PRINCIPLES OF FORMATION OF PUBLIC SPACES FOR THE HISTORICAL PART OF CITIES

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to identifying the principles of the formation of a socially-comfortable urban environment in the historical part of cities. It covers various aspects that infl uence the modeling of the public environment, from urban to social. The collected material, using the studied cities with public spaces in historical buildings as an example, will reveal the factors infl uencing the transformation of spaces; develop a methodological base for design in the structure of historical buildings, determine the place of function in such design. This methodological material will become the basis for the design of public spaces in the historical part of the city of Samara.

Full Text

Цель данной статьи заключается в выявлении основных принципов формирования общественных пространств. Двигаясь к цели, необходимо разрешить ряд задач: выявить особенности развития городской исторической среды; провести исследование современных российских и зарубежных аналогов формирования общественных пространств в исторических центрах городов как на уровне исторической части города в целом, так и отдельных объектов, а также определить методы интеграции их в исторический контекст. Общественные пространства, предназначающиеся для реализации различных коллективных мероприятий, с давних времен известны человеку. Историческое развитие городов с их общественными центрами, учитывая различные социально-экономические аспекты, фиксирует этапы, принципы и схемы взаимодействия между формами и видами эксплуатации общественных пространств. Полифункциональная структура современных общественных пространств является неизбежной формой их существования в современных экономических, политических и градостроительных условиях и максимально соответствующей непрерывно возрастающему уровню социальных запросов [1]. На сегодняшний день во многих городах мира является распространенной проблема недооценки общественных пространств как ресурса городского развития. Отсюда отсутствие комфортной общественной городской среды, соответствующей современным требованиям; ценными считаются объекты, изолированные от контекста, в целом среда не удовлетворяет актуальным потребностям горожан. Зачастую исторические городские кварталы не связаны, затруднена пешеходная связь между улицами, насыщенными транспортом [2]. Типология общественных пространств В глобальном смысле общественные пространства принято делить на два типа: открытые (улицы, бульвары, площади, скверы, парки, набережные, городские крыши и т. д.) и закрытые (культурно-просветительные здания, креативные пространства, деловые центры, многофункциональные центры, ковор- Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 2 94 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ кинги, университетские кампусы, гостиничные комплексы, рестораны). На протяжении нескольких столетий облик и функциональное значение общественных пространств значительно изменялись и неустанно эволюционировали. Происходил постепенный переход (с сохранением предыдущего) от общих типов пространств к функционально-конкретизированным или с добавлением смежных функций и увеличением масштаба. Например: парк становится парком развлечений; набережная - набережная с торговой функцией; морской порт и прилегающая площадь - крупномасштабный транспортный узел. Что касается закрытых пространств: мастерская - творческий кластер; кинотеатр - 3D (5D) кинотеатр в составе многофункционального комплекса. Существует множество примеров объединения нескольких пешеходных улиц и переулков в одну пешеходную сеть, связи их с парком или группой скверов, насыщения новыми функциями. Например, зеленая зона Kic Park архитектурного бюро 3GATTI в Шанхае представляет собой проект по благоустройству пустующей территории, заключенной между двумя крупными улицами и перпендикулярными им переулками. Располагается в студенческом районе. Проект разрабатывался с учетом взаимодействия: в данном случае между заинтересованными людьми и их действиями и влиянием природных элементов, таких как погода и звуки. Проект реализован в 2009 г., организован как объединяющее пространство, где люди могут общаться вместе, отдыхать или даже кататься на скейтборде. Визуальный образ, использованный архитектором для иллюстрации его идеи, - лист бумаги, разрезанный и сложенный как веер. Архитектор покрыл всю поверхность парка деревом, оставив участки с газоном и насаждениями. Деградация исторических территорий на примере г. Самары Описанный выше проект однозначно является положительным примером. В России, особенно в регионах, остро чувствуется нехватка подобных примеров организации общественных пространств. Пространственные пустоты, частично включающие в себя улицы, лишенные социальной активности, неэксплуатируемые постройки, незапланированные интервалы в застройке ввиду утрат отдельных зданий и целых комплексов, являются потенциальными территориями для формирования общественных пространств. В центральной части Самары, например, сохраняются территории, не вовлечённые в жизнь города. Внутриквартальные дворовые территории исторически носят обособленный замкнутый характер, парцелляция дворовладений. На территориях бывших дворовладений помимо ценной исторической застройки расположены хозяйственные постройки поздних периодов, ветхая и малоценная застройка (рис. 1), отсутствуют открытые в город дворы со сквозными пешеходными проходами и общественными пространствами. Несмотря на высокий потенциал, плотность общественных пространств в исторической застройке является недостаточной, они не связываются в единый сценарий и функционально не отвечают потребностям горожан. В этой связи необходимо разграничение функций, так как масштабные объекты физически не могут быть размещены, а также разработка принципов формирования и включения в историческую городскую среду общественных пространств. Влияние социального аспекта Общественные пространства - это свободные от транспорта территории общего поль- Рис.1. Заполнение дворовых пространств исторической части города Самары: а - гаражи; б - свалки; в - ветхая застройка а б в Е. А. Сысоева, К. Н. Дахнюк 95 Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 2 зования, где ключевым словом является слово «общего», т. е. территории, предназначенные для горожан, вне зависимости от возрастных, национальных, расовых и других характеристик населения [3]; также это пространство коммуникации и социальной активности, организованное в соответствии с главенствующей функцией [4]. Общественные пространства являются частью городской среды, целенаправленно создаваемой в интересах местного населения и гостей города, для свободного самовыражения, общения, активности, отдыха и проявления своих талантов во благо общества. Тенденции в проектировании общественных пространств Основные мировые тенденции таковы: Качество - поскольку в последнее время численность городского населения преобладает над сельским, растет конкуренция и, соответственно, значительно повышаются требования к современным общественным пространствам как важному показателю уровня человеческой жизни. Внимание уделяется не только количеству, но и качеству проектируемых пространств [5]. Наличие озеленения, скверов по пути движения, открытых кафе, арт объектов, инсталляций и т. д. Комфорт - среда, физиологически комфортная для использования в часы пиковых нагрузок, например, в жаркий полдень или при сильном ветре. Также среда должна являться сомасштабной человеку, что создает ощущение комфорта на психологическом уровне. При необходимости пространство должно обеспечивать отдых от повседневных забот и улучшать самочувствие и эмоциональное состояние пользователей. Безопасность - пространство должно внушать чувство безопасности и защищенности потенциальным посетителям в физически-конструктивном и преступном плане. Преобладание необходимости ясного обзора над эстетическими задачами: к примеру, ограда для парковки, сделанная из проволочной сетки, дает возможность обзора для пешеходов, в отличие от сплошной живой изгороди, более приятной глазу. В общественных пространствах ни одно из принятых проектных решений не должно угрожать безопасности в угоду концептуальным идеалам. Легкодоступность - пространство доступно и предназначено для использования, в том числе доступно для детей и лиц с ограниченными возможностями, например, наличие на территории объекта пандусов, разворотных площадок, подъёмников. Экономичность обслуживания - простота и экономичность обслуживания в типичных ожидаемых пределах для конкретного типа мест, например, бетонный парк, прост в ухаживании, но в нем нет того, что ждут от парка. Поскольку в последнее время колоссальное количество внимания уделяется различным технологиям энергосбережения, они постепенно стали общедоступными и необходимыми к применению при проектировании объектов. Вовлечение - включение в состав объекта элементов, доступных для воздействия и изменения силами пользователей, к примеру, песочница в детском саду, интерактивные скульптуры и фонтаны на городских плазах, приподнятые клумбы в домах для пожилых людей [6]. Баланс - равнозначное внимание месту как выражению визуального искусства и месту как социальному пространству. Слишком большое внимание к одному из аспектов в ущерб другому может привести к созданию несбалансированного или неполноценного пространства. На все времена - единая формула Витрувия: польза, прочность, красота. Историческая среда и методы работы с исторической застройкой Для поддержания исторически сложившегося городского облика в Италии ещё в 1930-х гг. была узаконена «Хартия реставрации», которая определила понимание «нерасторжимой связи каждого древнего сооружения с его окружением и значение самой городской среды как самостоятельного и полноценного памятника» [7]. Внедренные в исторический контекст общественные пространства имеют высокий потенциал для развития в современном мире. В ряде зарубежных стран, в условиях плотной исторической застройки городов, включающей объекты культурного наследия, наиболее полно научились раскрывать этот потенциал (рис. 1-3). Существуют различные методы работы с исторической застройкой: консервация, реставрация, реновация, реконструкция, модернизация, воссоздание. Задача перечисленных методов заключается в том, чтобы максимально сохранить исторически ценную застройку и одновременно вдохнуть в нее новую жизнь. При включении современных объектов и элементов закрытого типа в историческую застройку важно, чтобы современная архитектурная форма стала частью сложившейся структуры вне зависимости от того, новая ли это архитектурная форма или удачная стилизация, иными словами - чрезвычайно важен «дух места». Адаптивность становится одной из главнейших свойств прогрес- Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 2 96 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ сивной архитектуры. Существует несколько приемов интеграции закрытых пространств в исторический контекст: Симбиоз «старого и нового». Концепция симбиоза представляет собой композицию современного здания за счет общих композиционных приемов, материалов и форм, дополняющих и создающих единый архитектурный ансамбль с исторической застройкой, а также заключается в разумном использовании исторических данных, восстановлении нарушенных частей здания и территорий. «Вписывание». Данная концепция достигается дополнением исторической застройки по ритму и массам и за счет простоты формы и цвета новой постройки, которая «растворяется» в пространстве, - принцип гармоничного слияния в единую композицию. «Контраст» соединения нового здания с исторической застройкой. Принцип взаимовыявления старого и нового, которому присущи резко различающиеся по внешним характеристикам архитектурные формы. Новое здание противопоставляется исторической застройке путем использования современных материалов и выбора архитектурной формы, контрастной по отношению к окружающим зданиям [8]. Что касается открытых пространств, иногда включение в исторически сложившуюся плотную, насыщенную застройкой среду становится практически лекарственным средством добавления «воздуха», т. е. пространственной легкости, психологически необходимой человеку. В градостроительном плане такие «островки» несут мощную композиционную роль, порой являясь своеобразной доминантой в виде площади, сквера, открытой сцены. Открытое пространство, соразмерное человеку как основной единице измерения, - преобразование, позволяющее человеку не чувствовать себя песчинкой, затерявшейся на асфальтированном поле, но живым человеком, окруженным доступными ему объектами культурного наследия, инфраструктуры, деталями урбанистического ландшафта. Климатическая адаптация открытых пространств для комфортного пребывания человека организовывается посредством грамотного подбора материалов покрытий, наличием пергол, озеленения. Также важно обеспечение комфортного передвижения, не только рекреационного, но и транзитного, т. е. доступность в общегородской транспортной сети. Общественное пространство может совмещать в себе признаки открытых и закрытых пространств, в таких случаях пространства называются комбинированными или «полуоткрытыми/полузакрытыми». К комбинированным городским пространствам относятся дворы-колодцы, парки аттракционов, игровые площадки, летние кинотеатры. В таких пространствах может происходить следующее событие или поведенческая деятельность: неформальные контакты, детская игра, просмотр кино, спектакля, времяпрепровождение, встречи, транзитное передвижение, ожидание. В комбинированном городском пространстве возможен широкий спектр действий. Многофункциональность подобных пространств позволяет быстро переключаться с одного вида деятельности на другой и при условии развитой инфраструктуры позволяет экономить силы и время посетителя. Диапазон пространственных Рис. 2. Проект по модернизации старинного мадридского замка в многоцелевое пространство для проведения выставок, лекций, камерных концертов. Coracera Castle Rehabilitation / Riaño+ arquitectos, Мадрид, Испания, 2010 г. Е. А. Сысоева, К. Н. Дахнюк 97 Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 2 Рис. 3. Пример полной реконструкции офисного здания 1892 г. Проектом была дополнена первоначальная история историей современного городского дизайна. Проект Øvre Vollgate 9, Pushak architects, Осло, Норвегия, 2018 г. Рис. 4. Пример внедрения «полуоткрытого» общественного пространства в панораму исторического городского района. Проект Maitland Riverlink, CHROFI + McGregor Coxalls, Мейтленд, Австралия, 2018 г. рамок от общественных до приватных открывает путь всему спектру эмоциональных переживаний и ощущений, что обеспечивает возможности реализации задуманных действий. Это наиболее приспособленный вид пространств для размещения в исторической среде, обладающий максимальной гибкостью внедрения. Принципы формирования общественных пространств Существует несколько основных принципов формирования общественных пространств. Структуризация - принцип формирования общественных пространств с высоким уровнем функциональной активности населения, таких Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 2 98 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ как пространства социальной, историко-культурной, рекреационно-ландшафтной, транспортной и производственной инфраструктуры. Предполагает разработку каркаса общественных пространств на уровне генерального плана. Взаимодействие с контекстом - принцип синтезирования общественных пространств с элементами окружающей природной или архитектурной среды. Ведется определение и проектирование зон совместных интересов. Влияние среды на будущую архитектурную форму, а не наоборот. Оптимизация - наряду с выполнением нормативных требований системы градостроительных показателей, реализация различных программ развития общественных пространств с учетом индивидуальных городских особенностей планировки и облика. Иерархичность - разделение общественных пространств в центральных частях городов на главные и второстепенные в целях повышения уровня информативности градостроительных документаций и пространственной ориентации. Преемственность - следование в композиционной организации общественных пространств местным градостроительным традициям, с сохранением и использованием исторического, культурного наследия. Развитие общественных пространств историко-культурной инфраструктуры как условие инновационного развития экономики городов. Гармонизация - ансамблевый принцип композиционной организации и формирования архитектурно-художественного образа общественных пространств. Системная связь архитектуры и ландшафта. Разработка концептуально-художественного замысла и стилистических решений общественных пространств как условие улучшения эстетических качеств города в целом и повышение инвестиционной привлекательности. Применение данного принципа позволяет обеспечить сопровождение генеральных планов визуализациями, объемно-пространственными и архитектурно-художественными моделями [9]. Выводы. Данный исследовательский материал позволяет установить принципы формирования общественных пространств, разработанные на основе анализа исторической застройки и опыта проектирования общественных пространств, а также современных тенденций и методов работы с исторической застройкой. Проектное применение вышеперечисленных принципов и методов позволит добиться дружественной атмосферы для горожан в городской среде; активизировать стрит-ритейл; исключить монотонность прогулки по историческому центру; восстановить экологический баланс посредством формирования «зеленых» зон; внедрить в общественную среду новые функции и новые типы пространств, как открытых, так и закрытых; а также поможет в создании рациональной функциональной схемы с учетом всех обозначенных аспектов.
×

About the authors

Elena A. SYSOEVA

Samara State Technical University

Email: vestniksgasu@yandex.ru

Ksenia N. DAKHNYUK

Samara State Technical University

Email: vestniksgasu@yandex.ru

References

  1. Потапов А. Е. Историческая периодизация развития общественных пространств многоцелевого использования [Электронный ресурс] // Вестник Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры. Днепропетровск, 2014. URL: http://ino.tsuab.ru/upload/files/ additional/1_2014_04_Potapov_file_2294_3153_6325.pdf (дата обращения: 15.01.2020).
  2. Сулялина П. И. Методы формирования общественных пространств: анализ зарубежных проектов [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2018. С. 84-88. URL: https://moluch.ru/archive/203/49826/ (дата обращения: 15.01.2020).
  3. Ан А. Л. Роль общественного пространства в муниципальных образованиях [Электронный ресурс] // научная электронная библиотека Cyber Leninka. 2012. URL: https://www.hse.ru/ data/2012/10/29/1246527537/Ан %20174-184.pdf (дата обращения: 15.01.2020).
  4. Гельфонд А. Л. Архитектурное проектирование общественных пространств. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2013. 268 с.
  5. Гельфонд А. Л. Общественное здание и общественное пространство. Дуализм отношений. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2013. С. 18-31.
  6. Архи-текст: «принципы проектирования общественных пространств» [Электронный ресурс] // научная электронная библиотека Архитекторы.рф, 2019. URL: https://xn--80akijuiemcz7e.xn--p1ai/blog/ arhi-tekst-printsipy-proektirovaniya-obschestvennyhprostranstv (дата обращения: 28.01.2020).
  7. Подъяпольский С. С., Бессонов Г. Б., Беляев Л. А., Постникова Т. М. Реставрация памятников архитектуры. М.: Стройиздат, 1988. 264 с.
  8. Биленко Е. М. Проблема формообразования новейшей архитектуры в контексте исторической застройки [Электронный ресурс] // Студенческий научный форум - 2016. URL: scienceforum.ru/2016/ article/2016024730 (дата обращения: 28.01.2020).
  9. Колясников В. А., Мацкова М. В. Принципы проектирования общественных пространств в генеральных планах городов России [Электронный ресурс] // УралНИИпроектРААСН. 2014. URL: https:// cyberleninka.ru/article/v/printsipy-proektirovaniyaobschestvennyhprostranstv-v-generalnyh-planahgorodovrossii (дата обращения: 28.01.2020).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 SYSOEVA E.A., DAKHNYUK K.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies