Результаты раскопок культурного слоя «старого» Челябинска по ул. Красноармейской, 79: мещанский быт на переломе эпох

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья носит публикационный характер и имеет целью ввести в научный оборот коллекцию периода рубежа XIX-XX вв. из раскопок «старого» Челябинска. В результате исследований сплошной площадью более 2 тыс. м2 получен обширный материальный комплекс, отражающий мещанский быт г. Челябинска в узкий период времени, зафиксированный не только по архивным источникам, но и прямо датирующими предметами в комплексе. Своевременная публикация первоисточника позволит не только решать частные вопросы истории г. Челябинска, но и коррелировать данные, получаемые при городских раскопках на сопредельных территориях, особенно Урало-Западносибирского региона.

Полный текст

ВВЕДЕНИЕ Последнее десятилетие в отечественной археологии отмечено бурным ростом объема производимых работ в сфере так называемой городской археологии Нового времени. Логичным следствием этого стало накопление значительного числа археологических коллекций, главным образом, неопубликованных, что в настоящий момент является ощутимой историографической проблемой. Недостаточность такого рода часто затрудняет предметную и хронологическую атрибуцию отдельных артефактов, а также соотнесение характеристик материальных комплексов и внутренних ритмов бытовой культуры Нового времени на сопредельных территориях, например, Челябинской, Курганской и Свердловской областей, где регулярно проводимые раскопки редко сопровождаются публикационными работами. «Культурный слой г. Челябинска XVIII-XIX вв.», называемый также «Старый Город», был поставлен на государственную охрану в 1992 г.; история изучения памятника насчитывает, таким образом, три десятилетия. За это время верхняя «археологическая» граница памятника несколько сдвинулась, захватив начало ХХ века. Именно к этому рубежному периоду конца XIX - начала ХХ вв. относится исследованный в 2020 г. участок памятника. РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В полевой сезон 2020 г. отрядом ООО «ЦИКИ «Астра» были проведены спасательные раскопки в г. Челябинске по ул. Красноармейская, 79. Исследованный участок относится к юго-восточной периферии «Старого Города» (рис. 1а). Застройка данной территории, согласно архивным, данным началась на рубеже веков, приблизительно в пределах последней четверти XIX и первой четверти XX вв. Площадь раскопа составила 2166 м2 (рис. 1б); в его пределы попал 61 объект, в числе которых 3 каменных фундамента, 18 ям с каменными и деревянными конструктивными элементами, 38 ям без выраженной конструкции, 2 столбовых ограждения, а также 230 столбовых ям. Стратиграфические напластования носят следы значительных нарушений в результате более поздней хозяйственной деятельности: значительная часть квартала вплоть до конца XX в. использовалась как огороды и садовые участки с ежегодной вскопкой земли и посадкой плодовых деревьев, установкой оград, столбов и подсобных строений. Более ранние слои ввиду поздней застройки участка не зафиксированы. Рис. 1. а. Схема Челябинска по плану 1873 г; б. общий план раскопа [Сляднев, 2022, рис. 60]. Fig. 1. a. Scheme of Chelyabinsk according to the plan of 1873; b. general plan of the excavation [Slyadnev, 2022, fig. 60]. В результате раскопок была получена коллекция из 187 предметов, а также массовый материал общим числом 1204 фрагмента. Большая часть материалов связана с предметами повседневного обихода - кухонной и столовой посудой из керамики и стекла. Часть комплекса отражает отдельные элементы строительства и домашнего убранства - кирпичи, фрагменты водопроводной трубы, печные изразцы, плитки и накладки. Орудия хозяйственной деятельности малочисленны и стандартны, дают пример неспециализированного труда. Также обнаружены предметы личной гигиены и домашнего интерьера, характеризующие материальную культуру мещанских слоев г. Челябинска указанного времени. Среди наиболее примечательных находок раскопа - набор керамических «фишек» предположительно для казачьей игры «в черепки» («в крем’яхи»), представляющие собой вторично использованные фрагменты битой фаянсовой и гончарной посуды округлой формы (рис. 2а); 6 экз. - из фаянса, покрытого белой глазурью, 2 экз. - из гончарной керамики, покрытой зеленой поливой. Такие предметы, единично или наборами, встречаются почти в каждом раскопе, но чаще всего не получают отдельного внимания. Между тем, «археология детства» в материалах «старого» Челябинска отражена в целом довольно слабо в сравнении с другими городами [Букачева, Яковлева, 2022], поэтому подобные находки заслуживают внимания. Далее среди обнаруженных артефактов интересны зубная щетка (рис. 2б) и курительная трубка (2в), которые являются не частой, но регулярной находкой при раскопках. Зубная щетка выполнена из кости, с резным орнаментом в виде насечек на боковых гранях рукоятки и продольных прямых линий на внешней ее стороне; головка довольно крупная, удлиненной овальной формы, рукоятка с уголками в верхней части и обломанным концом, профиль чуть изогнутый. Имеющиеся аналоги из раскопок в г. Кургане отличаются более узкой и угловатой формой: с округло-подпрямоугольной формой головки, в некоторых случаях суженной к концу [Первухина, с. 114, рис. 4], также как орнаментированные, так и нет. По неопубликованным данным отчетов по результатам челябинских раскопок, формы обнаруженных зубных щеток аналогичны курганским образцам. Таким образом, пока что публикуемый ниже артефакт выглядит скорее нетипичной в своей форме находкой. Что касается курительной трубки, то, в отличие от достаточно широко распространенных «турецких», эта пока единична в своем роде. Наружная поверхность залощена, покрыта темно-коричневым составом. Имеет вытянутую цилиндрическую чашечку с 8-гранным сечением, втулку с наружным валиком. Некоторые типологические аналоги ей обнаружены только на интернет-площадке продажи антиквариата1. Принимая во внимание ненадежность источника, опираясь на указываемые на ресурсе датам (1920-е гг.) и место происхождения (Калиниград/Кенигсберг) похожих трубок, можно предположить, что артефакт мог попасть из Пруссии после Первой мировой войны. Рис. 2. а. Набор керамических «фишек»; б. Костяная зубная щетка; в. Курительная трубка глиняная. Fig. 2. a. A set of ceramic «chips»; b. Bone toothbrush; v. Clay smoking pipe. Среди бытовых предметов на исследованной площади встречены остатки осветительных приборов, столовые приборы (рис. 3а), а также каслинское литье - пепельница, фрагмент каминной решетки, именная юбилейная плакетка (рис. 3б). Остатки керосиновых ламп представлены двумя навершиями и рукояткой фитиля, а также фрагментами колб; Навершия с черной эмалевой вставкой и плохо сохранившимися надписями, на неповрежденных участках сохранились буквы «АК (…)ОБЩ БРЮ (…) ШН (..)ЕРЪ ДИ…АРЬ, что можно восстановить надпись как: АКЦОБЩ (акционерное общество) «Брюннеръ, Шнейдеръ, Дитмаръ»; австрийские предприниматели братья Брюннер и Рудольф Дитмар совместно с Хуго Шнайдером из Лейпцига образовали акционерное общество в 1899 г. в Варшаве, специализировавшееся на производстве ламп, горелок, мелких металлических изделий; в Москве были торговое представительство и филиал производства. После революции 1917 г. деятельность предприятия прекратилась [Глушецкий, 2016]. Два фрагмента от колб керосиновых ламп очень плохой сохранности позволили, однако, зафиксировать надписи: у первого - «(посу)дно-ламповый магазин Комольцева … Челябинске»; дома купца В.П. Комольцева был построен на ул. Уфимской (Кирова) в 1897 г.2 , и, таким образом, согласуется с датой для рукояток регулировки от керосиновых ламп - начало ХХ века. У второго - неатрибутированное клеймо с солнцем в концентирических окружностях, «SHUTZ MARKE» - «зарегистрированная торговая марка» и «PRIMA 10»; можно предположить Otto Muller Prima и 1910 г. Столовые приборы представлены скудно, фрагментом деревянной рукоятки и бронзовой ложкой (рис. 3а). Последняя имеет черпало вытянутой яйцевидной формы, с чуть вогнутым основанием в месте крепления рукоятки. Рукоятка плоская в сечении, скругленная у основания, расширяется к концу. В профиле рукоять прямая, чуть выпуклая у основания. Предметы каслинского литься представлены тремя экземплярами. Плакетка с барельефом А.А. Миславского (рис. 3б: 1). Плоская табличка прямоугольной формы с аркой по верхней части, с бортиками по трем сторонам с обратной стороны; на внешней части нанесен барельеф с изображением А.А. Миславского в профиль. По периметру надпись, которую можно восстановить как «ПОЧЕТНЫЙ ЧЛЕНЪ УРАЛЬСКАГО МЕДИЦИНСКАГО ОБЩЕСТВА В Г. ЕКАТЕРИНБУРГЕ», под профилем - следы имени. По данным, предоставленным Свердловским областным музеем истории медицины, в их экспозиции имеется аналогичный экспонат. Плакетка отлита в 1901 г. на Каслинском заводе в честь 50-летнего юбилея врачебной деятельности Александра Андреевича Миславского (24.12.1828 (15.01.1829)-28.11.1914 (11.12.1914). Автор барельефа - С.И. Яковлев (1862-1930)3. 15 мая 1901 г. А.А. Миславский был выбран думой Екатеринбурга почетным гражданином города, а через полгода утвержден в этом звании императором Николаем II [Федотова, Шкерин, 2008]. Фрагмент каминной решетки (рис. 3б: 2), с ажурным литьем в виде растительных мотивов с арфисткой, повернутой в профиль. В верхней части имеется отверстие диаметром 0,35 см без нарезки. Пепельница (рис. 3б: 3) овальной формы в плане, с округлым дном, на 4х миниатюрных ножках высотой 0,5-0,8 см, толщина стенок 0,6 см. Оформлена в виде лукошка с ягодами и лепестками. Создание модели относится к последней трети 19 века, входит в альбом 1900 г. (Альбом 1900 г. С. Х, К. Пепельницы № 4, ил. 4)4 Рис. 3. а. Столовая ложка бронзовая; б. Предметы каслинского литья. Fig. 3. a. A bronze tablespoon; b. Kasli casting objects. Орудия труда на исследованной площади малочисленны, представлены неспециализированными бытовыми предметами: тесак, топор плотницкий с бородкой, молоток слесарный, кайло, кованный гвоздь тесовый и шлифовальный; интересна в этом ряду крепежная скоба, перекованная из конской подковы. В свою очередь, конских подков обнаружено всего две - одна целая и фрагмент, обе принадлежат к типу трехчетвертных овалов с задними шипами прямоугольной формы и хелобком под отверстия 6 ухналей. Среди предметов домостроительства и печного убранства найдены: 7 облицовочных огнеупорных плиток производства завода Бергенгейма и MARYWIL, квадратной и восьмиугольной формы; 4 кирпича с клеймами машинной формовки; фрагмент водопроводной трубы и 2 печных изразца профилированных подзорных, покрытых белой глазурью. Данные предметы по совокупности относятся к финалу XIX-первому десятилетию XXвв. Рис. 4. Предметы домостроительства: 1, 2 - облицовочные плитки, 3 - кирпич с клеймом, 4 - водопроводная труба, 5 - печной изразец. Fig. 4. Housebuilding objects: 1, 2 - facing tiles, 3 - brick with a stamp, 4 - water pipe, 5 - stove tile. Наиболее многочисленная категория коллекционных предметов - керамическая посуда, представленная 52 целыми и археологически целыми формами (рис. 5, 6). Этот комплекс включает в себя основные типологические и функциональные группы столово-кухонной посуды, характерные для периода второй половины XIX - начала XX вв. Два сосуда в группе - банка и горшок ручной лепки (вероятно, с доводкой на гончарном круге) (рис. 5а) плохо отмучены, с крупной примесью дресвы, шамота - типологически связаны с «архаичным» периодом гончарства «старого» Челябинска; один из них, судя по заполнению на дне непищевого характера, видимо, использовался после выхода из употребления в качестве емкости для размешивания составов для ремонтно-строительных работ. Наиболее многочисленная группа горшков - 10 экз (рис. 6: 3). Емкости средних [Балюнов, 2018, с. 125, табл. 2] размеров, с очень короткой прямой или чуть отогнутой шейкой, в ряде случаев слабовыраженной. Диаметр устья в диапазоне 11-23 см, тяготеет к 15-18 см. В большинстве случаев ширина устья меньше ширины плеча, составляет от 75 до 95% от наибольшего диаметра. В остальных случаях (4 из 10) шейка чуть отогнута и диаметр устья равен плечику, либо диаметр по плечику составляет 80-90% от диаметра устья. Плечико преимущественно высокое, на высоте 70-85% от общей высоты изделия, и только в 2-х случаях расположено примерно на середине. Пропорционально горшки приземисты, почти во всех случаях диаметр самой широкой части больше высоты сосуда на пятую-третью часть. Почти все сосуды имеют с внешней стороны «карнизик» в виде валика разной - подтреугольной, округлой и уплощенной - формы, с уплощенным и округлым срезом. Преобладают глазурованные сосуды с зеленой, реже - красно-коричневой - поливой, но сохраняются и неглазурованные, в том числе «сероглиняные», сосуды. Следов пригара на стенках не зафиксировано. Следующая группа сосудов горшечной формы почти так же многочисленна: кринки (рис. 5б) представлены 8 экз. Имеют выделенную прямую или расширяющуюся шейку, профилированное дно. Два имеют относительно приземистые очертания, при которых диаметр наиболее широкой части сосуда, т.е. плечико тулова, и высота почти равны (рис. 5б: 3). Кроме того, они отличаются менее профилированной шейкой: ее диаметр в основании составляет в среднем 80-90% от диаметров устья и тулова. Остальные кринки имеют вытянутые очертания, при которых диаметр самой широкой части (тулова) составляет 75-90% от высоты, а шейка имеет более выраженный профиль, составляя 60-70% от диаметров устья и плечика. В типологическом отношении приземистые кринки относятся к так называемым «низким», а остальные - к «средним» и «высоким». Низкие кринки являются сероглиняными, из них одна имеет лощение, вторая покрыта глазурью солевого раствора [Шабалина, 2010, с. 119]; не орнаментированы. Остальные покрыты преимущественного зеленой глазурью, а также красно-коричневой и матовой серо-коричневой (возможно, тоже остатки солевого раствора), орнаментированы несколькими тонкими прочерченными линиями либо канелюрами по шейке. Такую же численность имеет следующая форма посуды - квашонки, 8 экз. (рис. 6: 2). Крупные сосуды баночной формы, диаметром устья 22-42 см, тяготеющие к 30-40 см. Дно узкое, на треть или почти вдвое меньше диаметром, чем наиболее широкая часть. В основном приземистые, почти все в диаметре на треть-пятую часть больше, чем в высоту. Все глазурованы, причем один покрыт прозрачной тонкой глазурью солевого обвара [Шабалина, 2010, с. 119], все прочие глазурованы поливой разных оттенков зеленого. Все скудно орнаментированы немногочисленными - 2-5 тонких прочерченных линий в верхней части сосуда. Группа низкостенных слабопрофилированных сосудов - латок представлена в совокупности 9 экз., среди них: собственно латки, плошки и жаровня. Латок 4 экз. (рис. 5в: 7), приземистые сосуды открытой формы, высотой в 1,5-2 раза меньше, чем наибольший диаметр (устье); диаметр дна чуть более, чем в полтора раза меньше, чем устья. Одна покрыта зеленой поливой, три не глазурованы; три орнаментированы тонкими прочерченными линиями. Характерно, что глазурью покрыта только латка, имеющая волнистую в поперечном сечении форму (сосуд № 11 (№ 122 по к.о.) (рис. 1318). Плошек также 4 экз. (рис. 5в: 8). Уплощенные сосуды открытой, почти прямостенной формы. Имеют стандартизованные пропорции, диаметр устья составляет 1,2 от диаметра дна, высота в 4-4,5 раза меньше наибольшего диаметра. Дно слабо вогнутое, иногда со следами формовки на гончарном круге. Все глазурованы, полива красно- и темно-коричневая, зеленая и темно-зеленая; одна плошка орнаментирована двумя прочерченными линиями. Жаровня представлена 1 сосудом довольно крупных размеров (рис. 6: 1); овальной в сечении формы, 26×20 см, со сливным носиком. Соотношение большого и малого диаметров устья 1,3. Стенки придонной части отогнуты, спрямляются в верхней части. Пропорции приземистые, высота почти в 4 раза меньше, чем длина по устью. Сероглиняный, неглазурованный и неорнаментированный сосуд. Столовая посуда представлена чашами и мисками, совокупно 10 экз. Чаши представлены 6 экз. (рис. 5г: 10); имеют сходный с мисками облик - небольшие приземистые емкости открытой формы для столового обихода, однако более профилированы: венчик, как правило, резко отогнут, тулово имеет слабо выпуклое плечо. В среднем высота в 2,5 (1,9; 2,4; 2,8; 2,9) раза меньше, чем диаметр по устью. Профилировка тулова - оформление плечика - на ¾ высоты посуды от дна. Кроме сосуда № 18 (№ 129 по к.о.), все остальные глазурованы зеленой и коричневой, красно-коричневой поливой и орнаментированы тонкими прочерченными линиями или неширокой канелюрой в верхней части, первый же орнаментирован небрежными, непараллельными, прочерченными линиями по плечику. Миски малочисленны, представлены 4 предметами (рис. 5в: 1). Две из них приземисты, слабо профилированы, не глазурованы и не орнаментированы; отличаются малыми размерами - около 10 см диаметром устья, 5-6см в высоту, то есть примерно вдвое ниже относительно ширины. Еще две (рис. 5г: 12) имеют резко отличный облик: по-видимому, изготовлены методом шликерного литья, в изломах фиксируются характерные поры от избыточного увлажнения сырья и белесые пленки от гипса; имеют профилированную придонную часть - с поддоном, а также рельефный растительный орнамент на стенках. Крупнее: 22-22,5 см диаметр устья, высота 8,5-9,5 см. Покрыты темной, почти черной глазурью. Техника шликерного литья распространяется с конца XIX века, когда гипс становится широкодоступным. Соответственно, две первых миски наследуют более ранним формам, в то время как две другие отражают проникновение современных технологий в повседневный быт. Среди сосудов баночной формы - 1 собственно банка и 3 цветочных горшка. Цветочные горшки (рис. 5в: 9) имеют открытую форму с прямыми расширяющимися стенками, отверстием на дне. Размеры некрупные - 11-13 см диаметр устья, 8-10,5 см высота. Не глазурованы, украшены прочерченными линиями под венчиком. Рис. 5. Керамическая посуда. а - сосуды ручной лепки с гончарной доводкой, б - кринки, в - миска, латки, плошки, г - чаши, миска. Fig. 5. Ceramic dishes. a - hand-made vessels with pottery finishing, b - krinki, c - bowl, patches, bowls, d - bowls, bowl. Крупные емкости для хранения напитков и зерновых представлены 2 корчагами и 1 жбаном. Корчаги (рис. 6: 5) имеют характерные горшечные формы с короткой, слабовыраженной шейкой, но крупные размеры: диаметр наиболее широкой части - плеча 37-41 см, высота 35-31 см. Формы приземистые, высота либо равна наибольшему диаметру, либо менее. Плечо расположено примерно на трети высоты. Разница между наибольшим диаметром - по тулову, и меньшими - дна и устья, составляет в среднем 10 и более см. Один сосуд - сероглиняная, глазурована солевым раствором, не орнаментирована. Другая корчага (рис. 6: 5) покрыта сине-зеленой глазурью, орнаментирована редким в данном комплексе мотивом - прочерченной волной, притом нанесенной зубчатым инструментом. Глазурь большей частью сколота. Жбан (рис. 6: 4)). Сосуд с короткой прямой шейкой и почти прямыми стенками, вытянутых пропорций. Срез венчика приостренный; карнизик в профиле тоже чуть приострен. Диаметр венчика 12 см, тулово в наиболее широкой части 16,5 см, дно 14 см, - таким образом, разница между диаметрами наибольшим и наименьшими 2,5-4,5 см. Высота 22,5 см, плечико на высоте 18 см от дна, то есть 4/5 высоты. С обеих сторон поверхность покрыта темно-зеленой глазурью. Орнаментирован тремя прочерченными прямыми линиями шириной 0,5 см по верхней части тулова. Рис. 6. Керамическая посуда. 1 - жаровня, 2 - квашонка, 3 - горшок, 4 - жбан, 6 - корчага. Fig. 6. Ceramic dishes. 1 - a brazier, 2 - a jar, 3 - a pot, 4 - a jug, 6 - a trough. Основной набор гончарной посуды отличается относительной толстостенностью - 0,5-0,9 см и асимметрией части сосудов, в основном кринок, части горшков, цветочных и обычных, а также корчаги. Для изготовления в основном использованы ожелезненные глины, с естественными примесями песка, слюды; искусственные отощители при визуальном осмотре либо не фиксируются, либо можно предполагать использование шамота, дресвы в мелких фракциях. При этом, несмотря на стандартный для материальной культуры русских Нового времени набор гончарной посуды, можно отметить и черты своеобразия морфологического набора, а именно - характерные широкогорлые «низкие» кринки. Подобные горшечные, горшечно-баночные формы не характерны для сопредельных территорий [Татаурова, 1998; Баранов, Визгалов, 2020], хотя отдельные отзвуки сходства форм - широкая горловина, относительно низкое плечо сосуда, в целом его приземистые пропорции - встречаются в коллекциях Северо-Западной Сибири. Посуда из фаянса и фарфора (рис. 7) представлена 23 предметами, среди которых: уплощённые фаянсовые тарелки, миски и крышки (рис. 7: 1), а также косметические банки - «помадницы» (рис. 7: 3-5). Изделия из фарфора представлены чайной чашкой, блюдцами (рис. 7: 2) и несколькими крышками от столовой утвари. Отдельно были зафиксированы 96 клейм, из которых 85 относятся к досоветскому времени. Посуда представлена широким ассортиментом производителей, среди которых традиционно преобладает продукция фабрики Кузнецова - 54%, остальные представлены единично: фабрика братьев Барминых - 12 клейм (14%), Зуссмана - 5 клейм (5,8%), по 1-3 клейма происходят от посуды фабрик Храпунова-Нового, Афонина-Шурова, Гарднера, Маркова, Куринова, Виллерой и Бох. 10 клейм остались неатрибутированными. Рис. 7. Изделия из фарфора и фаянса: 1 - крышка, 2 - блюдце, 3-5 - косметические баночки. Fig. 7. Porcelain and faience products: 1 - lid, 2 - saucer, 3-5 - cosmetic jars. Также многочисленна группа стеклянных изделий (рис. 8), среди которых есть предметы сервировки стола виде вазочек, питейной посуды, чайной крышки; среди бутылей обращает на себя внимание емкость с квадратным сечением, прозрачного стекла, возможно, емкости для алкогольной продукции, в частности, ликеров или настоек [Каталог алкогольных бутылок, 2019, с. 240], имеются пивные, винные, а также бутыли из-под минеральной воды. Стеклянные флаконы типологически и функционально разнообразны. Самая распространенная группа - аптекарские флаконы. Представлены большой, выразительной в своем разнообразии, группой из 22 предметов, с несколькими морфологическими типами, или «фасонами», если следовать терминологии XIX в.: подовальными в сечении, прямоугольными уплощенными и цилиндрическими бутылочками. Данные артефакты, скорее всего, произведены на Клинских заводах С.В. Глинского и братьев Орловых [Пирог, Лисицына, электронный ресурс]. Первая группа представлена 7 экз., относится к так называемым «арочным», или «рамочным», флаконам [Пирог, Лисицына, электронный ресурс]. Состоит из флаконов большой емкости,- примерно 180-200 мл, средней - около 100 мл, и совсем миниатюрных флаконов-пузырьков, примерно 10-20 мл. Стекло в большинстве случаев голубоватого или зеленоватого оттенка, с мелкими пузырьками в массе; срез венчика в большинстве случаев прямой, профиль карнизика подпрямоугольной, реже округлой формы. Характерна некоторая асимметрия шейки и венчика. Два из флаконов имеют тиснение с двуглавым орлом и надписью «АПТЕКА», а также «PHARMACIE», что характерно для аптекарского стекла клинских заводов, хотя чаще - для флаконов второго типа. Один из флаконов сохранил внутри жидкость темно-коричневого, почти черного цвета. Флаконы второго типа представлены 7 экз.; имеют прямоугольные в плане и в сечении очертания; характерно, что грани «срезаны» вертикально, из-за чего фигура в сечении имеет 8 углов. Представлены средними и миниатюрными размерами. Два из флаконов имеют тиснение с двуглавым орлом; один - носик слива («капельницу»). Одна из бутылочек имеет клеймо клинского завода С.В. Глинского - другая неатрибутирована, с клеймом «И.Т.». Один имеет тиснение товарищества А.И. Поляка, изготовлявшего сложные фармацевтические препараты [Каталог…, 2017, с. 187]. Флаконы третьего «фасона» - бутылочки цилиндрической формы, представлены 6 экз. Все три миниатюрные, примерно 50-100 мл, достаточно разнообразны. Один выделяется среди прочих не только формой с довольно короткой слабо выраженной шейкой, но и характерным тиснением, диагонально опоясывающем тулово, - ««MENADIESCH KRONWUNDERESSENZ ALTONA», указывающая на популярную в XVIII-XIX вв. «чудодейственную» микстуру Менадье. Характерно и полное отсутствие цвета у стекла, что получено, вероятно, в результате использования окиси марганца для нейтрализации цвета. Еще два изделия принадлежат заводу братьев Мамонтовых; имеют короткую выраженную шейку, тиснение с двуглавым орлом. Отличаются относительной толстостенностью, более интенсивным оттенком голубого стекольного цвета. Еще два имеют более высокую узкую шейку, с прямым плечиком и тонкой рельефной горизонтальной линией по месту стыка плечика с туловом, что отличает подобные изделия клинских заводов [Пирог, Лисицына, электронный ресурс]. Третий повторяет форму предыдущих бутылочек, но окрашен в коричневый цвет. Уксусные флаконы представлены 3 экз., идентичной формы, но разного объема. Первый представлен объемом «на 3 меры», два других - «одномерные». Прямоугольные в плане, с треугольным сечением, 6-угольным из-за уплощенных ребер; плечики крутые, скругленные. Шейка с фигурным профилем, выпуклым у основания, сужающимся к краю, с отогнутым венчиком и сливным «носиком». Срез венчика округлый. Три шва проходят по ребрам. Ребра с выпуклыми ризками, 12 и 13 шт. Одна грань гладкая под этикетку, вторая - шероховатая с продольной надписью, третья - просто шероховатая, у большой емкости - с поперечными ризками по три меры. Произведены для товарищества Р. Кёлера, соответственно, после 1893 г., вероятно, на заводах братьев Орловых. Чернильницы представлены 5 экз. (рис. 8: 10). Имеют цилиндрическую и призматическую форму, предположительно, от тушей производства Р.Г. Фридлендера, возможно датирование 1899-1916 гг. Одна из найденных чернильниц относится к более позднему периоду, к началу советского времени, после 1925 г., когда в Ленинграде была создана фабрика «Союз» («1-я государственная фабрика канцелярских принадлежностей «Союз», им. Л.Б. Красина). Интересна тем, что повторяет форму чернильниц предшествующего периода и имеет горловину с пробковым, а не винтовым, способом закрывания. Парфюмерные флаконы, фигурные и простые: цилиндрические, уплощенный, - 5 экз. Фигурный флакон - (рис. 8: 11) прозрачного стекла, с матовой поверхностью с торца и у горлышка. Полукруглой в плане и подпрямоугольной в сечении формы, с расширением в профиле к верхней части. Горлышко с легкой асимметрией, имеет раструбовидную форму. Срез венчика прямой, с небольшим прямоугольным в профиль карнизиком. Тулово имеет узор в виде арки, от которой отходят в сторону лучи, создавая рельеф и в плане, и на торцевой части. Рис. 8. Изделия из стекла. 1 - бутыль, 2-5 - рюмки, 6-9 - аптекарские флаконы, 10 - чернильница, 11 - парфюмерный флакон. 12 - уксусный флакон. Fig. 8. Glass products. 1 - a bottle, 2-5 - glasses, 6-9 - pharmaceutical bottles, 10 - an inkwell, 11 - a perfume bottle, 12 - vinegar bottle. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, в результате спасательных раскопок в г. Челябинске по ул. Красноармейской 79 был получен выразительный комплекс артефактов конца XIX - начала XX вв., отражающий как сохраняющиеся предметы традиционного быта, так и проникновение в материальную культуру новых, современных вещей и технологий. Наиболее консервативная группа артефактов - керамический комплекс - преимущественно повторяет образцы посуды второй половины XIX века и в незначительном количестве сохраняет более «архаичные» типы посуды. В то же время, столовая посуда представлена достаточным количеством фарфоровых и фаянсовых изделий, представляющих основной ассортимент: тарелки, миски, чайники (сохранились только во фрагментах), чашки и блюдца, сахарницы, сливочники (?); также к ним технологически относятся две глиняные миски шликерного литья. В коллекции разнообразно представлены и стеклянные изделия - как емкости гигиенического, питейного и аптекарского назначения, так и столовые предметы. Обнаружены предметы индивидуальной гигиены - зубная щетка, разнообразные косметические баночки. В целом, коллекция имеет характер функционально насыщенного комплекса, перешагнувшего состояние провинциального захолустья и соответствующего своей эпохе. Исключая фрагментированные остатки более раннего развеянного слоя городской периферии, вещевой комплекс можно считать единовременным, укладывающимся в период порядка 35-40 лет, от 1880 г. до начала советской эпохи. При этом характерно сочетание сохраняющихся «архаичных» технологий в гончарном производстве кухонной посуды и длительного периода их «доживания» в повседневной практике с быстрым проникновением в культуру повседневности характерных предметов быта, соответствующих исследуемой эпохе.
×

Об авторах

Екатерина Сергеевна Яковлева

ООО «Центр историко-культурных исследований «Астра»; Курганский государственный университет

Email: lugsamildanah@yandex.ru
н.с.; м.н.с. археологической лаборатории Челябинск, Российская Федерация; Курган, Российская Федерация

Мария Дмитриевна Оголихина

ООО «Центр историко-культурных исследований «Астра»

Email: marya2207@mail.ru
лаборант Челябинск, Российская Федерация

Список литературы

  1. Адаменко О.Н., Недомолкина Н.Г. Стеклянные предметы Нового времени из раскопок в Вологде (ул. Лермонтова, 4) //Археология: история и перспективы: Девятая межрегиональная конференция: сб. статей / под ред. А. Е. Леонтьева. -Ярославль: ГАУК Ярославской области «Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник», 2020. С. 4-18.
  2. Балюнов И.В. Тобольская керамическая посуда XVI-XVII вв.: опыт классификации // Вестник НГУ. Серия: история, филология. 2018. Т. 17, № 5: Археология и этнография. С. 120-129.
  3. Букачева А.О., Яковлева Е.С. Предметы игр из культурного слоя Челябинска XIX - начала ХХ в. // Актуальная археология. Материалы международной научной конференции молодых ученых. Санкт-Петербург, 4-7 апреля 2022 г. -СПб.: ИИМК РАН, 2022. С. 254-257.
  4. Варзар Е.В. Список фабрик и заводов Российской империи: Сост. по офиц. сведениям Отд. пром-сти М-ва торговли и пром-сти под ред. В.Е. Варзара. Санкт-Петербург: тип. В.Ф. Киршбаума, 1912.
  5. Гильдерман В.Г. Стекольная продукция фабрики Корнильевых // 2020, Зыряновские чтения Материалы Всероссийской научной конференции «XVIII Зыряновские чтения». С. 28-29.
  6. Глушецкий А. Подражания изображениям выставочных медалей. 2016. [Электронный ресурс: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2874304 (дата обращения 7.09.21)]
  7. Первухина А.А. Парфюмерия, фармация, личная гигиена: возможности реконструкции по материалам археологических исследований культурного слоя г. Кургана XVIII-XIX в.// Археология Среднего Притоболья и сопредельных территорий [Текст] : материалы Межрегионального круглого стола, посвященного 50-летию Курганской археологической экспедиции (8 декабря 2016 г.). -Изд-во КГУ. С. 109-119.
  8. Самигулов Г.Х. Челябинск XVIII-XIX вв.: население, планировка, материальная культура (по данным археологии и письменных источников) // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Ижевск -2005.
  9. Сляднев А.М. Отчет о выполнении работ по обеспечению сохранности выявленного объекта археологического наследия «Культурный слой г. Челябинска ХVIII-ХIХ вв.» (археологические раскопки) на земельном участке по ул. Красноармейской, 79 в зоне строительства административного здания прокуратуры Центрального района г. Челябинска: в 9 томах / ООО «Центр историко-культурных исследований «Астра»«, г. Челябинск, 2021. -1756 с.
  10. Сотникова Е.А., Брест Е.И., Аверина Т.А. Русское изразцовое искусство. Учебно-методическое пособие. -Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2010.
  11. Татаурова Л.В. Мир детства сибирской деревни XVII-XVIII веков // Интеграция археологических и этнографических исследований. Сборник научных трудов. Главный редактор Н.А. Томилов. 2018. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Наука» (Омск). 2018. С. 122-128.
  12. Татаурова Л.В. Типология русской керамики (по этнографическим материалам) // Этнографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума. -Новосибирск: Наука, 1998. -Т. 3. С. 88-123.
  13. Турова Н.П., Данилов П.Г. Проблема локализации мемориальных объектов на территории села Верхние Аремзяны Тюменской области, связанных с родом Корнильевых-Менделеевых // Манускрипт, Т. 14, вып. 3, 2021. С. 438-443.
  14. Федотова Ю.В., Шкерин В.А. Миславский Александр Андреевич // Почетные граждане Екатеринбурга: исторические очерки. -2-е издание, дополненное. -Екатеринбург: ИД «СОКРАТ», 2008. С. 18-19.
  15. Фирсова Н. Старинная русская бутылка // Наука и жизнь, № 4. 1979. С. 114-117.
  16. Чуканова А.В. Осветительные приборы последней четверти XIX - первой пол. ХХ в. в коллекции ВСМЗ. 2018.
  17. Шабалина Н.М. Традиционные центры народного гончарства и изразцового производства на Южном Урале //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 28 (204), 2010. С. 114-121.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах