WORLDVIEW OF MODERN INTERPRETATION OF HISTORY: SENSE OF HISTORY AND SENSE IN HISTORY


如何引用文章

全文:

详细

Man knows the objective world. People in the world have different worldviews and different explanations of the world in the present, past and future. The world is interpreted by an individual person for the purpose of his worldview. One for all the objective past is interpreted not by one universal (objective) mind, but by subjective - human mind in the worldview theories, methodologies, which are the subjective scientific creation of man. Recognition of the existence of different worldviews in people leads to the recognition of equality of ideological explanations of the past and tolerant attitude to these explanations.

全文:

Любая научная статья оперирует понятиями, ко- торые раскрывают методологию исследования авто- ра. Исходя из этого, выделим две научные категории: одна - объективная, а вторая - субъективная. К объек- тивной научной категории отнесем: время, простран- ство и факт. К субъективной научной категории отне- сем: мировоззрение человека. Затем определим, что такое концепция? В словарях дается такое определение концепции: «система взглядов на что-нибудь». Отсюда получим. Система взглядов на смысл жизни человека является мировоззренческой концепцией. Название статьи «Смысл истории или смысл в исто- рии» содержит мировоззренческое отношение к исто- рии. Отношение двоякое: первое и второе: «Смысл истории» или «Смысл в истории». Разделяет двоякое союз «или». Ключевым является и наличие в названии предлога «В». Приведенные понятия позволяют рассмотреть дво- якое отношение к названию статьи: «Смысл истории или смысл в истории». Первое отношение - «Смысл истории». Оно содер- жит смысл, цель существования всего человечества на Земном шаре и во Вселенной. Мировоззрение (воз- зрение на мир) понимается как всеобщее видение мира одним объективным Высшим или одним объективным Коллективным разумом. Второе отношение - «смысл в истории» выявляет место (цель) одного человека или одной группы едино- мышленников (от группы - до государства) в окружаю- щем Мире, на Земном шаре. image В философских словарях периода СССР давалось определения мировоззрения как - «система обобщен- ных взглядов на мир». В словарях говорилось об одной системе «обобщенных взглядов». Так, система одна и она объективная, и единственно научная. Мировоз- зрение, признаваемое единственным в разных органи- зациях вплоть до организации - государства называет- ся уже не мировоззрением, а идеологией. После перестройки в СССР произошло изменение в сознании людей. Наряду с государственной и коллек- 9 image МИРОВОЗЗРЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСТОРИИ: СМЫСЛ ИСТОРИИ ИЛИ СМЫСЛ В ИСТОРИИ Личман Б.В. тивной собственностью возникла и частная собствен- ность. В Конституции РФ 1993 г. признали и утвердили человека как высшую ценность государства. Мировоз- зрение на государственном, Конституционном уровне в современной России стало пониматься не как все- общая - Коллективная категория, а как категория Ин- дивидуальная. Возникло новое определение мировоз- зрения, и главным в определении стал не коллектив и коллективный разум, а индивид со своим особым интересом - целью в жизни. В современной России возникло такое определе- ние: «Мировоззрение - это система взглядов человека на мир и его место в нем». Из этого определения следу- ет, что мировоззрение индивидуально, а место челове- ка в окружающем мире - это и есть его жизненная цель. Человек - вид живого мира «Планеты Земля». Вид социально - биологический. Человек появился давно. У человека - разумного цель, смысл жизни был всегда и будет всегда. Смысл - цель жизни человека определя- ло его поведение во все века, определяет в настоящем, и будет определять и в будущем. Жизненная цель человека во времени может меняться. По цели жизни человека (места в мире) возникает система взглядов - познание мира или наука о мире. Наука - это познание мира человеком и находится не вне человека, а внутри человека, в его сознании - разуме. Наука - это творение человека. В мировоззре- нии человека первична цель, а наука (познание цели человеком) - вторична. Наука подчинена цели миро- воззрения: рождена целью, для познания цели. Миро- воззрение, жизненная цель руководит всеми делами человека. По цели мировоззрения человек жил в про- шлом, живет в настоящем, планирует жизнь в будущем. Государство, для достижения Конституционной цели использует мировоззрение (идеологию), которое и объ- является правильным, научным, объективным. Госу- дарственное мировоззрение называемая идеологией отражает сущность государства и по государственной идеологии интерпретируется история. Приведем пример государственного марксистско- го и государственного либерального мировоззрения. Государственное марксистское мировоззрение за- креплено в Конституции СССР 1977 г.: «Высшая цель Советского государства - построение бесклассового коммунистического общества». Государственное ли- беральное мировоззрение закреплено в Конституции Российской Федерации 1993 г. В государстве цель, выс- шая ценность: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность го- сударства». Человек и государство только через свою мировоз- зренческую сущность изучает прошлое. Изучение го- сударством прошлого в заданном им мировоззрении необходимо для оправдания государством действий в настоящем и продолжение их в будущем. image Историю и человека связывает созданный челове- ком рассказ о прошлом. Исторический труд, созданный человеком, - это особое логическое изложение собы- тий прошлого, где по цели мировоззрения человеком подбираются исторические факты в историческом вре- мени и историческом пространстве, а затем фактам по цели мировоззрения дается оценка. Рассказ о прошлом, истории обязательно содержит три научные категории, которые не зависят от желания и воли человека, его мировоззрения. Они - объект изу- чения человеком. Объективная категория - исторический факт. Объективная категория - историческое время. Объективная категория - историческое про- странство. Факт, время, пространство - объект изучения и сами о себе не ничего рассказывают. Они «голые» и «оде- вает», объясняет - интерпретирует их только человек. На современном телевидении есть передача «Власть факта». Идеологическое лукавство. У факта власти нет. Власть у того, кто его объясняет. Факт объясняет- ся не Богом, а только человеком и интерпретируется в определенной логике, имеющей мировоззренческую направленность (цель). Рассказ о прошлом - история содержит и четвер- тую научную категорию, которая полностью зависит от желания и воли человека. Это субъективное миро- воззренческое творчество человека по объяснению в историческом труде объективного исторического факта в движении: в меняющемся объективном исто- рическом времени и меняющемся историческом про- странстве. Прошлое, история объясняется человеком только по его мировоззрению. А сколько объяснений прошло- го? Ответ. Сколько мировоззрений столько и объяс- нений прошлого. Количество мировоззрений зависит от количества их целей. У мировоззрения начальная точка - человек раз- умный, а конечной точки у мировоззрения нет. Отсут- ствия точки достижения цели - это особенность миро- воззрения. Цель мировоззрения не имеет завершения и представляет вечный вектор движения к цели. Цель мировоззрения - это определенное направле- ние движения. Достичь цели невозможно. Например, к царству Бога, к Коммунизму, к Правовому государству. Преградой на пути к вечной цели человека является сам человек, наделенный природными, человечески- ми инстинктами. Человек социально - биологический вид Живой Природы и, как Природа, находится в веч- ном изменении. Возможности человека и сам человек не познаны. В Мире всего две мировоззренческие цели у человека: Духовная и Материальная. Духовная - спа- сение Души на пути движения к Богу, Материальная - получение все время возрастающих Земных благ. Вну- три этих двух Великих мировоззрений есть несколько относительно самостоятельных мировоззренческих направлений. В названии статьи заложено противопоставление: «смысл истории» или «смысл в истории». За названием скрывается вопрос: существует одно объяснение про- шлого или существует несколько объяснений прошлого? Для ответа на этот вопрос обратимся к историче- ским трудам, и после их сравнения получаем следу- ющее суждение. Да, существует несколько объясне- ний прошлого. Все эти объяснения научные. Почему? Не искажаются объективные факторы истории: время, пространство, факт. Имеется научное объяснение этих объективных факторов истории с использованием ме- тодологии и методов изучения. Наука служит цели мировоззрения. 10 ISSN 2658-4654 1-2019 image История и современное мировоззрение Научная методология объяснения истории разная, так как определяется разными мировоззренческими целями ученых объясняющих объективное - время, пространство, факт. Получаем объективную историю с разными субъективными объяснениями, разными оценочными суждениями. Обращение к историческим трудам прошлого по- зволяет нам разделить, классифицировать историче- ские труды в историографические блоки по основа- нию - цель мировоззрения. В мире, существуют исторические труды объяс- няющее прошлое с позиции цели религиозного мировоз- зрения [1]. Сегодня в мире есть много религий и число верую- щих на Земном шаре превышает более 80% всех жите- лей. Сегодня на планете процент верующих в Бога, Ду- хов, «жизненную силу», Высший разум увеличивается. В процентном отношении атеистов на Земле специа- листы насчитывают не более 15%. В мире есть исторические труды, объясняющее прошлое с позиции мировоззренческой цели получения материальных благ обеспеченных прогрессом. В Российской историографии группа «прогрес- са» разделена, по основанию движущие силы к цели, на три направления. Первое направление ведущим в прогрессе к материальным благам считает человека, имеющего частную собственность [2]. Второе направ- ление ведущим в прогрессе к материальным благам считает коллектив с общественной собственностью [3]. Третья направление ведущим в прогрессе считает тех- нику, распространение научных открытий [4]. В мире есть исторические труды, объясняющее прошлое с позиции человека, проживающего на отдель- ной территории в Природе [5]. Мировоззренческая цель в жизни у этой группы историков - это гармония человека в Природе, и, пре- жде всего, здоровье своих близких и себя, продление жизни, гармония человека, прежде всего в отдельном регионе, а затем на Земле и во Вселенной. Прошлое в исторических трудах всегда интерпре- тируется с позиций трех мировоззрений: религиозного мировоззрения (религиозно - исторического), прогрес- сивного мировоззрения (всемирно - исторического), локального мировоззрения (локально - исторического или патриотического). Прошлое одно, а истории - исти- ны о прошлом разные. В прошедших веках одно из этих трех мировоззре- ний интерпретации истории было господствующим и определяло, утверждало в том или другом отрезке времени, веке «смысл истории» - цель истории. Все мировоззрения человека и мировоззрение го- сударств (идеология) равны, но цели у мировоззрений разные. Мировоззрения по целям взаимно отверга- ют друг друга, считая не свою цель, ложной целью. По цели мировоззрения дается и интерпретаци- онная оценка: истинно - ложно, патриот - не патриот и т.д. Каждое мировоззренческое объяснение прошлого обвиняет другое мировоззренческое объяс- нение в искажении прошлого или в фальсификации истории. Мир не имеет единого мировоззрения, а разделен по мировоззрениям (люди разделены в государстве, а государства разделены в мире). Государства разде- лены по целям мировоззрений: религиозное мировоз- зрение (есть государства теократические), глобально- прогрессивное мировоззрение (есть либеральные го- сударства и есть марксистские государства), локально- патриотическое (есть дрейф к локальному обособле- нию в мире Великих держав - США, Китая, России). Возникает вопрос, вытекающий из названия ста- тьи: какая мировоззренческая интерпретация, объяс- няющая прошлое, господствует сегодня или какая со- временная интерпретация истории? Ответ на вопрос: в каждой стране господствую- щее мировоззрение - это государственная идеология (смысл истории), по которой и интерпретируется про- шлое страны. Государство - это организация (смысл истории один) и состоит из граждан индивидов (смысл в истории не один) со своими мировоззрениями и своими интерпретациями прошлого. Демократическое форма правления государства в отличие от других форм правления предполагает толерантность мировоззрений, где по большинству мировоззренческих целей граждан в Конституции го- сударства выбрана и сформулирована идеологическая (смысл истории один) цель государства - его нацио- нальная идея.
×

作者简介

Boris Lichman

the Ural Federal University named after the First President of the Russia B.N. Yeltsin

Email: 284815@mail.ru
Doctor of Historical Sciences, Professor; Professor at the Department of Theory and History, Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation

参考

  1. Нечволодов А.Д. Сказание о русской земле. В 4-х кн. Екатеринбург. 1993: Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. В 2-х т. М., 2006 и др.
  2. История СССР с древнейших времен до конца XVIII века / под ред. Б.А. Рыбакова, М., 1975; Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник для вузов. М., 1998 и др.
  3. Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX - начала XX века: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., 1995 и др.
  4. Нефедов С.А. История России. Факторный анализ. В 2 т. М., 2010, 2011 и др.
  5. Вернадский Г.В. Русская история: учебник. М., 1997;
  6. Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории 8-11 классы: пособие для общеобразовательных учебных заведений / под ред. А.М. Панченко. М., 1996 и др.

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML


##common.cookie##