RUSSIAN LIBERALISM ON THE DEVELOPMENT OF EDUCATION IN RUSSIA (1880s - 1905)


Cite item

Full Text

Abstract

The article analyzes the materials of memoirs, letters, autobiographical notes and diary entries of the best representatives of Russian liberalism, such as D.I. Shakhovsky, V.I. Vernadsky, A.A. Kornilov, and A.V. Tyrkova-Williams, and attempts to consider the formation of views on the development of Russian society. The article shows the process of evolution of their ideas and thoughts from the student’s bench, participation in University circles, and above all in the «Oldenburg» to professional practical activities. It is noted that the friendship started at the University, over the years, grew stronger, and was preserved for life. The main goal of their lives, the friends considered a common cause for the benefit of the people and, above all, educational activities «to try to deliver to the people a number of practically necessary and important information, to bring the people to the consciousness that they need to manage themselves». Their active activities in the development of school Affairs, folk literature, education and science, as well as in the liberal Zemstvo movement, publishing, and the democratization of society are reflected. As a result, during the study period, the friends moved from the common goal of serving the Russian society to understanding the need to change the country’s governance system, to the importance of participating in the political life of Russia. All of them became active members of the constitutional democratic party.

Full Text

Либеральная идеология в конце XIX - начале ХХ века оказывала огромное влияние на жизнь российского общества. Она представляла собой новую систему ценностей, а также являлась мировоззренческой и культурной средой, в которой воспитывалась лучшая часть российского общества. Либерализм в этот период был присущ представителям разных слоев общества: дворянству, интеллигенции, ученым, студентам, земским деятелям. В 1880-е годы именно среди передовой интеллигенции стали проявляться западноевропейские идеи о правах и свободе личности, гражданском обществе и правовом государстве. Дневниковые записи, письма и воспоминания являются одними из важнейших источников в историческом исследовании. Автобиографический материал дает возможность глубоко понять духовный мир человека. В статье сделана попытка на основе анализа писем, воспоминаний, дневниковых записей лучших представителей российских либералов-интеллектуалов Д.И. Шаховского, В.И. Вернадского, А.А. Корнилова и А.В. Тырковой1 раскрыть их взгляды на развитие свободной личности в российском обществе. Они были родом из образованных семей, не чуждых либеральным взглядам. Поэтому считали, что прогресс общества напрямую зависит от грамотности населения. Главное внимание со студенческой скамьи они уделяли просветительской деятельности, развитию школьного дела, народной литературы, библиотек. Анализ личных материалов позволил показать эволюцию их мировоззрения от либерально-демократических позиций к необходимости активного участия в общественно-политическом движении страны. Молодое поколение либералов-интеллектуалов в 1880-е годы, как отмечала в своих воспоминаниях А.В. Тыркова: «…рано начали волноваться социальными несправедливостями и противоречиями и мечтами бороться с ними». В Петербургском салоне известной общественной деятельницы А.А. Давыдовой гимназистка Ариадна Тыркова встречалась с известными писателями Н.В. Шелгуновым, И.А. Гончаровым, В.М. Гаршиным и др. «Это был, - по ее словам, - один из ручейков, вливавший в меня оппозиционное любопытство»2. Дмитрий Шаховской, студент-первокурсник историко-филологического факультета Московского университета, в письме к отцу делился своим пониманием российской жизни: «…На русскую землю я смотрю как на землю по преимуществу мужицкую… Я вижу в высших сферах совершенное непонимание русской жизни… Эта ужасная и никому, в сущности, не нужная роскошь рядом с голодающими рабочими и мужиками, страшно неравномерное распределение богатств… все эти вещи несправедливые, против которых должен, по-моему, бороться всякий честный и понимающий дело человек…»3. В апреле 1881 года отца Дмитрия И.Ф. Шаховского перевели из Варшавы на службу в Санкт-Петербург. Д.И. Шаховской переводится на учебу в Петербургский университет. В университете он быстро вошел в круг студентов, ставших впоследствии его близкими друзьями на всю жизнь. «Каждый из нас думал теперь уже избрать себе такую жизненную дорогу, на которой он мог бы принести больше пользы обществу и во всяком случае прожить не пустую жизнь», - вспоминал позднее А.А. Корнилов4. Важной частью жизни Петербургского университета было участие студентов в различных кружках, в которых велись дискуссии по всем интересующим студентов вопросам. Большим авторитетом в университете пользовался «ольденбургский» кружок, организованный братьями Сергеем и Федором Ольденбургами. Вначале в кружок входили выпускники варшавских гимназий: А.А. Корнилов, И.М. Гревс и др., в него вошел и Д.И. Шаховской, затем к ним примкнул В.И. Вернадский. Квартира Ольденбургов в столице на долгие годы стала местом встречи и общения университетских друзей. Одним из кумиров студенческой молодежи тех лет был писатель Л.Н. Толстой, идеи которого о развитии народного образования, всенародный и демократический характер его идей о развитии общества оказывали влияние на взгляды молодых. «Исповедь» Л.Н. Толстого для многих стала самой главной книгой. Многие члены «ольденбургского» кружка были знакомы с Л.Н. Толстым, бывали в Ясной Поляне. Тридцатилетний В.И. Вернадский делает запись в дневнике о силе влияния Л.Н.Толстого на молодое поколение либеральной интеллигенции: «Был у нас Л.Н. Толстой - с ним продолжительный разговор об идеях, науке… Я думаю, что в учении Толстого гораздо более глубокого, чем мне это вначале казалось. И это глубокое заключается: 1. Основою жизни - искание истины (это будет одним из кредо В.И. Вернадского); 2. Настоящая задача состоит в высказывании этой истины без всяких уступок. Я думаю, это последнее самое важное, и отрицание всякого лицемерия и фарисейства и составляет основную силу учения…»5. Восприятие А.В. Тырковой дополняет характеристику Л.Н. Толстого. 12 октября 1903 года она делает в дневнике запись о посещении Ясной Поляны вместе с Д.И. Шаховским… «Удобное просторное дворянское гнездо. И у хозяина простота, приветливость настоящего старого барина. Чтобы встретить нас, Толстой оторвался от работы. Но, довольный приездом Шаховского, он не сразу ушел к себе, расспрашивал его о семье, о родных, об общих знакомых… Потом разговор скользнул на общественную тему»6. В 1882 году в Петербургском университете было образовано студенческое научно-литературное общество. Одним из руководителей общества был профессор русской словесности, «самоотверженный друг университетской молодежи» О.Ф. Миллер. Главной задачей общества было сближение студентов различных курсов и факультетов для реализации научных и культурных запросов. Большинство членов «ольденбургского» кружка вошли в научно-литературное общество. С. Ольденбург стал секретарем Общества, В.И. Вернадский руководил Научным отделом Общества, а Д.И. Шаховской - секретарем отдела. Постепенно Общество стало центром всей студенческой жизни в Университете. Студенты участвовали в организованных научных диспутах, горячо обсуждали будущее российского общества. Как вспоминал позднее В.И. Вернадский: «…Если мы взглянем сейчас на списки деятелей этого общества, особенно на списки его научного отдела, руководившего его жизнью, мы увидим в нем множество всем известных имен ученых, историков, натуралистов, юристов, медиков, писателей и общественных деятелей. Едва ли когда-либо так захватывался в единое целое весь цвет студенческих поколений»7. Постепенно в Научном отделе общества у друзей родилась идея о создании кружка для изучения народной литературы. В мае 1884 года В.И. Вернадский делает записи о состоянии народных школ: «Я лично не имею особенно основательных сведений о положении народной школы и народного образования у нас в России. В настоящее время школ у нас меньше, чем требуется, огромное большинство детей школьного возраста не имеют, где учиться… Школы поставлены разно, но самая важная прореха… недостаток в них библиотек… Отчасти вследствие стеснения правительства, отчасти вследствие недостатка книг и дурной организации их распространения. В виду того, что школа кроме грамотности, цифири и т.п. должна приготовить человека к вполне гражданской жизни». «Завтра у меня соберутся для обсуждения народных библиотек. Необходимо подумать и обсудить какие книги должны предлагаться народу»8. Поражает зрелость понимания вопроса и всестороннее его изучение членами кружка. Они все видели в распространении грамотности и научных знаний источник развития всего российского общества. Кружок народной литературы много внимания уделял библиографической работе. Именно этому вопросу была посвящена первая научная статья Д.И. Шаховского, опубликованная в журнале «Русский начальный учитель» в 1885 году под заголовком «К вопросу о книгах для народа». В статье он раскрыл цель и деятельность кружка народной литературы: «Мы и хотели бы предложить учителям нашу посильную помощь для приобретения знакомства с народной литературой, для уяснения взгляда на ее желательный характер»9. Состав кружка постоянно пополнялся. В него влились студентки Бестужевских курсов, среди них: А.Н. Сиротина - вскоре она вышла замуж за Д.И. Шаховского, А.П. Тимофеева - стала женой С. Ольденбурга, Н.Е. Старицкая повенчалась с В.И. Вернадским. Браки еще больше скрепили дружбу кружковцев. С этого времени у «ольденбурговцев» вопросы развития народного образования, а также университетского становятся важнейшими в их практической деятельности. Идеи народности и служения Отечеству вошли в их сознание, а «практический» патриотизм стал частью их деятельности. Уроки нравственности, полученные в университете, опыт, приобретенный в студенческом научно-литературном обществе, стали основой жизни для Д.И. Шаховского, В.И. Вернадского, А.А. Корнилова и их друзей. Кружок народной литературы постепенно перешел к изучению истории страны и современной народной жизни. «Служение родине на местах научным знанием» стало для них важнейшей конкретной задачей. В 1885 году они познакомились с авторами книги в двух томах: «Что читать народу?» Х.Д. Алчевской и А.М. Калмыковой. Знакомство с А.М. Калмыковой переросло в тесное сотрудничество по развитию школьного дела в России. В середине 1880-х годов друзья оканчивают университет и занимаются профессиональной деятельностью. Но общее дело - развитие образования в России - по-прежнему для них главная задача. К сожалению это было и временем начала жесткой политики правительства в области образования. Университетский устав 1884 года практически ликвидировал автономию университетов. В этом году В.И. Вернадский в дневнике отмечает: «Разрушительная деятельность правительства. Наше правительство стремится к разрушению государства и по какой-то странной иронии считает себя охранителем… Ввиду полного отсутствия гласности интересно и важно следить за анархическими действиями правительства (нам это не кажется противоречием)… Что же должно поставить нашей идеей, нас всех связующей? Стараться распространить в народе научное мировоззрение; дать ему представление о том, в каком положении он находится в государстве и чем он должен быть…»10. По окончании университета летом 1884 года Д.И. Шаховской занимался в Петербурге русской литературой. В 1885 году профессором К.Д. Кавелиным Д.И. Шаховской был представлен известному тверскому земцу Ф.И. Родичеву…11. После недолгого общения Ф.И. Родичев пригласил Д.И. Шаховского поехать к нему в Весьегонск на земскую службу ведать школьными делами в уезде. Дмитрий Иванович давно хотел практического дела и без раздумий согласился. После общего знакомства с положением дел в уезде Д.И. Шаховской писал друзьям: «…В уезде нет ни одного школьного здания. Немногие школы грамотности ютятся в крестьянских избах»… «Местное земство заботится о школьном деле, оно содержало 43 земских училища и 19 школ грамотности, закупало учебные пособия… Вместе с тем, только пятая часть детей школьного возраста регулярно посещали школы. Ничего не делалось для просвещения взрослого населения»12. Д.И. Шаховской трудился не покладая рук, тесно сотрудничал с земцами. И уже через год в отчете о своей работе на ежегодном земском собрании в сентябре 1886 года он дал всестороннюю оценку положения дел в уезде, обратил внимание земцев на проблемы земского общества в деле народного образования, показал роль школы в жизни уезда. И впервые поставил вопрос о введении всеобщего начального образования. Оценивая вклад Д.И. Шаховского в развитие народного образования в Тверской губернии, А.В. Тыркова-Вильямс запишет в своих воспоминаниях: «Его работа недолго продолжалась, но оставила в деле народного образования черту, с которой начинается новая эра. Ему мы в значительной степени обязаны постановкой нового идеала в деле народного образования - всеобщего образования»13. Это был не только новый, но и необходимый взгляд на народное образование в России. Однако как практическую задачу Государственная дума поставит этот вопрос только в 1908 году. Д.И. Шаховской много сделал в Весьегонском уезде по развитию библиотечного дела. По совместительству он работал заведующим Весьегонской земской библиотеки. В письме А.А. Корнилову в марте 1886 года он писал: «Главное мне хотелось доставить учителям возможность читать хорошие книги…»14. По его настоятельной просьбе земством было увеличено ассигнование на содержание библиотеки для народа до 200 рублей ежегодно. В результате привлечения к проблемам библиотек благотворителей к концу 1888 года Весьегонская земская библиотека имела более двух тысяч книг и журналов15. Население с благодарностью принимало работу Д.И. Шаховского в развитии просвещения и народного образования в уезде. Признанием заслуг в земском деле стало избрание Д.И. Шаховского в январе 1889 года Почетным мировым судьей. Эта должность давала право самостоятельно принимать решения по спорам между крестьянами и сохранять влияние на школьное дело. Он был избран также уездным земским гласным и гласным училищного Совета Весьегонского уезда. В 1889 году по семейным обстоятельствам Д.И. Шаховской вынужден был покинуть службу в Тверской губернии и взять на себя заботу о хозяйстве Шаховских-Щербатовых в Ярославской и Московской губерниях. Проблемы внедрения образования в народные массы по-прежнему волновали всех друзей из «ольденбургского» кружка. Даже находясь в заграничной командировке, В.И. Вернадский пишет своей жене: «…Только одно средство существует предотвратить падение науки и искусства - это всеми силами и всякими жертвами стремиться расширять образование и глубже заставлять проникать его в народные массы; не сторониться от могущих произойти социальных изменений, не идти против них»16. Деятельность русских либералов в начале 1890-х годов стала более заметной в российском обществе, стала несколько расширяться и социальная база либерализма. Но он не был организационно оформлен и в основном проявлялся в деятельности либерального земства. Хотя развивалась либеральная публицистика: журналы «Русская мысль», «Вестник Европы»; газеты «Земство», «Русские ведомости», которые поднимали важные общественные проблемы. Признание неприкосновенности личности, ее права на свободное духовное развитие по-прежнему составляло основу морально-этических взглядов либералов. Главной политической целью оставалось не допустить социальные потрясения в России. На дружеских встречах у Ольденбургов в Петербурге и на квартире Вернадского в Москве часто обсуждались вопросы земского движения, издание бесцензурных журналов и газет, необходимость пропаганды программы либералов. Часто друзья спорили и по теоретическим проблемам, о сущности новых политических учений, влиянии социалистических идей. В письме к А.А. Корнилову в октябре 1890 г. Д.И. Шаховской спорит с ним: «…Я понимаю социалистические принципы именно как расширение прав человека… Конечно, истинный либерализм и истинный социализм не противоречат, а дополняют друг друга… Но понимаемые односторонне, они постоянно сталкиваются… Поэтому либерализм должен занимать особенно видное место в нашей программе …пока не разовьется личность, никакая вообще деятельность невозможна, возможны только стихийные движения, а я хочу настоящей человеческой жизни»17. Проблемы русской жизни для них в это время являются главными. В.И. Вернадский по окончании университета, став хранителем Минералогического кабинета, активно занимается наукой, исследованиями отдельных регионов страны и везде ощущал проблемы, в которых живет Россия. Он делает важные записи после посещения Рославлевского уезда Смоленской губернии: «… Всюду, везде натыкаешься на одно и то же, на какое-то бессмысленное, непонятное глумление над людьми, ни для чего не нужное их угнетение, их связывание… бюрократией давятся людские души»18. В 1890-е годы постепенно в мировоззрении друзей усиливаются тенденции несправедливости существования российского общества, появляется интерес к общественно-политической деятельности. Один из главных вопросов в течение 1891-1893 гг., который волновал либеральную общественность, в том числе и друзей В.И. Вернадского и Д.И. Шаховского, - борьба с голодом. Осенью 1891 года вследствие неурожая в центральной, приволжской и юго-восточной частей России голод охватил 20 губерний. Крестьяне практически прожили свои запасы. В ноябре началась раздача земского хлеба, были пожертвования голодающим и от частных лиц. Однако положение в стране становилось катастрофическим. Средства, которые выделило Министерство внутренних дел, были недостаточными. В 1891 году В.И. Вернадский, находясь в своем имении, писал жене: «Здесь опять захватило известие о голоде… Необходимо устройство комитетов для сбора пожертвований и для обсуждения мер против голода и всех тяжелых, всех трудных его последствий… В массе крестьянской чувствуется какая-то покорная отчаянность. Я как-то всем существом осознал, что мне дорог этот народ, что я неразрывная часть его…»19. Большой вклад в борьбу с голодом в эти годы внес Л.Н. Толстой, который организовывал бесплатные столовые для голодающих крестьян. Его начинание было поддержано передовой интеллигенцией, в том числе и членами «ольденбургского» кружка. Многие земские деятели включились в борьбу с голодом. «Ольденбурговцы» приняли решение образовать группу для борьбы с голодом, чтобы добиться результата хотя бы в одном уезде. Выбор пал на Моршанский уезд, где было имение В.И. Вернадского. Друзья активно занялись сбором денег среди своих знакомых. В конце ноября управляющему имением было отправлено 500 рублей для покупки ржи и раздачи ее нуждающимся. По примеру Л.Н. Толстого В.И. Вернадский решил заняться в Моршанском и Кировском уездах Тамбовской губернии устройством бесплатных столовых. Но поскольку он был занят в университете, А.А. Корнилов взял на себя «главное руководство организацией столовых, ему помогали их общие друзья, которые вместе с ним работали с утра до ночи»20. В 1892 году в дневниковых записях В.И. Вернадский отмечал, «что много времени отдал организации борьбы с голодом в Тамбовской губернии, для чего удалось получить денежную помощь из Франции (от И.М. Гревса и А.В. Гольстейна, живших тогда в Париже)… Теперь у нас в Вернадовке, больше 37 столовых, т.е. кормится нами около 2000 человек, мы решили вести деятельность и дальше». Осенью 1892 года в письме к Н.Е. Вернадской он пишет: «Организация борьбы с голодом у нас в общих чертах до распутицы закончена: хлеб всюду перевезен, склады устроены, корм лошадям роздан, лошадей начинаем раздавать. Отношения сохраняются по-прежнему хорошие. Только усилился полицейский надзор: урядники, становые и т.п. но этого надо было ждать. Хорошо, что это началось, когда в главных чертах дело закончено и остановить его невозможно…»21. В январе 1893 года «вышла в свет книжка А.А. Корнилова «Семь месяцев среди голодающих крестьян» - отчет о помощи голодавшим некоторых местностей Моршанского и Кирсановского уездов Тамбовской губернии 1891-92 гг. … Небольшое и совершенно частное предприятие неожиданно для нас самих превратилось благодаря количеству полученных нами средств в большое дело, имеющее несомненно общественное значение и в то же время вполне сохранившее частный, чуждый всякой официальности характер…»22. Вся либеральная общественность осуждала поведение правительства, которое вместо организации борьбы с голодом старалось земцам чинить препятствия, боясь развития инициативы и самодеятельности на местах. Поэтому у В.И. Вернадского и его друзей меняется и понимание либерализма. «Либеральные идеи могут только тогда получить силу и значение, могут только тогда поднять к себе общество, когда они ясно и определенно захватят к себе все современные текущие вопросы русской жизни… Либералы могут только тогда получить почву и силу, когда они сознательно ясно поставят себя как государственную партию - как такую, которая должна сделаться правительством»…23. В этот сложный период друзья не забывают о своем важном деле - развитии образования в России. В мае 1893 года В.И. Вернадский сделал записи о разговоре с А.М. Калмыковой о книгах для народа, о дешевых изданиях литературы. Ее интересовал и вопрос о библиотеках, о воскресных школах на петербургских мануфактурах. Занимаясь разработкой и чтением лекций для студентов в университете, В.И. Вернадский как никто другой знал проблемы высшего образования. В университетах ощущалась острая нехватка лабораторий, специальной литературы - везде «болезненно чувствуется ненормальность постановки образования, и мысли о нем в наших университетах…»24. Эти вопросы все чаще стали обсуждаться среди преподавателей вузов. Постепенно либералы-интеллектуалы приходят к выводу, что главным противником земского дела в развитии школьного образования являются представители власти. Поэтому сами стараются оказывать помощь земствам по многим важным вопросам. Как земской гласный в Тамбовской губернии В.И. Вернадский активно поддерживал позицию Д.И. Шаховского о введении всеобщего начального образования. В письме к жене в июне 1896 года он сообщал: «… Мне придется еще раз приехать сюда в конце июля для предварительного обсуждения в управе проекта введения всеобщего обучения в Моршанском уезде, который управа вносит осенью в Земское собрание…»25. К концу ХIХ века либеральное земство стало частью народной жизни и народного самоуправления. За время своего существования оно проявило себя во многих сферах российского общества: школьном деле, строительстве больниц, дорог, развитии агрономии и т.п. На это обращает внимание В.И. Вернадский в своем письме в октябре 1899 года: «…Собрание деловое… решено строить больницу и вообще много разных более мелких улучшений по организации медицинской помощи… между прочим почтовое ведомство предлагает устроить почтовую станцию в Вернадовке, но требуется содействие местных владельцев. Я со своей стороны выразил участие в своей доле (должно быть придется дать землю)…»26. Самодержавие не желало учитывать стремление земцев к легальной общественной деятельности. Поэтому в Москве был организован земский нелегальный кружок «Беседа» (1899-1905), активно в котором участвовал Д.И. Шаховской. В своих воспоминаниях он дал характеристику кружку «Беседа», «основанному шестью земцами в целях выяснения вопросов местной жизни и содействия единодушным и авторитетным заявлением по назревшим вопросам со стороны земских и дворянских собраний». В заметках Д.И. Шаховского есть сведения о совещаниях членов «Беседы», на которых разрабатывались и политические вопросы. Как правило, совещания проводились во время съездов врачей, агрономов, статистиков, что налаживало контакты с представителями разных регионов. «Беседа» объединяла представителей либералов, умеренных консерваторов и близких к социалистам. Как отмечал Д.И. Шаховской, «благодаря своему разнородному составу, «Беседа» являлась важным центром информации и завязывания связей»27. В дневнике после студенческой забастовки 15 февраля в поддержку забастовки студентов Петербургского университета 22 марта 1899 года В.И. Вернадский сделал запись: «У нас теперь Университет закрыт… Эти дни идут высылки из Москвы и по утрам поезда переполнены высылаемыми студентами… Трудно сказать, чем все это кончится…»28. Именно через «Беседу» земский конституционный кружок пополнился новыми силами. «Беседа» издавала сборники, привлекая к их изданию либеральных публицистов. На практике происходило сближение земцев с интеллигенцией, что подготавливало почву для общей политической деятельности. Связующим звеном сближения была редакция газеты «Право», объединяющая либеральную адвокатуру. На рубеже ХIХ - ХХ веков правительство усилило контроль за деятельностью общественных организаций из-за их оппозиционной направленности. Целый ряд обществ пострадал: Вольное экономическое общество (правительство стремилось превратить его в узкое технико-экономическое), юридическое общество при Московском университете, комитеты грамотности Петербургский и Московский и др. Применение властью силы в разгроме демонстрации студентов и интеллигенции в марте 1901 года в Петербурге и закрытие «Союза русских писателей», выступившего с протестом, взволновало передовую общественность столицы. А.В. Тыркова в 1901 году в своем дневнике об этом делает записи: «…у молодежи неопределенное, неутешительное настроение. Они не знают чего хотят, о чем говорить в своих требованиях. «Временные правила»29 старый университетский устав, свобода печати, чуть ли не конституция. Правда, тут же выяснилось, что большинство за узкостуденческие требования без примеси всяких политических задач. ... Потом вдруг эти 175 киевских студентов, попавшие в солдатчину. Даже не верилось. Но, верно, чтобы рассеять недоверие сдали и петербуржцев…»30 (за участие в неразрешенной сходке были отданы в солдаты 28 петербургских студентов). Продолжалось давление на университеты. Все это вызвало у демократической интеллигенции осуждение и явилось важным моментом определения политических взглядов у друзей В.И. Вернадского: «Сегодня получил циркуляр Ванновского: вопрос об университетской коренной реформе официально поднят и теперь, я думаю, что очень многое, если не все, зависит от того найдутся ли в университетской среде сильные и смелые люди долга, которые сделают, что должно в этот важный момент в истории русского просвещения». «... Состоявшийся в Московском университете Совет, большинством всех голосов против одного, решил, что правильная постановка университетской жизни возможна только при выбранных ректоре и декане». «…По частным известиям в С-Петербурге, Харькове, Варшаве, Казани, Юрьеве... в общих основах всюду выставляется необходимость автономии…». «...Так давно привыкли мысль и чувство жить в оппозиционной среде русской жизни…»31. Земство также пыталось оформить свои взгляды на ситуацию в стране и усилить пропаганду своих идей. Однако попытка земцев издавать официальный земско-либеральный орган была неуспешной. Встал вопрос об издании журнала за границей. В среде земцев вся организационная работа по журналу была на плечах Д.И. Шаховского, который впоследствии стал ответственным секретарем нового издания. Так, в июле 1902 года в Штутгарте вышел первый номер «Освобождения»32 (П.Б. Струве встал во главе зарубежной редакции журнала). Главным организатором тайного распространения журнала в России был Д.И. Шаховской, живший тогда в Ярославле, где он редактировал газету «Северный край». К работе в газете он привлек и А.В. Тыркову. «…Как она позднее отмечала: «Я тогда не догадывалась, что он также один из главных собирателей и организаторов оппозиционных сил не только в этой части Поволжья, но и по всей России, а правительство это знало, но не знало, как справиться и с движением, и с такими двигателями»33. Д.И. Шаховской, в отличие от П.Б. Струве, считал, что «Освобождение» нельзя рассматривать как земский орган. «Одна из первых задач такого органа как «Освобождение» - дискредитировать правительство… И это не какая-нибудь второстепенная задача… нет это дело огромной важности, первостепенного политического значения». В дальнейшем в «Освобождении» были опубликованы либералами программные статьи. По воспоминаниям А.А. Корнилова, «журнал «Освобождение» завоевал прочное положение среди оппозиционных слоев российского общества. Издаваемый «Листок» «Освобождения» откликался на текущие события дня в России»34. В это время земский кружок «Беседа» тесно сотрудничал с представителями демократической интеллигенции, как правило, с профессорами и преподавателями высших учебных заведений. Именно они стали инициаторами некоторых либеральных начинаний. Многие из них участвовали в земских сессиях, а как преподаватели вузов входили в различные общества и советы, где пытались также проводить либеральные идеи. Практически происходило слияние демократической и земской интеллигенции, усиление их активности в общественной жизни. Поэтому многие из них: В.И. Вернадский, С.Ф. Ольденбург, И.М. Гревс и другие - стали активно сотрудничать с журналом «Освобождение», а затем участвовать и в «Союзе Освобождения». «1903 год начался всероссийским съездом учительских обществ в Москве, воочию обнаружившим повышенное настроение провинции и сильно повлиявшим на общественное мнение. Корреспондент «Освобождения» называет этот съезд крупным явлением Московской жизни за последнее время»35. В июле 1903 года в Швейцарии состоялась встреча 10 земцев и 10 представителей творческой интеллигенции, среди которых были В.И. Вернадский, Д.И. Шаховской, И.М. Гревс и другие. Общей для всех участников была твердая уверенность в необходимости изменения политического строя самодержавной России. А в августе 1903 года произошла вторая выставка по народному образованию по инициативе Д.И. Шаховского - председателя Ярославской комиссии по народному образованию. А.В. Тыркова в дневнике записала: «Впечатления Ярославля до сих пор настолько сильны... Передо мной первый раз развернулась деятельная общественность»36. Земцы во время работы выставки провели несколько совещаний, на которых обсуждался вопрос «по необходимости тесной организации элементов и противодействия всеудушающей деятельности правительства». События 1904 - начала 1905 года убеждали либералов-интеллектуалов в постановке политических вопросов. «Жизнь заставляет выступать в вопросах высшего образования... А между тем нет теперь возможности делать что-нибудь. Теперь время идейной пропаганды, русский человек лишен возможности действовать в России... Служит ли необходимым элементом современной полной жизни участие человека в общественной жизни. Насколько гражданственность в этом смысле есть важный элемент общего развития?» - писал В.И. Вернадский37. В рамках общей эволюции в этот период жизни русского либерализма утверждалась новая тенденция его демократизации и расширения социальной базы. «Главной задачей либералов становится к двойственному союзу земской оппозиции и демократической интеллигенции привлечь третью, решающую силу - народ, - осуществимо только при полном единении первых двух сил». «Единение первых двух сил» осуществилось в январе 1904 года, когда состоялся учредительный съезд «Союза Освобождения». На съезде представители 22 городов и обеих столиц сформировали главные политические задачи движения. Главной целью деятельности «Союза» стала защита интересов трудящихся масс». К сожалению, до конца эта задача не осуществилась, не была решена. В марте 1904 года был опубликован в журнале «Освобождение» доклад Д.И. Шаховского «Политика либеральной партии», в котором он констатировал: «События русской жизни приобретают такой быстрый и угрожающий ход, что мы можем оказаться внезапно перед перспективой общего кризиса, когда обдумывать нашу программу... Теперь или никогда нам надо приступить к более обдуманному и планомерному участию в освободительном движении страны»38. 1904 год открылся еще двумя съездами в Петербурге: в университете заседал съезд по техническому и профессиональному образованию, а в Дворянском собрании работал Пироговский съезд. К сожалению, оба съезда, не завершив обсуждений, закончили свою работу под давлением администрации. В феврале собрался Земский Союз, который опубликовал обращение «К русскому обществу», подписанное земской группой конституционалистов (с ней активно сотрудничали и В.И. Вернадский, и Д.И. Шаховской). У некоторых земцев еще сохранилась вера в царя. Но в документе подчеркивалось: «…только на почве народного представительства при органическом единении монарха с народом Россия почувствует возможность правильного применения своей давно просящейся к жизни силы, вздохнет, наконец, полной грудью»39. Постепенно земское движение становится организованной оппозиционной силой, выступающей за общественное переустройство страны, - «политическое освобождение неразрывно связано с самой сущностью земства и составляет его характерную особенность». Летом 1904 года впервые оформилась мысль о создании среди интеллигенции профессиональных политических союзов. В Киеве на собрании профессоров-«освобожденцев» была высказана идея о создании «Академического союза», который объединил бы российскую профессуру для отстаивания ее профессиональных интересов и интересов высшей школы. Как отмечал В.И. Вернадский в своих заметках: к концу ноября 1904 года уже повсюду происходили нелегальные собрания «Академического союза». В газете «Наши дни» от 20 ноября была опубликована его статья «О профессорском съезде». В ней подчеркивалось, что «профессора высших учебных заведений-университетов и технических институтов - нигде в цивилизованном мире не поставлены в настоящее время в столь унизительное положение, как у нас в России»40. «Академический Союз», в руководство которого входил В.И. Вернадский, предложил на всех банкетах, посвященных 150-летию МГУ, во всех газетах страны заострять внимание на проблемах высшей школы и политического положения в России. Земской съезд, который вопреки запрещению правительства состоялся в Петербурге 6-9 ноября 1904 года, твердо заявил о необходимости участия общества в управлении страной. Это были первые открытые заявления такого рода. Для проведения в жизнь новых идей открылась либеральная газета «Наша жизнь» (Д.И. Шаховской входил в редакцию). Важно, что в протоколах этого съезда отражены материалы обсуждения вопроса о состоянии народного образования: «…министерство Просвещения вопреки своему назначению в действительности лишь тормозит распространение просвещения в народе, создавая ряд всевозможных препятствий»... «Нужна коренная реформа всей этой машины, нужно привлечение общественных сил и учреждений к ведению дела народного образования»41. К началу 1905 года, как отмечал в своих воспоминаниях Д.И. Шаховской, «…общество было приведено в сильное движение, о котором ранее нельзя было и помышлять». А события 9 января всколыхнули все российское общество. Даже находясь в это время в Париже в редакции журнала «Освобождение», А.В. Тыркова в своем дневнике 23 февраля 1905 года делает резкие записи в адрес правительства: «... Месяц прошел после того дня. А кажется, что годы... Злоба, бессильная, безысходная злоба против правительственной шайки, кругом дрожавшего самодержавного труса, против этих офицеров, стрелявших в толпу, в женщин, маленьких детей... Хотелось, чтобы их палачей, кто-нибудь растоптал, раздавил, замучил. То чувство презренной жалости, которую раньше вызывал к себе царь, исчезло...». «…Мы все должны горячо чувствовать свою вину. Где же наша работа, что мы сделали, если в Петербурге не нашлось ни одного солдата, ни одного офицера, который перешел бы на сторону народа?»42. И это была позиция многих русских либералов. В 1905 году земские либералы выдвигали требования не только политического и экономического характера, но и демократического. Журнал «Освобождение» после Московского съезда земцев в июле опубликовал небольшую статью Б. Струве «Рождение нации». В ней он дал оценку решениям съезда - «начать освободительную пропаганду и агитацию во всех слоях населения. …Становилось ясным, что России нужна конституционо-демократическая партия, нужна как орудие создания державного народа»43. Активизировала свои действия и демократическая интеллигенция. В марте 1905 года нелегально состоялся съезд «Академического союза». Было создано бюро для руководства «Союзом», в которое вошел В.И. Вернадский. На съезде также были выдвинуты требования конституционных преобразований в России. В статье «Ближайшие задачи академической жизни», опубликованной в либеральной газете «Право», В.И. Вернадский утверждал, что российское общество преодолеет трудности... «Родная страна не разлагается и не распадется. Она подымается тяжело и медленно к лучшему будущему. В ней пробуждаются живые силы, просыпается заснувшая, сознательная мысль, формируется воля. Мы переживаем исторический момент, который не повторяется в истории народа»44. К середине лета 1905 года в стране наблюдалось существенное оживление политических настроений, усиливается демократически настроенная общественность. На последнем земском съезде была избрана Комиссия, состоящая из представителей «Союза земцев-конституционалистов» и «Союза Освобождения», секретарем был назначен Д.И. Шаховской. На Комиссию было возложено составление проекта программы и устава будущей открытой политической партии. Надо отметить, что «последний, восьмой раздел программы относился к вопросам просвещения и имел своей целью возможно широкое распространение просвещения и полную его демократизацию». Разработанный проект был утвержден на первом съезде конституционно-демократической партии, проходившем в Москве с 12 по 18 октября 1905 года. «…14 числа было объявлено об образовании открытой конституционно-демократической партии. На съезде был принят устав партии, разработанный кн. Д.И. Шаховским… Секретариат образовался у нас с самого начала из Д.И. Шаховского, меня и А.Н. Максимова. Но А.Н. Максимов очень скоро отошел секретарем в Московский комитет. Поэтому все ведение дел партии с самого начала было в руках Шаховского и моих, и я помню то лихорадочно-горячечное время, которое последовало за образованием партии…» - так в своих воспоминаниях А.А. Корнилов описывал создание партии кадетов45. Манифест 17 октября 1905 года, который был опубликован в эти дни, был воспринят как первая и значительная победа общественных сил над самодержавием. Вскоре Д.И. Шаховской и В.И. Вернадский, А.А. Корнилов и А.В. Тыркова станут членами ЦК партии кадетов. Отныне политическая борьба на определенный период становится важной сферой их деятельности. Как отмечал А.А. Корнилов… «Дом Вернадских в Москве сделался в это время известным пунктом. В сущности, у них в доме сосредоточивались и секретариат конституционно-демократической партии, и секретариат городского комитета, и своего рода центр по части всяких университетских дел и вопросов…»46. Русский либерализм в 1880-е - 1905 год представлял собой одно из влиятельных течений русской общественной мысли, однако был немногочисленным. По самому оптимальному подсчету Н.М. Пирумовой и К.Ф. Шацилло, в России в начале ХХ века «насчитывалось 1500 лиц, разделявших систему либеральных ценностей»47. В материалах выдающихся представителей либералов-интеллектуалов того времени В.И. Вернадского, Д.И. Шаховского, А.А. Корнилова, А.В. Тырковой отражены их идеи, содержащие основные положения теоретической модели будущей России, открытого гражданского общества и правового государства, в котором каждая личность могла бы реализовать свои потенциальные возможности. Русский либерализм с момента возникновения нес в себе социальный и демократический заряд, направленный на создание условий для раскрепощения народа. Поэтому они считали, «что долг каждого члена интеллигенции то или иное участие в деле просвещения масс». Своей профессиональной деятельностью в просвещении, образовании и публицистике они особое внимание уделяли развитию школьного и университетского образования, библиотечного дела, ликвидации неграмотности в России и внесли свой вклад в решение этих вопросов (и в первую очередь земские гласные - В.И. Вернадский и Д.И. Шаховской). Именно с уровнем грамотности населения они связывали прогрессивное развитие страны. Важной заслугой либералов-интеллектуалов в исследуемый период является то, что они предприняли попытку соединить либерализм и демократию. Эта позиция выражена Д.И. Шаховским в докладе «О тактике Союза Освобождения» в январе 1904 года: «…В развитии русского либерализма демократические тенденции являются прочной исторической традицией и насущной практической необходимостью. Всякий иной либерализм, кроме демократического, не имел бы в русском обществе почвы и не нашел бы в нем отклика. Прогрессивное развитие русского земства давно уже наметило в этом отношении путь, чуждый классовых ограничений и предрассудков и определяющийся бессословным общественным мышлением»48. К сожалению, русский либерализм не стал образцом действия для широких социально-политических сил, интересы которых лучшие представители демократической интеллигенции пытались выражать и защищать. В результате либеральное направление в России не смогло сложиться в народное движение, их идеи задержались на интеллектуальной стадии и не были реализованы на практике. Они искали путь сближения с широкими слоями населения, но их программы не были услышаны ни властью, ни народом. Но тем не менее именно либералы-интеллектуалы заложили основы мировоззренческой системы, в основу которой были положены общечеловеческие ценности, актуальные и в современном мире.
×

About the authors

N. F Bannikova

Samara National Research University named after Academician S.P. Korolev

Email: ssau@ssau.ru
Samara, Russia

References

  1. Шаховской Дмитрий Иванович (1861-1939), потомственный князь, литератор, активный государственный деятель земско-либерального движения, соредактор газеты «Северный край» в г. Ярославле, активно сотрудничал в газете «Вестник Ярославского земства». Член кружка «Беседа». Организатор издания журнала «Освобождение», член Совета и секретарь «Союза Освобождения», «Союза земцев-конституционалистов», входил в Оргбюро земских съездов. Один из создателей кадетской партии, занимался литературной деятельностью @@ Вернадский Владимир Иванович (1863-1945), ученый, естествоиспытатель, земский гласный, член Госсовета, общественный деятель, академик Петербургской Академии наук, член ЦК партии кадетов, академик Академии наук СССР, организатор и директор Радиевого института АН @@ Корнилов Александр Александрович (1862-1925), юрист, историк, профессор, общественный деятель, член ЦК партии кадетов, занимался педагогической деятельностью @@ Тыркова-Вильямс Ариадна Владимировна (1869-1962), журналист, сотрудник журнала «Освобождение», член ЦК партии кадетов, эмигрировала из России, занималась литературной деятельностью.
  2. Тыркова-Вильямс А.В. Воспоминания. То, что больше не будет. М.: Слово, 1998. С. 97.
  3. Кузьмина И.В., Лубков А.В. Князь Шаховской: Путь русского либерала. М.: Молодая гвардия, 2008. С. 46.
  4. Там же. С. 57.
  5. Вернадский В.И. «Основою жизни - искание истины». Записи 1890-1894 гг. // Новый мир. 1988. № 3. С. 221.
  6. Наследие Ариадны Владимировны Тырковой: Дневники. Письма. / Сост. Н.И. Канищева. М.: РОССПЭН, 2012. С. 59.
  7. Страницы автобиографии В.И. Вернадского. М.: Наука, 1981. С. 32.
  8. Там же. С. 37-38, 43.
  9. Шаховской Д.И. Избранные статьи и письма. 1881-1895 гг. М.: Прометей, 2002. С. 55-59.
  10. Страницы автобиографии В.И. Вернадского. М.: Наука, 1981. С. 44-46.
  11. Ольденбург Сергей Федорович (1863-1934), историк, востоковед, профессор Петербургского университета, академик Петербургской АН, секретарь АН СССР @@ Ольденбург Федор Федорович (1861-1914), историк, педагог, общественный деятель @@ Гревс Иван Михайлович (1860-1941), историк, профессор, один из основателей Петербургской школы медиевистики; Родичев Федор Измайлович (1854-1933), адвокат, либерал, лидер тверских земцев, предводитель дворянства и губернский гласный, член Государственной думы @@ Ванновский Петр Семенович (1822-1904), генерал, военный министр (1881-1898), министр народного просвещения (1900-1902) @@ Струве Петр Бернгардович (1870-1944), правовед, экономист, публицист, приват-доцент Петербургского университета, с 1902 года редактор журнала «Освобождение», член ЦК партии кадетов @@ Калмыкова Александра Михайловна (1849-1926), общественный деятель, сотрудничала с либеральной интеллигенцией в деле просвещения народа, была близка к Л.Н. Толстому.
  12. Шаховской Д.И. Избранные статьи и письма. 1881-1895 гг. М.: Прометей, 2002. С. 61, 64.
  13. Тыркова-Вильямс А.В. Воспоминания. То, что больше не будет. М.: Слово, 1998. С. 210.
  14. Шаховской Д.И. Избранные статьи и письма. 1881-1895 гг. М.: Прометей, 2002. С. 204.
  15. Кузьмина И.В., Лубков А.В. Князь Шаховской: Путь русского либерала. М.: Молодая гвардия, 2008. С. 114-115.
  16. Страницы автобиографии В.И. Вернадского. М.: Наука, 1981. С. 62.
  17. Шаховской Д.И. Избранные статьи письма. 1881-1895 гг. М.: Прометей, 2002. С. 296-299, 303-304.
  18. Страницы автобиографии В.И. Вернадского. М.: Наука, 1981. С. 56.
  19. Вернадский В.И. «Основою жизни - искание истины». Записи 1890-1894 гг. // Новый мир. 1988. № 3. С. 215.
  20. Корнилов А.А. Воспоминания // Вопросы истории. 1994. № 2, 5. С. 152.
  21. Страницы автобиографии В.И. Вернадского. М.: Наука, 1981. С. 104, 108.
  22. Там же. С. 127.
  23. Вернадский В.И. «Основою жизни - искание истины». Записи 1890-1894 гг. // Новый мир. 1988. № 3. С. 215.
  24. Там же. С. 222, 231.
  25. Страницы автобиографии В.И. Вернадского. М.: Наука, 1981. С. 158.
  26. Там же. С. 168.
  27. Либеральное движение в России.1902-1905 гг. М.: РОССПЭН, 2001. С. 224-246.
  28. Страницы автобиографии В.И. Вернадского. М.: Наука, 1981. С. 163.
  29. «Временные правила» утверждены императором 29 июня 1900 года. Теперь студенты могли быть исключены из университета и отданы в солдаты за «грубое неповиновение начальству, за подготовку и организацию беспорядков в стенах заведений и вне их».
  30. Наследие Ариадны Владимировны Тырковой: Дневники. Письма / Сост. Н.И. Канищева. М.: РОССПЭН, 2012. С. 54.
  31. Страницы автобиографии В.И. Вернадского. М.: Наука, 1981. С. 182-183.
  32. «Освобождение» - нелегальный, общественно-политический журнал либерального направления. Основан группой земцев-конституционалистов и представителями либеральной интеллигенции. Издавался с 1902 по 1905 г. в Штутгарте, а затем в Париже. Вышло 79 номеров.
  33. Тыркова-Вильямс А.В. Воспоминания. То, что больше не будет. М.: Слово, 1998. С. 284.
  34. Корнилов А.А. Воспоминания // Вопросы истории. 1994. № 2, 5. С. 106, 109-110, 128.
  35. Шаховской Д.И. Избранные статьи и письма. 1881-1895 гг. М.: Прометей, 2002. С. 546, 541.
  36. Наследие Ариадны Владимировны Тырковой: Дневники. Письма / Сост. Н.И. Канищева. М.: РОССПЭН, 2012. С. 58.
  37. Страницы автобиографии В.И. Вернадского. М.: Наука, 1981. С. 171.
  38. Либеральное движение в России.1902-1905 гг. М.: РОССПЭН, 2001. С. 69-72.
  39. Шаховской Д.И. Воспоминания. «Союз Освобождения» // Зарницы: СПб., 1909. Вып. 2, ч. II // Либеральное движение в России 1902-1905 гг. М.: РОССПЭН, 2001. С. 552-559.
  40. Страницы автобиографии В.И. Вернадского. М.: Наука, 1981. С. 200-201.
  41. Либеральное движение в России.1902-1905 гг. М.: РОССПЭН, 2001. С. 129.
  42. Наследие Ариадны Владимировны Тырковой: Дневники. Письма / Сост. Н.И. Канищева. М.: РОССПЭН, 2012. С. 69-70.
  43. Шаховской Д.И. Воспоминания. «Союз Освобождения» // Зарницы: СПб., 1909. Вып. 2, ч. II // Либеральное движение в России 1902-1905 гг. М.: РОССПЭН, 2001. С. 593-594.
  44. Страницы автобиографии В.И. Вернадского. М.: Наука, 1981. С. 202.
  45. Корнилов А.А. Воспоминания // Вопросы истории. 1994. № 2, 5. С. 117.
  46. Там же. С. 118.
  47. Шелохаев В.В. Русский либерализм как историографическая и историософская проблема // Вопросы истории. 1998. № 4. С. 36.
  48. Шаховской Д.И. Воспоминания. «Союз Освобождения» // Зарницы: СПб., 1909. Вып. 2, ч. II // Либеральное движение в России 1902-1905 гг. М.: РОССПЭН, 2001. С. 555.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Bannikova N.F.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies