CENTURY OF THE RUSSIAN PROJECT “ANTI-EUROPE”


如何引用文章

全文:

详细

The study of European“Russophobia”is the subject of numerous russian and foreign researchers. A small attention is drawn to the other side of the coin - “eurofobia” in contemporary Russia. The article examines the origins and historical roots of “Europhobia” in Russia, which was an important part of Russian foreign policy after the 1917 revolution. The article assesses the historical, political, civilizational, value foundations of “eurofobia”, the use by political regimes of the concept of “besieged fortress”.

全文:

ВВЕДЕНИЕ Недавно отмеченное столетие Октябрьской рево- люции предоставляет повод для научного осмысления устойчивости российского феномена «антиевропеиз- ма», который сохраняет преемственность, несмотря на смену политических режимов. Европейские исследователи концепции «русофо- бии» ставят в вину коллективному Западу то, что имен- но он провоцирует антиевропейскую позицию Россию. Например, итальянский исследователь Л. Джанотти утверждает, что в основе российского антизападниче- ства лежит «глубокое возмущение обманом, сиюми- нутным обманом». Западные политики брали на себя обязательства не распространять НАТО на страны, вхо- дившие прежде в Варшавский договор, но не сдержали свои обещания. Кроме того, когда Пентагон планировал вторжение в Афганистан, Россия активно сотрудничала с США. Взамен Путин надеялся на большой антитерро- ристический альянс и ждал признания геополитиче- ских интересов России на постсоветском пространстве. «Но вскоре стало ясно, что это не в интересах Вашинг- тона» [22, p. 117, 119]. Франческа Мереу, работавшая в качестве корреспондента в Москве, исходит в своем исследовании из прихода к власти чекистов. Связанный с ними президент Путин пришел к власти, чтобы вос- кресить историческую фигуру «царя»: мстительного вождя и вместе с тем обожаемого собственным наро- дом. В русской национальной традиции поддерживать фигуру сильного руководителя [24, p. 12, 190]. Антиза- падная политика Путина является естественной реак- цией на попытку ослабить Россию, взять в собственные руки ее национальные богатства [23]. Известный итальянский журналист Джульетто Кье- за объясняет феномен русофобии в Европе тем, что Запад не понимает Россию и не может сделать ничего другого, кроме, как атаковать Россию. Происхожде- ние русофобии на Западе следует искать на ирраци- ональном уровне: Запад не воспринимает «Другого и Необычного». На самом деле русские - европейцы, но в то же время они азиаты. Это двойное измерение составляет еще одну антропологическую категорию в европейской культуре, которая проявилась в других исторических событиях. Эта «инакость», относящаяся к такой богатой и великой цивилизации, как русская, в которой Запад не может господствовать, порождает страх. С другой стороны, Россия не имеет стремления быть частью Запада [21]. Швейцарский журналист Ги Меттан исследуя про- блему русофобии на Западе, пришел к выводу, что это феномен коллективной психологии, своего рода психо- патии. Исторические процессы, богословские расхож- дения, религиозные расколы - создали благоприятную основу для формирования современной русофобии. Русофобия используется для манипулирования обще- ственным мнением и формирования его в соответ- ствии с государственными, экономическими и геопо- литическими интересами [25]. Иной взгляд на формирование русофобии в Европе представлен в книге Алессандро Витале и Джузеппе Ро- мео [33]. Авторы отмечают, что после распада СССР со- временная Россия «пытается вернуть свою значитель- ную роль в международной политике». И политический класс пытается идентифицировать себя «в значитель- ной степени в соответствии с длинной историей пре- дыдущего имперского периода». Среди более общих целей такого подхода - достижение внутреннего кон- сенсуса «для того, чтобы консолидировать комплекс постсоветского государственного строя, подавляя сла- бость территориального государства». Авторы утвер- ждают, что российское руководство использует импер- скую идентичность для внутренней легитимации. Для этих целей используется фигура «внешнего врага, угро- жающего этой целостности и огромному природному богатству страны». Таким образом, «неопределенность в отношении политической природы современной Рос- сии оказывает решающее влияние на ее внутреннюю и внешнюю политику» [33, p. 1, 2]. Идея данной статьи навеяна книгой итальянского коллеги Пьетро Нелье, которая была опубликована под названием «Век анти-Европы. Классы, нация и раса: тоталитарный вызов» [29]. П. Нелье считает, что пер- вая мировая война, рассматриваемая им как «евро- пейская гражданская война», «стала повивальной баб- кой анти-Европы, этого понятия, включающего в себя антиевропейские чувства, проявляющиеся в поисках и разработке идей, политических программ, идеоло- гий, вступающих в противоречие с идеями европей- ской идентичности» [Там же, p. 6]. «Идея Европы есть цивилизационная идея, которая формируется в рамках встречи-столкновений, т.е. во всех многообразиях… в ее сложной идентичности» [Там же, p. 8, 9]. С политической точки зрения проект Европы не яв- ляется только либерально-демократическим, но так- же коммунистическим, национал-социалистическим, консервативным, авторитарным или тоталитарным. Все перечисленные типы политических режимов и го- сударств являются европейскими проектами. С религиозной точки зрения католицизм не явля- ется единственной европейской религией, но также православие, протестантизм и ислам имеют корни в Европе. С философской точки зрения выстраданная со- временная европейская идея означает толерантность по отношению к «Другому». Умберто Эко спрашивает: «Почему же тогда существуют (существовали) культу- ры, санкционирующие массовое убийство, канниба- лизм, унижающие тело Другого? Просто по той причи- не, что в них круг Других сужен до пределов племени (или этноса) и «варвары» не воспринимаются как чело- веческие существа» [17, c. 9]. В данной статье изучение русофобии не является приоритетной задачей исследования. В данной статье автор предпринимает попытку ответить на вопрос, почему у российских (советских) лидеров сформиро- валась собственная фобия, которая называется «исто- рическим антиевропейством». Что мешает реализации проекта объединенной Европы «от Атлантики до Ура- ла»? Автор пытается исследовать эту проблему с точки зрения когнитивного и особенно миметического мето- дологического подхода (в духе Рене Жирара). «РУССКИЙ ВОПРОС» В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ Ответ на вопрос относительно корней российского проекта «анти-Европы» необходимо искать в особен- ностях «русского вопроса». Среди важнейших исследо- ваний, позволяющих понять особенности этой темы, выделяется работа профессора Витторио Страда, опу- бликованная в 1991 г. «Русский вопрос: идентичность и судьба» [31]. В. Страда проводит исторические парал- лели между судьбами Германии и России и утвержда- ет, что в начале ХХ в. обе не являлись европейскими странами в смысле европейской культуры и политики. «В этих странах существовала дистанция между интел- лектуальной жизнью и политической реальностью вер- хов в отличие от нормального состояния противоре- чий между культурой и институтами западных стран» [Там же, p. 17]. В отличие от Германии, которая после второй ми- ровой войны была европеизирована, Россия, начи- ная с Октябрьской революции 1917 г., осуществила «радикальное отрицание либерально-демократиче- ской и христианско-социальной западной традиции» [Там же, p. 19]. Главная проблема современной России находится в расколе между «старым» обществом и «но- вым» обществом. Потенциал демократического обнов- ления России 1990-х гг. был исчерпан слишком быстро. Современная политическая элита чрезмерно мили- таризована, обучена в советских традициях и не при- емлет «Другого». Неудивительно, что в современной России существуют политические, религиозные и куль- турные предпосылки для продолжения тоталитарного проекта «анти-Европа». Как страна догоняющей модернизации Россия об- речена на конвульсивный и нестабильный процесс само-модернизации. Не являясь поклонником телео- логического взгляда на исторический процесс, хоте- лось бы все-таки подчеркнуть, что российская трагедия ХХ в. связана с особенностями исторического разви- тия страны. На протяжении всей российской истории, начиная с Киевской Руси, общество было разделено на два слоя - европейский и традиционалистский. Октябрьская революция должна была, прежде всего, модернизировать архаичную правящую систему. Мож- но утверждать, что в октябре 1917 г. победившая рево- люция имела европейский фасад, но сохранила тради- ционалистскую сущность общества и даже ее усилила. По большому счету Сталин использовал те же методы и средства модернизации страны, которые до него применяли Иван Грозный и Пётр Великий. Модерни- зация экономики была основана на принуждении че- ловеческих ресурсов и на обнищании народа. Большая часть строителей социализма стали политическими пленниками, которые работали не в лучших условиях, чем рабы. Столкновение между различными субкультурами, которые разделяли между собой в России новоевро- пейский тип культуры и традиционного общества, за- вершилось победой новоевропейского типа по форме и традиционалистского по сущности. Геноцид граж- данской войны, отправленные большевиками в эми- грацию пароходы с интеллигенцией, сталинские ре- прессии насильственно устранили этот общественный разрыв в пользу коллективистского традиционалист- ского по сущности типа общества. Неудивительно, что коллективистская идея прижилась в советском обще- стве. С постоянной неудовлетворенностью, догоняю- щей мировое развитие страны, имевшей гигантские природные и человеческие ресурсы, с населением, не привыкшим жить для себя, по буржуазному, зато опьяненным мессианскими идеями, Россия не могла не втянуться в амбициозные глобальные проекты исто- рического скачка. Первичную ячейку советского общества составлял советский человек, не имеющий чувств национальных и исторических корней, в котором было подавлено соб- ственническое, личностное и индивидуалистическое начало. Что означает «государство» для россиянина? Исторически российское, а затем советское государ- ство стремилось убедить россиянина в необходимости любить его, государство. Тем не менее, в сознании рос- сиянина было и есть отчужденное и даже враждебное отношение к государству. Государство противостоит русскому человеку как нечто враждебное, и на него, как на врага, не распро- страняются моральные запреты: его можно обманы- вать, у него можно красть, ему нельзя верить, с ним можно бороться [7, c. 72]. Соответственно этому сфор- мировалось отношение ко всему государственному: к политике, к законодательной и исполнительной вла- сти, к государственным служащим всех рангов. Нена- висть к государственному часто использовалась вла- стью для переключения внимания масс. Пролетарская диктатура, введенная на период перехода «от государства к негосударству», ограни- чилась заменой государственной бюрократии. Од- нако спустя четыре года после неудачных попыток привлечь к управлению рабочих и крестьян, были возвращены на государственную службу сотни ты- сяч чиновников старого самодержавного аппара- та. Таким образом, сформулированная как одна из принципиальных целей советской власти - зада- ча огосударствления экономики - безальтернативно подводила власть к созданию мощного государствен- ного бюрократического аппарата. До 28 июня 1918 г. большевики осуществили огосударствление прак- тически всей промышленности, банков, транспорта, внешней торговли [6, c. 240, 241]. 1 декабря 1917 г. были созданы новые органы управления хозяй- ством - совнархозы. Система управления выстраи- валась по ленинскому замыслу: беспрекословное по- виновение масс единой воле руководителя трудового процесса. Предполагалось, что централизация и еди- ноначалие должны сочетаться с сознательным уча- стием масс в хозяйственной жизни, с разнообразным контролем снизу [Там же, c. 252]. Проблема борьбы с государственным бюрократиз- мом занимала столь важное место в первые годы совет- ской власти, что ей был посвящен целый раздел в Про- грамме партии 1919 г. [8, c. 79]. Суть административных мер сводилась к ротации чиновников, к расширению самоуправления, к упрощению бюрократического аппарата. После нескольких попыток реформ государственно- го управления Сталин фактически восстановил доре- волюционную систему государственного управления. Недостатки профессиональной подготовки государ- ственных чиновников и отбора по профессионально- му принципу компенсировались жесткой партийной дисциплиной и контролем, навязыванием атмосфе- ры страха среди чиновников перед реальной угрозой репрессий. Для присмотра над бюрократией и выполнения свя- зующей роли в обществе использовались профсоюзы и партия. Профсоюзная дискуссия в 1920-х гг., в ходе которой предпринимались попытки поставить профес- сиональные союзы над партийными и государствен- ными организациями, завершились установлением партийной диктатуры. Сталин неоднократно исполь- зовал партийный инструмент против государственной бюрократии для запуска последующих массовых ре- прессивных кампаний. Никакого иного выбора у советского руководства не было. Один из наиболее известных исследователей бюрократических систем Л. фон Мизес доказывает, что жесткий правительственный контроль над эко- номической активностью несовместим с любой фор- мой конституционного и демократического режима. По мнению австрийского экономиста, единственным показателем демократичности бюрократической си- стемы является примат закона для нее Nulla poena sine lege (нет наказания без закона). Альтернативою демократической системе управления является адми- нистративно-бюрократическое управление. «Равным образом истинно, что бюрократия проникается глубо- кой ненавистью в отношении частной экономической деятельности и свободной инициативы... Она стремит- ся к тотальному контролю над экономикой и деятель- ностью государства и рассматривает в качестве обще- ственного врага любого предпринимателя, который намеревается выйти из-под ее контроля» [26, p. 22, 24]. Л. Мизес утверждал, что государственная бюрократия является прямым исполнителем тоталитарной полити- ки государства [Там же, p. 33]. Российская история ХХ в. показала, что государ- ственная бюрократия обладает устойчивыми пове- денческими стереотипами, корпоративной солидар- ностью и фантастической способностью регенерации. Неоднократно на протяжении столетия, изменив свой внешний облик, российская бюрократия вместе с тем легко узнаваема как специфически отечественное образование. Более того, как показал опыт демо- кратического транзита 90-х гг. ХХ в., наличие фор- мальных признаков демократии - разделения по- литических властей - ничего не меняет в поведении государственной бюрократии. В России она властолю- бива и проникнута тоталитарным духом и поведением. Философ М. Мамардашвили, анализируя феномен ста- линизма, справедливо писал: «...Никакого сталинизма не существовало... На самом деле Сталин - это про- дукт миллионов «самовластий», вернее, их сфокусиро- ванное отражение. Об этом, кстати, он и сам говорил, признаваясь, что партия создала его по своему образу и подобию... Адекватным их сознанию оказался Ста- лин. Поэтому он и стал тем, кем стал» [10, c. 170]. Чисто внешне был создан новый тип советской культуры, изменилось мировоззренческое, эстетиче- ское восприятие мира, установились новые этические отношения между индивидуумами, в семье и обществе. Используя методы социалистического воспитания, при- нуждения и насилия, новое государство ликвидировало сословную дифференциацию традиционного общества, на смену ей пришла более современная иерархия функ- ций (т.е. служебная карьера), было минимизировано влияние негосударственных структур - родового обще- ства, семьи, гражданского общества, религии. В реаль- ности, по таким показателям, как профессиональная этика, отношение к труду, эффективность организации труда российское сельское хозяйство и промышлен- ность не достигли уровня развитых европейских стран. Насильственная коллективизация физически стерла организационные формы локальных структур тра- диционного общества. Неформальная, частная жизнь находилась под фактическим запретом. Самым жесто- ким образом были прерваны исторические традиции, опыт поколений, переписана в угодном режиму тоне вся отечественная история. Тем не менее, наряду с при- обретенным, «советским» в массовом сознании следует учитывать наличие пластов унаследованного нацио- нальным архетипом «соборного», православно-хри- стианского, антихристианского, языческого, локально- общинного сознания. О соотношении национального и имперского в со- временном государстве. Казалось, в СССР было создано абсолютно орга- ничное, непротиворечивое, деатомизированное об- щество, слившееся с государством. «Государство - это мы», - звучал один из популярных коммунистических лозунгов. По логике Маркса и Энгельса государство до- стигло своей цели органического слияния с обществом и должно было отмереть. Однако, этого не произошло. Один из исследователей советского государства Михаил Агурски утверждает, что проект Советского Союза был не столько реализацией утопической идеи большевиков, сколько наиболее последовательным претворением в жизнь традиционной русской идео- логии государственности, не имеющей ничего общего с европейским марксизмом [18, p. 10,11]. C такой поста- новкой вопроса в принципе можно согласиться. Как из- вестно, последовательные антикоммунисты, евразий- цы в 1920-1930-х гг. открыто поддержали большевиков в строительстве советского государства, усматривая в нем продолжение традиций Российской империи. Однако с другим его определением - «этатизм» (или централизованное государство как высшая и абсолют- ная ценность) является формой национализма» - хоте- лось бы поспорить. М. Агурски относит к однопорядко- вым явлениям распространение русского религиозного и панславянского мессианства, с одной стороны, и уси- ление русского национализма, с другой стороны. Та- ким образом, даже в провозглашенной отцом Фило- феем идее «Москва - Третий Рим» он уже усматривает реальную националистическую угрозу миру со сторо- ны российского государства [Там же, p. 23, 26]. Однако в России, по нашему мнению, ни в дореволюционный, ни в советский период не произошло завоевание госу- дарства нацией, т.е. не сложилось русское национальное государство. В современном значении понятий «государство» и «национализм» их слияние произошло сравнительно недавно на рубеже ХVIII-ХIХ вв. и связано с Француз- ской революцией. В Декларации прав человека и граж- данина центральной фигурой суверенитета опре- делялась нация. Через известную концепцию Руссо «о выражении всеобщей воли» произошло слияние на- циональной идеи с культом (мифом) о народном суве- ренитете. Новое единство искало формы своего выра- жения через создание новой политической практики, новых ритуалов, новой светской религии. Националь- ная идея превращается в идеологию масс и массовых политических движений, и партий только в ХIХ в. Как и социализм, национализм является разновидностью коллективистской идеологии, призывающей индиви- дуума раствориться в высшем социальном и коллекти- вистском единстве. Обе эти идеологии видят в захвате политической власти необходимое условие полной ре- ализации их целей [20, p. 13, 32, 41]. К концу ХIХ в. в европейском национализме про- явились две тенденции, первую из которых евразиец Н.С. Трубецкой назвал «эгоцентрическим национализ- мом», а вторую - «истинным национализмом». К пер- вой он отнес «общероманогерманский шовинизм» [15, c. 36]. Не акцентируя внимания на национальном признаке «эгоцентрического национализма», отметим наиболее важные вехи его становления. Наполеонов- ская экспансия велась от имени французской нации и ставила целью установление ее гегемонии. Встречен- ные первоначально как освободители и носители пе- редовых идей, французы спровоцировали рост нацио- нального самосознания на завоеванных территориях, а затем столкнулись с национальным сопротивлением и движением к национальному суверенитету. Х. Арендт считает, что французы были единственными, кто по- пытался соединить ius (право) и imperium (империя). По крайней мере они попытались превратить поли- тический организм национального государства в им- перскую политическую структуру, веря в то, что «фран- цузская нация шагала вперед..., чтобы распространить блага французской цивилизации». Они стремились включить заморские владения в национальное целое, обращаясь с покоренными народами «и как с братья- ми, и ...как с подданными, - братьями в семье единой французской цивилизации и подданными в смысле обучения французскому просвещению и следования французскому руководству». Х. Арендт подчеркивает, что результатом этого «смелого начинания» была осо- бенно жестокая эксплуатация французами заморских владений во имя нации [2, c. 192]. Процесс национально-государственного освобо- ждения сопровождался расслоением националистиче- ских идей. Заслуживают внимания изучение послед- ствий националистической волны, которая двигалась с Запада на Восток в ХIХ в. В некоторых регионах Вос- точной Европы она спровоцировала раскол правосла- вия на национальные автокефальные церкви. Однако есть основания предполагать, что последствиями этого раскола в большинстве случаев стало не становление национального государства, а тиражирование импер- ских идей в миниатюре. В фашистской Италии национализм использовал идеологию божественного права «избранного народа» на национальный суверенитет. Поэтому итальянский национализм имел религиозно-мессианскую окраску. И в годы фашизма в ходе территориальной экспансии использовалось скорее имперское, чем националисти- ческое обоснование, начиная от концепции «кризиса капиталистической цивилизации» и мессианской роли «универсальной фашистской идеи» в строительстве «новой цивилизации», основанной на «римской тра- диции империи». В основу плана итальянского «жиз- ненного пространства» был положен принцип «иерар- хии отношений», который и должен был обеспечить единство империи. Это означало, что экономические, национальные, расовые, социальные и политические отношения выстраивались строго по принципу иерар- хического подчинения. За итальянцами признавалась «цивилизаторская роль» в рамках империи и подчи- нение «низших рас» «высшей итальянской расе». Расо- вая политика занимала заметное, но не главное место в фашистской имперской идее. Тоталитарность фаши- стской идеи подчеркивал примат Государства. В фаши- стской доктрине было записано: «...для фашизма все находится в государстве... ничего человеческого или духовного, что представляло бы какую-либо ценность, вне государства. В этом смысле фашизм является тота- литарным...» Государство, согласно фашистской док- трине, представляет имманентное сознание нации [11]. Иное направление получило развитие национали- стической идеи в Германии. Развитие философского пантеизма Фихте, Шеллинга, Гегеля достигает своей абсолютной формы в начале XIX в. в германском на- ционализме. Фихте перевел христианское обожествле- ние «Я» в коллективное и националистическое «Мы». За этим последовала разработка идеи исключитель- ности германской нации, претворенной в статусе гер- манского Государства. Как известно, Гегель довел кон- цепцию Государства до высшей формы суверенитета, в котором и реализуется Дух. У Фихте исключительные качества германского народа-нации основываются на концепциях «крови» и «расы» в эмпирико-мифологическом значении. В последующем пангерманисты используют эту концепцию в расистских целях. В идеологии герман- ского национал-социализма высшей ценностью про- возглашалась раса, которая полностью ассоциирова- лась с нацией. В программе НСРПГ было записано: «Нация ... это высший синтез всех материальных и ду- ховных ценностей расы». А «чистота расы» определя- лась в свою очередь мифической концепцией «герман- ской крови» [20, p. 41, 43]. Германский национализм стремился использовать религиозные формы для акту- ализации традиционалистских мифологий. Например, германские националисты использовали сложившиеся ритуалы и мифологию народного, Volk движения, по- нятные простому человеку [28]. Мессианская тема звучит в германском национа- лизме в плане абсолютной исключительности немцев в осуществлении ими наивысшего предназначения на земле. В отличие от имперских и ряда национали- стических идей в концепции германских нацистов государство являлось жизненной функцией народа, в котором примат оставался за расовой народной общ- ностью. В тоталитарной нацистской системе над зако- ном стояло «святое народное чувство», к которому дол- жен был прислушиваться любой судья при исполнении своих обязанностей [26, p. 61]. Вышеприведенный сравнительный материал имеет для нас важное значение, чтобы понять соотношение имперского и национального в массовом сознании россиян и в политике российского и советского госу- дарства. В 1917 г. исторический процесс в России был оста- новлен в тот момент, когда распад Российской им- перии не завершился становлением национальных государств. Весьма условно можно говорить о наци- ональном самосознании россиян. Социальные связи локальных общинных структур не успели перерасти в национальные. На уровне личностного и массового сознания еще не успели сформироваться националь- ные архетипы. По ряду причин в русском обществе сформировался в основе своей антизападный стерео- тип видения мира. Европейская культура, как правило, являлась аристократической, оторванной от простого народа. Причины успеха ленинского плана создания космо- политичного государства, объединенного интернаци- оналистской идеей, заключались, прежде всего, в том, что по своей форме они мало чем отличались от мес- сианских идей русского православия. Эта черта была подмечена и исследована философом Н. Бердяевым: «В русском коммунизме воля к могуществу оказалась сильнее воли к свободе. В коммунизме элемент импе- риалистический сильнее элемента революционно-со- циального» [3, c. 215]. Можно добавить, что и сильнее национального. Имперско-территориальное мышление имеет рели- гиозную матрицу и занимает центральное место в рус- ском православии, во всей византийско-христианской политической культуре. Эта матрица, освобожденная от религиозного языка, была использована для обосно- вания Союза Советских Социалистических Республик. Основные компоненты этой концепции синтезиро- вал итальянский исследователь А. Витале. Вечно живая идея вечности/нерушимости Импе- рии в ее территориально-имперском единстве, которая является святым, божественным инстру- ментом. Все это сводимо к органичной метафо- ре - «Империя как живое тело». Идея империи в ее качестве исключительной за- щитницы христианства. Универсальный характер имперской идеи. Идея, что имперская земля является «святой», поскольку она вручена Богом навечно. В связи с этим Империя идентифицируется с понятием «Божий Град». Это единственное земное отраже- ние небесной Империи. Идея, что имперская мощь Государства равно- значна могуществу Церкви. Идея сакральности территориальной экспансии, поскольку расширение имперского простран- ства несет вместе с собой расширение области применения религиозного авторитета (право- славная экуменическая миссия Империи), сли- вается с военной экспансией, культурным и ду- ховным распространением. Завоевание означает автоматически «спасение» покоренных народов. Идея православного «византийского православ- ного превосходства» над другими народами, объ- единенными в имперскую территорию. Идея однородности в связке с «усиленной ви- зантинизацией» завоеванных народов, прояв- ляющейся в русификации национальных мень- шинств. Идея, согласно которой политический руководи- тель православной Империи (царь и др.) являет- ся ответственным за судьбы Церкви и гарантом православия. Идея «имперской судьбы», идущая от Рима к Ви- зантии, производной которой является доктри- на Translatio Imperii (Византия как «Новый Рим», Москва как «Третий Рим» и др.) в странах право- славно-византийской культуры. Идея, согласно которой Империя воспринимает- ся как бастион против Антихриста. Идея политико-территориального единства [32, p. 12, 13]. Итальянский исследователь Карло Мария Санторо справедливо полагает, что самоутверждение русской национальной идентичности происходило через экс- пансию имперского государства. Так и не консолиди- ровавшись, русская национальная идентичность все время оставалась в подвешенном состоянии между определением «русский» (этнически) и «россиянин» (житель России). Если говорить о патриотической иден- тичности, то ее единственный смысл выражается через понятие «Родина», а не нация, поскольку оно основы- вается на территориальной, а не этнической общности. Таким образом, русский патриотизм является формой гражданско-территориального, а не этнического наци- онализма [30]. В национальном вопросе большевики исходили из механистического представления о том, что интер- национализация капитала неминуемо ведет к утрате актуальности вопроса о национальной государствен- ности. «...Выгоды крупных государств и с точки зрения экономического прогресса и с точки зрения интересов массы несомненны, причем они возрастают с ростом капитализма [9, c. 225]. «Самоопределение наций есть истасканный лозунг миновавшей эпохи буржуазно-де- мократических революций и движений», - записал Ле- нин [Там же, c. 441]. Выступая с докладом «О проекте Конституции Со- юза ССР» 25 ноября 1936 г. И. Сталин отметил, что со- здано многонациональное государство с национальной по форме культурой народов СССР и социалистической по содержанию, в котором сложилось братское сотруд- ничество народов в системе единого союзного государ- ства [12, c. 513, 514]. Вторая мировая война внесла существенный акцент в национальную политику сталинского режима, когда был использован понятийный аппарат и концепции, восходящие к великодержавной российской империи. Патриотические лозунги ассоциировались с поняти- ем «Родина-мать». Впервые в советский период был поставлен вопрос о «старшем брате», «руководящей силе русского народа». Реанимация панславянской концепции также относилась к заключительному этапу второй мировой войны. В послевоенный пери- од создание советского блока проходило под знаком развития «братства социалистических народов», реа- лизации «принципов социалистического реализма». Логическим итогом советской национальной полити- ки стало декларирование полного слияния различных наций в бесполую вне национальной общности - еди- ный советский народ. Такова была формальная, офи- циальная сторона советской национальной политики, которая утверждала о полной гармонии национальных отношений. Имперская по форме национальная политика ком- мунистов имела существенные отличия от той, что осуществлялась в дооктябрьский период: во-первых, идеологической основой являлась универсальная ин- тернационалистская идеология, объединяющий по- тенциал которой был исчерпан в короткий срок. СССР создавался не как национальный, а интернациональ- ный союз пролетарских государств, который должен был превратиться в Мировую Социалистическую Со- ветскую Республику; во-вторых, в советский период искусственно сдерживался процесс вызревания рус- ского национального архетипа, который не мог быть «объединяющей нацией» и не стал ею. В итоге русские более других народов интернационализированы и де- этнизированы. По своей сути эта политика больше напоминала американский вариант «плавильного тигля», в кото- ром должно было выплавиться новое межэтническое единство. Однако исходные исторические, религиоз- ные и культурные традиции, политические и экономи- ческие процессы в США и СССР были несопоставимы- ми. Экономическая неэффективность советского строя взорвала изнутри «плавильный тигель», выплеснув на- ружу локальные национальные миры. Российские реформы 90-х гг. ХХ в. больше напоми- нают незавершенную в очередной раз буржуазно-де- мократическую революцию. Не создав прочные основы и институты национального буржуазно-демократиче- ского государства, Россия вновь обрекает себя на по- литические и идеологические суррогаты имперского происхождения. Переход от олигархического капитализма периода Ельцина к государственному, бюрократическому капи- тализму не содержит продуктивного потенциала. Один из представителей австрийской экономической шко- лы Людвиг фон Мизес обращает внимание на низкую эффективность бюрократического государства. «Лю- довик XIV был совершенно откровенен, когда говорил: Государство - это я. Современный чиновник гораздо скромнее. Он говорит: я слуга государства; но при этом подразумевает, что государство - это Бог. Можно вос- стать против короля Бурбонов, что французы и сделали. В этом случае ясно, что имела место борьба человека против человека. Но как подняться против Бога - госу- дарства и против его смиренного слуги - бюрократа» [26, p. 98]. Затеянная в начале 2000-х гг. центральной властью борьба против региональной бюрократии имела ве- ские основания. В современной России региональная бюрократия не вписывается в концепцию «сдержек и противовесов». Угрожая территориальному единству России, она навязывает свои правила центральной вла- сти. Эта практика может быть квалифицирована как «региональный цезаризм», не имеющий ничего общего с демократической системой противовесов. Но и цен- трализация государства на бюрократической основе, попытка «встраивания» региональной бюрократии в централизованную бюрократическую вертикаль, не сопровождаемая развитием институтов граждан- ского общества и общественного контроля, будет не- изменно сопровождаться строительством бюрокра- тических пирамид, контролирующих друг друга. Как показывает отечественный и мировой опыт, бесконеч- ная цепь бюрократического строительства прерывает- ся авторитарным насилием или революцией. Дело осталось за малым - подобрать подходящую идеологему. В том, что в ее центре будет находиться идея «Бога-государства» и его верных слуг-чиновни- ков, не приходится сомневаться. Только либералам приходит в голову безумная мысль о том, что чиновни- ки наняты гражданским обществом и человек важнее государства. Отвергая либеральные проекты как не- приемлемые для российского общества или провалив- шиеся в период правления Ельцина, государственная бюрократия противопоставляет им идеологические суррогаты «державных» проектов. По большому счету дискуссия о «либеральном» или «державном» государстве сводится к обсуждению вза- имоотношений между тремя акторами в современном государстве, а именно: «личность - гражданское обще- ство - государство». Как известно, в первом случае век- тор власти тяготеет к примату личности и гражданско- го общества, во втором случае к примату государства. В первом случае действует подвижная система дого- ворных отношений между властными субъектами и си- стема «разделения властей», во втором случае жестко сконструированная властная вертикаль. Все тоталитарные государства рушились мгновенно и быстротечно. И ни одно из них не восстановило свою «державность» на основе новой тоталитарной модели. Известные исторические примеры свидетельствуют, что процесс «выхода» из тоталитаризма был сложным, многолетним и имел своей конечной целью прибли- жение к одному из либеральных проектов. Все тот же фон Мизес замечает, что на уровне типологического обобщения государственных устройств на самом деле никакого «третьего пути», «третьей системы» между советской, тоталитарной, и американской, либераль- ной, не существует [26, p. 25]. Идеальная модель тоталитарного общества вообще отвергает само понятие «частной», то есть закрытой для общества жизни индивидуума. Тоталитарное госу- дарство обладает неограниченной властью над обще- ством и любой из составляющих это общество лично- стей. Эта власть сочетается с мощной идеологической обработкой человека и общества в целом. Все это так. Тем не менее, попытки объяснить высокий уровень консенсуса (согласия) в тоталитарных государствах насилием со стороны режима вряд ли представляются убедительными. Фридрих фон Хайек писал о значении социальных архетипов: «Суть в том, что наши ценно- сти и институты не просто определяются какими-то прошлыми событиями, но формируются как составная часть процесса бессознательной самоорганизации не- коей структуры или модели» [16, c. 20]. При этом, если в России и в восточных обществах демократические тенденции развития присутствова- ли только чисто умозрительно, то общества Европы фактически отбрасывали свои либерально-демократи- ческие традиции, которые казались архаичными в ус- ловиях нового «века машин» и «века масс». С другой стороны, объяснить фашизм у власти и современные тоталитарные тенденции вековыми традиционалист- скими устремлениями народов или «примитивностью восставших масс», а развитие европейской цивилиза- ции по пути либеральной демократии насилием либе- ральных политиков над народом было бы очевидным упрощением. В любом из этих случаев в поле зрения исследователей неизбежно должен войти феномен мас- совизма (понятие, введенное в оборот Б.Р. Лопуховым), или национализации масс (по определению Дж. Моссе), или коллективизма (по Р. Скидельски). БАЛАНСИРОВАНИЕ МЕЖДУ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ И ПРЯМОЙ ДЕМОКРАТИЕЙ Многие исследователи тоталитаризма концентри- руют внимание на особенностях политического меха- низма режимов и не уделяют достаточного внимания изучению самих масс, психологии масс, массовой идео- логии, нового политического стиля и иных проявлений поведения масс и политической элиты. Сила тотали- тарного режима - в его опоре на массы, в использова- нии тоталитаристских архетипов массового сознании, в достижении консенсуса между режимом и массами, по крайней мере, в период зрелой фазы тоталитарного режима. В изначальном смысле определение «тотали- тарный» использовалось для типологизации обществ и режимов как коллективистских и массовых. Напри- мер, Джованни Амендола, первым употребивший по- нятие «тоталитарный», был антифашистом, но не анти- тоталитаристом. Его взгляды находились в плоскости «коммунитарного и солидаристского» либерализма, который можно отнести к разновидности тоталита- ризма. На путь антифашистской борьбы Дж. Амендола встал в связи с тем, что фашизм, по его мнению, узур- пировал политическую власть [19, p. 13, 14]. Антитота- литаристами, естественно, не были левые социалисты и коммунисты. Автор исследований идейных и культурных пред- посылок германского национал-социализма и тота- литаризма Дж. Моссе обращает внимание на важную посредническую функцию нового политического стиля в массовом обществе [27]. В соответствии с новым по- литическим стилем «диктатор и народ более не про- тивопоставлялись друг другу». «Напротив новый по- литический стиль выполнял посредническую миссию между ними, подменяя ту роль, которую парламент выполняет в либеральном государстве. Через ритуа- лы и праздники, мифы и символы народ привлекался к активному участию. Для миллионов людей это была истинная демократия…» [Там же, p. 7]. Используя новый политический стиль как выра- жение демократии, итальянский фашизм и германский национал-социализм были в состоянии поддер- живать консенсус и тем самым скрывать их провалы в социальной и экономической областях. Чтобы быть точнее, отметим, что тоталитарные режимы исполь- зовали разнообразные формы подавления индивиду- альности. В первые годы пребывания фашистов у вла- сти от большей части населения требовались лишь разнообразные формы конформистского поведения. То, что Дж. Талмон назвал «тоталитарной демократи- ей», на самом деле, являлось «новым политическим стилем, альтернативой парламентскому правлению, которая проявлялась в осуществлении современной политики интегрировании масс в политическую жизнь и в организации посредничества между руководством и народом» [27, p. 7]. Специфика тотальной массовизации современных обществ такова, что «китайской стены» между тота- литарной и нетоталитарной формами организации обществ практически не существует. Новый полити- ческий стиль эффективно применяется в государствах как тоталитарной, так и либеральной демократии. По- этому в «стерильном» научном смысле понятия «де- мократия» тоталитарный режим соотносим с демо- кратией как особый тип демократического устройства (тоталитарная демократия или прямая демократия). Нам видится научно более корректным установление следующих антитез, например, либеральный - тотали- тарный, либеральная демократия - тоталитарная де- мократия, либеральный режим - тоталитарный режим. Во всех случаях речь идет о сопоставлении идеальных моделей. Традиционалисты противопоставляютлиберальным моделям демократии свой первофундамент - «органи- ческую демократию», основанную на принципе «брат- ства». «Смысл «органической демократии», - по опре- делению Алена де Бенуа, - в том, что она в качестве основы социального устройства общества берет народ как особую единую качественную и органическую общ- ность, укорененную в истории, имеющую свою соб- ственную духовную, культурную, национальную и по- литическую традицию, которая ложится в основание политического самопроявления народа, служит крите- рием принятия судьбоносных решений и принципом коллективного волеизъявления. Органическая демо- кратия рассматривает народ не как безжалостный ме- ханизм, но как живой организм, не могущий быть рас- члененным на атомарные единицы (детали) без того, чтобы не наступила смерть» [4, c. 289]. Но для реализации этого типа демократии необхо- димо создание «однородного, гомогенного общества». Нарушение однородности немедленно вносит раскол в народную волю, создает помехи для ее проявления. По мнению А. Дугина, между демократией, понятой органически (в случае однородного, мононациональ- ного общества), монархией и империей не существу- ет никакого противоречия. Конечно, если при этом во всех этих формах соблюдается самое главное усло- вие - «соучастие» народа или народов в своей полити- ческой судьбе. Антиномию «органическому народу» со- ставляет «разнородная масса». Процесс раскалывания единого и органического народа, - продолжает А. Ду- гин, - вызван политическими действиями либералов. Впротивномслучаесохранениеиразвитие«органического общества» может продолжаться бесконечно долго. Механизм поддержания или создания органического общества достаточно прост и действует, по словам Ду- гина, через «вытеснение» на периферию тех, кто имел к органическому единству народа случайное или дале- кое отношение. «Если либеральная демократия настаи- вает на «правах человека», то органическая демократия должна настаивать на «правах гражданина», и именно эти права должны быть положены в основу юридиче- ского законодательства, регулирующего жизнь в об- ществе органической демократии». При этом понятие «гражданин» трактуется традиционалистами как «член «братства» сознательных и ответственных за истори- ческую судьбу данного конкретного общества людей, которые с необходимостью должны быть укоренены в истории этого общества, связаны с ним прочными религиозными, этническими, кровными или культур- ными узами. Поэтому в демократиях неорганического типа ему просто нет места» [Там же, c. 294, 295]. Измерением культурного, политического, идеоло- гического, религиозного «органической демократии» является «коллективное бессознательное», выступа- ющее как некая «общественная душа народа, в кото- рой отпечатывается сакральная, историческая память и которая хранит в себе с древности психические ар- хетипы Традиции в виде загадочных символов, смут- ных образов и характерных грез» [Там же, c. 301]. Как в данном случае не вспомнить рассуждения В. Суркова о «глубинном народе» [13]. Наконец, по мнению Дуги- на, если для реализации «органической демократии» на Востоке существуют все предпосылки, то на Западе, склонном к либеральной, индивидуалистической мо- дели демократии, их еще необходимо создать [4, c. 301]. Оба направления политической мысли - тоталитар- ное и либеральное - утверждают высшую ценность сво- боды. Либеральные мыслители видят сущность свободы в спонтанности и отсутствии принуждения. Конечные цели либеральной демократии не носят конкретного характера. Они полагают, что в отсутствие принужде- ния люди и общество через пробы и ошибки в конечном итоге могут достичь социальной гармонии. Использование силы для достижения цели считается злом. В то время как традиционалисты уверены, что сво- бода может быть реализована лишь в процессе стрем- ления к абсолютной коллективной цели и в ее дости- жении прямыми действиями. Проблема, с которой сталкивается тоталитарная демократия, может быть названа парадоксом свободы. Совместима ли свобода человека с исключительностью его существования как социального феномена, даже если эта исключитель- ность нацелена на достижение максимума социальной справедливости и безопасности? Тоталитарная демо- кратия отвечает положительно на этот вопрос. Про- возглашаемая цель рассматривается как имманентная для разума и воли человека, являющаяся гарантией его свободы. Именно по этой причине крайние фор- мы народного суверенитета стали наиболее важным сопутствующим элементом этой абсолютной идеи. Все конкретные проблемы и парадоксы тоталитарной де- мократии объясняются трудностью примирения сво- боды с идеей абсолютной цели. Эту трудность можно преодолеть лишь при условии, если мы будем мыслить исходя не из того, каков есть человек, а из того, каким он должен и может быть при создании соответствую- щих условий. При таких условиях должен исчезнуть конфликт между спонтанностью и долгом, а вместе с ним и необходимость в принуждении. На практике, подчеркивает Дж. Талмон, проблема состоит в том, ис- чезнет принуждение в силу того, что все научатся жить и действовать в гармонии, или же в силу того, что все инакомыслящие будут ликвидированы [14]. Есть ли ограничители у этих бесконечных прояв- лений актов свободы? Согласно мнению И. Егорова необходимость накладывает фундаментальные огра- ничения на свободу. Именно здесь и происходит от- бор на выживание, на воспроизводство жизни. Имен- но здесь свобода «соединяется» с необходимостью. То, что выживает, получает санкцию на существование во времени. В ходе своей истории человек постоянно стремится расширить ареал свободы, но реализован- ная, объективированная свобода в каждый данный момент времени становится реализованной возмож- ностью, а тем самым и частью необходимости [5, c. 110]. Таким образом, сама жизнь есть постоянный пе- реход от свободы к необходимости и обратно, то есть процесс пульсирующий и колебательный. Действительно, чем ближе мы подходим к границе области условий, совместимых с жизнью, тем строже обнаруживают себя причинно-следственные (каузальные) связи, тем все больше сужаются, постепенно сходя на нет, возможно- сти выживания, тем вернее действует принцип «быть или не быть». В этом крайнем пределе необходимость переходит в детерминизм, а свобода исчезает. Если отталкиваться от исторического опыта, то ис- пользование тоталитарных моделей должно быть эти- чески и политически табуированным. Мировой опыт не дал ни одного жизнеспособного варианта тотали- тарной модели. Однако присущая только человеку игра на грани самоуничтожения провоцирует новые социальные соблазны. Тем более, что путь трансфор- мации тоталитарных структур в либеральное демокра- тическое общество оказался более сложным, чем это предполагалось на теоретическом уровне. Как пишет Урс Альтерматт, «даже в демократической Западной Европе экономические успехи в странах - «тиграх» Юго-Восточной Европы вызывают постановку вопроса о том, не следует ли отказаться от гражданских прав, чтобы достигнуть более высокого уровня благосостоя- ния? Не говоря уже о посткоммунистических обществах Восточной Европы, которые подвергаются опасности погрузиться в анархический хаос мафии и манчестер- ского либерализма, правового популизма и этнонаци- онализма, где нежный авторитаризм кому-то кажется заманчивым выходом из трансформационного кризи- са» [1, c. 17]. И все-таки общество, в котором индивидуальная свобода является маргинальной ценностью, а уважение к другой личности предрассудком, больше других обре- чено на воспроизводство тоталитарных феноменов. Российское общество пребывает в униженном со- стоянии постимперского синдрома. Его основной осо- бенностью, на наш взгляд, является состояние отло- женной массовой мобилизации. В каком направлении может быть канализирован массовый порыв, будет ли он обладать созидательной или разрушительной си- лой зависит от ответственной политической элиты, которая, может быть, наконец-то завершит застрявший в веках проект буржуазно-демократического нацио- нального российского государства? В нынешней ситуации в России мы можем задать еще один вопрос: как будет развиваться политическая, экономическая и социальная ситуация в обществе, в котором исторически отсутствуют институты ин- дивидуализма? Предыдущий опыт СССР показал, что недооценка ценностей «я» и «личность» не привела к дружескому сотрудничеству между «нами» и «госу- дарством». Вместо этого был создан режим тотального угнетения со стороны государства против двух субъек- тов: «нас» и «я». В современной России коллективистские идеи про- должают оставаться способом мышления масс, слухи о смерти коммунизма оказались преждевременными. Таким образом, характеристику современного россий- ского общества можно оценить, как антибуржуазную, антикапиталистическую и антидемократическую. СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВЯЩАЯ ЭЛИТА В ПЛЕНУ ЕВРОФОБИИ Традиция имперского правления вновь развивает- ся в политике современной России. Многие атрибуты имперской власти были восстановлены: орел, скипетр и сфера. Политический правящий класс живет в мире иллюзий прошлого. Идеал русского лидера - быть та- ким, как царь, или «завоеватель земель», «спаситель Руси», «освободитель Европы» и «защитник консер- вативных ценностей». Совпадение имени князя Вла- димира с именем президента Путина придает особую торжественность памяти о крещении Руси и устанав- ливает тесную связь между прошлым и настоящим. Крещение Руси и Великая Победа в Отечественной во- йне находятся в арсенале символической памяти рос- сийского политического режима. Ни один российский лидер не связывает процессы модернизации с глоба- лизацией. После распада СССР Российская Федерация искала, но не нашла своей ниши в современном эко- номическом мире. Правящий класс опасается, что гло- бализация может спровоцировать политическую рево- люцию. В Кремле считают, что политика «осажденной крепости» оберегает правящий класс от восстаний. Эко- номическая автаркия, необходимость маленькой побе- доносной войны, угрозы со стороны Запада создают предпосылки для мобилизации масс. Власть пытается создать общественный консенсус, основанный на исто- рическом неприятии Европы. Тактика «осажденной крепости» дает свои плоды. Большая часть российского общества разделяет имперские, антидемократические, антилиберальные и антиевропейские взгляды.
×

作者简介

Valery Mikhailenko

the Ural Federal University named after the First President of the Russia B.N. Yeltsin

Doctor of Historical Sciences, Professor; Professor at the Department of Theory and History of International Relations, Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation

参考

  1. Альтерматт У. Этнонационализм в Европе. М., 2000.
  2. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М., 1996.
  3. Бердяев Н. Самопознание. М., 1990.
  4. Дугин А. Консервативная революция. М., 1994.
  5. Егоров И. Свобода, детерминизм и индетерминизм в свете идей И. Пригожина // Мировая экономика и международные отношения. 1999.
  6. История Коммунистической партии Советского Союза. М., 1972.
  7. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.
  8. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 2. М., 1983.
  9. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 27.
  10. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992.
  11. Михайленко В.И. Итальянский фашизм 90 лет спустя: актуальность исторического феномена // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://elar.urfu.ru/ bitstream/10995/19402/1/iuro-2013-112-02.pdf (дата обращения 11.03.2017).
  12. Сталин И. Вопросы ленинизма. М., 1952.
  13. Сурков В. Долгое государство Путина // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.ng.ru/ ideas/2019-02-11/5_7503_surkov.html (дата обращения 14.02.2019).
  14. Тоталитаризм: что это такое? Исследования зарубежных политологов. Сборник статей, обзоров, рефератов, переводов. Ч. 1. М.: ИНИОН, 1993.
  15. Трубецкой Н.С. Об истинном и ложном национализме // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М., 1993.
  16. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. М., 1992.
  17. Эко У. Пять эссе на темы этики. СПб., 2000.
  18. Agursky M. La Terza Roma. Il nazionalbolscevismo in Unione Sovietica. Il Mulino, 1989.
  19. Bedeschi G. Il fascismo di Amendola // Storia contemporanea. 2000. № 4.
  20. Chabot J.-L. Il nazionalismo. Mondadori, 1995.
  21. Chiesa G. Putinofobia, Ed. Piemme, 2016. La biblioteca di Pandora - Giulietto Chiesa: Putinfobia // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.pandoratv.it/?p=7450 (дата обращения 10.12.2017).
  22. Gianotti L. Putin e la Russia. Irresistibile e anacronistico ritorno all’autocrazia, Ed. Riuniti, 2014
  23. Il grande saccheggio di Francesca Mereu (intervista). [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://letteratitudinenews.wordpress.com/2018/03/28/il-grande-saccheggio-difrancesca-mereu/ (дата обращения 10.03.2019).
  24. Mereu F. L’amico Putin. L’invenzione della dittatura democratica. Alberti ed., 2011.
  25. Mettan G. Russofobia. Mille anni di diffidenza. Ed. Teti, 2016.
  26. Mises L. Burocrazia. Milano, 1991.
  27. Mosse G.L. Democrazia totalitaria e nuovo stile politico // Nuova storia contemporanea. 1998. № 4.
  28. Mosse G. La nazionalizzazione delle masse. Il Mulino, 1974
  29. Neglie P. Un secolo di anti-Europa. Classe, nazione e razza: la sfida totalitaria. Rubbettino ed., 2003
  30. Santoro C.M. La politica estera e strategia della Russia // Affari Esteri. 1994. Aprile.
  31. Strada V. La questione russa: identita’ e destino. Marsilio ed., 1991.
  32. Vitale А. Saggio introduttivo // F. Thual. Geopolitica dell’Ortodossia. S.E. Barbarossa, 1995.
  33. Vitale A., Romeo G. La Russia postimperiale. La tentazione di potere. Rubbettino ed., 2009.

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML


##common.cookie##