Socio-philosophical aspects of the transformation of the category of «Civil unity» in the political realities of the XXI century

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The main content of the study is the analysis of aggressive socio-political masses and the disunity of the population during the period of destabilization of the world space. In order to identify the socio-philosophical aspects of the transformation of the category of "civil unity" under the influence of the events of the 20s of the XXI century, the article analyzes N.F. Fedorov's concept of acquiring a social idea to achieve world unity and world order. Special attention is paid to the problem of human unity in the social world.

Full Text

В условиях осложнения геополитической ситуации на мировой арене в 2015–2020 гг. необходим поиск новых точек совместного взаимодействия людей как на уровне каждой страны в отдельности, так и в масштабах мирового сообщества. В противном случае, политика, направленная на разобщенность, неминуемо приведет к росту агрессивно настроенного населения и краху устоявшейся геополитической системы. Одной из форм решения данной проблемы является проведение конгресса соотечественников, проживающих за рубежом, на котором поднимаются вопросы о необходимости сохранения и приумножения богатства русской культуры по всему миру. Потребность в сохранении самобытности исторических традиций и обычаев, а также в противодействии фальсификации истории обуславливается высокой степенью напряженности внешнеполитических отношений между странами Европейского Союза и Россией. Всесторонняя поддержка как российских соотечественников, проживающих за рубежом, так и международных диаспор остается одним из приоритетных направлений политики, полем для совместных усилий каждого человека в отдельности, общественных организаций и государства в целом. Конгресс соотечественников призывает бывших граждан России всячески способствовать поступательному развитию России, укреплению доверия и сотрудничества в международных делах. Важным аспектом представляется призыв к соотечественникам организаторов конгресса: «Объединиться ради мира и ради благополучия». На наш взгляд, данный призыв наиболее ярко выражается в философских воззрениях Н.Ф. Федорова.

Русский мыслитель не оставлял надежды, что в условиях разобщенности и дисгармонии в отношениях между людьми, все же остается шанс на сплочение и создание благоприятных условий для гармоничной жизни человека в глобальной социальной системе. Общая идея, единое стремление к сохранению и преумножению ранее накопленного культурного богатства, поддержание социальных связей и развитие личности в процессе воссоединения общественной идеи, по мнению Федорова, сыграют решающую роль в стабилизации всеединства и мирового порядка [8]. Убеждения мыслителя основываются на стремлении к сознательному упорядочиванию процессов, влиянии на детерминированность явлений и всеобщем единении для достижения этих целей. Однако на современном этапе развития мирового общественного порядка возникает высокая вероятность нарушения гармонического равновесия в межгрупповых отношениях. Разобщенность различных социальных групп влечет за собой проявления агрессии и социальных «вспышек» радикально настроенных масс, которые с каждым проявлением отдаляются от идеи всеединства, заключающейся в обретении «общечеловеческих» связей. Развитие подобной тенденции может привести к необратимым последствиям и неуправляемым социально-политическим процессам, которые способны оказывать непосредственное влияние на геополитическую ситуацию в целом.

В этой связи важным представляется анализ международной ситуации с позиций нарастающих противоречий и анализа вспышек радикализма в современной действительности и в 30-х гг. XX века. Установление подобной аналогии позволит провести комплексный ретроспективный анализ происходящих геополитических событий сквозь призму философии «общего дела», предложенной Федоровым.

Общее дело мыслилось Федоровым как путь к просветлению, самообновлению людей, становлению мира между народами и сплочением всех землян в единую братскую семью. «Братство… это — не отрицание лишь всякой вражды; это — участие во всеобщем и для каждого родном деле» [9]. Наличие общей идеи и сплочения между людьми характеризует особенности прогрессивного развития общества. Однако нарастающая разобщенность в общественно-политических настроениях XXI века представляет собой дестабилизацию единого бытия социума.

Отметим также, что ряд военных конфликтов и межправительственных агрессивно настроенных общественно-политических движений в XXI веке находит первоначальные истоки в порождающем всеобщую социальную напряженность цикле событий: война в Сомали, война в Ираке, вооруженный конфликт в Сирии, конфликт в Ливии, противостояние в Йемене, конфликт в Украине. Одними из актуальных для российской действительности в начале 2015–2016 г. стали также напряженные отношения с Египтом, связанные с крушением лайнера, на борту которого находились российские туристы, и с Турцией, по причине сбитого турецкими военно-воздушными силами российского бомбардировщика, в ответ на что с 1 января 2016 года Россия ввела запрет и ограничения ввоза на территорию страны отдельных видов товаров, страной происхождения которых является Турецкая Республика. Ввод санкций в 2015 году стал так называемым «мейнстримом», исходящим то от США, то от стран Евросоюза по отношению к России. Данная тенденция зародилась в начале 2014 года и продолжается по настоящее время.

Как следствие, подобные обстоятельства на данном этапе экономического и сельскохозяйственного развития стран мирового сообщества, с одной стороны, вызывают опасения за сохранность внешне импортируемого рынка, ориентированного на потенциальных выгодополучателей, с другой, это ложная уверенность в стабилизации международной ситуации путем «санкционных игр» [5], что априори можно считать так называемым «ядром раздора». При этом важно отметить степень вовлеченности населения в геополитические трансформации, происходящие на международной арене. Тотальное отсутствие понимания мотивов и последствий совершенных странами действий приводит к возрастанию агрессивно настроенных масс. Применение санкций является одним из направлений политики, ориентированной на разобщенность. Тенденция нарастания негативных взаимоотношений среди населения в каждом отдельном государстве по территориальному, географическому и национальному признаку приводит к дестабилизации межличностных отношений и всеобъемлющему переселению народных масс в поисках наиболее благополучной жизни и комфортного проживания.

В этой связи важное значение приобретает необходимость обращения к принципам единства, основанным на конституирующих общечеловеческих качествах. При возникновении общей угрозы в условиях внутригосударственных военных столкновений население начинает искать политическое, социальное, а в итоге и духовное убежище. В этом случае перед каждым человеком предстает вопрос о самоопределении духовного развития и душевных трансформаций. Важной особенностью в размышлениях Федорова является превосходство «душевного» над «духовным». Здесь он видит разительное отличие понятий, понимая под духовностью человечества «одаренность сознанием, ощущением, волею», а под душевностью «способность к чувству, знанию и действию» [8]. Последнее, «действие», определяется способностью каждого отдельного индивида следовать выработанной идее, основываясь на знаниях и руководствуясь стремлением к «общему делу». В таком случае реализация каждой индивидуально выработанной идеи в применении к человечеству будет определяться подчинением мировому природному порядку, что позволит сконцентрировать усилия каждого человека и отстраниться от негативных проявлений окружающей действительности. При этом общая идея, равно как и общая цель, не должна быть специально поставлена или выработана, она должна быть задана первоначальными критериями «братских отношений», основанных на безукоризненной поддержке и братской любви.

Однако в настоящее время волну больших потрясений вызвали масштабные антиправительственные митинги, межгосударственные и внутригосударственные конфликты, получившие свое начало в 2014–2015 гг. Данный факт иллюстрирует положение о разрушении общих принципов всеединства. Так, война в Сирии в 2015 году приняла затяжной характер и привлекла внимание самых влиятельных стран мира. Военно-политический конфликт побудил жителей эмигрировать в Европейские государства, такие как Германия, Швеция, Франция, Италия и Венгрия. Явление массового притока вынужденных эмигрантов отразилось на общественных настроениях и координационной работе органов власти. Таким образом, в процессе расселения мигрантов можно наблюдать всевозможные формы и разновидности политико-философских феноменов. Так, резкая геополитическая трансформация и приток вынужденных беженцев в ЕС изначально расценивался как возможность доказать мировому сообществу открытость границ и абсолютную лояльность по отношению к другим традициям и к другому менталитету. Подобная «отеческая поддержка» определяет основу формирования духовного единения среди представителей различных общностей и культур. Однако к началу 2016 года количество эмигрантов начало возрастать и принимающие страны оказались в критической для развития экономического положения ситуации. Важную роль при этом сыграли социально-экономические показатели внутренней политики государств, принявших мигрантов. Значительная статья расходов государственного бюджета Европейских стран пришлась на материальное обеспечение беженцев, что несомненно сказалось на коренных жителях. Возрастающая доля возмущенного населения, не способного к сочувственному восприятию происходящих явлений, основывается на рациональных доводах, отрицая всякие прежние формы сохранения принципов единства. Если изначально коренное население старалось идти навстречу вынужденным беженцам и предлагало свою непосредственную помощь, что наглядным образом демонстрировалось в ФРГ, то впоследствии при расселении беженцев и их содержании в условиях ограниченности ресурсов, население стало понимать прямую угрозу стабильной жизни в социальном пространстве. Проблема адаптации беженцев повлекла ряд преобразований, который вызвал нарушение устоявшихся общественных порядков. Важным критерием, определяющим настроения народных масс, также будет являться проникновение наряду с беженцами террористических группировок в Европейские страны [7]. В нарастании волнений населения проявляются агрессивные реакции из опасения необратимого характера происходящих событий. Так, смена приоритетов в основных направлениях внутренней политики принимающих стран находит отражение в масштабных митингах и протестах коренного населения.

Сейчас уже можно наблюдать вспышки радикализма по отношению к беженцам со стороны европейского населения, проявления экстремизма и максимальное ограничение въезда в Европейские страны. Таким образом, государства стали ужесточать порядок пропуска иммигрантов через свои границы, создаются условия повышенного контроля и проверки вновь прибывающего населения. В подобного рода ситуации «братские отношения» претерпевают наибольший распад, пересматривается понятие «толерантность», главной задачей представляется, вне зависимости от степени межгосударственной разобщенности, не допустить дестабилизацию основных социально значимых институтов и формаций.

Особый интерес в подобной ситуации представляет анализ отношения к переселенцам во время внешних и внутренних противоречий государств в исторической ретроспективе времен. Для комплексного анализа последствий переселенческого движения сирийцев представляется вполне обоснованным провести сравнение со вспышками радикализма по отношению к польским евреям в 30-х гг. XX века. События второй четверти прошлого столетия представляется возможным охарактеризовать также в контексте проявлений радикально настроенного отношения к группам вынужденных беженцев.

Анализируя начало XX века, отмечаем, что данный исторический период сопровождался чередой внутригосударственных революций и сменой устоявшихся политических ориентиров. Последствия Первой мировой войны вызвали череду преобразований не только на социальном, но и духовном уровне мирового сообщества. Следование новым реалиям времени оказало воздействие на противоречивые настроения, господствующие в различных общественных институтах. Затяжные гражданские войны и внутригосударственные столкновения послужили одним из факторов наибольшего распространения агрессивно настроенных действий мировых держав. Так, Вторая мировая война стала пиковым показателем разобщенности населения.

Как представитель философской мысли второй половины XIX века Н.В. Федоров неоднократно призывал оценивать общественные отношения с социальных и геосоциальных позиций. События первой четверти XX века подтверждают, что весомым аспектом в происходящих событиях могла бы послужить именно философия всеединства Федорова, обратившись к которой можно было бы пересмотреть, казалось бы, необратимый процесс деструктуризации общественных формаций.

Массовые гонения евреев на рубеже 30–40-х годов XX века носили агрессивный и затяжной характер. Антисемизм обуславливался нестандартными для прочих культур обычаями и традициями. Население стран, принимающих вынужденных переселенцев, испытывало потребность придерживаться устоявшихся норм, что приводило каждого человека к своего рода разумному эгоизму, в данном случае этот феномен проявлялся как принцип самосохранения путем радикального отношения к иммигрантам. Следует отметить, что в подобных условиях возрастало число беженцев.

Опасаясь высокого притока еврейского населения в конце 1939 г., большинство стран закрыли свои границы. Еврейские беженцы стремились найти безопасное место для пребывания, однако «мир разделился на два лагеря: страны, не желающие иметь у себя евреев, и страны, не желающие впускать их к себе» [6]. Таким образом, радикализм обретал новые формы, обострение негативного отношения в процессе адаптации переселенцев переходило на новый уровень в зависимости от степени конфронтации стран. Основной причиной нарастания вспышек радикализма и антисемизма в начале XX века являлся один из принципов философии русского мыслителя Федорова. Он утверждал, что человеку, оказавшемуся в неравнозначном положении перед человечеством, свойственно обнаруживать так называемое «несходство» и превозносить его до превосходного уровня всей человеческой сущности. Иными словами, беженцы чувствовали свою всемирность и находили этому агрессивные проявления.

Утрата природной идентичности, несвоевременное признание разобщенности привело, согласно учению Федорова, к отчужденности между людьми, что противоречит основному требованию жизни на пути достижения возможности управления вселенскими процессами: жить не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех (братство).

Федоров считал, что причиной отчуждения людей является сосредоточенность и ориентация каждого человека только на самого себя, таким образом достигается самоудовлетворение личностных желаний, потребностей и устремлений. В то же время мыслитель отмечает несправедливость, «ложность» обращения лишь к собственным посылам и устремлениям. Человек, имеющий собственное представление о моральных порядках, не способен следовать единой природной сущности человечества. Стремление к поиску максимально выгодных в данной конкретной ситуации последствий, доминирование индивидуальных ценностей над общечеловеческими и удовлетворение персоналистических устремлений приводит к ведению деятельности, направленной на проявления агрессии, разложения, разобщения и дезориентации существующего социума.

Сейчас, в начале XXI века, мы также можем наблюдать вспышки радикализма по отношению к беженцам. Общественные настроения в европейских странах за один календарный год претерпели изменения в нескольких значимых стадиях, от открытой и коммюнотарной [3] до крайне негативной и отчуждающей. Обуславливается данное изменение как непредвиденно для стран ЕС высоким ростом мигрантов, так и навязыванием беженцами своих порядков в Европе. Так, потрясение мирового сообщества вызвали события новогодней ночи 2016 года в Кельне. Массовые беспорядки со стороны иммигрантов вызвали недоумение местных жителей, многие законы Германии были нарушены, а полиция оказалась бессильна от чрезмерно грубого отношения к коренному населению страны.

Отношение к беженцам в Европе стало кардинально меняться, и проявления разобщенности становятся менее контролируемыми. Жители общин вынужденных беженцев отмечают: «один лагерь беженцев подожгли, на жителей нашего лагеря нападали скинхеды. Местные жители стали неприветливыми, это чувствуется, когда заходишь в магазин или спрашиваешь дорогу» [7]. Современному мировому сообществу предстоит сделать выбор относительно дальнейших путей геополитического развития на индивидуально-личностном, персонифицированном уровне. Согласно учению Федорова, для установления «братских» отношений каждому человеку необходимо осознать взаимосвязь космического порядка и социальных отношений.

В какой-то степени подобную подмену ценностных и идеологических оснований можно обнаружить у некоторых представителей арабских радикальных движений. Проявления экстремизма в современных реалиях актуализируются по мере того, насколько большие потрясения они произвели на функционирование стабильных и регулируемых процессов. Деятельность общества, как совокупность всевозможных социальных групп, можно охарактеризовать как слаженный организм, в котором взаимодействие происходит между каждым ее членом [1]. Это взаимодействие, в свою очередь, предполагает следование негласно установленным нормам, порядкам, обычаям, принципам морали и нравственности, а также единой структуре самоорганизации и саморегулирования. Нарушение этих порядков проявлениями экстремизма приводит и к нарушению ориентира развития общества, его дестабилизации и раздору. Обращение к философии Федорова позволяет определить возможность влияния на самоорганизацию природы, оказания воздействия на процессы, происходящие во вселенной путем преодоления дисгармонии и возникающей разобщенности.

Так, в частности, именно сейчас нам представляется возможным говорить о единстве, сплоченности и необходимости воссоединения культурно-исторических традиций в современной действительности. Человек должен сознавать себя как часть большого вселенского замысла и действовать в соответствии с тем положением, что всякое стремление приведет к ответной реакции и воздействию со стороны внешнего мира. Федоров считал, что природа выступает как враждебная нам сила из-за своей бессознательности. Таким образом, предполагается обусловленность и закономерность всех процессов, происходящих во вселенной, однако на начальной стадии регулирования природных процессов неминуемо возникнет вопрос о непримиримости и негативном отношении. Воссоединение, согласно «общему делу», позволит создать условия для установления сознательно регулируемой природы.

На проблему места человека во вселенной, влияния на процессы человеческого мироустройства и принципы единства в соответствии с природным космическим порядком обращал внимание не только Н.В. Федоров, но также и другие русские космисты. Представляя взгляд на картину душевного мира будущего человека, К.Э. Циолковский отмечал, что «все непрерывно и все едино» [10], таким образом, указывая на закономерное развитие исторических событий. Другой великий космист В.И. Вернадский подчеркивал: «Человечество едино, и хотя в подавляющей массе это сознается, но это единство проявляется формами жизни, которые фактически его углубляют и укрепляют незаметно для человека, стихийно, [в результате] бессознательного к нему устремления. Жизнь человечества, при всей ее разнородности, стала неделимой, единой. Событие, происшедшее в захолустном уголке любой точки любого континента или океана, отражается и имеет следствия — большие и малые — в ряде других мест, всюду на поверхности Земли» [2]. Так, ситуация на международной арене в 2015 году, масштабные военные действия в отдельных государствах привели к тому, что проблемы, возникшие в странах с нестабильной внутриполитической ситуацией, стали дилеммами всего мирового сообщества.

В настоящее время на международной арене актуальной проблемой, стоящей перед человечеством, представляется регулирование социально-экономических и социально-политических принципов исходя из определения нравственной идентичности каждого человека в мировом сообществе. Осознание «всемирности» человека, способности воздействия на, казалось бы, незыблемые порядки функционирования общества позволяет сделать вывод о наличии общих принципов единства человечества. При этом единство не определяется такими общественными формациями, как социальные группы, общественные объединения, диаспоры, государства и прочее. Под единством подразумевается мировое устройство в целом, вне зависимости от социальных и экономических критериев развития отдельных ячеек общества.

Философия Н.В. Федорова основывается на поиске геосоциальных и биосоциальных ориентиров, что в значительной степени отличает его от прочих философов, развивающих идею о единстве и братстве. Ретроспективный анализ событий второй четверти XX и начала XXI века показал необходимость вновь обратиться к размышлениям русского философа. Осознание каждым человеком общего принципа единства позволит, согласно Н.В. Федорову, оказать непосредственное воздействие на природные и социальные процессы, происходящие в мире. В настоящее время это воздействие осуществляется, однако оно носит преимущественно негативный характер, основывается на разобщенности и неминуемо приводит к дестабилизации межличностных отношений в общечеловеческом измерении.

Практикоориентированное изучение идей Н.В. Федорова дает основания полагать, что объединение людей, содействие и единство должны выражаться в первую очередь в душевной близости между людьми. Несмотря на нестабильную социально-политическую ситуацию во внешней политике государств, необходимо всегда помнить о братских отношениях во избежание многих внутренних противоречий на пути к поиску консенсуса. Следование общим ориентирам представляется единственно верным решением на пути к определению места и роли человека во вселенском миропорядке.

×

About the authors

Eva M. Grober

Samara State Technical University

Author for correspondence.
Email: groberem@yandex.ru

postgraduate student of the Department of Philosophy and Social and Humanitarian Sciences

Russian Federation, Samara

References

  1. Bodrov A.A., Ismailova L.M., Chumak V.G. Social'no-filosofskij analiz struktury tipologii vlastnyh otnoshenij. M-vo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. Negos. obrazovatel'noe uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya «Mezhdunar. in-t rynka». Samara: Mezhdunar. in-t rynka, 2012. 228 p.
  2. Vernadskij V.I. Nauchnaya mysl' kak planetnoe yavlenie Ed. by A.L. Yanshin. Moscow: Nauka, 1991. 270 p.
  3. Grober E.M. Princip kommyunotarnosti N.A. Berdyaeva kak osnova formirovaniya mezhnacional'nogo edinstva. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2016. No. 1. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13708
  4. Leonid Litineckij: «Ob"edinit'sya radi mira, radi blagopoluchiya – odna iz samyh vazhnyh nashih zadach». Vsemirnyj koordinacionnyj sovet. 16 noyabrya 2015 http://vksrs.com/publications/leonid-litinetskiy-obedinitsya-radi-mira-radi-blagopoluchiya-odna-iz-samykh-vazhnykh-nashikh-zadach/
  5. MID: Rossiya sozhaleet, chto SSHA prodolzhayut igrat' v «sankcionnye igry». RIA Novosti. Moscow. 26 noyabrya 2015 goda http://ria.ru/world/20151126/1329096263.html
  6. O mifah «holokosta» iz gazety «RUSSKAYA PRAVDA». Vypusk No. 66–67. 2010 g. http://samlib.ru/s/simonenkow_w_i/copia.shtml
  7. Sirijskie bezhency nachinayut vozvrashchat'sya domoj. RIA Novosti. 07 dekabrya 2015 URL: http://ria.ru/syria_chronicle/20151207/1337417538.html#ixzz3tgqE2S00
  8. Fyoderov N.F. Sochineniya v 2-h chastyah. Chast' 1. Filosofiya obshchego dela. «Yurajt», Moscow, 2020. 205 p.
  9. Fyodorov N.F. O velikom budushchem sem'i i nichtozhnom budushchem nyneshnego «obshchestvennogo» dela. EBS Lan', Moscow, 2013.
  10. Ciolkovskij K.E. Mirazhi budushchego obshchestvennogo ustrojstva: sbornik rabot. Moscow: Direkt-Media, 2016. 187 p.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Grober E.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies