8]. Также ярким примером является интерьер Виллы Майреа, спроектированный Алваро Аалто. В нем нашли широкое применение различные породы дерева, такие как тик, бук, карельская сосна. В отделке экстерьера и интерьера виллы применены естественные материалы: цоколь облицован натуральным камнем, окна сделаны из сосны, балконы и внешняя облицовка мастерской автора - из тикового дерева, стены выполнены из кирпича. В мощении пола внутри здания перед садом был применен натуральный камень произвольной формы (рис. 6). НОВЫЕ ОБРАЗЫ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ РОССИЙСКИХ МЕГАПОЛИСОВ... С. А. Колесников, А. В. Нуждина 169 Градостроительство и архитектура | 2019 | Т. 9, № 2 Рис. 4. Интерьеры в скандинавском стиле Рис. 5. Интерьер в экостиле. Автор Substance, Гонконг, Китай Рис. 6. Вилла Майреа. Алвар Аалто, Финляндия, 1938-1940 гг. Использование современных экологических технологий В. Папанек в своем научном труде «Дизайн для реального мира» предлагает следующий тезис о невозможности существования современного без связи с экологией человеческого окружения, а также социологическими и психологическими аспектами [9]. Экологическая архитектура и инфраструктура призвана качественно изменить уровень комфорта и свойства среды жизнедеятельности современного человека. Подобные подходы помогут сформировать систему устойчивого развития среды современных городов и обеспечить возможность функционирования экологических систем на государственном уровне. Градостроительство и архитектура | 2019 | Т. 9, № 2 170 В настоящее время реализуется новый подход к проектированию и строительству, меняющий экологические качества архитектурных объектов. Суть подхода выражается в сбалансированном сочетании естественных материалов с другими передовыми высокотехнологичными материалами и системами с использованием энергии солнца, ветра и дождевой воды [9]. В проектах мы можем встретить применение таких экологических технологий, как: - энергосберегающие системы; - эксплуатационная кровля, вертикальное озеленение, включение растений в структуру зданий, создание растительных композиции в структуре граничных пространств; - экологичная сенсорная среда; - энергосберегающее освещение; - создание объектов из экологически безопасных материалов, из биоразлагаемых и утилизируемых материалов или материалов, которые можно вторично использовать; - световые перфорации. Все перечисленные технологии встречаются в объектах по отдельности, но чаще всего они взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. Так, Филипп Старк спроектировал сборный жилой экодом в Монфор-л’Амори, где применил озеленение на крыше, системы энергосбережения - солнечные батареи, ветрогенераторы, систему сбора дождевой воды и использовал натуральные материалы [9] (рис. 7). Архитектор Такаши Окуно спроектировал «Дом Хиираги» в Японии, где использована система естественной вентиляции, система охлаждения, система сбора дождевой воды, применены натуральные материалы (рис. 8). Включение природных объектов в состав элементов интерьера По мнению ученого А.Н. Тетиора, человек инстинктивно ощущает полезность факторов экологической красоты, в ней многое близко и гармонично человеку: озеленение, водные и горные массивы, разнообразие природных форм [10]. Дизайн форм растительности, интегрированных в архитектурное и интерьерное пространство, становится проявлением био- Рис. 7. Сборный экодом. Филипп Старк, Монфор-л’Амори, недалеко от Парижа Рис. 8. Дом Хиираги. Такаши Окуно, Япония НОВЫЕ ОБРАЗЫ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ РОССИЙСКИХ МЕГАПОЛИСОВ... С. А. Колесников, А. В. Нуждина 171 Градостроительство и архитектура | 2019 | Т. 9, № 2 позитивного подхода, ориентированного на увеличение доли живой природы вокруг человека. По мнению А.Н. Тетиора, озеленение как важный элемент экологической архитектуры оказывает прямое воздействие на пластику и колористические решения фасадов зданий и сооружений [10]. В данной работе выявлено, что озелененные пространства размещаются: 1) внутри здания - зимние сады, оранжереи, модульное озеленение, внутренние сады и т. д.; 2) снаружи здания - вертикальное озеленение, сады на крышах, партеры и газоны, зленые изгороди и стены, модульное озеленение и т. д. Здания, по типу визуально-пространственных связей внутренних пространств с внешним природным ландшафтом, возможно разделить на следующие виды: 1) открытый - визуально-пространственная связь внутренних пространств здания с внешним природным ландшафтом организована при помощи композиции и конструкции фасада. Данный вид подразумевает использование полностью открытых фасадных систем для определенных климатических условий; 2) закрытый - отсутствует визуально-пространственная связь здания с природным ландшафтом. Данный вид подразумевает развитие элементов природной среды внутри здания с использованием соответствующих инженерно-технологических устройств; 3) комбинируемый - может сочетать в себе свойства первых двух видов. Возможна временная сезонная трансформация фасада при помощи специальных конструкций ограждения. В представленных типах озеленение внутри интерьера, на фасадах здания, в границах территории обеспечивает реализацию следующих функций: - повышение визуального комфорта в интерьере; - организацию связи интерьерного пространства и природного ландшафта; - регулирование температуры конструкций здания; - улучшение микроклимата; - повышение тепло - и звукоизоляции стен; - аккумулирование свежего воздуха, улучшение качества воздуха, влияние на очищение воздуха за счет удержания пыли и твердых частиц, выделение кислорода, поглощение углекислого газа; - выполнение отдельными видами растений бактерицидной функции; - наличие растительности может придавать пространству дискретность, разделяя функционально взаимосвязанные объемы «паузами» в виде групп деревьев или озелененных поверхностей, структурирует пространство, разграничивая его статичные и динамичные части, а также акцентируя важные фрагменты; - выполнение санитарно-гигиенической и декоративно-эстетической роли; - создание природных композиций в интерьере с учетом их цвета, фактуры, рисунка, силуэта, формы и объема. В Нью-Йоркском офисе Гугл озеленение на крыше напоминает зону естественного озеленения в Хайлайн-парке, которое позволяет связать интерьерное пространство и природный ландшафт, повысить визуальный комфорт в интерьере и улучшить микроклимат в офисе. А наличие озеленения внутри помещения функционально разделяет пространство и улучшает качество воздуха (рис. 9). По мнению Тетиора, человек неосознанно чувствует необходимость в экологическом визуальном комфорте, заключающемся в ощущении прямой связи с природным ландшафтом. Однако современные здания и сооружения снабжаются всеми необходимыми технологическими устройствами, спо- Рис. 9. Пример интергации интерьерного и экстерьерного пространств. Офис Гугл, Нью-Йорк Градостроительство и архитектура | 2019 | Т. 9, № 2 172 собными обеспечивать комплекс параметров визуальной экологичности: солнечные батареи, гелиоколлекторы, устройства для естественной вентиляции [10]. Вывод. Таким образом, многие архитекторы и дизайнеры в своих работах интерпретируют и трансформируют эстетику форм, конструкций, образов, материалов, технологий, поверхностей, подсказанную самой природой. На сегодняшний день естественные и искусственные фактуры и текстуры - современная палитра для дизайнера, позволяющая использовать яркие краски в форме декорирования поверхностей. Экологические технологии порождают новые объекты, отличающиеся высоким качеством и связью с природой, и формируют новое отношение к объектам дизайна и природе [11].
×

About the authors

Sergey A. KOLESNIKOV

Samara State Technical University

Email: vestniksgasu@yandex.ru

Anastasiya V. NUZHDINA

Samara State Technical University

Email: vestniksgasu@yandex.ru

References

  1. Лекарева Н.А. «Зелёные» стандарты и развитие «зелёного» строительства // Градостроительство и архитектура. 2011. №1. С. 6-9.
  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2005. 450 c.
  3. Табышалиева Д.С Природные формы в городской среде: автореф. дис.. кандидата архитектуры: 18.00.01. М., 1992. 27 c.
  4. Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. СПб.: изд-во Гос. Эрмитажа, 2015. 304 с.: ил.
  5. http://artishock.org/architectura/skandinavskiestrany/ villa-mayrea.
  6. Астафьева М.В., Поляков Е.Н. Природа в творчестве Фрэнка Ллойда Райта // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2015. №. 1. С. 51-56.
  7. Быстрова Т.Ю. Эволюция органической архитектуры: трактовки и модификации // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2013. С. 45-50.
  8. Астафьева М.В., Поляков Е.Н. «Органичные» аспекты в произведениях Фрэнка Ллойда Райта // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2014. № 6. С. 25-36.
  9. Папанек В. Дизайн для реального мира. М. : Д. Аронов, 2004. 253 с.
  10. Тетиор А.Н. Архитектурно-строительная экология. М. : Академия, 2008. 359 с.
  11. Нуждина А.В., Колесников С.А. Актуальные вопросы экологического дизайна общественных пространств // Творчество и современность. Новосибирск, 2018. № 1(5). С. 108-114.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 KOLESNIKOV S.A., NUZHDINA A.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies