THE MUSLIM FACTOR OF THE MIGRATION PROBLEM IN THE LEADING EU COUNTRIES AT THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY


Cite item

Full Text

Abstract

The EU’s migration problem, despite the decline in the number of foreigners entering the union after the 2015-2016 crisis, is still on the agenda, breaking up into a myriad of components. These include the integration of already living migrants, the adaptation and socialization of arrivals, the definition of a new conceptual framework for a common strategy for different categories of people of foreign origin and a change in the demographic background in EU countries in conditions of low fertility among the indigenous population, strenthening the crisis of European identity and others.The purpose of this study is to identify trends in the transformation of the Muslim factor of the migration problem in the leading countries of the European Union with featuring the main fears, appeared in European community after World War II. The chronological framework includes the main stages of the transformation of the migration problem in the context of the Muslim factor. The lower limit is associated with the beginning of an upward trend in the number of terrorist acts in the EU, in particular, terrorist attacks in Spain and the UK. The upper boundary of the study is the fall of 2015, when the largest terrorist attack in the history of France occurred (the Bataclan theater), as well as the peak of the migration crisis in all EU countries and Islamic terrorism around the world.The authors, on the basis of identifying the dynamics of changes in the number of Muslim population, identify the main problems and trends associated with a sharp increase in the number of people from Arab countries for European society and analyze a number of approaches to the interpretation of this phenomenon already proposed by historians, as well as show the image of the Muslim immigrant.

Full Text

Неэффективность мер властей Евросоюза по ин- теграции приезжающих и уже проживающих на его территории иностранцев во многом способствовала эскалации конфликта, известного как миграционный кризис 2015-2016 гг. Данный кризис во многом был обусловлен не столько текущей ситуацией («Арабская весна» и другие события), сколько берет свое начало в послевоенной Европе конца 1940-х - начала 1950-х гг. Ряд таких экономических и политических событий как потребность в рабочих руках для восстановления разрушенных в годы войны хозяйственных связей, рас- пад европейских колониальных империй и появление устремились иммигранты, на первый план неизбежно вышли проблемы их адаптации и интеграции на терри- ториях, где преобладали совершенно иные культурные, этические, религиозные и нормативные установки. Сохраняющиеся и даже набирающие силу диспро- порции в развитии Севера и Юга, усиление миграци- онных потоков из бедных в богатые страны актуализи- руют вопросы, связанные с будущим ЕС в контексте все нарастающей миграции из мусульманских стран2. Так, если в 2005 г. в странах Евросоюза численность населе- ния, исповедующего ислам, колебалась от 2,8 до 3,7%3, то, согласно прогнозам на 2050 г., доля мусульман, при на карте Африки и Азии слабых государственных обраimage зований, локальные войны в этих частях света и в зоне Персидского залива и на Ближнем и Среднем Востоке привели к значительному увеличению притока ми- грантов мусульманского вероисповедания в Европу. Со временем в ведущих странах Западной Европы, куда 2 Куприянов А. Погостили и хватит: европейские страны высы- лают мигрантов обратно [Электронный ресурс] // Lenta.ru. М., 2017.URL: https://lenta.ru/articles/2017/07/05/send_em_back/ (дата обращения: 05.07.2019). 3 Пономарева А. Мусульмане Европы: прогрессирующий фактор страха // Индекс безопасности. 2007. № 3. С. 61-79. сохранении высокой иммиграции, может вырасти до 14% от общей численности населения ЕС4. Проблема мусульманской иммиграции не является новой. После окончания Второй мировой войны быв- шие колониальные державы начали активно привле- кать в свои метрополии выходцев из бывших колоний на малопрестижную работу. Помимо Великобритании и Франции к 1970-м гг. к странам, активно использую- щимтруд мигрантов на экономики собственной страны, присоединяется ФРГ. В эти годы в стране наблюдается ставшая традиционной миграция турков-мусульман. Еще в 1961 г. между Германией и Турцией были под- писаны двухсторонние соглашения, позволявшие ту- рецким гражданам приезжать на заработки5. Турецкое правительство приветствовало такую политику, пото- му что она облегчала проблему безработицы в Турции, помогала улучшить платежный баланс через денежные переводы рабочих6. Постепенно данное явление стало обыденным и для других европейских стран, однако имело негативные последствия, такие как проблемы дефицита бюджетов в связи с ростом расходов государ- ства на социальные нужды, а также с изменением соци- альной конъюнктуры и рост безработицы. На рубеже веков наблюдается резкое увеличение числа иммигрантов в странах ЕС, что ясно выражено в статистических показателях. В 2010 г. численность лиц иностранного происхождения, исповедующих ис- лам, в странах ЕС составляло несколько десятков мил- лионов человек или 3,8% от общего состава населения стран союза7. В последующий период произошел ска- чок в численности иммигрантов из арабских стран в связи с последствиями «арабской весны», в результа- те которой в ряде стран Ближнего и Среднего Востока начались беспорядки и боевые действия. Это в свою очередь, добавило к типичным проблемам региона (безработица, низкий уровень жизни, проблема с эко- логией и др.) еще и утечку квалифицированных кадров в развитые европейские страны. При сохранении же подобной тенденции, по прогнозам, число мусульман во всей Европе к 2030 г. превысит 52 млн чел. Увели- чение доли мусульман весьма точно коррелирует с ко- личеством беженцев, прибывающих в страны ЕС. Так, по данным Евростата, с 2015 г. происходит резкое увеличение численности беженцев, переселяющихся в страны Европейского союза, в особенности из му- сульманских стран8. image 4 Эксперты выделяют три сценария роста мусульманского на- селения в ЕС. Согласно первому, при нулевой миграции, му- сульманское население увеличится до 7,4% к 2050 г., согласно сценарию средней миграции - до 11,2% к 2050 г., при высокой миграции - до 14,0% к тому же году. См.: Europe’s Growth Mus- lim Population. URL: https://www.pewforum.org/2017/11/29/eu- ropes-growing-muslim-population/ (дата обращения: 12.05.2019). 5 Krüger T. Deutsche Türken - Türkische Deutsche? 50 Jahre Anwer- beabkommen zwischen der Türkei und Deutschland [Электронный ресурс] // Bundeszentrale für politische Bildung. Berlin, 2011. URL: http://www.bpb.de/presse/51083/50-jahre-anwerbeabkommen (дата обращения 05.07.19). 6 Садыкова Л.Р. Политика Германии в отношении мусульманских сообществ // Вестник МГИМО. 2014. №6 (39). С. 175. image 7 Europe’s Growth Muslim Population. URL: https://www.pewforum. org/2017/11/29/europes-growing-muslim-population/ (дата обра- щения: 12.05.2019). 8 Eurostat: Statistics Explained. [Электронный ресурс] // Eurostat. Luxembourg, 2019. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statis- tics-explained/index.php/asylum_statistics (дата обращения: 27.03.2019). Численное увеличение мусульман-мигрантов в стра- нах Евросоюза ведет к целому ряду проблем, таких как: проблема социализации и адаптации мусульман в странах ЕС (также актуализирует вопрос о моделях и формах интеграции мусульман в них); угроза исламизации Европы и потери культуры и уникальности европейского пути развития; опасность радикализации мусульманской молодежи, чьи семьи проживают в странах Евросоюза на протя- жении 2-3 поколений, и возрастания террористиче- ских угроз. Все эти проблемы взаимосвязаны и влияют друг на друга, так что их потенциальное игнорирование способно привести к негативным последствиям. Это прослеживается на примере проблемы исламского терроризма в странах ЕС, отражающей как сложности в социализации и адаптации мусульман, так и уровень радикализации и фундаментализации мусульманской молодежи. Можно утверждать, что мусульманский фактор ак- туализировал в европейском толерантном обществе традиционную дихотомию «свой-чужой». Сейчас осев- шие выходцы из арабских стран и их семьи (во вто- ром-третьем поколении) воспринимаются в европей- ском сознании как «чужие». Их поведение, отрицающее «демократические» нормы принявшего их общества, во многом определяет исходящее от него негативное отношение. Поэтому показателями-индикаторами ак- туализации данной проблемы могут служить митинги и протесты европейцев против исламизации и откры- тия границ для мигрантов. Выступления, митинги, протесты, одиночные пи- кеты, - все эти массовые акции идут под лозунгом против исламизации Европы. Особенно активно они проходили во вторую половину рассматриваемого пе- риода, в частности, в 2015 и в 2016 гг. в Великобритании и Германии, соответственно. Направленность против мигрантов выражается, прежде всего, в лозунгах и пла- катах. По мнению европейцев, большое количество мусульман-мигрантов разрушают установившуюся си- стему ценностей, исторически сложившуюся на данной территории. Об утрате каких именно ценностей идет речь? Пре- жде всего, сторонники антииммиграционных движе- ний считают, что приезжие мусульмане несут в их мир свою систему взглядов, свое видение уклада общества и общественных отношений, где нет места таким поня- тиям как «демократия» и «толерантность». Достаточно сложно говорить о возможности реализации системы данных понятий в мусульманском обществе, подчи- ненным религиозно-правовым нормам шариата. Спец- ифика восточного общества и арабской цивилизации (выделение цивилизации в соответствии с концепцией британского историка А.Дж. Тойнби), в которой доста- точно сильной является власть правителя-«деспота», обуславливает трудность адаптации к жизни в совер- шенно другом историко-культурном регионе. Стоит отметить, что исторически сложившаяся си- стема государственных институтов во многом опре- деляет характерные черты той или иной общности, в которой происходит начальная социализация ин- дивидуума. Поэтому, несмотря на последующие ми- грации, индивид будет стремиться к реконструкции той системы, в которой происходила его первичная социализация. В связи с этим иммиграция мусульман на территорию стран ЕС предполагает не только их непосредственное пребывание, но и перенос их идей, форм общественного устройства и управления на но- вое место. По мнению европейцев, возрастание количество иностранцев арабского происхождения ведет к бы- строй и активной исламизации стран Евросоюза и, как следствие, утрате культурной самобытности. Европей- ская культура, во многом заложившая основу всей ми- ровой культуры, теперь ставится на грань выживания в рамках проникновения в регион исламских тради- ций, где существуют свои нормы и установки, доста- точно отличные от либеральной системы ценностей. При этом если говорить о самом процессе развития культуры, то он обусловлен соотношением таких поня- тий как «традиция» и «новация». Только при корреля- ции таких переменных как сохранение и передача ста- рой системы и создании принципиально новых форм/ видов творчества достигается развитие культуры той или иной цивилизации. Однако здесь возникает во- прос - можно ли рассматривать наплыв мусульман-ми- грантов как «разрушительную новацию» в европейской культуре? Вопрос, как минимум, спорный, поскольку проявления «положительного» новаторства мусуль- манской культуры в европейском контексте возможно будет увидеть только в долгосрочной перспективе. Попробуем взглянуть на этот вопрос с другого ра- курса: в контексте теории «вызов-ответ» А.Дж. Тойнби. Так, если наплыв мусульман-мигрантов рассматривать как «вызов» всей западной цивилизации, то современ- ная ситуация может выступать как непосредственный поиск «ответа» творческим меньшинством, благодаря которому общество неминуемо движется вперед, пока не встретит очередной «вызов». На данный момент антииммиграционные и антиисламские митинги яв- ляются показателем того, что «ответ» на такой серьез- ный «вызов» для европейской цивилизации пока еще не найден. Это объясняется во многом тем, что «твор- ческое меньшинство» как таковое еще не сформирова- лось. Это можно утверждать как для всего уровня ЕС, так и для отдельных его представителей. Прибытие же все новых и новых беженцев, несмо- тря на спад в последние годы, не всегда находит по- нимание и оправдание в глазах европейского населе- ния. Отчасти сохраняющееся неприятие объясняется медленной социализацией мигрантов, которой до- полнительно препятствуют разного рода культурные «установки» пришлого населения. Так, отказ от со- циализации и агрессивное поведение по отношению к принимающей стороне можно рассматривать как «ответ» или «месть» европейским странам, чьи лидеры активно поддержали военные действия на территории Ближнего и Среднего Востока9. В частности, участие стран блока НАТО в конфлик- тах в Сирии и Ливии10 усугубили ситуации и привели к серии продолжающихся гражданских войн, в резуль- тате которых количество иммигрантов в страны Евро- пейского союза увеличилось в несколько раз, спрово- image image 9 Добаев И. Исламизация Европы: миф или реальная угроза? // Россия и мусульманский мир. 2008. №9. С. 137-138. 10 Антюхова Е.А. Франция и НАТО в начале XXI века: акции и во- енные операции, договоренности по использованию коалицией структур НАТО // Вестник БГУ. 2012. № 2 (2). С. 30-31. цировав беспорядки («ночь изнасилований» в Кёльне11, массовые преследования женщин в Германии12, рас- стрел редакции «Шарли Эбдо»13, теракты в Брюсселе14 и другие). Также затяжные войны в Афганистане и Ираке, расширение территорий Исламского государства Ира- ка и Леванта наглядно показали, что выход из поли- тического, экономического и социального кризиса в ближайшем будущем в этих регионах маловероятен, поэтому многие граждане этих стран выбирают эми- грацию. На этом фоне, при безусловном признании за иммигрантами экономических возможностей и по- тенциала саморазвития в европейских странах, вполне релевантно восприятие культурного компонента Ста- рого Света как «чуждого» и «враждебного» их культуре. Разворачивающая в последние десятилетия активи- зация радикального крыла мусульманской догматики во многом способствовала созданию негативного обра- за иммигранта-мусульманина в мировых СМИ и евро- пейском общественном сознании. Большую популяр- ность приобретали сюжеты, связанные с протестами и погромами против беженцев. Подобная пропаганда, в свою очередь, влияет на процессы социализации пе- реселенцев, затрудняя ее. При этом в СМИ происходит дискредитация всего иммигрантского контингента, без проведения различий между радикалами и законопо- слушными гражданами иностранного происхождения. В сознании европейцев сложился ряд следующих страхов вокруг ислама и выходцев из арабских стран, исповедующих эту религию. ВОИНСТВУЮЩАЯ РЕЛИГИЯ Прежде всего, ислам известен всему миру как во- инствующая религия. Так, еще во времена крестовых походов мусульмане-сарацины сумели оказать до- стойное сопротивление войскам крестоносцев, а взя- тие войсками Мехмета II в 1453 г. Константинополя во многом закрепило данное положение. Понятие «джихад» и некоторые ответвления в исламе, такие как иммамиты, исламиты и карматы также подчеркивают «воинственность» религии. А последние мировые со- бытия от теракта 11 сентября 2001 г. и до организации исламского государства Ирака и Леванта, наглядно де- монстрируют не только европейцам, но и всему миру опасность радикализации ислама. Способствует этому и то, что прибывающие в стра- ну имамы получили не европейское «классическое» образование, направленное на развитие гуманиз- ма и демократических ценностей, а мусульманское, image 11 1054 Strafanzeigen nach Übergriffen von Köln. [Электронный ре- сурс] // DIE WELT. Berlin, 2016. URL: https://www.welt.de/politik/ deutschland/article152018368/1054-Strafanzeigen-nach-Ueber- griffen-von-Koeln.html (дата обращения: 06.07.2019). 12 18 Asylum Seekers Are Tied to Attacks on Women in Germany. [Электронный ресурс] // The New York Times, 2016. URL: https:// www.nytimes.com/2016/01/09/world/europe/cologne-new-years- eve-attacks.html (дата обращения: 06.07.2019). 13 Напавшие на редакцию Charlie Hebdo кричали «Аллах акбар». [Электронный ресурс] // Lenta.ru. М., 2015. URL: https://lenta.ru/ news/2015/01/07/charliehedbo/ (дата обращения: 13.04.2019). 14 Теракты в Брюсселе: все, что известно о террористической ата- ке. [Электронный ресурс] // Lenta.ru. М., 2016. https://lenta.ru/ chronicles/belgiun/ (дата обращения: 06.07.2019). которое, по версии европейцев, вполне может радика- лизировать идеи и взгляды иммигрантской общины15. В связи с чем, в частности, в Германии, жители весьма обеспокоены общей настроенностью мусульманского священства. Однако сами иммигранты - представители мусуль- манских организаций в Германии - пытаются изме- нить общественное сознание европейцев, убеждая их, что ислам - религия мира, и если бы они поближе по- знакомились с исламом и его догматикой, то и все опа- сения оказались бы напрасными16. Но все-таки их мне- ние не является доминантной в европейском сознании. Действительно, множество мусульманских обрядов (строгий пост, который длится весь световой день, не- обходимость каждодневного пятикратного соверше- ния намаза), а также их мировоззрение и сохранение норм шариата17 во многом обуславливает культурную и временную плоскость, разделяющую Европу и ислам- ский мир, делая его непривычным для восприятия ря- довым европейцем. В связи с чем, религия выступает как один из факторов, препятствующих социализации миграции. УВЕЛИЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ Приток иммигрантов несет под собой множество социально-экономических проблем. Во-первых, если речь идет о беженцах, их нужно распределить по стра- нам и регионам. Насильственное соседство с подобны- ми лагерями зачастую приводит к неминуемым кон- фликтам и столкновениям, прежде всего, с культурной и социальной точки зрения. Если говорить о трудовых мигрантах, то многие из них, при переходе в статус «безработных» в силу определенных причин, «садятся на шею» государства, которое расходует средства про- стых граждан-налогоплательщиков на выплату разно- образных пособий. В политический и общественных обиход в странах ЕС уже прочно вошел термин «соци- альный туризм» применительно к этим категориям граждан. Все это, так или иначе, подталкивает иммигрантов к маргинализации их положения, в том числе через ме- тодичную и последовательную дискредитацию их об- раза, несмотря на длительное время господствовавшую в странах ЕС концепцию мультикультурализма. Мультикультурализм был направлен на социализа- цию в европейском сообществе представителей всех наций и национальностей на основе принципов ува- жения и свободы совести18. В то же время концепция предполагала, при сохранении всей культурной авто- номии иммигрантов, минимализацию вмешательства image 15 Садыкова Л.Р. Политика Германии в отношении мусульманских сообществ // Вестник МГИМО. 2014. № 6 (39). С. 176. 16 Абдулрахман Ф.М. Проблема адаптации мусульманских мигран- тов в Германии: религиозный аспект // Известия вузов. Севе- ро-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2012. № 4. С. 44. image 17 Костенко В.В. Гендерные установки мигрантов-мусульман в За- падной Европе: многоуровневый неиерархический анализ // Мониторинг. 2017. № 1 (137). С. 100. 18 Канарш Г.Ю. Философские теории мультикультурализма // Зна- ние. Понимание. Умение. 2011. № 2. C. 36. государства и общества в интеграционные процессы, по факту, представители диаспор были предоставле- ны сами себе. Мультикультурализм в итоге послужил противоположной цели относительно начальной, ни- велировав из-за отсутствия интеграции все достиже- ния в рамках процесса их социализации. Это привело к созданию «общества в обществе» и последующей ра- дикализации мигрантов. Возник феномен «самосегре- гации», мигранты не чувствовали необходимости инте- грироваться, т.к. общались с единоверцами на родном для них языке, работали у «своих», посещали свои кафе и магазины, свободно исповедовали свою религию, придерживались своих традиций, постоянно держали связь с родиной посредством гаджетов, социальных се- тей, что позволяло им не чувствовать себя оторванны- ми от своей религиозной и культурной идентичности19. Агрессия же и негативное отношение европейцев к вы- нужденным соседям, понимание отсутствия перспек- тив финансового роста в европейском обществе даже при условии принятия ряда его ценностей, сужает поле выбора культурных стратегий мигранта и препятствует процессу его социализации в новом обществе. Доступ- ные мигрантам преимущества европейского образа жизни часто оказываются недостаточной компенсаци- ей за физический разрыв с родной культурой. В итоге, европейцы получили «бомбу замедленного действия» или «пороховой погреб», где любая искра - небольшая провокация или столкновение, может при- вести к необратимым последствиям. Таким образом, можно констатировать вслед за заявлениями Д. Кэме- рона, Н. Саркози и А. Меркель, что проводимая ими политика мультикультурализма потерпела крах, не су- мев реализовать концепцию мирного сосуществования различных этноконфессиональных групп20. На данный момент мусульмане-мигранты не стре- мятся трансформировать свои жизненные ориентиры в соответствии с новой геолокацией и с преобладаю- щей там европейской культурой. Соседство с лагерями мигрантов вызывает страх среди части европейского населения, что в итоге приводит к обоюдному неприя- тию обоих субъектов проблемы. В рамках исследования данное явление можно рас- смотреть на основе двух кейсов - миграционной ситуа- ции во Франции и Великобритании. Режим Пятой республики еще недавно был одним из главных идеологов и проводников мультикульту- рализма, выступающих за принятие мигрантов у себя. Специально для этого была создана широкая сеть со- циальных пособий для приезжающих21. Однако в плане обеспечения приезжих рабочими местами, достойного image 19 Абдулрахман Ф.М. Проблема адаптации мусульманских мигран- тов в Германии: религиозный аспект // Известия вузов. Севе- ро-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2012. №4. С. 44. 20 The official site of the Prime Minister’s Office. PM’s speech at Mu- nich Security Conference // GOV.UK. London, 2011. URL: https:// www.gov.uk/government/speeches/pms-speech-at-munich-securi- ty-conference (дата обращения: 06.07.2019). 21 Буренкова П.А. Социальная изоляция мигрантов - как основное противоречие политики мультикультурализма Французской Республики // Социально-политические и историко-культурные аспекты современной геополитической ситуации. Материалы международной научно-практической конференции X Научно- образовательного форума. М., 2017. С. 228-233. уровня жизни, карьерных перспектив и интеграции в общество в целом на практике возникли существен- ные проблемы22. Некоторые мигранты живут на посо- бия, другие пытаются искать заработок любым путем, в том числе и незаконным. Как итог, значительная часть иммигрантского сообщества оказывается некон- курентоспособным, и как следствие - не нужным как государству, так и французскому обществу, что ведет к его быстрой маргинализации. Стоит отметить и влияние извне. В мире актуали- зируется проблема международного исламского терро- ризма, адептам которого необходим приток ресурсов, в том числе человеческих. И гораздо проще склонить к сотрудничеству представителей из приезжих му- сульманских семей, чем проводить агитацию среди коренного европейского общества. Франция, в силу географического положения, экономического разви- тия и колониального прошлого является приоритет- ной целью для агентов вербовки. Помимо этого была развернута и идеологическая обработка переселенцев из стран Ближнего и Среднего Востока, в первую оче- редь, нацеленная на безработную молодежь (какими, например, являлись братья Куаши, устроившие рас- стрел редакции журнала «Шарли Эбдо»). Франция представляет собой один из каноничных примеров неудачной политики по социализации им- мигрантского сообщества. Ряд непродуманных мер и действий со стороны правительства оставил бежен- цев и другие категории мигрантов в подвешенном состоянии, сделав лакомой добычей для исламских фундаменталистов. На данный момент страна полно- стью отказалась от мультикультурализма, признав не- способность обеспечить безопасное соседство различ- ных этнических и религиозных групп населения23. Как следствие, запреты на критику мусульманской религии и культуры были сняты. Ответом на развернувшиеся нападки по отношению к исламским ценностям стали самые резонансные теракты в истории Франции, осу- ществленные представителями мигрировавших сюда семей - приверженцами фундаменталистских тракто- ваний ислама. Речь идет об уже упомянутом расстреле редакции сатирического журнала «Шарли Эбдо» и те- Для многих представителей мусульманских стран, прибывающих в Великобританию в последние годы, характерно «потребительское» мировоззрения и цели по отношению к принимающей стороне, в результа- те чего у мигрантов затягивается процесс социальной адаптации, что в свою очередь проводит к возникнове- нию феномена «неблагополучных» районов, большин- ство жителей которых живут за счет государственных пособий. Не случайно и то, что один из документаль- ных британских фильмов «Улица, живущая на пособия» (“Benefits Street”) репрезентировал жизнь мигрантов на государственном обеспечении, впоследствии вы- звав широкий общественный резонанс в Великобрита- нии и по всему миру25. Однако стоит отметить и успешные примеры ин- теграции мигрантов в британское общество. Так, био- графия мэра Лондона Садика Хана представляет собой кейс по успешной адаптации в европейском обществе. Его родители бежали из Пакистана за пять лет до его рождения, отец устроился водителем, а мать - шве- ей. Мусульманин по вероисповеданию, Садик в 15 лет вступил в Лейбористскую партию Великобритании. Со временем он стал одним из ведущих юристов, по- средством дальнейшего карьерного продвижения смог занять пост мэра Лондона. Что касается его позиции по отношению к единоверцам, то Хан отнюдь не отрек- ся от своих взглядов26, он по-прежнему является верую- щим мусульманином и активно призывает к «мирному исламу»27. На своем примере он показал возможность совмещения европейской и исламской идентичности, заявив, что характеризует себя: «Я - лондонец. Я - ев- ропеец. Я - британец. Я - англичанин. Я - мусульманин. Я - азиат. Я - пакистанец»28. Таким образом, можно констатировать, что в Британии существуют социаль- ные лифты для мигрантов, благодаря которым они мо- гут адаптироваться в обществе и построить карьеру. Это, в свою очередь выступает в определенном роде гарантом снижения социального напряжения при вза- имодействии пришлого и местного населения29. Тем не менее, миграционная проблема в динами- ке остается одной из первостепенных для Британии30. Не стоит забывать и то, что дебаты относительно выхода рактах в театре «Батаклан» и его окрестностях. Другим примером выступает Великобритания, как страна, имеющая несколько иной опыт, связанный с со- циализацией и адаптацией мигрантов. Так, благодаря ряду миграционных законов, направленных на при- влечение высококвалифицированных кадров из стран Восточной Европы, принятых во время правления пре- мьер-министра Т. Блэра, общий поток мигрантов суще- ственно увеличился. Однако, вопреки задумке авторов, качественного изменения этнической структуры ино- странного населения так и не произошло24. image 22 Харитонов И.Н. Кризис политики мультикультурализма и ксе- нофобия в странах Европы // Социологический альманах. 2012. № 3. С. 189. image 23 Ruthven Malise. Как Европа разуверилась в мультикультурализ- ме [Электронный ресурс] // ИНОСМИ.РУ. М, 2017. URL: https:// inosmi.ru/politic/20170825/240111114.html (дата обращения: 11.05.2019). 24 Шапаров А.Е. Иммиграционная политика Великобритании: на- следие прошлого проблемы для будущего // Контуры глобаль- ных трансформаций: политика, экономика, право. 2010. № 6. С. 108. 25 Хахалкина Е.В. Иммиграционная проблема в Великобритании после референдума о Брекзите - что изменилось? // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 421. С. 165. 26 Котин И.Ю. Мэр Лондона - мусульманин // Азия и Африка се- годня. 2016. № 10 (711). С. 57. 27 Sadiq Khan speaks for peaceful Islam at Trafalgar Square Eid festi- val // The Guardian. London, 2016. URL: https://www.theguardian. com/uk-news/davehillblog/2016/jul/10/sadiq-khan-speaks-for- peaceful-islam-at-trafalgar-square-eid-festival (дата обращения: 06.07.2019). 28 Остапенко Г.С. Исламское сообщество Лондона и выборы мэром столицы мусульманина Садика Хана // Новая и новейшая исто- рия. 2017. № 3. С. 130. 29 Actually, I’m very comfortable being a Brit, being a Muslim, be- ing a Londoner’ London mayor: The Sadiq Khan story // BBC NEWS. London, 2016. URL: https://www.bbc.com/news/uk-en- gland-london-36140479 (дата обращения: 06.07.2019). 30 Scott B., Allen W.L. UK Public Opinion toward Immigration: Overall Attitudes and Level of Concern. Migration Observatory Briefing // COMPAS. Oxford, 2016. P. 3; UK Public Opinion toward Immigra- tion: Overall Attitudes and Level of Concern. URL: https://migra- tionobservatory.ox.ac.uk/resources/briefings/uk-public-opinion-to- ward-immigration-overall-attitudes-and-level-of-concern/#kp1 (дата обращения: 12.05.2019). из ЕС проходили в контексте миграционного кризиса и резкого увеличения количества мигрантов в Бри- тании, также сигнализируя об остроте миграционной проблемы и ее болезненном восприятии в обществе. Таким образом, глобальность и сложность мусуль- манского фактора миграционной проблемы из стран Ближнего и Среднего Востока в Европейский союз име- ет ряд предпосылок, аспектов и факторов, нуждающих- ся в дальнейшем изучении. Масштабность же самой проблемы обозначена тем, что в ее решении должны участвовать не только Евросоюз, но и те страны, из ко- торых наблюдается приток мигрантов. Восстановление и поддержание мира в этом регионе и динамичное развитие экономики существенно уменьшит мигра- ционные потоки. Однако, учитывая напряженность экономической, социальной и политической ситуации на Ближнем и Среднем Востоке и всю сложную и про- тиворечивую систему международных отношений там, вряд ли состояние мира будет там достигнуто в обозри- мом будущем. В итоге, проблема остается подвешен- ной в воздухе, без оптимального решения для обеих сторон, продолжая накалять обстановку и сохраняя ат- мосферу неопределенности в странах ЕС.
×

About the authors

Elena Vladimirovna Khakhalkina

National Research Tomsk State University, TSU

Email: ekhakhalkina@mail.ru
Doctor of Historical Sciences, Professor; Professor at the Department of Modern and Contemporary History and International relations, Faculty of History and Political Science Tomsk, Russian Federation

Dmitriy Dmitrievich Vyachisty

National Research Tomsk State University, TSU

Email: Dimdimvyachisty@yandex.ru
1st year MA student at the Department of Russian History, Faculty of History and Political Sciences Tomsk, Russian Federation

Anastasiya Vasil’evna Munko

National Research Tomsk State University, TSU

Email: nastyamun@mail.ru
1st year MA student at the Department of Modern and Contemporary History and In- ternational relations, Faculty of History and Political Science Tomsk, Russian Federation

References

  1. Абдулрахман Ф.М. Проблема адаптации мусульманских мигрантов в Германии: религиозный аспект // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2012. № 4. С. 43-45.
  2. Антюхова Е.А. Франция и НАТО в начале XXI века: акции и военные операции, договоренности по использованию коалицией структур НАТО // Вестник БГУ. 2012. № 2 (2). С. 25-32.
  3. Буренкова П.А. Социальная изоляция мигрантов - как основное противоречие политики мультикультурализма Французской Республики // Социально-политические и историко-культурные аспекты современной геополитической ситуации. Матер. междунар. науч.-практ. конф. X Науч.-образоват. форума. М., 2017. С. 228-233.
  4. Добаев И. Исламизация Европы: миф или реальная угроза? // Россия и мусульманский мир. 2008. № 9. С. 131-144.
  5. Канарш Г. Ю. Философские теории мультикультурализма // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 2. С. 33-41.
  6. Костенко В. В. Гендерные установки мигрантов-мусульман в Западной Европе: многоуровневый неиерархический анализ // Мониторинг. 2017. № 1 (137). С. 97-120.
  7. Котин И.Ю. Мэр Лондона - мусульманин. // Азия и Африка сегодня. 2016. № 10 (711). С. 55-58.
  8. Куприянов А. Погостили и хватит: европейские страны высылают мигрантов обратно [Электронный ресурс] // Lenta. ru. М., 2017. URL: https://lenta.ru/articles/2017/07/05/send_em_back/ (дата обращения: 05.07.2019).
  9. Напавшие на редакцию Charlie Hebdo кричали «Аллах акбар». [Электронный ресурс] // Lenta.ru. М., 2015. URL: https://lenta.ru/news/2015/01/07/charliehedbo/ (дата обращения: 13.04.2019).
  10. Остапенко Г.С. Исламское сообщество Лондона и выборы мэром столицы мусульманина Садика Хана // Новая и новейшая история. 2017. № 3. С. 118-137.
  11. Пономарева А. Мусульмане Европы: прогрессирующий фактор страха // Индекс безопасности. 2007. № 3. С. 61-79.
  12. Садыкова Л.Р. Политика Германии в отношении мусульманских сообществ // Вестник МГИМО. 2014. № 6 (39). С. 174-181.
  13. Теракты в Брюсселе: все что известно о террористической атаке. [Электронный ресурс] // Lenta.ru. М., 2016. URL: https://lenta.ru/chronicles/belgiun/ (дата обращения: 06.07.2019).
  14. Харитонов И.Н. Кризис политики мультикультурализма и ксенофобия в странах Европы // Социологический альманах. 2012. № 3. С. 186-195.
  15. Хахалкина Е.В. Иммиграционная политика Д. Кэмерона (2010-2015 гг.) // Современная Европа. 2015. № 4. С. 47-58.
  16. Хахалкина Е.В. Иммиграционная проблема в Великобритании после референдума о Брекзите - что изменилось? // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 421. С. 163-170.
  17. Шапаров А.Е. Иммиграционная политика Великобритании: наследие прошлого проблемы для будущего // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2010. № 6. С. 104-116.
  18. Strafanzeigen nach Übergriffen von Köln. [Электронный ресурс] // DIE WELT. - Berlin, 2016. - URL: https://www.welt. de/politik/deutschland/article152018368/1054-Strafanzei-gen-nach-Uebergriffen-von-Koeln.html (дата обращения: 06.07.2019).
  19. Asylum Seekers Are Tied to Attacks on Women in Germany. [Электронный ресурс] // The New York Times. URL: https:// www.nytimes.com/2016/01/09/world/europe/cologne-new-years-eve-attacks.html (дата обращения: 06.07.2019).
  20. Actually, I’m very comfortable being a Brit, being a Muslim, being a Londoner’ London mayor: The Sadiq Khan story // BBC NEWS. London, 2016. URL: https://www.bbc.com/news/ uk-england-london-36140479 (дата обращения: 06.07.2019).
  21. Blinder Scott, William L. Allen. UK Public Opinion toward Immigration: Overall Attitudes and Level of Concern. Migration Observatory Briefing // COMPAS. - Oxford, 2016. 11p.
  22. Europe’s Growth Muslim Population. URL: https://www.pewforum.org/2017/11/29/europes-growing-muslim-population/ (дата обращения: 12.05.2019).
  23. Eurostat: Statistics Explained. [Электронный ресурс]. // Eurostat. Luxembourg, 2019. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/ statistics-explained/index.php/asylum_statistics (дата обращения: 27.03.2019).
  24. Ruthven Malise. Как Европа разуверилась в мультикультурализме. [Электронный ресурс] // ИНОСМИ.РУ. М, 2017. https://inosmi.ru/politic/20170825/240111114.html
  25. The official site of the Prime Minister’s Office. PM’s speech at Munich Security Conference. // GOV.UK. London, 2011. URL: https://www.gov.uk/government/speeches/ pms-speech-at-munich-security-conference (дата обращения: 06.07.2019).
  26. Krüger T. Deutsche Türken - Türkische Deutsche? 50 Jahre Anwerbeabkommen zwischen der Türkei und Deutschland [Электронный ресурс] // Bundeszentrale für politische Bildung. Berlin, 2011. URL: http://www.bpb.de/ presse/51083/50-jahre-anwerbeabkommen (дата обращения: 05.07.19).
  27. UK Public Opinion toward Immigration: Overall Attitudes and Level of Concern. URL: https://migrationobservatory.ox.ac. uk/resources/briefi-public-opinion-toward-immigra-tion-overall-attitudes-and-level-of-concern/#kp1 (дата обращения: 12.05.2019).
  28. Sadiq Khan speaks for peaceful Islam at Trafalgar Square Eid festival // The Guardian. London, 2016. URL: https://www. theguardian.com/uk-news/davehillblog/2016/jul/10/sadiq-khan-speaks-for-peaceful-islam-at-trafalgar-square-eid-fes-tival (дата обращения: 06.07.2019).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies