The search for a new development strategy of a regional institute of culture in conditions of glocalization

封面

如何引用文章

全文:

详细

This article examines current problems of strategizing an institute of culture considering the process of glocalization, as a regional response to global challenges. Conditions of «new regionalism» associated with the growing role of local territories (regions, cities, districts) and increased attention to their socio-cultural identity promote the pursuit of optimal ways to integrate a regional institute of culture and arts into global processes. As a result it becomes necessary to form a new model for a regional institute of culture in particular, the Samara State Institute of Culture and a cultural and philosophical understanding of the issues involved.

全文:

Процессы глокализации, или нового регионализма, в социокультурном пространстве стали особенно очевидны во время пандемии коронавирусной инфекции, заставившей многие институции кардинально пересмотреть существующий уклад и начать жить по-новому. На глобальные цивилизационные вызовы вынужден сегодня отвечать и университет, являясь социокультурным феноменом, драйвером развития города и/или региона и триггером человеческого капитала (об этом свидетельствует глобальный историко-культурный опыт) [1, с. 95]. Очевидные тенденции глокализации отразились в большинстве новых программ развития российских вузов, представленных в 2021 г. на масштабном конкурсе стратегического академического лидерства «Приоритет – 2030», организованном Министерством науки и высшего образования РФ. Не стали исключением и вузы творческой направленности, стратегические программы которых представляют собой региональный отклик на процессы глобализации через четкую идентификацию ядра национальной культуры.

Научному осмыслению понятия «глокализация», в первую очередь в социологическом дискурсе, посвящен ряд зарубежных и российских исследований. Так, английский социолог Р. Робертсон под глокализацией предложил понимать «смешение в конкретном регионе глобальных тенденций развития с особенностями местной культуры, которое приводит к специфическим результатам» [2, с. 201]. Он подчеркивал, что глокальные и локальные тенденции «взаимодополняемы и взаимопроникают друг в друга, хотя в конкретных ситуациях могут прийти в столкновение» [3, с. 27]. По замечанию американского исследователя М. Шамсуддоха, глокализация зародилась в ХХ в. в Японии как бизнес-стратегия и стала сегодня новым цивилизационным стандартом, демонстрируя объединение общественных сил и их влияние снизу вверх [4]. О глокализации как процессе «новой всемирной стратификации, в ходе которой выстраивается новая, охватывающая весь мир и самовоспроизводящаяся социокультурная иерархия», говорит немецкий исследователь У. Бек [5, с. 103]. Проблемы глокализации высшего образования в постсоциалистической стране на опыте Литвы рассматривает в своем исследовании Р. Желвис, замечая, что глобализация образования является движущей силой ряда изменений в системах образования на постсоциалистическом пространстве, однако глобальные тенденции развиваются под влиянием «местной культуры и специфичных для конкретной страны условий», приводя к особенным локальным результатам [6, с. 277]. Ясность в трактовке понятия «глокализация» вносят Н.Н. Кожевников и Н.Л. Пашкевич, указывая, что под глокализацией неверно понимать сохранение местных особенностей «доглобальной эпохи», поскольку она «выводит эти особенности из-под опеки национальных государств напрямую в глобальный мир, обеспечивая развитие одновременно на планетарном и региональном уровне» [7, с. 112].

Таким образом, эти и ряд других современных исследований подтверждают озвученный еще в 1960-х гг. девиз Римского клуба «Мыслить глобально – действовать локально». Пожалуй, главная черта глокализации – многоуровневость. Очевидно, что региональный ответ на глобальные вызовы не может быть в границах сугубо региональных проблем и задач, без учета существующих традиций и без ориентации на кросс-культурное взаимодействие, благодаря которому происходит пересечение ценностей культуры (например, ценностей национальной культуры с наследием мировой культуры и духовными ориентирами современного общества).

Итак, функционирование Самарского государственного института культуры (СГИК), вуза с 50-летней историей, в последние десятилетия определялось весьма традиционными целями и задачами, направленными на развитие образовательной и научно-творческой сфер, кадровых и материально-технических ресурсов. Типичный региональный вуз творческой направленности, подведомственный Министерству культуры России, позиционировался как центр подготовки кадров для учреждений культуры региона. Однако в 2020-2021 гг. вуз пересмотрел свою стратегию развития в силу разных причин и обстоятельств. В результате была сформулирована новая миссия, цель и задачи института, его приоритеты, спроектирована новая целевая модель1.

Запуск трансформационных процессов в вузе невозможен без осознания вызовов и угроз – цивилизационных (цифровизация, глобализация, глокализация, элитарность искусства и др.) и региональных (снижающееся качество жизни в регионе; второстепенная роль культуры; старение кадров и вымывание культурной элиты и проч.). Сегодня многие организации культуры и искусства, творческие образовательные учреждения в Самарской области и других регионах страны испытывают институциональный кризис, связанный с тем, что цивилизация развивается быстрее, чем ментальность, а функции культуры порой ограничиваются консервацией культурных смыслов. В настоящее время иерархическая модель управления культурными институциями устарела, уступив место конкурентно ориентированным моделям, задающим культурную политику и формирующим культурную среду на местах. В этой связи развитие Самарского государственного института культуры сегодня и в течение ближайших десяти лет определяет решение ряда проблем, связанных с социально-экономическими особенностями региона, культурной и образовательной государственной политики. Стратегическому позиционированию вуза культуры как драйвера социокультурного развития жизни Самарской области мешает ограничение, связанное, с приоритетами региона (ставка на промышленность). Следствием этого стала дисгармоничная культурная политика Самарского региона, которая сформировала инерционную модель региональной культуры: самарское культурное сообщество требует новых лиц, форм и содержания, а институции культуры не могут их предоставить. В свою очередь, учреждения культуры предъявляют конкретный запрос творческому вузу, связанный с качеством, количеством и профессиональными компетенциями выпускаемых кадров, способных создавать достойный инновационный культурный продукт. Действующая модель вуза не отвечает запросам времени, консервативна и, бесспорно, требует изменений. Запланированные на ближайшие годы трансформационные процессы должны привести к решению существующих проблем самого вуза, среди которых, в первую очередь, стоит выделить «бюджетный крючок» (зависимость от федерального бюджетного финансирования и низкий процент внебюджетных доходов), репутационные риски и ограничения, связанные с действующим статусом вуза, недостаточное материально-техническое оснащение института и др.

Миссия СГИК – региональный образовательный и экспертный центр в области культуры и искусства, влияющий на развитие социокультурного ландшафта Самарского региона и Среднего Поволжья. Стратегической целью выступает новая модель творческого вуза, основанная на единстве искусства, образования и науки, служащая социально-экономическому и культурному развитию Самарского региона, а также других территорий страны. В ближайшие годы СГИК планирует стать центром изменений и на правах конкурентоспособного отраслевого вуза страны, базовой интеллектуальной, образовательной и научно-творческой институции обеспечивать реализацию государственной культурной политики. Данная цель может быть достигнута посредством ряда трансформационных процессов, направленных на решение следующих стратегических задач.

  1. Вуз должен укреплять свои позиции в образовательной, художественно-творческой и научно-инновационной сферах, осуществлять координирующую роль в системе высшей школы при реализации знаковых проектов в области образования, культуры и искусства.
  2. Институт должен взять на себя ответственность по созданию таких образовательных технологий и практик в области искусства и менеджмента культуры, которые будут, с одной стороны, обеспечивать высокий уровень компетенций выпускников, соответствующих актуальным рынкам труда региона и влияющих на формирование образа нового культурного продукта, а также нового типа создателя и потребителя культуры, а с другой – способствовать решению проблемы кадрового «голода» в сфере культуры и искусств Самарского региона.
  3. СГИК должен задать импульс к развитию креативной среды на территории региона, став признанным образовательным центром компетенций по творческим индустриям и участвуя в развитии реального сектора экономики на основе инновационной деятельности, включая обеспечение кадрового сопровождения.

Были определены и приоритеты института: воспитание свободно и широко мыслящей талантливой личности, способной к самостоятельной реализации своего дарования, творческих и научных замыслов, проектов, мировоззренческих решений; активная позиция в региональном, а также российском и международном образовательном, творческом и научном пространстве через развитие современных подходов во всех сферах деятельности вуза и в то же время сохранение верности традициям предшественников (авторских творческих и научных школ, объединений); опережающая подготовка интеллектуальной элиты регионального общества на основе интеграции учебного процесса, научных исследований и развития инновационных практико-ориентированных форм обучения, позволяющих успешно готовить не только востребованных специалистов в отрасли, но и вести целевую подготовку кадров для конкретных организаций и учреждений в сфере культуры и искусств Самарского и других регионов страны; формирование запроса на выпускников вуза у работодателей (ведущих региональных учреждений культуры и искусства, творческих индустрий), предложение молодым специалистам перспективных мест работы, дающих им возможность для быстрого профессионального роста.

Так, работа над обозначенной стратегической целью и реализация задач невозможна без трансформации действующей модели вуза, с одной стороны, и без изменений существующей парадигмы развития Самарской области как крупного промышленного центра России и возвращения некогда утраченного Самарой статуса культурной столицы Поволжья – с другой (рис. 1).

 

Рис. 1. Модель трансформации Самарского государственного института культуры

 

Важнейшие стратегические и концептуальные ориентиры для СГИК как творческого вуза – это Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», формирующий национальную цель в сфере культуры – возможности для самореализации и развития талантов; «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года» (распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р); национальные проекты «Культура», «Наука и университеты», «Демография», «Цифровая экономика»; «Стратегия социально-экономического развития Самарской области до 2030 года» (постановление Правительства Самар-ской области № 441 от 12.07.2017); государственная программа Самарской области «Развитие культуры в Самарской области на период до 2024 года», одной из задач которой определено развитие и сохранение кадрового потенциала государственных (муниципальных) учреждений культуры, осуществляющих деятельность на территории региона. Важно, что среди прочих проблем в данной программе обозначен и недостаточный приток молодых специалистов в отрасль, потребность в совершенствовании системы повышения квалификации, укреплении социального статуса работников сферы культуры.

В единую парадигму будут связаны инновационные образовательные практики развития культуры на городских и сельских территориях: а) академическое искусство и авторские школы; б) менеджмент культуры и современное искусство. Вектор развития академического искусства и авторских школ (творческих мастерских) представлен театральным, музыкальным, хореографическим, изобразительным искусством, а также художественной критикой и журналистикой в сфере искусств. Направление менеджмента культуры и современного искусства включает в себя продюсерское дело, управление проектами в креативных индустриях, музейное дело и управление музейно-выставочной деятельностью, туризм, дизайн, библиотечно-информационную деятельность и др. Вектор новых образовательных практик для развития культуры на селе традиционно представляют направления народно-художественной культуры, декоративно-прикладного творчества, народной музыки, хореографии и др. Искусство европейской традиции, современное искусство и народное художественное творчество соответственно являются базами образовательной парадигмы вуза.

Целевая модель института к 2030 г. может быть представлена следующим образом: институт – важнейший компонент образовательной системы города и региона, отвечающий за сохранение культурного кода территории и ее идентичность, создающий необходимый баланс для гармоничной структуры подготовки кадров, диверсификации рынка труда и сфер деятельности, задающий новые культурные образцы и новые требования к сфере культуры и искусства.

Образовательная политика СГИК направлена на формирование комфортной среды развития личностных надпрофессиональных и профессиональных компетенций для обеспечения успешного трудоустройства выпускников и их полноценной самореализации. Творческий вуз должен создать особую образовательную среду, стимулирующую гармоничное развитие будущего творца (создателя) качественного культурного продукта через отработку мастерства и вовлечение в проектную деятельность. Научно-исследовательская политика СГИК, где ключевым ориентиром выбрана концептуальная роль науки, направлена на продвижение исследований сотрудников вуза в мировое научное пространство.

Молодежная политика института будет сосредоточена на поддержке личностного и профессионального роста студентов, содействии их позитивному гражданскому участию и инициативной самостоятельности в интересах развития вуза, Самарского региона, Среднего Поволжья и страны в целом. Творческая молодежь – активный участник стратегических процессов региона и страны, поэтому разработчики «дорожной карты» СГИК указывают на необходимость использования её потенциала как основного драйвера развития вуза по всем направлениям, в том числе за счёт привлечение к принятию управленческих решений (например, через активизацию работы студенческого совета, являющегося, по сути, «студенческим ректоратом»). Среди основных векторов реализации молодежной политики – развитие института волонтерства, наставничества и социального проектирования.

Человеческий капитал СГИК как базовый ресурс социокультурной сферы Самарского региона диктует стратегическую цель кадровой политики, которая заключается в получении профессорско-преподавательским составом проектно-творческих компетенций. Одним из главных результатов станет сохранение и поддержка школ вуза (научных и творческих), создание эффективно действующей системы наставничества, открытая кадровая политика. Обозначенный ориентир влияет и на модель системы управления вузом, которая в процессе модернизации должна обеспечивать, с одной стороны, устойчивое развитие СГИК как одного из ведущих вузов в сфере культуры и искусства России, а с другой – гибкость системы для реализации стратегии и проектных форм работы. Данную цель планируется реализовать за счет гармоничного совмещения механизмов проектно-ориентированного и процессного подходов в системе управления. Важно, что в настоящее время развитие человеческого капитала, фундаментальные изменения в подходах к управлению вузом, корпоративной культуре, внешним коммуникациям невозможно без реализации задач, связанных с цифровизацией и политикой в области открытых данных.

Уникальной является кампусная политика СГИК, поскольку все учебные корпуса творческого вуза находятся в историческом центре Самары и в непосредственном соседстве с главными культурными институциями города и региона (Самарским академическим театром оперы и балета, Самарским академическим театром драмы им. М. Горького, Самарской государственной филармонией, Самарским областным художественным музеем и др.). В этой связи можно уверенно говорить об исторически сложившемся культурном квартале Самары в границах исторического поселения, где особая миссия в сохранении, реновации, развитии и насыщении культурной среды принадлежит именно СГИК и его распределенному образовательному кампусу (все корпуса – объекты культурного наследия федерального и регионального значения2). Таким образом, пешеходная доступность, включенность СГИК в культурный событийный «трафик», связанность главных культурных акторов (театры, музеи, филармония, галереи) и корпусов института – одно из важнейших стратегических преимуществ творческого вуза, которое повышает его престиж, стимулирует сохранение исторической среды, создает концентрацию молодых творческих сил и предотвращает отток молодежи из Самарского региона, позволяет формировать особый тип взаимовыгодного сотрудничества с партнерами вуза, формирует плотную высокопрофессиональную коммуникацию и возможность общения молодежи с выдающимися мастерами.

Намеченные изменения, бесспорно, невозможны без модернизации текущей финансовой модели творческого вуза, которая характеризуется неравными долями внебюджетных и бюджетных поступлений в общем объеме доходов. Цели трансформационных процессов СГИК на ближайшее десятилетие определены в двух векторах: достижение статуса конкурентоспособного образовательного учреждения по подготовке кадров для сферы культуры и искусств в России, обладающего финансовой стабильностью и очевидным потенциалом для стратегического развития; изменение принципов финансового менеджмента для запуска программы инвестирования в реализацию стратегических проектов института.

Новую целевую модель творческого вуза будут представлять мероприятия, реализуемые в ряде стратегических проектов «Фабрика креативных стартапов», «Академический камбэк» и «Культурный трансфер», направленных на формирование нового типа продукта, нового типа создателя (творца) и нового потребителя соответственно. Так, проект «Фабрика креативных стартапов» подразумевает, прежде всего, запуск творческих проектов совместными усилиями и ресурсами студентов, а также сотрудников института при участии учрежденного вузом в 2021 г. Самарского фонда развития культуры и креативных индустрий. В основе проекта – универсальная технология создания, продвижения и коммерциализации творческих стартапов в Самарской области. Среди задач – развитие проектно-творческих компетенций студентов и сотрудников вуза; формирование креативных команд профессионалов на основе задач творческой, проектной, экспертной, образовательной и научно-практической деятельности; формирование модели СГИК как места старта и апробации бизнес-моделей; приобщение к новым информационно-коммуникативным, цифровым и бизнес-технологиям и др. Защита ВКР в форме запущенного творческого стартапа потребует переформатирования существующих образовательных программ и учебных планов, введение модуля для развития проектно-творческих компетенций и командообразования. Таким образом, универсальные механизмы социокультурного проектирования могут оказаться востребованными другими учреждениями культуры.

Стратегический проект «Академи-ческий камбэк» – ответ на вызов, связанный со статусом Самарской области как неблагополучного региона по демографическим показателям (4-е место в России по убыли населения, по данным Самарастата) [8]. Одна из причин – отток молодежи из региона, уменьшение рождаемости, количества работоспособного населения, старение человеческого капитала. Такие процессы характерны для конкурентных областей экономики – образования и культуры. Проект направлен на удержание в институте, регионе и отрасли культуры молодых специалистов – выпускников СГИК. В целом его стратегическая цель (разработка и внедрение уникальной технологии, сохранения и развития кадрового потенциала в сфере образования, культуры и искусств) отвечает тренду глокализации. Реализация проекта предусматривает следующие этапы: активизацию работы по целевому набору студентов (заказчиком может выступать в том числе СГИК), разработку индивидуальных треков для будущих преподавателей вуза; модернизацию инфраструктуры и материально-технической базы института для комфортного проживания молодых специалистов; разработку и внедрение системы материального стимулирования молодых сотрудников; ресурсную поддержку творческих коллективов под руководством молодых преподавателей и др. Ключевым результатом этого стратегического проекта станет трансформация пассивной кадровой политики в активную, эффективно воздействующую на текущие и ожидаемые кадровые ситуации, и закрытой – в открытую, характеризующуюся прозрачностью кадровых механизмов. Таким образом, в СГИК за счет трудоустройства его выпускников продолжится преемственность авторских школ, трансляция лучшего педагогического опыта. При этом будут заданы новые тренды кадровой политики, появятся новые «культурные герои», способные привлечь в учреждения культуры детей, подростков, молодежь.

И наконец, стратегический проект «Культурный трансфер» направлен на формирование компетенций региональной научной элиты для ведения активной публичной деятельности с помощью технологий обучения искусству. Немаловажно, что у базовой образовательной программы этого проекта есть заказчик в лице научно-образовательного центра «Инженерия будущего», имеющего статус мирового уровня (к слову, СГИК является членом консорциума данного НОЦ с 2020 г. и реализует программу «Мастерская лидеров»). Так, сегодня перед академической элитой стоит ряд сложнейших вызовов, среди которых есть, к примеру, сокращение времени между получением новых знаний и созданием технологий, продуктов, услуг, их выходом на рынок, размывание дисциплинарных и отраслевых границ в исследованиях и разработках, рост требований к квалификации исследователей, международная конкуренция и др. Творческий вуз не остается в стороне от проблем, которые решают крупные технические и отраслевые университеты, предлагая креативные подходы и методики обучения лидерским качествам и совершенствование коммуникативных компетенций в новом дискурсе – через искусство. Реализация данного стратегического проекта, который демонстрирует синергетический эффект слияния творческого и научного подходов в кадровой политике, укрепит позиции СГИК как места концентрации высококвалифицированного профессионального сообщества, а созданные инновационные практики могут оказаться востребованными другими образовательными учреждениями.

Таким образом, представленная концепция программы стратегического развития Самарского государственного института культуры во многом коррелируется с основными положениями Указа Президента РФ от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики», задающего высокий уровень комплексного совершенствования управления процессами культурного развития в стране. Специально разработанная система целевых показателей принципиально меняется с превалирования количественных над качественными, а статус государственной культурной политики повышается до общенационального уровня. Результат такого подхода проявится в полной мере в долгосрочной перспективе – к 2030–2035 гг., когда будет сформировано новое поколение и, бесспорно, значительно усилится роль творческого вуза в системе формирования культурных ценностей будущего.

Делая ставку на формирование нового образа региональной и креативной элиты, а также современного жителя сельской территории, СГИК будет усиливать развитие в следующих векторах: академическое искусство, менеджмент искусства и современная культура, культура на селе. Вуз сформирует «мирное поле» традиции и эксперимента, авторства и технологий, способствуя созданию нового типа культурного продукта (трансформация культурного опыта), культурного контента и культурного контекста. Институт будет находиться на пике актуальной мировой культурной повестки, сформировав среду нового зрителя и слушателя (новая коммуникационная и функциональная модель) – профессионального «потребителя» высоких классических и экспериментальных образцов искусства. Вуз трансформирует кадровую политику и сделает ставку на преподавателей с новыми компетенциями для решения проектно-творческих задач, способных предвидеть и быстро отвечать на возникающие вызовы и угрозы. Наконец, институт станет важнейшим компонентом инфраструктуры творческой экономики города, региона и будет определять запрос общества на новые сегменты креативных индустрий.

Словом, СГИК будет занимать флагманские позиции в отрасли и способствовать развитию социокультурного ландшафта Самарской области, став региональным центром изменений и экспертным центром в области культуры и искусств, подлинной кузницей подготовки кадров для социокультурной сферы. Нет сомнений, что, преодолев трансформационные процессы, институт предъявит качественно новую модель творческого вуза, основанную на единстве творчества, образования и науки, достаточно эффективную для обеспечения реализации государственной культурной политики Самарской области и страны в целом.

 

1 Работа над программой стратегического развития СГИК велась рабочей группой из числа руководителей и сотрудников вуза: ректор О.С. Наумова, проректор по учебно-методической работе С.А. Алашеева, проректор по научной работе и международным связям Ю.В. Сложеникина, советник при ректорате Е.В. Шлиенкова, заведующий кафедрой театральной режиссуры, доцент А.А. Мальцев, профессор кафедры фортепиано Д.А. Дятлов, профессор кафедры хореографии А.П. Шишкин.

2 Учебный корпус № 1 (Самара, ул. Фрунзе, 167) – «Дом губернатора XIX в. («Белый дом»)» (объект культурного наследия федерального значения). Сегодня здесь располагается администрация вуза, музыкально-исполнительский факультет (консерватория), факультет современного искусства и художественных коммуникаций, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий, факультет дополнительного образования, Детская школа искусств. Учебный корпус № 2 (Самара, ул. Фрунзе, 138) – «2-я мужская гимназия» (объект культурного наследия регионального значения). В настоящее время в нём находится театральный факультет, учебный театр, хореографические и спортивные залы, репетиционные залы и учебные аудитории. Учебный корпус № 3 (Самара, ул. Куйбышева, 104) – «Здание Коммерческого клуба, 2-я половина XIX в.» (объект культурного наследия федерального значения). Ныне в его стенах функционирует МКТК «Дирижабль» с концертным залом на 200 мест, хореографические классы и учебные аудитории.

×

作者简介

Olga Naumova

Samara State Institute of Culture

编辑信件的主要联系方式.
Email: naumovaos@samgik.ru

Doctor of Cultural Studies, Associate Professor, Rector, the Samara State Institute of Culture

俄罗斯联邦, 167, Frunze Str., Samara, 443010

Svetlana Alasheeva

Samara State Institute of Culture

Email: alasheevasa@samgik.ru

Doctor of Cultural Studies, Associate Professor, Rector

俄罗斯联邦, 167, Frunze Str., Samara, 443010

参考

  1. Naumova, O.S. (2018) Gomosfera universiteta kak fenomen kul’tury [The Homosphere of the University as a Phenomenon of Culture]. Samara: Porto-print. (In Russian).
  2. Robertson, R. (2012) Globalisation or Glocalisation? The Journal of International Communication, 18, 2, 191–208.
  3. Robertson, R., Knondker K.H. (1999) Diskursy globalizatsii: predvaritel’nyye soobrazheniia [The Discourse of Globalization: Preliminary Considerations], Mezhdunarodnaia sotsiologiia [International Sociology]. 13, 1, 25–40. (In Russian).
  4. Shamsuddoha, M. Globalization to Glocalization: A Conceptual Analysis. URL: https://ssrn.com/abstract=1321662 (Accessed 20.11.2021).
  5. Bek, U. (2001) Chto takoe globalizatsiia? [What is globalization?]. Moscow: Progress-Traditsiia. (In Russian).
  6. Zhelvis, R. (2020) Glokalizatsiia vysshego obrazovaniia v postsotsialisticheskoi strane: opyt Litvy [The Glocalization of Higher Education in a Post-Socialist Country: The Lithuanian Experience], Voprosy obrazovaniia [Education issue], 3, 277–302. (In Russian).
  7. Kozhevnikov, N.N., Pashkevich, N.L. (2005) Glokalizatsiia: kontseptsii, kharakternye cherty, prakticheskie aspekty [Glocalization: Concepts, Features, Practical Aspects], Vestnik Severo-Vostochnogo federal’nogo universiteta im. M.K. Amosova [Bulletin of the Northeast Federal University named after M.K. Amosov], 3, 2, 111–115. (In Russian).
  8. Sotsial’naia sfera Samarskoi oblasti v 2020 godu [The Social Sphere of the Samara Region in 2020]. (In Russian). URL: https://samarastat.gks.ru/population (Accessed 20.11.2021).

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML
2. Fig. 1

下载 (347KB)

版权所有 © Naumova O.S., Alasheeva S.A., 2021

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可
##common.cookie##