Music of geography: echo of the époque (review of books written by A.V. Drozdov)

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

A brief review of two books written by the leading researcher of the Institute of geography, A.V. Drozdov “Offertorium”, M., Association of scientific publications KMK, 2016 and “Magnificat”, M., Association of scientific publications KMK, 2018, representing a series of essays about University teachers and colleagues of the author. The essays are based on the author's personal memories and are dictated by the desire to pay tribute to his teachers and to preserve the living memory of these extraordinary people. The author also reflects on the serious changes in the life of the Russian Academy of Sciences in recent years and on the links between science and culture.

Full Text

В 2016 и 2018 гг. вышли две очень необычные книги ведущего научного сотрудника Института географии РАН, кандидата географических наук А.В. Дроздова: “Offertorium” и “Magnificat”1. Обе эти книги составляют великолепный диптих, который можно считать подарком автора к 100-летию родного Института географии РАН. Они не только глубоко географичны по своей сути, по содержанию, но и необыкновенно музыкальны. Дело не только в необычных для географического издания названиях: offertorium (приношение) и мagnificat (восхваление) – названия частей католической мессы, а также особые музыкальные формы, известные со времен эпохи Возрождения до наших дней (от Палестрины, Баха до Софьи Губайдулиной), но и в самом построении этих изящных и лаконичных книжек, и в ясности и музыкальности их языка.

Первая книга, “Offertorium”, представляет собой серию рассказов-воспоминаний автора о своих учителях – известных географах, лекции которых он слушал в студенческие годы на географическом факульете МГУ, и о старших коллегах, у которых он продолжал учиться, воспринимать их научный и жизненный опыт позднее, уже в ходе работы в Институте географии. Можно сказать, что эта книга построена как сюита, состоящая из циклов музыкальных пьес, что-то вроде “Времен года” А. Вивальди (четыре скрипичных концерта, каждый из трех частей). “Offertorium” состоит из 9 частей, вступления и заключения, каждая часть соответствует не времени года, как у Вивальди, а очередному жизненному этапу автора и содержит не три классические части, а два (в некоторых случаях три) рассказа о главных фигурах каждого этапа, в наибольшей мере повлиявших на развитие автора как человека и как географа. Все эти известные имена представляют в основном Московский университет и Институт географии АН СССР, а очерк о М.И. Будыко напоминает о петербургских/ленинградских корнях московской академической географии.

Из обеих книжек встают образы не только известных географов, с которыми был знаком, тесно общался и вместе работал автор (портреты Ю.К. Ефремова, Г.К. Тушинского, К.К. Маркова, Е.Н. Лукашовой и других), сотрудников Института географии – коллег автора, первого директора А.А. Григорьева и др., но и в целом вырисовывается из этой мозаики целостный портрет нашей науки – географии – такой сложной, многообразной, по-настоящему мировоззренческой.

Вторая книга “Magnificat” своеобразна еще и тем, что, кроме географической, присутствует там и собственно музыкальная тема (Александр Владимирович Дроздов известен у нас в институте не только как любитель, но и как глубокий знаток музыки). Книга включает главу “Наука и музыка”, о том, что мир науки и мир высокой музыки никоим образом не разделены высоким барьером, а представляют собой близкие, взаимовлияющие сферы. В этом же разделе помещена и глава “Институт и музей” о “домашнем” внутреннем музее Института географии, таком важном для сохранения связей между разными поколениями географов.

Этот сравнительно “тихий” раздел книги и следующий, с размышлениями о будущем географической науки завершают ее, в отличие от типичной сонатной формы, где спокойное “Andante” служит как бы отдыхом между более бурными, нередко трагическими частями. В этой книге настоящее Allegro agitato (порой с оттенком Dance macabre) представлено центральным разделом “Наука и общество, Кардинальные перемены”, который посвящен попыткам (иногда трагическим) реформировать нашу науку и тем коллегам, которые пытаются ее спасти. Этот раздел представляет собой глубокий серьезный анализ сложившейся ситуации, знакомой автору не понаслышке, а изнутри, как активному борцу за сохранение позиций нашей науки.

Обе книги изданы в стиле классического строгого изящества. Очерки снабжены фотографиями героев, что само по себе тоже очень ценно, особенно для тех, кто помнит их по личному общению.

Единственно, о чем можно пожалеть, что Александр Владимирович Дроздов, человек ренессансной широты интересов и эрудиции, все-таки не очень тесно общался с экономико-географами, хотя и не обошел своим вниманием классиков – Н.Н. Баранского, И.М. Маергойза, Ю.Г. Саушкина и некоторых других. А так хотелось бы почитать такие же живые и насыщенные очерки и о других деятелях экономической и социальной географии.

Итак, обе книги А.В. Дроздова: “Offertorium” и “Magnificat” – большая удача автора. Хочется пожелать ему продолжить работу в том же жанре и стиле, а, может быть, и в совершенно новом. Будем ждать с нетерпением.

Примечание:

1 Дроздов А.В. “Offertorium”. Приношение моим учителям – географам (1958–1965). М.: Товарищество научных изданий КМК, 2016. 127 с.

Дроздов А.В. “Magnificat”. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2018. 151 с.

×

About the authors

T. A. Galkina

Institute of Geography, Russian Academy of Sciences

Author for correspondence.
Email: ta@df.ru
Russian Federation, Moscow

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Russian academy of sciences

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies