ARCHITECTURE OF RURAL CHURCHES OF THE XVIII CENTURY IN THE MIDDLE VOLGA REGION

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The study was carried out at the expense of the State Program of the Russian Federation “Development of Science and Technology” for 2013-2020 in the framework of the Plan of Basic Scientifi c Research of the Ministry of Construction of Russia and the RAASN, topic 1.2.14. The article att empts to analyze a wide range of issues related to the formation of the architecture of rural Orthodox churches in the middle Volga region in the 18th century. The layout, composition and stylistic features of the architecture of the region’s Orthodox churches are considered. The features of the regional religious architecture of the Middle Volga region are revealed. The extensive material of fi eld surveys is presented.

Full Text

В настоящее время культовое архитектурное наследие Среднего Поволжья вовлечено в процесс формирования представлений самых широких слоев населения о культуре края, ее роли в отечественной и мировой культуре. Актуальность исследования диктуется необходимостью поиска позитивных подходов в альтернативах «глобальное - региональное», «традиционное - новаторское», учитывающего процесс интернационализации культурных влияний и ускоренного разрушения традиций, носителем которых во многом является культовая архитектура региона. Методика исследования базируется на комплексном историко-архитектурном анализе наиболее характерных типов сельских церквей. Методика складывается из совокупности общенаучных гуманитарных подходов, натурных исследований, фотофиксации объектов и анализа историко-архивного материала. Научная новизна исследования состоит в том, что культовое архитектурное наследие региона рассматривается в историко-культурном единстве, выявлен, изучен и введен в научный обиход значительный массив новых материалов. Сельские церкви XVIII в. на территории Среднего Поволжья (как деревянные, так и каменные) были решены в стилистике барокко, а начиная с 60-х гг. в стилистике классицизма (часто с использованием элементов барокко). Подавляющее большинство зданий имело планировочный тип «кораблем». Часто со временем вместо деревянной сооружалась каменная церковь. Заказчиками строительства в основном являлись казаки отдельной станицы, которые финансировали строительство храма своими пожертвованиями. Поскольку казаки переселялись на территорию Среднего Поволжья организованно - они образовывали поселения одной национальности со своими сформировавшимися традициями строительства церквей. Церковь Николая Чудотворца в селе Осиновка была построена в 1714 г. графом Меньщиковым. По легенде, церковь стоит на фундаменте булгарского здания, построенного в XIII в. В описании 1900 г. сказано: «Храм каменный, теплый, построен прихожанами в 1714 г. Престолов в нем два: главный во имя Святителя и Чудотворца Николая и в придел во имя святого пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна» [1, с. 169]. В настоящее время церковь заброшена, сильно разрушена, сломаны своды трапезной и колокольня. В интерьере фрески практически не сохранились. Это характерный для Самарской области пример сельского храма Е. В. Пономаренко 81 Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 3 в стилистике барокко. Церковь типа восьмерик на четверике с большой полукруглой апсидой и трапезной с северным Предтеченским приделом. Перекрыт был небольшим утраченным куполом. Барочная стилистика явно читается в ярусности композиции центрального объема сохранившихся элементов декора. Например, на остатках карниза и наличниках окон с фигурными колонками (рис. 1, а). Церковь Николая Чудотворца в селе Страхово была построена в стилистике барокко из кирпича на средства помещицы Анны Ивановны Страховой. В 1856 г. Г.С. Аксакову было разрешено сделать внутри церкви перестройку, появился Архангельский придел [2]. Церковь одноглавая с колокольней. По оси развиваются входной придел с колокольней, трапезная, основной четверик и алтарь. Четверик более широкий, чем остальные части церкви. Три входа: с запада, севера и юга. Фасад был украшен лопатками и развитыми фигурными наличниками с сандриками (рис. 1, б). Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Троицкое в стилистике барокко была сооружена в 1720 и достроена в 1736 гг. [3]. Церковь кирпичная. Это бесстолпный двусветный Рис. 1. Церкви в стилистике барокко: а - Николая Чудотворца в селе Осиновка; б - Николая Чудотворца в селе Страхово а б Рис. 2. Церкви в селе Троицкое: а - Рождества Пресвятой Богородицы; б - Троицкая а б Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 3 82 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ четверик с одной апсидой, завершенный пятиглавием, с трапезной с северным Сергиевским приделом и трехъярусной колокольней, завершавшейся четырехгранным шатром. Декоративное решение типично для барокко. Завершение украшено поясом кокошников под карнизом, окна имеют перспективные наличники с фигурным завершением (рис. 2, а). Троицкая церковь в селе Троицкое была построена в 1730 г. помещиком С.К. Дмитриевым вместо прежней деревянной (1721 г.). В описании 1900 г. сказано: «Церковь в честь Святой Нераздельной Троицы с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святого Иоанна Богослова» [1, с. 186]. Это каменная трехпрестольная церковь с деревянной колокольней и двумя приделами: Иоанно-Богословский (северный) и Покровский (южный). Жена помещика Екатерина Ивановна велела построить на колокольне под звонницей для себя келью, в которой и прожила оставшуюся жизнь после смерти мужа. Здание представляет собой одноглавый восьмерик на четверике в одной связи с трехъярусной колокольней. В 1882 г. у церкви была расширена трапезная. Церковь выполнена в стилистике барокко. В построении объема присутствует ярусная пирамидальность. Углы объемов украшены лопатками, на которые опирается перспективный карниз с лентой орнамента ступенчатых сосулек под ним. Окна имеют фигурные наличники с полуколоннами (рис. 2, б). Церковь Покрова Пресвятые Богородицы с приделом Святого Василия Великого в селе Переволоки была построена из кирпича в 1851 г. при помощи графини А.Г. Орловой-Чесменской [4]. Поскольку церковь сохранилась очень плохо: основной объем храма и колокольня утрачены, существуют только стены трапезной, в которой помещался придел Василия Великого, - по остаткам можно предположить, что здание решено в стилистике раннего классицизма (рис. 3). В архивных данных нет изображения этой церкви [5]. Деревянная церковь Михаила Архангела в селе Жемковка была возведена в 1759 г. Источники указывают, что это был холодный однопрестольный храм [1, с. 178]. По фотографиям можно характеризовать этот храм как двухсветный четверик, завершенный пятиглавием, который находился в одной связи с трапезной и четырехъярусной колокольней. Завершение представляло собой граненый купол на высоком восьмигранном световом барабане. На некотором отдалении по углам стояли маленькие главки на высоких шеях с горизонтальными перетяжками. Колокольня включала высокий квадратный в плане двухсветный нижний ярус, два небольших глухих восьмерика и восьмериковый ярус звона с куполом на барабане. Здание было решено в стилистике классицизма, обшито доской. Оно имело три входа с запада, севера и юга. Фасады центрального четверика членились упрощенными пилястрами с треугольными фронтонами. В центральных пряслах находились крыльца входов, оформленные спаренными колонками. Нижний двухсветный ярус колокольни имел в центре всех фасадов фигурные фронтоны с полуциркульным завершением. В настоящее время у церкви разрушены колокольня, купола и верхний ярус окон (рис. 4, а). Церковь Сретения Господня в селе Борское была построена в 1762 г. П.И. Рычков в своей Топографии Оренбургской губернии отмечал, что в Борской крепости есть церковь Сретения Господня. Расположена она в центре крепости [6, с. 322]. Церковь была деревянной холодной двухпрестольной [7]. Здание выполнено в традициях классицизма, но во время поздних перестроек добав- Рис. 3. Церковь Покрова Пресвятые Богородицы в селе Переволоки а б Е. В. Пономаренко 83 Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 3 лены отдельные элементы декора древнерусской архитектуры. Композиция развивается в глубину по оси. Здание включает входной придел с надстроенной колокольней, перед которым находится крыльцо, оформленное сенью с куполом. Затем располагается трапезная, основной четверик и алтарь. Все помещения объединены в протяженный объем со скатной крышей и перспективным карнизом. Центральный четверик перекрыт пятиглавием. Колокольня четырехъярусная. Нижние ярусы представляют собой два четверика, а верхние - два восьмерика. Фасады декорированы упрощенными пилястрами. Окна на всех фасадах украшены резными фигурными наличниками (рис. 4, б). В селе Ташла проживало мордовское население, которое в конце 1730-х гг. было крещено православными миссионерами. В 1775 г. здесь был построен храм Живоначальной Троицы и село получило второе название - Троицкое. Первоначально это была однопрестольная деревянная церковь с трапезной и колокольней, небольшой четверик был завершен главкой на высоком барабане без окон. Здание было решено в традициях классицизма, имело три входа с запада, севера и юга. Церковь перестраивалась в конце ХIХ в. В результате этой перестройки стал «Храм деревянный, теплый, построен прихожанами в 1863 году. Престолов в нем четыре: главный в честь Рождества Христова, в одном приделе во имя Святителя и Чудотворца Николая, в другом во имя Святителя Митрофана Воронежского и в трапезе в честь Успения Божьей Матери» [1, с. 565]. В результате перестройки были расширены входная и алтарная часть, а также изменено декоративное решение. Церковь получила фигурные обрамления проемов звона колокольни и окон с килевидным завершением, а также пояс широких ширинок в верхней части основного четверика и первого яруса колокольни (рис. 5, а). В селе Новый Буян в 1795 г. открыта церковь во имя Казанской иконы Божией Матери - один из старейших культовых памятников Самарской Луки. Небольшая одноглавая церковь со стройной колокольней решена в стилистике классицизма. Она построена из кирпича, корабельного типа с колокольней и трапезной на средства помещика С.Г. Мельгунова [8]. Перекрыта церковь небольшой главкой на высокой шее, которая венчает высокое скатное покрытие. Подобная же главка на шее на приземистом Рис. 5. Церкви в стилистике классицизма: а - Живоначальной Троицы в селе Ташла; б - во имя Казанской иконы Божией Матери в селе Новый Буян Рис. 4. Деревянные церкви в стилистике классицизма: а - Михаила Архангела в селе Жемковка; б - Сретения Господня в селе Борское а б а б Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 3 84 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ шатре венчает колокольню. Пропорции шатра и скатного перекрытия четверика подобны. Декор представляет собой скромные перспективные наличники проемов и декоративные горизонтальные пояса под карнизом всех объемов и в антаблементах ярусов колокольни. Ярусы колокольни по углам украшены упрощенными плоскими пилястрами (рис. 5, б). Церковь дважды реконструирована: в 1898-м по проекту архитектора Т.С. Хилинского и в 1910-м по проекту архитектора А.А. Щербачева. Здание было значительно расширено на запад, появился Никольский придел. Таким образом, особенности архитектурного решения храмов региона состояли: в ярко выраженной цокольной части зданий, которая трактовалась как мощное основание; кубовидном основном объеме; малом количестве небольших по размеру оконных проемов, сосредоточенных в верхней части здания; либо мощном завершении центральной части церкви с полноценной ротондой-барабаном, относительно плоским куполом и маленькой главкой на высокой шее на нем, либо небольшим, в сравнении с основным объемом здания, завершением покрытия (часто главка). Характерно большое количество граненых куполов. В стилистическом отношении культовая архитектура XVIII в. была довольно однородна. В регионе сохранилось значительное количество храмов в стилистике барокко. Характерно присутствие в некоторых памятниках архаичных элементов архитектуры предшествующего века. В памятниках раннего барокко были объединены черты архитектуры XVII в. и нового стиля, в результате чего в общественном сознании раннее барокко оказалось как бы освященным древней традицией, «разрешенным» к использованию. Хотя первые церкви в стилистике классицизма появляются, как и в других регионах, с 1760-х гг., но многие храмы продолжают возводиться в стилистике барокко вплоть до начала 1780-х гг. Памятники раннего классицизма XVIII в. композиционно варьировали тот же тип осевой композиции. Особенностью региона было использование многочисленных барочных и традиционных деталей декора, например, характерного «невьянского» орнамента - ступенчатых сосулек. Формы, заимствованные из барокко, встречаются и в завершениях церквей. Например, характерные восьмерики-ротонды. В области объемного решения наиболее интересными представляются бесстолпные, центричные церкви, часто с очень большим подкупольным барабаном, который по сути является ротондой. Для многих храмов периода барокко характерна ярусность силуэта центральной части. Хотя преобладающим планировочным типом церкви является «корабль», встречаются перестройки центральной части таких церквей в крестообразный план за счет дополнительных приделов. Церкви типа «корабль» имели двухчастное или трехчастное планировочное строение. С западного фасада, где находился вход в здание, часто пристраивали симметрично главной продольной оси ярусную колокольню над папертью. По этой же оси восток-запад располагались основные помещения здания: входной узел (сени), притвор или трапезная, собственно храм и алтарная апсида. Для региона характерны не очень распространенные в провинциальной архитектуре средней полосы России алтари с тремя очень большими апсидами или алтари прямоугольной в плане формы.
×

About the authors

Elena V. PONOMARENKO

Samara State Technical University

Email: vestniksgasu@yandex.ru

References

  1. Баженов Н.И. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года: (приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 г.). Симбирск: Типолитография А.Т. Токарева, 1903. 671 с.
  2. Государственный архив Самарской области, ф. 32, о. 32, д. 52.
  3. Государственный архив Самарской области, ф. 1, оп. 12, д. 4827.
  4. Государственный архив Ульяновской области, ф.147, оп. 15, д.147.
  5. Государственный архив Самарской области, ф. 32, оп. 32, д. 318, д.315.
  6. Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии. Оренбург: Изд. Оренбургского Губернского стат. комитета, 1887. 406 с.
  7. Государственный архив Самарской области, ф. 1, оп. 12, д. 2784.
  8. Государственный архив Самарской области, ф. 1, оп. 12, д. 6057.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 PONOMARENKO E.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies