ПОНИМАНИЕ АРХИТЕКТУРЫ ЧЕРЕЗ ФЕНОМЕНОЛОГИЮ М. ХАЙДЕГГЕРА

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Авторы, анализируя философские концепции М. Хайдеггера и их интерпретации архитектурными теоретиками, намечают понимание архитектуры в феноменологической традиции. Целью данной работы является обозначение тех смыслов архитектуры, которые упускаются в рамках позитивистской картины мира. В статье рассматриваются феноменологические концепции, раскрывающие значение архитектуры как связующего звена между человеком и окружающей средой: архитектуры как создания «мест», архитектуры как построенной «вещи», архитектуры как произведения искусства. Актуальность темы обосновывается назревшей необходимостью воссоединения архитектуры с жизненным миром человека.

Полный текст

Современное общество обеспокоено потерей смысла и значения в архитектуре, причиной которого считается избыточное применение технологий и научной рациональности. Технократический подход предъявляет архитектуру, оторванную от природы и человека; архитектуру, в которой человек не в состоянии по-настоящему обитать, вызывающую лишь чувство отчуждения. Такая оторванность от экзистенциального мира объясняется доминированием в процессе анализа и проектирования архитектурной среды научных и интеллектуальных методов, заимствованных из технических наук. При применении только таких концепций теряется человек как целостное существо с его чувствами, надеждами и мечтами [1, c. 49-51]. Архитектурные теоретики, такие как К. Норберг-Шульц, Ю. Палласмаа, Р. Уилсон и др., считают, что применение феноменологии могло бы способствовать более гуманной профессиональной практике архитектуры, чувствительной к месту и человеку [2, c. 100]. Сегодня феноменологию используют для изучения тех аспектов архитектуры, которые ускользают от линейной логики - телесной и бессознательной связи со средой. Данное направление помогает понять, что есть «подлинно человеческое» обитание [1]. Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 4 86 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Феноменология понимает жизнь человека как обитание или способ «бытия в мире» посредством чувств, а не разума. Обитание представляет собой «феномен человеческого сознания» или переживание [1, c. 49-51]. В основе феноменологического метода лежит повседневный жизненный мир, который прежде всего должен быть заботой архитекторов [3]. Архитектурная феноменология Феноменология, начало которой было положено философом Э. Гуссерлем, получила развитие в трудах М. Хайдеггера как экзистенциальная «феноменология существования» или «бытия». Труды М. Хайдеггера имели влияние на деконструктивистскую работу Ж. Дерриды, герменевтическую феноменологию Х. Г. Гадамера и некоторых постмодернистских теоретиков [4; 5, с. 39]. К. Норберг-Шульц, сторонник феноменологии архитектуры, интерпретирует концепции М. Хайдеггера как пребывание в мире в защищенном месте. Он доказывает, что архитектура способна обеспечить обитание [5, c. 39]. Феноменология М. Хайдеггера имела влияние на критический регионализм К. Фрэмптона, в частности на идею места как решения многих городских и экологических проблем. К. Фрэмптон настаивает на создании восприимчивых мест, отражающих пространственные качества локализации, а также на возвращении месту его архетипического аспекта - физически осуществленного воплощения коллектива, когда место играет символическую и политическую роль, представляя структуру общественных отношений [6, c. 442]. А. Перес-Гомес предлагает расширить концепции М. Хайдеггера, чтобы обеспечить «экзистенциальную ориентацию», культурную идентификацию и связь с историей [5, c. 39]. Феноменолог Ю. Палласмаа, продолжая идеи М. Хайдеггера, утверждает, что значение в архитектуре зависит от её способности символизировать человеческое существование или присутствие [7]. А. Шарр в книге «Хайдеггер для архитекторов» интерпретирует идеи философа применительно к архитектуре [2]. Феноменологическая архитектура апеллирует к чувственному опыту, памяти, воображению. «Проектируя, феноменологически ориентированный архитектор моделирует не физический объём, а чувства», - отмечает Ю. Палласмаа. Такова архитектура С. Холла и П. Цумтора. Определенными качествами феноменологичности обладают работы Т. Андо, А. Ван Эйка, Г. Шаруна, А. Аалто, Л. Канна, Ф. Ллойда Райта. Архитектура как создание «мест» М. Хайдеггер говорит о единстве в германском языке понятий обитать и строить. Он рассматривает эти два понятия как две стороны истинного человеческого существования. Обитание рассматривается одновременно как локальный феномен, обозначающий «иметь дом», так и глобальный, означающий «населять мир» [8]. Экзистенциальной целью строительства и архитектуры с позиции феноменологии является превращение территории в место обитания. М. Хайдеггер иллюстрирует это в эссе «Строить Обитать Мыслить» с помощью моста: «Мост возносится «легко и мощно» над рекой. Он не просто соединяет уже существующие берега. Собственно, мостовой переход и обнажает впервые берега как берега… Мост подтягивает к реке вместе с берегами и все пространство земли... Он собирает во взаимное соседство реку, берега и землю. Мост стягивает землю в местность, расположенную у реки» [9]. Мост раскрывает значение ландшафта, которое было скрыто до его строительства. Ландшафт получает свою ценность через мост: «Мост собирает бытие в определенную «локальность», которую мы можем назвать «местом». Это «место», однако, не существовало как объект до моста (хотя всегда было много «мест» вдоль берега реки, где оно могло возникать), а оно возникло с мостом и в качестве моста» [8]. Таким образом, целью строительства является создание мест через раскрытие значений, которыми потенциально обладает окружающая среда. Норберг-Шульц развивает данную концепцию М. Хайдеггера, обращаясь к древнеримскому понятию «Дух места» (Genius Loci) - неосязаемый характер места, обусловливающий его уникальность и положение в общем порядке вещей [10]. Для развития гармоничной связи с окружающей средой необходимо защищать и сохранять Genius Loci, что по К. Норберг-Шульцу означает конкретизировать его сущность во всё новых исторических контекстах [8]. Другими словами, история места должна быть его «самореализацией». То, что изначально существовало как возможности, раскрывается через человеческое действие, освещается и «хранится» в произведениях архитектуры, которые одновременно являются «старыми и новыми» [11]. Архитектура как построенная вещь Феноменология критически относится к пониманию здания как объекта, которым следует восхищаться, или как продукта индустрии строительства. В качестве альтернативы понятию объекта, используемому наукой, М. Хайде- А. Н. Базина, Е. А. Репина 87 Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 4 ггер вводит понятие «вещи». «Вещь» описывает атрибуты жизни, связанные с непосредственным опытом и использованием, а не отдаленно наблюдаемые в соответствии с абстрактной системой. Здание М. Хайдеггер мыслит как построенную вещь, которая связывает людей с миром в ежедневной жизни, поэтому оно должно пониматься через тактильный и образный опыт, а не как отдельный объект [2, c. 46]. Пример моста у М. Хайдеггера как построенной вещи говорит, что мост обладает феноменологическим значением намного большим, чем сумма его технических целесообразностей. Мост служит связующим звеном между людьми и окружающим миром [2, c. 48-49]. С позиции феноменологии мир предстаёт перед человеком в качестве совокупности вещей. Понятие архитектуры как вещи раскрывает функцию «собирания» мира - произведение строительства собирает свойства окружающей среды. То есть человек «получает» окружающую среду и фокусируется на ней в зданиях и вещах [8]. Архитектура как произведение искусства Архитектурное сооружение помогает человеку понять окружающий мир, в котором он живёт, и своё место в нём. В эссе «Исток художественного творения» М. Хайдеггер приводит пример с греческим храмом: «Стоя на своем месте, храм впервые придает вещам их вид, а людям впервые дарует взгляд на самих себя» [12]. Архитектура, согласно М. Хайдеггеру, может являться произведением искусства. Будучи таковой она «производит» истину в действительность: «открывает мир и в то же время ставит этот мир назад на землю» [8]. В примере М. Хайдеггера греческий храм, во-первых, раскрывает скрытое значение места; во-вторых, определяет судьбу народа, так как она тесно связана с местом; в-третьих, заботится о зрительном образе земли [8]. Как вещь архитектура собирает мир, раскрывает его (делает видимым) и позволяет человеку пребывать в нём, т. е. служит связующим звеном между человеком и окружающим пространством. В качестве произведения искусства архитектура является символом, отображающим истину бытия, отвечая на философский вопрос о смысле мироздания и месте человека в нём. Ю. Палласмаа считает, что феноменологическая архитектура способна дать обитателю ощущение смысла человеческого мира или существования. «Здание … есть символ переживания другой реальности, которая лежит за этим символом», - пишет он [7]. Понятие четверицы мира В своих работах М. Хайдеггер называет то, что собирает вещь, Четверицей мира - земли, неба, смертных и божественных. А. Шарр интерпретирует Четверицу как обстоятельства существования, неизбежную предпосылку мира, в который люди «брошены» без согласия [2, c. 32]. Ночь и день, смена сезонов, ветер, дождь, снег и солнце определяют потребности для обитания [2, c. 41]. Земля и небо представляют собой природные предпосылки существования, смертные и божественные - культурные. Божественное для М. Хайдеггера заключается в мистическом измерении жизни, которое не может быть рациональным [2, c. 45]. В анализе поэмы Г. Тракля М. Хайдеггер отмечает: «звон вечернего колокола приводит людей, как смертных, к божественному» [13]. Божественное - то, что символизирует общие ценности, лежащие в основе общественной тотальности [8]. Ю. Палласмаа считает, что архитектура представляет собой метафизический инструмент, с помощью которого человек пытается внести отблеск вечности в своё бренное существование [14]. К. Эллард, специалист по психогеографии, отмечает, что человек справляется с осознанием собственной смертности через личное убеждение, что он является частью чего-то большего, чем то, что заключено в нашей физической оболочке. Осознание себя как части культуры, которая существовала до нас и будет существовать после, помогает человеку справиться с неминуемостью конца. «Мы справляемся с пониманием собственной смертности посредством строительства: оставляем наследство, которое будет жить после нашего ухода», - пишет К. Эллард [15]. Пространство и границы М. Хайдеггер понимает пространство как контекст, в котором мы можем идентифицировать границы вокруг мест. Пространство возникает только потому, что мы можем идентифицировать места [2, c. 56]. Норберг-Шульц, интерпретируя М. Хайдеггера, пишет, что место определяется его границей, а архитектура происходит на границе как воплощение мира. Граница архитектуры образует гештальт или образ [3]. Поселение и ландшафт имеет связь «фигура-фон». А укрытие проявляется как фигура по отношению к протяженности ландшафта [8]. К. Линч, исследовавший город таким, каким его воспринимают обитатели, описывает понятие «средовых образов» - обобщённых мысленных картин окружающего материального мира в сознании человека. Эти образы Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 4 88 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ являются результатом непосредственных ощущений и памяти о прошлом опыте и обладают практической, эмоциональной и социальной важностью. «Добротный образ окружения … помогает установить гармоничные отношения между личностью и внешним миром», - считает К. Линч [16]. А. Шарр в книге «Хайдеггер для архитекторов» делает вывод из модели М. Хайдеггера: «хорошо, если границы места совпадают с физическими границами, например, дорогой, рекой, зданием, карстовым камнем… Будет легко идентифицировать места в соответствии с этими границами, которые предварительно уже вписаны в мир для нас» [2, c. 56]. С. Холл применяет этот принцип при проектировании кампуса колледжа искусства университета Айовы и основывает архитектуру здания на морфологии ортогональной сетки города и нелинейной структуре лагуны и утёса, где городская сетка нарушается. Холл органично вписывает здание в существующую структуру ландшафта, создавая гармоничную связь здания и места. Поэтическое обитание С позиции феноменологии М. Хайдеггера строительство и обитание связаны с попытками понять бытие не через абстрактные идеи, а через экзистенциальный опыт и переживания. М. Хайдеггер в эссе о поэтическом обитании пишет, что человек способен строить, т. е. устраивать своё местопребывание, только когда он способен осмыслять мир поэтически, т. е. через образы [17]. А. Шарр считает, что поэтическое осмысление мира включает в себя индивидуальное измерение самих себя по отношению к своему окружению, чтобы постичь смысл. Оно предполагает создание и творчество. Его инструментами могут служить индивидуальные суждения, интуиция, воображение, чувства и эмоции [2, c. 80]. С. Холл при проектировании рисует акварели, которые являются для него инстинктивным актом творчества. П. Цумтор основывается на личном опыте, он обращается к своим воспоминаниям и ощущениям от пребывания в определенных местах. Анализируя архитектурные ситуации из своего жизненного опыта, П. Цумтор, как по М. Хайдеггеру, измеряет себя по отношению к своему окружению. Источником поэтических образов является память. Архитектурные образы возникают из памяти и одновременно апеллируют к памяти людей. П. Цумтор при проектировании обращается к личным воспоминаниям о посещаемых местах, при этом пытаясь вызвать в памяти других людей свои воспоминания и культурные ассоциации из их личного опыта [2, c. 95]. Выводы. 1. Феноменологическое направление помогает понять, что есть «подлинно человеческое» обитание. 2. Феноменологическая архитектура апеллирует к чувственному опыту, памяти, воображению. Феноменологически ориентированный архитектор моделирует не физический объём, а чувства. 3. Экзистенциальной целью строительства и архитектуры является превращение территории в место обитания через раскрытие значений, которыми потенциально обладает окружающая среда. 4. Архитектура как вещь связывает людей с миром в ежедневной жизни, поэтому должна пониматься через тактильный и образный опыт, а не как отдаленный объект. Понятие архитектуры как вещи также раскрывает функцию «собирания» мира - произведение строительства «собирает» свойства окружающей среды. 5. Как произведение искусства архитектура представляет собой символ, отображающий истину бытия. 6. Архитектура «собирает» и «раскрывает» Четверицу мира (земли, неба, смертных и божественных) - природные и культурные обстоятельства существования. 7. Граница архитектуры образует гештальт или образ. 8. Создание архитектуры связано с попытками понять бытие через экзистенциальный опыт и переживания и в этом смысле представляет собой поэтическое (образное) осмысление мира. Его инструментами могут служить воспоминания, индивидуальные суждения, интуиция, воображение, чувства и эмоции.
×

Об авторах

Анна Николаевна БАЗИНА

Самарский государственный технический университет

Евгения Александровна РЕПИНА

Самарский государственный технический университет

Список литературы

  1. Кияненко К.В. Общество. Среда. Архитектура: социальные основы архитектурного формирования жилой среды. Вологда: ВоГУ, 2015. 284 c.
  2. Sharr A. Heidegger for Architects (Thinkers for Architects). London: Routledge, 2007. 128 p.
  3. Norberg-Schulz C. Heidegger’s thinking on architecture // Perspecta: The Yale Architertural Journal, No. 20, 1983. рр. 61-68.
  4. Кияненко К. О феномене, структуре и духе места у К. Норберг-Шульца. (Выдержки из перевода статьи Christian Norberg-Schulz. Phenomenon of Place // Architectural Association Quarterly. 1976. № 4. pp. 3-10 // Архитектурный вестник. 2008. № 3. С. 98-101.
  5. Nessbit K. Theorizing a new agenda for architecture : an anthology of architectural theory 1965- 1995. NY: Princeton Architectural Press, 1996. 384 p. А. Н. Базина, Е. А. Репина
  6. Frampton K. On Reading Heidegger // Oppositions, № 4, 1974.
  7. Pallasmaa J. The Geometry of Feeling: a Look at the Phenomenology of Architecture// Sakala: Nordic Journal of Architecture and Art, № 4, 1986, pp. 22-25
  8. Norberg-Schulz C. Phenomenon of Place // Architectural Association Quarterly, No. 4, 1976. рр. 3-10.
  9. Хайдеггер М. Строить-обитать-мыслить / пер. с нем. С. Ромашко // Проект International. 2010. №20. С. 176-189.
  10. Norberg-Schulz C. Genius Loci: Towards a Phenomenology of Architecture. NY: Rizzoli, 1980. 212 p.
  11. Venturi R. Complexity and Contradiction in Architecture. NY: The Museum of Modern Art, 1966. 136 p.
  12. Хайдеггер М. Исток художественного творения: избранные работы разных лет / пер. с нем. А.В. Михайлова. М: Академический Проект, 2008. 527 c.
  13. Хайдеггер М. Язык / пер. и прим. Б. В. Маркова. СПб., 1991. 20 с. URL: http://lib.ru/HEIDEGGER/ yazyk.txt
  14. Кияненко К. Юхани Палласмаа о геометрии чувств, чувстве дома и силе «слабой архитектуры» // Архитектурный вестник. 2008. №. 84. С. 160-165.
  15. Эллард К. Среда обитания: Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие / пер. А. Васильевой. Альпина Паблишер, 2018. 288 с.
  16. Линч К. Образ города / пер. с англ. В.Л. Глазычев. М.: Стройиздат, 1982. 328 c.
  17. Хайдеггер М. «…поэтически обитает человек» // Аспекты: сборник статей по философским проблемам истории и современности. Т. 7. М. : МАКС Пресс, 2012. С. 232-252.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© БАЗИНА А.Н., РЕПИНА Е.А., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах