The search for a new development strategy of a regional institute of culture in conditions of glocalization

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article examines current problems of strategizing an institute of culture considering the process of glocalization, as a regional response to global challenges. Conditions of «new regionalism» associated with the growing role of local territories (regions, cities, districts) and increased attention to their socio-cultural identity promote the pursuit of optimal ways to integrate a regional institute of culture and arts into global processes. As a result it becomes necessary to form a new model for a regional institute of culture in particular, the Samara State Institute of Culture and a cultural and philosophical understanding of the issues involved.

Full Text

Процессы глокализации, или нового регионализма, в социокультурном пространстве стали особенно очевидны во время пандемии коронавирусной инфекции, заставившей многие институции кардинально пересмотреть существующий уклад и начать жить по-новому. На глобальные цивилизационные вызовы вынужден сегодня отвечать и университет, являясь социокультурным феноменом, драйвером развития города и/или региона и триггером человеческого капитала (об этом свидетельствует глобальный историко-культурный опыт) [1, с. 95]. Очевидные тенденции глокализации отразились в большинстве новых программ развития российских вузов, представленных в 2021 г. на масштабном конкурсе стратегического академического лидерства «Приоритет – 2030», организованном Министерством науки и высшего образования РФ. Не стали исключением и вузы творческой направленности, стратегические программы которых представляют собой региональный отклик на процессы глобализации через четкую идентификацию ядра национальной культуры.

Научному осмыслению понятия «глокализация», в первую очередь в социологическом дискурсе, посвящен ряд зарубежных и российских исследований. Так, английский социолог Р. Робертсон под глокализацией предложил понимать «смешение в конкретном регионе глобальных тенденций развития с особенностями местной культуры, которое приводит к специфическим результатам» [2, с. 201]. Он подчеркивал, что глокальные и локальные тенденции «взаимодополняемы и взаимопроникают друг в друга, хотя в конкретных ситуациях могут прийти в столкновение» [3, с. 27]. По замечанию американского исследователя М. Шамсуддоха, глокализация зародилась в ХХ в. в Японии как бизнес-стратегия и стала сегодня новым цивилизационным стандартом, демонстрируя объединение общественных сил и их влияние снизу вверх [4]. О глокализации как процессе «новой всемирной стратификации, в ходе которой выстраивается новая, охватывающая весь мир и самовоспроизводящаяся социокультурная иерархия», говорит немецкий исследователь У. Бек [5, с. 103]. Проблемы глокализации высшего образования в постсоциалистической стране на опыте Литвы рассматривает в своем исследовании Р. Желвис, замечая, что глобализация образования является движущей силой ряда изменений в системах образования на постсоциалистическом пространстве, однако глобальные тенденции развиваются под влиянием «местной культуры и специфичных для конкретной страны условий», приводя к особенным локальным результатам [6, с. 277]. Ясность в трактовке понятия «глокализация» вносят Н.Н. Кожевников и Н.Л. Пашкевич, указывая, что под глокализацией неверно понимать сохранение местных особенностей «доглобальной эпохи», поскольку она «выводит эти особенности из-под опеки национальных государств напрямую в глобальный мир, обеспечивая развитие одновременно на планетарном и региональном уровне» [7, с. 112].

Таким образом, эти и ряд других современных исследований подтверждают озвученный еще в 1960-х гг. девиз Римского клуба «Мыслить глобально – действовать локально». Пожалуй, главная черта глокализации – многоуровневость. Очевидно, что региональный ответ на глобальные вызовы не может быть в границах сугубо региональных проблем и задач, без учета существующих традиций и без ориентации на кросс-культурное взаимодействие, благодаря которому происходит пересечение ценностей культуры (например, ценностей национальной культуры с наследием мировой культуры и духовными ориентирами современного общества).

Итак, функционирование Самарского государственного института культуры (СГИК), вуза с 50-летней историей, в последние десятилетия определялось весьма традиционными целями и задачами, направленными на развитие образовательной и научно-творческой сфер, кадровых и материально-технических ресурсов. Типичный региональный вуз творческой направленности, подведомственный Министерству культуры России, позиционировался как центр подготовки кадров для учреждений культуры региона. Однако в 2020-2021 гг. вуз пересмотрел свою стратегию развития в силу разных причин и обстоятельств. В результате была сформулирована новая миссия, цель и задачи института, его приоритеты, спроектирована новая целевая модель1.

Запуск трансформационных процессов в вузе невозможен без осознания вызовов и угроз – цивилизационных (цифровизация, глобализация, глокализация, элитарность искусства и др.) и региональных (снижающееся качество жизни в регионе; второстепенная роль культуры; старение кадров и вымывание культурной элиты и проч.). Сегодня многие организации культуры и искусства, творческие образовательные учреждения в Самарской области и других регионах страны испытывают институциональный кризис, связанный с тем, что цивилизация развивается быстрее, чем ментальность, а функции культуры порой ограничиваются консервацией культурных смыслов. В настоящее время иерархическая модель управления культурными институциями устарела, уступив место конкурентно ориентированным моделям, задающим культурную политику и формирующим культурную среду на местах. В этой связи развитие Самарского государственного института культуры сегодня и в течение ближайших десяти лет определяет решение ряда проблем, связанных с социально-экономическими особенностями региона, культурной и образовательной государственной политики. Стратегическому позиционированию вуза культуры как драйвера социокультурного развития жизни Самарской области мешает ограничение, связанное, с приоритетами региона (ставка на промышленность). Следствием этого стала дисгармоничная культурная политика Самарского региона, которая сформировала инерционную модель региональной культуры: самарское культурное сообщество требует новых лиц, форм и содержания, а институции культуры не могут их предоставить. В свою очередь, учреждения культуры предъявляют конкретный запрос творческому вузу, связанный с качеством, количеством и профессиональными компетенциями выпускаемых кадров, способных создавать достойный инновационный культурный продукт. Действующая модель вуза не отвечает запросам времени, консервативна и, бесспорно, требует изменений. Запланированные на ближайшие годы трансформационные процессы должны привести к решению существующих проблем самого вуза, среди которых, в первую очередь, стоит выделить «бюджетный крючок» (зависимость от федерального бюджетного финансирования и низкий процент внебюджетных доходов), репутационные риски и ограничения, связанные с действующим статусом вуза, недостаточное материально-техническое оснащение института и др.

Миссия СГИК – региональный образовательный и экспертный центр в области культуры и искусства, влияющий на развитие социокультурного ландшафта Самарского региона и Среднего Поволжья. Стратегической целью выступает новая модель творческого вуза, основанная на единстве искусства, образования и науки, служащая социально-экономическому и культурному развитию Самарского региона, а также других территорий страны. В ближайшие годы СГИК планирует стать центром изменений и на правах конкурентоспособного отраслевого вуза страны, базовой интеллектуальной, образовательной и научно-творческой институции обеспечивать реализацию государственной культурной политики. Данная цель может быть достигнута посредством ряда трансформационных процессов, направленных на решение следующих стратегических задач.

  1. Вуз должен укреплять свои позиции в образовательной, художественно-творческой и научно-инновационной сферах, осуществлять координирующую роль в системе высшей школы при реализации знаковых проектов в области образования, культуры и искусства.
  2. Институт должен взять на себя ответственность по созданию таких образовательных технологий и практик в области искусства и менеджмента культуры, которые будут, с одной стороны, обеспечивать высокий уровень компетенций выпускников, соответствующих актуальным рынкам труда региона и влияющих на формирование образа нового культурного продукта, а также нового типа создателя и потребителя культуры, а с другой – способствовать решению проблемы кадрового «голода» в сфере культуры и искусств Самарского региона.
  3. СГИК должен задать импульс к развитию креативной среды на территории региона, став признанным образовательным центром компетенций по творческим индустриям и участвуя в развитии реального сектора экономики на основе инновационной деятельности, включая обеспечение кадрового сопровождения.

Были определены и приоритеты института: воспитание свободно и широко мыслящей талантливой личности, способной к самостоятельной реализации своего дарования, творческих и научных замыслов, проектов, мировоззренческих решений; активная позиция в региональном, а также российском и международном образовательном, творческом и научном пространстве через развитие современных подходов во всех сферах деятельности вуза и в то же время сохранение верности традициям предшественников (авторских творческих и научных школ, объединений); опережающая подготовка интеллектуальной элиты регионального общества на основе интеграции учебного процесса, научных исследований и развития инновационных практико-ориентированных форм обучения, позволяющих успешно готовить не только востребованных специалистов в отрасли, но и вести целевую подготовку кадров для конкретных организаций и учреждений в сфере культуры и искусств Самарского и других регионов страны; формирование запроса на выпускников вуза у работодателей (ведущих региональных учреждений культуры и искусства, творческих индустрий), предложение молодым специалистам перспективных мест работы, дающих им возможность для быстрого профессионального роста.

Так, работа над обозначенной стратегической целью и реализация задач невозможна без трансформации действующей модели вуза, с одной стороны, и без изменений существующей парадигмы развития Самарской области как крупного промышленного центра России и возвращения некогда утраченного Самарой статуса культурной столицы Поволжья – с другой (рис. 1).

 

Рис. 1. Модель трансформации Самарского государственного института культуры

 

Важнейшие стратегические и концептуальные ориентиры для СГИК как творческого вуза – это Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», формирующий национальную цель в сфере культуры – возможности для самореализации и развития талантов; «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года» (распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р); национальные проекты «Культура», «Наука и университеты», «Демография», «Цифровая экономика»; «Стратегия социально-экономического развития Самарской области до 2030 года» (постановление Правительства Самар-ской области № 441 от 12.07.2017); государственная программа Самарской области «Развитие культуры в Самарской области на период до 2024 года», одной из задач которой определено развитие и сохранение кадрового потенциала государственных (муниципальных) учреждений культуры, осуществляющих деятельность на территории региона. Важно, что среди прочих проблем в данной программе обозначен и недостаточный приток молодых специалистов в отрасль, потребность в совершенствовании системы повышения квалификации, укреплении социального статуса работников сферы культуры.

В единую парадигму будут связаны инновационные образовательные практики развития культуры на городских и сельских территориях: а) академическое искусство и авторские школы; б) менеджмент культуры и современное искусство. Вектор развития академического искусства и авторских школ (творческих мастерских) представлен театральным, музыкальным, хореографическим, изобразительным искусством, а также художественной критикой и журналистикой в сфере искусств. Направление менеджмента культуры и современного искусства включает в себя продюсерское дело, управление проектами в креативных индустриях, музейное дело и управление музейно-выставочной деятельностью, туризм, дизайн, библиотечно-информационную деятельность и др. Вектор новых образовательных практик для развития культуры на селе традиционно представляют направления народно-художественной культуры, декоративно-прикладного творчества, народной музыки, хореографии и др. Искусство европейской традиции, современное искусство и народное художественное творчество соответственно являются базами образовательной парадигмы вуза.

Целевая модель института к 2030 г. может быть представлена следующим образом: институт – важнейший компонент образовательной системы города и региона, отвечающий за сохранение культурного кода территории и ее идентичность, создающий необходимый баланс для гармоничной структуры подготовки кадров, диверсификации рынка труда и сфер деятельности, задающий новые культурные образцы и новые требования к сфере культуры и искусства.

Образовательная политика СГИК направлена на формирование комфортной среды развития личностных надпрофессиональных и профессиональных компетенций для обеспечения успешного трудоустройства выпускников и их полноценной самореализации. Творческий вуз должен создать особую образовательную среду, стимулирующую гармоничное развитие будущего творца (создателя) качественного культурного продукта через отработку мастерства и вовлечение в проектную деятельность. Научно-исследовательская политика СГИК, где ключевым ориентиром выбрана концептуальная роль науки, направлена на продвижение исследований сотрудников вуза в мировое научное пространство.

Молодежная политика института будет сосредоточена на поддержке личностного и профессионального роста студентов, содействии их позитивному гражданскому участию и инициативной самостоятельности в интересах развития вуза, Самарского региона, Среднего Поволжья и страны в целом. Творческая молодежь – активный участник стратегических процессов региона и страны, поэтому разработчики «дорожной карты» СГИК указывают на необходимость использования её потенциала как основного драйвера развития вуза по всем направлениям, в том числе за счёт привлечение к принятию управленческих решений (например, через активизацию работы студенческого совета, являющегося, по сути, «студенческим ректоратом»). Среди основных векторов реализации молодежной политики – развитие института волонтерства, наставничества и социального проектирования.

Человеческий капитал СГИК как базовый ресурс социокультурной сферы Самарского региона диктует стратегическую цель кадровой политики, которая заключается в получении профессорско-преподавательским составом проектно-творческих компетенций. Одним из главных результатов станет сохранение и поддержка школ вуза (научных и творческих), создание эффективно действующей системы наставничества, открытая кадровая политика. Обозначенный ориентир влияет и на модель системы управления вузом, которая в процессе модернизации должна обеспечивать, с одной стороны, устойчивое развитие СГИК как одного из ведущих вузов в сфере культуры и искусства России, а с другой – гибкость системы для реализации стратегии и проектных форм работы. Данную цель планируется реализовать за счет гармоничного совмещения механизмов проектно-ориентированного и процессного подходов в системе управления. Важно, что в настоящее время развитие человеческого капитала, фундаментальные изменения в подходах к управлению вузом, корпоративной культуре, внешним коммуникациям невозможно без реализации задач, связанных с цифровизацией и политикой в области открытых данных.

Уникальной является кампусная политика СГИК, поскольку все учебные корпуса творческого вуза находятся в историческом центре Самары и в непосредственном соседстве с главными культурными институциями города и региона (Самарским академическим театром оперы и балета, Самарским академическим театром драмы им. М. Горького, Самарской государственной филармонией, Самарским областным художественным музеем и др.). В этой связи можно уверенно говорить об исторически сложившемся культурном квартале Самары в границах исторического поселения, где особая миссия в сохранении, реновации, развитии и насыщении культурной среды принадлежит именно СГИК и его распределенному образовательному кампусу (все корпуса – объекты культурного наследия федерального и регионального значения2). Таким образом, пешеходная доступность, включенность СГИК в культурный событийный «трафик», связанность главных культурных акторов (театры, музеи, филармония, галереи) и корпусов института – одно из важнейших стратегических преимуществ творческого вуза, которое повышает его престиж, стимулирует сохранение исторической среды, создает концентрацию молодых творческих сил и предотвращает отток молодежи из Самарского региона, позволяет формировать особый тип взаимовыгодного сотрудничества с партнерами вуза, формирует плотную высокопрофессиональную коммуникацию и возможность общения молодежи с выдающимися мастерами.

Намеченные изменения, бесспорно, невозможны без модернизации текущей финансовой модели творческого вуза, которая характеризуется неравными долями внебюджетных и бюджетных поступлений в общем объеме доходов. Цели трансформационных процессов СГИК на ближайшее десятилетие определены в двух векторах: достижение статуса конкурентоспособного образовательного учреждения по подготовке кадров для сферы культуры и искусств в России, обладающего финансовой стабильностью и очевидным потенциалом для стратегического развития; изменение принципов финансового менеджмента для запуска программы инвестирования в реализацию стратегических проектов института.

Новую целевую модель творческого вуза будут представлять мероприятия, реализуемые в ряде стратегических проектов «Фабрика креативных стартапов», «Академический камбэк» и «Культурный трансфер», направленных на формирование нового типа продукта, нового типа создателя (творца) и нового потребителя соответственно. Так, проект «Фабрика креативных стартапов» подразумевает, прежде всего, запуск творческих проектов совместными усилиями и ресурсами студентов, а также сотрудников института при участии учрежденного вузом в 2021 г. Самарского фонда развития культуры и креативных индустрий. В основе проекта – универсальная технология создания, продвижения и коммерциализации творческих стартапов в Самарской области. Среди задач – развитие проектно-творческих компетенций студентов и сотрудников вуза; формирование креативных команд профессионалов на основе задач творческой, проектной, экспертной, образовательной и научно-практической деятельности; формирование модели СГИК как места старта и апробации бизнес-моделей; приобщение к новым информационно-коммуникативным, цифровым и бизнес-технологиям и др. Защита ВКР в форме запущенного творческого стартапа потребует переформатирования существующих образовательных программ и учебных планов, введение модуля для развития проектно-творческих компетенций и командообразования. Таким образом, универсальные механизмы социокультурного проектирования могут оказаться востребованными другими учреждениями культуры.

Стратегический проект «Академи-ческий камбэк» – ответ на вызов, связанный со статусом Самарской области как неблагополучного региона по демографическим показателям (4-е место в России по убыли населения, по данным Самарастата) [8]. Одна из причин – отток молодежи из региона, уменьшение рождаемости, количества работоспособного населения, старение человеческого капитала. Такие процессы характерны для конкурентных областей экономики – образования и культуры. Проект направлен на удержание в институте, регионе и отрасли культуры молодых специалистов – выпускников СГИК. В целом его стратегическая цель (разработка и внедрение уникальной технологии, сохранения и развития кадрового потенциала в сфере образования, культуры и искусств) отвечает тренду глокализации. Реализация проекта предусматривает следующие этапы: активизацию работы по целевому набору студентов (заказчиком может выступать в том числе СГИК), разработку индивидуальных треков для будущих преподавателей вуза; модернизацию инфраструктуры и материально-технической базы института для комфортного проживания молодых специалистов; разработку и внедрение системы материального стимулирования молодых сотрудников; ресурсную поддержку творческих коллективов под руководством молодых преподавателей и др. Ключевым результатом этого стратегического проекта станет трансформация пассивной кадровой политики в активную, эффективно воздействующую на текущие и ожидаемые кадровые ситуации, и закрытой – в открытую, характеризующуюся прозрачностью кадровых механизмов. Таким образом, в СГИК за счет трудоустройства его выпускников продолжится преемственность авторских школ, трансляция лучшего педагогического опыта. При этом будут заданы новые тренды кадровой политики, появятся новые «культурные герои», способные привлечь в учреждения культуры детей, подростков, молодежь.

И наконец, стратегический проект «Культурный трансфер» направлен на формирование компетенций региональной научной элиты для ведения активной публичной деятельности с помощью технологий обучения искусству. Немаловажно, что у базовой образовательной программы этого проекта есть заказчик в лице научно-образовательного центра «Инженерия будущего», имеющего статус мирового уровня (к слову, СГИК является членом консорциума данного НОЦ с 2020 г. и реализует программу «Мастерская лидеров»). Так, сегодня перед академической элитой стоит ряд сложнейших вызовов, среди которых есть, к примеру, сокращение времени между получением новых знаний и созданием технологий, продуктов, услуг, их выходом на рынок, размывание дисциплинарных и отраслевых границ в исследованиях и разработках, рост требований к квалификации исследователей, международная конкуренция и др. Творческий вуз не остается в стороне от проблем, которые решают крупные технические и отраслевые университеты, предлагая креативные подходы и методики обучения лидерским качествам и совершенствование коммуникативных компетенций в новом дискурсе – через искусство. Реализация данного стратегического проекта, который демонстрирует синергетический эффект слияния творческого и научного подходов в кадровой политике, укрепит позиции СГИК как места концентрации высококвалифицированного профессионального сообщества, а созданные инновационные практики могут оказаться востребованными другими образовательными учреждениями.

Таким образом, представленная концепция программы стратегического развития Самарского государственного института культуры во многом коррелируется с основными положениями Указа Президента РФ от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики», задающего высокий уровень комплексного совершенствования управления процессами культурного развития в стране. Специально разработанная система целевых показателей принципиально меняется с превалирования количественных над качественными, а статус государственной культурной политики повышается до общенационального уровня. Результат такого подхода проявится в полной мере в долгосрочной перспективе – к 2030–2035 гг., когда будет сформировано новое поколение и, бесспорно, значительно усилится роль творческого вуза в системе формирования культурных ценностей будущего.

Делая ставку на формирование нового образа региональной и креативной элиты, а также современного жителя сельской территории, СГИК будет усиливать развитие в следующих векторах: академическое искусство, менеджмент искусства и современная культура, культура на селе. Вуз сформирует «мирное поле» традиции и эксперимента, авторства и технологий, способствуя созданию нового типа культурного продукта (трансформация культурного опыта), культурного контента и культурного контекста. Институт будет находиться на пике актуальной мировой культурной повестки, сформировав среду нового зрителя и слушателя (новая коммуникационная и функциональная модель) – профессионального «потребителя» высоких классических и экспериментальных образцов искусства. Вуз трансформирует кадровую политику и сделает ставку на преподавателей с новыми компетенциями для решения проектно-творческих задач, способных предвидеть и быстро отвечать на возникающие вызовы и угрозы. Наконец, институт станет важнейшим компонентом инфраструктуры творческой экономики города, региона и будет определять запрос общества на новые сегменты креативных индустрий.

Словом, СГИК будет занимать флагманские позиции в отрасли и способствовать развитию социокультурного ландшафта Самарской области, став региональным центром изменений и экспертным центром в области культуры и искусств, подлинной кузницей подготовки кадров для социокультурной сферы. Нет сомнений, что, преодолев трансформационные процессы, институт предъявит качественно новую модель творческого вуза, основанную на единстве творчества, образования и науки, достаточно эффективную для обеспечения реализации государственной культурной политики Самарской области и страны в целом.

 

1 Работа над программой стратегического развития СГИК велась рабочей группой из числа руководителей и сотрудников вуза: ректор О.С. Наумова, проректор по учебно-методической работе С.А. Алашеева, проректор по научной работе и международным связям Ю.В. Сложеникина, советник при ректорате Е.В. Шлиенкова, заведующий кафедрой театральной режиссуры, доцент А.А. Мальцев, профессор кафедры фортепиано Д.А. Дятлов, профессор кафедры хореографии А.П. Шишкин.

2 Учебный корпус № 1 (Самара, ул. Фрунзе, 167) – «Дом губернатора XIX в. («Белый дом»)» (объект культурного наследия федерального значения). Сегодня здесь располагается администрация вуза, музыкально-исполнительский факультет (консерватория), факультет современного искусства и художественных коммуникаций, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий, факультет дополнительного образования, Детская школа искусств. Учебный корпус № 2 (Самара, ул. Фрунзе, 138) – «2-я мужская гимназия» (объект культурного наследия регионального значения). В настоящее время в нём находится театральный факультет, учебный театр, хореографические и спортивные залы, репетиционные залы и учебные аудитории. Учебный корпус № 3 (Самара, ул. Куйбышева, 104) – «Здание Коммерческого клуба, 2-я половина XIX в.» (объект культурного наследия федерального значения). Ныне в его стенах функционирует МКТК «Дирижабль» с концертным залом на 200 мест, хореографические классы и учебные аудитории.

×

About the authors

Olga S. Naumova

Samara State Institute of Culture

Author for correspondence.
Email: naumovaos@samgik.ru

Doctor of Cultural Studies, Associate Professor, Rector, the Samara State Institute of Culture

Russian Federation, 167, Frunze Str., Samara, 443010

Svetlana A. Alasheeva

Samara State Institute of Culture

Email: alasheevasa@samgik.ru

Doctor of Cultural Studies, Associate Professor, Rector

Russian Federation, 167, Frunze Str., Samara, 443010

References

  1. Naumova, O.S. (2018) Gomosfera universiteta kak fenomen kul’tury [The Homosphere of the University as a Phenomenon of Culture]. Samara: Porto-print. (In Russian).
  2. Robertson, R. (2012) Globalisation or Glocalisation? The Journal of International Communication, 18, 2, 191–208.
  3. Robertson, R., Knondker K.H. (1999) Diskursy globalizatsii: predvaritel’nyye soobrazheniia [The Discourse of Globalization: Preliminary Considerations], Mezhdunarodnaia sotsiologiia [International Sociology]. 13, 1, 25–40. (In Russian).
  4. Shamsuddoha, M. Globalization to Glocalization: A Conceptual Analysis. URL: https://ssrn.com/abstract=1321662 (Accessed 20.11.2021).
  5. Bek, U. (2001) Chto takoe globalizatsiia? [What is globalization?]. Moscow: Progress-Traditsiia. (In Russian).
  6. Zhelvis, R. (2020) Glokalizatsiia vysshego obrazovaniia v postsotsialisticheskoi strane: opyt Litvy [The Glocalization of Higher Education in a Post-Socialist Country: The Lithuanian Experience], Voprosy obrazovaniia [Education issue], 3, 277–302. (In Russian).
  7. Kozhevnikov, N.N., Pashkevich, N.L. (2005) Glokalizatsiia: kontseptsii, kharakternye cherty, prakticheskie aspekty [Glocalization: Concepts, Features, Practical Aspects], Vestnik Severo-Vostochnogo federal’nogo universiteta im. M.K. Amosova [Bulletin of the Northeast Federal University named after M.K. Amosov], 3, 2, 111–115. (In Russian).
  8. Sotsial’naia sfera Samarskoi oblasti v 2020 godu [The Social Sphere of the Samara Region in 2020]. (In Russian). URL: https://samarastat.gks.ru/population (Accessed 20.11.2021).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1

Download (347KB)

Copyright (c) 2021 Naumova O.S., Alasheeva S.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies