Том 2, № 1 (2020)
- Год: 2020
- Статей: 14
- URL: https://journals.eco-vector.com/2658-7750/issue/view/4319
Статьи
НАУКА И ФИЛОСОФИЯ В ПЕРСПЕКТИВЕ РАЗВИТИЯ (ОБЗОР НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ» (БОРИСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ))
Аннотация
Приводится краткая аннотация выступлений участников Всероссийской научной конференции с международным участием «Междисциплинарные исследования: сущность и перспективы развития» (Борисовские чтения), проходившей 27-28 сентября 2019 г. в самарском политехе. Особое внимание уделяется обоснованию перспективных направлений взаимодействия науки и философии.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Философия». 2020;2(1):6-13
6-13
ФИЛОСОФИЯ БОЛЬШИХ ДАННЫХ В ПАРАДИГМЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Аннотация
Статья посвящена анализу теоретических основ формирования новой философии знания, формирующихся в настоящее время благодаря использованию информационных технологий, и прежде всего технологий больших данных. Новизна представленного исследования обусловлена результатами осмысления глобального процесса трансформации онтологических и гносеологических парадигм современной системы научного познания, что позволяет по-новому интерпретировать многообразие природных и социальных факторов, влияющих на человека как субъекта деятельности, а также выявлять и использовать как в философской, так и в социально-экономической практике не всегда очевидные корреляции.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Философия». 2020;2(1):14-21
14-21
22-28
К вопросу об эпистемологии музыкального искусства
Аннотация
Статья посвящена актуальным вопросам эпистемологии музыки как невербальной семиотической сферы культуры, в аналитике которой можно проследить современные тенденции междисциплинарности и трансдисциплинарности. Проблематизируется вопрос о различии когнитивных процессов мозга между научным (вербальным) и художественным (невербальным) творчеством. В эпистемологическом аспекте осмысливаются вопросы о влиянии музыкального исполнительства на развитие ментальных процессов человеческого мозга. Анализируются художественные практики в музыке и изобразительном искусстве XIX-XX веков в качестве примера трансдисциплинарных стратегий в культуре.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Философия». 2020;2(1):29-35
29-35
Проблема единства бытия и мышления в аристотелевских штудиях В.Н. Борисова (ЧАСТЬ II)
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению онтогносеологических оснований кризиса исторической референции. Показана внутренняя понятийная динамика «субъекта истории» в контексте философских концепций Просвещения, немецкой классики, а также последующих концептуальных рецепций. Предложена системная версия семиозиса исторического субъекта в качестве инвариантной теоретической структуры. Основной акцент исследования сделан на импликациях марксистской концепции советского философа М.А. Лифшица. К рассмотрению предложены содержательные фазы кризиса исторической референции.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Философия». 2020;2(1):36-43
36-43
НЕВИННОСТЬ ХРИСТА КАК КУЛЬТУРНЫЙ ШАБЛОН, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ О ЖЕРТВАХ
Аннотация
Основной идеей виктимологии в середине ХХ в. была возможная провокация преступления со стороны пострадавшего, но затем виктимология развивалась в направлении виктимогогики, помощи пострадавшим, посредничества между пострадавшим и преступником, восстановительного правосудия на основе общего предположения о невинности жертв. Аналогичное развитие идей от веры в виновность приносимой жертвы в архаичных обществах до понимания ее невинности в христианстве обнаруживается в теории жертвоприношения Р. Жирара. Анализ этих тенденций показывает, что невинность является наиболее существенной чертой образа жертвы в современной западной культуре.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Философия». 2020;2(1):44-49
44-49
ПОНЯТИЕ ПРИЧИННОСТИ В ФИЛОСОФСКОЙ ТЕОРИИ ЧУДА С.А. АСКОЛЬДОВА
Аннотация
Рассматривается философская теория чуда С.А. Аскольдова. Ключевую роль в его концепции играет переосмысление категории причинности, состоящее в разведении понятий «причинная связь» и «закономерность». Суть чудесного состоит не в отмене действия закона причинности, но в преодолении низшей причинности причинностью высшей.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Философия». 2020;2(1):50-57
50-57
БАЗОВЫЕ МЕТАФОРЫ СВОБОДЫ В СИСТЕМЕ СЕМИОТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Аннотация
Описание идеи свободы может быть реализовано при помощи разных языковых стратегий. В силу преобладающего рационального мировосприятия наше представление о феномене свободы не может быть вполне адекватным, поскольку в данном случае мы отходим от репрезентативной наглядности. Автор статьи предлагает альтернативный механизм описания и систематизации знания о феномене свободы при помощи языка базовых метафор. Базовые метафоры - это перспективные эвристические модели, обладающие репрезентативной наглядностью. В пространстве художественного текста они проявляются ситуативно в качестве производных метафраз.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Философия». 2020;2(1):58-64
58-64
ТЕХНОКРАТИЗМ И ТЕХНОФОБИЯ: СОПЕРНИЧЕСТВО НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Аннотация
Рассматривается проблематика, связанная с реалиями современного техногенного общества, его генезисом и структурными особенностями. Особое внимание уделяется проблеме восприятия человеком техники и технологии, а также развитию понятий технократизма и технофобии. Высказывается предположение об амбивалентности каждого из этих понятий при их восприятии в обыденном сознании.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Философия». 2020;2(1):65-71
65-71
Авторитет как парадигмальный субъект научного сообщества
Аннотация
Предложен вариант осмысления современных процессов, происходящих в науке, с точки зрения перспективных взглядов философии и методологии науки. Представлен новый взгляд на проблематику авторитета и его взаимосвязи с научным сообществом. Содержательно обоснованы возможные векторы развития данной проблематики в рамках гуманитарных дисциплин.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Философия». 2020;2(1):72-76
72-76
СПОР МЕЖДУ РЕАЛИСТИЧЕСКИМИ И НЕРЕАЛИСТИЧЕСКИМИ ИНТЕРПРЕТАЦИЯМИ КВАНТОВОЙ МЕХАНИКИ
Аннотация
Рассматриваются основные интерпретации квантовой механики, указывается на связь современной физики с традиционными философскими вопросами и делается вывод о том, что в настоящее время более обоснованными выглядят нереалистические интерпретации квантовой механики.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Философия». 2020;2(1):77-83
77-83
РОЛЬ ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМЫ В.Н. КАРПОВА В РАЗВИТИИ ОНТОЛОГИИ И ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ
Аннотация
Рассматривается оригинальная философская система русского мыслителя, профессора Санкт-Петербургской духовной академии В.Н. Карпова, оказавшего значительное влияние на формирование самобытной русской философской мысли. В учении о синтетизме, изложенном В.Н. Карповым на страницах его «Введения в философию», получили отражение такие оригинальные черты русской философии, как онтологизм, космологизм, вопрошание о человеке, вопрос о метафизическом, стремление к соборности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Философия». 2020;2(1):84-89
84-89
К ПРОБЛЕМЕ ТОЛКОВАНИЯ ТЕРМИНА «ТЕОРИЯ МУЗЫКИ» В КОНТЕКСТАХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Аннотация
Рассматриваются проблемы определений таких базовых понятий, как «музыка», «теория» и «теория музыки», устоявшихся в современной отечественной гуманитарной науке и педагогике. Показывается, что определения понятия «музыка», приводимые в советских энциклопедических изданиях, сущностно ошибочны и логически несостоятельны; одновременно демонстрируется смешение понятий «эмоция» и «чувство», а также неправомерность понятия «образная мысль» в применении к музыке. Утверждаются необходимость более чёткого различения понятий «мысль» и «смысл» с точки зрения синтагматического и актуального членения звукового высказывания (соответственно), а также возможность использования такого членения в теории музыки. Акцентируется явное несоответствие в позиционировании учебно-практических дисциплин (де-факто) как музыкально-теоретических (де-юре). Отмечаются ограниченность традиционной теории музыки контекстными рамками культуры Нового Времени и попытки преодолеть эту ограниченность, осуществлённые московским композитором, этномузыкологом и музыкальным философом Дживани́ Константиновичем Михайловым (1938-1995). Подчёркивается необходимость продвижения современного гуманитарного знания в направлении создания универсальной теории музыки.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Философия». 2020;2(1):90-102
90-102
ОБЩИЕ ОСНОВАНИЯ ДИАЛЕКТИКИ ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ
Аннотация
В статье рассматриваются общефилософские аспекты понятий «традиция» и «новация». Проводится критический анализ понимания истории философии как процесса и предлагается новая трактовка философской мысли как состояния. Утверждается примат гносеологии в рассмотрении указанных понятий. Указывается на принципиальное различие между онтологией и гносеологией в вопросе рассмотрения традиции и новации. Делается вывод о необходимости модального анализа для рассмотрения данного вопроса в границах онтологии и связи традиции и новации с понятием суждения в рамках гносеологии.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Философия». 2020;2(1):103-111
103-111