МИРОВОЗЗРЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСТОРИИ: СМЫСЛ ИСТОРИИ ИЛИ СМЫСЛ В ИСТОРИИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Человек познает объективный мир. У людей в мире разные мировоззрения и разное объяснение мира в настоящем, прошлом и будущем. Мир интерпретируется индивидуумом - человеком по цели его мировоззрения. Одно для всех объективное прошлое интерпретируется не одним всеобщим (объективным) разумом, а субъективно - человеческим разумом в мировоззренческих теориях, методологиях, которые являют субъективное научное творение человека. Признание наличия разных мировоззрений у людей ведет к признанию равенства мировоззренческих объяснений прошлого и толерантного к этим объяснениям отношения.

Полный текст

Любая научная статья оперирует понятиями, ко- торые раскрывают методологию исследования авто- ра. Исходя из этого, выделим две научные категории: одна - объективная, а вторая - субъективная. К объек- тивной научной категории отнесем: время, простран- ство и факт. К субъективной научной категории отне- сем: мировоззрение человека. Затем определим, что такое концепция? В словарях дается такое определение концепции: «система взглядов на что-нибудь». Отсюда получим. Система взглядов на смысл жизни человека является мировоззренческой концепцией. Название статьи «Смысл истории или смысл в исто- рии» содержит мировоззренческое отношение к исто- рии. Отношение двоякое: первое и второе: «Смысл истории» или «Смысл в истории». Разделяет двоякое союз «или». Ключевым является и наличие в названии предлога «В». Приведенные понятия позволяют рассмотреть дво- якое отношение к названию статьи: «Смысл истории или смысл в истории». Первое отношение - «Смысл истории». Оно содер- жит смысл, цель существования всего человечества на Земном шаре и во Вселенной. Мировоззрение (воз- зрение на мир) понимается как всеобщее видение мира одним объективным Высшим или одним объективным Коллективным разумом. Второе отношение - «смысл в истории» выявляет место (цель) одного человека или одной группы едино- мышленников (от группы - до государства) в окружаю- щем Мире, на Земном шаре. image В философских словарях периода СССР давалось определения мировоззрения как - «система обобщен- ных взглядов на мир». В словарях говорилось об одной системе «обобщенных взглядов». Так, система одна и она объективная, и единственно научная. Мировоз- зрение, признаваемое единственным в разных органи- зациях вплоть до организации - государства называет- ся уже не мировоззрением, а идеологией. После перестройки в СССР произошло изменение в сознании людей. Наряду с государственной и коллек- 9 image МИРОВОЗЗРЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСТОРИИ: СМЫСЛ ИСТОРИИ ИЛИ СМЫСЛ В ИСТОРИИ Личман Б.В. тивной собственностью возникла и частная собствен- ность. В Конституции РФ 1993 г. признали и утвердили человека как высшую ценность государства. Мировоз- зрение на государственном, Конституционном уровне в современной России стало пониматься не как все- общая - Коллективная категория, а как категория Ин- дивидуальная. Возникло новое определение мировоз- зрения, и главным в определении стал не коллектив и коллективный разум, а индивид со своим особым интересом - целью в жизни. В современной России возникло такое определе- ние: «Мировоззрение - это система взглядов человека на мир и его место в нем». Из этого определения следу- ет, что мировоззрение индивидуально, а место челове- ка в окружающем мире - это и есть его жизненная цель. Человек - вид живого мира «Планеты Земля». Вид социально - биологический. Человек появился давно. У человека - разумного цель, смысл жизни был всегда и будет всегда. Смысл - цель жизни человека определя- ло его поведение во все века, определяет в настоящем, и будет определять и в будущем. Жизненная цель человека во времени может меняться. По цели жизни человека (места в мире) возникает система взглядов - познание мира или наука о мире. Наука - это познание мира человеком и находится не вне человека, а внутри человека, в его сознании - разуме. Наука - это творение человека. В мировоззре- нии человека первична цель, а наука (познание цели человеком) - вторична. Наука подчинена цели миро- воззрения: рождена целью, для познания цели. Миро- воззрение, жизненная цель руководит всеми делами человека. По цели мировоззрения человек жил в про- шлом, живет в настоящем, планирует жизнь в будущем. Государство, для достижения Конституционной цели использует мировоззрение (идеологию), которое и объ- является правильным, научным, объективным. Госу- дарственное мировоззрение называемая идеологией отражает сущность государства и по государственной идеологии интерпретируется история. Приведем пример государственного марксистско- го и государственного либерального мировоззрения. Государственное марксистское мировоззрение за- креплено в Конституции СССР 1977 г.: «Высшая цель Советского государства - построение бесклассового коммунистического общества». Государственное ли- беральное мировоззрение закреплено в Конституции Российской Федерации 1993 г. В государстве цель, выс- шая ценность: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность го- сударства». Человек и государство только через свою мировоз- зренческую сущность изучает прошлое. Изучение го- сударством прошлого в заданном им мировоззрении необходимо для оправдания государством действий в настоящем и продолжение их в будущем. image Историю и человека связывает созданный челове- ком рассказ о прошлом. Исторический труд, созданный человеком, - это особое логическое изложение собы- тий прошлого, где по цели мировоззрения человеком подбираются исторические факты в историческом вре- мени и историческом пространстве, а затем фактам по цели мировоззрения дается оценка. Рассказ о прошлом, истории обязательно содержит три научные категории, которые не зависят от желания и воли человека, его мировоззрения. Они - объект изу- чения человеком. Объективная категория - исторический факт. Объективная категория - историческое время. Объективная категория - историческое про- странство. Факт, время, пространство - объект изучения и сами о себе не ничего рассказывают. Они «голые» и «оде- вает», объясняет - интерпретирует их только человек. На современном телевидении есть передача «Власть факта». Идеологическое лукавство. У факта власти нет. Власть у того, кто его объясняет. Факт объясняет- ся не Богом, а только человеком и интерпретируется в определенной логике, имеющей мировоззренческую направленность (цель). Рассказ о прошлом - история содержит и четвер- тую научную категорию, которая полностью зависит от желания и воли человека. Это субъективное миро- воззренческое творчество человека по объяснению в историческом труде объективного исторического факта в движении: в меняющемся объективном исто- рическом времени и меняющемся историческом про- странстве. Прошлое, история объясняется человеком только по его мировоззрению. А сколько объяснений прошло- го? Ответ. Сколько мировоззрений столько и объяс- нений прошлого. Количество мировоззрений зависит от количества их целей. У мировоззрения начальная точка - человек раз- умный, а конечной точки у мировоззрения нет. Отсут- ствия точки достижения цели - это особенность миро- воззрения. Цель мировоззрения не имеет завершения и представляет вечный вектор движения к цели. Цель мировоззрения - это определенное направле- ние движения. Достичь цели невозможно. Например, к царству Бога, к Коммунизму, к Правовому государству. Преградой на пути к вечной цели человека является сам человек, наделенный природными, человечески- ми инстинктами. Человек социально - биологический вид Живой Природы и, как Природа, находится в веч- ном изменении. Возможности человека и сам человек не познаны. В Мире всего две мировоззренческие цели у человека: Духовная и Материальная. Духовная - спа- сение Души на пути движения к Богу, Материальная - получение все время возрастающих Земных благ. Вну- три этих двух Великих мировоззрений есть несколько относительно самостоятельных мировоззренческих направлений. В названии статьи заложено противопоставление: «смысл истории» или «смысл в истории». За названием скрывается вопрос: существует одно объяснение про- шлого или существует несколько объяснений прошлого? Для ответа на этот вопрос обратимся к историче- ским трудам, и после их сравнения получаем следу- ющее суждение. Да, существует несколько объясне- ний прошлого. Все эти объяснения научные. Почему? Не искажаются объективные факторы истории: время, пространство, факт. Имеется научное объяснение этих объективных факторов истории с использованием ме- тодологии и методов изучения. Наука служит цели мировоззрения. 10 ISSN 2658-4654 1-2019 image История и современное мировоззрение Научная методология объяснения истории разная, так как определяется разными мировоззренческими целями ученых объясняющих объективное - время, пространство, факт. Получаем объективную историю с разными субъективными объяснениями, разными оценочными суждениями. Обращение к историческим трудам прошлого по- зволяет нам разделить, классифицировать историче- ские труды в историографические блоки по основа- нию - цель мировоззрения. В мире, существуют исторические труды объяс- няющее прошлое с позиции цели религиозного мировоз- зрения [1]. Сегодня в мире есть много религий и число верую- щих на Земном шаре превышает более 80% всех жите- лей. Сегодня на планете процент верующих в Бога, Ду- хов, «жизненную силу», Высший разум увеличивается. В процентном отношении атеистов на Земле специа- листы насчитывают не более 15%. В мире есть исторические труды, объясняющее прошлое с позиции мировоззренческой цели получения материальных благ обеспеченных прогрессом. В Российской историографии группа «прогрес- са» разделена, по основанию движущие силы к цели, на три направления. Первое направление ведущим в прогрессе к материальным благам считает человека, имеющего частную собственность [2]. Второе направ- ление ведущим в прогрессе к материальным благам считает коллектив с общественной собственностью [3]. Третья направление ведущим в прогрессе считает тех- нику, распространение научных открытий [4]. В мире есть исторические труды, объясняющее прошлое с позиции человека, проживающего на отдель- ной территории в Природе [5]. Мировоззренческая цель в жизни у этой группы историков - это гармония человека в Природе, и, пре- жде всего, здоровье своих близких и себя, продление жизни, гармония человека, прежде всего в отдельном регионе, а затем на Земле и во Вселенной. Прошлое в исторических трудах всегда интерпре- тируется с позиций трех мировоззрений: религиозного мировоззрения (религиозно - исторического), прогрес- сивного мировоззрения (всемирно - исторического), локального мировоззрения (локально - исторического или патриотического). Прошлое одно, а истории - исти- ны о прошлом разные. В прошедших веках одно из этих трех мировоззре- ний интерпретации истории было господствующим и определяло, утверждало в том или другом отрезке времени, веке «смысл истории» - цель истории. Все мировоззрения человека и мировоззрение го- сударств (идеология) равны, но цели у мировоззрений разные. Мировоззрения по целям взаимно отверга- ют друг друга, считая не свою цель, ложной целью. По цели мировоззрения дается и интерпретаци- онная оценка: истинно - ложно, патриот - не патриот и т.д. Каждое мировоззренческое объяснение прошлого обвиняет другое мировоззренческое объяс- нение в искажении прошлого или в фальсификации истории. Мир не имеет единого мировоззрения, а разделен по мировоззрениям (люди разделены в государстве, а государства разделены в мире). Государства разде- лены по целям мировоззрений: религиозное мировоз- зрение (есть государства теократические), глобально- прогрессивное мировоззрение (есть либеральные го- сударства и есть марксистские государства), локально- патриотическое (есть дрейф к локальному обособле- нию в мире Великих держав - США, Китая, России). Возникает вопрос, вытекающий из названия ста- тьи: какая мировоззренческая интерпретация, объяс- няющая прошлое, господствует сегодня или какая со- временная интерпретация истории? Ответ на вопрос: в каждой стране господствую- щее мировоззрение - это государственная идеология (смысл истории), по которой и интерпретируется про- шлое страны. Государство - это организация (смысл истории один) и состоит из граждан индивидов (смысл в истории не один) со своими мировоззрениями и своими интерпретациями прошлого. Демократическое форма правления государства в отличие от других форм правления предполагает толерантность мировоззрений, где по большинству мировоззренческих целей граждан в Конституции го- сударства выбрана и сформулирована идеологическая (смысл истории один) цель государства - его нацио- нальная идея.
×

Об авторах

Борис Васильевич Личман

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Email: 284815@mail.ru
доктор исторических наук, профессор; профессор кафедры теории и истории международных отношений, Заслуженный работник высшей школы РФ

Список литературы

  1. Нечволодов А.Д. Сказание о русской земле. В 4-х кн. Екатеринбург. 1993: Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. В 2-х т. М., 2006 и др.
  2. История СССР с древнейших времен до конца XVIII века / под ред. Б.А. Рыбакова, М., 1975; Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник для вузов. М., 1998 и др.
  3. Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX - начала XX века: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., 1995 и др.
  4. Нефедов С.А. История России. Факторный анализ. В 2 т. М., 2010, 2011 и др.
  5. Вернадский Г.В. Русская история: учебник. М., 1997;
  6. Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории 8-11 классы: пособие для общеобразовательных учебных заведений / под ред. А.М. Панченко. М., 1996 и др.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах