Цивилизационная идентичность (на материалах философии С.Н. Булгакова)
- Авторы: Тонковидова А.В.1
-
Учреждения:
- Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
- Выпуск: Том 7, № 1 (2025)
- Страницы: 102-105
- Раздел: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
- URL: https://journals.eco-vector.com/2658-7750/article/view/692899
- ID: 692899
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена определению оснований цивилизационной идентичности на базе философских текстов С.Н. Булгакова. Цивилизационная идентичность строится на базе традиционных ценностей. Идентичность светской социальности может быть определена как героизм, религиозно-светской – как подвижничество. Религия лежит в основе всех типов социальности.
Полный текст
Философская система С.Н. Булгакова содержит в себе онтологические основания цивилизационной российской идентичности. Опираясь на осмысление текстов С.Н. Булгакова в работах Г.Я. Миненкова, где героизм и подвижничество определяются как базовые формы самоидентификации человека – человекобожия и богочеловечества [1, c. 328], мы выделим и изучим возможные модели цивилизационной идентичности, которые можно реконструировать на основе текстов С.Н. Булгакова. В них отражены виды социальности, типы личностей, деятельности, системы ценностей. В общем поле социальной реальности можно выделить три типа социальности: религиозную, светскую, религиозно-светскую. Социальность детерминирует соответствующий ей тип личности, то есть обуславливает ее идентичность, в том числе и цивилизационную. Мы можем обозначить каноническую личность в религиозной социальности, коллективную – в светской, соборную – в религиозно-светской, которые сформировались в результате социальной идентификации. Важно отметить, что личность, согласно текстам С.Н. Булгакова, прежде всего рассматривается в ценностном измерении. Цивилизационная идентичность предполагает присутствие у личности традиционных ценностей российской цивилизации. Социальная идентификация представляет собой процесс отождествления человеком себя с традиционными ценностями российской цивилизации, а социальная идентичность – это набор традиционных ценностей, на основании которых реализуется деятельность.
Общество и государство базируются на фундаменте сформированной цивилизационной идентичности, в объеме самой же идентичности С.Н. Булгаков выделяет политическую, правовую, хозяйственную, религиозную. Главную роль С.Н. Булгаков отводит религиозной идентичности, а религия – основа социальности. Человек формируется в религиозности, даже в светской социальности. Идеал человека из религиозной социальности лежит в основании идеального гражданина светской социальности [2, c. 96]. Социальный идеал и социальная идеология – это возможные основания ценностей, основания идентичности. Социальный идеал, как правило, трансцендентен, а социальная идеология – имманентна. Социальный идеал и социальная идеология дают возможность целеполагания. Социальная идентификация на уровне религиозно-светской социальности, по С.Н. Булгакову, должна иметь под собой «религиозно-культурные основания» [3, c. 310], на уровне светской социальности – культурные основания, а религиозной – соответственно религиозные.
В соответствии с текстами С.Н. Булгакова мы можем выделить критерии социальной идентичности. Это индивидуальный критерий и соборный критерий. При опоре на индивидуальный критерий свобода заменяется своеволием, субъективизмом и конформизмом. С.Н. Булгаков описывает данное состояние личности термином «героизм» [3, c. 284]. В светской социальности возможно формирование идентичности коллективной личности [3, c. 280]. Соборность стирается коллективностью в героизме самообожения [3, c. 284]. Отсюда следует плюрализм ценностей, а затем и их отрицание, нивелирование традиционных ценностей. Место ценностей занимают предрассудки. В связи с действием индивидуального критерия истинности присутствуют проблемы с формулировкой ценностей.
При опоре на соборный критерий человек свободно реализует деятельность в подвижничестве, окрашенном дисциплинированностью, смирением, самоконтролем, трудоспособностью [3, c. 294, 312]. Через подвижничество реализуется соборная личность как часть идеального человечества [4, c. 261]. Символом раскрытия традиционных ценностей является подвижничество С.Н. Булгакова. Взаимосвязь религиозных и культурных оснований приводит к тому, что подвижник реализует в своей деятельности ценности. Ценность созидательного труда – одна из главных черт подвижничества. Созидательный труд должен возвыситься до уровня общественного служения и нравственного долга. В исполнении нравственного долга возникает историческое чувство, ведущее к межпоколенной связи. Следование вечным идеалам также выступает важной чертой подвижничества. В текстах С.Н. Булгакова раскрывается ценность единства народов России. По С.Н. Булгакову, в его основе идея братства народов, где личность находит себя в единстве с другими на основании соборного инстинкта национальности. В подвижничестве прослеживается мысль о равенстве людей и об их достоинстве. В общественности должны присутствовать принципы традиционализма, служения и благоговения.
В.Ю. Даренский пишет, что русская религиозная философия является инструментом преображения человека, нацеленного на достижение высшего идеала [5]. Важно отметить, что основной ценностью выступает соборность, вмещающая в себя другие ценности как идеал общественного устройства. Согласно философу-символисту В. Иванову общественность – это становящаяся соборность. Мы можем определить и современное смысловое наполнение соборности. Интересно, что русские религиозные философы расширили понятие соборности вне пределов церковности. Ценностные максимы, присутствующие в религии, распространяются на светскую общественность, которую Н.А. Бердяев описал как «бессознательно религиозную». По И.Н. Тяпину, подвижничество – это аскеза, или аскетическое делание, деятельность «личности созидателя», создающей будущее России на основе традиционных ценностей [6]. Традиционные ценности российской цивилизации, получившие в настоящее время формальную определенность, присутствуют в общественном сознании согласно исследованиям общественного мнения. Их философское осмысление присутствует в русской религиозной философии первой половины ХХ века. В присущем для русской философии символическом звучании ценности рассматриваются в символе подвижничества в религиозно-светском контексте.
Об авторах
Анна Викторовна Тонковидова
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
Автор, ответственный за переписку.
Email: tonkovidova@mail.ru
SPIN-код: 7746-2451
старший преподаватель кафедры философии, культуроведения и социальных коммуникаций
Россия, КраснодарСписок литературы
- Миненков, Г.Я. Героизм и подвижничество как модели личностной и социальной идентификации / Г.Я. Миненков // Русское богословие в европейском контексте. С.Н. Булгаков и западная религиозно-философская мысль: публицистика. – Москва: Библейско-богословский институт, 2006. – 370 с.
- Булгаков, С. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / С. Булгаков. – Москва: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. – 672 с.
- Булгаков, С.Н. Православие. Очерки учения Православной Церкви / С.Н. Булгаков. – Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2011. – 560 с.
- Булгаков, С.Н. Философия хозяйства / С.Н. Булгаков. – Москва: Институт русской цивилизации, 2009. – 464 с.
- Даренский, В.Ю. Русская философия как фактор цивилизационной идентичности в XXI веке / В.Ю. Даренский // Проблемы цивилизационного развития. – 2020. – Т. 2. – № 1. – С. 49–67.
- Тяпин, И.Н. Возрождение этико-эстетических традиций Русской идеи в парадигме антропосоциоконсерватизма / И.Н. Тяпин // Тетради по консерватизму. – 2021. – № 2. – С. 471–479.
Дополнительные файлы
