СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ГРАДО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматриваются ретроспектива развития эк логического проектирования и современные позиции включения архитектуры в среду контактных зон. Дается понятие контактной зоны. Формулируются принципы гармонизации антропогенной и природной среды и, на этом основании, определяются три основные планировочные модели гармоничного включения архитектурного объекта в среду.

Полный текст

Решением задач, требующих комплексного экологического подхода в проектировании, вот уже несколько десятков лет занимаются теоретики и практики в архитектуре и градостроительстве. Направленные усилия на достижение победных результатов в этой области привели к тому, что экологический подход в проектировании становится не просто приоритетным, а доминирующим направлением в современном строительстве. Экологическое сознание, как неотъемлемая часть современной архитектуры, называется сейчас поразному: «экологическим», «самообеспечивающимся», «зеленым». Оно отличается от усилий, последовавших за мировым топливным кризисом начала 1970-х гг. Именно тогда под влиянием энергетического кризиса всерьез начинают разрабатываться новые методы проектирования самообеспечивающихся систем. Новая концепция получила выражение в нескольких проектах, в которых попытка сокращения энергозатрат достигалась за счет использования земляных укрытий и других альтернативных технологий прошлого (земляная архитектура Хундертвассера), вторичного использования строительных материалов, солнечных батарей (Т. Херцог, дом в Регенсбурге, Германия, 1977-1979; Г. Печл, радиостанция EFA в Австрии, 1976-1979; Э. и М. Золотай, дачный дом, Швейцария, 1984). Но одним из отправных импульсов для формирования экологической архитектуры как направления принято считать конференцию ООН по экологическим концепциям в 1986 г. На ней под председательствованием премьер-министра Норвегии Гро Харлемом Брундтландом было обозначено понятие самообеспечения в архитектуре как «…пути социального, экономического и политического прогресса, удовлетворяющие материальным потребностям настоящего, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять их собственным нуждам». Эта концепция была укреплена на всемирном совещании ООН, проведенном в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, и последующими конференциями по правам человека в Вене, народонаселению и развитию в Каире, социальному развитию в Копенгагене, правам женщин в Бейджинге и народонаселению в Стамбулекаждая сосредоточивала внимание на отдельных социальных вопросах расширенного манифеста по охране окружающей среды. Эти темы подчеркивают комплексность охватываемых проблем того времени экономики, возобновляемости природных ресурсов, уровню жизни и проблемам крупных городов и их энергопотребления. Практические идеи самообеспечения реализовались в двух проектах. Так, первая попытка осуществления такого рода проекта была в 1991 г. в США, в Аризоне архитекторами Антонио Кано, Педро Сильва и Мануэлем Альваресом, где мультимиллионер, задумавший создать убежище на случай внезапного экологического кризиса, финансировал строительство экспериментального павильона Биоклиматической сферы «Биосфера-II», с полностью самодостаточной средой, обеспечивающей длительное выживание без контакта с внешним миром. Однако этот проект погиб из-за колебаний температуры, снизившей продуктивность деятельности растений, и клаустрофобии участвующих в проведении эксперимента добровольцев, приведшей, в свою очередь, к конфликтам. Второй проект организации комфортного пространства выставки ЭКСПО-92 в Севилье, в условиях жаркого климата, на которой присутствовало 18 млн гостей, был успешно реализован. Современные задачи экологического проктирования выходят за рамки простых соображений по экономии энергии. В рамках социально-экономических процессов последних двух десятилетий, необходимо отметить большой комплекс экологических проблем, насущных и в наши дни, связанных с глобальными изменениями экосистем, истощением не только сырьевых ресурсов, но и исчезновением ценных естественноприродных ландшафтов и чрезмерной урбанизацией территорий, особенно в крупных городах. Такие опасения по поводу состояния окружающей среды и необходимости сохранения природных ландшафтов для будущих поколений обусловили поиски новых планировочных и объемно пространственных решений в русле экологического мышления, что привело к неизбежному изменению эстетических приоритетов в архитектуре и градостроительстве. В результате исследования методов и концепций современного экологического проектирования были выделены приоритетные направления. В рамках этих направлений архитекторы используют отдельные экологические приемы или выдвигают основу всей своей творческой деятельности, как, например, как пионеры комплексных экологических подходов в проектировании Джеймс Вайнс, Кен Янг или Ф. Хундертвассер. Но технологически навязчивые идеи часто отвлекают проектировщиков от понимания проблем современной архитектуры, связанных с учетом разнообразия культурных традиций, социальных изменений и возрастающего значения экo-психологии. Их цель состоит в том, чтобы рассматривать технологию окружающей среды как ценный набор инструментов с применением естествознания как первичного источника вдохновения. В результате анализа современной проектной культуры были выделены следующие направления: интеграция архитектуры и пейзажа; ландшафтное проектирование территорий контактной зоны (КЗ); использование национальной символики; эстетизация технологий, конструкций, материалов; «зеленое» проектирование как специализация отдельных проектных групп на экологических аспектах проектной культуры; дизайнерское средовое проектирование; концептуальное проектирование; футуристическое проектирование. Интеграция архитектуры и пейзажа, внедрение архитектурного объекта в ландшафт – земляная архитектура, земляные бермы и использование элементов земли и растительности таким способом, чтобы они казались конструктивной частью объемно-пространственной композиции (О. Боумэн, жилой дом, Калифорния, 1987; Джорда и Перауди, национальная школа в Леоне, 19891992; А. Кварби, центр в районе озера Пентрит, Англия, 1990; Г. Печл, радиостанция EFA в Австрии, 1976-1979; Х. Халляйн, исследовательский центр вулканологии, 1994-2001; П. Ветч, комплекс жилых домов, Детикон, Швейцария, 1993; Ф.Хундертвассер, дачный дом автора). Ландшафтное проектирование территорий контактных зон – создание внутренних садов, изолированных от внешнего ландшафта, спроектированных как микромиры реальных или предполагаемых сред (подобно японской концепции “заимствованный пейзаж”), которые призваны символически изобразить другие ситуации и пейзажи (Ч. Дженкс, Космический сад, Скотланд, 1989; Питер Ноевер, благоустройство ландшафта, Австрия, 1971). Использование национальной символики – образы, стремящиеся к земле, как средство объединения архитектуры и ее культурных традиций (Д. Ли, собственная студия, Англия, 1985; В. Барнет, дом-студия, Феникс, Аризона, 1995). Эстетизация технологий, конструкций, материалов – выражает идеи интеллектуальных зданий, решает проблему самообеспечения в экологическом проектировании (Д. Вайнс, шоурум «Тропический лес», Флорида, 1979; С. Калатрава, центр науки и культуры в Валенсии, Испания, 1991; Makoto Sei Watanabe, Терраса Мура-Но, Гифу, Япония, 1995; Shoei Yoh, обсерватория тумана и света, Тояма, Япония, 1992; Ф. Сориано и Д.Пауциос, проект шести жилых зданий в Испании, 1999; Актар Архитектура, проект башни Торнадо, Испания, 2002). «Зеленое» проектирование, как специализация отдельных проектных групп на экологических аспектах проектной культуры, – делает упор на исследование окружающей среды и применяет технологические новшества, которые обеспечивают основу жизнеспособной архитектуры, оснащенной экологическими решениями (SITE, 5-я авеню на Экспо-92 в Севильи, Испания; CMPBS, демонстрация самообеспечиваемых структур на выставке Advanced Green Builder в Ларедо и Остине, Техас, с 1987; Aspen Design Croup, Институт Роки Маунтин в Аспене, Колорадо, 1984; Н. Фостер, здание мэрии в Лондоне, 2002; Х. Джорда, тренинг-центр министерства внутренних дел в Германии, 1999; SITE, музей Искусства Ислама, Доха, 1997; К. Янг Биоклиматические небоскребы, Лондон, 2000). Дизайнерское средовое проектирование объединяет дизайнерские идеи, вращающиеся около вопроса о защите окружающей среды и конструктивных методов экологического проектирования в рамках включения архитектурного объекта с окружающий ландшафт (Э. и М. Золотай, дачный дом, Швейцария, 1984; М. Ботта, модель «SАN CARLO ALLE QUATTRO FONTANE» в честь Франсеческо Борромини, 1999; группа S’A, проект жилого дома «Хамилион», Испания, 2000; А. Ван Лишот, дом на колесах, Голландия, 1995; Группа Минус, проект мобильной школы Надежды, Китай, 2000; К.Кума, павильон для симпозиума по проблемам лесных пожаров, Япония, 2001 [10, с. 156]; Медиа проект «Облако» на озере Невшателе, Швейцария, 2000). Концептуальное проектирование – проектирование, адаптированное к условиям реальной жизни на разных уровнях (Студия Т. Леадера, концепция комплексного градоэкологического анализа территорий Рима и Калифорнии, 1999; Nox, проект «La Tana di Alice», Италия, 2001-2003). Футуристическое проектирование – проектирование, ориентированное на далекое будущее и основанное на идее глобализации и социализации общества (голландская группа MVRDV, концепция городской среды «МЕТACITY/DATATOWN», 1998; NOX, проект защиты Парижа, 2001; Р. Бунсботан, виртуальный проект развития городской среды «Городская галерея», 2000). В результате изучения отдельных архитектурных приемов и творческих позиций были выделены общие принципы гармоничного включения архитектурного объекта в среду КЗ (синтетическая модель). Термин контактной зоны (КЗ) в данном исследовании понимается как стыковые территории городской застройки и ландшафтов естественного или искусственного происхождения. Границы КЗ определяются по пешеходной доступности ландшафтных объектов, их рекреационной привлекательности, визуальному восприятию, а также по требованиям водоохраны (для водных объектов). Принципы гармоничного включения архитектурного объекта в среду КЗ базируются на трех «Э»: экономия, экология, эстетика. И поскольку условия, предъявляемые к современной архитектуре, включают требования обеспечения безопасности и качества жизни человека, то основные задачи экологического проектирования можно сформулировать следующим образом: экономное использование энергетических ресурсов на этапах производства строительных материалов, строительства архитектурных объектов КЗ и их долгосрочной эксплуатации; сведение к минимуму воздействия на природный ландшафт и его беспрепятственная регенерация; создание комфортных условий для жизнедеятельности человека. В результате этого исследования общие принципы гармоничного включения архитектурного объекта в среду КЗ будут сформулированы следующим образом. Объемно-планировочные принципы. Компактность застройки урбанизированных территорий и ограничение строительства зданий по высоте до 6 этажей, аргументируется оптимальностью городского пейзажа по масштабу и степени негативного антропогенного воздействия на окружающую природную среду. Строительство малоэтажных зданий сокращает затраты на их обслуживание (сокращение вертикальных коммуникаций и жизнеобеспечивающих функций, в том числе лифтов, значительная экономия энергии и топливных ресурсов на обогрев, охлаждение, а также подачу воды), возможность развития строительных технологий, приспособленных к региональному климату. Свободная планировка и адаптация архитектурного объекта к новым функциям. Такой подход сохраняет региональную структуру, масштаб и индивидуальность исторических городов. Обращение к общественному транспорту здесь имеется в виду использование функциональнопланировочных решений на объектном и градостроительном уровнях, направленных на сокращение парка частных автомобилей и популяризацию общественных средств передвижения. Изменение законов зонирования и пешеходных зон широко используется в градостроительной практике экологического проектирования, большей частью для небольших городов или пригородных территорий, в условиях контакта с природным ландшафтом (слабо урбанизированных), и подразумевает исключение широких улиц для уменьшения пользования автомобилем и поддержки пешеходной активности. Сокращение числа и ограничение размеров участков под строительство для восстановления и развития естественных природных ландшафтов в структуре города и за его пределами, требует регламентированного подхода на законодательном и правовом уровнях. Такая стратегия будет способствовать не только охране окружающей среды, но и поддержанию психического и физического здоровья горожан. Принципы самообеспечения (автономность и возобновляемость жизнеобеспечивающих функций и экологической безопасности архитектурного объекта). Применение автономной системы очистки и повторного использования воды на уровне локальных архитектурных объектов и комплексов. Такая рециркуляция должна стать гарантией безопасности независимости от внешних условий поставки воды, а также природных и техногенных катаклизмов (засухи и аварий). Эффективное расходование энергетических ресурсов и тепловое зонирование архитектурных объектов, что относится к расширенному применению альтернативных источников энергии (пассивной солнечной энергии, энергии ветра и воды), сокращение использования каменного угля в качестве топлива, а также оптимизация конструктивных и функциональных решений архитектуры под местные природные, климатические и техногенные условия. Солнечное ориентирование максимально эффективное использование энергии подразумевает оптимальную конструктивную и функциональную структуру архитектурного объекта, направленное на улавливание солнечной энергии и естественного солнечного света. Принципы использования экологических строительных и отделочных материалов. Использование экологически и экономически выгодных строительных и отделочных материалов при их производстве, транспортировке и строительстве. Использование легко изменяемых и возобновляемых строительных и отделочных материалов, которые могут быть использованы, после соответствующей переработки, бесконечное число раз. Использование только собранной, а не спиленной древесины, а также направление усилий на предотвращение вырубки лесов и отказа от применения импортированного экзотического леса. Обязательное использование только экологически чистых строительных материалов и конструкций, производство и эксплуатация которых экологически безвредна и не требует применения вредных для окружающей среды и человека технологий (химических и тепловых выбросов в атмосферу, нарушающих озоновый слой, а также других процессов производства, разрушающих окружающую среду). Композиционно-стилистические принципы можно разделить на поверхностное эстетическое моделирование и сочетание органичности природы с современными технологиями. Поверхностное эстетическое моделирование выражается в следующем: в поиске исторических и природных протоформ в архитектурном проектировании с целью трансляции экологической идеи за счет эстетической структуры зданий и комплексов; в использовании космического символизма и макромасштабирования с целью пропаганды экологических образов и узнаваемости их из космоса. Сочетание органичности природы с современными технологиями обозначается: через практическое отношение к туземной культуре, проявленное через использование уже существующих типологий и местных материалов; через скультурную выразительность и формообразование в использовании приемов аэродинамики; через интеграцию архитектуры и ландшафта; через эстетику телевизора – информативность и воспитание эстетических образов в рамках пропаганды экологического сознания в обществе; через политику собирательного дизайна. Это комплекс приемов, в т. ч. перечисленных выше, направленных на решение экологических проблем совместно с усилиями различных ученых в рамках новейших технологий. Можно считать, что рамки этого приема характеризуют всю экологическую архитектуру. Рассматривая возможность применения этих принципов при строительстве и благоустройстве различных городских территорий, можно выделить три модели включения архитектурного объекта в среду КЗ. Замкнутая модель. Замкнутая модель включения архитектурного объекта в урбанизированный ландшафт отличается повышенным вниманием к обеспечению защиты от внешних неблагоприятных воздействий урбанизированной среды КЗ крупных и крупнейших городов с высокой плотностью застройки. Характеризуется значительной изоляцией от окружающей среды: защитой от шума, регулированием микроклиматических характеристик архитектурного объекта (ионизация и температура воздуха, влажностный режим), насыщением архитектурного объекта элементами искусственной природы (рекреационными площадками с внутренними садами, бассейнами и спортивными площадками). Функциональное насыщение отдельного архитектурного объекта или комплекса на территории КЗ стремится к максимальному удовлетворению потребностей обитателей и насыщенности объекта сервисными службами. То есть достигается принцип комфортности жизни в аспектах удобства инфраструктуры, психологической разгрузки, эстетического и экологического благополучия (работают объемно-планировочные принципы № 3, 4). Принципы № 1 и 2 не могут осуществляться в силу уже сложившихся условий КЗ высокоурбанизированных территорий. Принципы самообеспечения – автономности и возобновляемости жизнеобеспечивающих функций и экологической безопасности архитектурного объекта имеют большое значение для замкнутой модели. Применяются целиком, дублируя централизованные и автономные системы жизнеобеспечения (работают принципы самообеспечения № 7, 8, 9). Принципы использования экологических строительных и отделочных материалов для замкнутой модели в настоящее время не могут быть реализованы в полной мере, в силу технологических, конструктивных, экономических и политических условий инерционного развития современных цивилизационных процессов (ограниченное использование принципов № 10-13). Композиционно-стилистические принципы соблюдаются на условиях вертикального зонирования модели. В этих рамках поверхностное эстетическое моделирование ограничивается поиском космических символов и возможного макромасштабирования (принцип №14). Сочетание органичности природы с современными технологиями (принцип №15) характеризуется скульптурной выразительностью в формообразовании через использование приемов аэродинамики и информативностью в воспитании эстетических и экологических образов. Особое внимание уделяется декорированию и функциональности внутреннего пространства, что может быть основано на политике собирательного дизайна. Целостное пространственное представление замкнутой модели может быть иллюстрировано опытом Кена Янга и Нормана Фостера. Основным отличием этой модели от двух других (кластеризованной и разомкнутой) является четкое вертикальное зонирование пространства КЗ урбанизированной среды с высокой плотностью застройки, а также активным склонением в сторону позиции техноцентризма. Кластеризованная модель. Кластеризованная модель рассматривает КЗ со средней плотностью застройки, срединные и периферийные районы крупных городов, а также территории КЗ средних и малых городов. Основные отличия рассматриваемой модели от замкнутой и разомкнутой заключаются в пространственном зонировании, которое основано на четком следовании объемно-пространственных принципов и особенно № 1, 2 (об ограничении этажности застройки). Принципы самообеспечения, автономности и возобновляемости жизнеобеспечивающих функций и экологической безопасности архитектурного объекта и использования экологических строительных и отделочных материалов для кластеризованной модели применяются целиком (работают принципы № 7-13). Композиционно-стилистические принципы практически целиком могут быть применимы к кластеризованной модели. В рамках поверхностного эстетического моделирования и сочетания органичности природы с современными технологиями работают все принципы (№14-15). Целостное представление кластеризованной модели может быть основано на творческих приемах Моше Сафди (представившем кластеризованную структуру на выставке Экспо-67 в Монреале) и Фриденсрайха Хундертвассера. Она отличается от замкнутой и разомкнутой – пространственным зонированием архитектурного объекта КЗ урбанизированной среды со средней плотностью застройки, а также активным склонением в сторону позиции контекстуального и культурного взаимодействия. Разомкнутая модель. Разомкнутая модель рассматривает КЗ с низкой плотностью застройки, периферийных районов крупных городов, а также территории КЗ средних и малых городов преимущественно с усадебной застройкой. Основное отличие рассматриваемой модели от замкнутой и кластеризованной заключается в пространственном зонировании. Оно основано на максимальной интеграции архитектурного объекта в ландшафт, горизонтальных членениях пространства и раскрытии окружающих видовых перспектив. Все общие принципы гармоничного включения архитектурного объекта в ландшафт КЗ могут быть приняты для этой модели (объемно-пространственные, композиционно-стилистические, принципы самообеспечения и экологической безопасности и использования экологических строительных материалов). Целостное представление о разомкнутой модели может быть основано на творческих приемах архитекторов, склоняющихся к позициям контекстуального и культурного взаимодействия и контркультуры. Вышеизложенные принципы гармоничного включения архитектурной и природной среды, а также сформированные на этой базе планировочные модели позволят выработать четкую систему таких рекомендаций, которые будут касаться уровня благоустройства данных территорий, характера застройки и ее визуальноэстетических качеств. © Рождественская Е.С., 2011

×

Об авторах

Е. С РОЖДЕСТВЕНСКАЯ

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: vestniksgasu@yandex.ru

кандидат архитектуры, доцент кафедры реконструкции и реставрации архитектурного наследия

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© РОЖДЕСТВЕНСКАЯ Е.С., 2011

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах