Метод получения аналога дамасской стали с геометрически распределенными включениями за счет применения углеволокнистого катализатора
- Авторы: Лещенко Д.В.1, Максимов Н.М.1, Якунин К.П.1, Федякин А.Г.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 15, № 4 (2025)
- Страницы: 66-72
- Раздел: СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИЗДЕЛИЯ
- URL: https://journals.eco-vector.com/2542-0151/article/view/679875
- DOI: https://doi.org/10.17673/Vestnik.2025.04.10
- ID: 679875
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследование посвящено разработке технологии изготовления многослойных образцов стали, которая по структуре напоминает дамасскую сталь, но с одним отличием: углерод в структуре стали представлен не только графитом, но и геометрически распределенными включениями фрагментов углеволокна. Внесение в структуру углеволокна осуществляется с помощью никелевого углеволокнистого катализатора, включаемого в стальные многослойные пакеты для ковки. Примечательно, что в полученных образцах многослойной стали углерод присутствует не только в виде графита, но и в виде углеродных нанотрубок, присутствующих в составе исходного углеволокна, из которого был изготовлен никелевый углеволокнистый катализатор. Основной перспективой развития данного метода изготовления дамасской стали является получение нового материала для применения в строительстве серийного металлопроката.
Полный текст
Введение
Дамасская сталь благодаря своим механическим свойствам и уникальному декоративному виду традиционно ассоциируется с изготовлением холодного оружия. Она часто демонстрируется в музеях, посвященных оружию и декоративно-прикладному искусству. Исторические образцы оружия из дамасской стали широко представлены в экспозициях музеев Российской Федерации, например в Государственном историко-культурном музее-заповеднике «Московский кремль» или в Государственном Эрмитаже. Масса сохранившихся образцов демонстрируется в музеях по всему миру, например на рис. 1 представлен образец из Нью-Йоркского Метрополитен-музея.
Рис. 1. Узор дамасской стали на лезвии сабли
Fig. 1. Damascus steel pattern on a saber blade
В наше время восстановлена историческая технология изготовления дамасской стали, и она дополнена такими современными методами, как электродуговая или аргоновая сварка [1]. Полученные стали находят применение в основном благодаря декоративным свойствам их структуры (рис. 2).
Рис. 2. Узоры дамасской стали
Fig. 2. Damascus steel patterns
По поводу эксплуатационных свойств дамасской стали в источниках встречаются противоположные мнения [1‒5]. Однако современные исследования и разработки позволяют рассматривать дамасскую сталь как перспективный материал для использования в конструкционных узлах, где требуются высокие прочность, гибкость и устойчивость к динамическим нагрузкам. В рамках данного исследования была поставлена задача получения многослойных структур стали с геометрически распределенными включениями фуллеренов, углеродных нанотрубок и графитообразного углеволокна вместо графита. Рассматриваются потенциальные области применения такой дамасской стали в качестве конструкционного материала для металлопроката, а также преимущества, которыми она обладает в сравнении с традиционными сталями.
В серии экспериментов использовались стальные многослойные пакеты, состоящие из оболочки, выполненной из профилированной стальной трубы 25×25×1,5 мм, внутрь которой помещались многослойные стальные пакеты, состоящие из стальных полос 0,5×20×200 мм или полос из стальных сеток с различно подготовленной вуалью из углеволокна и флюсом (рис. 3). В качестве промежуточного слоя между стальными полосами использовалась вуаль из углеволокна и изготовленный из той же вуали углеволокнистый катализатор с нанесенным металлическим слоем железа и никеля (рис. 4).
Рис. 3. Стальная полоса, полоса из сетки и вуаль из углеволокна
Fig. 3. Steel strip, mesh strip and carbon fiber veil
Рис. 4. Углеволокнистый катализатор
Fig. 4. Carbon fiber catalyst
После размещения пакета внутри трубы она герметично заваривалась с помощью электродуговой сварки. Далее стальные многослойные пакеты нагревались в кузнечном горне до температуры выше 1000 °С (рис. 5) и расковывались пневматическим молотом (рис. 6).
Рис. 5. Стальные многослойные пакеты, помещенные в кузнечный горн
Fig. 5. Steel multilayer packages placed in a forging crucible
Риc. 6. Стальные многослойные пакеты после ковки
Fig. 6. Steel multilayer packages after forging
После остывания раскованные образцы разрезались и из них извлекались полосы стали, полученные из стальных пакетов. Из исследованных образцов наибольший интерес представляют образцы, изготовленные из стальной сетки и углеволокнистого катализатора. На рис. 7 представлен геометрический узор, который можно описать как иероглифический, причем контрастирование поверхности в данном случае выполнено не с помощью травления, а за счет эффекта побежалости.
Рис. 7. Иероглифический узор
Fig. 7. Hieroglyphic pattern
В структуре стали обнаружены включения остатков углеволокнистого катализатора в виде цилиндров углеволокна, вплавленных в металл (рис. 8). В отличие от углерода, обычно присутствующего в стали в виде аморфных бесформенных включений, в данном случае наблюдаются одинаковые по диаметру включения с примерно одним диапазоном длины.
Рис. 8. Углеволокно, вплавленное в металл. Микроскопия места разрыва
Fig. 8. Carbon fiber fused into metal. Microscopy of the fracture site
На рис. 9 представлен шлиф поперечного разреза образца стали, протравленный лимонной кислотой для повышения контрастности изображения. На микроскопическом срезе выявлены углеволокнистые включения, расположенные преимущественно параллельно относительно плоскости проката и сохранившие фрагменты волокна по всей его длине. Данная ориентация волокон может эффективно противодействовать деформациям в направлении, перпендикулярном плоскости проката, повышая сопротивление изгибу и ударным нагрузкам.
Риc. 9. Поперечный разрез стального образца при увеличении 10 и 40 крат
Fig. 9. Cross section of a steel specimen at 10× and 40× magnification
Граница зон сплавления углеродистой стали с углеволокнистым никелевым катализатором представлена на рис. 10. Катализатор под воздействием прокалки и ковки преобразовывается в никелевый сплав с включением фрагментов углеволокна.
Рис. 10. Граница зон углеродистой стали и никелевого сплава с фрагментами углеволокна при увеличении 100, 250 и 500 крат
Fig. 10. Zone boundary of carbon steel and nickel alloy with carbon fiber fragments at magnifications of 100, 250 and 500×
Рис. 11. РФА вплавленного в металл фрагмента углеволокна
Fig. 11. XRF of a carbon fiber fragment fused into metal
При рентгенофлуоресцентном анализе (РФА) вплавленного в металл фрагмента углеволокна на графике были обнаружены пики [6], соответствующие углеродным нанотрубкам (см. рис. 10). Таким образом, в данном образце многослойной стали углерод присутствует не только в виде графита, но и в виде углеродных нанотрубок, находящихся в составе углеволокна, из которого был изготовлен углеволокнистый катализатор.
В результате исследования было установлено, что добавление металлического никеля и железа на поверхность вуали из углеволокна (углеволокнистый катализатор) в совокупности с добавлением стальных частей в многослойные пакеты после сварки ковкой позволяет получить образцы многослойной стали, визуально сходной с дамасской сталью. Хотя данный метод является более технологически сложным, он требует меньших трудозатрат по сравнению с традиционной технологией производства дамасской стали, что открывает перспективы для его более широкого применения в строительстве.
Сочетание методов изготовления углеволокнистого катализатора с нанесенными металлами и металлообработки может привести к созданию новых видов многослойных сталей с уникальными механическими и декоративными свойствами. Такие инновации способны значительно расширить области применения многослойной стали в производстве высокотехнологичных материалов, например серийного металлопроката для возведения несущих металлоконструкций с уникальными гибкостью, прочностью и с повышенной сейсмостойкостью.
Для более глубокого и комплексного понимания эксплуатационного потенциала разрабатываемой многослойной стали представляется необходимым проведение дополнительных исследований. В первую очередь, особое значение имеет исследование режимов термической обработки, включающее варьирование температуры нагрева, времени выдержки и скорости охлаждения. Это позволит определить параметры, обеспечивающие оптимальные сочетания твердости и пластичности. Наряду с этим целесообразно изучение влияния различных охлаждающих сред, применяющихся при закалке (вода, масло, воздух, полимерные растворы), на микроструктуру и фазовый состав многослойной стали. Такие данные станут основой для разработки практических рекомендаций по термической обработке в промышленных условиях.
Следующим приоритетным направлением выступает оценка коррозионной стойкости металлопроката, полученного с применением рассматриваемой стали. Коррозия углеволокнистого железно-никелевого материала представляет собой важный аспект, требующий особого внимания в рамках его экспериментального и практического применения. Этот перспективный материал, обладая потенциально уникальными свойствами, благодаря комбинации свойств железа, никеля и углеволокна, предполагает множество преимуществ во многих направлениях практического применения, однако его коррозионная стойкость может сильно повлиять на долговечность и эксплуатационный потенциал.
Важнейший шаг в оценке коррозионной стойкости заключается в проведении испытаний, которые позволят выявить ‒ как различные параметры, такие как термическая обработка, микроструктура и компоненты, входящие в состав материала, скажутся на его способности противостоять коррозии. Оценка коррозионной стойкости требует обязательного применения современных методов анализа, позволяющих оценить степень повреждения поверхности и объем потерь металла. Проведение электрохимических испытаний, направленных на оценку анодных и катодных реакций в образцах разрабатываемой многослойной стали, позволит более точно оценить поведение нового материала в коррозионной среде. Особое внимание следует уделить выбору агрессивных сред, таких как кислоты или щелочи, поскольку их воздействие способно выявить слабые места материала. Возможные варианты коррозионных реагентов – растворы соляной, серной кислот, сероводорода, гидроксида натрия, аммиака, хлорида натрия. Сравнительный анализ методов испытаний также будет способствовать более детальному пониманию того, как различные режимы охлаждения и обработки повлияют на коррозионные свойства конечного продукта.
Высокая температура во время обработки многослойных сталей, полученных с применением углеволокнистого катализатора, может привести к образованию разнообразных фаз и микроструктур, которые будут по-разному реагировать на агрессивные среды. Поэтому исследование различных режимов термической обработки, как упоминалось выше, должно включать и их влияние на коррозионную стойкость.
В конечном итоге полученные результаты помогут создать стратегию для увеличения коррозионной стойкости углеволокнистого железо-никелевого материала, что значительно расширит его область применения, включая аэрокосмическое машиностроение, автомобилестроение и строительство. Это, в свою очередь, будет способствовать более рациональному использованию производственных ресурсов, повышению безопасности эксплуатации.
Кроме того, в целях обеспечения успешной интеграции материала в производственные процессы необходимо исследовать его технологические свойства, в частности свариваемость. Оценка свариваемости должна как минимум включать в себя:
- ▪ анализ применимости различных технологий сварки (дуговая, TIG, MIG, лазерная и др.);
- ▪ исследование склонности к образованию дефектов в сварном шве;
- ▪ изучение микроструктурных изменений в зоне термического влияния;
- ▪ механические испытания сварных соединений на прочность, ударную вязкость, твердость и усталостную прочность.
Выводы. Проведение вышеперечисленных исследований позволит лучше понять, как ведет себя многослойная сталь и изделия из нее в разных условиях эксплуатации, что, возможно, станет основой для разработки новых рекомендаций в области материаловедения. Полученные результаты позволят существенно расширить возможности применения исследуемой многослойной стали в критически важных отраслях промышленного строительства, предъявляющих повышенные требования к механической прочности, устойчивости к коррозии и надежности сварных соединений.
Еще одна перспектива развития исследования ‒ это совмещение данной технологии с технологией детонационного напыления металлических порошков [7], суть которого заключается в ускорении порошковых частиц до сверхзвуковых скоростей, что вызывает их интенсивную диффузию в приповерхностном слое металлической матрицы, в данном случае стальной сетки с углеволокнистым катализатором. Сверхзвуковые скорости обеспечивают высокое диффузионное проникновение частиц в металл матрицы, что позволит нанести покрытия, которые не подходят или неудобны для нанесения электрохимическим способом легирующих элементов, например титана, молибдена, алюминия, тантала и бериллия.
Об авторах
Дмитрий Владимирович Лещенко
Самарский государственный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: Ld@samgtu.ru
ORCID iD: 0000-0002-6974-1267
технический директор института по проектированию и изыскательским работам, старший преподаватель кафедры газопереработки, водородных и специальных технологий
Россия, 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244Николай Михайлович Максимов
Самарский государственный технический университет
Email: maximovnm@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5546-9274
доктор химических наук, доцент, профессор кафедры химической технологии переработки нефти и газа
Россия, 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244Константин Петрович Якунин
Самарский государственный технический университет
Email: konst1982@gmail.com
ORCID iD: 0009-0001-9920-9220
кандидат технических наук, старший научный сотрудник института оборонных исследований и разработок, доцент кафедры химии и технологии полимерных и композиционных материалов, старший научный сотрудник лаборатории цифровых двойников материалов и технологических процессов их обработки
Россия, 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244Алексей Геннадьевич Федякин
Самарский государственный технический университет
Email: defxela@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0000-4233-6598
главный инженер проектов института по проектированию и изыскательским работам
Россия, 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244Список литературы
- Урсулов А.А., Ларина Т.В. Технологии производства дамасской стали // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2024. Т. 8, № 2. С. 241‒251. doi: 10.33764/2618-981X-2024-8-2-241-251.
- Справочник металлиста. Т. 2 / под общ. ред. Н.С. Ачеркана. М.: Машиностроение, 1965. 975 с.
- Антейн А.К. Дамасская сталь в странах бассейна Балтийского моря. Рига, 1973. 139 с.
- Технология изготовления дамасской стали ковкой многослойных пакетов / С.А. Колчин, Ю.В. Горохов, А.А. Ковалева [и др.] // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2022. Т. 20, № 1. С. 42‒49. doi: 10.18503/1995-2732-2022-20–1-42-49.
- Волот Н.В. Современные материалы в производстве дамасской стали // Научные исследования и разработки в области дизайна и технологий: мат-лы науч.-практ. конф. Кострома: Костромской государственный университет, 2018. С. 55‒57.
- International centre for diffraction data. USA. Pennsylvania. 2008.
- Опыт исследования и применения технологии нанесения детонационных покрытий / В.Ю. Ульяницкий, М.В. Ненашев, В.В. Калашников [и др.] // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12, № 1-2. С. 569‒575.
Дополнительные файлы














