Память вещи – ожившая история затерянного артефакта

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В фокусе рецензируемой монографии «Память вещи: “Дух Армении” в образах и сюжетах забытого артефакта» – семейный гобелен, образец художественного ковроткачества 1909 г., выполненный в Самарканде. Через историю бытования данного произведения раскрывается опыт духовного преодоления вызовов времени армянского народа на фоне драматичных событий начала XX века. Являясь примером междисциплинарного исследования, книга профессора В.И. Ионесова, погружает читателя в прошлое Армении, показывает пути сохранения национально-культурной идентичности в условиях великих испытаний. Автор доказывает, что «память вещи» способна стать продуктивной основой не только для исторической реконструкции, но также для актуального социокультурного проектирования и художественного творчества.

Полный текст

Ил. 1. Ионесов, В.И. Память вещи: «Дух Армении» в образах и сюжетах забытого артефакта / В.И. Ионесов; Самар. культурол. о-во; под ред. А.И. Ионесова. – Самара: Самарама; Прайм, 2021. – 322 с.: ил. – ISBN 978-5-6046812-3-7

 

Рецензируемая монография включает 322 страницы текста и значительное количество фотоиллюстраций. Основная часть книги состоит из предисловия, которое вводит читателя в суть проблемы, шести глав, заключения, пяти приложений. Материал богато иллюстрирован документальными фотографиями из архивов, частных коллекций и публикаций других авторов. В монографии представлены документы, связанные с рукотворным гобеленом, его предысторией, а также сопутствующие тематические экскурсы, посвященные художественно-историческому сюжету «Дух Армении» («Мать Армении») с символом скорбящей по Отечеству женщины. Итог всей кропотливой работы, предпринятой автором, изложен в заключении. Текст книги снабжен научным аппаратом, который во многом определяет подлинное лицо исследования. Завершает издание резюме на 4-х языках: русском, армянском, английском и эсперанто.

В процессе исследования гобелена автор изучил множество исторических, культурологических и биографических источников. В.И. Ионесов провел обстоятельный анализ слов и предметов, символов и знаков, а также исследовал историю армянского ковроделия и книгопечатания. Много важных сведений было получено из иллюстративных, литературных, мифопоэтических, нумизматических, архитектурно-художественных и музыкальных произведений. Дешифровка и толкования разнообразных семантических композиций гобелена позволили автору сопоставить и раскрыть историческое содержание уникальных письменных, фотографических и документальных свидетельств. Оказались полезными и материалы из семейного архива [1, c. 10]. Появлению книги предшествовал ряд других публикаций автора по аналогичной тематике [2; 3].

Монография является прекрасным образцом комплексного историко-художественного исследования. Приходится с сожалением отметить, что тираж для такого нерядового издания недостаточно высок – всего 500 экземпляров.

Предметом исследования автора является памятное свидетельство драматической истории народа Армении, запечатлённое в образе коврового произведения (гобелен) под названием «Дух Армении», который можно рассматривать как особый культурный энергетический объект. Это не бытовое понятие, а концентрированная боль великого народа, художественный образ, дающий надежду на его возрождение и процветание. Данный рукотворный гобелен (65х55 см) был создан в Самарканде в 1909 г. вынужденной переселенкой из Армении Анной Бахтамян (1888-1956) (ил. 2). Несмотря на почти вековую историю бытования артефакта, он сохранился достаточно хорошо. Как семейная реликвия он находился в доме родителей В.И. Ионесова, что и послужило причиной для разработки заявленной темы.

 

Ил. 2. Анна Бахтамян (Иоаннесян) – слева, с подругой. Фото ок. 1910-1911 гг. Фотостудия Эдуарда Клара, г.Тифлис

 

По своему характеру монография исторична, представлена в виде отдельных этюдов и очерков, в которых последовательно рассматриваются различные аспекты истории создания самотканого гобелена. Анализируя соотношение историзма и переплетения судеб, ученый в свойственной ему манере делает акцент на двух ракурсах исследования (знаково-символическом и предметно-пространственном). В процессе изучения истории гобелена В.И. Ионесов проникает в скрытые импульсы творчества его создателя, что дает ему возможность для более глубокой оценки духовной и материальной структуры данного произведения. Тем самым автор постигает всю многогранность армянского мира, в котором сложился и живет национальный дух культуры. В сложных и простых позициях он пытается увидеть глубокий смысл, проявляя при этом широкую эрудицию и осведомленность в области историко-культурных источников.

На примере национальной художественной культуры исследователь погружает читателя в мир истории Армении, когда произошли скорбные события, неизгладимые в памяти народа. Чрезвычайно важна фактологическая основа монографии. Используя материал довольно небольшого горного региона, автор делает его осевой доминантой, стремясь решить проблемы обретения Родины. Монография В.И. Ионесова еще раз подтверждает, что «одно из главных назначений общества – служить сохранению, спасению прошлой и безвозвратно ушедшей человеческой жизни» (Х. Ортега-и-Гассет).

Самостоятельный интерес представляет раздел, в котором рассматривается прочтение «Духа Армении» через образ «Матери Армении» (ил. 3), олицетворяющий Богоматерь. Данный памятник церковного искусства, считающийся уникальным, сочетает божественную святость с реальностью. По всей видимости, гобелен с образом «уходящей в вечность» использовали как икону. Сила эмоционального воздействия полотна во многом связана с художественным выражением пространственной среды в единстве с Богоматерью, почитаемой в христианском мире. Эти образы взаимно одухотворяют друг друга, дарят артефакту дыхание жизни. Описывая особенности гобелена, автор будто беседует с ним как с ожившей историей. Красной нитью в монографии В.И. Ионесова проходит любовь к исторической памяти и Отечеству.

Восприятие рукотворного произведения как знаково-символического явления обнаруживает его значение как источника, свидетельствующего о великой трагедии начала ХХ в. – геноциде армянского народа. Причем автор, обращаясь к истории гобелена, переживает эти события через призму своей родословной, через судьбы своих предков. Заслуживают внимания обобщающие экскурсы в поэтическое наследие армянского народа – специфичные уроки истории, получившие отражение в приложении 1 [1, с. 153-180]. Это не дань сентиментальности, а грустные воспоминания «открывателя» гобелена.

Будучи тонким исследователем предметного мира культуры, В.И. Ионесов показывает, что даже в самых малых артефактах духовной и материальной культуры преломляются эпохальные исторические события. В детальном анализе коврового полотна запечатлен путь к себе через мысли о самом малом и самом большом, где судьба отдельного человека, соединяясь с историей народа, обретает общечеловеческую значимость. Каждая жизнь уникальна – отдельная история пережитых человеком событий так или иначе оказывается универсальной историей каждого из нас и, вливаясь в общемировой поток индивидуальных судеб, становится достоянием всего человечества [1, c. 12].

Возвращаясь к общей оценке книги, следует отметить, что на гобелене «Дух Армении», выполненном на старинном ковровом полотне Анной Бахтамян, изображена скорбящая женщина, сидящая на руинах заброшенных жилищ. Это и есть сакральный образ «Духа Армении» – сюжет малоизвестных фактов драматической и очень сложной истории армянского народа. В этом его главное и, несомненно, самое большое значение.

Актуальной представляется и тема визуализации ценностей национальной культуры, ее проработка через призму эвристических возможностей культурологического подхода. Автор книги убедительно показывает, как искусство ковроделия превращает индивидуальное творчество в практику культивирования общечеловеческих ценностей. Уроки истории, усвоенные через сложный и насыщенный художественный мир гобелена, открывают и утверждают важную социальную установку – человек, опираясь на духовные ценности, способен преодолеть самые драматичные повороты, испытания и переломные моменты судьбы.

Книга В.И. Ионесова, вне всякого сомнения, производит неизгладимое впечатление, особенно в плане актуализации историко-культурного наследия армянского мира. В исследовании не только раскрылось художественное дарование ученого, но и получили полноценное выражение его профессиональные качества: новаторство подходов и смелые историко-художественные искания. Такое отношение к анализу источников встречается не часто, тем более важно учесть, что автор, несмотря на происхождение, находится вне языкового поля армянской культуры.

 

Ил. 3. Ковровое полотно «Дух Армении» (“ՈԳԻ ՀԱՅԱՍՏԱՆԻ”), 65х55 см. Автор: Анна Бахтамян (А.А. Иоаннесян), 30 ноября 1909 г., Самарканд

×

Об авторах

Нона Армаисовна Аванесова

Самаркандский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: non.avanesova@mail.ru

кандидат исторических наук, профессор кафедры археологии

Узбекистан, Университетский бульвар, 15, Самарканд, 140104

Список литературы

  1. Армения: притяжение культуры: материалы Междунар. науч.-практ. форума в рамках «Дней Армении в РФ» и в ознаменование Междунар. десятилетия ООН по сближению культур (22-30 нояб. 2017 г.) / СГИК и др.; под ред. В.И. Ионесова. Самара: Самар. гос. ин-т культуры, 2019. 2019. 696 с.
  2. Ионесов В.И. Память вещи: «Дух Армении» в образах и сюжетах забытого артефакта / Самар. культурол. о-во; под ред. А.И. Ионесова. Самара: Самарама; Прайм, 2021. 322 с.: ил.
  3. Ионесов В.И. О книгопечатнике Джанике Арамяне и Анне Бахтамян: история одного забытого гобелена // Армения: притяжение культуры: материалы Междунар. науч.-практ. форума в рамках «Дней Армении в РФ» и в ознаменование Междунар. десятилетия ООН по сближению культур (22-30 нояб. 2017 г.) / СГИК и др.; под ред. В.И. Ионесова. Самара: Самар. гос. ин-т культуры, 2019. C. 26-84.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Ил. 1. Ионесов, В.И. Память вещи: «Дух Армении» в образах и сюжетах забытого артефакта / В.И. Ионесов; Самар. культурол. о-во; под ред. А.И. Ионесова. – Самара: Самарама; Прайм, 2021. – 322 с.: ил. – ISBN 978-5-6046812-3-7

Скачать (773KB)
3. Ил. 2. Анна Бахтамян (Иоаннесян) – слева, с подругой. Фото ок. 1910-1911 гг. Фотостудия Эдуарда Клара, г.Тифлис

Скачать (130KB)
4. Ил. 3. Ковровое полотно «Дух Армении» (“ՈԳԻ ՀԱՅԱՍՏԱՆԻ”), 65х55 см. Автор: Анна Бахтамян (А.А. Иоаннесян), 30 ноября 1909 г., Самарканд

Скачать (472KB)

© Аванесова Н.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах