Записи в рукописных и печатных книгах как источник сведений о распространении книжной культуры в среднем Поволжье XVII века

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В ходе изучения книг, которые были связаны своим происхождением и/или бытованием с территорией Среднего Поволжья XVII в., выявлено большое количество писцовых, владельческих, вкладных, дарственных, запродажных, учетных записей, сделанных представителями разных сословий. Часть из них раскрывают географию распространения книжности в регионе, стоимость книг, дают дополнительную информацию о местной истории и культуре, о жителях края. Исследование подготовлено на основе информации из библиографических источников (каталогов) региональных и центральных библиотек, музеев и архивов. В ряде случаев записи в рукописных и печатных книгах описаны de visu.

Полный текст

Записи в книгах (писцовые, владельческие, вкладные, дарственные, запродажные, учетные) довольно часто выступают в качестве исторического источника, поскольку содержат сведения, отсутствующие в делопроизводственной документации. Эти сведения могут быть самыми разнообразными: о географии производства и распространения книг, их стоимости, истории бытования, истории населённых пунктов, храмов и монастырей, в которых книги пребывали, о личных данных владельцев, продавцов и покупателей, книжных вкладчиков, о народном быте и т. д.

Выявление книжных записей в привязке к определённому месту и времени является серьёзной проблемой, адекватное решение которой затруднено информационно-коммуникационными барьерами, прежде всего географическим, ведомственным и лингвистическим. Так, книги, которые на протяжении XVII в. создавались, распространялись, хранились и использовались в Среднем Поволжье1, рассеяны по всей территории Российской Федерации и за её пределами. Это обусловлено процессами колонизации Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока в последующие столетия и масштабными миграционными потоками. Ведомственный барьер связан с отсутствием в ряде библиотек, музеев и архивов географических указателей, а также электронных каталогов, доступных онлайн, что чрезвычайно затрудняет поиск необходимой информации. И наконец, без специального навыка бывает трудно разобрать скоропись с её каллиграфическим разнообразием (стиль письма, которым выполнено большинство книжных записей рассматриваемой нами эпохи). Последнюю проблему отчасти компенсируют библиографические источники: печатные каталоги рукописной и печатной книги XVII в. (универсальные и адресные).

Несмотря на указанные барьеры, было выявлено множество книжных записей различного рода, что позволило идентифицировать искомые книги. Кроме того, из книжных помет почерпнута важная книговедческая информация, в частности о географии распространения книг, а также богатые историко-культурные сведения. В настоящей публикации представлена не вся, а наиболее содержательная и репрезентативная часть найденных записей.

Так, сравнительный анализ ранних записей XVII в., присутствующих в двух рукописных книгах, позволил представить целостную картину событий, происходивших в Казани и в одном из пригородных сёл. Примечательно, что рукописи имели совершенно разные судьбы и ныне находятся в архивохранилищах разных городов.

Одна из означенных записей, вкладная, выполненная скорописью, найдена в рукописном напрестольном Евангелии-тетр, созданном в конце XIV – начале XV(?) века. Книга выполнена на пергамене уставом (частично полууставом) и в настоящее время хранится в отделе рукописей Российской государственной библиотеки2. Запись имеет следующее содержание: «Лета 7119 (1611) году июня в 18 день положил сию книгу Евангелие на престол к Ивану Предтече и к Ил[ь]е пророку за Волгу в село Ключица из Казани флоровскои поп Федор(?) Коз[ь]мин сын Секерин на вечнои поминок по своеи душе и по своих родителех и подписал своею рукою»3.

Удивительно, но в записи, выявленной в другой книге, – рукописном Апостоле второй половины XVI в. (полуустав; объём 308 листов) – говорится о том же священнике, тех же населённых пунктах и тех же храмах. Этот манускрипт в начале XX в. находился в Иргизских монастырях Самарской губернии. В период Гражданской войны он наряду с другими книгами Иргиза был описан историком М.Н. Тихомировым и вывезен в Самару. Ныне представлен в фондах отдела редкой книги Самарской областной универсальной научной библиотеки4. Запись сделана скорописью в 1616 г., через 5 лет после вышепредставленной записи в Евангелие-тетр: «Лета 7125 (1616) году октобря 1 день преставися Предтеченской поп Ключищ инок Арсене, а положился во граде Казани у Флора и… при священнике Федоре Козмине сыне Секерине»5.

Дополнительные разыскания в отношении содержания этих записей позволили получить следующую картину. Известно, что в церкви Живоначальной Троицы в Ямской слободе города Казани с самого её основания в начале XVII в. был придел во имя Святых мучеников Флора и Лавра6. Вероятно, именно там, как минимум, в 1611–1616 гг. служил священником Фёдор Кузьмич Секерин. В церкви во имя Иоанна Предтечи села Ключищи, которое существует и ныне на противоположном от Казани берегу Волги (входит в состав современного Верхнеуслонского района Республики Татарстан)7, служил монах Арсений, близкий человек или родственник отца Фёдора. В 1611 г. священник Фёдор подарил в Предтеченский храм старинное напрестольное Евангелие, написанное на пергамене, а через 5 лет он похоронил почившего инока Арсения у своей церкви в Казани.

В разных книгохранилищах и по различным изданным описям нами выявлены 8 рукописных и 3 печатных книги с записями, свидетельствующими о свободной торговле книгами в Казанском крае в XVII веке. Для изучаемого региона они ценны также как общеисторические источники.

Например, согласно многочисленным записям на армянском, турецком и русском языках в рукописной Псалтири XVI в. известно, что 23 февраля 1616 г. её купил некий Василий Петров, пребывавший в казанской тюрьме. Книга выполнена полууставом, переходящим в скоропись; имеет объём 149 листов. Из записей также понятно, что покупатель рукописи, христианин, находился в составе некоего посольства, в конце 1613 г. был «взят от посланника, мучим и посажен в тюрьму» и уже в заключении в Казани приобрёл эту рукопись за девять алтын. В середине XIX в. рукопись находилась в составе Московской синодальной библиотеки [2, с. 188–190 (3-й ряд)].

Из записи скорописью XVII в. в рукописной книге «Псалтырь толковая с гадательными приписками» (третья четверть XVI в.)8 известно, что в 1636 г. её продал приходской священник священнику-монаху: «Продал сию книгу глаголемую Псалтыр толковую троецкий поп Федор Иванов сын Власов лета 7144 (1636 г.) февраля в 5 день городца Пустова Свияжского города Богородицкаго монастыря постриженику черному попу Матфею, а писал своею рукою»9. Судя по этим словам, «черный поп Матфей» был пострижеником Успенского монастыря в городе Свияжске, расположенном недалеко от Казани.

Приходом церкви Богоявления в городе Арске, близ Казани, была куплена Минея общая, изданная в 1628 г. на Московском печатном дворе, о чём в книге на листах 2–9 имеется запись почерком XVII в.: «Куплена Минея в церковь Богоявления и Господа Бога и Спаса нашего Иесуса Христа в Арском городу у попа Еуфимия на мирские деньги, дано полчетверти рубли. А подписал площ[адной]? Семенка Потапов» [Цит. по: 4, с. 31]. Из записи понятно, что в данном случае имела место «мирская покупка» (самими прихожанами на свои средства) книги, необходимой для богослужения, а запись в экземпляре сделал площадной подьячий10.

Примером приобретения книги старостой для приходского храма является запись в печатном Прологе: «В 197 (1689) году сия книга куплена в церковь (Сызранской) Казанской Богородицы (новопостроенную) старостой» [5, с. 119]. Речь идёт о возведённой в 1689 г. церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в г. Сызрани (ныне в составе Самарской области), предшественнице нынешнего Казанского собора, кафедрального собора Сызранской епархии. Староста, очевидно, заботился о наличии необходимого книжного комплекта в новопостроенном храме. В начале XX в. означенная книга хранилась в церкви с. Ивашевка Сызранского уезда Симбирской губернии [5, с. 119]. Данный населённый пункт существует в составе Сызранского района Самарской области по сей день.

Ещё один пример покупки книги приходским храмом даёт соответствующая запись в напрестольном печатном Евангелии из собрания И.Н. Царского [6, с. 7]11. Это одна из первых русских печатных книг – экземпляр безвыходного Евангелия середины XVI века. В каталоге И. Каратаева она фигурирует под № 66 [7, с. 151]. По листам 48–66 в книге имеется сквозная запись: «199 марта в 20 день (1691 г.) продал сию книгу Евангелие церковное новодевича монастыря Керенского уезду села Красного Бородицкого12 поп Михаил Алексеев Нижеломовского уезду села Черные Петины в церковь Николая Чудотворца петидесятнику Стефану Мартынову с товарищи, а денег взято шестьдесят алтын, а подписал я, поп Михаил, своею рукою» [Цит. по: 8, с. 277]. Из записи следует, что экземпляр уникального Евангелия в 1691 г. был продан из села, видимо, принадлежавшего керенскому Тихвинскому монастырю (основан до 1678 г.), в церковь во имя Святителя Николая Чудотворца с. Чёрные Пятины Нижнеломовского уезда. Данное село с храмом по состоянию на конец XIX в. значилось в составе Нижнеломовского уезда Пензенской губернии [9, с. 156], позднее объединилось с с. Усть-Каремша13.

В 1677 г. солдат-симбирец приобрел у дьякона из Арзамаса рукопись «Просветителя» Иосифа Волоцкого (XVII в., скоропись; объём: 349 л.), о чём в книге на листе 348 имеется запись: «Продал сию книгу города Арзамаса благовещенской диакон Иосиф синбиринину выборнова(?) полка солдату Лаврентию Иванову сыну Неклюдову зачисто… Писал я, диакон Иосиф своею [рукою] 185 году месяца июля (1677)…»14. Ныне манускрипт хранится в РГБ. Выборные полки XVII в. – предшественники российской регулярной армии.

В начале XX в. в Санкт-Петербургском университете хранился рукописный список «Казанского летописца» объёмом 236 листов, созданный во второй половине XVII века. Книгу сопровождала владельческая надпись следующего содержания: «Сия книга глаголемая История о Казанском к (так!) царстве свияжского посадцкого человека Якова Чеснокова» [Цит. по: 10, с. 43–45]. По всей видимости, посадский человек Яков Чесноков владел книгой в конце XVII века.

Весьма информативен ряд записей, представленных в экземпляре печатной четьей книги – «Беседы святого Иоанна Златоуста на Евангелие от Иоанна», напечатанной в Москве в 1665 году. На листах 1–40 имелась запись: «190 (1681) года ноября 10 города Карсуна Рождественский поп Иван Климантов продал сию книгу Кандарацкия слободы казаку Петру Никифорову сыну Кочеевскому, а приложил он Петр сию книгу Валдиватской слободы к церкви Архистратига Михаила, а взял я за сию книгу 3 рубля, а подписал я поп Иван своею рукою» [Цит. по: 5, с. 115]. На последующих листах (42–54) располагалась другая сквозная запись следующего содержания: «204 (1695) года ноября 15 дня Карсунского уезда Вальдиватской слободы поп Иосиф Нестеров продал сию книгу прикладную Беседы в Алатырский уезд в село Никитино Архангельскому попу Мине за ту же цену, а подписал своею рукою» [Цит. по: 5, с. 115]. Третья запись читалась с 55 по 72 лист: «206 (1698) году августа в 6 день приложил сию книгу Синбирских гор Воскресенского монастыря и преподобных отец Изосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, пустыни тоя ж обители строитель иеромонах Михаил приложил сию книгу Евангельские беседы неподвижно быть в сей обители» [Цит. по: 5, c. 115–116].

Записи позволяют достаточно подробно проследить историю бытования книги на территории двух уездов, впоследствии относившихся к Симбирской губернии. До 1681 г. она принадлежала священнику церкви Рождества Христова в городе Карсуне (ныне в составе Ульяновской области) Ивану Климантову или самой этой церкви. Известно, что деревянная церковь Рождества Христова в Карсуне была построена на отведённых землях Казачьей слободы в 1651 г., а первыми клириками в ней состояли Пётр Иванов и Иван Климонтов [11]. Последний как раз и упоминается в рассматриваемой книжной записи. Между тем в рукописном «Сборнике апокрифов, повестей и других произведений», датированном XVII в. (ныне в РГБ), приводится имя ещё одного священника карсунской церкви Рождества Христова, но имя его – Александр. Запись на листе 24, скорее всего, была сделана в самом конце XVII в.: «Сия книга пр. гораду Карсуни церькви Ро[жде]ства Христова попа Олександра»15. Видимо, Александр служил в этой церкви позднее священника Ивана Климантова (Климонтова).

Кроме Карсуна в записях на книге «Беседы…» значатся другие населённые пункты, входившие в XVII в. в состав Карсунского участка Симбирской засечной черты, – Кандарацкая (Кондорацкая) слобода, основанная в 1648 г. (ныне село Большая Кандарать Карсунского района Ульяновской области), Вальдиватская слобода, основанная в 1665 г. (ныне село Вальдиватское Карсунского района Ульяновской области). Эти слободы располагались по соседству – в 6 километрах друг от друга. В Вальдиватской слободе действительно была церковь во имя Архистратига Михаила. Именно она в 1681 г. получила в дар книгу от казака Петра Кочеевского. В 1695 г. священник вальдиватской церкви продал издание в соседнее с Кандарацкой слободой село Никитино (ныне входит в состав Сурского района Ульяновской области). Известно, что никитинская церковь действительно была освящена во имя Архангела Михаила, как на это указывается в книжной записи. В течение следующих трёх лет книга оказалась у настоятеля Симбирских гор Воскресенского монастыря (Соловецкой мужской пустыни), находившегося в 17 верстах к северу от Симбирска. В 1698 г. настоятель передал её в библиотеку своей обители. Можно предположить, что священник села Никитино Мина и настоятель Соловецкой пустыни Михаил – одно и то же лицо: монашеское имя при пострижении даётся, как правило, с той же начальной буквой, что и бывшее мирское имя постригаемого. В 1764 г. Соловецкая пустынь была упразднена, и экземпляр «Бесед…» попал в симбирский Покровский монастырь, где зафиксирован в начале XX в. [5, c. 115–116].

По двум записям XVII в. в экземпляре печатной книги «Три чина присяг» (Москва, 1654?) можно проследить бытование этой книги в городе Пензе, как минимум, в последних десятилетиях XVII века. Первая запись представлена на листах 1–18 (1-го счета; и на 1–2 листах 2-го счета): «Чиновник Пензы города Приказной избы как настоит привесть к государеву денежному збору. А подписал пензенской Приказной избы подячей Василей Володимеров во [7]182 (1674) году генваря в 15 день» [Цит. по: 4, с. 93]. Таким образом, книга, которая регламентировала приведение различных лиц к государственной присяге, по состоянию на 1674 г. хранилась в приказной избе города Пензы. Вторая запись XVII в., расположенная на втором защитном листе, сообщает о пребывании данного экземпляра в пензенском Спасском соборе: «Сия тетрадь глаголемая чины соборноя церкви всемилостива Спаса» [Цит. по: 4, с. 94].

Примечательна владельческая надпись, сделанная на первом чистом листе Служебника, напечатанного около 1598 г. в Вильно. Из неё видно, что в конце XVII в. книга принадлежала пензенскому священнику: «Сия книга глаголемая служеб… города Пензы Николаевского попа Игнатия Андреива лета 7202-го (1693) ноября в 27 день а буде хто сию книгу украдет или продаст или заложит да будет проклет а писал сам я своею рукою» [Цит. по: 12, с. 27]. Несмотря на то, что издание было дониконовским и весьма старым (около 100 лет), им очень дорожили.

Записи в книгах свидетельствуют о книжных вкладах в церкви и монастыри представителей дворянского сословия Среднего Поволжья. Так, известен вклад дворянина Атемарского уезда Панкратия Васильевича Нечаева: в 1652 г. в своем поместье в Атемарском уезде он дал вкладом в церковь в честь Нерукотворного Образа Спасителя сборник творений преподобного Ефрема Сирина и аввы Дорофея, напечатанный в 1652 г. на Московском печатном дворе. Об этом вкладе в книге скорописью, на каждом втором листе по одной букве, имеется запись: «Сия книга Еврем купил Панкрат Васильевич Нечаев по обещанию своему в новую церковь Нерукотворенного образа Всемилостивого Спаса, да Пречистъе Богородицы явления Казанской, да великого чудотворца Николы в поместье своем в Атемарском уезде в пачинке Атъминъсъких Вершина, подписал я, Пакрат, сам, своею рукою лета 7160 году генваря в двадесят пяты ден (25.1.1652)» [Цит. по: 13, с. 200]. В настоящее время книга хранится в Научной библиотеке МГУ им. М.В. Ломоносова. Починок Атемарские Вершины, о котором идёт речь во вкладной записи, – это название в XVII в. населенного пункта при крепости Атемар (ныне село в Лямбирском районе Республики Мордовия близ города Саранска).

В XVII в. в пределах современной Мордовии крупными землевладельцами были дворяне Анненковы. Они, например, владели селом Гуляево на реке Алатырь (в современном Ичалковском районе Республики Мордовия), при котором располагалась гуляевская Преображенская пустынь, основанная до 1656 года. Известно, что Анненковы делали в эту обитель богатые вклады, в том числе книгами [5, с. 147]. В Научной библиотеке МГУ им. М.В. Ломоносова хранится экземпляр книги «Минея общая с праздничной», выпущенной на Московском печатном дворе в 1635 году. Он являлся вкладом в одну из церквей на территории современной Мордовии представителя рода – Гавриила(?) Анненкова. Об этом в книге имеется вкладная запись почерком XVII–XVIII вв. по листам 18–26: «А сю книгу Минею общую приложили к Николе Чудотворцу, что на Инзере, старец Иона Сволатинов да Врило (Гаврило?) Анненков, а подписал старец Иона своею рукою» [Цит. по: 13, с. 113]. Из записи XVIII в., часть которой срезана, по листам 46 об. – 51 об. понятно, что книга принадлежала церкви «Христова… села Нико[льского?] Саранского уезда» [Цит. по: 13, с. 113]. Некоторые наши изыскания показали, что речь в этих записях может идти об одном и том же населённом пункте – селе Никольском на реке Инсар, пригороде Саранска (ныне село Зыково в Октябрьском районе г.о. Саранск).

Записи в книгах, связанных своим бытованием с территорией Среднего Поволжья в XVII в., имеют репрезентативный характер и как исторический источник обладают несколькими характерными особенностями. Они раскрывают хронологию передачи книг от владельца к владельцу и географию их перемещений. Приграничное Среднее Поволжье в рассматриваемый период отличалось скудостью книжных ресурсов. Распространение книг в основном осуществлялось через их куплю-продажу и вклады (передачу в дар) храмам и монастырям. По книжным записям, выявленным в ходе настоящего исследования, видно, что книжная культура и грамотность проникли во все слои местного населения за исключением крестьян. Данная группа источников позволяет включить в ареал региональной книжной культуры наряду с крупными населенными пунктами, впоследствии ставшими административными центрами (Казанью, Симбирском, Самарой, Пензой), такие города, как Свияжск, Сызрань, Карсун, а также отдельные слободы и сёла. Для предмета нашего исследования источниковедческая ценность книжных записей заключается в том, что они способствуют выявлению в массе населения, занимавшегося освоением юго-восточных рубежей России, конкретных людей, благодаря которым состоялся постепенный транзит русской книжности на территорию региона.

 

1 Речь идёт о части территории, которая в источниках XVII в. называлась Казанским краем (вошел в состав Московского государства в середине XVI в.). В рамках нашего исследования под Средним Поволжьем понимается территория современных Республики Татарстан, Ульяновской, Самарской, Пензенской областей и восточной половины Республики Мордовия, взятых в совокупности.

2 ОР РГБ. Ф. 247 (Собрание Рогожского кладбища). № 136. 203 л.

3 Там же. Л. 2, 12. Здесь и далее все записи в книгах представлены в упрощенной орфографии, в скобках курсивом дается перевод дат с исчисления от Сотворения мира на эру от Рождества Христова.

4 Перечень рукописей из «Описания рукописей Иргизских монастырей», вывезенных М.Н. Тихомировым в Самару / публ. подг. А.Г. Сукаевым // Классика самарского краеведения: антология / под ред. П.С. Кабытова, Э.Л. Дубмана. Самара, 2006. Вып. 2. С. 106–109. С. 106; См. также: [1, с. 22].

5 ОРК СОУНБ. № 306221. Л. 284 об.

6 Казань. Церковь Троицы Живоначальной в Ямской слободе // Соборы.Ру: [сайт]. URL: https://sobory.ru/article/?object=31733 (дата обращения: 01.12.2022).

7 Ключищи. Церковь Рождества Иоанна Предтечи // Соборы.Ру: [сайт]. URL: https://sobory.ru/article/?object= 02558 (дата обращения: 01.12.2022).

8 ОР РНБ. Погод. 98.

9 Цит. по: [3, с. 79].

10 Площадной подьячий – человек, оказывавший под надзором властей частные услуги писца.

11 В данном издании сама запродажная запись не приведена.

12 Такое написание в издании, по которому приводится цитата, но, возможно, правильно – «Богородицкого».

13 Ныне – в Нижнеломовском районе Пензенской области.

14 ОР РГБ. Ф. 247 (Собрание Рогожского кладбища). № 241.1. Л. 348.

15 ОР РГБ. Ф. 310 (Собрание В.М. Ундольского). № 637. 80 л.

×

Об авторах

Андрей Игоревич Макаров

Издательство «Пашков дом» Российской государственной библиотеки

Автор, ответственный за переписку.
Email: a.makarov_03@mail.ru

главный библиограф

Россия, ул. Моховая, 16, Москва, 119019

Список литературы

  1. Тихомиров М.Н. Описание рукописей Иргизских монастырей / М-во культуры РФ, СОУНБ. Самара: Офорт, 2017. 142 с.: цв. ил.
  2. Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки: в 3 отд-ниях. Отд-ние 1: Священное Писание / [сост.: А. Горский, К. Невоструев]. Москва: В Синод. тип., 1855. [2], XIV, 342 с.
  3. Рукописные книги собрания М.П. Погодина: каталог. Вып. 1 / ред. О.В. Творогов, В.М. Загребин. Ленинград, 1988. 340, [2] с.: портр.
  4. Корпус записей на старопечатных книгах / Библиотека Академии наук России. Вып. 1: Записи на книгах кириллического шрифта, напечатанных в Москве в XVI–XVII вв. / сост. Л.И. Киселёва. Санкт-Петербург: БАН, 1992. 214, [4] c.: ил.
  5. Соловьёв А.И. Упразднённые монастыри и пустыни Симбирской епархии. Симбирск: Типо-лит. А.Т. Токарева, 1909 (обл. 1910). XVI, 194 с.
  6. Строев П.М. Описание старопечатных книг славянских, находящихся в библиотеке московского первой гильдии купца и Общества истории и древностей российских благотворителя Ивана Никитича Царского: c 12 грав. изображения шрифтов. Москва: Тип. С. Селивановского, 1836. VIII, 455 с.: ил.
  7. Описание славяно-русских книг, напечатанных кирилловскими буквами. Т. 1: (с 1491 по 1652 г.) / сост. И. Каратаев. Санкт-Петербург, 1883. [2], VI, [2], 554 с.
  8. Асафов К.М., Протасьева Т.Н., Тихомиров М.Н. Записи на книгах старой печати XVI–XVII веков // Археографический ежегодник за 1961 год. Москва, 1962. С. 276–344.
  9. Церкви, причты и приходы Пензенской епархии / сост. А. Попов. Пенза: Тип. Губ. правления, 1896. 5, 272 с.
  10. Кунцевич Г.З. История о Казанском царстве или Казанский летописец: опыт историко-литературного исследования. Санкт-Петербург: Тип. И.Н. Скороходова, 1905. XI, 682 с., 10 л. табл.
  11. Волынцев В.А. Спасительные кресты Карсуна [Электронный ресурс] // Мономах. 2007. № 1 (48). URL: http://monomax.sisadminov.net/main/view/article/521 (дата обращения: 21.03.2022).
  12. Старопечатные издания кирилловского шрифта XV–XVI веков: каталог / cост. Н.И. Алексеева, Н.А. Попкова; Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского, науч. б-ка. Саратов, 1993. 45 с., 11 л. ил. (Редкие книги Науч. б-ки СГУ; Вып. 13).
  13. Поздеева И.В., Кашкарова И.Д., Леренман М.М. Каталог книг кириллической печати XV–XVII вв. научной библиотеки Московского университета. Москва: Изд-во МГУ, 1980. 360 с.: ил., 1 л. ил.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Макаров А.И., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах