IDEALISTIC VIEW ON HISTORY


Cite item

Full Text

Abstract

The subject of the article is an idealistic approach to history, that is, the theory and methodology of building the image of the past as part of a general worldview of the world. From an idealistic position, history appears as a science, not so much studying the past, as creating it. Scientific history is considered as one of the ways to create the past. Its dominance in today's historical discourse is explained, its connection with memory, theory and facts is revealed. The main factor of historical development, according to the author, are the ideas that are created by human consciousness. The idea created by a particular individual, breaking away from it and becoming the possession of other people, acquires the power of an objective idea directing historical actions. Creating the past, the historian tries to restore the previous states of reality. The historian has only an indirect connection with the events of the past, and this connection passes through one or several witnesses' minds, therefore it is ideal. The theory is a system of ideas that explains the objective real and subjective ideal world and creates their images. The largest theoretical system is the human worldview. The theory of history is the historian's view of the past. These are the main ideas that determine the way of perception of historical material, its processing and interpretation, the creation of an image of the past. In conclusion, the advantages and disadvantages of an idealistic approach to history are analyzed.

Full Text

Сегодня, когда де-факто существует несколько обра- зов прошлого, построенных на разных теоретических основах, и этот необъяснимый с точки зрения материа- листического научного подхода феномен не прекраща- ется, а напротив множится, выходом из сложившегося положения может стать обращение к иным теорети- ко-мировоззренческим основаниям построения обра- за прошлого. Одной из возможных альтернатив существующей истории, построенной на материалистических осно- ваниях, является созданный автором идеалистический подход [См.: Герасимов, 2017; Герасимов, 2018; Гераси- мов, 2019], основные положения которого кратко пред- ставлены в этой статье. Изначально история как способ создания прошло- го основывалась на идеализме. Сначала это был миф, затем религия и, наконец, философия. Когда мировоз- зрение стало базироваться на материалистической на- уке, идеализм перестал быть теоретической основой историографии, тем не менее, идеалистическая тради- ция не прервалась. Наиболее последовательно и тотально разумность истории прослеживается у Гегеля. В его идеализме идея собственно и есть история, вернее, развитие идеи - абсолютного духа и составляет подлинную историю, в ходе которой дух познает и раскрывает себя. Похо- жую роль идея играет в религиозной истории. Крайний субъективный идеализм берклианского типа не пре- тендовал на познание истории. В XIX в. идеалистический подход к истории про- слеживается во взглядах Л. фон Ранке, В. Гумбольта, виден он и у И. Дройзена в его известной «Историке». В отечественной историко-философской мысли субъ- ективный идеализм представлен работами Н. Михай- ловского и П. Лаврова. В прошлом веке Р. Коллингвуд, Б. Кроче рассма- тривали идеи в качестве движущей силы историче- ского развития. Идеалисты Л. фон Мизес и К. Поппер- полагали индивидуума главным субъектом истории, а идеи, вырабатываемые человеческим сознанием, - движущей силой исторического процесса. По их мне- нию, история идей является настоящей человеческой историей, определяющий и технологические новше- ства, и экономику, и культуру в широком смысле этого понятия. Вместе с тем, исторический идеализм практически не использовался в качестве теоретической основы конкретных исторических исследований. Наибольшие достижения он имел в методологии и философии исто- рии. Поставив ряд важных вопросов в этих областях, он однако не смог дать достаточно обоснованного их решения. Но все же основная причина, по которой иде- ализм не смог стать теоретико-методологической осно- вой для истории, лежит в мировоззренческой области современного общества. Современное мировоззрение целиком и полностью базируется на материалистиче- ской науке, которой человечество обязано главными достижениями в изучении и изменении природы, соз- дании материального благополучия, продлении жизни. Из краткого исторического экскурса видно, что идеализм как теоретическое основание господствовал в течение большей части человеческой истории и лишь в XIX в. уступил свое первенство материалистическому подходу, в котором различные объективные факторы, такие как климат, география, производительные силы, демография, технологии и др. играют роль источни- ка исторических изменений, а человек - инструмент, посредством которого внешние силы, задающие век- тор исторического развития, осуществляют свои цели. В предлагаемом автором идеалистическом подходе че- ловек впервые становится и автором, и главным действующим лицом исторической драмы. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА Предлагаемый автором идеализм заключается в том, что в основу истории, рассматриваемой как из- менение общества во времени, положен человеческий разум, создающий идеи, определяющие исторические действия человечества. С этих позиций человек пред- стает главным действующим лицом человеческой истории, в которой до сего времени он всегда играл подчиненную роль. Главный, сущностной признак человека, отличаю- щий его от всего многообразия форм неживой и живой природы, - это разум, производящий идеи, которыми руководствуется человек, совершая исторические дей- ствия. Внешние факторы являются лишь условиями, в которых творит человеческий разум, и они могут либо способствовать, либо мешать реализации челове- ческих идей в объективном мире. Создать новые идеи может только человеческое сознание, причем они есть результат человеческого творчества, поскольку в мате- риальном мире идей нет. Предлагаемый в статье идеалистический подход к истории в рамках европейской философской класси- фикации относится к субъективно-идеалистическому направлению. ИДЕЯ КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА ИСТОРИИ Центральным понятием идеалистической истории является понятие идеи. Идея в идеалистическом подходе выступает в форме знания о существующем явлении или мысли о преобра- зовании существующего явления, либо создании прин- ципиально нового явления. Две последние формы идеи и являются двигателем истории [Герасимов, 2017, с. 52]. В идее человек не просто отражает или познает внешний мир, но и создает его. Идеи в сознании че- ловека существуют в определенном порядке, в форме мировоззрения, обеспечивающем ему целостный и не- противоречивый взгляд на существующую действи- тельность и ее будущность. Сознание способно произ- водить идеи, создающие проект не только изменения существующей реальности, но и формирующие прин- ципиально новую, например, виртуальную реальность. Развивая существующие идеи, индивидуальное чело- веческое сознание продолжает процесс мышления, начатый предыдущими поколениями людей. Автор считает, что именно идеи, принципиально меняющие жизнь человеческих обществ, создают исто- рию и являются ее двигателем. Они определяют дей- ствия человека и направление исторического развития. Как писал О. Шпанн: «Становление, изменение - самое важное для истории… Становление заложено в самом основании событий, а, следовательно, должен суще- ствовать некий источник, как бытия, так и изменения, источник, предшествующий самому мыслимому как покоящемуся бытию. Этот источник - творчество. По- нятие творчества раскрывает нам бытие как историю» [Шпанн, 2005, с. 389]. Выяснение фактора или факторов, определяющих историческое развитие, одна из важнейших проблем любой исторической концепции. Прошлое должно ор- ганично вписываться в картину мира. Несмотря на то, что история - это история людей, главным субъектом ее развития может быть Бог, как это есть в христиан- стве; либо боги и люди - в мифологической картине мира. В рационалистическом мировоззрении самораз- вивающаяся Природа заняла место Бога и стала глав- ным источником развития человечества. С точки зрения идеалистического подхода - чело- век главная причина и двигатель истории. Благодаря его разуму, создающему идеи, он способен совершать действия, меняющие объективную реальность и даже создавать новую. Идея всегда предшествует историче- скому действию и предопределяет его. Сначала в иде- альном мире человеческого сознания создается идея преобразования, а затем она осуществляется в матери- альном и объективном мире путем деятельности. Поскольку идеи могут передаваться от одного че- ловека другому, они являются основой коллективных действий, приводящих к глобальным изменениям во внешнем объективном мире. Несмотря на то, что историю делают индивидуумы, она определенно надындивидуальна. В истории, где действуют народы, нации, классы, за общностью людей отчетливо проглядывает общность идей, которые спла- чивают большие человеческие группы, определяя це- леполагание и обеспечивая координацию их действий. Идеалист П. Лавров так описывал этот процесс: «идея, но не мистически присутствующая в человечестве; она зарождается в мозгу личности, там развивается, потом переходит из этого мозга в мозги других личностей, разрастается качественно в увеличении умственного и нравственного достоинства этих личностей, коли- чественно в увеличении их числа и становится обще- ственною силою, когда эти личности сознают свое еди- номыслие и решатся на единодушное действие; она торжествует, когда такие личности, ею проникнутые, внесли ее в общественные формы» [Лавров, 1965, с. 77]. Идеи являются главным движущим фактором исто- рии, внешние силы либо помогают их реализации, либо мешают, но не они определяют то, какие идеи появятся в конкретном человеческом сознании. Процесс творче- ства пока непонятен, однако ясно, что его источником может быть только разум человека. Во внешнем мире идей нет, поэтому они не могут быть привнесены извне в человеческое сознание. Идея, отрываясь от создавшего его сознания, ста- новится достоянием иных людей и приобретает силу и форму объективной идеи, как бы извне направляю- щей исторические действия. И. Дройзен писал: «как только эти идеи претворяются в жизнь, они превра- щаются в новые порядки, затем входят в привычку…» [Дройзен, 2004, с. 386]. ИСТОРИЯ С ПОЗИЦИЙ ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА История - открытый проект, над которым работает все человечество, но цели в нем ставит тот, кто созидает новые идеи, определяющие действия людей по преоб- разованию материального и социального мира, созда- нию новых видов вещей, практик и реальностей ранее не существовавших. Главные исторические изменения - результат осу- ществления великих идей, овладевших умами народ- ных масс и становящихся целью их действий. К таким идеям, например, относятся: религия, наука, филосо- фия, либерализм, коммунизм. Их реализация ведет к созданию новых социальных явлений, изменению внешнего мира и человека в нем. История - важный элемент любой картины мира. Мы создали историческое мышление и теперь зависим от него, поэтому образ уже несуществующего прошлого непосредственно влияет и на настоящее, и на будущее. Поскольку человек является источником истории и ее главным действующим лицом, то история не имеет объективной цели или смысла - они на каждом истори- ческом этапе задаются главными мировоззренческими идеями. Например, целью религиозного человека яв- ляется спасение души и единение с Богом, материали- ста - стремление к материально обеспеченной, здоро- вой и долгой жизни. Разные мировоззрения порождают разные цели и разный ход истории. Поскольку в прошлом люди действовали, исходя из своего собственного мировоз- зрения, отличного от сегодняшнего, то очень часто их действия выглядят либо непонятными, либо оши- бочными. Однако историки всегда создают образ исто- рии, опираясь на сегодняшнее мировоззрение, кото- рое на данный момент обычно считается единственно правильным. Идеалистический подход, понимая зави- симость образа прошлого от текущего состояния ми- ровоззрения историка и общества, в котором он живет и работает, осознает и относительность любой созданной им истории, ее временность и преходящий характер. Любая история является актуальной только в рам- ках определенного мировоззрения. При смене миро- воззрений прошлые истории обесцениваются и за- меняются новыми. Это отчетливо видно на примере российской истории, испытавшей в ХХ в. два миро- воззренческих перехода: первый в 1917 г., когда пра- вославное мировоззрение сменило коммунистическое и в его рамках было создано новое прошлое. Второй - в годы перестройки и постперестроечный период, когда на смену коммунистическому мировоззрению пришло сначала либеральное, а позднее и государ- ственно-патриотическое. При смене мировоззрений менялись и образы прошлого. В рамках материалистического подхода такая смена мировоззрений может быть объяснена только ошибоч- ностью прошлой истории и истинностью настоящей, но когда эти истории меняют друг друга до неприличия часто, начинаешь понимать, что дело вовсе не в ошиб- ках историков, творивших в иных мировоззренческих парадигмах. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРОШЛОГО В рамках предлагаемого идеалистического подхода, прошлое - это субъективный образ реальности, какой она могла бы быть без тех изменений, которые позднее с ней произошли. В современной истории популярна идея рекон- струкции прошлого, понимаемая как «восстановление первоначального вида, облика чего-либо по остаткам или письменным источникам» [Большой энциклопе- дический словарь, 2000, с. 1456]. В качестве примера такой реконструкции можно привести царский дворец в Коломенском. Он не содержит ни одного грамма ве- щества, из которого был построен его предшественник, ориентирован по иным сторонам света и стоит на дру- гом месте, тем не менее, считается одним из образцов реконструкции. С прежним дворцом его объединяют только чертежи, по которым они строились. Оба эти дворца объединяет только идея, которая была заложе- на архитектором в эти чертежи. Формально-материа- листически эти два здания не имеют ничего общего, но с позиций идеалистического подхода - это два вариан- та реализации одной идеи, воплощенной в чертежах и рисунках. Текст, написанный историком, еще более идеален, поскольку не создает материальной и объективной конструкции прошедших событий. Он всего лишь на- бор букв на белой бумаге. Его содержание идеально и актуализируется только в сознании читающего. Можно утверждать, что прошлое- это идеальная конструкция, создаваемая сознанием историка на осно- ве мировоззрения, методологии исторического иссле- дования и наличных исторических фактов. История - это лишь одна из форм создания прошлого. Способов формирования прошедшего изобретено уже довольно много: мифологический, литературный, религиозный, фантастический. Научный лишь один из них. Л. Репи- на пишет: «история во всех формах ее репрезентации (в виде мифологического, религиозного, художествен- но-эстетического, научно-рационального знания) и их многообразных актуальных (нередко чрезвычайно причудливых) сочетаний рассматривается как атрибут любой культуры, как важнейший способ самосознания и самопознания общества, определяющего через ос- мысление прошлого свою идентичность. В этом кон- тексте, будучи призвана соответствовать потребностям современного общества и отвечать на все новые и все более трудные вопросы, которые формулирует и прое- цирует на прошлое действительность настоящего, исто- рия неизбежно оказывается обреченной на постоянное переписывание и вовлекается в процесс непрерывной трансформации эмпирической базы и предметного поля, смены ракурсов и методов изучения, ключевых понятий и оценочных критериев» [Репина, 2013, с. 10]. Современная историческая наука - это способ соз- дания прошлого, разработанный в XIX в. такими идей- ными течениями как позитивизм, историческая школа, исторический материализм. Все они творили в рамках рационалистического мировоззрения и в тесной связи с естествознанием и использованием части его методов. Сегодня образ прошлого кроме научной истории создается такими формами творческой деятельности как литература, фантастика, религия, кино, телевиде- ние, Интернет. Каждая из этих форм создания картины прошедшего правомерна в своей области. Возможно, что когда-то один из этих, или вновь созданных спо- собов создания образов прошлого будет объявлен ис- тинным. Это произойдет не потому, что он будет более других соответствовать прошлому, а потому что он бу- дет более убедительным для той части общества, ко- торая определяет, что есть истина. В прошлом к таким авторитетам относились жрецы, священнослужители. Сегодня - ученые-историки удостоверяют подлинность прошлого, но так будет лишь до тех пор, пока их тексты будут более убедительны для общества, чем иные формы воплощения образа прошлого. История конкретна и единична, потому что акту- ально существует только в индивидуальном сознании. А поскольку содержание каждого такого сознания не- повторимо, то оно закономерно создает в нем индиви- дуальный образ прошлого. Нет историков, имеющих совершенно одинаковые картины прошлого в своем сознании. Они всегда будут отличаться, даже если они принадлежат к одному историческому направле- нию. Образы их прошлого будут столь же отличаться в деталях, как различаются их тексты. Если схожесть картин прошлого обеспечивает общность используе- мых мировоззренческих и конкретно-исторических теорий, на которые они опираются, то особенности опыта, судьбы, иных личных факторов накладывают неповторимый отпечаток на создаваемые ими карти- ны прошлого. Исходя из вышесказанного, можно согласиться с Б. Соколовым, который пишет, что «история, пре- жде всего, - это то, что мы конституируем, создаем нашим взглядом, если хотите, творим. Дело в том, что различные так называемые факты истории не просто наличествуют в нашем сознании. Они соприсутству- ют в нашем сознании, т.е. подвергаются определен- ной интерпретационной деятельности, деятельности наделяющей смыслом, значением и ценностной пер- спективой любое историческое повествование. Эта интерпретационная деятельность, выстраивающая «факты», события истории в историю как таковую, от- ражает общекультурные способы, коды выстраивания той реальности, которую, в конечном счете, мы лишь постулируем как существующую, но которую мы ни- когда не сможем схватить в ее ноуменальном виде, как кантовскую вещь-в-себе, вещь-саму-по-себе» [Соко- лов, 2001, с. 98]. Далее он пишет, что схема, по которой выстраивается историческое повествование «отражает не реальность событий или череды событий, но то, как именно эти события организуются в целостность исто- рического рассказа. Поэтому эти черты суть характе- ристики не самого исторического материала, а харак- теристики взгляда человеческого сознания, вносящего определенного рода упорядоченность в исторический материал» [Соколов, 2001, с. 99]. Идеалистический подход хорошо объясняет такую смену, поскольку в его рамках прошлое - лишь интел- лектуальная конструкция, создаваемая на основе пре- обладающей в данный момент теории и подкреплен- ная накопленными исторической наукой фактами. ИСТИНА В ИСТОРИИ Постоянное переписывание истории создает неиз- бежные проблемы для тех, кто считает необходимым и возможным постижение истины в истории. Идея истины - исключительно сильная идея, поэ- тому больше двух тысяч лет люди пытаются постиг- нуть ее в тех или иных формах. В материализме- как соответствие знаний объекту или явлению внешнего мира. В идеализме - как соответствие платоновской идее. Марксисты считали доказательством истин- ности соответствие практике. Концепций истины существует несколько и они плохо согласуются друг с другом, потому что созданы в разных теоретических системах. Однако и сегодня идея истины остается ак- туальной, поскольку она постигается в естественных науках. У историков после разочарования в позити- визме и марксизме все больше сомнений в возмож- ности постижения исторической истины. Положение, когда только последний вариант прошлого объявля- ется истинным, а все предшествующие объявляются ложными, мало кого устраивает. Идеалистический подход видит выход в признании существования лишь относительной истины, в рамках той мировоззренческой системы, в которой она со- здана. Такая позиция с одной стороны конституирует сложившийся в исторической практике релятивизм, а с другой- позволяет уравнять в правах все формы и способы создания прошлого. Этим мы не только воз- дадим должное нашим предшественникам по цеху, но и более трезво оценим положение нынешней истори- ческой науки в общечеловеческом процессе творения прошлого. Если такой подход возобладает, то и мы, сегодняш- ние историки, получаем шанс на то, что наши труды в постнаучную эпоху не будут рассматриваться как оче- редное, но теперь уже «научное» заблуждение, наряду с религиозным или мифологическим. На схожих позициях стоял и Ф. Бродель. В 1970-е гг. он писал: «Для меня история - это сумма всех возмож- ных историй, всех подходов и точек зрения - прошлых, настоящих и будущих. Я считаю ошибочным только одно: выбрать одну из этих историй, а всеми остальны- ми пренебречь. Историки совершали и будут совершать эту ошибку» [Бродель, 1977, с. 128]. Однако чуть ниже он все же заявляет, что уже создана принципиально новая история, избежавшая ошибок предшественни- ков, - и это, конечно, история журнала «Анналы». Вре- мя показало относительность и этой претендующей на истину теории. В рамках идеалистического подхода истина - это соответствие знания об исторических событиях их сущности, а именно, идеям, которыми руководствова- лись люди, их совершающие. Эти идеи могут правиль- но поняты только в рамках того мировоззрения, кото- рого придерживались акторы исторического действия. Поэтому истина может быть постигнута только в рам- ках конкретного мировоззрения. Абсолютная истина, пригодная для любого мировоззрения, не существует, что собственно мы и наблюдаем в историографии. Отсутствие в реальности прошлого - непреодо- лимое препятствие для постижения классической корреспондентской истины как соответствия знания объекту. Поэтому в западной историографии понятие истины практически не используется, а отечественные историки, знакомые с этой проблемой, обычно ограни- чиваются утверждением о необходимости приближе- ния к истине, при понимании невозможности ее пол- ного достижения. ИСТОРИЯ И ПАМЯТЬ Предпосылкой создания прошлого является инди- видуальная память как актуализация прошлых ощуще- ний в сознании человека. На ее основе создается опыт. Мы можем помнить только то, что произошло лично с нами, или чему мы были свидетелями, однако после того, как человек создал различные формы коммуни- кации и общения, он смог колоссально расширить свою память за счет памяти и опыта иных людей. Теперь лич- ное и общественное прошлое индивидуума значитель- но расширилось и стало храниться в виде информации, которой начали обмениваться не только в общении, но и при посредстве текстов. Так была создана возмож- ность истории. Ле Февр писал: «Постараемся отделаться от иллюзий. Человек не помнит прошлого - он посто- янно воссоздает его» [Февр, 1991, с. 21]. Прошлое чело- веческого общества появилось в настоящем лишь тогда, когда человек создал его силой своего воображения. Прошлое, создаваемое на основе знания и инфор- мации, а именно с ними и работает историк, создается только при помощи воображения, потому что вспо- минать нечего. Полученная информация содержится в источниках и представляет собой, в лучшем случае, фиксацию события его свидетелем. Это информация от первоисточника. Она считается самой надежной, но и такая информация есть лишь субъективное мне- ние человека, обработанное его мировоззрением. Это не есть объективное и всестороннее описание истори- ческого явления, а всего лишь частное мнение, создан- ное обязательно лишь с одной позиции и под опреде- ленным углом зрения. Очень часто в летописях и хрониках человек фикси- рует не то, что он видел лично, а то, что ему рассказали. Такая информация представляет собой образ события, прошедший через несколько сознаний, неоднократно обработанный и переработанный идейным содержа- нием этих сознаний. Об этой обработке и ее результа- тах мы, как правило, ничего не знаем, и знать не мо- жем. Поэтому связь историка с прошлым неизбежно проходит через сознания других людей, что неизбежно вносит в нее такие искажения, которые становится не- возможно устранить никакой критикой. При существу- ющих исторических методах, имея столь ненадежные свидетельства о прошлом, нельзя однозначно утвер- ждать о возможности создания в сознании историка образа, адекватного произошедшему событию. Что же может предложить идеалистический под- ход в этих условиях? Поскольку в основе исторических действий лежат идеи, то именно они являются смыс- лом и содержанием любого исторического действия. Историк в состоянии понять эти идеи, даже если они выработаны в мировоззренческой системе, отличной от современной научной. Идеи, в отличие от событий и вещей, нематериальны, поэтому не подвержены тле- ну, коррозии и времени. Они -единственное, что мо- жет без искажений передаваться из прошлого в насто- ящее. Однако идеи, которыми руководствовались люди в своих действиях, недостаточно часто фиксируются в текстах. Впрочем, для Нового времени фиксация идей в источниках достаточно широко распространена. Ко- нечно, часто люди скрывают свои истинные идеи, или пытаются их приукрасить, изменить, выставить в луч- шем свете. Такая проблема есть, и мы почти никогда не можем быть точно уверены, что человек искренне и адекватно выразил ту идею, которой он руководство- вался в своих действиях. Однако в рамках идеалистиче- ского подхода есть то, что довольно надежно связывает сознание историка с сознаниями людей прошлого - это идеи, которые являются сущностью, смыслом и содер- жанием их исторических действий. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ В самом общем виде теория - это наше представ- ление об объектах реального и идеального мира. С по- мощью наших теоретических представлений сознание способно проводить различные операции с этими объ- ектами, в том числе невозможные в реальном мире, на- пример, производить обобщения, вырабатывать поня- тия и категории и манипулировать с ними. Теория - это система идей, объясняющая объективный реальный и субъективный идеальный мир и создающая их об- разы. Теория - это то, с чем мы подходим к эмпириче- ским ощущениям, то, при помощи чего воспринимаем и обрабатываем опыт. Без теории он предстал бы перед нами в виде хаоса образов и ощущений. Это был бы, выражаясь кантовским языком, мир-для-себя. Теория позволяет превратить его в мир-для-нас. Теория упро- щает воспринимаемый нами мир, упорядочивает его и, благодаря этому, делает понятным для нас. Важно то, что теория не только упорядочивает хаос внешнего мира в сознании, она применяется уже на стадии восприятия события. Содержание того, что мы воспримем и его форма, зависят от идей, которые господствуют в сознании и оформляют воспринятое в образы. В качестве теории можно рассматривать системы идей различного уровня, начиная с мировоззрения, которое есть всеобщая теория мира, и заканчивая кон- кретным предметом, например, теорией атома. МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ПРЕДЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ Самой крупной теоретической системой являет- ся мировоззрение человека, именно его главные идеи определяют все остальные теоретические конструкции, включая исторические. Любое мировоззрение всегда тотально и претен- дует на истину в последней инстанции, а это значит, что истина может существовать только в рамках кон- кретной мировоззренческой системы. Так, в научном мировоззрении истина - это соответствие знания объ- екту, а в религиозном - Бог. Поскольку мировоззрение является предельной теоретической системой, то оно становится основой здравого смысла и определяет очевидные с позиций данного мировосприятия вещи. Таким образом, здравый смысл - это не практическое знание, полученное из повседневного опыта, а теоре- тически насыщенное, исходящее из главных мировоз- зренческих идей конкретного общества. Прошлое входит в картину мира человека, и каждое мировоззрение стремится создать свой образ минув- шего. Главные теоретические идеи, создающие про- шлое, определяются господствующим мировоззрени- ем или согласуются с ними. Картина мира в сознании человека должна быть цельной и непротиворечивой, поэтому и будущее, и прошлое должны быть скоординированы с настоя- щим в рамках единого мировосприятия. Нельзя иметь прошлое, основанное на религиозной идее, и созда- вать будущее на базе науки. Невозможно строить ли- беральное будущее, не осудив прошлого, созданного на коммунистической идее. Именно поэтому смена мировоззрений ведет к созданию нового прошлого и отвержению предыдущей его версии, которая объяв- ляется ошибочной или фальсифицированной. На пере- ломе эпох, когда одно мировоззрение меняет другое, создается новый образ прошлого и пишется новая история, которая исходит из мировоззрения, идущего на смену прежнему господствующему мировосприя- тию. Вспомним, что в годы перестройки, разочаровав- шиеся в коммунизме люди, зачитывались вариантами прошлого, созданного с либеральных позиций, и при- знавали ложным его предшествующий коммунисти- ческий вариант. Как только в 2000-е гг. начался отказ от либерального мировоззрения, истории, написанные с либеральных позиций, стали признаваться очеред- ным очернением нашего прошлого. Сегодняшнее господство научной истории - явле- ние историческое, т.е. преходящее. Научная история сменила историю религиозную. И сменила не потому, что появились какие-то факты, опровергающие рели- гиозную теорию, хотя это часто представляют именно таким образом. Сначала рухнула вера в Бога, а затем уже потерпел крушение религиозный образ прошлого, то же самое произошло и с советской историей - снача- ла рухнула коммунистическая идея, а потом перестали верить в коммунистическую историю. Либеральный вариант истории одержал победу только тогда, когда коммунизм перестал быть доминирующей теорией. Именно сомнения в теории привели к сомнению в об- разе прошлого, построенного на основе этой теории, а не наоборот. Невозможно сомневаться в истинности марксистской истории, если смотришь на нее сквозь призму марксистской теории. Только когда на нее на- чинаешь смотреть сквозь иные теоретические очки, тогда она начинает представляться ложной. ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Теория всегда предшествует составлению образа прошлого. Историческая теория, часто заимствованная у других наук, позволяет воспринять хаос свидетельств прошлого в доступной для сознания форме. К. Хюбнер считает, что историк стремится «представить истори- ческий материал как единое целое и привести аксио- матические, нормативные и оправдательные принци- пы apriori в гармоническое соответствие с остальными принципами данного многообразия. Таким образом, историк выводит свои принципы из других областей и сфер жизни, в которых они по каким-то причинам кажутся ему оправданными, и применяет их к своей предметной области» [Хюбнер, 1994, с. 265-266]. Историческая теория - это способ представления в доступной человеческому сознанию форме много- образного прошлого, путем его обобщения, упроще- ния, выделения главного и других методов создания убедительного образа минувшего. Теория определя- ет и набор методов, с помощью которых допускается строительство образа прошлого. Этот набор постоянно расширяется. Сначала это был опрос свидетелей собы- тия, потом чтение документов и свидетельств, сегодня в него включены легенды, мифы, сказки, радиоугле- родный метод, метод подсчета колец деревьев и пр. Образ прошлого создается из хаоса фактов при по- мощи теории. От нее зависит вся создаваемая истори- ком конструкция. Так, из истории, написанной на ос- нове марксизма, можно вывести все его законы, но в либеральной истории их уже не обнаружишь, потому что ее фактура выстроена на иной теоретической базе. Разочаровавшись в теории и отождествив ее с идео- логией как искаженным представлением о реальности, некоторые современные историки попытались отка- заться от использования теории, но не смогли этого сделать. Как пишут И.М. Савельева и А.В. Полетаев: «конечный результат работы историка - исторический дискурс, даже самый “простенький” - содержит в яв- ном или неявном виде огромное количество теорети- ческих концепций, на которые имплицитно опирается историк… исторический дискурс настолько «пропитан» теорией, что многие историки просто не замечают это- го» [Савельева, Полетаев, 2008, с. 224]. Теория как идеальное представление об объектах реального и идеального мира представлена во многих формах, начиная с языка и заканчивая понятиями, ка- тегориями, обобщениями. Если историк не пользуется какой-либо социально-политической или историче- ской концепцией, не значит, что он вообще не исполь- зует теорию. Самую главную теоретическую рамку, через которую историк смотрит в прошлое, составляет его мировоззрение, от которого он никогда и не при ка- ких обстоятельствах отрешиться не может. Теория является платоновской формой образа прошлого, в которую укладываются факты, являющи- еся его содержанием. Она играет определяющую роль в историях, созданных на основе мифов, религии, а так- же иных образов прошлого без использования фактов, либо с ограниченным их использованием. В научной истории теория также играет главную роль, поскольку именно она формирует образ прошлого, подкрепляя его фактическим материалом. Но господство теории здесь не безгранично и, если факты «сопротивляются» встраиванию в теоретическую форму, тогда теорию приходится менять. Лучшей теорией является та, кото- рая с позиций мировоззрения, господствующего в дан- ный момент в обществе, объясняет большее количество фактов. Без факта в рамках научной истории не может быть создано убедительного образа прошлого. Тем не менее, роль теории и в создании научной истории определяющая. Выдающуюся роль теория играет в определении движущих сил развития человечества. Как пишет Д. Тош: «теория необходима - при анализе истори- ческих перемен. Историки уделяют основное время объяснению перемен или их отсутствия» [Тош, 2000, с. 187]. Если причины исторических изменений лежат в сфере экономики, как это утверждает марксизм, тог- да она становится главным объектом исследования. Если в основе развития лежат какие-то климатические, географические и т.п. факторы внешней среды, тогда внимание историка и читающей публики обращается на них. «Двигатель» истории всегда находится в тео- рии, а не в фактах, ими он только подтверждается. Теорию часто отождествляют с идеологией, это неверно, поскольку теория шире идеологии. Идео- логическая обусловленность многих исторических оценок стала очевидна для историков уже в середине XVIII в., позднее в ХХ в. это влияние приобрело не- гативную окраску в форме идеологического влияния. Четко сформулированные идеологии ХХ в. порожда- ли столь же отчетливо очерченные образы прошло- го. Влияние идейных систем на образ прошлого был настолько очевиден, что многим стало казаться, что стоит отказаться от идеологии, как можно будет найти историческую истину. Но идеология - это всего лишь ясно выраженная теория, без которой не может обой- тись ни один историк, и если он отказывается от ясно выраженной теории, то значит, будет руководство- ваться неясно выраженной. Ближе к истине в резуль- тате этого он не станет, но его образы прошлого приоб- ретут расплывчатость, станут неубедительными. Такие образы всегда проигрывают по сравнению с идей- но определенным текстами, не переставая при этом быть теоретически нагруженными. Как пишет Х. Уайт: «По-видимому, в каждом историческом описании ре- альности действительно существует нередуцируемый идеологический компонент… даже работы тех исто- риков и философов истории, интересы которых были явно неполитическими, таких как Буркхардт и Ниц- ше, имеют специфический идеологический подтекст» [Уайт, 2002, с. 41, 46]. Отказавшись от ясно сформулированной теории в форме идеологии, историк не отказывается от теории вообще, он начинает руководствоваться своим миро- воззрением, которое еще более теоретично, чем любая идеология, потому что основывается на самых общих, абстрактных идеях, таких как Бог, справедливость, лю- бовь, свобода и иные. Все они историчны, временны. Историк и в этом случае не создает вневременную объ- ективную историю, он создает такую, которая может быть написана только в это конкретное время, и она тоже основывается на теоретических позициях, несмо- тря на то, что историк этого не осознает. Теории сменяли и будут сменять друг друга, пока не иссякнет человеческий гений, а вместе с ними бу- дет меняться и образ прошлого, выстраиваемый на их основе. В рамках мировоззрения могут существовать част- ные теории, определяющие образ прошлого. Особенно богат на эти теории период рационалистического, на- учного мировоззрения. Примерами таких теорий яв- ляются - позитивизм, марксизм, либерализм, фашизм и другие. Образцом масштабной исторической теории мож- но считать исторический материализм. Д. Тош пишет: «Подлинной причиной сильной привлекательности марксизма является то, что он прекрасно отвечает по- требности историка в теории… Марксистская модель «базис/надстройка» представляет собой весьма полез- ный способ постижения всей совокупности социальных отношений в любом конкретном обществе» [Тош, 2000, с. 204]. Связность и целостность марксистской истории обеспечивается глубочайшей проработкой марксист- ской теории, которой на протяжении 75 лет занимались на государственном уровне десятки исследовательских коллективов. Наряду с большими, всеобъемлющими идейными системами, существуют и частные теории прошлого, такие как историческая школа Ранке, историософия Ге- геля, школа Анналов, теории создания наций и другие. Частные теории обычно не претендуют на создание глобальной истории и ограничиваются конструирова- нием образа отдельных фрагментов прошлого. Кризис «больших» историй ХХ в. вызвал к жизни множество исторических концепций, лежащих в основе образов прошлого отдельных сторон жизни человеческих общ- ностей, таких как микроистории, гендерная, интеллек- туальная история и другие. В. Стёпин утверждает, что «фундаментальные тео- рии не являются продуктом индуктивного обобщения опыта, а создаются вначале за счет трансляции концеп- туальных средств, заимствованных из других областей теоретического знания, и только затем обосновыва- ются опытом» [Стёпин, 2000, с. 280]. Действительно, иногда в качестве исторической теории берется кака- я-либо удачная концепция из другой научной области, например, механистическая и эволюционная теории, взятые из физики и биологии соответственно. Постмо- дернизм - взгляд на прошлое с позиций лингвистики и семиотики. ФАКТЫ И ТЕОРИЯ Опора на факты отличают научную историю как способ создания прошлого от мифа, сказки, легенды, которые могут быть не связаны с реальными событи- ями прошлого, а являться продуктом одного лишь во- ображения. Привязанность к факту является отличи- тельной чертой и обязательным признаком научной истории. Исторический факт - это теоретически осмыслен- ное историческое событие или свидетельство о нем. А.Ф. Лосев полагал, что история как наука - это толь- ко понятые факты: «Факты сами по себе глухи и немы. Факты непонятые даже не суть история. История всегда есть история понятых или понимаемых фактов (при- чем понятых или понимаемых, конечно, с точки зре- ния личностного бытия)» [Лосев, 1991, с. 129]. Создать факт - значит понять его, обработав теорией. Из эмпирических исторических данных, поскольку они индивидуальны и неповторимы, невозможно вы- вести какую-либо научную модель, но подогнать их под определенную теорию вполне возможно. Донаучное мировоззрение обычно подгоняет события прошлого под мифы и религию своего народа, научное - под су- ществующие социальные, политические, культуроло- гические теории. Поскольку прошлой реальности уже нет, то прове- рить полученную картину можно лишь попытавшись уложить в эти формы все доступные факты. В совре- менной истории фактов очень много и всегда есть большой массив данных, противоречащих любой при- меняемой теории. Как утверждает П. Фейерабенд: «Ни одна теория никогда не согласуется со всеми известны- ми в своей области фактами» [Фейерабенд, 1986, с. 143]. Поэтому историк может какое-то время не обращать внимание на эти данные, но если их количество и каче- ство превысит некоторый предел, то историк вынужден будет искать новую теорию. Если свидетельств мало, как это часто бывает в Древней истории, тогда даже один факт может опровергнуть принятую теорию и об- раз прошлого, созданный на ее основе. Современная наука постепенно пересматривает свое отношение к факту, так К. Хюбнер считает, что даже в физике «нет фактов, которые могли бы выполнять роль беспристрастного арбитра; следовательно, фактами нельзя ни обосновать, ни опровергнуть теорию. И при- нятие, и отвержение теории, таким образом, связаны с внеэмпирическими решениями» [Хюбнер, 1994, с. 66]. С ним согласен и К. Поппер. Он пишет, что одни исторические теории, подтвержденные фактами, не могут считаться более истинными по отношению к другим, поскольку: «если какая-то точка зрения ока- зывается плодотворной и в ее свете могут быть упо- рядочены и интерпретированы многие факты, то это ошибочно принимается за подтверждение или даже за доказательство “концепции”» [Поппер, 1993, с. 91]. Историк, начиная искать, собирать, отбирать и ана- лизировать факты, уже имеет определенную теорию, иначе вся его работа с первоисточниками будет бес- смысленна и бесцельна, он ничего не сможет отобрать. ПомнениюР.Коллингвуда,неисточникопределяетмыш- ление историка, а «картина прошлого, принадлежащая историку и представляющая собою продукт его апри- орного воображения, определяет выбор источников в его работе» [Коллингвуд, 1980, с. 233]. Иное дело, что факты могут влиять на теорию, они могут противоре- чить первоначальной теории и заставить историка на- чать искать другую теорию, либо он вынужден будет создать совершенно новую концепцию, но выводить ее он будет не обязательно из исторических фактов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Понимание решающей роли теории в истории опи- сании позволяет идеалистическому подходу встать над теоретическим партикуляризмом и объявить все образы прошлого равнозначными и даже истинны- ми в рамках той теории, на основе которой они были созданы. В этом случае перед нашим взором предстает не череда заблуждений наших предшественников, ког- да одна исторически ложная картина сменяла другую, а вполне объяснимая смена историй, определяемая сменой тех теорий, которые лежали в их основе. Наши предшественники-историки не заблуждались, а созда- вали истории, единственно возможные с позиций раз- деляемых ими теорий. И нам, сегодняшним историкам, нужно понять, что наши разногласия порождены раз- ными теоретическими подходами, поэтому надо более терпимо относиться к иным взглядам на прошлое. Поскольку единой теории, наподобие марксист- ской, сегодня нет, то следует признать научными все истории, построенные на основе научной методологии и ясно выраженной теории. То, что сегодня какая-то теория не является общепризнанной, не основание для того, чтобы объявить ложным образ прошлого, постро- енный на ее базе. Вспомним, что любая крупная, об- щепризнанная социально-историческая теория всегда сначала объявлялась ложной или ошибочной, посколь- ку противоречила господствующим взглядам. Что же взамен абсолютной истины и объективности и может предложить идеалистический подход к исто- рии? Разве тот релятивизм и конструктивизм прошло- го, которые закономерно следуют из субъективно-и- деалистического подхода, - равноценная плата? Если судить мерками сегодняшней исторической науки и ее ценностей, конечно, нет. Однако если рассматривать создание прошлого в более широком историческом контексте, тогда идеалистический подход приобре- тает видимые преимущества перед господствующим в истории материализмом. Во-первых, - это действи- тельное следование принципу гуманизма, путем по- становки человека в центр истории. Во-вторых, как показал опыт [Герасимов, 2019], исто- рия с позиций идеалистического подхода более убеди- тельно объясняет большую совокупность фактов, нежели материалистический подход. Она позволяет без натяжек объяснить фактический материал, связанный и с эконо- микой, и с социальной сферой, искусством, политикой, наукой, современной виртуальной и иной нематери- альной реальностью, созданной человеком. Поскольку в основе всех этих процессов находится человеческая деятельность, то легко проследить ее творческие исто- ки, находящиеся в человеческом сознании, создающем идеи, которые лежат в основе этой деятельности. Смены мировоззрений и связанные с ними соци- ально-экономические и политические катаклизмы тоже находят свое объяснение с позиций идеалисти- ческого подхода. История предстает стройной чере- дой исторических событий, в основе которых лежит деятельность человеческого разума, преобразующего окружающий материальный мир и создающего новые виды реальности. Это не привычная история, в кото- рой на смену религиозному «мракобесию» приходит более совершенное общество, построенное на истин- ных основаниях, нет, всякая деятельность наших пред- ков, кажущаяся сегодня нелепой и ошибочной, находит свое основание в тех идеях, исходя из которых, они действовали в истории. В такой истории много трагиз- ма, но мало глупости, подлости и невежества. Она бо- лее гуманна по отношению к человеку, действующему в истории и стремящемуся к лучшему будущему, кото- рое ему видится с единственно возможных идейных позиций в конкретное время и в конкретном обществе. Такая история является закономерным следствием творческой деятельности человеческого разума, творя- щего историю и уже ставшего, по словам В.И. Вернад- ского, геологической силой, создавшей ноосферу.
×

About the authors

Grigory I. Gerasimov

Tula Museum of weapons. Tula

Email: ggi1957@mail.ru
Doctor of Historical Sciences, Associate Professor; Scientific Consultant

References

  1. Реймон А. Избранное: Введение в философию истории. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. 543 с.
  2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.
  3. Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность. / Философия и методология истории: сб. статей / под ред. И.С. Кона. М.: Прогресс, 1977. 334 с.
  4. Герасимов Г.И. Идеалистический подход к истории // Исторический журнал: научные исследования. 2017. № 5. С. 21-36.
  5. Герасимов Г.И. Идеи как основа ноосферы и человеческой истории // Ноосферные исследования. 2017. Вып. 2 (18). С. 50-62. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://glonoos.com/wpcontent/uploads/Gerasimov_NI_2017_2. pdf;
  6. Герасимов Г.И. Взгляд на исторический источник с позиций идеализма // История. Историки. Источники. 2018. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: history2014.esrae.ru/18-162 (дата обращения 10.03.2019).
  7. Герасимов Г.И. История и мировоззрение // Социально-политические науки. 2017. № 4. С. 160-163.
  8. Герасимов Г.И. История, создающая прошлое // Социально-политические науки. 2017. № 6. С. 140-144.
  9. Герасимов Г.И. Мировоззренческие основы истории России (середина XIX - начало XX вв.). Тула: Третий путь, 2019. 528 с.
  10. Герасимов Г.И. Прошлое как объект истории // Genesis: исторические исследования. 2017. № 10. С. 1-19.
  11. Герасимов Г.И. Субъект истории и источник исторического развития // История. Историки. Источники. № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://history2014. esrae.ru/17-153) (дата обращения 10.03.2019).
  12. Дройзен И.Г. Историка. Лекции об энциклопедии и методологии истории. СПб.: Владимир Даль, 2004. 582 с.
  13. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М.: Наука, 1980. 485 с.
  14. Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения. В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1965. 703 с.
  15. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. 524 с.
  16. Мифы народов мира. Энциклопедия / ред. С.А.Токарев. В 2 т. Т. 1: А-К. М.: Сов. энциклопедия. 1980. 671 с.
  17. Рикёр П. История и истина. СПб.: Алетейя, 2002. 399 с.
  18. Поппер К. Нищета историцизма. М.: Прогресс, 1993.188 с.
  19. Реконструкция // Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. 1456 с.
  20. Репина Л.П. Историческая наука в предметном поле / История и историки в прошлом и настоящем. М.: ИВИ РАН, 2013. 400 с.
  21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. 720с.
  22. Савельева И.М., Полетаев А.В. Теория исторического знания. СПб.: Алетейя; М.: ГУ ВШЭ, 2008. 523 с.
  23. Соколов Б.Г. Гипертекст истории. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. 193 с.
  24. Стёпин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 743 с.
  25. Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М.: Весь Мир, 2000. 296 с.
  26. Уайт X. Метаистория. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. 528 с. Февр Л. Суд совести истории и историка / Бои за историю. М.: Наука, 1991. 629 с.
  27. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986. 543 с.
  28. Хюбнер К. Критика научного разума. М.: ИФРАН, 1994. 322 с.
  29. Шпанн О. Философия истории. СПб., 2005. С.389.
  30. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдиториал УРСС, 1997. 444с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies