THE USE OF MODERN VISUAL AIDS FOR DEVELOPING CULTURAL COMPETENCY AMONG STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL SCHOOLS

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This paper considers ways of fostering cultural competency in secondary vocational education. Among effective methods, the author discusses use of modern visual aids, such as: interactive posters, videos, slide shows, and the interactive library. The author proposes that the following categories of cultural competence be used to measure the effectiveness of these visual aids: informational, communicative, self-developing, and activity-based. The article also describes in detail a psychological and pedagogical experiment that bears out the hypothesis of the study about the positive impact of the use of modern visual aids on students’ cultural competency.

Full Text

Результатом учебно-воспитательного процесса в системе среднего профессионального образования является формирование у будущих специалистов общекультурных, профессиональных, специальных и других компетенций, обеспечивающих способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Достижению указанных результатов способствует реализация компетентностного подхода в обучении. Согласно данному подходу ключевую роль для развития современного общества играет процесс формирования общекультурных компетенций, которые связаны с усвоением знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих личности свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении. Проблема поиска эффективных методов и средств обучения, направленных на формирование общекультурных компетенций в системе среднего профессионального образования, является актуальной и своевременной [1-3]. Одним из путей решения указанной проблемы стала разработка и внедрение в процесс обучения студентов современных средств наглядности, которые помогают будущему специалисту воспринимать и усваивать информацию, стимулирующую процесс формирования общекультурных компетенций. Объект исследования - процесс обучения студентов СПО на занятиях по живописи. Предмет исследования - формирование общекультурных компетенций на занятиях по живописи при помощи современных средств наглядности. Цель исследования - выявить степень эффективности формирования общекультурных компетенций на занятиях по живописи с помощью современных средств наглядности. Гипотеза: процесс формирования общекультурных компетенций у обучающихся на занятиях по живописи станет эффективен, если педагогом будут применяться современные средства наглядности, такие как интерактивный плакат, видеофильм, слайд-шоу, интерактивная библиотека и др. Методы проведения психолого-педагогического исследования: анализ и обобщение литературы по теме выпускной квалификационной работы, анализ творческих работ студентов, анализ студенческой документации, психолого-педагогический эксперимент. Исследовательской площадкой эксперимента явился Брянский строительный колледж имени профессора Н.Е. Жуковского. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в системе среднего профессионального образования стало возможным с принятием федеральных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения, которые изменили подход к организации образовательного процесса. При этом обеспечивается переход от формирования традиционных знаний, умений и навыков к формированию компетенций, которые необходимы будущему специалисту в его профессиональной деятельности. Под компетентностью (лат. - сompetentia) понимается круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетенция включает в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, знаний, умений, навыков, способов деятельности, требуемых для определенной предметной области и необходимых для результативной деятельности в ней. Формирование компетенций в учебно-воспитательном процессе происходит посредством содержания образования. При этом у обучающегося формируются способности и возможности решать бытовые, производственные и социальные проблемы. Разработанный и внедряемый в образовательный процесс компетентностный подход предусматривает формирование у студентов общекультурных компетенций. Эффективному формированию общекультурной компетентности студентов в образовательном процессе в системе среднего профессионального образования способствуют созданные соответствующие педагогические условия - образовательная среда. Особенность общекультурных компетенций в том, что они не являются профессионально обусловленными, ими должны обладать все специалисты, независимо от сферы их деятельности, а также они образуют основу для учебных и профессиональных компетентностей. При этом выпускник должен разделять ценности, господствующие в обществе: патриотизм и гражданственность, высокие морально-нравственные характеристики, общую, языковую, правовую культуру, ценности гуманизма и экологического сознания. При разработке механизмов воспитательного воздействия необходимо понимать, что основным видом деятельности студента является участие в учебном процессе, в рамках которого возможность непосредственного взаимодействия преподавателя с каждым студентом обеспечивает воспитательный потенциал. При этом высокие требования предъявляются к личности преподавателя, его морально-нравственным и этическим качествам, а также к условиям образовательной среды учебного заведения. В системе профессионального образования для достижения результатов по формированию общекультурных компетенций необходимо использовать большое разнообразие современных средств наглядности, позволяющих максимально совместить обучающие и воспитательные задачи [4-5]. Рассмотрим более подробно возможности формирования общекультурных компетенций при помощи современных средств наглядности в процессе обучения студентов живописи. Основными условиями применения современных средств наглядности на занятиях по живописи являются следующее. 1. Оптимальное применение наглядности означает целесообразное ее использование. Поэтому преподавателю необходимо подобрать средства наглядности, способствующее усвоению главных, существенных вопросов содержания изучаемой темы, решению поставленных задач за минимальный промежуток времени. 2. Помимо основных, подбираются некоторые дополнительные наглядные пособия, которые могут быть использованы при наличии свободного времени или в качестве средств, позволяющих лучше пояснить изучаемый вопрос при возникновении затруднений. 3. При выборе средств наглядности учитываются особенности данной группы студентов, преимущественный тип мышления большинства её обучающихся - словесно-логический или наглядно-образный. В первом случае наглядность применяется несколько меньше или в таких видах, которые более абстрагированы. Во втором случае удельный вес средств наглядности возрастает. 4. В процессе закрепления и повторения учебного материала целесообразно использовать новые средства наглядности, позволяющие переносить усвоенные знания на другие объекты и тем самым усваивать их глубже, осознаннее. 5. Для повышения эффективности применения средств наглядности следует четко ставить цель перед обучающимися. Это усиливает их внимание, делает его более длительным и устойчивым. 6. Полезно применять специальные приемы повышения интереса студентов к объектам наглядности, несмотря на то, что они сами выступают в роли активизирующих средств. Современные средства наглядности в большинстве своем создаются на основе компьютерных технологий, что формирует условия для эффективной оптимизации процесса становления компетентности будущего специалиста, развития его познавательных процессов, культуры и вкуса. Визуализация изучаемых понятий и процессов с помощью средств наглядности является тем фактором, который позволяет организовать переработку учебной информации одновременно несколькими органами чувств, включить в учебный процесс достаточно большое количество носителей информации. Конечно, совершенствование технического оснащения учебных занятий ведет к качественному изменению содержания обучения, к повышению требований к профессиональной подготовке специалистов, их уровня знаний, их умений творчески реализовывать полученные знания и умения в опыте практической деятельности. Немаловажным является тот факт, что и уровень подготовки и профессионального мастерства педагогов также должен совершенствоваться, так как именно от них зависит эффективность внедрения в образовательный процесс новых прогрессивных методов и средств обучения [6]. Разработанные на основе мультимедийных технологий средства наглядного обучения обладают уникальными свойствами, позволяя комплексно использовать изобразительные, анимационные, видео- и звуковые материалы. Информация может быть представлена не только в традиционном виде, но и в форме интерактивной наглядности. В этом случае посредством интеллектуального интерфейса организуется возможность получения дополнительных разъяснений и рекомендаций по изучаемой теме [7-8]. Одним из наиболее перспективных вариантов разработки средств наглядности с помощью мультимедийных технологий является использование эффектов анимации. Анимация позволяет преобразовать статическое изображение в динамическое, придав ему эффект движения или изменения размера, формы, цвета и пр. Также анимация может создавать динамический процесс развертывания текстовой информации, подавая ее небольшими порциями для усиления акцентировки на отдельных понятиях и улучшения их запоминания. В рамках обучения живописи анимация способна создать имитацию движения частей изображения (иллюстрации, картины, рисунка), художественных процессов, показать этапы работы над изображением и т. д. Такая динамичность моделируемой среды кардинально расширяет возможности образовательного процесса и приближает модель к реальной действительности. Интенсификация обучения с использованием приемов анимации осуществляется с помощью различных способов обработки аудиовизуальной информации: наложение и перемещение объектов на поле слайда, их деформация (увеличение или уменьшение, растягивание или сжатие), изменение цвета и тона изображения, эффект лупы (перемещение или рассмотрение выбранной части изображения), эффект многооконности (представление информации в разных блоках на одном поле слайда), дискретность (возможность выбора одного из видов информации), демонстрация процессов в режиме реального времени (использование видеосъемки). Еще одной немаловажной особенностью современных средств наглядности, подготовленных посредством мультимедиа, является их управляемость. Преподаватель имеет возможность регулировать последовательность и темп показа в соответствии с логикой подачи учебного материала. Таким образом, современные подходы к реализации принципа наглядности обучения основаны на активном привлечении компьютерных технологий, что способствует, с одной стороны, повышению качества визуальной информации, с другой - усилению ее абстрактной стороны. Информация подается в более ярком и динамичном виде, а также интерпретирует существенные свойства реальных объектов, процессов и понятий с помощью инфографики (динамических схем, таблиц, диаграмм). Сегодня значительно расширяется спектр наглядных средств обучения на занятиях по живописи. К ним можно отнести как традиционные средства наглядности (графика, плакаты, схемы, таблицы, звукозаписи, кинофильмы и пр.), от которых не стоит отказываться, так и новые разработки на базе компьютерных технологий: анимированные модели, слайд-шоу, электронные презентации, интерактивные таблицы, программные комплексы и т. д. [9-14]. В качестве современных средств наглядности на занятиях по живописи для формирования общекультурных компетенций у студентов целесообразно применять следующие группы. Анимации и слайд-шоу Анимации позволяют не только познакомиться с работами мастеров живописи, изучить стили, жанры ИЗО, совершить виртуальные экскурсии по музеям мира, познакомиться с традициями народов мира, но и продемонстрировать методы рисования, построения композиции. В слайд-шоу отсутствует движение объектов, меньше художественных эффектов. По характеру информации, представленной в объектах, это небольшие рассказы по определенной тематике, где иллюстрации сопровождаются дикторским текстом, демонстрируются фрагменты произведений, о которых рассказывает диктор. В основном такие объекты содержат минимальное количество текстов, чаще всего это сведения о произведениях искусства. Интерактивные модули Используя этот тип наглядных средств, преподавателю следует помнить о том, что виртуально невозможно научиться рисовать. С помощью них можно создать творческое настроение, повысить мотивацию, а затем обязательно должна следовать работа по всем законам жанра. Основными типами интерактивных модулей являются следующие: - интерактивные модули, используемые для проверки знаний, например, выбор правильного ответа, кроссворды, логические задания, задания на проверку и выработку внимания и т. д.; - интерактивная среда конструирования, где можно собрать из готовых модулей что-либо в соответствии с заданием; - интерактивная среда для раскрашивания, работы с цветом. К примеру, интересна работа с последним типом. В меню справа располагается палитра. Раскрашивание производится следующим образом: выбирается цвет на палитре, затем указывается область на шаблоне рисунка. Целесообразно использовать подобные модули не только для раскрашивания, но и для решения задач по работе с цветом. Видеофрагменты В состав объектов этого типа включена видеозапись приемов рисования. Это короткие фрагменты, которые сопровождаются музыкой; студенты должны увидеть работу рук, а преподаватель добавляет свой комментарий. Преимущества видео по сравнению с анимацией для этих объектов состоит в том, что обучающиеся видят реальный материал, не создается впечатление нереальности, демонстрация на большом экране делает объяснение доступным всей группе. Видеофрагменты проигрываются стандартными программами. Электронные презентации Электронная презентация может быть использована на занятиях разных типов и видов: лекция, беседа, диспут, путешествие, вернисаж. Она поможет заинтересовать студентов, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленных произведений и новых понятий. При этом надо учитывать, что обширная текстовая информация, помещенная на слайдах, малоэффективна, так как отвлекает от наглядной, и самое главное - живую речь преподавателя сложно заменить каким-либо напечатанным текстом, даже если он полно и понятно раскрывает обучающимся тему урока. Демонстрация презентации сопровождается лекцией или комментарием преподавателя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусства. В результате создается своя мультимедийная библиотека, максимально приближенная к учебному процессу. Интерактивный плакат Учебный плакат - наглядно-дидактическое пособие, посвященное одной конкретной теме. А интерактивный плакат - электронный учебный плакат, имеющий интерактивную навигацию, которая позволяет отобразить необходимую информацию: графику, текст, звук. Интерактивный плакат является новым средством представления информации, позволяющим повысить эффективность учебного процесса, вызвать интерес обучающихся к изучению той или иной темы. Необходимость использования подобных интерактивных средств вызвана тем, что зачастую стандартная презентация не может отразить всех взаимосвязей между изучаемыми и представляемыми на ней процессами и объектами, а только лишь в общих чертах описывает их, не позволяет активно взаимодействовать с элементами предыдущих и последующих слайдов, т. к. имеет линейную структуру. Более того, преподаватели не всегда достаточно компетентны в создании презентаций, поэтому в них могут быть включены нежелательные мультимедиаэлементы (картинки из клипартов, звуковые и анимационные эффекты), отвлекающие обучающихся от изучаемого материала. Использование статичных рисунков и фотографий не всегда оправдано, так как их эффективность по сравнению с интерактивными средствами ниже. С помощью интерактивного плаката у преподавателя появляется возможность представить материал в целостном виде, не обходя стороной главные вопросы и подробно раскрывая содержание изучаемой темы. Его использование поможет обучающимся в увлекательной и доступной форме ознакомиться с новым материалом, усвоить ключевые понятия, общие закономерности. Очевидно, что для создания плаката требуются определенные навыки работы с программным обеспечением, соблюдение правил его построения. Грамотно составленный интерактивный плакат может стать одним из самых эффективных средств обучения. Указанные современные средства наглядности способны обеспечить формирование у обучающихся общекультурных компетенций при грамотном отборе содержания учебного материала в рамках преподаваемой дисциплины «Рисунок и живопись». Таким образом, формирование общекультурных компетенций способствует становлению профессиональных качеств специалистов, способных к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающих развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. Психолого-педагогический эксперимент проводился в 2020/21 учебном году на базе ГБПОУ «Брянский строительный колледж им. Н.Е. Жуковского» В эксперименте принимали участие студенты 4-го курса специальности 07.02.01 Архитектура в количестве 24 человек. В процессе обучения живописи группа делится на две подгруппы. Одна подгруппа являлась экспериментальной, а другая - контрольной. Экспериментальная диагностика уровня сформированности общекультурных компетенций у студентов проводилась дважды: на диагностико-констатирующем и контрольно-оценочном этапах. В ходе эксперимента на занятиях был применен разработанный учебно-методический комплекс по дисциплине «Рисунок и живопись». К каждому занятию было подобрано содержание обучения, разработан план-конспект, современные средства наглядности: слайд-шоу, видеофильмы, интерактивный плакат, интерактивная библиотека. На диагностико-констатирующем этапе в группе проводилась диагностика уровня сформированности общекультурных компетенций (ОК). Обучающимся обеих подгрупп было дано задание сделать коллективную композицию на историческую тематику. Во время выполнения творческого задания мы анализировали деятельность студентов. Для этого нами были выделены следующие критерии, по которым были определены показатели: 1. Информационный - способность ориентироваться в информационном потоке, находить, хранить, систематизировать информацию; компьютерная грамотность; критическое отношение к информации. 2. Коммуникативный - готовность к общению; опыт взаимодействия; работа в микрогруппах в ролях руководителя и исполнителя; навыки публичных выступлений; письменной речи. 3. Саморазвивающий - умение выстраивать собственную жизненную стратегию; умение самостоятельно контролировать свое интеллектуальное развитие. 4. Деятельностный - планирование, прогнозирование, моделирование, опыт познавательной, учебной, исследовательской деятельности; выбор решения в условиях неопределенности; готовность к оценочной деятельности. Каждый критерий оценивался по 5-балльной шкале. На основе полученных данных были составлены диаграммы процентного соотношения обучающихся экспериментальной и контрольной подгрупп, находящихся на разных уровнях сформированности общекультурных компетенций. Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что большинство студентов исследуемой группы находятся на среднем уровне сформированности общекультурных компетенций. Это подтверждает необходимость проведения формирующего эксперимента. Формирующий этап проводился в экспериментальной подгруппе. Проводились лекционные и практические занятия по разделу «Живопись фигуры человека» с использованием современных средств наглядности, таких как интерактивный плакат, видеофильм, слайд-шоу, интерактивная библиотека. Все занятия проводились в соответствии с разработанным учебно-методическим комплексом, включавшим фрагмент авторской программы с тематическим планированием по курсу «Рисунок и живопись»; планы-конспекты лекционного и практического занятий с использованием современных средств наглядности. Современные средства наглядности использовались на этапах: 1) объяснения нового материала в ходе лекционного занятия, 2) закрепления изученного материала в ходе лекционного занятия, 3) выполнения практических творческих заданий в ходе практического занятия и др., 4) самостоятельной работы студентов. После применения на занятиях в экспериментальной группе разработанного нами учебно-методического комплекса провели повторную диагностику уровня сформированности общекультурных компетенций студентов. Диагностика проводилась по ранее указанным критериям. Студентам обеих подгрупп было дано индивидуальное задание: выполнить сюжетно-тематическую композицию на мифологическую тематику. Как показал анализ данных эксперимента, в экспериментальной подгруппе результаты улучшились. Количество учащихся с низким уровнем сформированности общекультурных компетенций уменьшилось с 17 % до 8 %, то есть на 9 %. С высоким уровнем - увеличилось с 17 % до 58 %. В контрольном классе результаты ухудшились. Количество учащихся с низким уровнем увеличилось на 1 человека. Таким образом, можно говорить о том, что использование современных средств наглядности, таких как интерактивный плакат, видеофильмы, слайд-шоу, интерактивная библиотека, способствуют повышению уровня сформированности общекультурных компетенций на занятиях по живописи. Мы можем сделать вывод о полном подтверждении гипотезы исследования. Анализ литературы по проблеме исследования и опыт практической деятельности позволяет сделать вывод о том, что внедрение в процесс обучения студентов колледжа компетентностного подхода повышает качество образования. Реализация компетентностного подхода направляет учебно-воспитательный процесс на достижение не только образовательных результатов, но и на приобретение способов усвоения, переработки информации для решения будущих социально значимых и профессиональных задач. При этом эффективным способом решения проблемы формирования общекультурных компетенций на занятиях по живописи является использование современных средств наглядности. Благодаря использованию современных средств наглядности процесс обучения основывается на чувственном восприятии обучающимися понятий, закономерностей, этапов выполнения живописного произведения. Кроме того, они используются как средства раскрытия и конкретизации изучаемого материала. Эффективность формирования общекультурных компетенций на занятиях по живописи при помощи использования современных средств наглядности была доказана в ходе проведения психолого-педагогического эксперимента. Применение интерактивных плакатов, видеороликов, слайд-шоу на различных этапах лекционных и практических занятий по живописи в экспериментальной подгруппе способствовало повышению уровня сформированности общекультурных компетенций по таким критериям, как информационный, коммуникативный, саморазвивающий, деятельностный.
×

About the authors

N. V Bychkova

Bryansk State University acad. I.G. Petrovsky

Email: bichckowanatalya@yandex.ru
Bryansk

References

  1. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика. 2-е изд., стереотип. Москва: Издат. центр «Академия», 2008. 352 с.
  2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. Москва: Издат. центр «Академия», 2000. 176 с.
  3. Мухина С.А., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения. Москва: ГЭОТАР-Медиа Год, 2008. 360 с.
  4. Маркичева Г. Информационные технологии на уроках ИЗО [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/subjects/28 (дата обращения: 15.10.2020).
  5. Гериш Т.В., Самойленко П.И. Компетентностный подход как основа модернизации профессионального образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. № 2. С. 11-15.
  6. Есенков Ю.В. Проектирование образовательного процесса в профессиональном учебном заведении: учеб.-метод. пособие. Ульяновск: УИПК ПРО, 2008. 68 с.
  7. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник. 3-е изд., стереотип. Москва: Издат. центр «Академия», 2008. 208 с.
  8. Андресен Бент Б., Бринк К. ван ден. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Дрофа, 2007. 224 с.
  9. Бесчастнов Н.П., Стор И.Н., Кулаков В.Я. Живопись: пособие для вузов. Москва: Владос, 2010. 255 с.
  10. Бхаскаран Л. Дизайн и время: стили и направления в современном искусстве и архитектуре. Москва: АРТ-РОДНИК, 2006. 256 с.
  11. Грашин А.А. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды: учеб. пособие. Москва: Архитектура-С, 2004. 232 с.
  12. Ивли Т. Дизайн интерьера. 500 креативных идей. Москва: Эксмо, 2008. 255 с.
  13. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: учебник для вузов. Москва: Омега-Л, 2006. 224 с.
  14. Лаврентьев А.Н. История дизайна. Москва: Гардарики, 2007. 303 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Bychkova N.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies