MODERN HISTORY: THE IDEA OF PATRIOTISM IN A HISTORY TEXTBOOK FOR HIGH SCHOOL


如何引用文章

全文:

详细

The article deals with various concepts of a single textbook. The authors come to the conclusion that a single concept capable of reconciling historians of different ideological directions - liberal, conservative, nationalist, religious and socialist-is the concept of patriotism. Patriotism assumes pride in the achievements and culture Patriotism presupposes pride in the achievements and culture of the Motherland, the desire to preserve its character and cultural characteristics and identify with other members of the people, the desire to protect the interests of the Motherland and its people. The concept of patriotism is broader than the concept of “ideology”. It is not necessary that ideology be directed against someone. People can be United and quite humanistic ideas of national scale, such as the idea of prosperity of the country, the idea of combating poverty, the idea of preserving the population, etc. A patriot can be a liberal (there are no greater patriots than Americans), can be a conservative, can be a religious fundamentalist - love for the Motherland unites all.

全文:

В Российской Федерации уже более пяти лет обсуж- дается вопрос о создании единого учебника историидля средней школы. О необходимости такого учебника го- ворил В.В. Путин в феврале 2013 г. на заседании Совета по межнациональным отношениям. По своей важности принятие новой концепции школьного учебника исто- рии сродни утверждению гимна или флага. Невозможно любить свою страну, быть патриотом, не зная ее исто- рии. «Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Когда в стра- не хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к ка- ждой странице нашей отечественной истории» [10]. Преподавание истории собственной страны имеет важнейшее значение при формировании граждани- на. Историческое сознание основной массы населения формируется на основе системных знаний, приобрета- емых на уроках истории в школе. Задача исторической литературы заключается в предоставлении достовер- ной и объективной информации. В противном случае, будет сформировано неверное представление об исто- рических событиях и фактах, которое впоследствии трудно изменить. За прошедшие годы сделано уже многое. Разрабо- тан федеральный государственный образовательный стандарт преподавания учебного предмета «История», основного общего образования. В 5-8 классах на изу- чение учебного предмета «История» в соответствии с Примерной основной образовательной программой основного общего образования основного общего об- разования отводится по 2 часа в неделю вне зависи- мости от режима работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя). В общеобразовательных организаци- ях, реализующих в 9 классах ФГОС основного общего образования, при 5-дневной учебной неделе рекомен- дуется изучать историю в объеме двух часов в неде- лю, при 6-дневной учебной неделе - 3 часа в неделю. Структурно учебный предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей истории и истории Рос- сии. В 5 классе изучается история древнего мира как часть всеобщей истории и модуль «Народы и государ- ства на территории нашей страны в древности». Исто- рия России, которая также является частью всеобщей истории, изучается системно на уровне основного об- щего образования с 6 по 9 класс. Создан единый исто- рико-культурный стандарт, на основе которого будут разработаны новые пособия. В 2018/2019 учебном году в соответствии с примерной основной образователь- ной программой основного общего образования про- должается поэтапный переход на линейный принцип преподавания истории России, заложенный в Концеп- ции нового учебно-методического комплекса по оте- чественной истории (Историко-культурный стандарт). В 5-8 классах организация изучения учебного предме- та «История» осуществляется в соответствии с синхро- низацией курсов всеобщей истории и истории России, предлагаемой Примерной образовательной програм- мой основного общего образования. Рекомендуется за- вершить переход на линейный принцип преподавания к 1 сентября 2019 года (9 класс). Планируется введение ЕГЭ по истории. В 2018/2019 учебном году продолжается реализация Концепции нового учебно-методического комплек- са по отечественной истории. Историко-культурный стандарт стал основой для создания Примерной про- граммы по истории в соответствии с федеральным го- сударственным образовательным стандартом общего образования и разработки контрольно измерительных материалов государственной итоговой аттестации по истории. Поэтому важно учитывать его концептуаль- ные положения, структуру и содержание при создании рабочих программ по истории и для классов, в которых продолжается реализация федеральный компонент государственного образовательного стандарта. В соот- ветствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории важной задачей курса истории является формирование мировоззре- ния учащихся. Человеческое наполнение и измерение курса прививает интерес и уважение к своей истории, служит источником и инструментом формирования у молодого поколения личностного, эмоционально окрашенного восприятия прошлого. Воспитанию па- триотизма и гражданственности учащихся способству- ет обращение к ярким примерам трудовых и воинских подвигов многих поколений россиян. Величие побед и тяжесть поражений убедительно раскрываются через жизнь и судьбы людей, в том числе отцов и дедов школьников, через историю их рода и семьи. Важным в мировоззренческом отношении является воспри- ятие школьниками памятников истории и культуры как ценного достояния страны и всего человечества, сохранять которое должен каждый. Формирование бе- режного отношения к культурному наследию - одна из задач курса отечественной истории. Несмотря на то, что проект Концепции еще не имеет окончательного нормативного закрепления, ряд положений реализу- ется через утвержденные примерные образовательные программы общего образования [8]. Подготовка новых учебников по всеобщей истории планируется на основе Концепции нового УМК по все- общей истории. В 5-8 классах общеобразовательных ор- ганизаций рекомендуется последовательное изучение курсов всеобщей истории и истории России. Начиная с 9-го класса возможно синхронно-параллельное изу- чение данных курсов с возможностью интеграции не- которых тем из состава обоих курсов. Интегрированное преподавание возможно исключительно на базовом уровне. Интегрироваться могут темы по истории меж- дународных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории, культуры [Там же]. Созданы и апробируются в школах три варианта единого учебника истории, подготовлен- ные издательствами «Дрофа», «Просвещение» и «Рус- ское слово». «Единый учебник» - название условное. Подводя итоги двухлетней работы, директор Института всеобщей истории РАН А. Чубарьян отметил, что речь идет о «линейке» книг с шестого по десятый классы, охватывающей всю историю нашей страны. На конкурс поступило восемь «линеек», пять сошло с дистанции. В сентябре победители появились в школах. Но у них будет испытательный срок в год: за это время авторы учебников учтут методические и фактические замеча- ния педагогов, а сами учителя будут иметь возможность пройти своеобразные курсы повышения квалификации на различных конференциях. И вынесут учительский вердикт на Всероссийском съезде учителей. Единая линейка учебников призвана продемон- стрировать непрерывность российской истории, пока- зать, что «судьба России создавалась единением разных народов, традиций и культур» [Там же]. Ошибаются те, кто думает, что в наше время школьный учебник - это всего лишь один и далеко не самый важный для ребен- ка источник получения знаний об истории - и никакой даже самый правильный учебник не перебьет впечат- лений от кино, массовой «исторической» литературы и интернета. Для любого школьника слово учителя имеет огромное значение, а строка из учебника часто запоминается как первая, а зачастую и единственная, информация о событии или личности. Всероссийский центр изучения общественного мнения представил данные о том, интересуются ли россияне историей нашей страны, какого мнения придерживаются о переосмыслении исторических со- бытий и их различной трактовке у разных народов, и допустимо ли, с точки зрения наших сограждан, существование нескольких учебников истории од- новременно. За последние два года интерес россиян к истории вырос: доля тех, кто в той или иной степени увлекается ей, увеличилась с 39 до 62%. Как правило, это высокообразованные респонденты (72%) и жители средних городов (68%). Одновременно, меньше стало тех, кто не проявляет интереса к истории нашей стра- ны - с 54 до 38%. В основном это малообразованные россияне (54%), а также жители малых городов и сел (40-41%). По мнению большинства наших сограждан, оценка исторических событий должна быть единой и неизменной, а их переосмысление - недопустимо (60%). Так думают, в первую очередь, москвичи и пе- тербуржцы (68%) и пожилые россияне (66%). Впрочем, почти каждый третий респондент полагает, что напи- сание истории - бесконечный процесс и каждое поко- ление трактует ее с высоты своих знаний и настроений (31%). Такая позиция наиболее характерна для жителей средних городов (39%) и тех, кто моложе 34 лет (38%). 61% россиян уверены, что «национальные истории» недопустимы и историческая правда всегда одна. Та- кого мнения придерживаются, как правило, столичные жители (79%), а также сторонники КПРФ и «Справед- ливой России» (по 66%). 31% респондентов, напротив, считают, что ситуация, когда одно и то же историческое событие имеет разную трактовку в памяти разных на- родов - это, в основном, жители средних городов (39%) и приверженцы ЛДПР (33%). Россияне имеют вполне однозначное мнение об учебниках истории для школ: 79% считают, что такой учебник должен быть един- ственным для всех школ, чтобы исключать путаницу и разноголосицу в головах учащихся. Как правило, так думают пожилые респонденты (86%) и южане (93%). В меньшинстве - те, кто допускает существование од- новременно нескольких учебников истории, чтобы учителя могли выбирать, по какому из них учить детей (15%). Такой позиции придерживаются, в основном, 18-24-летние россияне (21%), уральцы и сибиряки (по 23%). За то, чтобы учебник истории был единственным для всех школ, выступают, в основном, те, кто очень ин- тересуется историей нашей страны (84%). Одновремен- ное существование нескольких вариантов таких учеб- ных пособий допускают, как правило, те, кто никогда не увлекался историей (18%) [2]. К сожалению, вопрос о разработке нового учебни- ка решается крайне медленно. До настоящего времени ведутся ожесточенные споры. Рассмотрим различные точки зрения и мнения. Прежде всего, обсуждается во- прос - нужен ли вообще единый учебник? Аргументы в пользу его создания приведены выше. Но существуют и противники данной точки зрения. В заявлении Коми- тета гражданских инициатив утверждается, что единый учебник создать невозможно, поскольку «историче- ский факт» не может существовать в отрыве от различ- ных и подчас противоречащих друг другу оценок, и что создавать его не следует, так как попытка такого рода может привести к расколу общества. На наш взгляд именно наличие различных оценок исторического прошлого России в условиях ожесточенного идеологи- ческого противостояния ведет к расколу общества. Итальянский историк Карло Гинзбург назвал на- прасными попытки взятия прошлого под контроль в обществе, где есть Интернет. «Сама идея истори- ческой правды, которую я поддерживаю и которой предан, подразумевает, что эта правда может быть оспорена, а подобная опровержимая правда противо- речит идее единого учебника» [1]. Не отрицая важности Интернета, следует заметить, что информация, при- водимая там не всегда достоверна, авторы зачастую не имеют профессиональной подготовки и разобраться в массиве приводимой информации без определенного уровня знаний практически невозможно. Достигнуть этого уровня можно лишь прослушав школьный курс истории, получив определенную базовую подготовку. И лишь потом, на основе сопоставления различных точек зрения, определить свою позицию по данному вопросу. Лидер движения «Солидарность» Б. Немцов в свое время заметил: «Это хорошо, что учебников много и они разные. Учитель, ученик могут выбрать то, что их больше устраивает. Кто-то скажет: в море учебников сложно ориентироваться. А кому сегодня легко? На то он и педагог, профессионал, чтобы суметь разобраться, какую лучше взять книгу. Считаю, принцип формиро- вания рынка учебной литературы совершенно правиль- ный. Необходимо тут и дальше расширять ассортимент. Конечно, при этом заботиться о качестве» [3]. С такой постановкой вопроса можно было бы согла- ситься, если бы все школьные учителя истории имели достаточно высокую квалификацию. К сожалению, пересмотр всей нашей истории, поиски «белых пятен истории» и закрашивания их черной краской продол- жается уже свыше четверти века. Выросло уже не одно поколение не только учеников, но и преподавателей истории. Сейчас стоит задача - возвращать себе (а зна- чит, и нашим детям) знание и уважение к собственной истории. Ведь наша сегодняшняя проблема не только в том, что у нас четверть века не было единой кон- цепции школьного учебника, а в том, что у нас вообще не было никакой концепции отношения к собствен- ному прошлому. Было полное устранение властей от идеологических споров, а учитывая, что все идео- логические разногласия у нас являются производными от различных взглядов на историю России, то и от спо- ров об истории. Между тем вопрос о том, какую исто- рию преподавать, является актуальнейшей политиче- ской и идеологической проблемой вовсе не детского масштаба. На заседании Российского исторического общества, посвященном началу работы над учебником, руководитель Администрации Президента РФ С.Б. Ива- нов отметил, что современная подача исторического знания в школах приводит к тому, что «дети зачастую просто не понимают, о чем идет речь». Это ведет к па- дению интереса к истории в целом. При таком подходе само преподавание курса превращается в профанацию. А.Кузнецов, преподаватель истории московской гимназии № 1543, пишет: «Среди ратующих за еди- нообразие много таких, кто руководствуется, казалось бы, вполне рациональными соображениями: чтобы снять общественное напряжение, связанное с разными трактовками истории, следует выкинуть из учебников все оценки и интерпретации и оставить голые факты. То есть, по сути, предлагается учебники заменить спра- вочником. Однако смысл исторического образования не в том, чтобы помнить дату Бородинской битвы, а в том, чтобы уметь поместить это событие в контекст отечественной и мировой истории и в соответствии с этим оценить его роль… Поэтому учебник должен не только содержать факты, но и учить работать с ними, давать примеры такой работы. Учителям же собственный опыт подсказывает разные варианты, как лучше это сделать. Потому-то учебников и должно быть несколь- ко». Но предполагаемое введение ЕГЭ по истории ис- ключает саму возможность различных трактовок той или иной проблемы, требует однозначных ответов на поставленные вопросы. Сама существующая систе- ма оценок делает невозможным сопоставление раз- личных точек зрения [2]. На наш взгляд выход из данной ситуации состо- ит в том, что преподавание истории в школе должно строиться с учетом возрастных особенностей школь- ников, состоять из двух концентров. На первом этапе (5-8 классы) исторические события должны излагать- ся по возможности однозначно, с упором на факти- ческий материал. Второй концентр (10-11 классы) должен включать различные оценки исторических событий, давать школьникам материал для сопостав- лений, самостоятельных выводов. В то же время пол- ностью обоснованной представляется точка зрения зав. кафедрой истории МПГУ А.Г. Данилова: Централь- ное место в учебниках истории должны занять те идеи и ценности, которые составляют основу конституци- онного строя России. Необходимо также показывать место и роль России в мире, выявлять общее и особен- ное в мировой и отечественной истории. Здесь нет и не должно быть места крайним взглядам и оценкам. Российская история не должна представать в учебни- ке ни как некая аномалия всемирной истории, ни как единственно верный путь» [Там же]. Спорным представляется вопрос о концепции на- писания единого учебника. В конце 1980-х - начале 1990-х гг. с изменением политического строя происхо- дит отказ от «моноидеологии» - идеологии марксизма как единственно допустимого метода исторических исследований. В период борьбы с тоталитарной комму- нистической идеологией в России (конец 80-х - начало 90-х гг. XX в.) был взят курс на деидеологизацию стра- ны. В ст. 13 Конституции РФ закреплено, что ни одна идеология не может устанавливаться в качестве госу- дарственной. На законодательном уровне эта статья должна способствовать идеологическому плюрализму. В условиях крушения коммунизма это привело к так называемой «методологической революции», когда все исследования, осуществленные в рамках марксистской парадигмы, априорно объявлялись консервативными и нелепыми. Такое положение в исторической науке явилось результатом отождествления понятий «науч- ная концепция» и «идеология». Разница между наукой и идеологией показана выдающимся русским социоло- гом А.А. Зиновьевым. «Задача науки - познавать мир. Задача идеологии - не открытие новых истин о приро- де, обществе и человеке, а организация общественного сознания, приведение сознания людей к некоторому общему стандарту, управление людьми путем воздей- ствия на их сознание… Понятие истины к идеологии не применимо, как оно не применимо и к религии» [4]. В начале 1990-х гг., на смену одной идеологии - марк- систской, пришла другая - либеральная. Некритически заимствовались идеологические штампы из работ за- падных историков. Широкое распространение получи- ла концепция «советского тоталитаризма». Предста- вители этого направления проводят параллели между советским обществом и гитлеровской Германией 1930-х гг., объединяя их термином «тоталитаризм». Многие историки восприняли новые идеологические штампы, как руководство к действию, стали перепи- сывать историю с либеральных позиций. Отличие этой литературы от литературы советского периода заклю- чалось лишь в полярной смене оценок, в целенаправ- ленном поиске негатива. Особое место в процессе обновления содержания исторического образования в России, на сегодняшний день, занимает проблематика XX столетия. Современ- ные учебники представляют в большинстве случаев неоднозначную оценку событий и личностей истории прошлого века. Их идеологическая направленность очевидна - принизить роль России и советского госу- дарства в мировой истории. Вот, например, как освещается история Второй ми- ровой войны в одном из учебников по истории России А. Кредера. В трактовке автора самыми важными сра- жениями этой крупнейшей в мировой истории войны были битвы за атолл Мидуэй и при Эль-Аламейне, а во- все не масштабнейшие операции советских войск (Ста- линград, Курская дуга и т.п.). Курская и Сталинградская битвы - признанные во всем мире ключевыми, рубеж- ными в истории всей войны - упоминаются в данном учебнике одной строкой, через запятую. «Точно так же Кредер максимально затушевывает роль СССР в разгроме Японии (о Квантунской армии - ни слова), - отмечает содиректор Центра новой соци- ологии и изучения практической политики «Феникс» Александр Тарасов, - и заставляет школьников учить, что разгром японского милитаризма является исклю- чительной заслугой США, попутно оправдывая ядер- ные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки». Более того, Кредер, подводя итоги Второй мировой войны, говорит о вреде разгрома фашизма, так как, по логике автора, это привело к распространению на Европу «коммуни- стического тоталитаризма» [2]. Вот как оценивает ситуацию историк Юрий Рубцов: «Сегодня нас понуждают полностью сдать позиции, ко- торые всегда считались незыблемыми, потому что от- ражали объективную реальность. А именно: усвоить, что все в нашей истории было либо «неправильным», либо вовсе преступным; признать агрессором не фаши- стскую Германию, а Советский Союз; согласиться с тем, что не военная машина Гитлера, а кремлевское руковод- ство планомерно уничтожало во время войны советский народ; <…> что наши полководцы - бездари, способные побеждать не иначе, как большой кровью…» [Там же]. Внедрение ложных представлений о прошлом нашей страны отнюдь не случайно. Чтобы превратить народ в стадо баранов, надо лишить его исторической памяти, национальной гордости, внушить ему чувство вины. Однако было бы неправильным сводить все име- ющиеся искажения исторического прошлого стра- ны исключительно к «тлетворному влиянию Запада» Посильный вклад внесли и отечественные политики и историки. На протяжении всего периода существова- ния исторической науки в России имело место целена- правленное искажение исторического прошлого. Как правило, это делалось с определенными политически- ми целями в интересах отдельных политических пар- тий и групп населения. На протяжении XX в. истори- ческая парадигма менялась как минимум четыре раза. После свержения самодержавия началось планомерное и сознательное очернение всего предыдущего пери- ода Российской истории. Немалую роль в этом сыгра- ла т.н. «школа Покровского». М.Н.Покровский первым попытался изложить историю России с позиций фор- мационной теории К.Маркса. После революции 1917 г. М.Н. Покровский фактически возглавил советскую историческую науку. В советский период им была на- писана «Русская история в самом сжатом очерке», став- шая учебником для средней школы. М.Н. Покровский был революционером, посвятившим свою жизнь борь- бе с самодержавием. Вследствие этого, в его работах вся дореволюционная история России изображалась исключительно в черном цвете («тюрьма народов», «европейский жандарм») и т.д. По его мнению, даже сам термин «русская история» был «шовинистическим» и «контрреволюционным». В 1920-е гг., когда стояла задача дискредитации старого режима, эти взгляды М.Н. Покровского были востребованы. Но к 1930-м гг. обстановка изменилась. В 1933 г. в Германии пришел к власти Гитлер, взявший курс на пересмотр сложив- шихся в Европе границ, на подготовку новой войны. В этих условиях необходимо было сплочение всего народа. Перед исторической наукой была поставлена новая цель - воспитывать патриотизм, государствен- ность, любовь к Отечеству, в том числе и на примерах дореволюционного прошлого. В этих условиях «школа Покровского» не соответствовала новым требованиям. В последние годы жизни Н.М. Покровский был подвер- гнут резкой критике, а уже после его смерти в 1934 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «О преподавании истории в школах СССР», где, школа М.Н. Покровского была осуждена, а его учебники изъяты. В 1934 г. были вновь открыты исторические факультеты в Москов- ском, Ленинградском, Томском, Казанском, Ростовском и Саратовском университетах. Были написаны новые учебники для средней школы и для вузов. Началась компания по пересмотру истории страны, восстанов- лению преемственности истории Российской Империи и СССР. В историческую память возвращались имена Александра Невского, Дмитрия Донского, Козьмы Ми- нина, Дмитрия Пожарского, Суворова, Кутузова, Уша- кова и др. Формирование патриотизма стало основной задачей исторического образования. Следующий поворот в историческом сознании произошел после смерти И.В. Сталина. Решениями XX съезда КПСС (февраль 1956 г.) было положено нача- ло линии на «десталинизацию» общественно-полити- ческой жизни. На закрытом заседании съезда Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». В нем гово- рилось о «завещании» В.И. Ленина и его критике от- рицательных черт И.В. Сталина (при жизни Сталина письмо Ленина не публиковалось): о расстреле пода- вляющего большинства депутатов XVII съезда партии; о роли Сталина в убийстве С.М. Кирова; о растерянно- сти И.В. Сталина в первые дни войны; о репрессиях 1930-х - 1940-х гг. и многих других негативных явле- ниях сталинского периода. При этом Н.С. Хрущев зао- стрил внимание только на репрессиях против партий- ных кадров, «верных ленинцев», а репрессии против оппозиционеров - троцкистов, зиновьевцев и др. при- знавались правомерными. Число репрессированных было сильно преувеличено - говорилось о миллионах человек. Вина за все имевшие и не имевшие место ошибки и преступления возлагалась на одного Стали- на. Причиной репрессий назывались его личные каче- ства - властность, жестокость, подозрительность. Тем самым автоматически снималась вина со сталинского окружения, в первую очередь с самого Н.С. Хрущева. Последствия данного события оказались очень серьезными. Начался пересмотр уже истории совет- ского периода. Переименовывались города, улицы, сносились памятники, тело Сталина было вынесено из Мавзолея. Падение авторитета верховной власти, информация, переворачивающая все устоявшиеся представления и догмы, дали толчок к изменению об- щественного самосознания. Часть населения отрица- тельно восприняла критику Сталина и отказывалась верить названым фактам. Резко упал международный престиж Советского Союза и международного комму- нистического движения. Сталин был символом целой эпохи. С его именем связывали Победу над фашизмом, построение социализма в СССР, установление нового порядка в мире. В ГДР, Венгрии, Польше прошли анти- коммунистические выступления. Руководство Китая не поддержало критику Сталина, что вызвало резкое ухудшение отношений между СССР и КНР, ослабило наши позиции в мире. После снятия Н.С. Хрущева в 1964 г. и осуждения Пленумом ЦК КПСС его просчетов во внутренней и внешней политике, период его руководства страной вошел в историю как «период волюнтаризма». Это в це- лом было правильно, но отнюдь не исчерпывало содер- жания периода, включавшего освоение целины, запуск первого спутника Земли, полет Ю.А. Гагарина, созда- ние первой АЭС и многое другое. После смерти Л.И. Брежнева с легкой руки М.С. Гор- бачева весь двадцатилетний период его руководства страной получил название «годы застоя». Эта форму- лировка прочно утвердилась в общественном созна- нии. Между тем, реальные цифры экономического и социального развития СССР показывают, что в пери- од 1965-1985 гг. наблюдался не застой, а значительный экономический рост. В 1980 г. Советский Союз занимал первое место в Европе и второе место в мире по объ- емам производства промышленности и сельского хо- зяйства. Если в 1960 г. объем промышленной продук- ции СССР по сравнению с США составлял 55%, то через 20 лет, в 1980 - уже более 80. СССР вышел на передовые позиции в освоении космоса, развитии авиации, атом- ной энергетики, фундаментальных и прикладных наук. О каком же «застое» может идти речь? [5, c. 17, 18]. Переоценка деятельности М.С. Горбачева и Б.Н. Ель- цина происходит на наших глазах. Таким образом, каждые 10-15 лет история страны если не полностью переписывалась, то значительно корректировалась. Появилось даже определение: «Россия - страна с не- предсказуемым прошлым». Такой подход к истории страны не может способствовать формированию под- линной исторической памяти народа. После падения коммунистического режима в рос- сийской исторической науке произошла очередная, наиболее радикальная смена парадигмы историческо- го исследования. Начался пересмотр всего советско- го прошлого, поиск «белых пятен истории», который быстро перерос в целенаправленный поиск негатива, очернения сначала советской истории, а затем и рос- сийской истории в целом. Некритически заимство- вались идеи западных историков. Создавался «чер- ный миф» - образ России, как уродливого отклонения от магистрального пути развития человеческой циви- лизации, под которой имелась в виду западная циви- лизация. Обычным явлением стали тенденциозный подбор фактов под заданную схему, соответствующая их интерпретация, а так же прямая фальсификация. Как реакция на новые идеологические штампы воз- ник подход «многоконцептуального изучения исто- рии», предусматривающий равноуважительное отно- шение к различным мировоззренческим историческим концепциям. «Различия между концепциями состоит в предмете изучения и в системе взглядов на истори- ческий факт. Каждая схема-теория из множества исто- рических фактов выбирает только те, которые впи- сываются в ее логику. Нет объективной, «правдивой» интерпретации истории; осмысление исторических фактов субъективно; на осмысление (интерпретацию) влияют: ментальность эпох, ментальность людей раз- ных стран, политические пристрастия. Отсюда следу- ет, что проведение одной одноконцептуальной точки зрения в учебнике исключается. Если же употребляют- ся терминологические клише (тоталитарная система, формация, модернизация, пассионарность, способ производства), то дается пояснение, называется исто- рическая школа, методологическое направление» [6]. «Исторический факт - это реальное событие про- шлого. Все прошлое человечества соткано из исто- рических фактов, их множество, но для получения исторической картины требуется факты выстроить в логическую цепочку и объяснить их. Теория - логи- ческая схема, поясняющая исторические факты. Сами по себе исторические факты как «фрагменты действи- тельности» ничего не объясняют. Только историк дает факту толкование, которое зависит от его идейно-тео- ретических взглядов. Каждая схема-теория из множе- ства исторических фактов выбирает только те, которые вписываются в ее логику. Исходя из предмета истори- ческого исследования, каждая теория выделяет свою периодизацию, определяет свой понятийный аппарат, создает свою историографию. Различные теории выяв- ляют только свои закономерности или альтернативы - варианты исторического процесса и предлагают свое видение прошлого, делают свои прогнозы на будущее. Различные теории изучения, объясняющие реальные исторические факты, не имеют преимущества друг пе- ред другом. Все они “правдивы, объективны, верны” и отражают различие мировоззрений, систем взглядов на историю и современное общество. Критика одной теории с позиции другой некорректна, так как подме- няет мировоззрение, предмет изучения. Попытки со- здать общую (единственную), универсальную теорию, то есть объединить разные теории - мировоззрения (предметы изучения), антинаучны, так как приводят к нарушению причинно-следственных связей, к проти- воречивым выводам» [Там же]. Впервые отход от только одной, «объективной» ин- терпретации истории, был сделан немецким историком XIX в. Дройзеном. Он положил начало направлению в гносеологии - субъективизму. Задача историка - «понимание» или интерпретация источника. Содержа- ние процесса исторического познания состоит не в от- ражении в сознании историка объективной действи- тельности, способном давать адекватные ей результаты. Такое отражение невозможно. Мышление по своей при- роде не способно дать объективный образ действитель- ности, который ей соответствует, но лишь субъективное его восприятие. Историк имеет дело не с прошлым как таковым, так как его больше не существует, а с тем, что от него сохранилось в виде источников. По мнению Дройзена, все материалы неполны, слу- чайны, фрагментарны и не могут служить объективной основой познания. Вопрос соответствия исторических знаний действительности предопределяется не дей- ствительностью, а позицией исследователя. Научный факт - совокупность представлений, создаваемых ис- следователем. Отсюда вывод: «Сколько историков, столько и истин. Каждый историк по-своему прав». Творцом истории является сам историк. Прошлое - это ничто, все дело заключается не в прошлом, а только и исключительно в самом историке, как субъекте по- знания, а точнее в его позиции [5]. Ясно одно - учебник для средней школы, написан- ный с позиций мировоззренческого субъективизма, в котором по каждой теме приводятся различные трак- товки на выбор самих школьников (а это дети от 10 до 16 лет) может породить только хаос в головах уча- щихся. Нет, и не может быть отдельной исторической науки для коммунистов, для либералов, для патриотов. Прошлое, историческая наука, как наука о прошлом, едины. В ходе развития исторической науки, истори- ки различных направлений на основе анализа фактов корректируют свои взгляды, учитывают аргументы историков противоположных направлений и, в конеч- ном итоге, их позиция находит понимание, хотя борь- ба мнений будет существовать всегда, без чего невоз- можно развитие исторической науки. Каждый историк, вне зависимости от политических взглядов, вносит свой вклад в развитие исторической науки в целом. К тому же предполагаемое введение ЕГЭ по истории исключает саму возможность различных трактовок той или иной проблемы, требует однозначных ответов на поставленные вопросы. Сама существующая систе- ма оценок делает невозможным сопоставление раз- личных мировоззренческих точек зрения. Согласимся с позицией президента РФ: «Если у вас нет концепции истории собственной страны, значит, вашим детям вложат в голову чужие взгляды на исто- рию вашей страны. И они вырастут в полном убежде- нии, что Россия - это ошибка европейской цивилиза- ции, а наши правители были один другого кровожадней и глупее. Это будут колониальные дети - и сколько та- ких уже воспитали за годы «реформ» [1]. Какой же должна быть концепция нового учебника? Идеей, объединяющей всех граждан России различных политических взглядов и убеждений, может быть лишь идея патриотизма. Именно патриотизм может обеспе- чить консолидацию общества в духе любви к Родине, способствовать достижению согласия людей различных убеждений, сохранению общественно-политической стабильности в стране, восстановлению национальной экономики и укреплению обороноспособности госу- дарства. Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять ее характер и куль- турные особенности и идентификация себя с други- ми членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Понятие патриотизма шире понятия «идеологии». Совсем не обязательно, чтобы идеология была направлена против кого-то. Людей могут объединять и вполне гуманистические идеи об- щенационального масштаба, например идеи процве- тания страны, идеи борьбы с бедностью, идеи сохра- нения населения и др. Патриотом может быть либерал, консерватор, религиозный фундаменталист - любовь к Родине объединяет всех. Поэтому так важно, чтобы вся наша история без изъятий стала частью россий- ской идентичности. Это ни в коей мере не означает, что мы должны приукрашивать нашу историю. Критика, в том числе и собственной истории, необходима, но «без чувства собственного достоинства, без любви к Отечеству эта критика унизительна и непродуктивна». Суверенитет, самостоятельность, целостность России - безусловны, это те «красные линии», за которые нельзя никому за- ходить. Никакая национальная идентичность невоз- можна в том случае, если у людей культивируют стыд, презрение или даже ненависть к истории собственной страны, отрицание ее исторического опыта. На знании и уважении к собственной истории, понимании ее за- конов и смыслов базируется настоящий патриотизм. При его отсутствии говорить о национальной идентич- ности бесполезно. Важную роль в этом должна сыграть система образования, так как патриотизм в немалой степени связан с отношением населения к власти, а оно в значительной мере формируется в ходе изучения истории Отечества [7]. В последнее время представление россиян о патри- отизме меняется. Социологи фиксируют значительное изменение как количества россиян, называющих себя патриотами, так и самого понятия патриотизма. Как показал опубликованный накануне Дня России опрос ВЦИОМ (опрос Всероссийский центр изучения обще- ственного мнения проводил 3-4 июня 2018 г. среди 2 тыс. респондентов старше 18 лет в ходе телефонно- го интервью) абсолютное большинство россиян (92%) ощущают себя патриотами. Это максимальный показа- тель за последние 18 лет. Всего два года назад эта циф- ра составляла лишь 80%. Меняется и представление о патриотизме. Если раньше россияне считали себя патриотами просто по- тому, что Россия - их родина, то теперь они связывают свой патриотизм с конкретными достижениями стра- ны. Только 12% (всего два года назад таких было вдвое больше) понимают под патриотизмом «считать свою страну лучше других». Зато 77% респондентов назва- ли патриотизм стремлением изменить положение дел в стране и работать для ее процветания. Два года назад так считали меньше - только 70%. Только 29% опрошенных считают, что патриотизм заключается в защите своей страны от любых обвине- ний. А 19% считают, что это - «говорить о своей стра- не правду, какой бы горькой она ни была». С тем, что признак патриота - не замечать недостатки страны, со- гласились только 3% респондентов [9]. Как известно, Россия многонациональная и много- конфессиональная страна. В составе Российской Фе- дерации 85 равноправных субъектов федерации, в том числе 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города феде- рального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. Согласно данным переписи населения 2010 г., в России проживают представители более 200 нацио- нальностей (этнических групп) Народы населяющие Россию говорят более чем на 100 языках и диалектах, исповедуют различные религии, имеют свои обычаи, свою историю. Часть из них вошла в состав России добровольно, другие - присоединены насильственно. Около 80% населения России составляют русские. Рус- ские расселены по территории страны неравномерно: в некоторых регионах, таких как Чечня, составляют ме- нее 2% населения. Наиболее распространенными язы- ками являются русский (русский язык является родным примерно для 130 млн граждан России - 92% населения России). татарский, чеченский, башкирский, украинский и чувашский языки. В России живут христиане (главным образом право- славные), мусульмане, буддисты, иудеи, а также предста- вители иных религиозных течений [11]. Все эти факторы по мнению ряда авторов делают невозможным написание единого учебника истории России. Депутат Думы Нижнего Новгорода, директор средней школы № 91 Нижнего Новгорода И.М. Богда- нов считает, что у каждого региона России должен быть свой учебник истории [1]. На наш взгляд этот вопрос решаем. России, как единая евразийская цивилизация, синтезирует культу- ру европейских и азиатских народов, населяющих ее. И учебник истории России должен быть написан как учебник истории русской цивилизации (что нисколь- ко не умаляет все вошедшие в нее народы, от татар до якутов), «Россия всегда формировалась как госу- дарство-цивилизация, скрепленное русским народом, русским языком, русской культурой, русской право- славной церковью и другими традиционными религи- ями России. Именно из модели государства-цивилиза- ции вытекают особенности нашего государственного устройства. Оно всегда стремилось гибко учитывать национальную, религиозную специфику тех или иных территорий, обеспечивая многообразие в единстве» [10]. Поэтому единый учебник должен быть дополнен учебниками по истории отдельных регионов России. Такие учебники или уже созданы. Например, по истории Урала написан ряд учебников как по исто- рии региона в целом (История Урала: XX век / под ред. В.Д. Камынина и Б.В. Личмана Екатеринбург, 1996; История Урала: XX век. 9 класс: учеб. пособие. Екате- ринбург, 1999; История Урала с середины XIX в. до на- шего времени: учеб. пособие / науч. ред. Н.Н. Попов. Екатеринбург, 2002; и др.), так и по истории отдель- ных областей (История Башкортостана (1917-1990 годы). Уфа, 1997; История Оренбуржья: учеб. пособие. Оренбург, 1996; Зобов Ю.С., Футорянский Л.И. Родной истории страницы. Оренбург, 1994; Пермь от осно- вания до наших дней: исторические очерки. Пермь, 2000; Очерки истории Тюменской области. Тюмень, 1994 и др.) Конечно, история отдельных национальностей и регионов должна изучаться как неразрывная часть истории страны в целом в русле концепции единого учебника. «Если действительно мы будем на востоке изучать одну историю, на Урале - вторую, в европей- ской части - третью, это в целом может разрушить - и наверняка будет разрушать - единое гуманитарное пространство нашей многонациональной нации... И какой-то единый канонический подход к основным, фундаментальным, жизненно важным для нашей стра- ны историческим эпохам должен быть, и это должно найти отражение в едином учебнике» [8]. Таким образом, создание единого учебника исто- рии для средней школы - необходимый шаг по пути воссоздания в стране системы исторического образо- вания, как важнейшей составной части патриотиче- ского воспитания, формирования единого культурного пространства.
×

作者简介

Lev Martushov

the Ural Technical Institute of Communication and Informatics (branch) of Siberian state University of Telecommunications and Informatics. Ekaterinburg

Email: lmartushov@yandex.ru
Doctor of Historical Science, Professor; Professor at the Department of Economics of Communication

Tatiana Mosunova

the Ural state Pedagogical University. Ekaterinburg

Email: klio mtg@mail.ru
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor; Associate Professor at the Department of Russian History

参考

  1. Единый учебник истории // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/
  2. Единый учебник истории // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.nirsi.ru/articles/96-2/
  3. Единый учебник истории России: современная ситуация // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www. nirsi.ru/articles/96-2/
  4. Зиновьев А.А. Планируемая история. М.: АСТ МОСКВА, 2009. 542 с.
  5. Мартюшов Л.Н. Основы теории и методологии истории: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2016. 186 с.
  6. Многоконцептуальная история России: учеб. пособие / под. ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург: СВ-96, 2000. 336 с.;
  7. История России в изложении и объяснении разных теорий историй. Кн. 1: С древнейших времен до конца 19 века: учеб. пособие / под ред. проф. Б.В. Личмана. Екатеринбург: СВ-96, 2001. 368 с.;
  8. История России с позиций разных идеологий / под ред. проф. Б.В. Личмана. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 461 с. (высшее образование).
  9. Мосунова Т.Г. Роль учебника истории в формировании российской гражданской идентичности // Современный учебник по истории: теоретико-методологические, содержательные и методические аспекты. Ежегодник. XVIII всероссийские историко-педагогические чтения: сб. науч. ст. / ФГБОУ ВПО «Урал. гос.пед. ун-т, Ин-т истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург, 2014. Ч. II. С. 123-130.
  10. Проект концепции нового УМК по Всеобщей истории // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://school. historians.ru/?p=2513
  11. Представление россиян о патриотизме меняется в лучшую сторону // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://vz.ru/society/2018/6/11/927110.html
  12. Путин В. Россия: национальный вопрос [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html
  13. Россия // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Россия

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML


##common.cookie##