АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЙАРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ И США

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проводится анализ зарождения, развития и современного состояния высших учебных заведений архитектурно-художественного образования в странах Европы и Америки. Рассматривается взаимосвязь методических аспектов преподавания и функционально-планировочной структуры в архитектурных и художественных школах.

Полный текст

Архитектурно-художественное образование включает в себя обучение архитекторов, дизайнеров, художников, графиков, скульпторов и специалистов декоративно-прикладного творчества в высших учебных заведениях и т.д. До XVII в. архитектурно-художественное образование осуществлялось в цеховых объединениях ремесленников, архитектурно-строительных мастерских, и художники получали знания по принципу «мастерученик». В Италии в XVI в. существовали свободные объединения художников, изучавших искусство античности, приемы великих мастеров Возрождения1. В 1648 г. в Париже основывается Школа изящных искусств «Ecole des Beaux-Arts» как академическая школа при Королевской академии живописи и скульптуры. По образцу парижской Школы в XVIIXVIII вв. создаются академии художеств при дворах многих европейских государств (в Вене в 1692, в Берлине в 1694, в Лондоне в 1768)2. В 1671 г. во Франции была создана Королевская академия архитектуры. В её задачи входило обобщение накопленного опыта и выработка «идеальных вечных законов красоты», основой которых считались пропорции. проводила в жизнь строгую государственную регламентацию художественной жизни страны3. В 1695 г. Школа изящных искусств была объединена с Королевской академией архитектуры под общим названием Академия изящных искусств. В состав Школы входило три секции: 1) живопись и мелкая пластика, 2) скульптура и гравюра, 3) архитектура. В 1816 г. Академия изящных искусств занимает здание бывшего женского монастыря с часовней (впоследствии музей) в центре Парижа, на берегу реки Сены. В 1833 г. архитектор Ж. Дюбан реконструирует ансамбль Академии изящных искусств, где пристраивает Дворец образования (Palais des etudes) – музей, выставочные галереи, библиотеку, мастерские живописи и рисунка; строит здание (Batiment des Loges), в котором размещаются лекционные аудитории. Также архитектор создает выходы на набережную и входные внутренние дворы (Cour Bonaparte). В 1883 г. государство приобретает здания экспозиции (Bâtiment des expositions) и гостиницы (hôtel de Chimay) и связанные с ними надворные постройки4. Современное состояние академии представлено на рис. 1. Академия признала неприемлемость для Франции последовательного применения принципов барокко, Кочемасова Т. Академия и художественное образование // ДИ. 2004. №5-6. С.1. Там же. С.1. Искусство стран и народов мира: архитектура, живопись, скульптура, графика. Декоративное искусство. Краткая художественная энциклопедия. Т. 5. Финикия-Япония. М.: Советская энциклопедия, 1981. 720 с. Официальный сайт Высшей национальной школы изящных искусств в Париже. URL: http://www.ensba.fr. Рис. 1. Высшая национальная школа изящных искусств. План 1-го этажа: 1 – лекционные аудитории; 2 – выставочные галереи; 3 – атриум, выставочный зал; 4 – часовня; 5 – лазарет; 6 – отдел информации; 7 – зал экспозиции, книжный магазин; 8 – административные помещения; 9 – учебные мастерские Промышленная революция конца XVIII начала XIX в. привела к замене мануфактурного и ремесленного производства крупной машинной промышленностью, к массовому производству наукоемкой техники, разнообразных, дешевых, высококачественных товаров. Первые образцы промышленных изделий были далеко не совершенными и, как правило, уступали качеством продукции мануфактурного и ремесленного производств, обладающих опытом и традициями, накопленными веками, секретами, передаваемыми из поколения в поколение5. Дешёвая продукция удовлетворяла потребностям лишенных образования масс, но к всеобщему разочарованию представляла собой безвкусицу, нагромождение и путаницу стилей. Одними из первых в борьбу за связь искусства и техники начали в Англии. В это время 1849 г. в Лондоне стал выходить первый специальный журнал по эстетическим проблемам предметного мира и его проектированию – «Journal of Design and Manufactures»6, образовывались различные комитеты (Эверта в 1836 г), общества (Общество поощрения искусств, мануфактуры и коммерции), открываются музеи (в Саут-Кенсингтоне в 1852 г.)7. 5 Михайлов С.М. История дизайна: в 2 т.: учеб. пособие для вузов. М.: Союз Дизайнеров России, 2002. Т.1. С. 62. 6 Там же. С. 66. 7 Розенталь Р., Ратцка Х. История прикладного искусства Нового времени. М.: Искусство, 1971. С. 21. В защиту возрождения искусства и ремесел выступают английский искусствовед Джон Рёскин, продолжает Ульям Моррис, которые в 1861-1862 гг. совместно с П. Маршаллом и Ч. Фолкнером организуют художественно-промышленное объединение «Моррис и К°». Одним из важнейших результатов деятельности Морриса было учреждение ремесленных обществ и школ по всей Англии: в 1888 г. «Общество выставок искусств и ремесел», в 1882 г. (Артур Макмердо) «Гильдия века» книгопечатание, «Ассоциация искусств и кустарных промыслов», «Королевская школа художественного шитья», «Школа художественной резьбы по дереву», «Движение искусств и ремесел». К концу XIX в. во многих европейских странах возникали школы прикладного искусства и архитектуры, мастерские, общества, в которых действовала программа эстетического воспитания, внедрения художественных ремесел в промышленную продукцию. Появляются центральные союзы, музеи, библиотеки, организовываются регулярные выставки, конкурсы, которые помогали не только повысить квалификацию способных молодых ремесленников, но и оказывали большое влияние на публику, выпускаются журналы, которые печатаются до настоящего времени (“Domus”, “Architecture et industrie”, “Art et decoration” (1897), “Vogue”)8. 8 Там же. С. 81. Рис. 2. Школа искусств в Глазго В Бельгии в Брюсселе Анри Ван де Вельде реорганизовал Высший институт декоративного искусства в национальную школу архитектуры. В 1867 г. в Вене было создано Училище художественных ремесел, учрежденное Рудольфом фон Айтельбергером, которое со временем стало одним из ведущих в Европе. По примеру столицы новые учебные заведения были созданы в Инсбруке, Зальцбурге и других австрийских городах, а также в Праге и Кракове. В Германии в Гамбурге в 1877 г. был основан Музей искусств и ремесел и при нем – школа художественных ремесел. Преподавание в специальных учебных заведениях шло в двух направлениях: промышленный дизайн и художественные ремесла9. Это повлияло на функционально-пространственную структуру учебных учреждений. Развитие прикладных специальностей привело к возникновению учебных мастерских и музеев искусств и ремесел. Одним из учебных заведений, отражающим новое направление в развитии функциональнопланировочной структуры учебных зданий, является Школа искусств в Глазго, спроектированная архитектором Чарльзом Ренни Макинтошем в 1896 г. (рис. 2). Резко очерченный объем здания врезан в крутой склон; его асимметрия ответ на динамику рельефа. целесообразностью, определяют композицию фасадов. Здание школы построено из местного серого гранита и грубо оштукатуренного кирпича. Стекло и железо представлены в огромных окнах студий, протянувшихся по всей длине главного фасада. Это была школа, хорошо оснащенная самыми совершенными для того времени системами регулирования микроклимата: еще в процессе строительства здание было оснащено системами воздушного отопления и вентиляции. Основной объем школы спроектирован как оболочка свободных очертаний, внутри которой на четырех этажах располагались учебные мастерские и кабинеты. Этот объем дополняют вспомогательные элементы – библиотека, музей, размещенные близ торцов здания, в его центре и вдоль заднего фасада. Решетчатые окна трех вертикальных эркеров, размещенных на западном фасаде, освещают интерьер и подчеркивают богатство объема библиотеки и примыкающего верхнего этажа. Архитектурнопланировочная структура этой школы стала примером взаимосвязи архитектуры с учебным процессом10. В настоящее время эта школа функционирует и развивается, она располагается в 11 корпусах в центре Глазго в разных кварталах, которые находятся в небольшом удалении друг от друга (рис. 2). Оконные проемы, размещенные в соответствии с 10 Frampton, Kenneth Modern architecture a critical history. London: 9 Там же. С.82. Thames and Hudson, 1996. S. 115. Рис. 3. Баухауз в Дессау (Германия): 1 – мастерские; 2 – классные комнаты; 3 – актовый зал, столовая; 4 – администрация; 5 – интернат В 1907 г. Герман Матезиус, Анри Ван де Вельде, Петер Беренс, либеральный политик Фридрих Науман и руководитель дрезденских мастерских Карл Шмидт организовали немецкий Веркбунд11. Создание Веркбунда стало в Германии своеобразным водоразделом в художественном формообразовании – границей, после которой произошел переход от стиля «модерн» к современному промышленному дизайну12. Веркбунд подготовил в Германии почву для Баухауза. В 1915 г. немецкий архитектор Вальтер Гропиус возглавил веймарскую Академию художеств. Именно в результате слияния Экспериментальных художественно-промышленных мастерских и Академии художеств и возник «Баухауз» высшая школа строительства и дизайна. В первую очередь Гропиусом владело стремление реформировать художественное обучение, т.е. уничтожить разрыв между чистым искусством и художественным ремеслом и воспитать новое поколение мастеров, сочетающих в себе знания как архитекторов, так и дизайнеров. В связи с этим была создана особая программа обучения, которая делится на три этапа: 1) вводный курс (обучение формообразованию), 2) обучение ремеслу, 3) теоретическое и практическое строительство. В основе структуры школы лежала средневековая традиция ремесленных цехов с иерархией ученик-подмастерье-мастер. Первоначально Баухауз насчитывал 7 мастерских: керамики, ткачества, деревои металлообработки, витражей, стенной росписи и скульптуры. Обучали ремеслу одновременно два преподавателя: мастер-ремесленник и художник13. В конце 1924 начале 1925 г. под давлением конфликтов и проблем политического свойства Баухауз переезжает из Веймара в Дессау. Главным объединительным принципом Баухауза было создание худо11 Ibid. S.164. 12 Михайлов С. М. История дизайна: в 2 т.: учеб. пособие для вузов. М.: Союз Дизайнеров России, 2002. T.1. С.171. 13 Гропиус В. Границы архитектуры: Сборник / Пер.А.С.Пинскер. М.: Искусство, 1971. С. 233-244. жественно организованной пространственной среды, высшим выражением которого явится здание. Поэтому новоселье в Дессау было отмечено началом строительства учебных и жилых корпусов. Здание состояло из трех корпусов, расположенных перпендикулярно друг к другу в виде системы связанных объемов различной высоты. Корпуса администрации, общежития и мастерских соединялись коридорами и переходами и образовывали единое внутреннее пространство. Следуя функциональным требования максимальной освещенности, корпус мастерских представлял собой четырехэтажное здание с тремя стеклянными фасадами, внутри которой была скрыта железобетонная конструкция. Уникальным в здании Баухауза было то, что в его структуру входили производственные мастерские, аудитории, столовая, административные помещения, зал для собраний (зал для собраний, столовая и сцена могут объединяться в единое помещение, в которое можно пройти из главного вестибюля школы), выставочные помещения, личная мастерская Гропиуса, школа повышения квалификации, студенческое общежитие. Новым функциональным принципом было объединение жилых и учебных помещений, расположение в едином комплексе домов сотрудников14 (рис. 3). В строительстве и обустройстве зданий Баухауза принимали участие все от преподавателей до студентов. Проектирование всего комплекса зданий, планировка интерьеров, изготовление оборудования, осветительной арматуры, мебели, роспись стен были осуществлены силами самого Баухауза. В 1933 г., с приходом Гитлера к власти и в результате нападок нацистского правительства на учебное заведение, Баухауз был закрыт, а многие архитекторы вынуждены эмигрировать в другие страны. Принципы и методы Баухауза и Веркбунда дали толчок не только множеству новых направлений и стилей, но и определили новый вектор в развитии функ14 Гидион З. Пространство, время, архитектура / Сокр. пер. с нем. М.В.Леонене, И.Л.Черня. М.: Стройиздат, 1975. С. 351. ционально-планировочной структуры учебных учреждений архитектурно-художественного образования. В 1938 г. германскому архитектору Мис Ван дер Роэ было передано руководство архитектурным отделением технологического института в Чикаго. В последующие десятилетия в Иллинойском технологическом институте был создан один из влиятельных центров подготовки американских архитекторов, преподавание в котором целиком определялось твердыми целеустремленными педагогическими принципами Мис ван дер Роэ. Одновременно руководителю школы было поручено проектирование нового комплекса сооружений института: большого числа различных учебных и лабораторных зданий на обширном прямоугольном хаотически застроенном участке в Чикаго. Мис ван дер Роэ ставит перед собой трудную задачу – создать архитектуру зданий, морально и функционально не устаревающую в будущем, он вводит принцип универсальности. Этому принципу отвечает прямоугольная сетка генерального плана размером 7,2 х 7,2 м, регламентирующая габариты как самих зданий, так и свободного пространства между ними, а также единый вертикальный модуль, равный 3,6 м. Принципу универсальности отвечает также конструктивная и планировочная основа здания – металлический каркас, четко выявленный на всех фасадах и интерьерах, в сочетании с заполнением кирпичом или стеклом15. В здании архитектурного факультета (1956 г.) ещё более радикален планировочный прием. Очень сложная функциональная программа, включающая в себя разнохарактерные учебные помещения двух факультетов, сведена, в конечном счете, к огромному единому объему, поставленному на цокольный этаж. Здание перекрыто металлическими фермами, вынесенными наружу и поддерживающими потолочные перекрытия. Это позволило создать большой зал размером 36х66 м и высотой 5,4 м, свободный от промежуточных опор. Он вмещает в себя уже целый архитектурный факультет численностью 300 человек. Единое пространство зала может трансформироваться с помощью передвижных перегородок, не доходящих до потолка. Сплошное остекление стен (нижняя часть выполнена из непрозрачного стекла), простые гладкие поверхности пола и потолка усиливают ощущение единого пространства. Впечатление единства интерьера усиливается решением пола, не расчлененного рисунком, общего для всего помещения потол15 Савицкий Ю.Ю. Архитектура капиталистических стран. М.: Стройиздат, 1973. С.85. ка, из акустических плит со встроенными светильниками и сплошным витражом. Его нижняя часть имеет стекло песочного цвета, верхняя – прозрачное стекло с постоянно подвешенными пластинчатыми шторами, обеспечивающими рассеивание света16. В здании архитектурного факультета (Кроунхолл) Мис ван дер Роэ воплотил свои принципы архитектурного образования: пренебрежение традицией дифференцированного, по-аудиторного обучения студентов, игнорирование акустических требований, ощущение неразрывности учебного процесса, чувство единства, простора и коллективизма (подобие просторных проектных бюро). В 50-60-х гг. XX в. большое влияние приобрел американский дизайн, который ориентировался в основном на коммерческий успех. В эпоху экономического бума развивается новая профессия «дизайнер»17. Школа дизайна в Детройте (США), которая официально стала колледжем в 1962 г., является одной из лидеров в мировом дизайнерском образовании. Предпосылки возникновения этого учебного заведения относят нас к 1906 г., когда автомобили совершили первый пробный пробег по улицам Детройта. С этого момента основывается Общество искусств и ремесел, которые открывают курсы по обучению основам дизайна, рисования, обработке дерева и галерею для демонстрации-продажи работ лучших художников и студентов. Колледж дизайна в Детройте (College for Creative Studies CCS) делает упор на подготовку промышленных дизайнеров, обучает прикладным дизайнерским навыкам: рисунку, формообразованию и фотореалистическому рендерингу, акцентирует внимание на знаниях и навыках, наиболее востребованных в промышленности. Анимация и цифровые медиа коммуникационный дизайн, ремесла, изящное искусство, иллюстрация, промышленный дизайн, интерьер и фотография – обычная специализация дизайн-школы. Тесное общение с менеджерами, инженерами и маркетологами автомобильных предприятий, которые инструктируют студентов, определяя им конкретные задачи, часть учебного процесса. Многие из проектов спонсируются промышленными компаниями, что позволяет привлекать студентов со всего мира18. Структура колледжа состоит из 6 зданий, расположенных в одном квартале: Kresge-Ford Building 16 Там же. С.86. 17 Михайлов С.М. История дизайна: в 2 т.: учеб. пособие для вузов. М.: Союз Дизайнеров России, 2002. Т.1. С.110. 18 Казарин А. Образование по-американски // АСД: архитектура, строительство, дизайн. 2004. №2. С. 78-79. Рис. 4. Колледж дизайна в Детройте (США). Генплан: 1 здание «Kresge-Ford» (1975) учебные аудитории, студии для живописи, рисунка, скульптуры, дизайна, фотографии, мастерские деревообработки, металлообработки, литейный завод; 2 здание «Yamasaki Building» учебные аудитории, студии, мастерские керамики, ткачества, стекла, металла и ювелирная мастерская; 3 здание «Art-Centre» (1988), общежитием, бытовое обслуживание; 4 административное здание (историческое здание); 5 здание «Walter B. Ford II» отделы: рекламный дизайн, мультипликация и цифровые СМИ, графический дизайн, транспортный дизайн, дизайн интерьера, услуги информационных технологий, компьютерные лаборатории, полиграфический центр, самообслуживающий аудиовизуальный центр.; 6 «Academic Resource Center» (1997) библиотека, выставочная галерея, студенческая галерея, информационно-технический центр; 7 – автостоянка; 8 – Детройтский научный центр; 9 Музей африканской американской истории (Museum of African American History); 10 Институт искусств (The Detroit Institute of Arts); 11 – Детройтская публичная библиотека (1975), Art Centre Building-общежитие для студентов (1988), Academic Resource Center-галереи, библиотеки, компьютерные лаборатории (1997), новые здания Walter B. Ford II Building и Yamasaki Building – учебные мастерские и лаборатории, административное здание (историческое здание)19 (рис. 4). Выставочная галерея колледжа CCS устраивает 10-12 выставок в год, которая показывает выставки национальных и региональных художников (включая учащихся и выпускников). Кроме того, существует выставочная студенческая галерея20. Колледж располагает всеми учебно-производственными мастерскими, кабинетами и лабораториями, выставочными залами, музеем, магазинами художественных товаров, материально-технической базой – всем тем, что необходимо для учебного процесса. 19 Официальный сайт колледжа дизайна в Детройте: URL: http:// www.ccscad.edu 20 Официальный сайт колледжа дизайна в Детройте: URL: http:// www.ccscad.edu. Рассматривая учебные заведения архитектурнохудожественного образования в Европе и Америке, можно сделать следующие выводы: большинство выдающихся школ архитектуры и дизайна имеют индивидуально спроектированные комплексы учебных заведений, в которых функциональнопланировочная структура соответствует учебному процессу, данной системе образования, методической концепции; в этих школах предусматриваются музейновыставочные комплексы, оборудованные мастерские; система образования строится в тесной связи обучения с практикой, с хорошим знанием правовых аспектов; учебное заведение может информировать о себе, устраивать выставки, продавать свои изделия, студенты имеют больше возможностей в доступе к информации; универсальность структуры зданий рассчитана на будущее развитие и изменения. © Газизова А.Т., 2011

×

Об авторах

А. Т ГАЗИЗОВА

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: vestniksgasu@yandex.ru

кандидат архитектуры, доцент кафедры дизайна

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ГАЗИЗОВА А.Т., 2011

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах