Роль личности в истории (на примере Канси и Петра I)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель исследования. В статье рассматриваются исторические условия, в которых проходила деятельность Петра I в России и Канси в Китае, характеристика общественного строя того времени, история становления двух личностей, осуществляется анализ проводимой правителями политики, реформ и их достижений. Целью исследования является выявление особенностей и различий развития и управления страной во времена правления Петра I в России и Канси в Китае и их вклада в историю. На рубеже 17 и 18 веков два монарха, Канси и Петр I, были чрезвычайно похожи и противоречивы, и их влияние на будущее поколение было очень разным. Результаты: в статье проведен сравнительный анализ правления двух великих личностей для получения более глубокого понимания истории развития двух стран в конце 17-начале 18 веков. В истории особенно важна роль руководителей государства. В отечественной и мировой истории изучение личности Петра I является одним из главных пунктов исследователей. Канси для Китая столь же значим, как и его современник Петр Великий для России. В истории Китая эпоха Канси стала символом благополучия, а сам император считался образцовым правителем.

Полный текст

ВВЕДЕНИЕ Император Китая Канси и император России Петр I, являясь современниками, имели поразительно схожий опыт в своем восхождении к власти. Император Канси в период своего правления с 1661г. по 1722 г. успешно развивал экономику и поддерживал единство многонациональной страны. Его называли «единым императором на протяжении веков». Петр I во время своего правления с 1682 г. по 1725 г. осуществил реформы, положившие начало модернизации России, за что его прозвали «Петром Великим». Оба императора находились у власти долгое время, и их политика способствовала развитию их стран. Однако из-за разных социальных и исторических условий Китай и Россия развивались по своим собственным путям. В следующие 100 лет произошли очень разные и драматические изменения. ИСТОРИЯ ПРАВЛЕНИЯ ДВУХ ПРАВИТЕЛЕЙ - КАНСИ И ПЕТРА I Канси и Петр I взошли на трон подростками, находились под контролем других, получили власть благодаря уму и храбрости. Канси взошел на трон в возрасте восьми лет. В то время люди пережили войну и голод, земля была бесплодной. Западные колонисты прибывали толпами. Молодому Канси пришлось пройти ряд испытаний, с которыми он успешно справился. О нем писали так: «Он мудр, обладал сильной памятью, сообразительностью и был гением. У него сильная воля, которая могла выдержать различные испытания, и он также обладал способностью организовывать, направлять и завершать крупные начинания». [3]. Петр I взошел на престол в возрасте десяти лет, но реальная власть находилась в руках его старшей сестры Софьи. Он жил с матерью в деревне на окраине Москвы. В течение следующих семи лет он играл в военные игры с большим количеством людей того же возраста, сформировал свой собственный полк и полагался на него, чтобы изменить свою судьбу. Когда он был молод, он был свидетелем ужасающих сцен массовых убийств и кровопролития, которые оказали на него более или менее сильное влияние. По словам современников: «Когда он был счастлив, он был серьезным и добрым, но в другое время он был суровым и ужасающим, излучая дикий и ужасающий темперамент» [7]. И Канси, и Петр I были очень прилежны и проявляли большой интерес к западным исследованиям. Но Петр больше склонен к практическим технологиям и не жалел усилий, чтобы продвигать их по всей стране. Стоит отметить, что по сравнению с Петром I Канси был великодушным монархом. Канси был грамотен и читал уже в возрасте пяти лет. «Он читал большинство конфуцианских произведений или других оригинальных произведений, которые китайцы считают священными книгами». Он был специалистом в «имперской политике, психологии мудрецов и основах Шести классиков». Но Канси также придавал большое значение естественным наукам, особенно западным исследованиям. Он назначил западных миссионеров, таких как Нань Хуайрен и Чжан Чэн, придворными лекторами, чтобы они объяснили ему применение некоторых основных математических инструментов и объяснили самые интересные вещи в геометрии, статике и астрономии [3]. Подобно Канси, Петр I был также прилежен и стремился к знаниям. За время своего пребывания на окраине Москвы он открыл для себя мир, отличный от близлежащих жилых районов иностранных эмигрантов. Здесь были врачи, фармацевты, инженеры, архитекторы, художники, астрономы, бизнесмены и так далее. Став взрослым, он овладел по меньшей мере двенадцатью ремеслами. В 1697 году Петр организовал миссию для посещения восьми западноевропейских стран. Он выдавал себя за капрала Петра Михайлова. Император углубился в заводы и мастерские, чтобы изучить передовые технологии западноевропейских стран, и даже получил диплом по технологии судостроения. Поездка в Западную Европу оказала большое влияние на Петра. В ходе последующих реформ Петр I сделал все возможное, чтобы направить Россию на сближение с Западной Европой [1]. В конце концов, Канси, который полагался лишь на нескольких миссионеров для преподавания западных дисциплин, обладал ограниченными научными знаниями, не говоря уже о том, чтобы популяризировать их в практике общественного производства. Причина в том, что Россия относительно отставала в политике, экономике и культуре. Петр I с детства ощущал пропасть между Россией и Западом. Однако Китай всегда считал себя «небесным царством», и феодальные императоры ставили конфуцианскую этику на первое место. Из-за «спора об этикете» между поздней династией Канси и Святым Престолом двери Китая были закрыты для миссионеров, и развитие Китая отставало от развития передовых государств того времени. В наши дни, когда люди упоминают Петра Великого, они часто говорят об одном из его выдающихся деяний. В 1697 году 25-летний Петр Великий лично возглавил миссию из более чем 200 человек для изучения передовой западноевропейской культуры, науки и техники, а также методов административного управления. Благодаря полевым исследованиям, длившимся более года, Петр Великий своими глазами увидел, что Западная Европа, крещенная эпохой Возрождения и вышедшая из тьмы Средневековья, возрождается. В то время Россия все еще была закрытой и крепостной страной, а ее экономика и культура были отсталыми. Огромный разрыв между Россией и передовыми странами Западной Европы, должно быть, потряс разум Петра Великого [14]. Петр Великий решительно положился на свою верховную власть, отказался от высокомерных и старомодных традиций России, перенял опыт развитых стран и смело и решительно осуществил всеобъемлющую реформу российской политической системы. С точки зрения внешней политики, Петр I был одержим военной экспансией, Канси придерживался политики отступления. Внешняя политика династии Цин в основном унаследовала традиционные кланово-феодальные отношения. Канси посвятил большую часть времени решению внутренних проблем, выравниванию трех феодальных династий, возвращению Тайваня и принятию политики Хуайроу в отношении соседних стран, таких как Северная Корея и Рюкю, для поддержания феодальных кланово-феодальных отношений. Внешне Канси издал три приказа о запрете выхода в море, запрещающих спуск судов на воду. Политика морского эмбарго опустошила морскую промышленность и внешнюю торговлю и значительно ограничила развитие промышленности и торговли в прибрежных районах [9]. Политика запрета судоходства, проводимая Канси, противоречила мировым тенденциям того времени. С одной стороны, самодостаточная природная экономика Китая имела абсолютное преимущество, и консервативные политические концепции доминировали во всем; с другой стороны, реализация политики запрета выхода на море Канси имела политические соображения, то есть не позволяла Хань вдоль побережья контактировать с вооруженными силами против Цин и иностранцами. Это мешало Канси избавиться от оков традиций. Внешняя политика Петра I, заключалась в войнах и экспансиях. Россия - страна, богатая традициями внешней экспансии, и цель Петра I - конкурировать за российский выход в море. «Что нужно России, так это вода» - это девиз жизни Петра. Именно это сильное желание поддерживало Петра I в том, чтобы продолжать вести иностранные войны, получить Азов от Турции и открыть выход в Балтийское море из Швеции [5]. Политика открытости, которую всегда проводила царская Россия, постоянно сокращала свой отрыв от Запада, добилась большого экономического и культурного прогресса и быстро нарастила свою военную мощь. Молодой Петр Великий возглавил две экспедиции в Азов, расположенный на нижнем течении реки Дон, в 1695 и 1696 годах, вынудив Османскую империю подписать Константинопольский мирный договор в 1700 году и согласиться передать Азов России. С тех пор более двух столетий Россия и Турция вели серию войн за такие стратегические территории, как Кавказ, Балканский полуостров, Крым и Черное море. С тех пор сменявшие друг друга цари пытались контролировать Центральную Азию, чтобы реализовать стратегию экспансии Петра Великого «свободный доступ к Индийскому океану». С 1804 года они много лет яростно воевали с Ираном [1]. В те времена Петр Великий одним глазом смотрел на развитую Западную Европу и Ближний Восток, а другим - на неизведанный Дальний Восток. Петр Великий и его преемники продолжали посылать ученых, искателей приключений и солдат на Дальний Восток. Вскоре эти обширные, отдаленные и необитаемые земли стали русскими землями. Царская Россия захватила Владивосток у Китая в 1860 г. Они построили здесь мощную военную крепость, сделав ее неуязвимой для иностранных нападений в течение полутора столетий. Царская Россия также назвала близлежащую бухту заливом Петра Великого [4]. Владение выходом к морю - это дипломатическая задача, которую Россия хотела выполнить, но не выполняла в течение двухсот лет. Наследие предков, стремление к Западной Европе и потребность в развитии России в конечном счете сошлись в мощную силу, которая способствовала развитию и экспансии России, а также позволила Петру I подняться на вершину власти. После этого его назвали «Отцом страны и Всероссийским императором Петром Великим» [8]. Сосредоточение внимания на сельском хозяйстве и подавление торговли - традиционная политика китайских феодальных династий, и Канси не является исключением. Он придает большое значение Синнону и защите людей и считает, что «путь Фу Мина состоит в том, чтобы сосредоточиться на сельском хозяйстве». С этой целью был принят ряд стратегий развития мелиорации земель. Площадь обрабатываемых земель расширилась, население быстро росло, а развитие сельского хозяйства заложило основу для возникновения процветания Кангана. В то время империя Цин сопротивлялась агрессии царской России, выиграла битву при Якше и подписала договор Навуходоносора. Внутри страны У Сангуй и другие три феодальные силы были последовательно устранены, Тайвань был объединен, а восстание Джунгарского хана Гард Дана было подавлено. В это время было предварительно сформировано так называемое «Процветание Кангана» [9]. Империя Цин, несомненно, была самой могущественной империей в мире в то время, и император Канси уже был на вершине мира. В этом году император Канси, который был удовлетворен своими амбициями, заключил, что горнодобывающая промышленность не выгодна местному руководству. С тех пор династия Цин ввела долгосрочную политику запрета на добычу полезных ископаемых, которая еще больше задушила зарождение китайского капитализма. В 1717 году император Канси вновь издал «Приказ о запрете на море», в котором говорилось, что кораблям с материка не разрешается торговать в Наньяне [3]. В то время район Наньян контролировался западными колониальными силами. Император Канси опасался, что антицинские силы на юге реки Янцзы поставят под угрозу его правление, если их поддержат западные колонисты. Политики «без моря» придерживались и последующие императоры. Такая ситуация сохранялась вплоть до Опиумной войны. Долгосрочная политика закрытия страны не только серьезно заблокировала экономические и культурные обмены Китая с иностранными государствами, но и подорвала нормальное развитие отечественной промышленности и торговли, но и надолго погрузила людей в состояние невежества, что в конечном итоге привело к тому, что Китай потерял свой статус мировой державы. Что касается промышленности и торговли, позиция Канси не избавилась от традиционных рамок «сельское хозяйство как основа и торговля как цель». Это наиболее очевидно из запрета судоходства в Наньяне и ужесточения добычи полезных ископаемых в поздний период Канси. Что касается добычи полезных ископаемых, то из социальных соображений Канси первоначально ввел запрет на добычу полезных ископаемых, но с 1704 года, чтобы предотвратить сопротивление ремесленников и различных бродяг, Канси издал приказ: «Вопросы добычи полезных ископаемых очень вредны для местного населения. Тем, кто приглашает шахтеров, больше не разрешается это делать». Вскоре все шахты в Хэнани, Сычуани и Гуандуне были закрыты. Канси придавал большое значение сельскому хозяйству за его положительные эффекты, но он презирал и даже подавлял развитие промышленности и торговли, что также препятствовало социально-экономическому развитию Китая и подавляло зарождающийся рост китайского капитализма [10]. Промышленная база России в 17 веке была очень слабой. Ввиду отсутствия бесплатной рабочей силы в крепостнической России Петр I разрешил купцам покупать крепостных для работы в мастерских. Он также поощрял помещиков открывать мастерские и использовать труд крепостных. Стимулируемые различными политиками, российские мастерские ручного труда за этот период получили значительное развитие. Между 1700 и 1720 годами производство чугуна в России выросло в четыре раза, и постепенно она стала основным производителем в Европе. Развитие промышленности сыграло огромную роль в укреплении экономической мощи страны [11]. В 1715 году Россия открыла консульства в Лондоне, Лиссабоне и других местах, чтобы обеспечить торговцам удобства во внешнеторговом бизнесе. Петр I считал, что внешняя торговля является чрезвычайно эффективным средством для усвоения западноевропейской культуры и развития внутренней производительности. В конце его правления Россия импортировала товаров на 2,1 миллиона рублей в год, в то время как ее общий объем экспорта достиг 4,2 миллиона рублей. Политика Петра I в области торговли соответствовала веяниям времени и способствовала изменению отсталого облика страны [7]. ИССЛЕДОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ В КИТАЕ В последние годы в Китае наблюдается постоянный рост интереса к изучению российской истории. Так, Тао Хуэйфэнь провел всестороннее и систематическое исследование различных реформ начиная с периода Петра I [8]. Чжао Шигуо проследил эпоху быстрых перемен в России с начала 19 века до начала 20 века и проанализировал взаимосвязь между революцией, реформами и модернизацией России с точки зрения исторической избирательности [13]. Чжан Гуансян подробно обсудил процесс разделения городов и деревень в России, развитие городского населения, социальную структуру и социальную мобильность, фермеров, приезжающих в город на работу, и процесс урбанизации, так что исследования отечественного академического сообщества по модернизации России были подняты на новый уровень [11]. Обсуждая влияние войны на путь развития России, Яо Хай считал, что в эпоху Московского княжества регулярное состояние войны привело к мобилизации общества, национальной системе военного времени, абсолютистскому правлению и формированию крепостного права. Однако с 16 по 18 век иностранные войны вынудили царский режим изучать и внедрять западную культуру для усиления своей военной и экономической мощи, тем самым способствуя процессу европеизации России [14]. Монография, написанная Бай Сяохуном, отказывается от несправедливой оценки славизма в традиционных исследованиях и считает, что славизм занимает центральное место и оказывает большое влияние в истории русской мысли [2]. Чжан Цзяньхуа рассказал об истории российской интеллигенции с начала 18 века до начала 20 века, от появления отдельных личностей до формирования групп, идеологического просвещения, столкновения идей, политической дифференциации и политической деятельности [12]. Исследования по российской дипломатической истории (включая историю китайско-российских отношений) и в других областях также достигли некоторых важных академических достижений. Ду Чжэнхай подробно проанализировал российскую дипломатическую традицию от Петра I до распада Советского Союза [5]. Книга «История российской синологии» описывает весь процесс формирования, развития и становления российской синологии в мире. Это первая отечественная монография по истории российской синологии, которая затрагивает древность и современность [6]. Книга «История российской синологии» посвящена китайско-российским обменам до рождения российской синологии, началу, зрелости и развитию российской синологии, а также исследованиям России в пограничных регионах Китая. «История и реальность китайско-российских отношений» (Вторая серия) содержит около 60 научных работ. Это сборник результатов исследований китайско-российских отношений в отечественных академических кругах за последние годы [4]. ВЫВОДЫ Часто говорят, что история создается народом. Однако в истории слишком много случайностей, и ошибки верховного правителя часто могут изменить направление истории, так что это оказывает большое влияние на сегодняшнюю картину мира. Сравнительный анализ жизни и деятельности Канси и Петра I позволяет увидеть тенденции и перспективы развития Китая и России. Отдельные люди могут влиять на историю, но они не могут определять исторические тенденции. Есть надежда, что с помощью сравнения мы сможем углубить наше понимание истории этого периода. Только изучая прошлое и зная настоящее, чувствуя пульс времени и признавая исторические тенденции, страна может процветать. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И Канси, и Петр I были прагматичными правителями, проявившими свои блестящие способности в государственном управлении. Хотя Канси усердно трудился и его военные достижения в гражданских и политических делах были беспрецедентными, феодальное общество Китая было слабеющим. Сто лет спустя пушки британских колонистов распахнули ворота Китая, и Китай постепенно превратился в полуколониальное и полуфеодальное общество. В этом отношении, даже если бы Канси «прожил еще пятьсот лет», он был бы беспомощен. Реформы Петра I не отменили феодально-крепостное право и не устранили коренные причины отсталости России. Но он вывел отсталую Россию на порог современного мира, и Россия входит в число европейских держав. Это его величайшее достижение. В контексте развития капиталистической цивилизации именно приспосабливаясь к этой ситуации, Петр создал свои собственные великие достижения.
×

Об авторах

Чандэ Сунь

Университет Ляочэн

Email: 1076968148@qq.com
провинция Шаньдун, Китай

Список литературы

  1. Анри Труайя. Петр Первый (пер. с фр. И. Щегловой). Санкт-Петербург: Амфора, 2015. 349 с. (Серия - Великие россияне; вып. № 2 (6), 2015).
  2. Бай Сяохун 白晓红. Э го сы ла фу чжу и 俄国斯拉夫主义 [Русский славизм] // Шан у инь шу гуань商务印书馆 [Коммерческая пресса]. 2006.
  3. Бай цзинь白晋. Кан си ди чуань康熙帝传 [Биография императора Канси] // Чжу хай чу бань шэ珠海出版社 [Издательство Чжухай]. 1995.
  4. Гуань Гуйхай 关贵海, Луань Цзинхэ 栾景河. Чжун э гуань си дэ ли ши юй сянь ши (ди эр цзи) 中俄关系的历史与现实 (第二辑) [История и реальность китайско-российских отношений (Вторая серия)] // Шэ хуй кэ сюе вэнь сянь чу бань шэ社会科学文献出版社 [Издательство литературы по общественным наукам]. 2009.
  5. Ду Чжэнай 杜正艾. Э ло сы вай цзяо чуань тун янь цзю俄罗斯外交传统研究 [Исследование российских дипломатических традиций] // Шан хай жэнь минь чу бань шэ上海人民出版社 [Шанхайское народное издательство]. 2007.
  6. Ли Минбинь 李明滨. Э ло сы хань сюе ши俄罗斯汉学史 [История русского китаеведения] // Да сян чу бань шэ大象出版社 [Издательство Элефант]. 2008.
  7. Сы ди фэнь Ли 斯蒂芬·李. Би дэ да ди彼得大帝 [Петр Великий] // Шан хай и вэнь чу бань шэ上海译文出版社 [Шанхайское издательство переводов]. 2001.
  8. Тао Хуйфэнь 陶惠芬. Э го цзинь дай гай гэ ши俄国近代改革史 [История современных российских реформ] // Чжун го шэ хуй кэ сюе чу бань шэ中国社会科学出版社 [Китайская пресса общественных наук]. 2007.
  9. У Юйцзинь 吴于廑, Ци Шижун 齐世荣. Ши цзе ши (цзинь дай ши бянь) 世界史 近代史编 [Всемирная история (серия «Современная история»)] // Гао дэн цзяо юй чу бань шэ高等教育出版社 [Издательство высшего образования]. 2004.
  10. Цуй Ляньчжун 崔连仲, Лю Минхань 刘明翰. Ши цзе тун ши (цзинь дай цзюань) 世界通史 近代卷 [Всеобщая история мира (Том Нового времени)] // Жэнь минь чу бань шэ人民出版社 [Народное издательство]. 1983.
  11. Чжан Гуансян 张广翔. 18-19 ши цзи э го чэн ши хуа янь цзю 18-19世纪俄国城市化研究 [Исследование урбанизации в России в 18-19 веках] // Цзи линь жэнь минь чу бань шэ 吉林人民出版社 [Народное издательство Цзилиня]. 2006.
  12. Чжан Цзяньхуа 张建华. Э го чжи ши фэнь цзы сы сян ши дао лунь俄国知识分子思想史导论 [Введение в идеологическую историю российской интеллигенции] // Шан у инь шу гуань商务印书馆 [Коммерческая пресса]. 2008.
  13. Чжао Шиго 赵士国. Ли ши дэ сюань цзэ юй сюань цзэ дэ ли ши: цзинь дай вань ци э го гэ мин юй гай гэ янь цзю历史的选择与选择的历史: 近代晚期俄国革命与改革研究 [Выбор истории и история выбора: Исследование русской революции и реформ в поздний современный период] // Жэнь минь чу бань шэ人民出版社 [Народное издательство]. 2006.
  14. Яо Хай 姚海. Чжань чжэн дуй э го фа чжань дао лу дэ ин сян战争对俄国发展道路的影响 [Влияние войны на путь развития России] // Ши цзе ли ши世界历史 [Всемирная история]. 2009. № 1.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах