Методология современного мировоззрения о прошлом, истории и фальсификации истории


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья о разных мировоззренческих толкованиях людьми и государствами прошлого. Методология современного мировоззрения заключается в равно уважительном отношении человека к теориям (концепциям), объясняющим прошлое человечества. В статье утверждается, что история - это не прошлое, а узнавание, рассказ человека о прошлом: близком и далёком, очень далёком прошлом. В истории главное - это цель изучения. По цели истории интерпретируются факты прошлого. Человек цель своей жизни переносит в прошлое и по логике цели изучает прошлое, отражая узнанное в записи, в своём рассказе о прошлом. У людей разные цели в жизни, отсюда у человечества не одна, а несколько теорий (концепция) объяснения прошлого. В статье разграничивается факт прошлого (объективен) и факт истории (субъективен). Факт прошлого - это реальность прошлого без объяснения её человеком, а факт истории - это факт, объясненный человеком. В истории, создаваемой человеком главное не факт, а творческая интерпретация факта в логике заданной им цели. Прошлое одно, а объяснения его человеком - разные. Каждое мировоззренческое объяснение прошлого обвиняет другое мировоззренческое объяснение прошлого в искажении истины прошлого, в её фальсификации. Официальная (государственная) история любого государства пишется по его цели. Цель национальных историй - это консолидация граждан на реализацию цели своего государства. Смена цели государства ведет к «переписыванию» прежней истории, созданию по новой цели - новой творческой истории. Концептуальная история государства всегда воспринимается её противниками как фальсификация истории.

Полный текст

ВРЕМЯ И ПРОШЛОЕ Время состоит из прошлого, настоящего и будущего. Для человека современного, живущего сегодня, реально только настоящее. Прошлого и будущего сегодня нет. В настоящем мы можем только придумать, мысленно сконструировать прошлое и будущее. [Герасимов, 2019]. МИРОВОЗЗРЕНИЕ Мы воспринимаем и оцениваем мир по своему мировоззрению. Без мировоззренческой оценки всего окружающего человек (homo sapiens) жить не может. Только по мировоззренческой оценке: надо - не надо, хорошо - плохо, человек принимает решение. Вопрос, а что такое мировоззрение? «Мировоззрение - это система взглядов человека на мир и своё место в нем». Ключевая фраза в этом определении - это «место в нем» - цель жизни человека. Современный человек в системе взглядов через цель своей жизни пытается объяснить целевую логику жизни людей в прошлом и логику жизни людей в будущем. Причинно-целевое познание мира человеком в настоящем переносится им на другое время: на время прошлое и на время будущее. ИСТОРИЯ История - это созданный человеком рассказ о прошлом. Пример: история болезни, история дома, история семьи, история народа. Рассказ - история всегда содержит цель. По цели автор истории подбирает к своему рассказу нужные ему факты, события из прошлого. В истории (рассказе о прошлом) главное не факт, а его интерпретация. Суть истории в подборе и интерпретации фактов по цели изучения. Что историк по своей цели ищет в прошлом, то и находи или найдёт (найдет на Земле даже жителей иных планет). Главное в истории цель изучения. По цели изучения интерпретируются факты. СУБЪЕКТИВНО ОБ ОБЪЕКТИВНОМ Прошлое (объект) одно, а историки (субъекты), рассказывающие о прошлом, разные. Истории разные. В историях о людях, обществах, государствах всегда субъектом - историком дается срытая оценка подобранных им событий прошлого и открытая оценка в выводах (плохо - хорошо, надо - не надо, правильно - неправильно). ТЕОРИИ ИСТОРИИ И НАУКА Теории (концепции) истории делятся по целям мировоззрений. Прошлое одно, а истории, написанные или рассказанные о прошлом - разные. Все истории, созданные человеком в прошлом и в настоящем, делятся на три группы: религиозная, прогрессивная и локальная [Камынин, 2019]. Религиозная теория истории Объясняет эту теорию - наука теология. (Наука - это познание человеком мира и себя в нём). С позиции религиозной теории цель жизни у человека - это подготовка себя к «жизни» после смерти. Согласно теории человек состоит из плоти и Духа. Плоть живет недолго, а Дух вечен. Земная жизнь человека состоит из движения человека к Богу, к подготовке его к другому миру. В религиозной теории по цели мировоззрения историк исследует как в прошлом человек и в целом всё человечество шло к Богу. В современной России существует историческая литература по религиозной цели, объясняющее прошлое [Карташов, 2006]. Прогрессивная теория истории Объясняет эту теорию - наука (познание) о рациональном, полезном, прогрессивном для человечества. Цель жизни у человека - это получение материальных благ. Прошлое - это временной путь прогресса: в природе - эволюция, а в обществе - модернизация. Историческая литература, объясняющая прошлое человечества через модернизацию, прогрессивное развитие, делится на три блока: либеральный, марксистский, технологический. Деление на блоки производится по движущим силам прогресса. В либеральном историческом блоке в логике событий прогрессивного развития человечества рассказывается, что цель получения максимальных материальных благ достигается быстрее в обществе, где человек владеет собственностью. Двигателем прогресса в либеральной истории являются люди с собственностью, соперничающие друг с другом в получении благ. Центральным в этом блоке истории является личность - лидер [Ионов, 1995]. В марксистском историческом блоке проводится мысль, что цель получения максимальных материальных благ достигается быстрее в обществе, где нет частной собственности, а есть только коллективная. Двигателем прогресса в марксистской истории является коллектив-товарищество. Главная сила в истории - это народ, коллектив экономически равных людей. [Мунчаев, 1998] В технологическом историческом блоке двигателем прогрессивного развитии человечества является техника, технология, научные открытия. Научные открытия происходят во времени и в разных частях Земного шара, а затем в результате диффузии распространяются по всему миру. Всегда народ - первооткрыватель имеет преимущество перед другими народами [Нефёдов, 2010]. Локальная теория истории Объясняет эту теорию - наука о биосфере и ноосфере В. И. Вернадского, учение о пассионарности - этногенезе Л. Н. Гумилёва. Цель жизни человека - это гармония в Природе, гармония человека и его родных на территории проживания. Локальная теория истории существовала всегда, но полно раскрылась и оформилась в российской исторической литературе (славянофилы, народники, евразийцы, этногенез) рубежа XIX-XX веков, вобрав в себя две цели жизни человека: религиозную цель и рациональную (полезную) цель с приоритетом цели Духовно - мыслительной (как было в глубокой Древности) [Гумилёв, 1996]. ФАКТ ПРОШЛОГО И ФАКТ ИСТОРИИ Источником познания прошлого является реальное событие, материальный факт (пирамиды в Египте) прошлого, сохранившиеся до настоящего времени. Источником истории является письменная запись (оценочная надпись на пирамиде) человеком о факте прошлого или выдуманный человеком факт прошлого. Иначе. Историческим называется факт, который изложен человеком в записи на памятнике, в хронологии событий, в документе, в науке о прошлом, в рассказе о прошлом. Исторический факт - это факт прошлого письменно или устно объясненный человеком. Итак, есть объективный факт прошлого, и есть субъективный факт истории. ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ИСТОРИИ История - это рассказ человека о прошлом с заданной целью. Историю об объективном прошлом творит субъект - человек в своем рассказе. Все истории по мировоззренческой цели их авторов делятся на группы: религиозную, прогрессивную, локальную. Каждая группа историков по своей (разной) мировоззренческой цели конструируется прошлое, пишет (разную) историю. Разные истории - это разные интерпретации прошлого. В истории главное не факт (без объяснения факт «голый»). В истории, создаваемой человеком, главным является творческое объяснение человеком факта - интерпретация факта. Только по своему мировоззрению человек объясняет в своей истории факт прошлого. В каждой группе - по мировоззренческой цели авторов интерпретация начинается с отбора нужных исторических источников содержащих нужные факты, затем следует «одевание» этих фактов в цели логики и завершается интерпретация оценочными выводами: хорошо - плохо. Рассказы о прошлом в разных мировоззренческих интерпретациях человека творчески разные. Задаем вопрос. Где, в какой теории истории содержится правильная история? Какая из названных групп истории излагает правильную историю, единственно верную истину о прошлом? Правильный ответ следующий. Все группы (теории) истории равно научные. Теории истории одинаково правильные, но по своему направлению, по целеполаганию излагают разные мировоззренческие истины. Каждое мировоззренческое объяснение прошлого обвиняет другое мировоззренческое объяснение прошлого в сознательном искажении истины прошлого, в её фальсификации. Авторы равно научных, но разных теорий истории обвиняют друг друга в фальсификации истории. ОФИЦИАЛЬНАЯ (ГОСУДАРСТВЕННАЯ) ИСТОРИЯ И ЕЕ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ В нашей стране в ХХ веке смена мировоззренческих (идеологической) цели государства вызывали смену (замену) официальных теорий истории. В Российской империи до ХХ века была религиозная теория истории (в центре царь - помазанник Божий), в СССР - марксистская (цель - построение коммунистического общества), а сегодня в России - либеральная теория (высшая ценность - это человек с собственностью и его права). Официально либеральное мировоззрение закреплено в Конституции Российской Федерации 1993г.: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». После последнего либерально - государственного «переписывания истории» у людей возникла и утвердилась мысль о постоянной фальсификации истории, о «непредсказуемом прошлом». После распада государства СССР, на её бывшей территории возникло много государств. Новые государства: Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Грузия и др. стали создавать свою историю. Цели у государств в мировом содружестве стран разные, и ранее единая государственная история СССР стала разной. Каждая новое государство стало творчески создавать свою историю с национально - исторической идентичностью. Такое явление закономерно. В учебниках всех стран (США, ФРГ, Польши, Китая и т.д.) проводится государственная линия, мягко или жестко противопоставляющая народы разных государств и консолидирующая свой народ на патриотизме. Цель национальных историй - консолидация граждан на реализацию цели своего государства. По мере создания национальных историй (Украина, Грузия, Литва и др.) возникли взаимные обвинения историков разных государств, в фальсификации своими соседями истории. Все государства историю свою и историю своих соседей пишут и оценивают по своим государственным целям, с позиций своего мировоззрения (идеологии). Они пишут государственную историю с оценками хорошо - плохо. Государства согласно своей истории учит, воспитывает население и прежде всего своих детей. У каждого государства своя история, своя «историческая» правда. Пример - книга «Как рассказывают историю детям в разных странах мира» [Ферро, 1992]. Великие государства (США, др. и Россия) обвиняют друг друга в фальсификации истории. Идет «война» историй, точнее «война» целей государств в объяснении прошлого. Примером может служить статья «Фальсификация истории как мировоззрение запада» [Пономарёва, 2015]. Концептуальная история с позиций цели мировоззрения другого человека, целей другого государства всегда воспринимается противниками концепции (другая концептуальная цель) как фальсификация истории. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ История - это мировоззренческое узнавание, расследование в рассказе о прошлом с заданной целью. Современное мировоззрение - это признание человеком или государством существование чужих мировоззрений (идеологий) и толерантное отношение к ним. Толерантность мировоззрения, согласие между людьми и народами формируется в сознании человека через узнавание, сравнения с сопереживанием (эмпатия) прошлого по целям разных мировоззрений.
×

Об авторах

Борис Васильевич Личман

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой исторических дисциплин Уральского института экономики, управления и права, Заслуженный работник Высшей школы РФ, член Научно-методического совета по истории министерства образования и науки РФ, проректор Уральского института экономики, управления и права, профессор кафедры теории и истории международных отношений департамента международных отношений Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина Екатеринбург, Российская Федерация

Список литературы

  1. Герасимов Г.И. Идеалистический взгляд на историю. //История и современное мировоззрение. 2019 , №1,
  2. Гумилев Л. Н. От Руси до России. Очерки по русской истории 8-11 классы: Пособие для общеобразовательных учебных заведений /Под ред. А. М. Панченко. М., 1996 и др.
  3. Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX - начало XX в.: Учебная кн. для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1995.
  4. Камынин В.Д. Многоконцептуальность в исторической науке и преподавание истории. //История и современное мировоззрение. 2019. Т.1. №4.
  5. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. В 2-х т. М., 2006 и др.
  6. Ферро Марк: Как рассказывают историю детям в разных странах мира.: Пер. с фр. М., 1992.
  7. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. Учебник для вузов. М., 1998.
  8. Нефедов С.А. История России. Факторный анализ. В 2 т. М., 2010, 2011 и др.
  9. Понамарева Е. Фальсификация истории как мировоззрение Запада. [Электронный ресурс]

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах