Мультимедийное издание по истории гравюры: обоснование проекта
- Авторы: Андреева О.В.1, Иванова П.В.2
-
Учреждения:
- Московский политехнический университет
- Аукционный дом «12й стул»
- Выпуск: Том 4, № 4 (2023)
- Страницы: 97-109
- Раздел: Культура и цифровизация
- URL: https://journals.eco-vector.com/2713-301X/article/view/623740
- DOI: https://doi.org/10.48164/2713-301X_2023_14_97
- ID: 623740
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цифровая часть мирового и российского книжного рынка с каждым годом неуклонно растет, успешно конкурируя с издательской продукцией, выполненной традиционным печатным способом. Авторы приводят обоснование проекта мультимедийного электронного издания, отражающего историю зарубежной и отечественной гравюры в форме мобильного приложения. Особое внимание уделено описанию его отдельных мультимедийных элементов, в том числе средств навигации, оглавления и указателей.
Структура электронного издания выстраивалась с учетом хронологии развития искусства гравюры. Статья проиллюстрирована скриншотами, раскрывающими интерфейс данного ресурса, его функциональные возможности.
Полный текст
История изучения искусства гравюры насчитывает немалое число работ отечественных и зарубежных авторов. Однако серьезных обобщающих трудов в этой историографии не так много. В России первыми появились биобиблиографии русской гравюры, которые начали выходить с XIX в. и были связаны с распространением коллекционирования. Работы Д.А. Ровинского [1], Е.Н. Тевяшова [2], Н.А. Обольянинова [3], Н.П. Собко [4], И.И. Лемана [5] стали пособиями, сохраняющими научную и справочную ценность до сих пор. Не имеет аналогов в описании русской книжной иллюстрации и труд В.А. Верещагина [6]. В 1920-х гг. вышли книги Л.Р. Варшавского [7] и Э.Ф. Голлербаха [8]. Особое значение имеют более поздние исследования П. Кристеллера [9], М.И. Флекеля [10]. Опубликованы многочисленные пособия по технике литографии, офорта, ксилографии, линогравюры.
История гравюры становилась предметом изучения в трудах зарубежных исследователей, в первую очередь отметим работы Артура М. Хинда [11]. Интересна попытка собрать информацию о современном состоянии данного искусства по разным странам [12].
У современных коллекционеров и исследователей гравюры, у людей, интересующихся этим видом графического искусства, отсутствует фундаментальная «настольная книга», к которой они могли бы обратиться в любой момент. Такое положение заставило одного из отечественных специалистов (А.М. Гостева) признать, что «серьезная история гравюры еще не написана»1.
Традиционный книжный формат накладывает множество ограничений на издание, главные из которых – границы объёма текста и иллюстраций. Век информационных технологий подарил издательскому миру новые возможности. Несмотря на то, что печатная книга никуда не уходит, появляются форматы, которые изменяют привычные представления о ней. Впервые в истории книжной культуры цифровые инновации позволяют создать гибкий контент, ориентированный на индивидуальные потребности конкретного читателя. Применение в книге мультимедийных ресурсов расширяют ее содержание, обогащают традиционный текст новыми смыслами. Показательно, что в отраслевых конкурсах объявляются соответствующие категории. Так, в конкурсе «Книга года» значится номинация «Электронные издания и аудиокниги», где, в частности, принимаются к рассмотрению и мультимедийные проекты2.
Обратимся к понятию «мультимедийное издание». Не останавливаясь на последовательном развитии и уточнении его содержания в отраслевых стандартах3, будем понимать под этим словосочетанием электронную публикацию, в которой элементы основной информации воспроизводятся взаимосвязанно при помощи соответствующей программной оболочки.
Если в традиционном подходе к подготовке произведения печати существует проблема ограниченности ресурсов, то мультимедийное издание не ограничивает читателя линейным отображением информации, а привлекает различные элементы, чтобы процесс чтения стал более динамичным. Данный вид публикации по истории гравюры позволит объединить разрозненные сведения в одну книгу, сопроводив ее при этом интерактивными элементами, порождающими дополнительный контент вербальных и невербальных данных.
Электронный формат дает возможность увеличивать и детализировать на экране изображения, иногда в двадцатикратном размере, при этом сохраняя их качество, что особенно важно для разных техник гравюры; демонстрировать фрагменты видеозаписей (с функциями стоп-кадра и пролистывания видеозаписи), а также воспроизводить музыкальное и любое другое аудиосопровождение, соответствующее тексту или визуальному ряду. Кроме того, благодаря данному формату можно выделять в тексте «горячие клавиши», по которым осуществляется немедленное получение справочной информации и пояснений.
Добавление мультимедийных элементов требует существенно иного опыта для всей издательской команды. Чтобы сделать проект доступным для реализации, необходимо привлечение экспертов различного профиля: аудио- и видеомонтажеров, разработчиков программного обеспечения и др.
В 2000-е гг. получили широкое распространение мультимедийные издания на DVD-дисках, однако за прошедшее время многое изменилось. Данные носители информации уже не отвечают требованиям современных пользователей, которые все реже устанавливают оптические приводы в свои ПК. Более актуальной представляется публикация мультимедийного издания в форме мобильного приложения.
Создание интернет-портала кажется более простой и легче осуществимой альтернативой, так как большинство мультимедийных изданий выглядят как веб-сайт или как совокупность ссылок, которые поддерживают его открытие. Однако при таком варианте нужна проработка дополнительной мобильной версии сайта, поскольку веб-версии непригодны для использования на мобильных устройствах. Кроме того, для обращения к изданию, опубликованному подобным образом, требуется постоянное и стабильное подключение к Интернету, что не всегда возможно, особенно если его использование планируется в транспорте или местах, труднодоступных для связи.
Следует также учитывать, что обращение к веб-сайту более затратно по времени. Пользователь должен совершить следующие действия: открыть браузер, найти в поисковой строке или закладках нужный ресурс, дождаться загрузки информации. Для выхода же в приложение достаточно одного нажатия на иконку.
Мобильные приложения становятся самым популярным программным обеспечением, постепенно вытесняя веб-сайты и их мобильные версии. Исследование показало, что половина интернет-трафика в мире в 2021 г. приходилась на мобильные телефоны, и с каждым годом этот процент продолжает увеличиваться. Вероятнее всего, в течение пяти лет данный показатель достигнет 60 %4.
В России в 2022 г. лидирующими по интернет-трафику оставались ноутбуки и настольные компьютеры (64,1 %), в то время как мобильные телефоны занимали 34,6 %. По сравнению с предыдущим годом трафик мобильных телефонов увеличился на 27,7 %; по-видимому, данный рост будет продолжаться и далее5.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что в современном мире есть тенденция к повсеместному смещению приоритета в использовании гаджетов. Вполне вероятно, что в течение этого десятилетия смартфоны выйдут на лидирующую позицию по использованию Интернета и приложений, оставив позади персональные компьютеры и ноутбуки.
Многие ведущие компании начинают отказываться от сайтов в пользу мобильных приложений. Например, известные платформы для чтения электронных книг и прослушивания аудиоверсий Storytell и MyBook обладают сайтом, на котором можно пополнить библиотеку (как в случае MyBook) или оформить подписку, однако для чтения и прослушивания книг необходимо скачивать приложение.
За двадцать лет общее число выпускаемых приложений в мире выросло в 20 раз. Если в 2001 г. их количество не превышало одного миллиона, то в 2021 г. достигло 22 млн, причем большая часть пришлась на магазин Google Play для операционной системы Android (около 14 млн). Общее количество загрузок приложений в России, по состоянию на 2021 г., составило более 5 млрд раз6.
Авторами был проведен опрос участников книжного клуба Now is the good time в Москве, группа «ВКонтакте» которого включает более 400 человек возрастом 20-30 лет.
Большинство опрошенных (60 %) читают электронные книги с мобильного телефона или планшета, у 31,43 % есть специальное устройство. Только 8,57 % участников опроса пользуются компьютером или ноутбуком. 58,82 % читают книги на сайтах только в том случае, если нет возможности скачать полную электронную копию, 29,41 % скачивают книгу целиком и не пользуются сайтами в принципе, и только 11,76 % постоянно читают электронные файлы с текстами книг на сайтах.
Итак, именно мобильные приложения становятся самым популярным программным обеспечением, постепенно вытесняя веб-сайты и их мобильные версии. Исходя из этих соображений, рассмотрим способ публикации мультимедийного издания в данной форме. Основные задачи мобильного приложения с таким контентом, на наш взгляд, должны заключаться в следующем:
Создание приложения только для одной книги является технически невыгодным и потребует огромных затрат. Вероятнее всего, они не окупятся. Выходом в данном случае может стать разработка универсального приложения-библиотеки для чтения мультимедийных книг и нового формата под него. Попытки сделать подобное уже предпринимались. Приведем в качестве примера библиотеку МЭШ – Московской электронной школы7.
Приложение для чтения мультимедийных форматов в будущем может составить конкуренцию программам для чтения электронных книг MyBook, Storytell и Litres. С технической точки зрения необходимо: создание такого приложения для клиентов, которое будет площадкой для мультимедийных книг подобного формата; разработка формата, способного поддерживать мультимедийные элементы; формирование файлового хранилища в виде статического сервера, что должно защитить книги от возможного пиратства и несанкционированного использования, и, возможно, подготовка отдельного приложения для верстки, чтобы упростить в последующем работу издателей.
Процесс создания приложения включает разработку файлового формата, универсального движка8 для формата книг (движка для текста, где каждая функция добавляется отдельно; сервера, на котором будет храниться информация о пользователях; функционала приложения).
В качестве источников контента для предлагаемого издания могут быть использованы существующие труды по истории гравюры (монографии, статьи, очерки, библиографические пособия); каталоги личных библиотек, музейных коллекций, антикварных аукционов, выставок и работ художников; мемуары; книги по технике гравюры; архивные документы.
Мы считаем важным придерживаться хронологического принципа, при этом уделяя в каждой главе внимание особенностям искусства гравюры в разных странах. На наш взгляд, без такой группировки неподготовленному читателю было бы сложно ориентироваться в содержании ресурса, ведь данное издание рассчитано не только на специалистов.
Мы отказались от варианта с разделением истории по странам, так как это усложнило бы понимание общих тенденций искусства гравюры. Хронологическое расположение материала показывает, какая страна была ведущей в тот или иной исторический период (как Германия в XV–XVI вв. или Франция в XIX в.).
Опираясь на труды исследователей истории гравюры, приведем вариант возможной структуры издания:
Раздел 1. История зарубежной гравюры
Предпосылки возникновения гравюры. Опыт изготовления печатных форм в Китае во II в. н. э. Буддийские амулеты в Японии. Гравюры, найденные в Египте в VI–VII вв. «Алмазная Сутра» 868 г. Первые ксилографии на игральных картах 1402 г. Первая гравюра на дереве – «Мадонна с четырьмя Святыми Девами в саду» 1418 г. Возникновение ксилографии и офорта.
Гравюра XV в. Первые ксилографии Германии. Мартин Шонгауэр и гравюры на меди. Мастера-монограммисты Германии. Итальянская гравюра и Мазо Финигуэрра. Антонио дель Поллайоло и Андреа Мантенья. Книжная иллюстрация Нидерландов и Бургундии. Мастер Хаусбух из Нидерландов. Французская книжная иллюстрация. Дюпре и Пьер Ле Руж.
Гравюра XVI в. Немецкая гравюра. Альбрехт Дюрер. Мистицизм Ханца Бальдунга. Лукас Кранах Старший как яркий представитель немецкого Ренессанса. Альбрехт Альтдорфер – основоположник пейзажной гравюры. Кляйнмейстеры. Нидерландская гравюра. Лукас ван Лейден. Фламандский гравер Хендрик Гольциус. Итальянская гравюра. Маркантонио Раймонди. Джорджо Гизи. Французская гравюра. Жан Дюве. Граверы карт: Франц Хогенберг, Герард Меркатор и др.
Гравюра XVII в. Французская школа портретной гравюры. Людвиг фон Зиген и изобретение меццо-тинто. Портрет Корнелиса ван Далема. Портретная гравюра Голландии. «Английская манера» Абрахама Блотелинга. Уильям Фейторн и английская гравюра. Мастерская Питера Пауля Рубенса. Иконография Антониса Ван Дейка. Офорт как доминирующая техника. Расцвет итальянской гравюры. Жак Калло, Клод Лоррен. Хосе де Рибера. Болонская школа офорта. Голландская гравюра Эсайаса и Яна ван де Вельде. Эксперименты с глубокой цветной печатью Геркулеса Сегерса. Гравюры Рембрандта. Японская гравюра укие-э.
Гравюра XVIII в. Итальянская гравюра XVIII в. Джованни Баттиста Тьеполо и Каналетто. Архитектурные гравюры Джованни Баттиста Пиранези. Английская сатирическая гравюра Уильяма Хогарта. Гравюры Уильяма Блейка. Томас Бьюик и изобретение торцовой ксилографии. Возникновение литографии. Испанская гравюра Франсиско де Гойи. Французская гравюра Антуана Ватто. Карандашная манера Жана-Шарля Франсуа. Японская гравюра. Тории Киёнобу. Двухцветная ксилография Окумура Масанобу. Китагава Утамаро и нисики-э (цветная печать).
Гравюра XIX в. Доминирование французской гравюры. Жан-Огюст-Доминик Энгр и Эжен Делакруа. Барбизонская школа. Политическая сатира Оноре Домье. Французский импрессионизм в гравюре. Эдуард Мане и Эдгар Дега. Поль Гоген и Анри де Тулуз-Лотрек. Поль Сезанн. Японская гравюра. Кацусика Хокусай. Утагава Хиросигэ. Немецкая гравюра, развитие литографии. Английская гравюра. Фрэнсис Хейден и Джеймс Уистлер. Американская гравюра. Джон Джеймс Одюбон. Мексиканская гравюра. Хосе Гуадалупе Посада.
Гравюра XX в. Развитие линогравюры. Немецкий экспрессионизм в гравюре. Группа художников «Мост». Эрнст Людвиг Кирхнер. Георг Базелиц. Французская гравюра. Пабло Пикассо. Анри Матисс. Итальянская гравюра. Умберто Боччони. Кубизм Джино Северини в гравюре. Английская гравюра. Генри Мур. Грэм Сазерленд. Общемировые тенденции в развитии гравюры. Возрождение литографии в творчестве Джорджа Уэсли Беллоуза. Искусство офорта Джона Слоуна и Реджинальда Марша. Техника сухой иглы Милтона Эйвери. Гравюры Эдварда Хоппера. Возрождение гравюры в Японии. Онти Коширо и Хирацука Унити.
Гравюра конца ХХ – начала XXI в. Эксперименты в гравюре. Поп-арт, концептуальное искусство, абстракционизм в гравюре. Энди Уорхол, Роберт Раушенберг, Джейкоб Лоуренс и др. Перспективы развития гравюры.
Раздел 2. История отечественной гравюры
Гравюра XVI – середины XVII в. Первые гравюры на дереве. Киево-Львовская и Московская школа. Развитие книжной гравюры. Развитие гравюры на меди и первые офорты. Народный лубок. Гравюры Симона Ушакова.
Гравюра в XVIII в. Гравюра Петровского времени. Мастерская Оружейной палаты. Московская школа гравирования XVIII в. Становление петербургской школы 1720–40-х гг. Иностранные школы гравюры в России. Иван Соколов, Григорий Качалов. Портреты Евграфа Чемесова. Гавриил Скородумов и Иван Селиванов. Развитие цветного пунктира и меццо-тинто. Граверы Императорской Академии художеств. Проекты М. Махаева и его учеников. Гравировальный класс Академии художеств. Круг С.Ф. Щедрина. Становление русской пейзажной гравюры.
Гравюра первой половины XIX в. Развитие батального жанра и портрета в русской печатной графике 1810–20-х гг. Русская академическая гравюра. И.С. Клаубер и его ученики: Н.И. Уткин, С.Ф. Галактионов, братья И.В. и К.В. Ческие. Офортисты из числа живописцев и скульпторов (А.Е. Егоров, О.А. Кипренский и др.). Офортная карикатура. Русская академическая гравюра 1820–50-х гг. Станковая гравюра Академии художеств. Шедевры русской иллюстрации 1820–50-х гг. Литографии П.Ф. Бореля.
Гравюра второй половины XIX в. Закат станковой гравюры. Подъем книжной иллюстрации середины XIX в. Развитие тоновой ксилографии. Л.А. Серяков и его школа. Общество аквафортистов. В.В. Матэ и его ученики. Офорты И.И. Шишкина. «Русский художественный листок» В.Ф. Тимма.
Гравюра XX – начала XХI в. Гравюра объединения «Мир искусства». А.П. Остроумова-Лебедева и развитие авторского эстампа. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. Школа В.А. Фаворского. Школа И.Н. Павлова и его последователи. Художники середины XX в. Гравюра нонконформистов. Современные художники.
Перейдем к краткой характеристике мультимедийных элементов издания.
В любом приложении существует свое навигационное меню. Навигация – это его «скелет», который, с одной стороны, позволяет контенту визуально, четко и фрагментировано отображаться у пользователей, с другой – делает его полным и упорядоченным.
Особенностью данного мультимедийного издания станет простота использования и легкость в понимании навигационных иконок. Пользователь должен легко в них ориентироваться. Стоит учитывать, что возрастная категория читателей может быть любой – от школьников и студентов, которые традиционно легче адаптируются к новому меню, до пользователей-новичков, еще не выработавших интуитивного понимания функций приложения.
Рис. 1. Навигационные иконки
Все иконки должны быть узнаваемыми, чтобы пользователи любого уровня смогли в них разобраться. Некоторые иконки постоянно присутствуют на экране: к ним относятся значки «выход в меню», «переход в настройки».
Выход в меню позволит пользователю остановить свое чтение в нужный момент для того, чтобы осуществить переход к оглавлению, указателям, дополнительным главам и галерее. При выходе из меню, например в именной указатель, иконка самого меню сохраняется, и к ней можно вернуться двумя путями: нажав на стрелочку «назад» либо на саму иконку. Меню является важнейшим связующим элементом.
Переход в настройки является основной иконкой для пользователя. Там находится кнопка поиска по тексту, управление шрифтом и его размером, поле с возможностью обратиться в поддержку приложения, а также графа вопросов по приложению, в которую обязательно должна входить возможность повторения обучения. (О функции обучения мы скажем позже.)
Кроме того, на наш взгляд, в настройках необходимо добавить функцию изменения формата экрана: в одном варианте текст непрерывно листается вниз, по подобию сайтов, а в другом перелистывается нажатием на экран или движением вправо/влево, как электронная книга. При выходе из основного текста пользователь сможет вернуться к последнему прочитанному фрагменту с помощью иконки «возвращение к чтению», которая располагается в левом верхнем или нижнем углу.
Стрелки-переходы к следующему разделу (главе, параграфу) будут понятны всем, так как подобные обозначения встречаются в любом приложении.
Важными элементами навигационного меню являются значки самих мультимедийных элементов, таких как переход к видео, изображению и галерее, а также подключение аудио. Их схематичное обозначение будет понятно за счет узнаваемых элементов: наушников, видеоплеера и изображения в конверте.
Оглавление является важнейшим элементом. К нему читатели будут обращаться чаще, чем к другим функциям, которые предлагает мультимедийное издание.
Рис. 2. Оглавление с подсказками
Основной шрифт выбирается такого размера, который удобен пользователю; данной функцией можно управлять из настроек. Все элементы с дополнительной информацией выделяются другим цветом. Текст при нажатии на них появляется в небольшом окошке. Например, таким образом выделены имена художников, тогда как информация во всплывающем окне включает биографическую справку и портрет. Кроме этого, добавляется кнопка «подробнее», по которой читатель сможет перейти на страничку персоналии с детальной информацией. Также выделяются термины, названия произведений – все, что может быть проиллюстрировано или оснащено дополнительными материалами.
Рис. 3. Пример элемента с дополнительной информацией
На полях располагаются иконки мультимедийных элементов. Некоторые фрагменты текста предусматривают наличие информативных примечаний, например, для того чтобы читатель смог узнать подробнее о технике гравирования или каком-либо историческом событии. Иконка может открывать переход в галерею, в которой представлены работы того или иного художника.
Рис. 4. Открытие галереи
Мультимедийное издание позволит обогатить и упростить систематизацию информации по указателям. Все они должны быть оснащены поисковой строкой вверху по центру, а также возможностью сортировки по алфавиту, стране или хронологии, что отвечает задачам того или иного пользователя. В именном алфавитном указателе имя каждого художника дополнительно оснащено биобиблиографической справкой. При нажатии на экране появится всплывающее окно с краткой информацией. Если читателю потребуются более подробные сведения, он может перейти к полной биографии, нажав на нужную кнопку.
Рис. 5. Биографическая справка
Рис. 6. Открытие галереи
Сортировка «по умолчанию» означает, что позиции располагаются по порядку их упоминания в тексте. Все названия работ приводятся в указателе названий. Один из важных дополнительных разделов – «техники гравюры» – также вынесен в меню. Каждая техника должна быть проиллюстрирована примерами и оснащена видеоинструкциями.
Рис. 7. Фрагмент списка гравюрных техник
Другие элементы аппарата издания, характерные для научно-популярных трудов, представлены в виде мультимедийных элементов. Так, к примеру, вместо примечаний помещаются гиперссылки, а вместо комментариев – подкасты искусствоведов. Подчеркнем, что наличие аудиовидеосопровождения является важной составляющей мультимедийного издания. Кроме записей лекций могут быть использованы интервью с приглашенными экспертами: реставраторами, художниками, сотрудниками музеев, кураторами выставок, экспертами аукционных домов. Значимую помощь в усвоении визуальной информации может оказать саундтрек, воспроизводящий музыкальные произведения соответствующей страны и эпохи (например, французский импрессионизм в гравюре / М. Равель, К. Дебюсси; русская гравюра конца XVIII в. / Д.С. Бортнянский).
Рис. 8. Встроенное видео
Необходимым элементом мультимедийного издания в виде приложения надо считать так называемые обучающие экраны. Их задача – познакомить пользователя с выбранным приложением. При первом обращении ему необходимо посмотреть несколько страниц, на которых отображаются различные функции мультимедийного издания. Продвижение между ними возможно с помощью кнопки «далее».
Все мультимедийные элементы не должны препятствовать восприятию текста, так как он остается главенствующим. При этом у читателей должна быть возможность остановить чтение в любой момент, чтобы перейти к дополнительному материалу, а потом вернуться к фрагменту, на котором они остановились.
Нельзя утверждать, что претворение описанной концепции в жизнь будет легкой задачей для издателя, поскольку это потребует обязательного сотрудничества с командой мобильных или веб-разработчиков.
Описанное мультимедийное издание по истории гравюры способно решить проблему, которая существует не одно десятилетие, и предложить специалистам и всем интересующимся полный разносторонний труд в современном формате. Такой информационный продукт может быть весьма востребован в образовательных процессах, в библиотечной, музейной и выставочной деятельности. В условиях быстрой медиатизации общества он может стать значительным событием в сфере цифровой книжной культуры.
1 Гостев А.М. «Серьезная история гравюры еще не написана»: [интервью] // Про Книги. 2008. № 2. С. 31-37.
2 Открыт прием заявок на участие в национальном конкурсе «Книга года» – 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://godliteratury.ru/articles/2023/06/16/otkryt-priem-zaiavok-na-uchastie-v-nacionalnom-konkurse-kniga-goda-2023 (дата обращения: 15.09.2023).
3 ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. Москва: Изд-во стандартов, 2002. 22 с.; ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения. Минск: ИПК Изд-во стандартов, 2004. 41 с.; ГОСТ 7.0.83-2013. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. Москва: Стандартинформ, 2014. 19 с.; ГОСТ 7.0.60-2020. Издания. Основные виды. Термины и определения. Москва: Стандартинформ, 2020. 46 с.
4 Global Digital 2022: вышел ежегодный отчёт об интернете и социальных сетях – главные цифры [Электронный ресурс]. URL: https://www.sostav.ru/publication/we-are-social-i-hootsuite-52472.html (дата обращения: 14.12.2022).
5 Там же.
6 Report. State of Mobile 2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www.data.ai/ru/go/state-of-mobile-2022 (дата обращения: 20.05.2023).
7 Библиотека МЭШ [Электронный ресурс]. URL: https://uchebnik.mos.ru/main (дата обращения: 10.09.2023).
8 Движок сайта (CMS – система управления контентом сайта) – это специальное скриптовое программное обеспечение, позволяющее в полуавтоматическом режиме работать с базами данных и контентным наполнением сайта.
Об авторах
Ольга Владимировна Андреева
Московский политехнический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: knigaol@gmail.com
профессор, доктор исторических наук, профессор Высшей школы печати и медиаиндустрии
Россия, ул. Большая Семеновская, 38, Москва, 107023Полина Владимировна Иванова
Аукционный дом «12й стул»
Email: linaiwanova@yandex.ru
эксперт антикварной книжной торговли
Россия, ул. Петровка, 30/7 офис 5, Москва, 127006Список литературы
- Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв.: в 2 т. Т. I: А-И. Санкт-Петербург: Тип. Имп. Акад. наук, 1895. [6] с., 344, 448 стб.: ил.; 1 л. фронт. (портр.); Т. II: К-Ф. Санкт-Петербург, 1899. [2] с., 449-1248 стб.: ил.
- Тевяшов Е.Н. Указатель имен и предметов, упомянутых в «Подробном словаре русских граверов» Д.А. Ровинского. Санкт-Петербург: Тип. Имп. Акад. наук, 1899. 208 стб.
- Обольянинов Н.А. Каталог русских иллюстрированных изданий 1725-1860 гг.: в 2 т. Т. 1. Москва: Т-во тип. А.И. Мамонтова, 1914. XII, 336 с.; Т. 2. Москва, 1915. [4], 337-687 с.
- Собко Н.П. Словарь русских художников, зодчих, рисовальщиков, граверов, литографов, медальеров, мозаичистов, иконописцев, литейщиков, чеканщиков, сканщиков и проч. С древнейших времен до наших дней (XI-XIX вв.): (с 1867 по 1892 г. включит.): в 3 т. Т. 1, вып. 1: А: (510 имен). Санкт-Петербург: Тип. М.М. Стасюлевича, 1893. XVI с., 350 стб.: ил.; Т. 2, вып. 1: И, I: (425 имен). Санкт-Петербург, 1895. [2] с., 536 стб.: ил.; Т. 3, вып. 1: П: (700 имен). Санкт-Петербург, 1899. [4] с., 508 стб.: ил.
- Леман И.И. Гравюра и литография: очерки истории и техники. Санкт-Петербург: Тип. Т-ва Р. Голике и А. Вильборг, 1913. 292 с.
- Верещагин В.А. Русские иллюстрированные издания XVIII и XIX столетий, 1720-1870: библиогр. опыт. Санкт-Петербург: Тип. В. Киршбаума, 1898. 309 с.
- Варшавский Л.Р. Очерки по истории современной гравюры в России: (ксилография и линогравюра). Москва: Книга, 1923. 175 с.
- Голлербах Э.Ф. История гравюры и литографии в России. Москва; Петроград: ГИЗ, 1923. 217 с.
- Кристеллер П. История европейской гравюры XV-XVIII века / пер. с нем. А.С. Петровского; ред. пер. и вступ. ст. В.Н. Лазарева. Москва: Искусство, 1939. 520 с.
- Флекель М.И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой: очерки по истории и технике репродукционной гравюры XVI-XX веков. Москва: Искусство, 1987. 367 с.
- Hind A.M. A History of Engraving and Etching. New York: Dover Publications, 1963. 487 р.
- Perspectives on contemporary printmaking: Critical writing since 1986. Manchester: Manchester University Press, 2018. 368 р.
Дополнительные файлы
![](/img/style/loading.gif)