The origins of the US President Lyndon B. Johnson’s pro-Israeli sympathy, 1908-1948


Cite item

Full Text

Abstract

The purpose of this study is to identify the origins of the pro-Israeli affections of the prominent American politician Lyndon Baines Johnson (the President of the United States in 1963-1968) in the initial period of his political career before winning the Senate elections in 1948. The study resulted in conclusion that preferences of Lyndon Johnson towards Israel were influenced by a number of factors. First of all, this was the influence of the views that had developed in the family of an American politician. His grandfather and aunt were active members of the Christodelphian community, in which the protection of the Jews as God’s chosen people was one of the principles of life. Lyndon’s father, Samuel Ealy Johnson, jr. always tried to take the side of the oppressed and persecuted people. Because of this, Lyndon’s father received threats against him from the Ku Klux Klan. We should also note the role of Lyndon Johnson’s encirclement at the dawn of his political career. A number of prominent American Zionists stood out in this encirclement. In addition, the life attitudes and values of the future 36th US president coincided with the philosophy and experience of the founders of the State of Israel, from side of its leaders as well as from the side of ordinary citizens, soldiers and farmers. Being raised on the Texas frontier and admired for examples of bravery and courage, Johnson felt justified in Israel’s willingness to use force at any moment. Lyndon Johnson’s words and deeds were never at variance. He personally took part in saving the lives of Jewish refugees from Nazi-occupied Europe. Though, their number, apparently, was not as large as it is sometimes presented in publicist and even historical papers.

Full Text

ВВЕДЕНИЕ Поведение того или иного политика на мировой арене зависит от сложного комплекса причин, среди которых и государственные интересы, и влияние советников, и политическая и экономическая обстановка в стране, и личный характер, воспитание и мировоззрение и многое другое. Зачастую определить истоки этого поведения не так-то просто. Порой кажется, что некоторые политические решения принимаются на иррациональной основе. Примером может послужить поведение президента США Дональда Трампа, непредсказуемые эскапады которого заставляют немало потрудиться аналитиков и экспертов, чьей задачей является объяснение президентских инициатив широкой публике. Но среди тех позиций, в которых Д. Трамп придерживается определенной последовательности, является безоговорочная и все возрастающая поддержка Государства Израиль. Однако среди американских президентов был человек, с которым Д. Трамп мог посоперничать в своих произраильских предпочтениях. Им являлся 36-й президент США Линдон Бэйнс Джонсон. В отечественной и зарубежной историографии нередко можно встретить утверждение о том, что в истории ХХ из всех американских президентов наибольшие симпатии к Израилю выказывал именно этот преемник Джона Ф. Кеннеди на посту главы Белого дома, что сказывалось и на политике США в отношении данного ближневосточного государства. Его называли «истинным другом Израиля» [Ben-David, 2008], «президентом, наиболее дружественно расположенным к Израилю» [Johnson, 2008: 10]и даже «самым произраильским президентом США в ХХ веке» [Sohns, 2017: 57]. Л.Б. Джонсон не был евреем. Евреев не было и среди его родственников, как, например, у Д. Трампа, чей внешнеполитический курс часто объясняют влиянием его зятя, Джареда Кушнера и дочери, Иванки Трамп, перед замужеством перешедшей в иудаизм в его ортодоксальной форме. Джонсон родился и вырос в Техасе. На первый взгляд, между классическим «ковбойским» штатом и еврейским государством мало общего. Тем не менее, именно Л.Б. Джонсон стал одним из самых горячих сторонников Израиля и в свою бытность конгрессмена, а потом и сенатора, и в завершении - в должности президента. В этом отношении его судьба напоминает жизнь легендарного Уинстона Черчилля. У него в роду тоже не было предков-евреев, но он всю свою жизнь высоко ценил евреев, которые зачастую были объектом презрения, неприязни, недоверия и жестокости, а позже стал бескомпромиссным защитником Израиля. О знаменитом британском политике его друг Эдвард Л. Спирс как-то сказал: «Даже у Уинстона был один недостаток - он был слишком привязан к евреям» [Гилберт, 2010: 11-12]. Вслед за биографом Черчилля, Мартином Гилбертом, мы можем задаться вопросами - что именно повлияло на формирование подобной привязанности у Л.Б. Джонсона? Можем ли мы считать это недостатком? Повлияла ли эта привязанность на историю еврейского народа и Государства Израиль? Итак, целью данной работы является выявление истоков произраильского поведения Л.Б. Джонсона в начальный период его политической карьеры, то есть до победы на выборах в сенат в 1948 г. ФИЛОСЕМИТСКИЕ ВЗГЛЯДЫ СЕМЬИ Л.Б. ДЖОНСОНА На принципы, которыми руководствовался Л.Б. Джонсон в своей жизни, огромное влияние оказала его семья. Практически все биографы 36-го президента Соединенных Штатов указывают на его дедушку, Сэмюеля Эли Джонсона(«Большого Сэма») как на источник формирования взглядов будущего американского лидера. Он родился в 1838 г. в Алабаме, был самым младшим из десяти детей многочисленного семейства. В 1846 г. семья переехала в Техас, поселившись к югу от Остина, в местечке Локхарт. Как и многие его сверстники, Сэмюель участвовал в гражданской войне, воевал в 26-й техасской кавалерийской бригаде на стороне конфедератов. После войны вел жизнь фермера и владельца ранчо, перегонял скот по легендарной тропе Чисхолм, из Техаса в Канзас. Он был активным участником движения популистов в 1890-х гг. на юго-западе США. Некоторые авторы даже причисляют его к основоположникам американского либерализма [Cantrell, 2014: 154-156]. Дедушку будущего президента США отличали религиозные искания, стойкие моральные убеждения, среди которых одно из главных мест занимала необходимость всемерной поддержки фермеров, простых тружеников и арендаторов. Он был уверен в том, что многие общественные проблемы не могут быть решены без участия государства. Пытливый ум «Большого Сэма» привел его к отколу от баптистской церкви и присоединению к евангелистской церкви Учеников Христа, из которой он, в свою очередь, перешел в общину христодельфийцев. Речь о ней пойдет чуть ниже. Существует устойчивое предание о том, что С.Э. Джонсон-старший наставлял своего внука «заботиться о евреях, избранных Богом людях, считать их своими друзьями и помогать им всеми возможными способами» [Sohns, 2017: 60]. На самом деле, трудно оценить - насколько взгляды «Большого Сэма» повлияли на привязанность Л.Б. Джонсона к евреям. Когда его дедушка умер, Линдону было всего 7 лет. Но в семье, безусловно, много говорили о старшем Джонсоне, о его принципах и мировоззрении. Схожих с «Большим Сэмом» взглядов придерживался и «Малый Сэм», отец Линдона - Сэмюель Эли Джонсон-младший. Он в течение 1904-1922 гг. шесть раз избирался в легислатуру штата Техас. Отца будущего президента отличало обостренное чувство справедливости. Трудно восстановить его отношение кидеям сионизма, оно слабо прослеживается в доступных источниках. Но можно твердо быть уверенным в том, что С.Э. Джонсон-младший выступал против любой расовой или религиозной нетерпимости. Он был яростным противником деятельности Ку-клус-клана, за что неоднократно получал угрозы в свой адрес [Anderson, 2012: 102]. В семье Джонсонов часто вспоминали, какую ярость у «Малого Сэма» вызвало громкое «дело Лео Франка». В 1913 г. в г. Атланте состоялся судебный процесс по обвинению верующего иудея Лео Макса Франка в изнасиловании и убийстве 13-летней Мэри Фэган. Лео Франк был признан виновным на основании сомнительных доказательств и приговорён к смерти. Позже он был помилован губернатором Джорджии, но затем выкраден из тюрьмы и повешен группой возмущённых граждан. Линчевание Лео Франка высветило существующую в США проблему антисемитизма [Ben-David, 2008]. На взгляды Л.Б. Джонсона могла оказать влияние его тетя, Джесси Джонсон Хэтчер, которая, не будучи еврейкой, вступила в Сионистскую организацию Америки. Она всячески поддерживала замысел своего племянника идти в политику. И потом, когда Линдон уже был конгрессменом, согласно некоторым свидетельствам, говорила ему, что «если Израиль будет уничтожен, в этот день наступит конец света» [Sohns, 2017: 60]. Подобное филосемитство объяснялось просто. Тетя Джесси, как и «Большой Сэм» принадлежали к так называемым христодельфийцам, которые представляли одно из ответвлений американской евангелистской церкви. В XVIIи XVIII вв. тщательное изучение библейских пророчеств убедило евангелистских богословов и верующих в том, что второе пришествие Христа будет предварять возвращение евреев на Святую землю. Само существование еврейского народа рассматривалось евангелистами как достаточно сильный аргумент в пользу существования Бога и его роли как творца истории [Мид, 2006]. Любопытно, что американский протестантский сионизм старше, чем его еврейская версия, озвученная Теодором Герцлем в конце XIXв. На протяжении почти всего девятнадцатого столетия евангелисты постоянно обращались к властям США с петициями о создании убежища на Святой земле для преследуемых евреев Европы и Османской империи. Христиане-евангелисты представляли религиозное меньшинство в культурном пространстве США начала ХХ в., но их активность постоянно возрастала. К 1930-м гг. они уже являли собой сплоченную и хорошо организованную группу новой волны христианских сионистов, заметную, в том числе, и в политическом пространстве [Carenen, 2012: 47].В событиях мировой истории первой половины ХХ в. (преследование евреев в нацистской Германии, Холокост, создание Государства Израиль и его победа в первой арабо-израильской войне) евангелисты усматривали аналогии с ветхозаветными сюжетами. Эти события, по их мнению, словно служили еще одним доказательством того, что Бог есть, а роль еврейского народа в Божьем замысле непреходяща. Л.Б. Джонсон не был членом христодельфийской общины в том понимании религиозной активности, которого придерживалась его тетя Джесси и дедушка. Но он причислял себя к «Церкви Христа» (другое название - «Ученики Христа»), из которой вышли христодельфийцы. Впрочем, сам будущий президент США предпочитал публично на тему своих религиозных взглядов и соотнесения с ними идей сионизма не распространяться [Smallwood, 2012: 89]. Дж. Джонсон Хэтчер и стала первым связующим звеном между своим племянником и еврейской общиной Техаса. Именно она познакомила его с влиятельными сионистскими лидерами г. Остина [Sohns, 2017: 60]. Л.Б. ДЖОНСОН И ЕВРЕЙСКАЯ ОБЩИНА ТЕХАСА Словосочетание «техасский еврей» для несведущей публики звучит как некий оксюморон, ибо этот край в обыденном представлении ассоциируется с миром ковбоев, ранчо и индейцев. Вместе с тем, согласно некоторым данным, первые евреи на техасской земле могли появиться еще в XVI в., когда сюда добрались испанские конкистадоры, а с ними перешедшие в христианство евреи Северной Африки и Пиренейского полуострова. После вхождения Техаса в состав Соединенных Штатов его еврейская община стала расти. В 1859 г. в Хьюстоне была открыта первая в штате синагога [Plocheck, 2002]. Наибольший рост еврейской общины в Техасе был связан с программой переселения иммигрантов, известной как «Движение Галвестон» - по названию портового города, через который в период с 1904 по 1914 гг. в Техас переехали около 10 тыс. евреев. Эта программа имела цель перенаправить потоки иммигрантов, среди которых было очень много европейских евреев, от перенаселенных городов северо-востока в менее многолюдные части Америки [Manaster]. В 1931 г. конгрессмен Ричард Клеберг пригласил 23-летнего Л. Джонсона работать в качестве своего секретаря. Приблизительно к этому же времени относится знакомство Линдона с видным техасским сионистом Джимом Нови (Шимоном Новодворским), ортодоксальным евреем из Польши, юношей переехавшим в 1913 г. в США, где ему вскоре удалось разбогатеть на сбыте металлолома. В то время, когда он появился в Остине, ортодоксальная еврейская община города была малочисленна. Бóльшая часть еврейского населения Остина принадлежала к Конгрегации Бет Исраэль, общины реформистского толка. В 1924 году Нови был одним из соучредителей Конгрегации Агудас Ахим, ортодоксальной альтернативы Бет Исраэль в Остине. В 1931 году он стал руководить постройкой здания синагоги Агудас Ахим. Через Дж. Нови молодой Л. Джонсон познакомился с другим влиятельным техасским евреем, Джеком Баумелем,который, как и Нови, был активным участником Сионистской организации Америки [Anderson, 2012: 81]. Супруга Л. Джонсона, Клаудия Альта Тэйлор («леди Бёрд», как ее называли друзья) позже вспоминала: «С самого нашего знакомства у него было много хороших друзей-евреев, например, семья Нови в Остине. Они были готовы горой стоять за него, а он за них» [Johnson, 1979: 17]. Взгляды Дж. Нови могли сформировать у Л. Джонсона сочувствие к идеям сионизма, подкрепленное позицией тети Джесси. Известно, что Нови щедро делился с Линдоном сионистской литературой, среди которой была петиция к техасской легислатуре поддержать призыв к созданию еврейского государства в Палестине [Sohns, 2017: 60]. Друг семьи Джонсонов, Матильда Крим, жена Артура Крима, бывшего руководителя кинокомпании «Юнайтед Артистс», отзывалась так об отношении Линдона к евреям: «Прежде всего, он считал, что евреи очень умны. Он пришел к этому выводу на основе своего знакомства и деловых отношений с некоторыми евреями, которые жили в Остине и его округе» [Anderson, 2012: 103]. На сближение Л. Джонсона с техасской еврейской общиной могло повлиять совпадение их взглядов на проблемы социального неравенства, прав меньшинств и народного благоденствия. Подавляющее большинство его друзей из числа американских евреев были убежденными демократами, как и сам Линдон. Вполне возможно, что Л.Б. Джонсон рассчитывал на поддержку этих его влиятельных друзей, когда задумывался о начале политической карьеры. Но очевидно также, что он в своих взглядах на проблемы общества был вполне искренен. Позже, когда Л.Б. Джонсон станет президентом США, британский посол в Вашингтоне Дэвид Ормсби-Гор даст для своего руководства в Лондоне такую характеристику новому американскому лидеру: «его политические пристрастия складывались во времена «Великой депрессии» и ему присуще искреннее сочувствие к низам» [Печатнов, 2008: 238]. Красноречивым свидетельством неравнодушия Л.Б. Джонсона к положению угнетенных является подарок, который он сделал 1 сентября 1934 г. своей невесте на следующий день их знакомства. Он подарил своей избраннице сборник эссе под общим названием «Нацизм: нападение на цивилизацию» с надписью: «[леди] Бёрд - в надежде, что эти страницы увлекут ее, и она сможет найти здесь подтверждение тех принципов, в которые она верит, и которые ее учили чтить и уважать» [Anderson, 2012: 104]. Весьма необычный подарок от молодого человека своей девушке, надо сказать. Л.Б. Джонсон придерживался либеральных взглядов на проблемы внешней политики, считая, что правительство должно активно бороться с идеологиями, враждебными индивидуальной свободе и демократическим ценностям. Здесь сказывалось влияние его отца, который был убежден, что Америка обязана играть роль морального лидера в мире. Этот взгляд противоречил мнению тогдашнего большинства техасцев, да и американцев в целом, придерживавшихся принципов изоляционизма и выступавших в свое время против политики президента США в 1912-1920 гг. Вудро Вильсона. К слову, С.Э. Джонсон-младший считал себя вильсонистом, то есть сторонником идеи об уникальном опыте Америки, который должен помочь человечеству в деле создания нового мироустройства. Политическая карьера «Малого Сэма» завершилась после того, как он внес в легислатуру Техаса ряд резолюций, поддерживающих знаменитые «14 пунктов» В. Вильсона и членство США в Лиге наций, что противоречило общему настрою техасских законодателей [Sohns, 2017:62]. ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНГРЕССМЕНА ДЖОНСОНА В 1937 г. Л.Б. Джонсон стал членом палаты представителей американского конгресса. Он был избран от 10-го избирательного округа Техаса после смерти конгрессмена из Остина Джеймса Бьюкенена. Так началась политическая карьера будущего президента США. И хотя в качестве конгрессмена он представлял округ, в котором проживало примерно 400 тыс. человек, и из них только 400 были евреями (0.1%), Л.Б. Джонсон не оставался равнодушным к вопросам, поднимаемым американским и мировым еврейством [Smallwood, 2012: 89]. После избрания в конгресс США Л.Б. Джонсон расширил круг своих знакомств среди представителей еврейской общины Соединенных Штатов. Самым ближайшим другом молодого техасского конгрессмена стал Эбе Фортас, выдающийся прокурор, который будет неофициальным советником Джонсона на протяжении всей его политической карьеры. Э. Фортас был известен как активный сторонник создания еврейского государства в Палестине [Caro, 2003:10-11]. Оказавшись в Вашингтоне, Л.Б. Джонсон сблизился с т.н. «ньюдилерами» - группой молодых юристов, экономистов, чиновников, активно работавших в деле реализации «Нового курса» президента США Франклина Д. Рузвельта. Среди них выделялся Гарольд Икес, министр внутренних дел США. Г. Икес не скрывал своего интереса к планам переселения еврейских беженцев из Германии и других европейских государств в США - на территорию Аляски, или на Виргинские острова [Anderson, 2012: 105]. Чтобы понять - в каком направлении развивались взгляды Л.Б. Джонсона на проблемы американского и мирового еврейства, нужно представлять себе социально-политическую обстановку Соединенных Штатов 1930-х гг. Этот период многие авторы отмечают как пик антисемитизма в США, достижению которого способствовала «Великая депрессия». Некоторые протестантские организации жаловались на то, что пресловутый американский «плавильный котел» , дескать, слишком медленно «варит» , и в результате многие евреи из числа иммигрантов упрямо держатся за свою религиозную идентичность, вместо того чтобы раствориться в американской, преимущественно христианской цивилизации. Влиятельный журнал «Крисчиансенчури» настаивал, что евреи должны уже, наконец, праздновать рождение Христа и признать универсальный характер христианства и американской культуры [Carenen, 2012: 1-3]. Но вместе с тем этот же период отмечен небывалой активностью еврейской общины США на политическом и государственном уровнях. Американские евреи играли важную роль в движении за гражданские права, в которое влился и Л.Б. Джонсон. Колоссальную организационную роль в этом движении играл Американский еврейский комитет [Barnett, 2016: 134]. Обеспокоенные ростом антисемитизма в США, еврейские организации заняли непримиримую позицию. Так, они резко осудили деятельность Генри Форда, который спонсировал издание в США «Протоколов сионских мудрецов» - подложный антисемитский документ, в котором излагались планы евреев по установлению мирового господства и разрушению христианского мира. Техасский раввин Джордж Фокс написал гневное письмо нью-йоркскому издателю и члену Национальной ассоциации христиан и евреев Роджеру Штраусу с призывом противостоять росту ксенофобии в Соединенных Штатах. Дж. Фокс фактически предложил создать Национальный фонд сохранения демократии. В состав членов фонда вошел бывший президент США Герберт Гувер и другие видные американские политики [Carenen, 2012: 3-4]. При правительстве Ф.Д. Рузвельта американские евреи стали играть заметную роль в администрациях различного уровня. По некоторым сведениям, 32-й президент США привлек на государственную службу больше евреев, чем все его предшественники, вместе взятые. Их число составляло около 15% назначенцев на важные посты на федеральном и местном уровнях. Ньюдилеры являлись прагматиками, им важны были не национальность и религиозная принадлежность, а способности человека и его приверженность либеральным ценностям [Dollinger, 2001: 440]. Еврейская община на многие годы стала надежным и стабильным электоратом Демократической партии. Примечательный факт - Л.Б. Джонсон был приведен к присяге в качестве конгрессмена 13 мая 1937 г. А уже через пять дней ему довелось голосовать по биллю, который непосредственно касался еврейских беженцев из Европы. Этот билль был посвящен острому вопросу, который так можно было сформулировать: как следует поступить Соединенным Штатам в отношении приблизительно 15 тыс. иммигрантов из Центральной и Восточной Европы, преимущественно евреев, которые въехали на территорию США по фальшивым визам - депортировать их обратно или разрешить натурализацию? Большинство, включая и Л.Б. Джонсона, проголосовало против депортации [Smallwood, 2012: 88]. Проблема еврейских иммигрантов вскоре станет частью одной из наиболее мифологизированных историй о Л.Б. Джонсоне, так называемой «операции Техас». Суть этой истории такова: в конце 1930-х - начале 1940-х гг. Л.Б. Джонсон, якобы, помог нескольким десяткам евреев из Польши и Германии получить фальшивые визы для въезда в латиноамериканские страны, из которых позже они перебрались в Соединенные Штаты, устроившись на работу в трудовых лагерях Национальной ассоциации по делам молодежи Техаса. Эта легенда опирается на единственный, пожалуй, источник - речь Дж. Нови, произнесенную на церемонии открытия нового здания синагоги Конгрегации Агудас Ахим в Остине 30 декабря 1963 г. На эту церемонию был приглашен Л.Б. Джонсон, лишь недавно, в силу трагической смерти Дж.Ф. Кеннеди, ставший президентом. Во вступительной речи, прежде чем передать слово высокопоставленному гостю, Дж. Нови заявил, что, благодаря Л.Б. Джонсону, на тот момент начинающему конгрессмену, удалось вывезти из Европы 42 польских и германских евреев перед началом Второй мировой войны. Но это только начало легенды, оказавшейся невероятно живучей. Столь яркий «факт» биографии Л.Б. Джонсона украшает многие работы, посвященные этому техасскому политику. Вот как, например, повествует об этом эпизоде американский исследователь Джеймс Смоллвуд: «LBJ [общеупотребимое в США сокращение имён видных американских политиков, в данном случае от Lyndon Baines Johnson - В.Р.] расширил «операцию Техас». Используя методы иногда законные, иногда незаконные, и тратя наличные, которые давали богатые благотворители, такие как Джим Нови, Джонсон переправил контрабандой сотни евреев в Техас, используя Галвестон как порт прибытия» [Smallwood, 2012: 95]. Возможно, здесь автор путает события разных лет, смешивая их с программой переселения иммигрантов «Движение Галвестон» начала ХХ в. Но Дж. Смоллвуд идет дальше и без какого-либо критического подхода констатирует: «Нови рассказывал, что в 1942 г. Джонсон отправил его с секретной миссией в Европу. Этот еврейский бизнесмен говорил, что его работа была настолько опасной, что он не рассказывал своей семье, даже жене и детям, чем он занимался. Нови знал, что его могли схватить, опознать и расстрелять германские власти. Вскоре после возвращения, Нови, гражданское лицо, получил орден Пурпурного сердца, который обычно вручают военным, раненным во время боя» [Smallwood, 2012: 96-97].При всем уважении к досточтимому бизнесмену и филантропу Дж. Нови, следует сказать, что он мало походил на суперагента, орудующего в самом логове нацистов, да еще и в самый разгар Второй мировой войны. Источником этой захватывающей, но походящей на застольную байку истории была работа Льюиса Гомулака, техасского историка, защитившего в 1989 г. диссертацию, посвященную складыванию внешнеполитических взглядов Л.Б. Джонсона. Диссертация эта так и не была опубликована в виде отдельной монографии. В ней раскрывались поистине привлекающие внимание факты биографии 36-го президента США, доселе неизвестные широкой публике. Диссертация Л. Гомулака будет служить источником вдохновения многим авторам. Показательный пассаж присутствует, например, в публикации бывшего израильского дипломата Ленни Бен-Дэвида, где он, ссылаясь на все ту же диссертацию, уверял, что «лишь немногие знают о действиях LBJ по спасению из беды сотен евреев в период Холокоста - действий, которые могли грозить ему лишением места в конгрессе и тюремным сроком» [Ben-David, 2008]. Проблема заключается в том, что диссертация Л. Гомулака основана на огромном массиве интервью, которые автор на протяжении многих лет брал у людей, знакомых с Л.Б. Джонсоном на заре его политической карьеры. Но эти интервью техасский историк стенографировал от руки и так и не сделал достоянием общественности, опубликовав, например, эти ценные источники [Anderson, 2012: 84]. Клаудиа В. Андерсон, работавшая на протяжении нескольких десятилетий в архиве Л.Б. Джонсона в Остине, провела собственное расследование «операции Техас» . Она выяснила, что среди бумаг 36-го президента США, в том числе относящихся к периоду его работы в палате представителей, нет ни одного документа, подтверждающего истинность этой операции. Исключением является, как уже упоминалось, речь Дж. Нови на открытии новой синагоги в Остине. Еще одним источником может служить дневник леди Бёрд, в котором она так вспоминала об этом событии: «Когда мы выходили из синагоги, люди хватали меня за рукав и говорили: «Меня бы здесь сегодня не было, если бы не он. Он помог мне выбраться». Это и пугало, и делало счастливым» [Johnson, 1970: 28]. Едва ли не единственным доказательством участия Л.Б. Джонсона в спасении европейских евреев является история молодого дирижера из Австрии Эриха Лейнсдорфа. В 1937 г. он приехал по временной полугодовой визе в США, чтобы работать помощником дирижера в «Метрополитэн опера» . Когда срок визы истек, произошел аншлюс Австрии. Один из друзей музыканта, Чарльз Марш, журналист из Техаса, обратился за помощью к Л.Б. Джонсону. Тот посоветовал Э. Лейнсдорфу выехать из Соединенных Штатов, но не в Австрию, а на Кубу. По словам австрийского музыканта, запечатленным сотрудниками архива 36-го президента США в рамках проекта «устной истории», конгрессмен Джонсон связался с американским консулом в Гаване и объяснил ему суть дела. Через неделю после прибытия на Кубу Э. Лейнсдорф уже в качестве иммигранта вернулся в Соединенные Штаты по въездной визе, выданной американским консульством в Гаване. В ноябре 1942 г. он получил гражданство США [Leinsdorf, 1969].Эта история, как мы видим, мало похожа на детективный сюжет с тайным и незаконным ввозом на территорию США десятков, а то и сотен еврейских беженцев. Так или иначе, но твердо можно быть уверенным лишь в том, что Л.Б. Джонсон не был равнодушен к судьбам евреев оккупированной нацистами Европы. Но его позиция и деятельность не были уникальными. Так поступали многие американские конгрессмены и политики, которые через свои контакты по дипломатической линии пытались помочь беженцам по мере возможностей. Кто-то помогал таким образом своим родственникам и знакомым, кто-то, как Джонсон, откликался на просьбы друзей и знакомых. Эпизод с Э. Лейнсдорфом совпал по времени с очередным голосованием по вопросам иммиграции, в котором принял участие Л.Б. Джонсон. В 1939 г. конгрессмен Сэмюель Хоббс из Алабамы предложил билль, разрешавший арест иностранцев, получивших распоряжение о депортации их на родину, но не уехавших по причине отсутствия действительного паспорта или иных документов. Л.Б. Джонсон голосовал против этого билля, но он получил большинство голосов в палате представителей, хотя и был отклонен в итоге сенатом [Anderson, 2012: 100]. СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ Симпатии Л.Б. Джонсона к евреям и к сионистам из их числа лишь окрепли в результате Второй мировой войны и вскрытия правды о Холокосте. Уничтожение шести миллионов европейских евреев шокировало Запад. Холокост многими интеллектуалами стал восприниматься как тест на человечность западной цивилизации. Известный американский теолог Рейнольд Ньюбур так обозначил свою позицию в популярном журнале «Нэйшн»: «вопрос о том, что станет с евреями в послевоенном мире, касается всех нас не только потому, что народ, понесший такие жертвы, достоин нашего сострадания, но и потому, что решение этого вопроса зависит от самого качества нашей цивилизации» [Barnett, 2016: 125]. Изменения в настрое американского общества после Второй мировой войны были заметными. А ведь еще некоторое время назад, в 1931 г. Верховный суд США провозгласил Соединенные Штаты «христианской нацией». В послевоенные же годы часть интеллектуальной элиты США стали причислять свою страну к «иудео-христианской цивилизации». Были сняты барьеры в делах покупки недвижимости, вступления в элитные клубы, поступления в школы и университеты и т.п. В американской литературе наступил «золотой век» писателей еврейского происхождения: Джерома Д. Сэлинджера, Нормана Мэйлера, Артура Миллера, Аллена Гинзберга и других [Barnett, 2016: 127]. В 1947 г. внимание мировой общественности было приковано к дискуссиям в Организации Объединенных Наций по вопросу создания еврейского и арабского государств на территории Палестины. Л.Б. Джонсон, разумеется, был в числе горячих сторонников исполнения сионистской мечты. Сам он так отзывался об истоках своей эмоциональной привязанности к Израилю: «Я всегда испытывал глубокое сочувствие к Израилю и его народу, храбро строящему и защищающему современное государство, несмотря ни на что, на фоне трагического еврейского опыта» [Johnson, 1971: 297]. Уже будучи президентом США, он говорил в 1966 г. своему гостю, президенту Израиля Залману Шазару: «Вы знаете, что наша республика, как и ваша, была взлелеяна философией древнееврейских мудрецов, которые учили человечество принципам морали, социальной справедливости и всеобщего мира» [Public Papers of the Presidents, 1967: 796-797]. ТЕХАССКИЙ ФРОНТИР И ИЗРАИЛЬСКИЕ РЕАЛИИ И здесь необходимо сказать о еще одной стороне характера и воспитания Л.Б. Джонсона, которая подпитывала его привязанность к евреям и Израилю. Он был типичным представителем американского фронтира - линии соприкосновения белых американских переселенцев с местным населением и местной природой. Эта линия постепенно смещалась с востока на запад Америки, до тех пор, пока неосвоенных переселенцами территорий не осталось. А его родной Техас был классическим «фронтирным штатом» с культом ковбоев, уединенных ранчо, нарочитой мужественностью, неустанным трудом на земле. Л.Б. Джонсон находил немало общего между Техасом и Израилем - не только засушливый климат и либеральные ценности, но и облик фермеров, в случае необходимости готовых в любой момент взять в руки оружие, чтобы защитить свою землю. Заметим, попутно, что и в случае Израиля, и в случае Техаса, земли, которые приходилось защищать, не были их исконной собственностью, они были отвоеваны у других народов: индейцев, мексиканцев или арабов. Выдающийся техасский историк Теодор Ференбах объяснял мировоззрение техасцев тем, что им со школьной скамьи внушалась одна мысль: «Мы выбрали эту землю, мы взяли ее, мы сделали ее плодородной» [Ferenbach, 1968: 712]. Сам 36-й президент США говорил о себе так: «О моем прошлом… можно сказать, что Линдон Джонсон - нечто среднее между баптистским проповедником и ковбоем» [Dugger, 1982: 31]. В молодости Линдон восхищался легендой о форте Аламо, который храбро защищала горстка участников Техасской революции 1836 г., отражавшая атаки численно превосходящей мексиканской армии под командованием генерала Санта-Анны. Позже помощник Л.Б. Джонсона в Белом доме, Джон Роше признавал, что руководство Соединенных Штатов смотрит на израильтян как на техасцев, а на их недруга, египетского президента Гамаля Абделя Насера как на Санта-Анну [Little, 1993: 575]. Заслуживающее внимание свидетельство о привязанности Л.Б. Джонсона к евреям оставил другой его помощник, Гарри Макферсон. Ему казалось удивительным, что у Л.Б. Джонсона не было ни капли еврейской крови - настолько непринужденно он общался со своими друзьями еврейского происхождения. Г. Макферсон описывал своего патрона как «техасскую, слегка карикатурную версию раввина или торговца алмазами с 44-й улицы ростом в шесть футов и три дюйма» (примерно 190 см.) [Brands, 1994: 89-90].А такой отклик помощник президента оставил о техасцах вообще: «Типичным нееврейским евреем был техасец. В общей своей массе техасцы столь же громкоголосы, у них тоже - что на уме, то и на языке, они так же полны и веселья, и скорби, в них всего через край» [Woods, 2006: 769]. Можно сказать, что на взгляды Л.Б. Джонсона повлияло распространенное в Соединенных Штатах второй половины 1940-х гг. мнение, сформулированное профессором Калифорнийского университета в Беркли, историком Ю.Л. Слезкиным - Израиль рассматривался на Западе как воплощение «юношеского задора, радостного труда и справедливого возмездия. Это было единственное место, где европейская цивилизация, казалось, обладала моральной уверенностью, единственное место, где насилие было оправданным» [Slezkine, 2004: 328].В дополнение этой картины можно добавить, что аналогии между американским опытом и израильскими реалиями были нередки в то время. К ним прибегал, например, Дж.Ф. Кеннеди, отмечая, что и в американских прериях, и палестинских горах и равнинах, земледельцы на собственном опыте могли убедиться в справедливости народной приметы, что от интенсивности труда на земле зависит и количество осадков, и таким образом жизнедеятельность человека влияет на климатические условия («дождь следует за плугом»). И если эти аналогии были близки выросшему в аристократическом Бостоне Кеннеди, то что уж говорить о техасце Джонсоне, воплощавшего в себе идеалы американских переселенцев, жителей фронтира [Румянцев, 2013: 146]. В 1948 г. и в судьбе Л.Б. Джонсона, и Государства Израиль произошли важные изменения. В этот год было провозглашено создание еврейского государства на территории Восточного Средиземноморья, а Джонсон был избран в сенат, переместившись, таким образом, из нижней в верхнюю палату американского парламента. Начался новый этап его политической деятельности, в ходе которого он будет рьяно защищать Израиль, заслужив реноме одного из самых произраильских американских политиков. ВЫВОДЫ Привязанность Л.Б. Джонсона к Израилю и к евреям, в целом, имела сложносоставную основу, в которой были перемешаны моральные и религиозные убеждения его семьи, влияние друзей из еврейской общины Техаса, поддержавших Джонсона на ранних этапах его политической карьеры, параллели между техасским опытом освоения фронтира и деятельностью еврейских поселенцев в Палестине, которые были близки и понятны молодому конгрессмену. В дальнейшем эта основа будет укрепляться политическими соображениями. На глубинные исторические процессы, приведшие к созданию Государства Израиль, эти его симпатии вряд ли могли оказать серьезное влияние в «до-сенатский» период жизни Л.Б. Джонсона. Причина была проста. Несмотря на то, что он являлся с 1942 г. членом комитета палаты представителей по делам военно-морского флота, а с 1947 году - членом комитета по вооружённым силам и принимал участие также в работе специального комитета по военной политике и объединённого комитета по атомной энергии, реальных рычагов влияния на процесс принятия внешнеполитических решений у Л.Б. Джонсона было. Иное дело - его деятельность на посту лидера сенатского большинства в период администрации Д. Эйзенхауэра, вице-президента и, конечно, президента Соединенных Штатов в 1963-1968 гг. Но эта деятельность своими корнями уходила в годы становления его как личности и как политика.
×

About the authors

Vladimir P. Rumyantsev

Tomsk State University

Email: rumv@mail.ru
Dr. Sci. (Hist.), Professor, Head of the department of Oriental studies Tomsk, Russian Federation

References

  1. Гилберт М. Черчилль и евреи. М.; Иерусалим, 2010.
  2. Мид У.Р. Божья страна? // Россия в глобальной политике. 2006. №5. URL: https://globalaffairs.ru/articles/bozhya-strana/ (Дата обращения 07.09.2020)
  3. Печатнов В.О. От Джефферсона до Клинтона: Демокра-тическая партия США в борьбе за избирателя. М., 2008.
  4. Румянцев В.П. К вопросу об американскомфронтире: Дж.Ф. Кеннеди и программа «Новый фронтир» (теоретический и внешнеполитический аспекты) // Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №1 (21). С.139-148.
  5. AndersonC.W. CongressmanLyndonB. Johnson, OperationTexas, andJewishImmigration // SouthernJewishHistory. 2012. Vol. 15.Р. 81-118.
  6. Barnett M.N. The Star and the Stripes: A History of the Foreign Policies of American Jews. Princeton, 2016.
  7. Ben-David L. A Friend in Deed // The Jerusalem Post. 2008. September 9.
  8. Brands H.W. Into the Labyrinth: The United States and the Middle East, 1945-1993. N.Y., 1994.
  9. Cantrell G. Lyndon's Granddaddy: Samuel Ealy Johnson Sr., Texas Populism, and the Improbable Roots of American Liberalism // The Southwestern Historical Quarterly. 2014. Vol. 118, No. 2. P. 133-156
  10. Carenen C. The Fervent Embrace: Liberal Protestants, Evangelicals, and Israel. N.Y., 2012.
  11. CaroR. TheYearsofLyndonJohnson.Means of Ascent.N.Y., 2003.
  12. Dollinger M. The Other War: American Jews, Lyndon Johnson, and The Great Society // American Jewish History. 2001. Vol. 89. No. 4. P. 437-461.
  13. Dugger R. The Politician: The Life and Times of Lyndon Johnson, the Drive for Power, from the Frontier to Master of the Senate. N.Y., 1982.
  14. Ferenbach T. Lone Star: A History of Texas and the Texans. N.Y., 1968.
  15. Johnson C. Claudia «Lady Bird» Johnson Oral History Interview. Interview No 9. / Lyndon Baines Johnson Library.
  16. Johnson C. Lady Bird Johnson: A White House Diary. N.Y., 1970.
  17. Johnson L.B. The Vantage Point: Perspectives of the Presidency, 1963-1969. N.Y., 1971.
  18. Johnson R.D. Lyndon Johnson and Israel: The Secret Presidential Recordings. Tel Aviv, 2008.
  19. Leinsdorf E. Oral History Interview / Lyndon Baines Johnson Library.
  20. Little D. The Making of a Special Relationship: the United States and Israel, 1957-1968 // International Journal of Middle East Studies. 1993. Vol. 25. No 4. P. 563-585
  21. Manaster J. Galveston Movement. The Handbook of Texas State Historical Association. URL: https://tshaonline.org/handbook/online/articles/umg01 (Дата обращения 07.09.2020)
  22. Plocheck R. Jewish Texans // Texas Almanac. 2002-2003. URL: https://texasalmanac.com/topics/culture/jewish/jewish-texans (Дата обращения 07.09.2020)
  23. Public Papers of the Presidents: Lyndon B. Johnson, 1966. Vol. II. Wash., 1967.
  24. Slezkine Y. The Jewish Century.Princeton, 2004.P. 328.
  25. Smallwood J. Operation Texas: Lyndon B. Johnson, the Jewish Question and the Nazi Holocaust // East Texas Historical Journal. 2012. Vol. 50. No 2. P. 88-106.
  26. Sohns O. The Future Foretold: Lyndon Baines Johnson’s Congressional Support for Israel // Diplomacy & Statecraft. 2017. Vol. 28.No 1. P. 57-84.
  27. Woods R.R. LBJ: Architect of American Ambition. N.Y., 2006.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies