Fiction Writers and Fiction Readers as Participants of the Literary Process: to the Creation of a Social Psychological Portrait

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

At the current stage, the definition of the specifics of fandom participants’ activity in composing and reading fan fiction is of particular importance for reading infrastructure institutions. The study contains data from a survey of 74 authors (fiction writers) and 153 active readers of fan fiction (fiction readers), as a result of which a relationship between the socio-demographic characteristics of participants in popular fandoms and their reading pReferences has been established. The reasons for the interest in reading and writing fan fiction, as well as the features of the plots and characters of literary works significant for the participants in fandoms have been revealed. This enables the institutions, constituting the reading infrastructure, primarily educational institutions and libraries, to find the most effective practices to stimulate the reading activity of young people.

Full Text

Процесс создания и потребления медиаконтента на сегодняшний день необратимо изменился. Современные читатели и зрители постепенно превращаются в равноправных участников творческого диалога. Самостоятельно интерпретируя оригинальные тексты и даже придавая им новые смыслы, они тем самым оказывают влияние на производство и распространение литературно-художественных произведений. Одним из наиболее популярных способов подобного диалога участников фандомов1 является фанфикшн2 (в просторечии фанфик) – продукт самодеятельного литературного творчества, созданный на основе известных явлений культуры.

Фанфикшн – достаточно распространенная творческая практика фанатских сообществ, посредством которой они способны оказывать значительное влияние на производство, распространение и восприятие некоторых феноменов современной культуры, в особенности массовой. Изучение данного феномена способствует пониманию причинности интереса к отдельным явлениям культурной жизни, позволяет исследовать особенности читательских предпочтений и специфику проявления субъектности читателя как участника литературно-творческого процесса, характер взаимодействия писателя и читательско-зрительской аудитории в современных условиях. При этом не меньшую значимость имеет исследование фандомной деятельности фикрайтеров3 и фикридеров4, что помогает выстроить грамотное взаимодействие с этой категорией молодежи. Необходимость исследования поставленной проблемы актуализируется и потребностью в противостоянии деструктивным гендерным идеологиям, которые находят отражение в некоторых жанрах фанфикшн (слэш и фемслэш). Без понимания глубинных процессов, происходящих внутри обозначенных явлений, невозможно грамотно противодействовать негативным проявлениям в сфере подобного литературного творчества и возвращать молодежь в систему традиционных духовных ценностей.

Одним из основополагающих исследований в данной области является работа Г. Дженкинса «Textual Poachers: Television Fans and Participatory Culture» [1], где объектом изучения стал «медийный фандом» – группа энтузиастов кино и телевидения, связанная с различными текстами: американскими и британскими драматическими сериалами, голливудскими жанровыми фильмами, комиксами, японской анимацией, популярной фантастикой. Среди отечественных специалистов схожий взгляд на тему можно встретить у Н.Л. Соколовой [2], которая анализировала роль интерпретативных сообществ в «производстве» трансмедиа и указывала на необходимость пересмотра понятия аудитории по отношению к популярной культуре.

Среди исследований, открывающих традицию изучения не только феномена фанатства, но и непосредственно фанатского творчества, выделяется работа К. Бэкон-Смит «Enterprising Women: Television Fandom and the Creation of Popular Myth» [3]. Помимо определения журналов для фанатов (публикаций фанфиков), жанров работ, которые в них появляются, и характеристики издающего сообщества, она предлагает конкретное описание социальной организации членов фандома. Работа Д. Сандерса «Science Fiction Fandom» [4] посвящена истории фандома научной фантастики, его мировым проявлениям и ряду практик, включая клубы, журналы для фанатов и конвенции. Автор описывает типы людей, которые становятся фанатами, развитие фандома в Америке, фандом в Европе и на Востоке. Результаты исследования деятельности двух популярных фандомов представлены в книге Д. Таллоха и Г. Дженкинса «Science Fiction Audiences: Watching “Doctor Who” and “Star Trek”» [5]. Авторы погружаются в фан-культуру, связанную с двумя сериалами, исследуя такие вопросы, как квир-идентичность, смысл фанатов, подростковая любовь к научной фантастике и жанровые ожидания. Они охватывают точки зрения огромного количества поклонников и последователей в Великобритании, Австралии и США.

Ангелина Карпович [6] прослеживает эволюцию роли и функций «беты» (читателя, редактирующего текст) в фанфикшн-сообществах. На основе фандомов «Властелин колец», «Мерлин», «Сверхъестественное» и фандома Тома Хиддлстона (и написанного их участниками фанфикшна), Анна Мартин [7] анализирует отношения звезд и поклонников. Юнгмин Квон [8], изучая фанфики об участниках популярных музыкальных групп, раскрывает взаимодействие современных фанатов с индустрией развлечений.

Вопросы деятельности интерпретативных сообществ в книжной культуре и возможности влияния профессионального сообщества на их читательскую активность исследовал Д.М. Хафизов [9]. Н.В. Самутина [10] рассмотрела в своей работе русскоязычный фандом Гарри Поттера, отметив не только особенности творческого процесса и читательской коммуникации, но и социально-демографические характеристики его участников. Предметом статьи Л.В. Пейгиной [11] стали проблемы творческой иерархии в фан-сообществах, в том числе такие механизмы выстраивания иерархии, как срок пребывания в фандоме, образование и возраст. Заслуживает также внимания публикация А.В. Исакова [12], внимание которого привлекли особенности функционирования фанфикшн-сообщества на базе «Книги фанфиков»5, а также создание сообществом «теоретической базы» собственной деятельности, формирование коллективного самосознания. Несмотря на высокое качество данных исследований, следует учитывать, что фан-сообщество не статично – приходят новые участники, приобретают популярность новые фандомы и онлайн-площадки, становятся разнообразнее формы фандомной активности. Поэтому важно иметь представление о современном состоянии деятельности участников фандомов.

В июле 2023 г. на ресурсе «Книги фанфиков» было запущено онлайн-исследование, основой которого послужили разработанные нами анкетные карты для фикрайтеров и фикридеров. Анкетные карты размещались на сервере платформы «Google Документы». Распространение ссылок на них и сведений о проводимом исследовании в целом осуществлялось через непосредственное обращение к участникам фандомов на сайте «Книга фанфиков»6.

По сути, это был количественно-качественный социологический опрос представителей фандомов. Нас интересовали самые популярные фандомы, опытные, авторитетные фикрайтеры и активные фикридеры (основной показатель активности – оставленные комментарии). Их генеральная совокупность в Рунете на сегодняшний день составляет 207 149 человек.

Популярных фандомов в Рунете, по состоянию на 11 июля 2023 г., насчитывалось 50, включая ориджиналы7, которые нами не учитывались. Были выбраны три наиболее популярных фандома в ТОП-50 за прошедшую неделю в каждой категории (джен8, гет9, слэш10, фемслэш11, смешанная12). Степень их популярности определялась количеством работ, написанных участниками. При совпадении количества упоминаний приоритет отдавался фандомам, тексты в которых не были кроссоверами (написанными в нескольких фандомах) или имели наибольшее количество положительных оценок. В итоге были выбраны следующие сообщества: «Гарри Поттер», «Bangtan Boys (BTS)», «Stray Kids», «Наруто», «Киновселенная Марвел», «Магистр дьявольского культа», «Katekyo Hitman Reborn!», «Сакавич Нора “Все ради игры”», «Уэнсдей», «Голос Времени / Идеальный мир / Игра Бога / Новое поколение», «Фигурное катание», «ITZY», «Клуб романтики».

Поскольку нет возможности получить точную статистику по количеству участников каждого конкретного фандома, за основу выбора мы взяли количество оценок «нравится», выставленное самой популярной работе фандома. В итоге, с учетом доверительной вероятности в 85 % и погрешности в 5 %, выборка составила 207 человек13, а общее число опрошенных – 227 человек (74 фикрайтера и 153 фикридера). В ходе опроса ставилась задача выявления особенностей деятельности участников фандомов по сочинению и чтению фанфикшна.

Реализация анкетных карт в формате онлайн-опроса позволяет установить взаимосвязь между социально-демографическими характеристиками участников популярных фандомов и их читательскими предпочтениями, а также раскрыть причины интереса к чтению и написанию фанфикшна, выявить возможности для библиотечного взаимодействия с опрашиваемой аудиторией. Было разработано две анкеты – для фикрайтеров и фикридеров. Анкета для фикрайтеров представляет собой расширенный вариант фикридерской, т. е. читательской анкеты, поскольку написание фанфикшна не вытесняет его чтения, которое является как способом взаимодействия между участниками фандома, так и источником вдохновения.

Анкетная карта фикрайтера состоит из шести блоков.

Задачей первого блока стало выявление основных социально-демографических характеристик респондентов. Нас интересовали возраст, пол, образование и профессиональный статус опрошенных. Второй блок связан с неформальными характеристиками респондентов: длительностью творческой деятельности, их принадлежностью к определенным фандомам и предпочитаемым формам фандомной активности. Третий блок призван выявить конкретные писательские предпочтения респондентов (жанры, объем, рейтинг, сюжеты, образы героев, миры произведения) и особенности творческого процесса. Четвертый блок направлен на выявление мнений о причинах интереса к написанию фанфикшна, а также к определенным фандомам и образам персонажей. Пятый блок связан с особенностями читательской деятельности фикрайтеров как в рамках фандома, так и вне его. Шестой блок посвящен месту библиотеки в читательской деятельности участников фандомов (возможности библиотеки, используемые фикрайтерами и фикридерами, степень информированности последних о библиотечных мероприятиях, какие из них они чаще всего посещают и какие желали бы видеть).

Первый блок анкеты фикридера дублирует авторскую, фикрайтерскую, анкету. Второй блок связан с неформальными характеристиками респондентов: длительностью и объемом читательской деятельности, их принадлежностью к определенным фандомам и предпочитаемым формам фандомной активности (вопросы № 1-6). Третий блок должен раскрыть конкретные читательские интересы фикридеров (жанры, объем, рейтинг, сюжеты, образы героев, миры произведения). Четвертый блок направлен на выявление мнений о причинах интереса к чтению фанфикшна, а также к определенным фандомам и образам персонажей. Пятый блок посвящен роли библиотеки в стимулировании читательской деятельности участников фандомов.

Выяснилось, что большинство популярных фикрайтеров – женщины (87,7 %). Возрастной диапазон варьируется от 16 до 49 лет, большая часть приходится на промежуток от 17 до 32 лет. 23,8 % имеют среднее образование, 30,6 % – незаконченное высшее и 41,7 % – высшее образование. Неполное среднее зафиксировано у 2,8 %, а один респондент указал в анкете наличие ученой степени. Полученное респондентами образование является преимущественно гуманитарным – 55,6 % (при этом двое авторов имеют филологическое образование), второе место занимают технические науки (16,7 %), третье делят социальные науки (8,3 %), медицина и здравоохранение (8,3 %). Студентами являются 29,2 % опрошенных, 22,2 % – специалисты, 15,3 % – рабочие, 8,3 % – служащие, столько же учащихся и временно неработающих. Одна женщина является домохозяйкой. Остальные респонденты (7 %) не относят себя ни к одной из предложенных категорий, причем большинство из них являются самозанятыми.

Гендерное соотношение среди фикридеров находит прямые параллели в сообществе фикрайтеров – 85,5 % женщин и 12,5 % мужчин. Возрастной диапазон шире – от 13 до 73, около 40 % читателей приходится на промежуток от 15 до 25. Неполное среднее образование имеют 8,1 %, среднее – 32,2 %, незаконченное высшее – 17,4 %, высшее – 41,6 %, один читатель является кандидатом или доктором наук. Полученное (или получаемое) образование наиболее часто является гуманитарным (38,1 %), второе место занимают технические специальности (22,4 %), третье – естественно-научные специальности (12,2 %), за ними следуют медицина и здравоохранение (8,2 %), а замыкают ряд социальные науки (7,5 %). Один человек имеет сельскохозяйственную специальность. Специалистами являются 25 % опрошенных, 22,3 % – студенты, 12,8 % – рабочие, 12,2 % – учащиеся, 8,1 % – служащие и столько же временно неработающие. 3,4 % являются пенсионерами, 2,7 % – домохозяйки.

Популярные фикрайтеры имеют разный писательский опыт – от 1 года и менее до 30 лет. 63 % опрошенных – до 5 лет включительно, 28 % – от 6 до 10 лет, 9 % – более 11 лет. Длительность читательской деятельности распределена следующим образом: от 1 года и меньше до 5 лет – 41 %, от 6 до 10 лет – 38 %, от 11 до 35 лет – 21 %. Активные фикридеры чаще всего читают фанфики ежедневно (60,5 %) или 2-3 раза в неделю (18,4 %); 1 раз в неделю – 2 %; 2-3 раза в месяц – 2,6 %; 1 раз в месяц – 3,9 %. У остальных респондентов читательская активность зависит от настроения, скорости выхода новых глав, погружения в какой-либо фандом или романтическую линию.

Фикрайтерами было названо 15 форм фандомной деятельности, в которой они участвуют помимо написания фанфикшна. Наибольшей популярностью пользуются создание фан-арта14 (12 чел.), фан-видео 15 (4 чел.), участие в различных ролевых играх: живого действия16 (4 чел.), ролеплеях17 (3 чел.) и косплеях18 (3 чел.). Среди других видов деятельности были названы общение в фанатских группах и ведение собственной группы, участие в конкурсах фанфиков, создание игр, коллажей, обложек, открыток, предметов рукоделия.

Заявки на написание фанфика для своих коллег оставляли только 34,2 % фикрайтеров. Остальные предпочитают осуществлять идеи самостоятельно. При этом 58,9 % редактировали фанфики других авторов в качестве постоянного редактора либо с помощью публичного бета-ридера19, который на добровольной основе помогает автору сделать его фанфик лучше.

Как и в случае с фикрайтерами, значительная часть фикридеров (35 %) предпочитают ограничить фандомную деятельность чтением и обсуждением фанфиков. Читатели назвали 18 форм фандомной активности, в которой они участвуют помимо чтения. Ведущие позиции занимают создание фан-арта (21 чел.), участие в ролевых играх (16 чел.), в том числе косплеях (10 чел.) и написание фанфиков (10 чел.). Читатели также принимают участие в создании фанфиков в роли беты и гаммы (если бета редактирует стилистику, орфографию и пунктуацию, то гамма отвечает за смысловое содержание текста, вылавливает ошибки и смысловые противоречия в сюжете).

В целом в качестве постоянного редактора или с помощью публичной беты в редактировании фанфиков участвовали 50,7 % читателей. Заявку на фанфик для фикрайтера оставляли только 28,3 %. Особый интерес, на наш взгляд, представляет организация фандомных фестивалей и волонтерская деятельность от имени фандома.

Авторами-фикрайтерами было названо 112 фандомов, в рамках которых они предпочитают писать свои работы. Чаще всего респонденты называли: «Гарри Поттер» – 34 упоминания (13,7 %), «BTS» – 17 упоминаний, «Магистр дьявольского культа» – 14, «Наруто» – 10, «Киновселенная Марвел» – 10, «Stray Kids» – 7, Сакавич Нора «Все ради игры» – 7. В целом из разнообразия названных фандомов можно сделать вывод, что фикрайтеры предпочитают творить одновременно в трех-четырех фандомах (за исключением нескольких особенно преданных поклонников Гарри Поттера, фандомов BTS и «Все ради игры»). В произведениях, на которых основаны фандомы, фикрайтерам больше всего нравятся персонажи (38,4 %), мир (19,2 %), существующая (или возможная) романтическая линия (15,1 %). Некоторых авторов привлекает сюжет (11 %).

Фикридеры назвали 138 фандомов, фанфики из которых они, как правило, читают. Наибольшее число упоминаний получил «Гарри Поттер» (55 чел.), второе место занял фандом «BTS» (38 чел.), третье – «Киновселенная Марвел» (23 чел.). Популярностью также пользуются «Наруто» (16 чел.), «Genshin Impact» (12 чел.), «Звездные войны» (11 чел.), «Все ради игры» (8 чел.). Больше всего в выбранных произведениях им, в отличие от фикрайтеров, нравится сюжет (35,1 %), существующая (или возможная) романтическая линия (17,9 %), персонажи (13,2 %) и мир (11,9 %).

Фикрайтеры назвали 63 черты, которые они находят привлекательными в герое. Наибольшей популярностью пользуются острый ум (12 чел.), привлекательная внешность (11 чел.), проработанная предыстория (10 чел.), сильный характер (9 чел.), харизма (9 чел.), упорство (8 чел.), сильная воля (6 чел.), саркастичность (6 чел.) и чувство юмора (5 чел.). На вопрос о любимых персонажах было названо 143 героя, наиболее часто повторялись Гарри Поттер (10 чел.), Драко Малфой (8 чел.), Гермиона Грейнджер (7 чел.), Ким Тэхён (7 чел.), Чон Чонгук (7 чел.), Тони Старк (7 чел.), Нил Джостен (5 чел.), Вэй Усянь (5 чел.).

Для читателей, как и для авторов, наиболее привлекательными чертами являются ум персонажа (25 чел.) и привлекательная внешность (14 чел.), затем следуют харизма (12 чел.), талант (8 чел.), решительность (7 чел.), верность (7 чел.). Важную роль играет трагичная предыстория героя (19 чел.) и его проработанность, раскрытие в оригинальной истории (17 чел.). Некоторые фикридеры (13,7 %) не имеют любимых персонажей, отдавая предпочтение именно сюжету. Остальные назвали 287 героев, среди которых наибольшее число упоминаний получили Чон Чонгук (17 чел.) и Ким Тэхен (15 чел.). Еще 5 респондентов назвали группу «BTS» в полном составе, Гарри Поттера (15 чел.), Гермиону Грейнджер (11 чел.), Драко Малфоя (10 чел.) и Северуса Снейпа (9 чел.). Также популярностью пользовались Том Реддл (6 чел.), Тони Старк (5 чел.), Вэй Ин (5 чел.) и Лань Чжань (5 чел.).

Только 16,2 % авторов предпочитают писать в категории джен, остальные в своих работах уделяют значительное внимание романтическим отношениям героев. Число читателей, предпочитающих захватывающий сюжет без опоры на романтическую линию, схож – 16,3 %.

Из 62 предложенных популярных жанров большинство авторов фанфиков выбрали романтику (74,3 %), Hurt/Comfort (эмоциональные/физические страдания одних персонажей и забота о них со стороны других) (62,2 %), ангст (страх, тревога) (44,6 %), драму (44,6 %), фэнтези (41,9 %), повседневность (40,4 %) и приключения (31,1 %). 27 % авторов утверждают, что возрастное ограничение работы не имеет для них значения. 29,7 % фикрайтеров пишут фанфики любого объема, 25,7 % предпочитают небольшие работы, 18,9 % – тексты большого размера, 16,2 % – средние.

В круге читательских интересов фикридеров лидируют такие жанры, как юмор (64,9 %), романтика (64,2 %), AU (альтернативная вселенная) (54,3 %), соулмейты (43 %), фэнтези (40,4 %), повседневность (40,4 %), приключения (39,1 %), Hurt/Comfort (38,4 %), детектив (37,7 %), психология (35,1 %), фантастика (33,1 %), магический реализм (32,5 %). Возрастное ограничение не имеет значения для 51,3 % читателей. Чаще всего фикридеры читают фанфики вне зависимости от их объема (67,1 %), второе место занимают большие тексты (17,1 %).

Участники фандомов предпочитают романтичные волшебные приключенческие истории, герои которых сначала испытывают страдания и переживают трудности, но в итоге находят утешение и обретают свое счастье. Данный сюжет является классическим и для традиционной литературы. Сложность при поиске подобных историй скорее представляет предпочитаемый возрастной рейтинг – он достаточно высок, и не каждый читатель решится открыто купить или взять в библиотеке книгу 18+. При этом утверждение о том, что распространение Интернета и связанной с ним активности негативно сказывается на способности читать большие тексты, выглядит достаточно спорным по отношению к участникам фандомов – многие выбирают такие фанфики, которые имеют большой объем.

Основной мотивацией для написания текстов является возможность творческого самовыражения (74,3 %). В ряде случаев фанфик выступает как способ поделиться идеями, найти единомышленников в фандоме (45,9 %) и посмотреть на историю под другим углом (43,2 %). Причиной создания фанфика также может стать отличное от оригинального видение романтической линии (37,8 %), желание лучше раскрыть характер и способности некоторых персонажей (36,5 %), желание затронуть темы, которые традиционная литература обходит вниманием (35,1 %), или продлить удовольствие от завершившейся истории (32,4 %). Некоторые авторы заполняют белые пятна в истории (20,3 %) или меняют неудачный финал (17,6 %).

Существует ряд причин, по которым авторы предпочитают писать фанфики вместо оригинальных историй. В первую очередь им нравится работать в рамках уже знакомого мира или с любимыми персонажами (64,9 %); во-вторых, любой фанфик уже имеет потенциальную аудиторию – поклонников исходного произведения, а значит, с большей вероятностью найдет своего читателя (47,3 %); некоторые предпочитают заниматься литературным творчеством именно в рамках сообщества, которое предлагает общение, обмен идеями и поддержку единомышленников (35,1 %); написание фанфикшна позволяет совершенствовать писательские навыки перед созданием оригинальных работ (35,1 %). Ориджиналы наравне с фанфиками пишут 25,7 % и, как отмечает один из опрошенных, проработка ориджинала в несколько раз сложнее фанфика.

В процессе написания фанфика 34 % авторов регулярно осуществляли более подробное знакомство с произведением-первоисточником, 28 % постоянно обращались к ресурсам, созданным фанатами. Регулярный поиск дополнительной информации, касающейся мира исходного произведения, требовался 44 %, а 23 % искали вдохновение в популярных фанфиках со схожим сюжетом или романтической линией. Большинство популярных авторов совершенствуют свои писательские навыки самостоятельно в процессе творчества (87,5 %) и считают, что лучше писать помогает чтение хороших книг и фанфиков других авторов (86,1 %). 20,8 % читают статьи для начинающих авторов на «Книге фанфиков» и специальные книги или пособия для совершенствования навыков письма. Чтение тематических статей в Интернете предпочитают 26,4 %.

Несмотря на то, что некоторые фикрайтеры обращаются к чужим фанфикам в поисках вдохновения, лишь 45,2 % читают фанфики других авторов ежедневно; 26 % читают 2-3 раза в неделю, 1,4 % – раз в неделю, 11 % – раз в месяц, 13,7 % – только работы «избранных» авторов, двое не читают чужих работ совсем. При этом оригинальные художественные произведения интересуют 88,9 % авторов, остальные предпочитают фанфикшн. Фикрайтеры читают оригинальные произведения достаточно часто: 20,5 % делают это ежедневно, 12,3 % – 2-3 раза в неделю, 6,8 % – раз в неделю, 11 % – 2-3 раза в месяц и 21,9 % – ежемесячно. Вероятно, уверенность авторов в совершенствовании навыков письма в процессе чтения связана с их высокой читательской активностью. Большинство читают онлайн в свободном доступе (68,5 %) или покупают бумажную книгу в магазине (63 %). Электронную версию приобретают 13,7 %, ещё 12,3 % ходят в библиотеку.

Основной причиной, по которой активные читатели выбирают именно фанфики, является возможность посмотреть на историю под другим углом зрения (56,3 %). Многие фикридеры хотят продлить удовольствие от завершившейся истории (52,3); затронуть темы, которые традиционная литература обходит вниманием (51 %); лучше раскрыть характер и способности некоторых персонажей (40,4 %); исправить судьбу некоторых героев (40,4 %) или романтическую линию (31,8 %); исправить неудачный финал (30,5 %) или заполнить белые пятна (24,5 %). Для некоторых фанфик – это способ поделиться идеями, найти единомышленников в фандоме (43,7 %).

Причин, по которым фикридеры отдают предпочтение именно фанфикам, несколько: есть несколько фикрайтеров, стабильно пишущих интересные работы, за обновлениями которых читатель следит (59,2 %); герои фанфиков уже знакомы и вызывают сопереживание (54,6); благодаря системе поиска на сайтах найти фанфик по вкусу проще, чем хорошую оригинальную книгу (53,3 %); «мир», в котором происходит история, заранее знаком и не нуждается в долгих описаниях и разъяснениях (45,4 %); оригинальная литература редко затрагивает темы и вопросы, интересующие читателя (27,6 %).

При выборе фанфика решающими являются его содержательные характеристики – категория, жанр, персонаж (78,3 %). Важно также то, насколько интересно его описание (75,7 %). Многие фикридеры предпочтут фанфик, написанный знакомым, любимым автором (59,2 %). Значение имеют размер и рейтинг фанфика (50 %), высокое количество положительных оценок (39,5 %) и положительные отзывы других читателей (18,4 %). Некоторые из них выберут фанфик, написанный по интересной заявке (34,9 %) или популярным автором (12,5 %). Среди критериев, предложенных читателями самостоятельно, часто встречались такие, как хороший язык, стиль и отсутствие ошибок.

Можно сделать вывод, что именно популярные фикрайтеры обеспечивают пребывание в фандоме значительного числа участников – за работами любимых авторов следят и им отдают предпочтение при выборе. И если с этим фактом, как и с желанием видеть уже знакомых персонажей, трудно что-либо сделать, то система поиска книг на сайтах библиотек и книжных магазинов может быть усовершенствована – метки и теги, раскрывающие содержание произведения, уже широко используются при описании сетевой литературы.

После прочтения интересного фанфика у многих читателей возникало желание ознакомиться с другими произведениями автора (режиссера и др.) (64,8 %); более подробно изучить (или даже прочитать/посмотреть в первый раз) произведение, на основе которого был написан фанфик (44,8 %); посмотреть другие материалы, связанные с оригинальным произведением (интервью с автором, критические статьи, фильм, сериал, книга, видеоигра, манга и др.) (44,8 %).

Оригинальную художественную литературу фикридеры читают не столь активно как фанфикшн: ежедневно это делают 7,9 %, 2-3 раза в неделю – 15,9 %, раз в неделю – 11,3 %, 2-3 раза в месяц – 15,2 %, раз в месяц – 19,2 %. Не читают совсем – 11,9 %. Преобладают читатели текстов онлайн, размещённых в свободном доступе (72,2 %), и покупатели бумажных книг в магазинах (54,3 %). В меньшей степени представлены читатели библиотек (17,9 %) и клиенты электронных магазинов (13,2 %).

Библиотеки среди фикрайтеров большой популярностью не пользуются. 53,4 % от общего числа данной аудитории их не посещают. Еженедельно сюда приходят всего 5,5 % фикрайтеров, примерно 1 раз в месяц – 8,2 %, раз в полгода – 9,6 %, иногда заглядывают на какое-нибудь мероприятие 23,3 %. Главным источником информации для осведомленной части фикрайтеров являются друзья и знакомые (30 %), новостные группы в социальных сетях (25 %) и группы в социальных сетях (20 %), а о библиотечных событиях большинство авторов фанфиков – 71,4% попросту не знает.

В число наиболее запомнившихся библиотечных мероприятий вошли выставки литературы (18 %), встречи с писателями (16,4 %) и литературные вечера (14,8 %), лекции или тренинги по работе с электронными ресурсами (14,8 %). При этом 62,3 % выбрали бы библиотеку как площадку для офлайнового обсуждения произведения-первоисточника или самих фанфиков; уроков писательского мастерства от профессиональных писателей и литературных критиков (57,4 %). Она может послужить, по мнению участников сообщества, площадкой и для проведения каких-нибудь фандомных мероприятий (24,5 %), тогда как сотрудники способны оказать квалифицированную информационную поддержку при написании фанфика (23 %).

Аналогичное место занимают библиотеки в жизни другой части фандом- аудитории. Более половины фикридеров не посещают ее совсем (55,9 %). Иногда заглядывают на какое-нибудь мероприятие 16,4 %, 1 раз в полгода – 15,1 %, примерно 1 раз в месяц – 7,9 %, еженедельно – лишь 4,6 %. При этом 68,1 % совершенно не знают о том, что здесь происходит. Чаще всего о наиболее значительных событиях узнают от друзей и знакомых (32,2 %), из новостных групп в социальных сетях (24,8 %) и из группы библиотеки в социальных сетях (22,3 %). Опрос респондентов данной категории обнаруживает, что больше всего им, как и фикрайтерам, запомнились выставки литературы (19,5 %), конкурсы и викторины (19,5 %), литературные вечера (17,2 %) и встречи с писателями (16,4 %). Библиотека может быть интересна читателям в качестве площадки для офлайнового обсуждения произведения-первоисточника или же самих фанфиков (45,1 %); как организатор мероприятий, связанных с произведением-первоисточником (например, квест, конкурс, празднование дня рождения писателя и др.) (41 %); как площадка и помощь сотрудников при проведении каких-либо фандомных мероприятий (32 %). Некоторые читатели в своем варианте ответа отметили, что в первую очередь хотели бы получить в библиотеке новые актуальные книги.

Таким образом, можно сделать вывод, что участники фандомов – образованные, активные, творческие люди (преимущественно женщины). У них есть свое мнение относительно любимых историй и желание им поделиться. Их читательские предпочтения достаточно устойчивы; они знают, что хотели бы прочитать. Если для фикрайтеров фанфикшн – это в первую очередь способ самовыражения и общения с единомышленниками, то для фикридеров большее значение имеет исходный текст – желание продлить удовольствие и ознакомиться с новыми интерпретациями.

Несмотря на достаточно низкий интерес фикридеров к оригинальной художественной литературе, именно фанфикшн может стать инструментом ее продвижения, поскольку увлекательный фанфик вызывает у значительного числа читателей желание более близкого знакомства с первоисточником и другими связанными произведениями, задача институтов инфраструктуры чтения – обеспечить их встречу. И авторы, и читатели наиболее охотно читают оригинальную литературу онлайн в свободном доступе либо покупают в книжном магазине. Незаинтересованность в библиотеке как месте проведения досуга или получения литературы объясняется, во-первых, слабой информированностью, во-вторых, отсутствием актуальных книг или интересных мероприятий. При этом и фикрайтеры, и фикридеры потенциально рассматривают библиотеку как площадку для обсуждения книг и фанфиков, проведения фандомных мероприятий и совершенствования писательского мастерства. Поскольку и авторы, и читатели при получении информации о библиотеке наибольшее предпочтение отдают личным контактам и соцсетям, именно с их помощью, как нам видится, и следует начинать взаимодействие библиотеки с участниками фандомов. Достаточно наглядным представляется ответ одного из респондентов на вопрос о возможной роли библиотеки в жизни фанфикшн-сообщества: «Было бы здорово, если бы в библиотеках проводились мероприятия в поддержку молодых авторов – литературные вечера, совместные чтения, что-то такое. К сожалению, многие авторы (в том числе и я) порой стесняются своего творчества и тем, событий, которые затрагивают в нем. Очень хотелось бы, чтобы действительно качественный фанфикшн стал менее стигматизирован, ведь в этой среде порой рождаются настоящие звезды. Думаю, библиотеки могут в этом помочь».

Фанфикшн как способ творческой коммуникации способен объединить в сообществе достаточно разнородную по возрасту, образованию и профессиональному статусу аудиторию. Фандом становится площадкой для свободной генерации идей, смыслов и их последующего обсуждения. Читательские предпочтения участников таких сообществ устойчивы, но при этом разнообразны – большинство состоит одновременно в нескольких фандомах. Наравне с именами популярных героев присутствуют и более «личные» симпатии. Значительной проблемой для жанрового разнообразия фанфикшна является недостаток ярких героинь (что важно для фикрайтеров) как в популярных произведениях в целом, так и в произведениях с интересным сюжетом (на которые в первую очередь смотрят фикридеры). Институты, связанные с инфраструктурой чтения, прежде всего образовательные учреждения и библиотеки, могут её скорректировать, во-первых, за счет популяризации оригинальных произведений, достойных с точки зрения сюжетов и персонажей, во-вторых, в результате предоставления фикрайтерам площадки для совершенствования своих писательских навыков совместно со специалистами в области чтения, что поспособствует созданию более качественных текстов.

 

1 Фандом или фэндом (от англ. fandom, букв. «сообщество фанатов») – субкультура, состоящая из поклонников (фанатов) чего-либо.

2 Фанфикшн – продукт литературного творчества, который опирается на известные явления культуры, заимствуя их элементы, и не может быть полностью интерпретирован без знания оригинального первоисточника.

3 Фикра́йтер (от англ. ficwriter; от fanfic – фан-проза и writer – писатель) – автор, создающий фанфики.

4 Фикри́дер (от англ. fanfic – фан-проза и reader – читатель) – активный читатель фанфиков; как правило, член сообщества фанатов того или иного произведения.

5 Книга фанфиков – крупнейший русскоязычный фанфикшн-ресурс, на котором размещаются результаты творчества участников фандомов.

6 Книга фанфиков [Электронный ресурс]. URL: https://ficbook.net/ (дата обращения: 22.01.2024).

7 Ориджинал – оригинальное произведение, написанное с использованием литературных приемов фанфикшна и размещенное на фанфикшн-ресурсе.

8 Джен – категория текстов, где сюжетная линия строится без опоры на романтические отношения. См.: Джен – популярные фанфики и ориджиналы [Электронный ресурс] // Книга фанфиков. URL: https://ficbook.net/popular/gen (дата обращения: 22.07.2023).

9 Гет – категория текстов, где сюжет опирается на романтические отношения между мужчиной и женщиной. См.: Гет – популярные фанфики и ориджиналы [Электронный ресурс] // Книга фанфиков. URL: https://ficbook.net/popular/het (дата обращения: 22.07.2023).

10 См.: Слэш – популярные фанфики и ориджиналы [Электронный ресурс] // Книга фанфиков. URL: https://ficbook.net/popular/slash-fics-3712917 (дата обращения: 22.07.2023).

11 См.: Фемслэш – популярные фанфики и ориджиналы [Электронный ресурс] // Книга фанфиков. URL: https://ficbook.net/popular/femslash-fanfics-9374932 (дата обращения: 22.07.2023).

12 Смешанная категория сочетает в себе несколько равноценных романтических линий из разных категорий. См.: Смешанный жанр – популярные фанфики и ориджиналы [Электронный ресурс] // Книга фанфиков. URL: https://ficbook.net/popular/mixed (дата обращения: 22.07.2023).

13 Расчет размера выборки [Электронный ресурс]. URL: https://socioline.ru/rv.php (дата обращения: 15.07.2023).

14 Фан-арт (англ. fan art) – разновидность творчества поклонников. Может представлять собой иллюстрацию, пародию, карикатуру.

15 Фан-видео – отснятый фанатами фильм или видео, основанный на оригинальных фильмах, телепрограммах, комиксах, книгах, играх и т. п.

16 Разновидность ролевой игры, которая характеризуется непосредственным отыгрышем действий персонажа.

17 Ролеплей – пространство в чате, где отыгрываются действия персонажей, которыми управляют ролевики.

18 Коспле́й – перевоплощение в различные роли, заключающееся в переодевании в костюмы и передаче характера, пластики тела и мимики персонажей компьютерных игр, кинематографа, литературы, комиксов, аниме и манги.

19 Бета-ридер (англ. Beta reader) – человек, который по просьбе автора первым читает его текст и по необходимости редактирует орфографию, пунктуацию и стилистику.

×

About the authors

Anna V. Solina

Chelyabinsk State Institute of Culture

Author for correspondence.
Email: solina.2016@mail.ru

postgraduate student

Russian Federation, 36-a Ordzhonikidze Str., Chelyabinsk, 454091

References

  1. Jenkins, H. (1992) Textual Poachers: Television Fans and Participatory Culture. New York: Routledge. (In English).
  2. Sokolova, N.L. (2011) Transmedia i “interpretativny`e soobshhestva” [Transmedia and “Interpretive Communities”]. Mezhdunarodny`j zhurnal issledovanij kul`tury` [International Journal of Cultural Research], No. 3, 16-21. (In Russian).
  3. Bacon-Smith, C. (1992) Enterprising Women: Television Fandom and the Creation of Popular Myth. Philadelphia: University of Pennsylvania Press. (In English).
  4. Sanders, J.L. (1994) Science Fiction Fandom. Westport, Conn.: Greenwood Press. (In English).
  5. Tulloch, J., Jenkins, Н. (1995) Science Fiction Audiences: Watching “Doctor Who” and “Star Trek”. New York: Routledge. (In English).
  6. Karpovich, A. (2006) The Audience as Editor: The Role of Beta Readers in Online Fan Fiction Communities. Fan Fiction and Fan Communities in the Age of the Internet. Ed. K. Busse and K. Hellekson. Jefferson, NC: McFarland & Company, Inc., 171-180. (In English).
  7. Martin, A. (2014) Writing the Star: Stardom, Fandom and Real Person Fanfiction. Lancaster: Lancaster University. (In English).
  8. Kwon, J. (2015) Queering Stars: Fan Play and Capital Appropriation in the Age of Digital Media. Journal of Fandom Studies. Vol. 3, Nо. 1, 95-108. (In English).
  9. Xafizov, D.M. (2017) Sociokul`turny`e praktiki povy`sheniya chitatel`skoj aktivnosti molodezhi: avtoreferat dissertacii ... kandidata kul`turologii [Sociocultural Practices of Increasing of Young People’s Reading Activity: Abstract of PhD thesis in cultural studies]. (In Russian).
  10. Samutina, N.V. (2013) Velikie chitatel`nicy: fanfikshn kak forma literaturnogo opy`ta [Great Readers: Fanfiction as a Form of Literary Experience]. Sociologicheskoe obozrenie [Sociological Review], No. 3, 137-191. (In Russian).
  11. Pejgina, L.V. (2019) Problemy` tvorcheskoj ierarxii v russkoyazy`chny`x fandomny`x soobshhestvax na primere fle`shmoba “Ya ne boyus` tvorit`” [Problems of the Creative Hierarchy in Russian-speaking Fandom Communities as Exemplified by the “I am not Afraid to Create” Flash Mob]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul`turologiya i iskusstvovedenie [Bulletin of Tomsk State University. Cultural Studies and Art History], No. 35, 114-125. (In Russian).
  12. Isakov, A.V. (2020) Kak fikrajtery` izuchayut fanfiki: kritika i teoriya fanfikshn na sajte Ficbook.ru [How Fiction Writers Study Fanfiction: Criticism and Theory of Fanfiction on the Ficbook.ru Site]. Mirovaya literatura glazami sovremennoj molodezhi. Cifrovaya e`poxa [World Literature through the Eyes of Modern Youth. The Digital Era]. Magnitogorsk, 56-60. (In Russian).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Solina A.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies