ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КАМЕРНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ: ГОРОДСКИЕ ГОСТИНЫЕ

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматриваются проблемы организации камерных общественных пространств по принципу «городских гостиных», способствующих общению между горожанами, а также привносящих ощущения тепла домашней обстановки, уюта и защищенности в городскую среду. Даются характеристики термина «городская гостиная» и приводятся приемы организации таких пространств.

Полный текст

Люди, проживающие в городе, окруженные тысячами и миллионами себе подобных, часто испытывают одиночество, недостаток в душевном общении, порою бывают очень замкнуты и психологически не готовы пойти на контакт друг с другом. Например, Франсуа Мориак в книге «Провинция» пишет: «Париж это населенное одиночество…» [ 1]. И действительно, большинство людей чувствуют себя комфортно и спокойно только дома. Для «одушевления» городского пространства хотелось бы размыть рамки между интерьером и экстерьером, между городской чопорностью и домашним уютом. Привнести ощущения тепла домашней обстановки, уюта и защищенности в городскую среду. Если рассматривать город как дом, то в открытые городские пространства можно привнести функцию гостиной, сделать попытку преобразовать пространство в более «домашнее», приватное. Городская гостиная занимает свое место среди городских интерьеров, ее можно отличить по следующим признакам [ 2]. Во – первых, это камерное пространство, находящееся в структуре города, но в то же время изолированное от него с одной или нескольких сторон (замкнутое или полузамкнутое). Во – вторых, «городская гостиная» формируется уже в условиях сложившейся городской среды. В-третьих, для ее организации интерпретируются элементы интерьера из привычных и известных нам типов гостиных. То есть «городская гостиная» это метафора современной или исторической гостиной, привычной для нас в интерьере домов (с ее предметами интерьера, отделочными материалами и т.д.), перенесенной в условия городской среды. Например, в шведском городе Мальме на площади установлена гигантская настольная лампа художницы Лиллы Торн. Ее высота – 5 метров – позволяет почувствовать себя Алисой в стране чудес. Это не только арт – объект, под ней можно посидеть, отдохнуть, назначить встречу, пообщаться с друзьями, к тому же в темное время суток она освещает площадь теплым и уютным светом (табл. 1). Проанализировав современный опыт формирования открытых городских пространств, были выявлены следующие тенденции их организации: нестандартное использование традиционных материалов и внедрение цвета; придание городским объектам новых, нестандартных функций; привнесение в городские объекты культурных, просветительских, игровых и других функций; использование городской мебели для создания пространств для общения; применение инсталляций и арт – объектов. Один из примеров использования этих приемов – проект «Чаши для встреч», установленные на знаменитом «перекрестке мира» на Таймс Сквер. Чаши спроектированы испанской дизайнерской студией mmmm… . Они представляют собой деревянный каркас в виде чаши с установленными внутри местами для сидения. Всего таких чаш три, в каждой из которых могут отдохнуть до восьми человек. Этот инновационный проект способствует появлению спонтанного диалога между случайными людьми, оказавшимися в одной чаше. Расположение в месте, где проходит большой поток людей, очень удачно, позволяет социализировать людей, подталкивая к общению как с друзьями, так и с совершенно незнакомыми людьми, оказавшимися в одной чаше с вами (рис. 1) [ 3]. Рис. 1. Чаши для встреч, дизайн студио mmmm…, США, Нью-Йорк В другом осуществленном проекте затронута проблема занятости современного городского жителя, невозможности покинуть мегаполис даже жарким летом. Этот проект позволяет горожанам устроить себе пикник в самом сердце города. Покрытие с текстурой ковра, волнообразно расположившееся поперек городской площади, приглашает горожан устроить пикник здесь. Об этом говорит само название «Желтая волна для пикника». Теперь каждый житель Ванкувера может насладиться летним солнышком и вкусной едой, не покидая центра ( рис. 2) [ 3]. Рис. 2. Viva Ванкувер, SYNLawn , Fast + Эпп, Желтая волна для пикника, Ванкувер, Канада Опираясь на перечисленные тенденции организации открытых общественных пространств, сформированы следующие приемы организации городских гостиных: Интерпретация предметного интерьерного наполнения в городских открытых пространствах при помощи: игры с масштабом, соединения / применения нехарактерных функций, трансформации, привнесение юмора, использования графических приемов. Применение покрытий фактур, характерных для интерьера гостиных к элементам городской среды. Придание существующим элементам городской среды интерьерных функций (табл. 1). Подобные объекты должны катализировать общение, т.е. привлекать внимание, вызывать интерес, дискуссию между людьми, социализировать граждан. Еще один прием – это сценарное восприятие пространства, приглашающее горожан принять участие в некой «игре». Современные тенденции организации открытых городских пространств Таблица 1 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Малин, И. Городская среда – населенное одиночество [Электронный ресурс] / И. Малин // http:// igormalin.blogspot.com. Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование среды [Текст] / В.Т. Шимко. М.: Архитектура. С, 2006. 382 с. Банков, П. Арт объектный дизайн [Текст] / П. Банков // Как. 2010. №54. С. 121. © Малышева С.Г., Кристальская А.С., 2011

×

Об авторах

С. Г МАЛЫШЕВА

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: vestniksgasu@yandex.ru

кандидат архитектуры, доцент, декан факультета дизайна

А. С КРИСТАЛЬСКАЯ

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Email: vestniksgasu@yandex.ru

магистрант кафедры дизайна

Список литературы

  1. Малин, И. Городская среда – населенное одиночество [Электронный ресурс] / И. Малин // http://igormalin.blogspot.com
  2. Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование среды [Текст] / В.Т. Шимко. - М.: Архитектура. - С, 2006. - 382 с
  3. Банков, П. Арт - объектный дизайн [Текст] / П. Банков // Как. - 2010. - №54. - С. 121

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© МАЛЫШЕВА С.Г., КРИСТАЛЬСКАЯ А.С., 2011

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах