Том 5, № 4 (2023)
ОБЩЕСТВО. КУЛЬТУРА. ЧЕЛОВЕК
О понятии «вымышленная религия»
Аннотация
В работе представлен теоретический анализ понятия вымышленная религия, которое применяется в религиоведческих исследованиях для описания и изучения различных аспектов постсекулярной культуры. В рамках современного постнеклассического типа рациональности конструктивистский подход к осмыслению религии стал довольно популярен. В этой связи предлагается рассмотреть термин вымышленная религия (и смежные с ним понятия пародийная религия, изобретенная религия, воображаемая религия и т. д.) как отражающий проблему намеренного создания религиозных движений, что является специфической чертой современной культуры. Основными теоретическими вопросами настоящей работы являются следующие. Можно ли придумать религию? Как разграничить феномены вымышленных религий и традиционных? Какие подходы может применять исследователь для изучения вымышленных религий? Какие религии могут считаться вымышленными, а какие изобретенными? Для объяснения генезиса и природы вымышленных религий предлагается неокантианский подход, основанный на философии символизма Эрнста Кассирера и его ученицы Сьюзан Лангер. В перспективе символической философии вымышленные религии рассматриваются как культурные формы. В заключении предлагается типология вымышленных религий, подходы к определению их природы как гиперреальности в постмодернистской терминологии или культурной формы с точки зрения неокантианского подхода, а также представлен взгляд на структуру вымышленных религий.
Новый вид «государственной лжи» в публицистике Ю.М. Полякова
Аннотация
Работа посвящена творчеству выдающегося русского писателя современности — Ю.М. Полякова, раскрывшего в своей публицистике новый феномен в политической жизни России, возникший в конце XX века, — «тотальную государственную ложь». Показаны особенности современной русофобии и антисоветизма, претендующие на роль государственной идеологии, дана аргументированная критика содержания явления «тотальной иронии».
Страсти по идентичности и анонимность общества
Аннотация
В статье обосновывается идея, что реальный социальный процесс не сводится к набору идентичностей. Он имеет диалектический характер, в то время как в социальной науке он освоен через отрицание диалектики. Это привело к формированию общества анонимного характера и к такой культуре и социальной науке, которые воспроизводят эту анонимность.
Светские и религиозные ценности: их содержание и взаимодействие
Аннотация
Для современных обществ, существующих в условиях все возрастающих вызовов и угроз, крайне важным является их консолидация, в первую очередь, идейная и духовная консолидация, лежащая в основании всех иных форм единения обществ. Духовная и идейная консолидация предполагает в том числе баланс светских и религиозных ценностей, объединяющих общество на его глубинных уровнях. Уточнение содержания этих ценностей, исследование возможностей и пределов их продуктивного взаимодействия, выявление трудностей их диалога и является целью данной статьи.
Практика искусственного интеллекта и проблема свободы личности
Аннотация
Работа посвящена выявлению новых ограничений для свободы личности, появляющихся в условиях интенсивного развития информационных технологий, а именно области нетрадиционного искусственного интеллекта. Алгоритмы машинного обучения отказывают личности в гарантии конфиденциальности ее душевно-психологического состояния.
Образование и воспитание как феномены европейской культуры: классический, постнеклассический и пост-постнеклассический контексты
Аннотация
Рассматриваются культурные модификации феномена образования, его приоритетная роль в классической культуре, деформации образования и воспитания в культуре постмодерна и новые интенции пост-постнеклассической культуры в их трактовке.
Феномен идентичности и проблема Другого в постколониальных исследованиях
Аннотация
В статье анализируется проблема взаимоотношения с Другим, порожденная кризисом идентичности. В качестве методологической базы исследования выступают концепции деколониализма и постколониализма. Делается вывод о том, что политика идентичности подпитывается скрытой или подавляемой групповой идентичностью, стремящейся к публичному признанию. Это опасно эскалацией насилия, так как политика идентичности использует культурный миф и постколониальную травму. В статье утверждается, что преодоление постколониального комплекса возможно за счет придания национальной идентичности статуса доминирующей при сохранении суверенности и горизонтальности во взаимоотношения с бывшей метрополией.
Бриколаж и «текучая идентичность» постмодерна
Аннотация
В статье рассмотрена постмодернистская концепция «текучей идентичности». В контрасте с классическим пониманием устойчивой идентичности личности, представлены постмодернистские тенденции, которые подчеркивают нестабильность и фрагментированность идентичности. Раскрыты ключевые черты этой идеи, такие как деконструкция и утрата ядра идентичности, плюрализм и множественность идентичностей, а также влияние цифровых технологий на формирование и выражение идентичности. Концепция бриколажа К. Леви-Стросса позиционирована как механизм, объясняющий процесс создания «текучей идентичности». Фиксируется смена устоявшихся парадигм на более гибкий и индивидуальный способ восприятия и выражения личности в современном мире.
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
Биоэтика vs генетика
Аннотация
Рассматриваются философские проблемы биоэтики в контексте развития генетики, микробиологии, медицины. Выделяются положительные и отрицательные стороны генных модификаций, клонирования организмов, экстракорпускулярного оплодотворения. Делается вывод, что благодаря развитию биологии и медицины, в зависимости от того, в чьих руках находятся научные достижения, генная инженерия может работать как на благо, так и во вред человеку.
Эволюционный взгляд на предвидение в области искусственного интеллекта
Аннотация
В статье анализируется задача научного предвидения в области искусственного интеллекта (ИИ) и оценивается возможность прогнозирования развития ИИ на ближайшие десятилетия. Основываясь на эволюционной модели ИИ, авторы предполагают, что ИИ вписывается в эволюционное развитие человека, а опора на идеи номогенеза, впервые представленного в 1922 году биологом Л.С. Бергом, позволяет им утверждать, что принятие концепции устойчивых закономерностей эволюции создает принципиальную возможность предсказывать некоторый диапазон предстоящих в ее результате изменений. Рассматривается также вопрос о передаче человеком функций предвидения созданному им ИИ, особенно в тех разделах науки и техники, где принятие решений требует усложненного анализа будущих возможных исходов. Приводится веская аргументация в пользу того, что предвидение развития ИИ в принципе возможно, хотя и с некоторой степенью вероятности, что настраивает на оптимистический лад исследователей в различных областях человеческой деятельности, в которых ИИ уже нашел или еще найдет свое применение.
Методологический арсенал Аристотеля и Канта. Категории
Аннотация
Классический инструментарий философии включает в качестве необходимого, базисного «набора» всеобщие, предельно абстрактные и при этом глубочайше существенные понятия, именуемые по-гречески категориями, а по-латыни предикабилиями, но чаще — универсалиями.
Первоначально Аристотель вводит первые десять таких категорий в свои тексты, ставшие впоследствии каноническими, в небольшой, но очень сложной работе с одноименным названием. Вплоть до Нового времени его методологический арсенал обслуживал европейскую философию с неизменным успехом.
Однако в XVIII в. Иммануил Кант, в отличие от Аристотеля резко и определенно различивший рассудок и разум, вводит категории логики (рассудка) не как абстракции, а как пропозиции, систематически развитые из общего принципа: способности суждения. Эти подходы в одной мере очень разные: например, по отношению к понятиям, а категории Аристотеля — именно понятия, вопрос об истинности вообще не встает: он касается только суждений.
С другой стороны, в этих подходах есть общее. Обе философские системы в области гносеологии являются формально-логическими.
Подход Канта, диалектика в исследовании и объяснении объективного мира, в части теории познания еще не является диалектическим; вернее, принято считать, что он негативно-диалектический. В действительности это подход промежуточный, синтагматический.
Постнеклассическая модификация техноантропологии Э. Каппа
Аннотация
В статье исследована эволюция техноантропологии в модификациях классического, неклассического и постнеклассического периодов философской рефлексии на примере проекции органов человека Э. Каппа. Описаны причины актуализации проектной теории органов человека Э. Каппа в постнеклассической философии. Проанализирован категориальный аппарат постнеклассической философии техники. В семантике постнеклассической философии техники выявлена тенденция доминирования технологического детерминизма. Констатирована ситуация трансформации современным человеком парадигмы антропоцентризма в конкурирующие парадигмы. Одна из них формулируется как парадигма творческого исчезновения человека. Вторая парадигма позиционируется как стратегия пространственного расширения распределенного тела человека, гибридной целостности, сборки и ассамбляжей.
От философии «гармонии мира» к постнеклассической философии музыки в контексте феномена трансдисциплинарности
Аннотация
В статье рассматривается феномен взаимосвязи философской гармонии мира и субстанционального музыкального бытия, привносящего в жизненный мир человека музыкальную теорию и практику, в основе которой лежат физико-математические законы и принцип самоорганизации музыкальной системы сообразно единому процессу миротворения с нарастанием энергийной напряженности благодаря эволюции расширяющейся Вселенной. Интуиция и развитое музыкальное сознание открывают расширенные звуковые возможности.
Культурный и технический прогресс в социогенетической перспективе
Аннотация
Рассматривается соотношение культурного и технического прогресса как проявление предметно-деятельного и поведенческого начал в социогенезе. Оба фактора социогенетического процесса обладают относительной автономией, соединяясь в системной организации общества. Указывается на актуальность обращения к сущности культурного прогресса, который проявляется в социогенезе как выработка видовых общечеловеческих принципов поведения, предстающих как универсальные основания морали.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
Ценности домостроевской культурной традиции
Аннотация
В статье дана аксиологическая характеристика домостроевской культурной традиции как одной из магистральных традиций, определяющих цивилизационное развитие России. Основными ценностями данной традиции являются уживчивость, добропорядочное партнерство, осмотрительность, домовитость, чистая совесть.